В Статуте княжество еще строго отделяется от короны польской. По постановлениям его русский язык признан был официальным языком в законодательстве и судопроизводстве: 116 и западно-русское дворянство постоянно настаивало на употреблении в документах русского языка и протестовало против нарушения этого права. 117 Точно также Статутом король обязывался не раздавать в княжестве земель полякам и на высшие должности ставить только природных литвинов. 118 Но, несмотря на эти гарантии законодательства, при соединении в одном лице королевского и великокняжеского достоинства, при неопределенности границ между короной и великим княжеством и при постоянном стремлении поляков поживиться на счет Литвы, польский элемент с постепенно возрастающей силой вторгался в области Литовского княжества. Многие поляки получили в княжестве высшие должности. Литовско-русское дворянство несколько раз просило короля, чтобы границы между Польшей и великим княжеством Литовским приведены были в точную известность. Об этом оно подавало просьбы на виленских сеймах в 1547, 1551 и 1554 гг. Такие же просьбы особо подавало дворянство волынское в 1551 и 1554 гг. Король исполнил желание дворянства, но это ни к чему не повело, точно также как не повели ни к чему жалобы их 119 на предоставление полякам должностей в княжестве. На Подолье, Волыни и во всех литовско-русских землях, даже на Смоленщине, осели польские роды. Множество имений перешло в руки польской шляхты – покупкой и чрез браки поляков с литовцами. (А. 3. Р., т. III, стр. 53). Литовцы видели в этом прямое нарушение своего коренного права и постоянно жаловались на «забранье земель» поляками: 120 но король отвечал, что «панства его милости вси суть не замкнуты и есть вольно каждому приехать и отъехать, купити и продати; а иж чужоземцы имения поседают, в том иный нихто не есть винен, одно тот сам, который чужоземца на маетность свою приймует и именья ему свои продает; когда бы есте их на маетности своя не приймовали и имений им не продавали, они бы тех имений ваших не поседали». 121 Это говорил уже Сигизмунд Август и в горьком укоре его литовцам было много правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Многие из польских православных иерархов совершенствовали свои богословские познания в стенах духовных школ Московского Патриархата, а в Русской Православной Церкви есть иерархи и клирики, обучавшиеся в Христианской богословской академии в Варшаве. Развитию студенческого обмена благоприятствует то обстоятельство, что в большинстве приходов Польской Православной Церкви богослужения совершаются на церковно-славянском языке, а проповеди произносятся на русском языке, который в значительной степени является и языком церковного образования. Важной стороной нашего сотрудничества с польскими братьями является также православное паломничество, большой вклад в расширение которого вносит Братство православной молодёжи Польши. Святыни Польской Православной Церкви регулярно посещают паломники из стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата – иерархи, клирики и миряне. Особенно важным для себя мы считаем выявление новых возможностей для общения православной молодёжи, ведь паломничество можно рассматривать и как особый вид религиозного образования. Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Порошин 17 августа 2012, 11:30 У России и русских нет претензий к Польше и полякам. Это вообще характерно для русского народа - не зацикливаться на претензиях. Спросите любого, какие у него претензии к Польше - думаете, станут вспоминать по Смутное время или убитых Пулсудским военнопленных? Скорее спросят, " а где эта Польша то? " У поляков к нам претензий масса, претензии к России и русским - часть механизма по сохранению польской идентичности, от них так сразу не откажешься. И это показатель того, что поляки - не сверхнация, не самодостаточны в каком-то отношении. Претензии к России нужны им для самоутверждения, для существования - как и претензии к немцам. И поэтому любые акты примирения - это акты " прощения " нас поляками, полякам они нужнее - хотя идея, наверное, и неплохая. Были в Польше в последний раз, года 4 назад - знакомый поляк спрашивает моего друга - " А как вы в России оцениваете позицию Польши по такому-то вопросу? "

http://pravoslavie.ru/55504.html

