Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМУСИН Иосиф Давидович (16.11.1910, Витебск - 12.06.1984, С.-Петербург), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России. Окончил исторический фак-т ЛГУ (1941); д-р исторических наук (с 29 апр. 1965); преподаватель ЛГУ, ЛГПИ им. А. И. Герцена (1945-1950), Ульяновского педагогического ин-та (1950-1954); научный сотрудник Ин-та археологии и Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР (1955-1984). В фундаментальных трудах 60-80-х гг. ХХ в. А. подвел итоги работ зарубежных ученых, дал глубокую текстологическую и историко-религ. интерпретацию текстов «рукописей Мёртвого моря» и заложил основу дальнейшего их анализа. Под его редакцией был выпущен 1-й т. «Текстов Кумрана» (М., 1971). А. показал место общины кумранитов в религ. жизни эллинизованного Ближ. Востока на фоне духовных исканий, политической и социальной жизни кон. I в. до Р. Х.- I в. до Р. Х., обратив особое внимание на взаимосвязь раннего христианства и ессеев . Комментарии «кумранитов» на книги пророков А. исследовал как исторический источник. Соч.: Рукописи Мертвого моря. М., 1960; К определению идеологической принадлежности кумранской общины//ВДИ. 1961. 1. С. 3-22; Находки у Мертвого моря. М., 1965; Из кумранской антологии эсхатологических текстов//Краткие сообщ. Ин-та народов Азии. М., 1965. 86: История и филология Ближ. Востока. С. 56-66; Кумранская община. М., 1983; Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (I тыс. лет до н. э.) по библейским источникам/РАН, Ин-т востоковедения. М., 1993. Лит.: Амусин И. Д.//Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976. С. 122; Некролог//ВДИ. 1984. 4. С. 220; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (1792-1832), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933) НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (1815-1872), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига

http://pravenc.ru/text/114604.html

Кумранская община. М., 1983; Амусин И. К определению идеологической принадлежности кумранской общины//ВДИ. 1. С. 3–22), их взаимоотношения с другими известными сектами (см.: Амусин И. Кумранский антифарисейский памфлет//ВДИ. 1986, 3. С. 133–140), а также дисциплинарная практика (см.: Амусин И. Клятва ессеев//ВДИ. 1975, 1. С. 151–158), проблема исторической достоверности Книги пророка Даниила (см.: Амусин И. Кумранский фрагмент «Молитвы» вавилонского царя Набонида//ВДИ. 1958, 4. С. 104–117), вопросы кодификации ветхозаветной традиции истолкования Священного Писания (см.: Амусин И. Кумранские комментарии//ВДИ. 1968, 4. С. 91–108; Амусин И. Кумранский комментарий на Наума//ВДИ. 1962, 4. С. 101–110; Амусин И. Новые отрывки кумранского комментария на Наума//ВДИ. 1964, 1. С. 35–47; Амусин И. Кумранский комментарий на Осию//ВДИ. 1969, 3. С. 82–88), эволюция мессианских чаяний иудеев эпохи Второго Храма (см.: Амусин И. «Избранник Бога» в кумранских текстах//ВДИ. 1966, 1. С. 73–79). Издание в 1973 г. под редакцией И. Амусина текстов Кумрана (см.: Тексты Кумрана/Пер. с древнеевр. и арам., введ. и ком-мент. И. Амусина. М., 1971. Вып. 1) стало отправной точкой для отечественных исследований ветхозаветных апокрифов, сохранившихся в пещерах Мертвого моря и доносящих до нас малоизвестные детали религиозной жизни эпохи рубежа Заветов (см.: Елизарова М. Ветхозаветная апокрифическая литература и кумранские находки//ПС. 1986. Вып. 28 (91). С. 62–68; Старкова К. «Странствие Авраама»//ПС. 1986. Вып. 28 (91). С. 69–73). Итогом светского отечественного кумрановедения следует считать работу И. Тантлевского «История и идеология кумранской общины». Изданная в 1994 г. Институтом востоковедения книга является наиболее полным исследованием большинства проблем, поднятых находками у Мертвого моря (см.: Тантлевский И. История и идеология кумранской общины. СПб., 1994). 3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории Период праотцев Как было сказано в разделе об отечественной библейской археологии, ее особенностью было внимание к вопросу о происхождении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

