ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Кумранское толкование на книгу пророка Аввакума Кумранская община и Кумранские рукописи В 1947 году юноша-бедуин Мухаммед Эд-Диб из полукочевого племени таамире после долгих и безуспешных поисков пропавшей козы остановился отдохнуть в тени скалистой горы. Вдруг взгляд его обнаружил темное отвер­стие в скале. Юноша оказался у пещеры. У него появилась мысль – а вдруг там пропавшая коза, и он бросил в пещеру камень. Коза оттуда не выскочи­ла, но он услышал звук разбившейся глиняной посуды. Мухаммед решился забраться в пещеру. Там оказались глиняные сосуды с кожаными свитками. Свитки были испещрены непонятными для юноши письменами. Так была обнаружена одна из величайших находок XX века – кумранские рукописи. Вади-Кумран – местность на северо-западном побережье Мертвого моря в Палестине. Обнаружено было множество пещер с огромным количеством рукописей II–I веков до Р.Х. Со II в. до Р.Х. по II в. по Р.Х. на месте Кумрана существовала община иудеев, ныне именуемая Кумранской общиной. Скорее всего, это были ессеи – одно из религиозных движений иудеев того времени. Кумраниты жили замкнуто и находились в некоей оппозиции к Иудейской синагоге. Ессеи были во многом похожи на фарисеев. Однако если фарисеи были народной партией, то ессеи считали преображение народной жизни не­возможным. Жизнь народа, включая храмовое богослужение, безнадеж­но осквернена всякой нечистотой. Поэтому ессеи ушли в пустынные места и там основали свои замкнутые общины. Само наименование «ессеи» может означать «благочестивые», «молчаливые». Точное значение слова не извест­но. Именно ессеи-то и оказались «отделенными», каковыми заявляли себя фарисеи («фарисей» означает «отделенный»). Ессеи создали замкнутые мо­нашеские общины – единственное и уникальное у иудеев явление такого рода. У ессев не было не только частной, но и личной собственности. Они осуждали рабство и сторонились торговли. Ессеи обрабатывали землю, а все остальное время проводили в молитве и изучении священных книг. Женщин среди них не было вовсе. Несмотря на свой замкнутый образ жизни, ессеи приняли актив­ное участие в борьбе с Римом. Они участвовали, как в восстании 66–70 годов, так и в восстании Бар-Кохбы (132–135). Сведения о ессеях сохранились у Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Филона Александрийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский Монашество – отнюдь не исключительно христианская идея: ее существование можно проследить вплоть до ее библейских корней. В поздний библейский период в Палестине происходил необыкновенный расцвет иудейских монашеских групп. К одной из таких групп, по-видимому, принадлежал и святой Иоанн- Креститель. Существует предположение, что он был связан с ессея-ми – той самой сектой, которой принадлежат свитки, найденные в пещерах у Мертвого моря. Связь Иоанна Крестителя с Кумранскими общинами можно оспаривать, однако монашеский характер всего его обличья – физического и духовного – сомнению не подлежит. Он жил в пустыне в посте и безбрачии, его призыв к покаянию и провозглашение близости Царствия Божия представляют собой типично монашескую тему эсхатологического ожидания, которую мы впоследствии находим и в учении Иисуса Христа. Интересно, что с приходом христианства монашество как таковое не было сразу же принято в лоно христианской Церкви: как массовое движение оно появилось только в IV веке, с началом Константиновского периода. Это объясняется тем, что ранние христианские общины и без того были изолированы от общества, существовали вне его. Но как только христианство стало официальной религией империи, как только Церковь опомнилась от гонений, устроилась, разбогатела, понастроила роскошные соборы, монашеское движение сразу же заявило о себе и приняло массовый характер. Оно появилось как пророческое движение, как призыв к бдительности, как напоминание о том, что Царство Божие приблизилось, но еще не вполне наступило, что «почивать на лаврах» еще рано. Основной чертой монашеского движения был его фундаментально библейский характер. Проявлялось это прежде всего в том, что монахи удалялись жить в пустыню. Пустыня – это место, где нет воды. На Ближнем Востоке, где зародилось монашество, наличие или отсутствие воды было вопросом жизни и смерти. Поэтому пустыня осознавалась как место, где нет Бога, где царствует смерть и диавол (ср. искушения Христа в пустыне, а также Иер. 2, 6 ; Лк. 8, 29 ; Мф. 12, 43 и т. д.). Согласно написанному святым Афанасием» Великим житию святого Антония, он, удалившись от мира, поселился на кладбище среди могил – то есть опять же в месте, где господствовал сатана (кладбища в те времена устраивались вне городских стен, а следовательно, опять-таки в пустыне).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАПА [греч. γπη - любовь], в христ. общинах I-V вв. особая совместная трапеза - «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии . Название «А.» по отношению к трапезе впервые встречается в Послании ап. Иуды: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви (ν τας γπαις μν); пиршествуя с вами, без страха утучняют себя» (1. 12). Возможно, об А. говорится и во 2-м Послании ап. Петра: «Они наслаждаются обманами (греч. πταις, однако нек-рые рукописи содержат чтение γπαις - «агапами») своими, пиршествуя с вами» (2. 13). Из посланий сщмч. Игнатия Богоносца ясно, что первоначально так называлась трапеза, на к-рой совершалась Евхаристия,- он употребляет термины «Евхаристия» и «А.» как взаимозаменяемые (Послание к Смирнянам. 8); начиная с сер. II в. А. называются совместные несакраментальные трапезы христиан, направленные в первую очередь на помощь бедным. История В I в. существовало неск. традиций проведения общих трапез, аналогичных А. (Соколов. С. 162-198). В иудаизме практиковались совместные братские трапезы (Талмуд. Берахот. 6-8), получившие дальнейшее развитие в иудейских аскетических течениях - в Кумранской общине (описание - Устав общины (1QS) 6. 3-6-8; Дополнения к Уставу (1QSa) 2. 17-22) и в общине терапевтов в Египте (описание - Филон Александрийский. О созерцательной жизни. 64-69). В Римской империи существовали трапезы погребальных языческих коллегий, критики христианства (напр., Э. Ренан ) сравнивали их с А. Начиная с Х. Лицмана, исследователи склоняются к тому, чтобы считать А. продолжением совместных трапез Господа Иисуса Христа со Своими учениками. В Евангелиях можно выделить неск. видов таких трапез: трапезы до Тайной вечери (Мф 14. 15-21, 15. 32-38; Мк 6. 35-44, 8. 1-9; Лк 9. 12-17; Ин 6. 3-13 и др.), Тайную вечерю (Мф 26. 20-30; Мк 14. 22-26; Лк 22. 14-20; 1 Кор 11. 23-26), трапезы Господа и апостолов после Воскресения Христова (Лк 24. 30-31, 41-42; Ин 21. 9-14; Деян 10. 40-41).