Но ничто, кажется, не могло столько ужаснуть народа, как показание, будто бы, братьев Бучинских, служивших у Димитрия. Они, как говорила грамата, сознавались, что в пятницу, накануне своей смерти, разстрига говорил с Вишневецким так: «Время мне утвердить свое государство и распространить веру римского костела, а начальное дело будет побить бояр; а если мне не перебить бояр, то они меня самого убьют». – «Если ты побьешь бояр, то на тебя всей землей станут», – сказал Вишневецкий. «Я умыслил вот как – сказал Гришка – вывести наряд за город для потехи, а в воскресенье велю туда выехать воеводе Сендомирскому, и тебе, и старосте Саноцкому, и Домарацкому, и всем полякам и литве в доспехах и с оружием, а я выеду с боярами и дворянами; и когда начнут из наряда стрелять – в те поры я велю полякам ударить на бояр и дворян и побивать их. Я уже указал, кому убивать бояр: князя Федора Мстиславского убьет Михайло Ратомский, а Шуйских побьют Тарло да Стадницкие; и других бояр я распределил убить – человек двадцать; а когда их побьют, тогда во всем будет моя воля». Гришка надеялся, что народ тогда будет покорен ему. Бучинский заметил: «если ты побьешь бояр, кто у тебя будет в царстве уряжать и сидеть в приказах?» – «У меня – сказал Гришка – все умышлено, все готово, – будут править царством: воевода Сендомирский, Тарло, Стадницкие, да ты, Вишневецкий, и иные ваши приятели, да еще пошлю в Полышу и в Литву. Тогда мне будет надежно, и государство мое будет без опасения, и я скоро всех приведу в римскую веру. Я уже видел тому примеры; кого безвинно убить велю – никто за того слова не молвит» 25 . Таково было показание, которое выставляли от Бучинских. Действительно ли так говорили Бучинские –неизвестно; но одного из братьев Бучинских утром 17 мая вытащили из кустарника 26 , и могло быть, что он для спасения жизни говорил о мертвом то, что боярам было угодно. Таким образом, убийство разстриги выставлялось пред русским народом делом крайней и поспешной необходимости, единственным средством отвратить грядущее ниспровержение веры, разорение государства и подчинение русского народа иноземцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В статье «Польский вопрос», являвшейся своего рода программным документом, содержащим развернутый, подкрепленный ссылкой на непреложные факты истории план беспощадных действий против восставшей Польши, Катков писал: «Вопрос о Польше был всегда и вопросом о России. Между этими двумя соплеменными народностями история издавна поставила роковой вопрос о жизни и смерти. Оба государства были не просто соперниками, но врагами, которые не могли существовать рядом, врагами до конца. Между ними вопрос был уже не о том, кому первенствовать или кому быть могущественнее: вопрос между ними был о том, кому существовать…» (Рус. вести. 1863. С. 476–477). Из воспоминаний Страхова видно, что и ему, и братьям Достоевским претила катковская безжалостно историческая, слишком «крутая и узкая» трактовка проблемы польско-русских государственных отношений. По определению Страхова, она грешила «поразительной скудостью категорий для суждений». Полемика Достоевского с Петерсоном содержала ряд достаточно резких выпадов, направленных непосредственно против издателя «Русского вестника» и «Московских ведомостей». Как и в целом ряде прежних своих полемических выступлений, Достоевский осуждал Каткова за неверие в самостоятельность русского «национального развития», за преклонение перед западной цивилизацией в «англизированном» ее выражении. Через два месяца после закрытия «Времени» Страхов добился помещения в «Русском вестнике» нового разбора его статьи, написанного самим Катковым и снимавшего основные обвинения Петерсона. Сравнительно мягко упрекнув автора «Рокового вопроса» за вольные и невольные комплименты полякам (до этого в специальном письме Страхов сумел убедить Каткова в своем отнюдь не восторженном отношении к полякам и полонофилам), Катков в заключительной части статьи подверг резкой критике характерное для Достоевского и Страхова противопоставление самобытной православной России католической Европе О содержании «Ответа редакции „Времени“ на нападение „Московских ведомостей“» Катков, если и знал, то только понаслышке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Ваши - всегда вызывают. Даже не улыбку, а смех. 15. Ответ на 12., Hyuga: ... мне дороже не ваше личное мировоззрение, а истина... Не смешите людей-то. 14. Ответ на 11., Владимир Юрганов: вопят о " проклятом наследии царизма " . Да, это я, про кого вы сказали, что