По крайней мере четыре из первых семи найденных свитков имели сектантское содержание 10 , которое было близко по описанному древними авторами учению ессеев, достаточно широкого религиозного движения в палестинском иудаизме накануне пришествия в мир Иисуса Христа. Поэтому вскоре после публикации рукописей многие исследователи сделали оказавшееся теперь неверным предположение, что абсолютно все найденные в Кумране свитки были написаны или хотя бы переписаны внутри ессейского движения. Такому пониманию способствовала попытка связать происхождение рукописей с развалинами того места, неподалеку от которого в 11 пещерах и были найдены свитки. Отец Ролан де Во предположил, что в Кумране находилось религиозное поселение монашески-аскетического типа, в котором и жили ессеи, писавшие и переписывавшие для себя рукописи. Во время проводимых под его руководством раскопок он попытался объяснить все найденные в Кумране артефакты именно под этим углом зрения: в резервуарах для воды он усмотрел бассейны для очищения, в большой комнате, ориентированной на Иерусалим – братскую трапезную, а в одном из разрушенных помещений, по его мнению, находилась комната для переписывания свитков, которую он назвал «скрипторием». Изложенная гипотеза, которая провозглашала абсолютно все рукописи произведением ессейской общины, а само нахождение общины полагала в Кумране, получила в западной науке название «стандартной кумрано-ессейской модели» . В пользу такого подхода отец Ролан де Во и его последователи выдвигали следующие аргументы 11 : на месте Кумрана находилось религиозное поселение (большая часть помещений там – небольшие по размеру, они могли быть частными комнатами; рядом расположено большое кладбище; некоторые большие ванны могли служить ритуальными бассейнами общины, использовавшимися для обрядов очищения), причем поселение было сектантский типа (некоторые свитки, найденные первыми, имели сектантское содержание; были найдены кувшины с костями животных, что было интерпретировано как возможные жертвоприношения животных в противовес Иерусалимскому храму; присутствовавшие в развалинах 561 серебряная тетрадрахма – монеты особой номинации, использовавшейся для оплаты храмового налога – были восприняты как денежный запас сектантской организации), а также отличалось аскетическим характером (расположение в пустыне; многократное повторение ритуала очищения; простота кувшинов, отсутствие на них декоративных деталей, из чего заключали, что они изготовлены на месте, а не привезены извне; однообразие тарелок, что было понято как отсутствие рангов и привилегий у членов гипотетической общины; отсутствие женских украшений и вообще женских скелетов; простота захоронений и отсутствие в них предметов).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В солнечном ритуале ессеев исследователи усматривали и протест против официального иудейского культа, осуждавшего подобное отношение к солнцу, и влияние пифагорейства, герметизма, зороастризма, стоицизма, эллинистических представлений. Скорее всего, ближе к истине находится точка зрения, что для ессеев солнце выступало как зримый образ бога, символ его разума, лучи которого должны были помочь им подняться выше зримого солнца и помочь постичь божественную мудрость. Кстати, интересно будет сопоставить с этим утреннюю молитву христиан, о ко-торой сообщает в своем письме к императору Траяну (оно датируется обычно 111–113 гг.) наместник Вифинии Плиний Младший: «Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное». 314 Члены кумранской общины занимались земледелием, животноводством, ремеслом (добыча соли и асфальта в Мертвом море, выделка кож, производство шерстяных тканей). 315 У кумранитов новичков даже не допускали к общим трапезам до истечения двухлетнего испытательного срока. Иосиф Флавий упоминает далее о таком обычае (II, 8, 7), но говорит о трех годах. 317 Кумраниты исключали из своих рядов за умышленное нарушение «закона Моисея», клевету на полноправных членов общины, за выступление против ее порядков или за общение с ранее исключенным сектантом. Остальные проступки карались определенными сроками раскаяния, отстранением от ритуальных омовений, от участия в общих собраниях. 318 Трудно установить, кто понимается здесь под законодателем – Моисей или «праведный учитель», о котором много говорится в кумранских текстах. 319 В структуре кумранской общины существовали группы из десяти человек во главе со жрецом, который ею руководил. 