http://pravenc.ru/text/63076.html

Современный взгляд на происхождение кумранских рукописей Адекватное раскрытие эсхатологических идей в кумранских рукописях в немалой степени зависит от правильного ответа на вопрос о происхождении кумранских свитков. Находка в 1947 году в Иудейской пустыне на западном берегу Мертвого моря вблизи развалин поселения Кумран первых манускриптов, датированных I веком до Р. Х., сразу привлекла внимание ученых и широкой общественности. В ходе экспедиций 1951−1956 годов было обнаружено в 11 пещерах на разном расстоянии от Кумрана 10 хорошо сохранившихся свитков и около 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых не превышали по размеру почтовую марку. Первоначально, когда свитки были неповрежденными, в древней библиотеке находилось не менее тысячи манускриптов. В настоящее время из обрывков путем сложного анализа и сопоставления удалось выделить около 900 фрагментов древних текстов 1 . В 4-ой пещере было найдено максимальное количество фрагментов – около 15 тысяч 2 . Рукописи написаны преимущественно на древнееврейском и арамейском языках, немногие – по-гречески. Из первых семи найденных и опубликованных рукописей две представляли собой тексты библейских книг (Великий свиток книги Исаии, 1QIs a ), Малый свиток книги Исаии, 1QIs b ), один – агадические обработку библейского повествования (Апокриф книги Бытия, 1QapGen), а по крайней мере четыре (Устав общины, 1QS, Комментарий на книгу Аввакума, 1QpHab, Благодарственные гимны, 1QH, Свиток войны, 1QM) содержали явные признаки того, что они были написаны членами какой-то иудейской сектантской организации, предположительно – ессейского толка. В начале 1950-х годов была сформирована международная группа из 8 молодых ученых, которые имели право монопольного доступа к найденным свиткам и фрагментам. В их задачу входило восстановление рукописей путем сопоставления тысяч обрывочных фрагментов и подготовка их к публикации 3 . Работа пошла крайне медленно – с 1955 года, когда был опубликован первый том официального издания кумранских текстов, и до 1977-го было опубликовано всего лишь шесть томов в серии «Открытия в Иудейской пустыне» (Discoveries in the Judean Desert, сокращенно: DJD), или лишь 20% от числа всех восстановленных текстов. После 1977 года публикация рукописей фактически приостановилась