какие-то. Читать хотя бы по слогам умеете или же только умеете копировать чужие слова, вашей мысли в ваших словах нет, есть только избитые пропагандистские кричалки. Я написал " тяжёлое " , а вовсе не " проклятое " , проклятым назвали царизм вы и в советское время вы непременно были бы ярым обличителем царизма, а ныне пытаетесь рядиться в одежды его защитников. Получается плохо. Но я вовсе не намерен учить и перевоспитывать вас, мне дороже не ваше личное мировоззрение, а истина и потому мне нет необходимости вести разговор с вами. Историю вы совсем не знаете и в титульную нацию чохом записали русский народ, который существовал на грани выживания и жил в избушках аж даже без пола, хотя по силам было власти каждому крестьянину бесплатно сделать пол, леса-то у нас много. Полякам, говорите, напоминали, а удержали-таки Польшу? Ведь даже 1812 год это из-за Польши и только из-за неё. И сожжение Москвы. Я не учу вас ничему и мне этого не надо. Каждому своё. 13. Re: В «войне» Казани с Жириновским все средства хороши? Просто мрак какой-то. какие-то потерявшие остатки совести ... на страницах православного форума вопят о " проклятом наследии царизма " . Я думаю, самое больше " проклятое наледие " для них, и прочих власовцев и компрадовов - это наличие в России Православия. И эти ... поливают грязью тех, кто смеет подавать голов с защиту русских, и русского мира. Российская империя собирала страну. И в неё НЕ БЫЛО национальных трений. Ибо каждый народ знал своё место в могуществе государства - и свои права, и свои обязанности. а когда забывал о них, такому народу быстро напоминали, как полякам. На том и держалась сила и крепость Российской империи, сонова которой была её ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ, которая и вытягивала основные тяготы страны. Но никто не существовал за её счет, не паразитировал, как сейчас.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/13/v_...

Ярославцы сначала повиновались, сохраняли верность крестному целованию. Но чем русские были кротче, тем поляки наглее. Тогда ярославцы, собравшись, постановили, что более не станут давать кормов полякам, и целовали крест на том, чтобы ни в Москве, ни в окрестных городах полякам не быть, и готовились идти хотя бы на смерть по крестному целованию. В такие-то минуты пришли к ним грамоты от нижегородцев. 49 Ярославцы составили с этих грамот списки, приложили от себя увещательную грамоту и рассылали в Углич, Бежецк, Кашин, Романов; в этих городах жители, как прочитали присланные из Ярославля грамоты, тотчас целовали крест – стоять за православную веру против польских и литовских людей. 50 Между тем, в самом Ярославле с воеводою Иваном Волынским собрались все дети боярские ярославского уезда, да триста старых казаков, да к ним еще пристали астраханские стрельцы и стрельцы приказа Шарова, которые возвращались из Новгорода. Сверх того, пятьсот человек стрельцов, выправленных из Москвы в Вологду в предупреждение мятежа в Москве, не пошли далее и пристали к ярославскому ополчению. 51 16 февраля, для большей крепости дела, в другой раз ярославцы целовали крест на соединение с рязанскими, украинскими и понизовыми городами Московского государства. Пришли нижегородские грамоты во Владимир, и там собрались все люди и целовали крест на том, что стоять им, володимирцам, со всеми городами заодно против польских и литовских людей за королевскую неправду. Сделали списки с нижегородских грамот, приложили свою и отправили гонцов в Суздаль, в Переяславль-Залесский, в Ростов; и эти города пристали к общему делу. 52 В Суздале, сверх грамот нижегородских, ярославских и владимирских, явился Андрей Просовецкий, прежде сподвижник тушинского вора, разорявший северные русские области; теперь, с толпою своих необузданных казаков, он вызывался служить общему делу русской земли. Из Суздаля он писал в Володимир, в Ярославль, в Кострому и в другие города, а тамошним жителям поручал писать от себя к соседям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Марина с новорождённым сыном Иваном заключена была под стражу. Когда опасность со стороны Калуги миновала, Москва начала понемногу оправляться и подыматься, чтобы нанести решительный удар и главнейшему своему врагу, полякам. Когда попытка посадить Владислава на престол не удалась, когда свободная уния с Речью Посполитой грозила перейти в формальное подчинение ей, на спасение Московского государства явилась