После Куббет ес-Сахра и мечети ел-Акса, третья мечеть на площади харам еш-шериф носит название мечеть африканская, Могарибе. Эта мечеть уже совершенно пуста. Может быть ее толстые стены представляли бы некоторый интерес, если бы не были покрыты такою толстою штукатуркой. Но эта мечеть важна тем, что она представляет западное продолжение так называемых «белых зал» крестоносцев и может быть даже указывает линии западных галлерей храма Ирода. Нужно заметить, что арабы, насколько у них доставало уменья, старались сообщить площади харама тот вид, какой она имела в древности, особенно чрез устройство галлерей вдоль наружных стен. Рисунок 154. Северные галереи харама И теперь еще, вдоль западной и северной стены, сохранились такие галереи, имеющие то общее с галереями Ирода, что они упираются в глухую ограду и открыты к площади храма. Но в своем составе и способе постройки они не имеют отношения к древним галереям. Вместо мраморных монолитных колонн Ирода, они лежат на неуклюжих, сложенных из камня, столбах, и покрыты, вместо деревянной Иродовой крыши, тяжелыми, грубыми сводами. Самые линии галлерей идут неправильно. На западной стороне почти везде удержана одна галерейная аллея; только близ юго-западного угла сохранился остаток, могущий иметь отношение к другой параллельной аллее галлерей, обращенный ныне в мечеть Могарибе. Широта галлерей неодинакова. Две галерейные аллеи, которые можно различать при мечети Могарибе, имели 70 футов широты, подобно «белым залам» мечети ел-Акса; но в дальнейшем течении ординарная галерея имеет только 25 фут. широты. На северной стороне ординарная галерея доныне сохранилась только при пруде Биркет Исраел, и имеет, вместе с стеною, 35 футов широты. Затем небольшой обрывок галереи, но менее широкой, сохранился у ворот Баб ел-Атм. Замечательно, что северо-западный угол, место крепости Антония, не имеет никакого следа галлерей. Точно также галереи прерывались здесь и в ветхозаветном храме. Открытый угол площади здесь буквально вытесан в скале, возвышающейся с севера стеною до 7 и более метров высоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Последующая история ветхозаветного храма для наших целей мало выразительна. При Константине великом Адрианов храм Юпитера был разрушен. Печальное безмолвие горы Мориа было после нарушено попыткой императора Юлиана Отступника восстановить древний иудейский храм. Но страшное землетрясение и вырвавшийся из недр земли пламя 27 остановило начатые работы, за которые с упорным усердием принялись, было, иудеи, одевшиеся, по словам Григория Назианзина , для работ в самые лучшие одежды и приносившие для них даже серебряные лопатки и ценные корзины. При господстве ислама вершина горы Мориа стала застраиваться. Здесь, появилась величественная мечеть Омара, названная так по имени халифа Омара, овладевшего Иерусалимом в 637 г., и возвышающаяся своим (Куббет-ессахра) куполом, как думают, над центральной частью ветхозаветного храма. Недолгое, сравнительно, владычество крестоносцев не могло коснуться существенно сооружений на месте ветхозаветного храма и его подземелий 28 . Холодная и гордая, но все же прекрасная мечеть Омара, как страж стоит и теперь, после временного пребывания в Иерусалиме крестоносцев, над священной горой Мориа в ряду других построек. Все построенное над высшей точкой горы Мориа и в частности над той скалой, где начался великий религиозный опыт“ 29 , выражавшийся в принесении жертв и приведший к новой совершенной голгофской Жертве, отличается своеобразием. Внутренности мечетей как бы наполнены таинственным сумеречным светом, переливающимся от золота, серебра и ярких красок разнообразными цветами. Это, по одному меткому выражению, представляет из себя 30 , олицетворение чисто магометанского благоговения, „благочестивой полудремоты“, которая опустилась на то место, где некогда высился ветхозаветный храм с его сокровищами. Итак, история сокровищ ветхозаветного храма как бы теряется