320 У кумранитов не было такого исключительно строгого соблюдения субботы, какое описывает здесь Иосиф Флавий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наоборот, он считает институт рабства необходимым в некоторых хозяйственных областях. Филон только требует гуманного отношения к рабам, и полностью следует нормам библейского законодательства о рабах. Более того, отсутствие рабов у ессеев подтверждается и Иосифом Флавием, которого никак нельзя заподозрить в антирабовладельческих настроениях. Правда, пока неясен вопрос об отношении к рабству в кумранской общине. «Устав» вообще ничего не говорит о рабах, в «Дамасском документе» встречаются лишь упоминания о рабах. Это обстоятельство, по-видимому, свидетельствует либо об эволюции ессейского движения, либо о существовании различных течений в ессействе. Вопрос этот, однако, сложен, и пока трудноразрешим из-за недостатка данных. Тем не менее, отмечаемое Филоном отсутствие рабов у ессеев и терапевтов, подтверждаемое также Флавием, дает основание полагать, что, по крайней мере, на известном этапе развития ессейского движения, или в одном из направлений ессейства, рабство принципиально осуждалось в их среде. Для выявления связи терапевтов с ессеями важным является вопрос о календаре, поскольку с ним связана вся религиозная жизнь общины. Как удалось установить исследователям, Кумранская община имела свой особый календарь, который отличался от официального иудейского календаря. Характерной особенностью этого календаря было то, что он являлся солнечным, с постоянным числом дней в году 364. Особое строение календаря обусловило то, что из года в год числа месяца приходились на одни и те же дни недели и, следовательно, все религиозные праздники каждый год падали на одни и те же дни года, месяцы, недели. Исследователям удалось также проследить связь его с древним сельскохозяйственным календарем, построенным по пятидесятеричной системе. У Филона, в трактате о терапевтах, имеется только одно место (§ 65), где говорится о самом важном празднике общины, и которое может служить исходным пунктом и основой для сравнения с календарем кумранской общины. Из этого отрывка выявляется то, что у терапевтов при отсчете времени праздников имел место пятидесятеричный цикл.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

Из сравнения данных о терапевтах со сведениями античных авторов о ессеях и с кумранитами, общая основа этих течений представляется очевидной. Прежде всего, об этом свидетельствует их отношение к собственности и рабству, несмотря на то, что Филон мало внимания уделяет материальной жизни и социальным воззрениям терапевтов, и, поэтому, остается неясным, каким образом члены общины удовлетворяли свои, даже ничтожные, материальные потребности, есть указания, которые позволяют ставить в один ряд терапевтов с ессеями. То обстоятельство, что терапевты отдавали свое имущество, перед вступлением в общину, родственникам и друзьям, свидетельствует о том, что они, подобно ессеям, отказывались от частной собственности. Отличие состояло лишь в том, что ессеи приносили свое имущество в общее пользование, а терапевты совсем отказывались от него. Однако совместные культовые трапезы терапевтов говорят о том, что в общине существовали какие-то общие запасы, из которых устраивались эти трапезы. Кроме того, терапевты, каким-то образом, должны были обеспечивать себя одеждой и ежедневным питанием. Не исключено, что они могли жить за счет приношений сочувствующих и единомышленников, рассеянных по всему Египту. Возможно, что отдаваемое, при вступлении в общину, родным и близким имущество, обязывало тех делать какие-либо взносы в общину и, таким образом, содержать ее членов. По-видимому, социальный строй общины терапевтов представлял одно из направлений в ессейском движении, внутри которого существовали разнообразные социальные отношения, что подтверждается такими кумранскими документами, как «Устав» и «Дамасский документ» (см. 71, стр. 9–12). Более определенно связь общины терапевтов с ессейством проявляется в отношении тех и других к рабству. И терапевты, и ессеи в трактате Quod Omnis Probus Líber Sit (§ 79) осуждают рабство, как несправедливость, и не держат рабов. О том, что это не могло быть выражением взглядов самого Филона, свидетельствует его собственное отношение к рабству. Филон нигде в своих других работах не выступает принципиальным противником рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

20. По мнению некоторых историков, под «законодателем» у Флавия (Иуд. война, II, 8, 9) подразумевается Учитель Праведности. Но в этом тексте речь может идти и о Моисее. 21. Основные источники и литература, касающиеся Учителя Праведности, приведены в статье: И. Амусин. «Учитель Праведности» кумранской общины. — ЕМИРА, 1964, т. VII, с. 253-277; К. Старкова. Литературные памятники кумранской общины. Л., 1973, с. 43-116; J. Carmignac. Christ and the teacher of righteousness. Balmimore, 1962; j. starcky. Le Maitre de Justice et Jesus. — «Le monde de la bible», 1978, р. 53. В дальнейшем изложении мы будем придерживаться выводов, к которым пришел один из главных руководителей раскопок Кумрана о. Ролан де Во, а также о. Ж. Малик, Д. Флюссер, Ф. Кросс и др. В антирелигиозной литературе, как и следовало ожидать, Учитель был объявлен мифом (см. А. Каждан. Новые рукописи, открытые на побережье Мертвого моря. «Вопросы истории религии и атеизма», М., 1956, т. 4, с. 312). 