Для создания цифровых копий свитков специалисты применяли технологию инфракрасной съемки. Каждый фрагмент снимали при шести разных длинах волн, после чего изображения совмещались. Цифровые копии древних рукописей позволят специалистам, изучающим их, не тревожить хрупкие документы. 19 декабря. ПРАВМИР. Свитки Мертвого моря, которые являются древнейшими из известных образцов библейских текстов, появились в открытом доступе в Интернете. Проект был выполнен Израильским управлением древностей совместно с корпорацией Google. В электронной библиотеке размещено 5000 фрагментов текстов в очень высоком разрешении. Для создания цифровых копий свитков специалисты применяли технологию инфракрасной съемки. Каждый фрагмент снимали при шести разных длинах волн, после чего изображения совмещались. Цифровые копии древних рукописей позволят специалистам, изучающим их, не тревожить хрупкие документы. Свитки содержат в себе библейские тексты и апокрифы на древнееврейском и греческом языках, а также литературу кумранской общины. Благодаря манускриптам историки могут больше узнать о зарождении христианства, иврита и религиозных обычаях древнего Иерусалима. Библеисты датируют манускрипты периодом между 250 и 68 годами до н.э. Сейчас Кумранские рукописи хранятся в Национальном музее Израиля. По материалам Интерфакс-Религия и Седмица.ru. Читайте также: Судьба священных текстов в исламе, иудаизме и христианстве Кумранские свитки отдали народу Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 мая, 2016 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/kumranskie-svitki-poya...

Учение о Двух Путях можно встретить также в Псалмах, Притчах Соломона, Премудрости Соломона, в книгах Сираха и Экклезиаста 167) . Путь жизни, согласно этой традиции, состоит в изучении Торы, соблюдении заповедей в страхе Божьем, смирении, покаянии, милосердии, любви к ближнему, мудрости и справедливости. Путь смерти состоит в отсутствии страха Божьего и смирения, а также в подчинении гордости, зависти, ненависти и другим порокам. В межзаветный период учение о Двух Путях с особенным рвением исповедовали кумраниты 168) . Члены этой еврейской секты, обитавшей на северо-восточном побережье Мертвого моря, изолировали себя не только от официального иудаизма, но и от всего мира и ожидали близкий конец света. Каждый еврей, желавший стать членом общины, должен был пройти трехгодичный испытательный срок, который сопровождался ежегодным собеседованием. После первого года испытуемый допускался к совместной трапезе, но не мог прикасаться к “напитку большинства” 169) . Только через два года адепт становился полноценным членом секты, совершив ритуальное омовение. Кумранскую практику постепенного приобщения к молитвенной жизни и совместной трапезе можно считать предтечей катехизации у христиан. Каждый год члены секты обновляли завет с Богом. Ритуал возобновления завета состоял в перечислении праведных дел Божьих, пении благодарственных молитв, публичном исповедании грехов, проклятии Велиала (сатаны) и произнесении клятвы верности Яхве 170) Подобно ранним христианским общинам, члены кумранской секты имели общую собственность. В общине культивировалось постоянное изучение и чтение Торы, даже за работой и по ночам. В отличие от христиан, в кумранской общине строго соблюдались законы ритуальной чистоты и царила атмосфера враждебности к окружающему миру. Секта исчезла в конце I века н. э.. Забегая вперед, отметим, что отречение от сатаны и сочетание Христу в обряде крещения повторяло структуру ритуала возобновления завета в кумранской общине. Отречение от сатаны имело смысл расторжения завета с ним и отказ от пользования всем тем, что ему принадлежало 171) , тогда как произнесение символа веры в крещении играло роль присяги верности триединому Богу и Его завету. Существенное различие между практикой христиан и кумранитов заключается в том, что крещение для первых было событием неповторимым, тогда как обряд обновления завета у последних совершался каждый год. Непосредственное влияние секты на учеников Иоанна Крестителя и на раннее христианство маловероятно, хотя многие сходные черты не перестают поражать историков.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Речь идёт о фрагменте 9:9–11 из Устава общины (1QS), также имеющего сектантское содержание: 9 «...