в истории разрушения его Титом. Последующая судьба его, как видно, не дает каких либо точных указаний относительно интересующего нас вопроса. Возможно, конечно, что «циклопические» 31 сооружения ветхозаветного храма, которому Тит отдал пальму первенства между всеми, известными ему храмами 32 , как бы задавили и хранят в себе кое-какие ценные остатки несметных, некогда, сокровищ. Но, разумеется, вместе с глубокими фундаментами храма они уже давно вросли в землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Многие мечети и одинокие минареты рассеяны промеж малых гробниц; их бронзовые решетки, в виде листьев и цветов, ограждают под легкими узорчатыми куполами, высокие плиты, на которых вызолочены имена спящих в сем живописном приюте. Но мрамор, украшавший мозаические помосты, внутри роскошных арабесками мечетей султанских, ныне расхищен; обнажены гробы их основателей, которые, воздвигая целые мечети для хранения своего праха, думали святыней оградить себя, хотя по смерти, от руки народа, всегда почти открывавшая для них ранний путь в созданные ими памятники; но потомство не уважило непощаженных племенем современным, и на пустынном пространстве сего обширного кладбища мало гробниц неприкосновенных. Некоторые из них, в малом виде, напоминают мечеть султана Гассана; внутри их железные, высокие решетки, разделяя на три предела здание, слабо хранят мертвых султанов от хищности их живых наследников. Я не могу подробно описать каждого великолепного памятника, которых такое множество рассеяно вдоль восточной и южной стороны столицы. Кроме тринадцати больших кладбищ, находящихся внутри и вне Каира, два могильные города, как древние некрополисы египтян, стоят совершенно отдельно в его соседстве. Один, от величественных ворот завоеваний, прилично открывающих вход к могилам, по воспоминанию о жертвах неразлучных со славою битв, тянется к югу до Вышгорода, под именем Тураб или кладбища Каид-бея: ибо лучшая его мечеть стоит над прахом сего знаменитейшего из султанов второй династии Мамелуков. Постепенно соединяясь с малыми кладбищами, которые носят название соседних им ворот столицы, сей могильный город превосходит оную в длину, и отдельные его памятники оканчиваются к северу, знаменитой арабесками своего купола Куббет-эль-Азад, или гробницей Малек Аделя, Саладинова брата. Другой, не менее великолепный город, на юг от Каира, называемый Тураб-эль-Имам, от красивого памятника Имама, и эль-Карафе, от ворот сего имени, занимает обширное пространство, роскошными гробами и отдельными мечетями, меж коими всех величественнее мечеть Али-бея, славного уже в последние времена власти Мамелуков, под влиянием Порты. Могильный лабиринт улиц сих необъятных кладбищ, населяется только во дни поминовений, толпами набожных мусульман, неподвижно сидящих на коленах близ родственных могил, как мраморные изображения усопших, или как бледный сонм их, если бы внезапно восстал он подивиться великолепной и радостной наружности своих гробниц, внутри столь хладных и тесных!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мечетью Омара я уже любовался издали. Собственно в ней красива верхняя часть и особенно купол. Это не наши ординарные полушария или старинные лу­ковки на вытянутых шейках. В грандиозном куполе мечети поражаешься сколько гармоней, столько красо­той и благородством линий. При входе в мечеть нам подали легкие туфли и чехлы для сапог. Кто оставлял свои сапоги у дверей, а кто их брал с собою под мышку. Пользуясь суматохой, некоторые женщины вовсе не снимали башмаков и прохо­дили свободно среди других паломников. У дверей стояла толпа магометан. Они бесцеремонно хватают каждого и отбирают билет на пропуск. Вторые и третьи ряды турок грубо требуют бакшиш (плату за услугу – на чай) особенно от женщин. Не подозревая, что это не законное требование, неко­торые дают им деньги. Я поспешил за греком, чтобы послушать его объяснений, многие в особен­ности простые женщины разбрелись