Дом первосвященника Каиафы стоит несколько особняком от группы Сионских домов, но тоже за крепостною оградою. Это массивный и громоздкий каменный сундук чрезвычайно древнего типа, недоступный и мрачный как крепость, с маленькими характерными окошечками, очень скудно прорезанными на разных высотах его... Он уже изрядно врос в землю, или скорее в груды развалин, составляющих теперь почву Сиона, так что приходится довольно глубоко спускаться в его низенькие, заржавленные, железные калиточки с громадными засовами и громадными замками. Я уверен, что редкий дом Иерусалима сохранил на себе такую подлинную древне-иудейскую физиономию... Дом этот издавна считается темницею Христа, в нем до сих пор показывают место, где заключен был Спаситель до отвода его к Пилату и место отречения Апостола Петра. Теперь дом жестокого судьи Христова обращен в Армянский мужской монастырь, и под престолом церкви его хранится, как величайшая святыня, камень, закрывавший вход в Гроб Господень. Дом другого первосвященника Анны тоже показывается до сих пор. Там нет теперь ничего интересного кроме, древней маслины на дворе против алтаря церкви; предание говорит, что эта отрасль той самой маслины, к которой привязан был Спаситель. В доме Анны тоже исстари утвердились армяне, вообще захватившие в свои руки ближайшие к Сиону кварталы. Но для того, чтобы попасть в армянский женский монастырь устроенный на месте дома Анны, необходимо уже вступить в город, через Сионские ворота, которые арабы прозывают «Баб-Неби-Дауд» – «ворота пророка Давида»... Имя царя-пророка в памяти народа преисполняет здесь все... Эта часть Иерусалима буквально осталась тем «градом Св.Давида», каким она 6ыла за десятки веков. Тут и почва, и воздух, камни и предания, – всецело библейские, ветхозаветные... Не даром прихотью судьбы этот древнейший уголок Иерусалима не попал в общую ограду его и выделил обособленными от новозаветного Иерусалима свои исторические памятники. X. Храм Соломонов «Лощина Сырных торговцев». – Еврейский плачь у подножия древнего святилища. – Вход в заповедные пределы. – Воспоминания о храме Соломоновом. – Гарам-эх-Шериф. – Куббет-эс-Сакра, или мечеть Омара.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда вы очнетесь наконец от подавляющего вас общего впечатления и обратите взор на середину мечети, где отделена бронзовой зеленой решеткой историческая святыня, давшая имя Куббет-эс-Сакре, вы сразу не можете сообразить, что такое перед вами. Среди тончайшего изящества мозаик и мраморной резьбы, среди золота и порфира, под исполинским куполом, составляющим чудо искусства, – покоится в этом сверкающем, как кристалле храме, огромная глыба грубого серого камня, целая плоская скала, на которой можно бы было выстроить небольшой дом. Из мира мавританской роскоши и сказочных фантазий вас резким толчком вдруг переносит чуть не в первобытные доисторические времена, в века пастушества и пустынных кочевок, когда полуварварское человечество боготворило дубы и камни, создавало себе алтари из скал, набросанных друг на друга, и приносило на них свои кровавые жертвы. Камень этот, эта «скала», эта арабская «Сакра», почитается здесь не со времен только ислама. Халиф Омар откопал эту скалу под грудою мусора. Эта скала несомненно древнее самого Иерусалима, и с исторической точки зрения в Иерусалиме нет места священнее этого грубого камня. Мельхиседек, царь Салимский, уже возносил на этом жертвеннике, современном потопу, свои всесожжения Богу Вышнему... Авраам разводил на нем священный костер, на котором должен был заклать первородного сына, когда он удалился, по сказанию Библии, на гору Мориа... Очень может быть, что гуменным током Иевусея Орны была именно эта священная скала, и ее-то повелел Давиду выкупить из рук нечестивых Божий пророк... Первый жертвенник Давида и первый Соломонов храм Богу Израиля были, конечно, основаны на месте, уже освященном в течении многих веков богопоклонением народов... «Святая-Святых» Моисея во всяком случае стояла на этом камне, который еврейское предание считает центром мира, «пупом земли». Под него сокрыл рыдающий Иеремия от взоров человечества ковчег завета... На этом же священном камне начертаны были, по убеждению талмудистов раввинов, и те таинственные, никому недоступные словеса, которыми выражалось невыразимое имя Иеговы...