22. Толкование на Аввак VII, 4-5, ТК, I, с. 154. 23. Гимны, XII, 19 (по нумерации G. Vermes). 24. Один из кумранских текстов говорит, что «исполняющих Закон» Бог спасет «за их старание и веру в Учителя Праведности» (Толк. на Аввак VIII, 1-3). Однако евр. слово эмуна (вера) отнюдь не обязательно указывает, что члены общины верили в Учителя как в Мессию. Эмуна прежде всего означает верность, преданность, доверие. См.: К. Старкова. Ук. соч., с. 60 сл. 25. Гимны, III 5; VII, 12. 13. 26. Толкование на Мих, 6-7. 27. Устав, VIII, 13-14, IX, 19-20. 28. Дд, I, 5-12. Дамасский документ, или «Садокитский трактат», был найден впервые еще в 1896 г. в Египте. Впоследствии фрагменты его были обнаружены в Кумране (см. англ. пер. G. Vermes. Тне Dead Sea Scrolls, 1976, р. 97-117). И Амусин датирует его началом I b. до н. э. (ТК, I, с. 117 сл.). 29. На восточно-арамейском диалекте слово хасидим звучит как хасайа, что весьма близко к греческому — ессеи. См.: F.M. Cross. Тне Ancient Library of Qumran and Modern Biblical Studies. N.Y., 1958, р. 51-52.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Исходя из этого описания, можно сделать вывод, что кумранская община была построена по монастырскому принципу. Однако за внешним благолепием и аскетизмом ессеев скрывались все те же гордыня и лицемерие, присущие иудеям послепленного периода. В доказательство можно привести следующие факты. Во-первых, членом общины не мог стать человек с физическими недостатками. Во-вторых, в ессействе, как и в фарисействе, присутствовала идея двойной морали, отвергнутая Пророками и Самим Спасителем. Так, кумранский «Устав», основанный на книге Второзаконие, запрещал какое бы то ни было общение с «сынами тьмы», под которыми понимались все неессеи. С последними нельзя было иметь даже деловые отношения. «Любить всех Сынов света, каждого сообразно его жребию в совете Бога, и ненавидеть всех сынов тьмы, каждого по его преступлению», – призывает «Устав общины». В-третьих, учение кумранитов о браке полностью противоречит Божественному Откровению: они отвергают брак, желая «оградить себя от распутства женщин». В-четвертых, понимание праведности. Для ессеев праведность – это формальное исполнение заповедей как Священного Писания, так и «Устава общины». Идеи общинников пользовались уважением среди народа. Они чтились людьми как праведники, святые. Тема скорого пришествия Мессии привлекала к ессейству многих и многих верующих евреев. Как сообщает Филон Александрийский, к началу I в. по Р.Х. поселения ессеев существовали «повсюду, ибо надлежит приобщиться к совершенной добродетели и Элладе, и варварам». Последнее замечание Филона дает повод думать, что под словом «повсюду» подразумевалась не только Палестина, но и вся еврейская диаспора. По данным этого же автора, количество последователей секты насчитывало 4 000 человек. Этот факт подтверждает и Иосиф Флавий. (Если сравнить эту цифру с количеством последователей фарисейства (6 000) – самой распространенной и многочисленной партии, – то можно сделать вывод, что ессеи не намного уступали в «популярности» своим соперникам.) Благополучное развитие секты в I в. по Р.Х. частично можно объяснить благожелательным отношением к ним Ирода Великого и его сына Архелая, при которых ессеи пользовались уважением и покровительством властей. Отказ ессеев от вооруженной борьбы против римлян объяснялся тем, что они считали бесполезным вести какую-либо войну до пришествия Мессии: одержать победу возможно лишь с его помощью. Однако такой взгляд не всеми разделялся, – как известно, небольшие ессейские группировки участвовали в военно-террористических актах сикариев, за что были жестоко наказаны: в 70-е гг. по Р.Х. римские войска разрушили поселения кумранитов. Самаряне

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Это делает календарь терапевтов близким к календарю Книги юбилеев, к которому восходит реконструированный кумранский календарь. О делении кумранского календаря на пятидесятеричный цикл указывает Милик, основываясь на фрагментах рукописей из 4-ой пещеры. Это подтверждается и данными нового свитка, в котором Ядин обнаружил еще два новых праздника из упомянутого цикла, падающие на воскресенье. Большое значение для подтверждения того, что календарь терапевтов был близок календарю кумранской общины, имеет установление характера главного праздника терапевтов. Было определено, что согласно кумранскому календарю, Пасха всегда закреплялась