по мечети и про­должали отдавать дань туркам. И как грубо они эксплуатируют религиозное чувство наших паломников! Забежит перед толпою женщин турок и, указывая на первую попавшуюся колонну, скажет им: – Христос, Христос! Женщины целуют ка­мень и дают туру деньги. Далее он покажет бли­жайшую стенку и скажет им с нескрываемой ехид­ной улыбкой: – «Мария, Мария!» И опять летят ему в руки деньги. И это в магометанской мечети, построенной спустя шесть, семь веков после Евангельских событий! Внутренняя отделка мечети чрез­вычайно богата и красива при эффектном освещении чрез цветные стекла гигантских окон. Конечно, самою дорогою святынею в ней была священная скала, на которой стоял жертвенник при Соломоновом храме. Потому и мечет эта, великая святыня в глазах мусульман, обыкновенно зовется в Иеру­салиме Куббетэс -Сахра, т. е. «Купол скалы». Наш толкователь горбатенький монах остановился около священной скалы, выждал, когда столпившийся около него народ успокоился и начал повествовать о свя­том месте – горе Мориа, на котором мы находились. Его объяснение не шло дальше русских брошюрок для народа о святых местах, но спасибо ему и за это. Приятно вспомнить хотя вкратце повествования о каком либо событии на самом месте его происшествия. Никто не сомневался, что здесь прошла вся священная история от Давида до Иисуса Христа на протяжении слишком одиннадцати веков, т. е. во все время владения евреями Иерусалимом. Сюда был принесен Божественный Младенец Иисус Христос своею Пресвятою Матерью, «что бы представить его пред Господом» и что бы принести установленную жертву по закону; здесь была боговдохновенная встре­ча праведным Симеоном Богоприимцем и Анною пророчицею Спасителя народов, Света мира, Славы Израиля. Предание указывает, что праведный Си­меон Богоприимец жил тоже на горе Мориа, где в настоящее время находится подземная мечеть. Те­перь здесь за деньги турки показывают христианам «Колыбель Христа». Когда мы выходили из подземелья, один дервиш (мусульманский монах), пока­зывая на нишу, кричал паломникам «Обрезание! Обрезание!» И в его руку сыпались деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Профессор Стрыговский 199 указал целый ряд подобных капителей с пригнутыми ветром листьями в церкви Св. Параскевы в Халкиде (нижний и верхний ряд листьев пригнуты ветром в разные стороны), один фрагмент в Акрокоринфе в музее Аргоса, в одной базилике Сирии и в церкви Св. Дмитрия в Солуни. Купол Скалы или мечеть Скалы (Куббет ес-Сахра) или так называемая Омарова мечеть (построенная в 691 году) Абд-эль-Меликом, по капителям своих сборных колонн, была для нас также одною из важнейших задач изучения. В настоящее время точно установлено, что мечеть эта построена Халифом Абд-ель-Меликом, по единогласному свидетельству арабских хроник, в 72 году геджры, а не халифом Ель-Мамуном, который приказал уничтожить имя своего предшественника и поставить свое собственное, забыв изменить и указанную дату 200 . Трудности, встреченные при фотографировании мечети, особенно вследствие слабого освещения, при исполнении снимков внутренности мечети, были главною причиною того, что их исполнено мало (снимки 709–711), и капители требовали бы, для их снимания, лесов, чего сделать было нельзя, а потому неизбежные деформации при снимании снизу препятствовали получить удовлетворительные снимки: весьма жаль, конечно, что и вообще доселе не было сделано снимков и другими с капителей. Все снимки капителей в издании Вогюэ передают, по обычаю, лишь общий стиль коринфского ордена и потому не имеют настоящего значения. Далее, мы не имели времени перемерять диаметр колонн, различить их на месте по типам капителей, баз и пьедесталов, по характеру и достоинству монолитов. Мы успели только заметить, что двенадцать колонн внутренней колоннады, окружающей священную скалу, одинаковой высоты и имеют одинаковые базы и пьедесталы, за немногими, быть может, исключениями. Правда, эти колонны разных мраморов: есть (кажется) cirollino, есть verde antico, но также и из редчайших пестрых мраморов, желтого с черным, розового, пурпурного и пр. При взгляде на колонны, легко убедиться в их происхождении из одного здания, но это здание никак не могло относиться ко времени Адриана: все капители, кроме одной, много двух, не ранее IV века и потому, всего вероятнее, происходят целиком из базилики Константина, и разве только позолота капителей возобновлена арабами да отшлифованы самые барабаны, пострадавшие во время пожара.