[лукавые люди] не очистили своего пути, с тем чтобы отделиться от Кривды и идти совершенным путём. И ни от какого совета учения не должны отходить, следуй 10 всякой закоснелости своего сердца, а будут судимы первыми законами, которыми люди общины начали наставляться 11 до прихода пророка и Мессий Аарона и Израиля ( )». Несмотря на то, что «на основе сомнительного чтения Л. Гинзбергом Дамасского документа и одного достоверного фрагмента из Устава общины большинство кумрановедов начало читать все мессианские тексты, ожидая найти двух мессий » (М. Абегг) 243 , данный фрагмент, будучи сопоставленным с остальными подобными местами именно кумранских текстов, может быть объяснён двумя способами. Первое предположение, менее вероятное, заключается в том, что здесь в сектантском произведении уже появляется в зародыше учение о двух Мессиях, которое не поддерживается другими текстами кумранских рукописей, но позже было развито и распространилось в раввинистическом иудаизме. Сила этого предположения кроется исключительно в ясном чтении в данном месте свитка множественной формы слова «мессия» ( ). Но внимательное изучение контекста стиха и сопоставление его с параллельными местами из Дамасского документа позволяют дать более вероятное объяснение: множественная форма слова «мессия» ( ) отличается здесь только конечным «йод» ( ): , что было вызвано элементарной технической ошибкой переписчика (случайной припиской). В данном фрагменте, как и в CD 14:18–19 (с учётом восстановления лакуны из 4Q266 [=CDª]), речь идёт о законах, по которым будут судимы члены сектантской ассоциации до тех пор, пока не придёт Мессия Аарона и Израиля и очистит их грех . Ещё более убедительным оказывается предположение об ошибке переписчика при сопоставлении сомнительного фрагмента из Устава общины с также сектантским документом, известным как Устав собрания (lQ28a, или lQSa, или в прежнем русском названии «Текст двух колонок»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

M. Küchler, K. M. Schmidt. Fribourg; Gött., 2006. S. 69–101; Reymond E. D. Qumran Hebrew: An Overview of Orthography, Phonology, and Morphology. Atlanta, 2014. История общины. Dupont-Sommer A. The Dead Sea Scrolls: A Prelim. Survey. Oxf., 19522; Vermès G. Les manuscrits du désert de Judea. P.; N. Y., 19542; Sukenik E.L. The Dead Sea Scrolls of the Hebrew University. Jerus., 1955; Wilson E. The Scrolls from the Dead Sea//The New Yorker. 1955. N 31 (May 14). P. 45–121; Festinger L., Riecken H. W., Schachter S. When Prophecy Fails. Minneapolis, 1956; Bruce F. F. The Teacher of Righteousness in the Qumran Texts. L., 1957; Milik J. T. Dix ans de découvertes dans le désert de Juda. P., 1957; Cross F. The Ancient Library of Qumran and Modern Biblical Studies. Garden City (N. Y.), 1958; Старкова К. Б. Литературные памятники кумранской общины. Л., 1973. (ППС; 24(87)); Vaux R., de. Archaeology and the Dead Sea Scrolls. L., 1973; Murphy-O’Connor J. A. The Essenes and Their History//RB. 1974. Vol. 81. N 2. P. 215–244; Baumgarten J. Studies in Qumran Law. Leiden, 1977; idem. The Pharisaic-Sadducean Controversies about Purity and the Qumran Texts//JJS. 1980. Vol. 31. N 2. P. 157–170; Thiering B. The Gospels and Qumran: A New Hypothesis. Sidney, 1981; Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983; Eisenman R. Maccabees, Zadokites, Christians and Qumran. Leiden, 1983; Wacholder B.-Z. The Dawn of Qumran. Cincinnati, 1983; Flusser D. The Spiritual History of the Dead Sea Sect. Tel-Aviv, 1989; Steudel A. in the Texts from Qumran//RevQ. 1993. Vol. 16. N 62. P. 225–246; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994; он же. Загадки рукописей Мертвого моря: История и учение общины Кумрана. СПб., 2012; Knibb M. The Place of the Damascus Document//Methods of Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site: Present Realities and Future Prospects/Ed. M. O. Wise e. a. N. Y., 1994. P. 149–162; idem. Teacher of Righteousness//EDSS. 2000. Vol. 2. P. 918–921; Schiffman L.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Разумеется, при дворе не могли долго оставлять эти нападки безнаказанными. Между 150 и 140 годами, в период создания суверенного государства, на Учителя обрушился ряд репрессий. По приказу «нечестивого священника» (то есть одного из Хасмонеев) он был «обличен» и предан суду. Вместе со своими сторонниками он был отправлен в ссылку, но и там его не оставляли в покое. К нему подсылали убийц, когда его община праздновала День Очищения. Царские слуги не считали при этом, что нарушают святость праздника, поскольку ессеи имели свой церковный календарь , отличный от общего. Были у Учителя соперники и среди своих, в частности, некий «человек лжи», который произвел раскол в общине. Он домогался главенства, и часть ессеев примкнула к нему. Около 140 года Учитель решил скрыться в безлюдной области у Мертвого моря, устроив там центр для «общины Нового Завета». Так возникли укрепленные поселки в Кумране. 