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

1. История кумранских открытий и исследований В феврале или марте 1947 года два юноши-бедуина из племени таамире, Мухаммед Эд-Диб и Омар, пасшие стадо коз и овец в Иудейской пустыне в районе Вади Кумран (в двух километрах западнее Мертвого моря и в 13 километрах южнее Иерихона), обнаружили в одной из пещер свитки из старой кожи, завернутые в льняную ткань. По версии подростков, они наткнулись на эту пещеру случайно, проходя мимо в поисках убежавшей козы. Желая узнать, не упала ли коза в пещеру, они бросили туда камень и услышали звук разбивающейся посуды. В надежде, что это клад, они забрались внутрь, но ничего там не нашли, кроме кожаных свитков. (Сейчас большинство ученых сейчас считает эту версию событий неточной – предполагается, что бедуины целенаправленно осматривали пещеры в поисках предметов старины). Вначале юноши пытались нарезать из кожи ремни для сандалий, но материал оказался слишком ветхим. Рассмотрев на свитках непонятные письмена, они через своих родственников предложили странные рукописи антиквару и вскоре первые семь свитков попали к ученым. Четыре манускрипта купил у антиквара иерусалимский митрополит Сирийской (несторианской) церкви Афанасий, другие три – профессор Еврейского университета Э. Л. Сукеник (Е. L. Sukenik). Митрополит Афанасий, желая понять, что за рукописи попали к нему, показал их специалистам из Американской школы восточных исследований, которые установили их двухтысячелетний возраст и 11 апреля 1948 года объявили в прессе о находке. Вскоре о том же заявил и Э. Сукеник. Митрополит Афанасий вывез рукописи в США, где в 1955 году продал их представителю государства Израиль за 250 тысяч долларов, и рукописи вернулись на родину. Первые семь найденных рукописей были: Великий свиток книги Исаии (1QIs a ), Малый свиток книги Исаии (1QIs b ), Устав общины (1QS), Комментарий на книгу Аввакума (1QpHab), Благодарственные гимны (1QH), Свиток войны (1QM) и Апокриф книги Бытия (1QapGen). Сейчас они представлены в иерусалимском «Музее книги», построенном специально для хранения и исследования рукописей Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Для создания цифровых копий свитков специалисты применяли технологию инфракрасной съемки. Каждый фрагмент снимали при шести разных длинах волн, после чего изображения совмещались. Цифровые копии древних рукописей позволят специалистам, изучающим их, не тревожить хрупкие документы. 19 декабря. ПРАВМИР. Свитки Мертвого моря, которые являются древнейшими из известных образцов библейских текстов, появились в открытом доступе в Интернете. Проект был выполнен Израильским управлением древностей совместно с корпорацией Google. В электронной библиотеке размещено 5000 фрагментов текстов в очень высоком разрешении. Для создания цифровых копий свитков специалисты применяли технологию инфракрасной съемки. Каждый фрагмент снимали при шести разных длинах волн, после чего изображения совмещались. Цифровые копии древних рукописей позволят специалистам, изучающим их, не тревожить хрупкие документы. Свитки содержат в себе библейские тексты и апокрифы на древнееврейском и греческом языках, а также литературу кумранской общины. Благодаря манускриптам историки могут больше узнать о зарождении христианства, иврита и религиозных обычаях древнего Иерусалима. Библеисты датируют манускрипты периодом между 250 и 68 годами до н.э. Сейчас Кумранские рукописи хранятся в Национальном музее Израиля. По материалам Интерфакс-Религия и Седмица.ru. Читайте также: Судьба священных текстов в исламе, иудаизме и христианстве Кумранские свитки отдали народу Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 мая, 2016 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/kumranskie-svitki-poya...