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Рисунок 78. Двенадцать капителей колонн в куббет ес-Сахра Другим воспоминанием экседр внутреннего двора Иродова храма является изображение иерусалимского внутреннего двора с храмом на одном древнем стеклянном сосуде из категории гробничных стекол, найденном в Риме в 1882 году и принадлежащем, по мнению де-Росси, иудейскому обществу в Риме второй половины третьего или первой четвертого века. Автор этого рисунка находит нужным давать различные цвета колоннам, бывшим во внутреннем дворе, и именно такие цвета, которые и в настоящее время чаще всего встречаются в колоннах мечетей, занявших место ветхозаветного храма, т. е. сейчас упомянутые цвета: белый (в рядовых колоннах exedrae), темно–зеленый, почти совсем впадающий в черный (в колоннах выступающих из ряда и может быть украшавших воротные проходы), и красный (в колоннах самого притвора храма). Прилагаем здесь это любопытное древнейшее изображение внутреннего двора иерусалимского храма. Но для более ясного представления устройства внутреннего двора, нам необходимо рассмотреть отдельно все его части или подразделения. Мы сейчас сказали, что первое восточное отделение внутреннего двора, которое по грунту можно было назвать нижним, имело 135 локтей длины и ширины. Народ называл его двором женщин, (Иосиф – γυναικωντις, «Bellum Judaicum», V, 5, 2–3), в том смысле, в каком двор внешний назывался двором язычников, т. е. не потому, чтобы он принадлежал исключительно женщинам, напротив и здесь всегда было больше мужчин, чем женщин, как во внешнем дворе всегда было больше иудеев, чем язычников, – но потому только, что этот двор был крайним пределом, до которого могли Рисунок 79. Иерусалимский храм проникать женщины; западное отделение внутреннего двора, как алтарь нашего православного храма, было вовсе недоступно для женщин. Этим понятием о дворе женщин сами собою устраняются возражения, выставленные против него Фергюссоном и Пайллу. Так как по приведенным измерениям (135 локтей в квадрате), рассматриваемое отделение было несравненно больше следующего небольшого отделения, имевшего только 11 локтей ширины и называвшегося двором израильтян, то Фергюссон считает это абсурдом (немыслимо, говорит он, чтобы двор мужчин-израильтян равнялся только 112

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

На север от купола, как-то совершенно уединенно от него, простирается длинный хребет двускатной деревянной крыши, подобной Вифлеемской. Внутренность мечети ел-Акса представляет две вставленных одна в другую и разновременных постройки. Из нынешних семи нефов базилики первоначальными нужно считать четыре боковых нефа. Три же средние нефа образовались из одного большого центрального нефа 309 . Вероятно, затрудняясь сделать деревянную крышу для очень широкой средней залы (78 англ. фут.), ее разбили, в одну из реставраций мечети, на три отдельных нефа, вследствие чего первоначальная пятинефная мечеть обратилась в семинефную. Вставка нынешнего срединного неширокого Рисунок 151. Наружный вид мечети ел-Акса Рисунок 152. План мечети ел-Акса нефа в первоначальный широкий доказывается совершенным отличием в построении его столбов и стен. Тогда как в боковых нефах стены очень толсты, как выражается Аркульф, vili fabricati sunt opere, и имеют приниженные своды, в среднем нефе стены гораздо тоньше и смелее подняты вверх. Тогда как боковые нефы имеют сложенные из камня