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В виду недостатка воды из источников, евреи прибегали к помощи искусственных сооружений для сохранения воды и снабжения ею жителей в достаточном, количестве. Для сего они высекали: а) цистерны, b) пруды и с) водопроводы. a) Цистерны найдены во многих местах Палестины. Они обыкновенно высечены в камне и имеют различную форму: куба, цилиндра, конуса и др. Имеющие вид куба или цилиндра, цистерны предназначались для сохранения дождевой воды, а имеющие вид конуса – для хранения зерен, вина или масла. Многие из цистерн имеют глубокую древность. К числу таких проф. А. А. Олесницкий относит цистерны, находящиеся на площади харам-эш-шериф, причем считает за цистерну т. н. пещеру духов, находящуюся в вершине Куббет Эс-сакра (- гора Мориа), куда Орна ссыпал когда-то зерно с своего гумна. b) Искусственно сделанные пруды находятся в Иерусалиме, на пути в Хеврон, а также и в других местах Палестины. Из иерусалимских прудов замечательны: Биркет-эс-сильван (силоамский, – купель силоамская, ср. Ин. 9:7 ), Биркет-эс-султан (в юго-западной части Иерусалима, нижний пруд, ср. Ис. 22:9 ), Биркет Мамилла (в западной части Иерусалима, верхний пруд, ср. Ис. 7:3 ) и Биркет-эль-Израэль (в северо-восточном углу площади харам-эш-шериф, древняя Вифесда, piscina probatica, Ин. 5:2 .). Из прудов, находящихся вне Иерусалима, замечательны: пруды Соломона (вифлеемские), находящиеся по пути в Хеврон, близ источника Эфам, а также пруды в Гаваоне, Самарии и Есевоне. c) Из водопроводов замечательны: силоамский, находящийся в Иерусалиме, соединяющий источник Девы Марии с силоамским прудом, и водопроводы, идущие от прудов Соломона по направлению к Иерусалиму, называемые – верхний, средний и нижний. Из этих водопроводов вполне прослежен только нижний водопровод, входящий в Иерусалим с южной стороны, недалеко от пруда Биркет-эс-султан, огибающий этот пруд и направляющийся через древнюю Энномскую долину к площади хараш-эш-шериф, куда входит с западной стороны и где разветвляется на несколько каналов. § 16. Остатки древних некрополей и гробниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Время происхождения таких медальонов с точностью не установлено 41 , хотя они имели довольно обширное распространение. По-видимому в противодействие этому обстоятельству, средневековые евреи распространяли жетоны, сделанные также из меди или какого-то металлического сплава, на одной стороне которых вычеканено изображение раввина, а на другой – слова из 2-й заповеди: «Ло игйе-ллека элогим ахерим ал-панай» («да не будет тебе богов иных пред лицом Моим») 42 . Более подробные сведения относительно происхождения и частичного описания еврейских монет собраны в трудах Франца Переца Байера 43 , Каведония 44 , Де-Сольси 45 , Леви 46 , Маддена 47 и проф. Булатова С. А. 48 . § 14. Остатки сооружений на площади харам – эш-шериф. Площадь харам – эш-шериф на которой некогда находился ветхозаветный храм, в настоящее время занимает юго-восточную часть Иерусалима. Она имеет вид трапеции, распространяющейся к западу и северу и суживающейся к востоку и югу. Западная сторона ее имеет 488, восточная 466, северная – 317 и южная – 281 метр. Почти по средине ее длины с севера на юг, но ближе к западной стороне, расположена мечеть Омара, по преданию выстроенная над вершиной горы Мориа (куббет-эс-сакра), на которой был расположен ветхозаветный храм в своей главной части. С четырех сторон площадь обнесена каменной стеной, имеющей в разных местах различную величину. Находящиеся на площади харам-эш-шериф здания по времени происхождения не восходят ранее VII или VI в. по Р. Хр. Но что касается окружающей площадь стены, то значительная часть ее по своему происхождению относится к гораздо более древнему времени, по крайней мере ко времени Ирода великого (30 г. до Р. Хр.). Как полагают многие археологи, в частности проф. А. А. Олесницкий , архитектор Шикк, окружающая площадь харам-эш-шериф стена идет по линии древней стены, – времени Ирода, и в разных местах содержит остатки этой стены. Один из таковых остатков составляет, во-первых, так называемая «стена плача», находящаяся с юго-западной стороны площади, между современными воротами эль-могарибе и эс-синсле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Теперь площадь горы Мориа находится в мусульманском квартале Иерусалима и занята двумя мечетями – Омара и Эль-Акса: все пространство, занятое этими мечетями с принадлежащими к ним строениями, называется Харам-Эс-Шериф, т.е. «священная ограда», иди «двор храма». Мечеть Омара возвышается почти в центре площади горы и находится на самом месте ветхозаветного храма 20 . Она построена на природной террасе, представляющей естественную, выравненную только, скалу, которая на три метра (4 арш.) возвышается над площадью горы. Со всех сторон на террасу ведут широкие лестницы, заканчивающиеся изящными аркадами 21 . Мечеть Омара представляет величественное восьмиугольное здание и является совершеннейшим произведением, красою арабского зодчества 22 . Главную святыню мечети составляет находящаяся в самом центре ее совершенно обнаженная известковая скала, окруженная балюстрадой; от этой скалы мечеть получила и самое свое арабское название – «Куббет-эс-Сакра», т.