4. Устав кумранской общины. Контраст межу ессейством и Евангелием становится наиболее очевидным, если обратиться к принципам, на которых Учитель строил свой орден. Весь дух Устава, найденного в 1-й кумранской пещере, проникнут законническим пониманием праведности. Праведник — тот, кто буквально и неукоснительно соблюдает все ветхозаветные ритуалы и правила общины. Он должен полностью порвать с «сынами тьмы», то есть всеми, кто не принадлежит к ессеям. Своих, «сынов света», нужно любить, а «сынов тьмы» ненавидеть (Устав, 1,1-10). Готовя себя к приближению Царства Божия, кумранцы культивировали чистоту — нравственную, телесную и ритуальную. Они носили белые форменные одежды и постоянно совершали священные омовения. Неофиты допускались в орден только после долгого испытания, вначале принимали одних мужчин, отказавшихся от брака. Люди с телесными недостатками не считались в общине «избранников» полноправными членами. Порядок в лагере был полумонашеский-полувоенный. Имущество было общим. Люди отдавали руководству «свои знания, свой труд и свое достояние». Верховная власть принадлежала священникам из рода Ааронова. Во всем соблюдалась иерархическая субординация; на торжественные собрания духовенство шло впереди, за ним уже «Израиль», то есть рядовые братья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Игорь Тантлевский подробно остановился на идеологии Кумранской общины. Он отметил, что община имела устав, согласно которому ее члены проповедовали омовение покаяния (омовение, которое предваряется духовным очищением), эскапизм, альтруизм, спартанский образ жизни, отсутствие собственности. В 176 году до н. э. в общине появляется учитель праведности, который почитается как пророк и признается как Мессия-первосвященник. Он выдвигает идею о том, что Царствия Божия не надо ожидать в конце дней, оно уже существует в параллельном мире на Небесах, и утверждал, что сам в экстатическом состоянии способен этот мир посещать. Члены общины отказываются от храмового богослужения и провозглашают свое сообщество духовным святилищем человечества, идентичным Храму. В Иерусалиме это вызывает недовольство, и в какой-то момент Мессия подвергается суду Синедриона, оправдывается, но в следующий раз его снова арестовывают и приговаривают к смерти. Это приводит к тому, что в Кумранской общине возникает идея о пришествии нового Мессии, Царя Израиля, который придет через сорок лет и в полной мере реализует свои сотериологические функции: соединит Царство Божие с землей и накажет нечестивцев. Однако тексты показывают, что такой Мессия не пришел, члены общины испытывали разочарование, и один из преемников учителя праведности выдвинул еще одну великую идею, схожую с идей апостола Павла, о спасении через веру: " Праведник верой своей будет жить " . За страдания и веру в учителя праведности Бог спасет людей. Община на этом посыле существует еще около 170 лет и погибает от рук римского легиона. Доктор философских наук, профессор РХГА Роман Светлов выступил с сообщением " От Гесиода к Кумрану. Эсхатологические темы в греческой культуре и ессейская эсхатология " . Он рассказал об эсхатологических мотивах в греческом эпосе, литературе и философии, сравнив их с мессианством и эсхатологией Ветхого Завета. Он отметил, что эсхатологии в чистом виде в античности не существовало. Формы влияния античной и ветхозаветной культуры имели определенного рода границы. Представления об эсхатоне прошли в античности три периода. К вопросу о конце света обращались некоторые философы, например, Платон. Во всекосмическом контексте первый эсхатон встречается в греческих представлениях в эпическую эпоху, высшим выражением которой была Троянская война - битва героев и богов. Это конец всего, перенесенный из будущего в прошлое. Второй подход к этой теме связан с воззрениями Платона о двух обращениях космоса - прямом и попятном. Третий период связан с ожиданием не только в Греции, но и на всем Средиземноморье конца света, распространением различных гороскопов. Одним из автором, затронувшим эту тему в своих трудах, был Вергилий. Происходит накопление идей, способствовавших возникновению христианского типа представлений о конце света, связанных с ожиданием Мессии.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