столбы, толстые и неуклюжие, средний неф держится не на столбах, а на мраморных колоннах, по арабскому обычаю, столь же разнообразных, как и колонны Куббет ес-Сахра: здесь есть колонны зеленоватого порфира, темно-красной яшмы и мрамора Св. креста; на некоторых капителях есть аллегорические фигуры грифов, центавров и проч., напоминающие аллегорические фигуры семисвещного светильника на триумфальной арке Тита; подобные капители есть в армянской патриаршей церкви Св. Иакова. Чрезвычайно странно в ряду колонн, в одном месте, видеть грубый столб, подделанный под вид столбов боковых нефов. Строителям недостало одной колонны!.. Точно также верхняя стена средней залы, лежащая на колоннах, не гармонирует с следующими стенами боковых нефов. Несоразмерно малые окна под крышею среднего нефа и дополняющая их нижняя линия незастекленных пробоин, неодинаковой величины, для пропуска света из боковых нефов, достаточно ясно показывают, что строители среднего нефа были стеснены уже готовыми тогда боковыми нефами.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Таким образом в настоящее время, при невозможности раскопок на площади харама, исследование цистерн есть единственное средство для определения первоначального уровня скалы Мориа в разных пунктах харама. Варрен, по этому случаю, видит важное показание даже в том, что подземелья Сионских сестер милосердия смотрят прямо на скалу Куббет ес-Сахра («The Recovery of Jerusalem», 224), забывая, что между этими пунктами им помещен глубокий ров, делающий невозможным сообщение между ними водяным каналом. Когда иссякала вода в цистернах, тогда они, с своими каналами, обращались в обширный подземный город, в котором искали спасения жители Иерусалима при вторжении неприятелей. В этих последних видах подземные каналы, служившие сообщением между цистернами, делались гораздо больше обыкновенного. По свидетельству Иосифа Флавия («Bellum Judaicum», VI, 2:7), здесь были подземные каналы такой величины, что осажденные иудеи могли проводить ими даже коней, похищенных у римлян. После цистерн верхней платформы, самые замечательные цистерны принадлежат южной части харама; их водою ныне пользуется почти все мусульманское население города. Важнейшие цистерны: 8, так называемое «великое море» царя Соломона, все в скале, вмещающее не менее 3.000,000 галлонов воды; 9, пещера листа (Вир ел-Орак, в скале, у входа в подземелье под ел-Акса), вода которой, по мусульманскому верованию, имеет особенное душеуспокоительное действие; 11 весь, не исключая и свода, вырублен в скале; состоит из трех отдельных цистерн, западные концы которых, лежащие на одной линии, соединены между собою проходом, идущим в прямом направлении с севера на юг; может вмещать 200,000 галлонов воды. Замечательна также группа трех цистерн у золотых ворот, где скала горы Мориа видна на самой поверхности. Пиеротти находил связь этих цистерн между собою и с 1, но исследования Варрена не подтвердили этого предположения. Вообще древние свидетельства Тацита («Historiæ». V, 12), Аристея, Иосифа Флавия и талмуда о многочисленных водохранилищах древнего храма, соединявшихся каналами и занимавших пространство не менее пяти стадий (Аристей), подтверждаются самым очевидным образом (см. Monatschrift für Geschichte des Judethums, 1880, 289 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

По самой поверхности священной скалы не смеют ходить даже имамы мечети. В течение года на ней собираются целые слои пыли и однажды в год эту пыль сметают и продают как лекарство от воспаления глаз. Кругом мечети выровненная вершина горы Мориа образует громадный двор, выстланный четырехугольными плитами. Вся эта площадь называется у магометан Харам-эш-Шериф – «благородное святилище»; Куббет эс-Сахра – название только самой мечети. На востоке против мечети стоит небольшой, изящный павильон. Это так называемое судилище Давида. По словам магометан, здесь мудрый царь давал суд своим подданным. На вершину