е. «купол скалы», прикрытие скалы, которая у мусульман признается второю после меккской Каабы святыней в мире. Иудейское предание, записанное в талмуде, считает эту скалу «камнем творения», на котором был утвержден мир, центром земли и приурочивает к нему многие великие события ветхозаветной истории: жертвоприношение Исаака, видение Иакова; на ней, будто бы, был поставлен ковчег завета, который Иеремия впоследствии здесь же скрыл. Лучшие исследователи, однако, полагают, что на этой скале находился не ковчег завета («святое святых»), а жертвенник всесожжений, следы которого видны и в настоящее время. На западной и северной сторонах скалы заметны и теперь следы канала, по которому кровь жертвенных животных стекала внутрь горы Мориа и затем отводилась в поток Кедрон 23 . В южной части Харама находится другая обширная мечеть, имеющая форму параллелограмма с куполом, известная под именем Эль-Акса («отдаленная, крайняя») 24 . По преданию, первоначально на этом месте находилась сооруженная Юстинианом вел. базилика с церковью Введения Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

– В сущности, вся эта пустынная площадь с рассеянными по ней кипарисами и оливами, с ее множеством отдельно разбросанных строений – есть один гигантский дом молитвы, каким была она и в дни Соломона. Строения эти – эти живописные башенки, портики, павильоны – все это только внутреннее убранство исполинского храма, «мирабы» для молитвы, фонтаны для омовения, галерейки для учащихся софт, кафедры для чтения корана и минареты для молитвенных взываний муэдзина. Тот же колоссальный черный купол, что прикрывает центральную мечеть – это только Святая-Святых Омарова храма. Голубой свод неба – вот нерукотворный купол, который один в состоянии охватить этот храм-город со всеми его художественными созданиями рук человеческих. Древний храм Соломонов был покрыт тем же воздушным куполом. Он вмещал в себе не только Израиля, но и язычество, был храмом Бога мира, не одного иудейского Иеговы. Колоннады портиков, охватывавшие внешнюю окружность двора, были назначены для всех народов земли, желавших поклониться Богу в его великом храме. Внутри наружной колоннады, отделенная от нее воротами, недоступными для язычника, шла галерея самого Израиля, дальше, таким же концентрическим кольцом, еще ближе к храму, двор левитов с его жертвенниками и медным морем на 12-ти львах. Каждый внутренний круг поднимался террасами все выше и выше над внешним и, наконец, в сердце всех этих колоннад и портиков возвышался на своих 12 мраморных ступенях, сам, сверкающий золотом, храм Соломонов с его Святая-Святых. Эта последовательность колоннад и это постепенное подъятие террас к центру площади только отчасти и отрывочно сохранились в мусульманском Гарам эх-Шерифе, но все-таки сохранились ясно. Поразителен вид Куббет-эс-Сакра, – центрального святилища Омаровой мечети, когда совсем приблизишься к нему и уразумеешь очарованными глазами всю его неописанную красоту. На свете одна такая мечеть, и она не похожа ни на что другое. Высоким, вздувшимся шатром, черным и мрачным, как кидарские шатры Библии, поднялся ее громадный свинцовый купол, увенчанный воинственною стрелою ислама.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гиганский купол чувствуется теперь над вашею головою во всем своем неизмеримом охвате. Но он здесь уже не черный и не мрачный. Он весь выстлан, словно бездонными коврами, темно-зеленою и темно-золотою мозаикою волшебной пестроты, волшебного вкуса. Круглый строй порфировых и мраморных колонн, под тон этой мозаики и этого таинственного цветного тумана, поддерживает осьмиугольный барабан купола, сияющий своими яркими окнами. Другое более обширное кольцо столбов охватывает внутреннюю колоннаду, ближе к стенам. Все это камни, не имеющие цены и как богатство, и как история, и как священная реликвия... Тут и колонны того языческого Адрианова храма, который римский цезарь воздвиг на месте разрушенного святилища Соломона, возобновленная Иродом, и где его конная статуя, рядом с идолом Юпитера, попирала Святую-Святых Иеговы. Тут и обломки колоссальных столбов первоначального храма Иерусалимского, еще обтесанных молотами и пилами финикийских каменьщиков Тирского царя Хирама. Стены мечети, потолки мечети это – чудные персидские ковры, это драгоценные турецкие шали тончайших цветов и тончайших рисунков. Только эти ковры и шали сотканы из несокрушимых «камений самоцветных». Бархатные темно-зеленые тоны господствуют в бесценных мозаиковых обоях, одевающих кругом исполинский молитвенный шатер. Но они удивительно кстати и удивительно в меру чередуются