новая сила, могучая и надёжная. Население Москвы и всего государства видело полное распадение думы и чувствовало, что, по слову современника, „оскудети премудрые старцы и изнемогоша чудные советники и отъя Господь крепкого земли“. Митрополит Филарет, князья Шуйские и В. В. Голицын были в польском плену. Князья И. М. Воротынский и А. В. Голицын сидели в Москве „за приставами». Прочие бояре или должны были служить полякам, или потеряли всякое влияние на дела. Народ считал одних бояр страдальцами, других изменниками и понимал, что отныне боярская дума перестали быть руководительницей общественной жизни и правительственной власти. Всем правил начальник польского гарнизона в Москве, Гонсевский, и два его приспешника, изменники Михаил Салтыков и Фёдор Андронов. Но если пало боярское правительство, если земский совет при боярах был разогнан „изменниками» или милостиво распущен Сигизмундом из его королевского стана, то ещё было цело правительство церковное и не был поколеблен патриарший авторитет. Патриарх выступал теперь на первое место и не мог, если бы и хотел, уклониться от действия в такую минуту, когда не стало вовсе государственной власти. „Ныне, по греху нашему, мы стали безгосударны, и патриарх у нас человек начальный», говорили тогда русские люди. Однако, патриарх не сразу занял подобающее ему место, но лишь после того, как стали обнаруживаться гибельные для Москвы последствия призвания Владислава. Водворение у власти в Москве „изменников-воров», тушинских дьяков и „верников» Сигизмунда, холодный приём, оказанный великому посольству королём под Смоленском, унижение и аресты московских бояр, слухи о том, что Сигизмунд сам желает московского престола, – всё это были такие признаки грядущих бед, которые должны были встревожить самые беспечные умы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В сентябре 1939 года Британия никакой помощи полякам не оказала, ограничившись посылкой в октябре во Францию четырёх дивизий (Польшу к тому времени немцы уже разгромили). Франция, которая должна была в первый день войны помочь полякам авиацией, на третий день начать ограниченное наступление, а на 15-й день предпринять крупное наступление, тоже ничем не помогла. Начальник французского Генерального штаба генерал М. Гамелен заявил 31 августа, что Франция может предпринять серьёзное наступление «не раньше чем через два года...» . Итак, Британия и Франция, объявив войну Германии, бездействуют. Вермахт крушит польские войска. К 15 сентября польское руководство окончательно утрачивает контроль над событиями. Польский фронт, лишённый единого руководства, распадается. 16 сентября немцы окружают Варшаву, их 14-я армия приближается ко Львову, а корпус группы армий «Север» 17 сентября доходит до Бреста. Расчёты Сталина на то, что нацистская Германия окажется скованной на два фронта - на западе и в Польше, не оправдались. Вермахт рвётся на восток и во многих местах пересекает линию советско-германского размежевания, определённую секретным протоколом к договору о ненападении. Могут ли немцы в этих условиях перейти линию по рекам Писса, Нарев, Висла и Сан и выйти к советской границе? Отвечать приходилось немедленно. 17 сентября войска Красной армии получают приказ занять Западную Украину и Западную Белоруссию, захваченные в 1919 году поляками и включённые в состав Речи Посполитой. К тому моменту польское правительство полностью утратило контроль над территорией страны и в ночь на 18 сентября бежало в Румынию. Польское государство перестало существовать, хотя отдельные части и группы патриотов - к их чести - ещё продолжали сражаться. Войскам Белорусского (командующий командарм 2-го ранга М. Ковалёв) и Украинского (командарм 1-го ранга С. Тимошенко) фронтов разъяснялось, что они должны занять территорию Западной Белоруссии и Западной Украины, взяв под защиту жизнь и имущество местного населения. В обращении военных советов фронтов говорилось, что советские воины идут «не как завоеватели, а как освободители... украинских и белорусских братьев... от всякого гнета и эксплуатации, от власти помещиков и капиталистов» . Внимание бойцов и командиров особо обращалось на необходимость защиты местного населения от жандармов и осадников, охраны имущества всех граждан независимо от национальности, лояльного отношения к польским военнослужащим и государственным чиновникам, если они не оказывают вооружённого сопротивления советским войскам.