за 14-м днем первого месяца, а Праздник недель (связанный с отсчетом в семь недель) падал на 15-й день третьего месяца, который всегда оказывался в воскресенье. Если допустить, что один из праздников этого цикла совпадал с Праздником недель, то окажется, что у терапевтов он всегда, как и в кумранском календаре, должен был праздноваться в воскресенье. Что же касается характера праздника терапевтов, то он считался у них самым священным, вечнодевственным праздником творения, духовного освобождения и света. При сравнении этого праздника с празднованием Пасхи – официальным культом – оказываются различными как характер праздника, так и обряд их празднования. Более вероятным представляется, и в этом согласны большинство исследователей, что речь идет о Пятидесятнице, или Празднике недель. Праздник недель, по мнению некоторых исследователей, был главным праздником и кумранской общины, так как на нем ежегодно возобновлялся завет между богом и общиной, и этот праздник служил также для приема новых членов. Рассмотренные соображения дают основание выдвинуть пока, в качестве рабочей гипотезы, предположение о близости календарей кумранской общины и терапевтов, что, в свою очередь, явилось бы лучшим свидетельством о принадлежности терапевтов к ессейскому движению. Сближает терапевтов с ессеями и кумранитами и то, какое важное значение придавали они чтению и толкованию Священного писания. Согласно Филону, у терапевтов это было, чуть ли не единственным занятием. Общим для этих групп было то, что они видели в Писании «тайну», которая может быть раскрыта путем аллегорического толкования текста. Однако, сам по себе, аллегорический метод толкования, как это можно определить из описания Филона и из имеющихся образцов кумранских комментариев, был отличным. Насколько можно судить, аллегории терапевтов стояли ближе к аллегористике самого Филона, чем к кумранским комментариям. Они имели, скорее, как и Филона, абстрактный нравственно-психологический характер, а не конкретно-исторический, как у кумранитов, заключающийся в актуализации библейских текстов и применении их к современным историческим условиям.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

Духовность Диадоха вполне уравновешена, несколько сурова, но при этом сохраняет связь с мирским искусством и жизнью, что свидетельствует, как и стиль Диадоха, о его глубокой гуманистической культуре. Диадох боролся против аморального (и антикультурного) квиетизма мессалиан  . Он критиковал идею приобретенной apatheia, отвергающей нравственное усилие, более чем сдержанно относился к визионерству, подчеркивал внеположность демона по отношению к сердцу крещеного христианина, делал упор на «воспитывающее отчаяние», через которое Бог приводит человека к истинному смирению. Находясь под сильным воздействием Евагрия, Диадох включил его воззрения в более библейскую по духу, более гуманную традицию — традицию «сердца» как органа познания–любви, приводящего в действие всего человека. Его главная интуиция — интуиция «ощущения Бога», ощущения одновременно «сердцем» и «умом»: парадоксальный для грека способ выражения, прекрасно передающий преображение всего существа человека, включая тело с его центральным органом. Это «сердечное чувство», дробящееся в условиях падшего существования, воссоединяется благодатью и приводит человека в состояние уверенности и «плерофории» (полноты). «Памятование о Боге «стяжается» призванием Господа Иисуса», «размышлением в Его Пресвятом и преславном имени». Итак, перед нами одно из первых свидетельств однословной ( monologistos) молитвы: молитвы, состоящей из имени Иисуса. > ДИДАХЕ (Учение двенадцати апостолов) Эта книга, полностью озаглавленная Учение Господа через двенадцать апостолов к язычникам, была обнаружена в Константинополе в 1875 г. и позволила лучше понять жизнь первых христиан. Предполагается, что она сложилась в египетской Церкви около IV в. и вошла затем в канонические и литургические сборники, приписываемые апостолам. Возможно, речь идет о своего рода учебнике, сборнике наставлений, написанном неким миссионером («апостолом») для нужд своей общины. Книга представляет собой, несомненно (ибо существует так называемая «загадка Дидахе»), результат собственно христианского, или иудео–христианского (Христос именуется здесь «Рабом Божиим») развития иудейского катехизиса под названием Два пути, в свою очередь напоминающего Устав Кумранской общины. Таким образом, можно датировать Дидахе концом I века и определить в качестве места рождения книги первохристианские общины Сирии и Палестины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010