По мнению Монгерстерна, этот сельскохозяйственный календарь был древнейшим на территории Палестины и бытовал среди ханаанеян, а затем был воспринят израильтянами. С созданием единого государства в Израиле был введен солнечный календарь под влиянием египетского, и просуществовал с некоторыми изменениями вплоть до вавилонского пленения. Пятидесятеричный же сельскохозяйственный календарь продолжал бытовать среди сельского населения Палестины еще долгое время и после победы лунного календаря. Остатки его можно найти в системе отсчета абиссинских иудеев Фалаша, 30 и в календаре несторианских христиан. 31 Замена традиционного храмового солнечного календаря лунным происходила, по-видимому, в атмосфере острой борьбы в жреческой среде. Немаловажное значение в разрыве кумранской общины с официальным культом имело, как полагают, и стремление сектантов сохранить старые традиции и пользоваться своей особой системой отсчета времени, основанной на солнечном календаре (164, стр. 73–74; 141, стр. 262–263; 112, стр. 318, 330). Связь древнего солнечного религиозного календаря с сельскохозяйственным пятидесятеричным календарем, существовавшая в древности, может быть прослежена, в некоторой степени, в Книге юбилеев, где наряду с утверждением солнечного года, отмечается и значение числа пятьдесят, как единицы отсчета времени (так время и исторические события отсчитываются по юбилеям, периодам в 50 лет). У Филона в трактате о терапевтах говорится о самом важном празднике общины, и это указание может служить исходным пунктом и основой для сравнения с календарем кумранской общины. К сожалению, это место довольно неясно и допускает различные толкования: «Они (терапевты), прежде всего, собираются каждые семь недель, поклоняясь не только простому числу семь, но и его квадрату, ибо почитают его святым и вечно девственным. Это канун самого большого праздника, который приходится на пятидесятый день, самое святое и наиболее соответствующее природе число. Оно составлено из (суммы) квадратов (сторон) прямоугольного треугольника, который служит началом происхождения бытия» (DVC, § 65).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

День колонии начинался с молитвы, после которой все расходились на работы. Порядку подчинялись неукоснительно. Тех, кто его нарушал, ждали разнообразные взыскания, вплоть до изгнания из общины. Даже этих немногих примеров достаточно, чтобы увидеть разницу между апостолами Христовыми и кумранской попыткой создать «остров праведности». Большое значение придавалось совместным трапезам и чтению Слова Божия. На трапезах вино было запрещено — пили виноградный сок. При чтении Библии особые комментаторы толковали ее, применительно к верованиям общины. Следуя пророку Даниилу, комментаторы стремились найти в Писании места, относящиеся к их времени и будущему. Однако их подход к Слову Божию был скован рамками законнического формализма. Ессеи отводили большое место правилам о чистом и нечистом, об осквернении и субботе. Субботу они хранили точно так же, как и фарисеи. В этот день нельзя было не только трудиться, но и говорить о работе. Запрещалось даже вытаскивать скотину, упавшую в яму, что допускалось другими учителями иудейства (ср. Лк 14,5). 5. Ессейский символ веры. Ежегодно люди Кумрана и других поселков собирались для общего покаяния и подтверждения верности Завету. «Наставник» читал вслух изложение доктрины секты. Оно включено в Устав, и в нем нетрудно узнать круг идей, которыми жили авторы апокалиптических книг: Еноха, Юбилеев и других. Одна из характерных особенностей кумранской литературы — косвенное влияние иранского дуализма (см. §1). «Символ веры» ессеев начинается следующими словами: «От Бога всезнающего все сущее и бывшее… Он сотворил человека для владычества над миром и положил ему два духа , чтобы руководиться ими до назначенного Им срока. Это духи Правды и Кривды. В чертоге света — родословие Правды, а из источников тьмы — родословие Кривды» (3,15 сл.). Кумраниты, конечно, оставались монотеистами и отрицали извечность зла; дуализм же в их мировоззрении служил для более строгого противопоставления праведности и нечестия. Если слуги Кривды — то насильники, угнетатели и нарушители Закона, то дух Правды явлен в благочестии, кротости и праведности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Особые разновидности саранчи могут быть употребляемы при нужде в пищу, как это упоминается у ряда античных авторов и как практикуется у арабов до сих пор; к тому же