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/17/...

Однако в исторической памяти многое может обернуться против поляков. Немцы как народ помнят изгнание немецкого населения из Силезии и Восточной Пруссии, которые достались Польше вместе с их природными богатствами и развитым хозяйством. Цену этих богатств никто не подсчитывал, но если в Берлине решатся на «встречный иск», речь пойдет о колоссальных суммах. Возможное ослабление (или даже развал) Европейского союза приведет к высвобождению скрытых сил, в том числе дремлющих сил германского реваншизма. Нужно ли полякам то, на что намекнул канцлер Шольц в ответе на их претензии:  «Глядя на экс-премьера Польши Дональда Туска, я хотел бы сказать, насколько важны соглашения, заключенные бывшим канцлером Германии Вилли Брандтом, о том, что граница между Германией и Польшей установлена навсегда после сотен лет истории. Не хотелось бы, чтобы кто-то «рылся в книгах по истории, чтобы провести ревизионистские изменения границ согласно архивным документам». Намёк очень прозрачный. Границы в Европе перекраивались каждое столетие, а с границами Польши это происходило особенно часто. И если желающие заняться этим появятся снова, сразу вспомнится, что Польша сегодня – это в значительной мере лоскутное одеяло, в том числе за счёт немецких земель, прирезанных ей победителями во Второй мировой войне. Отними у неё эти земли и Польша превратится в небольшую территорию с хуторским свиноводством и плодоовощными хозяйствами. Так к чему полякам тревожить призрак германского реваншизма? Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Сталин как-то сказал " оба хуже " (И. В. Сталин) Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Пара из Новосибирска оскандалилась на всю Россию своим делом В доме убийцы байкера в Москве нашли более 72 миллионов рублей В России умер мужчина весом 400 килограмм: спасали через окно На Кубани семья жестоко издевалась над детьми: что они делали Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/21/odnogo...

Но в 1386 году случилось событие, которое сразу повернуло литовскую историю в другую сторону. Польский король Людовик († 1382) 644 оставил после себя наследницей престола 13-летнюю дочь Ядвигу (Гедвигу) и Полякам нужно было найти своей королеве мужа. Литовского великого князя Ягайла, сына и преемника Ольгердова, и литовских бояр крайне прельстила открывавшаяся возможность соединить Литву с Польшей и они употребили все усилия, чтобы этого достигнуть, вследствие чего 15 Февраля сейчас указанного года и состоялся брак Ягайла с Ядвигой. Более чем вероятно, что этот неожиданный поворот истории Литвы в другую сторону был обстоятельством и счастливым для Москвы, которая в Литве, превратившейся из литовско-русского в русско-литовское государство, могла бы встретить очень опасную себе соперницу в собирании Руси. Но для русской церкви в Литве, а с ней и для литовской митрополии, наше событие было обстоятельством в высшей степени прискорбным. Ягайло, добиваясь получить руку Ядвиги, не только сам изъявил готовность перекреститься в латинство из Православия, к которому дотоле принадлежал 645 , но и обещал Полякам обратить в католичество весь свой народ. В отношении к литовско-языческой части населения княжества Ягайло со всей ревностью принялся за выполнение обещания тотчас после занятия польского престола, в чём, употребляя отчасти меры кротости, отчасти меры строгости, и имел скорый успех (разумеется, обратив массу Литовцев-язычников из язычества в христианство на первый раз только совершенно внешним образом). Что касается до Православных, – природных ли Русских или обращённых Литовцев, то Ягайла не отваживался сделать попытки – так же быстро превратить их в католиков, как быстро превратил язычников. Но, тем не менее, по отношению к ним усерднейшим желанием как его самого, так и его преемников, стало отселе то, чтобы под властью римского первосвященника они составили одно церковное стадо с прочими подданными польско-литовской короны. Таким образом, с 1386 года, со времени брака Ягайла с Ядвигой, положение Православия в Литве совершенно изменилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010