1 декабря в Феодоровском соборе состоялась лекция Якова Эйделькинда «Проблемы интерпретации Песни песней: лирика или драма, фольклор или литература, духовная аллегория или любовная поэзия?». Яков Эйделькинд — филолог, преподаватель древнегреческого, латинского и древнееврейского языков, преподаватель кафедры библеистики ОЦАД. Веками Песнь песней читали как часть Священного Писания, но в последние 250 лет стали читать как поэтический […] Written by admin - 19.12.2017 - 9240 Views 22 ноября в Доме причта Феодоровского собора состоялась лекция к.и.н. Светланы Бабкиной на тему «Священная топонимика: от «гумна Орны» до «Краеугольного камня». Рассказ о том, как и почему менялись названия места, на котором стоял Иерусалимский храм». В лекции освещаются следующие вопросы: что такое иерусалимский синдром? зачем иудеи античности и средневековья мечтали отстроить Храм? какая связь […] Written by admin - 02.12.2017 - 8726 Views Изучить древнееврейский и древнегреческий? Читать Библию на языке оригинала? Для этого не обязательно поступать на филологический факультет или нанимать репетитора за большие деньги. Всё это доступно учащимся Школы библейской филологии при храме Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Источник: епархиальный журнал «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник»,  11 (ноябрь) 2017, Страницы: 36-39 Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 10 ноября 2017 БЕЗ ПЕРЕВОДА — Любой перевод — это […] Written by admin - 10.11.2017 - 3092 Views Кандидат исторических наук (2003), доцент Центра изучения религий РГГУ. Преподавание История религии (Ислам), История и археология Храмовой горы. Профессиональные интересы Кумранистика Научные публикации Статьи История кумранской общины Православная энциклопедия, М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015, Т.39. стр. 313-319. Библиотека Кумранской общины. Православная энциклопедия, М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2015, Т.39. стр. 306-313. […] Written by admin - 09.11.2017 - 2560 Views

http://texts.aquaviva.ru/page/8/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вид на Кумран — место, где в середине ХХ века были найдены сотни библейских рукописей. Источник фото wikipedia. org Был ли Иоанн Креститель членом кумранской общины? 4 мин., 11.09.2022 Ввиду сходства между тем, что мы знаем об Иоанне Крестителе, и деятельностью кумранской общины возникает вопрос: не было ли между ними связи? Рассмотрим два основных сходства. В пустыне иудейской Согласно Луке, Иоанн жил в пустыне (см.: Лк. 1: 80;3: 2). Поскольку он крестил людей в реке Иордан, естественно предположить, что речь идет об иудейской пустыне, окружающей Мертвое море, куда втекает Иордан. Это означает, что он жил в той же пустыне, что и кумраниты, и примерно в то же самое время. Поскольку их " монастырь " был одним из немногих мест, где можно было жить в пустыне, предполагается, что Иоанн наверняка был с ними знаком, а возможно, даже был членом их общины. Конечно, не сложно допустить, что Иоанн знал о существовании Кумранского «монастыря». Но некоторые исследователи предполагали, что он был членом их группы и что его привели в Кумран уже в раннем возрасте. Аргументируется это предположение отсылкой к стиху из Евангелия от Луки: будучи еще ребенком, Иоанн « возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю » (Лк. 1: 80). Это утверждение можно сопоставить с тем, что говорит о ессеях Иосиф Флавий: «Они избегают брака, но принимают к себе чужих детей в том возрасте, когда те еще легко поддаются влиянию и обучению, и образуют их по своему собственному образцу» (Иудейская война, Книга 2, 8: 2). Эта теория привлекательна, но поднимает немало вопросов. Пьер Франческо Мола. Святой Иоанн Креститель проповедует в пустыне. Ок 1650-55 Греческий текст (Лк. 1: 80; 3: 2) не обязательно предполагает, что Иоанн был уведен в пустыню в детстве. Возможно, подразумевается, что в пустыне он обдумывал дело своей жизни, перед тем как начал крестить. Естественный же смысл рассказа о его рождении в том, что воспитывался он нормальным образом — своими родителями.

http://foma.ru/byl-li-ioann-krestitel-ch...