этого павильона, по их уверению, спускается с неба невидимая теперь для смертного глаза цепь. В прежнее время она была видима для всякого. Царь Давид, совершая суд, давал тяжущимся в руку ее конец, и при каждом неверном показании одно кольцо цепи обрывалось и, падая, обличало солгавшего. Однажды к Давиду пришли судиться двое, из которых один требовал с другого долг, а тот уверял, что деньги уже отданы им. Заимодавец взялся за цепь и поклялся в правоте своих слов. Цепь осталась как была. Должник, подойдя к ней, попросил заимодавца подержать свою палку и тоже поклялся. Ни одно звено цепи не упало, ибо палка, которую держал в это время заимодавец, была выдолблена и в ней лежали деньги, составлявшие долг, но после этого цепь сделалась невидимой. По архитектурным своим линиям павильон этот составляет совершенное подобие мечети Омара, с тою только разницею, что наружный ряд его колонн не окружен глухою стеною, как в мечети. Все же размеры его ровно в три раза меньше соответствующих размеров мечети. Очень вероятно, что сначала построен был этот павильон, а затем, по образцу его, и здание более крупное – мечеть. По предположению Кондера, мечеть Омара до перестройки ее, в 831 г., халифом Эль-Мамуном, была открытым навесом над священной скалой и лишь этим халифом была обнесена боковыми стенами и превращена таким образом в закрытое здание. Легкие изящные аркады обступают мечеть с четырех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если, таким образом, Куббет-ес-Сахра, нынешнее центральное здание площади ветхозаветного храма, не существовала еще во время Юстиниана, то что сказать о гипотезах, относящих ее к гораздо более раннему времени? По мнению Фергюссона, Куббет-ес-Сахра принадлежит к базилике Константина Великого , описанной Евсевием, построенной на месте воскресения Иисуса Христа из мертвых (The Holy Sepulchre and the Temple at Jerusalem, 1861. The Temples of the Jews, 1878, 193 и дал.). Льювин (A sketch of Jerusalem, 150) относит Куббет-ес-Сахра к ближайшим преемникам императора Константина или первой половины четвертого века. Унгер (Die Bauten Constantin’s des Grossen zu Jerusalem, 1863, 72–73) относит это здание ко времени пребывания в Иерусалиме императрицы Евдоксии, супруги Феодосия II (440–460). Само собою разумеется, что для доказательства этих положений необходимо, прежде всего, отвергнуть всякую связь данного места с площадью ветхозаветного храма. Мы увидим дальше, с каким успехом названные исследователи это делают. Теперь же к вышеприведенным свидетельствам прибавим еще одно историческое свидетельство (Eutychii annales, t. II, 219–222), по которому в 614 году христианские храмы в Иерусалиме были разрушены персами при Хозрое II. Так как это разрушение персидские огнепоклонники произвели в сообществе с иудеями, которые, в количестве 26,000, присоединились к ним в Галилеи, то при этом менее всего могли быть пощажены те христианские памятники, которые были тогда на площади ветхозаветного храма или в соседстве с нею; даже церкви на Елеонской горе были тогда разрушены. И так, Куббет-ес-Сахра, восьмиугольный памятник на скале ветхозаветного жертвенника всесожжений, построен арабскими халифами, хотя при помощи бывших тогда в Иерусалиме византийских архитекторов, но не по византийской идее. На прекрасной картине Рафаэля в Милане: «принятие Св. Девы Марии в дом Иосифом Обручником», для характеристики местности представлен храм Ирода на горе Мориа, совершенно подобный Куббет-ес-Сахра. Не было ли в самом деле какой либо посредствующей связи между храмом иудейским и Куббет-ес-Сахра? Такою связью должен считаться восьмиугольный самарянский храм на Гаразине, остатки которого в VII веке сохранялись еще во всех подробностях. Весьма вероятно, что Абд ел-Мелик воспользовался планом самарянского храма, считая его общим типом иудейского храма. Припомним, что и храм Ирода венчался восьмиугольною башнею 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008