библейский текст специально упоминает саранчу как пищу ритуально чистую ( Лев. 11:22 ). – Открытие кумранских текстов и вообще кумранских пещер как места общины аскетов-пустынножителей вызвало в свое время множество работ, непосредственно связывавших аскетический облик Иоанна именно с Кумраном (например, W. Н. Brownlee, John the Baptist in the New Light of Ancient Scrolls, in: The Scrolls and the New Testament, ed. K. Stendahl, New York, 1957, pp. 33–53; J. A. T. Robinson, The Baptism of John and the Qumran Community, Harvard Theological Review, 50, 1957, рр. 175–191; J. Pryke, John the Baptist and the Qumran Community, Revue de Qumran 4,1964, pp. 483–496; C. H. H. Scobie, John the Baptist, Philadelphia-London, 1964 ). Очевидно, что проповедь Иоанна в любом случае ставит его вместе с ессеями Кумрана в число «чающих Царства Божия» (см. ниже Мк 15:43 и примечание к этому месту), что важной общей чертой в обоих случаях является отчетливо выраженная аскетическая духовность пустыни, ориентированная на Ис 40:3 . В то же время фигуре и проповеди Иоанна свойственны определенные черты, чуждые кумранской общине. Это прежде всего сугубо общенародный характер его деятельности, далекий от склонности замыкаться в ритуально чистом кругу общины единомысленных аскетов и делающий его действительно «Предтечей» Христа. Готовность разговаривать не только с презираемыми и притом ритуально нечистыми мытарями ( Лк 3:12–13 ), но даже с (римскими!) воинами, т. е. язычниками ( Лк 3:14 ) совершенно несовместима с общим настроением кумранитов. Столь же чуждо Кумрану утверждение, что Бог может «из этих камней создать сынов для Авраама» ( Мт 3:9 ; Лк 3:8 ; под камнями традиционная экзегеза, по-видимому, с полным основанием всегда понимала язычников). Но даже и весьма суровое обличение фарисеев и саддукеев ( Мт 3:7–10 ) предвещающее то, что будет говорить Христос, предполагает отсутствие той априорной групповой закрытости навстречу другим религиозным группам, которая была присуща кумранитам: обличение имеет в виду некое негативное качество их морального и духовного облика, а не безнадежную религиозную дисквалифицированность, скажем, в силу соблюдения ложного с кумранской точки зрения календаря и т.п., вообще в силу принадлежности не к той общине; разговор с ними строг, но это не отказ от разговора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Практически сразу после заявления о связи между рукописями и поселением ученые начали говорить о ессейском происхождении общины, основываясь на некотором сходстве античных описаний ессеев ( Ios. Flav. De bell. II 8. 2-13; Idem. Antiq. XIII 5; Philo. De vita contempl. (община терапевтов); Idem. Quod omnis probus. 12. 75-87; ср.: Euseb. Praep. evang. VIII 2. 1-18, а также вторичные описания, в основном восходящие к Иосифу Флавию или Филону Александрийскому - Euseb. Hist. eccl. IV 22. 4-7; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. X, XIX, XX, XXXIX; Hieron. De vir. illustr. XI; и др.) с данными, полученными в ходе анализа кумран. текстов и археологического материала. Основным аргументом в пользу этой гипотезы стала топографическая близость Кумрана к указанному Плинием месту ессейской общины на берегу Мёртвого м. ( Plin. Sen. Natur. hist. V 17 (73)), хотя точная локализация оставалась предметом споров (Греческие и римские авторы. 1997. С. 479). Она же обосновывалась независимым, судя по всему, свидетельством Диона Хризостома (в его сохранившихся трудах ессеи не упоминаются, но об этом сообщает биограф Диона Синесий Киренский - ср.: Вандеркам. 2012. С. 27). «Ессейская гипотеза» была впервые предложена в 50-х гг. XX в. Вермешем ( Verm è s. 1954), Миликом ( Milik. 1957) и Кроссом ( Cross. 1958). Ее принял и привел свое археологическое обоснование де Во. Данная гипотеза неоднократно подвергалась критике, но остается (в модифицированной форме) в научной лит-ре наиболее распространенной, хотя и далеко не единственной. Нек-рым развитием ессейской стала «гронингенская гипотеза», предложенная Ф. Гарсиа Мартинесом ( Trebolle Barrera, Garsía Martínez. 1995). Согласно ей, ессейское движение и К. о. при всем их отличии имеют общее происхождение: ессейская община появилась внутри палестинского апокалиптического движения, а кумранская стала результатом раскола в ессействе, происшедшего в результате деятельности одного из лидеров этого движения, к-рый в текстах назван «Учителем праведности». «Саддукейская гипотеза» происхождения К.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010