Глава 2. Методология использования рукописей Мёртвого моря для изучения Священного Писания Прежде, чем перейти к анализу мессианской концепции Ветхого Завета, необходимо выяснить, в какой степени рукописи Мёртвого моря могут быть привлечены для изучения религиозных верований палестинских иудеев в межзаветный период. Для этого надо рассмотреть совместно как внешние (или археологические ), так и внутренние (текстуальные) свидетельства. Рассмотренные во взаимной связи друг с другом, они позволят ответить на ряд вопросов: принадлежала ли библиотека, найденная в 11-ти пещерах неподалёку от Хирбет Кумрана, какой-либо из иудейских религиозных общин, и если да, можно ли однозначно идентифицировать эту общину с ессеями? Все ли книги переписывались в Кумране, или какая-то часть их привозилась извне? Представлены ли в рукописях Мёртвого моря только произведения сектантов или также тексты, возникшие и имевшие хождение в широких кругах палестинского иудейства? Рис. 2.1. Пещеры 4-я и 5-я (обведены), а также 7-я, 8-я, 9-я и 10-я в непосредственной близости от кумранских развалин 2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана Уже первые исследователи Ланкастер Хардинг и отец Ролан де Во обратили внимание на развалины какого-то поселения, находившегося неподалёку от пещер, в которых были найдены свитки: 1-я и 2-я пещеры располагаются примерно в полумиле на север от развалин, 3-я и 11-я – ещё дальше, но зато 4-я и 5-я, а также пещеры с 7-й по 10-ю – в непосредственной близости от кумранского комплекса (см. рис. 2.1) 80 . Встал вопрос: есть ли связь между этим поселением и обнаруженными в пещерах свитками ? Поскольку среди первых найденных в пещерах манускриптов были рукописи, описывающие внутреннюю организацию какой-то религиозной общины, то первые исследователи предположили, что упомянутая община и жила в непосредственной близости от места находок – а именно, в тех строениях, развалины которых находятся в Хиреет Кумране. О наличии определённой связи между рукописями из пещер и Кумраном свидетельствует тождество типа керамических осколков, найденных в Кумране, и сосудов, в которых были спрятаны манускрипты 81 . Из этого первые исследователи сделали вывод, что в Кумране жила религиозная община. Но данный факт легко объяснить и альтернативными теориями: если на месте Кумрана было не религиозное поселение, а феодальное поместье, вилла или крепость, тогда там непременно были сосуды, которые можно было востребовать в нужный момент, чтобы поместить в них и спрятать в пещерах поблизости привезённые из другого места свитки. Таким образом, связь между керамикой Кумрана и сосудами в пещерах может быть объяснена с позиций разных гипотез. 2.1.1 Идентификация Кумрана в качестве религиозного поселения

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Свитки Мертвого моря станут доступны пользователям Интернета 27 августа 2008 г. 15:00 Израильские ученые собираются сделать доступными для пользователей Интернета цифровые фотографии свитков Мертвого моря (иначе их называют Кумранскими рукописями). Найденные в конце 1940-ых в пещерах на северо-западном берегу Мертвого моря в 20 км к востоку от Иерусалима, свитки содержат наиболее ранние списки книг Библии (за исключением книги Эсфири), а также тексты и описания ритуалов религиозной общины ессеев, действовавшей в этих краях во времена земной жизни Иисуса Христа. Большая часть текстов выполнена на пергаменте, а некоторые — на папирусе. Датируются рукописи периодом времени с III века до Р. Х. до I века н. э. Перед учеными стоит сейчас нелегкая задача — с помощью современнейшей техники запечатлеть в цифровом формате каждый из тысяч фрагментов древних свитков. Лаборатория, где проходит работа, оборудована по последнему слову техники: оптика позволяет получить изображение с разрешением во много раз большим, чем объективы профессиональных камер. Осветительные приборы выбраны с учетом того, чтобы они не испускали ультрафиолетовых лучей, а температура в помещении, где производится съемка, ни в коем случае не повышалась, отмечает газета The New York Times. Только небольшая часть свитков дошла до наших дней в хорошей сохранности. Они экспонируются в иерусалимском Музее Израиля. Основная же часть найденных рукописей складывается, примерно, из 15 тысяч фрагментов, которые, по мнению исследователей, являются частями 900 документов. После обнаружения библиотеки в Кумране свитки были доступны лишь узкому кругу исследователей, которые до сих пор расходятся во мнениях относительно их истории. За последние 20 лет рукописи стали более доступны, а 2001 году было предпринято их полное издание. Ученые из многих стран мира постоянно обращаются в Службу по сохранению наследия Израиля с просьбой предоставить доступ к Свиткам, а музеи на всей планете борются за право выставить их в своих залах.

http://patriarchia.ru/db/text/452406.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010