с поясами темно-красных арабесков, переплетенных золотом, как филигранною оправой. Золото сверкает и в карнизах неизбежными строками корана, для которых арабская азбука создала узор, неподражаемый по характерности и по изяществу. Нельзя оторвать глаз от этой фантастической пестроты, от этой неописанной красоты цветов и узоров. Кажется, весь жар арабского воображения вылился в этом непостижимом сочетании самых ласкающих тонов, самых замысловатых линий, умиряющем как елей глаз и сердце ваши. Даже после св. Софии в Стамбуле, даже после знаменитых роскошью и вкусом мечетей Каира, – Куббет-эс-Сакра производит впечатление чего-то единственного, неподражаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е., 20 локтей, так что имела форму квадрата в 20 локтей в ширину и длину. Площадь двора скинии делилась на два квадрата, по 50 локтей длины и ширины в каждом. В первом квадрате, расположенном к западной стороне, находилась скиния, которая располагалась таким образом, что ее центральная линия совпадала с центральной линией двора, с востока на запад. Между стенами скинии и покровами двора на северной, западной и южной сторонах оставалась свободная площадь в 20 локтей, тогда как с восточной стороны перед нею был квадрат в 50 локтей длины и ширины. Во втором квадрате, расположенном между входною частью двора и передней частью скинии, посредине, на одной линии с алтарем кадильным и очистилищем, стоял жертвенник всесожжения, ход к которому, как утверждает раввинское предание, был с южной стороны. Ближе к скинии, между жертвенником и восточной частью скинии, стояла умывальница. § 105. Храм Соломона Скиния Моисеева была местом общественного богослужения у евреев во время Моисея, Иисуса Навина, Судей и во время первых царей. Со времени Соломона и до вавилонского плена местом общественного богослужения был храм Иерусалимский. Намерение построить храм для служения Господу Богу было еще у Давида ( 2Цар. 7:1–6 ), но он не получил от Бога соизволения на осуществление его, как человек воинственный и проливавший кровь ( 1Пар. 28:3 ), и ограничился только собиранием материала, особенно драгоценных металлов, и изготовлением планов и чертежей для храма, который, согласно обетованию Божию, должен был построить его сын ( 1Пар. 28–29:1–8 ). По смерти Давида его сын Соломон осуществил намерение своего отца и выстроил в Иерусалиме храм для служения Господу Богу. Местом построения храма была вершина горы Мориа, на которой во время Давида находилось гумно Орны, а потом, после явления Давиду ангела, был сооружен жертвенник для всесожжения (2Цар. 24и 2Пар. 22и д) 365 . Большинство археологов отождествляют вершину этой горы с вершиной Куббет-Эс-сакра, выступающей в мечети Омара, на площади Харам-эш-шериф, в Иерусалиме. Так как площадь вершины горы Мориа по своим размерам была недостаточна для помещения на ней базиса храма, окружавших его пристроек и дворов, то Соломон прежде постройки храма несколько расширил площадь вершины горы, для чего, по свидетельству Иосифа Флавия, он построил с восточной стороны стену из массивных камней 366 , и пространство между этой стеной и горой завалил землею, а сверху выложил камнями (De bello judaico, V, 5, 1; Antiquit. jud. VIII, 3, 9; XV, 11, 3). После расширения площади для храма 367 , Соломон приступил к его постройке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Соломон и Давид, и пророк Илия – все оставили в этом храме следы своего пребывания. Оттого-то мечеть Куббет-эс-Сакра почитается мусульманами азиатского востока почти так же, как Меккская Кааба. Для христиан тут тоже место многих достопамятных событий Евангелия... Здесь жила отроковицею Пречистая Дева, посвященная Богу, и путешественникам до сих пор показывают в нише нижней пещеры место ее девственных ночлегов. Здесь праведный Симеон встречал и благословлял Младенца-Христа... Здесь Учитель мира поучал народ, толковал писание и изгонял из храма торгующих. Неудивительно поэтому, что крестоносцы не решились разрушить прославленной мусульманской святыни, которая так тесно сроднилась со святынями Ветхого и Нового Завета христиан. Мечеть Омара была обращена Готфридом в «Храм Спасителя», и на скале Авраама поставлен престол алтаря, пока Саладин не вырвал опять Иерусалима из рук христиан и не возобновил мечети Омара в еще большем блеске. В день взятия Иерусалима Гарам был последним убежищем пораженных мусульман... Гарам был окружен тогда стенами, башнями и крепкими воротами. Но Танкред сокрушил все эти твердыни и ворвался со своими рыцарями в переполненный народом двор мечети. «Что там произошло! с ужасом восклицает его современный биограф. Если мы скажем только правду, то и тогда превзойдем всякое вероятие. Достаточно сказать, что в храме и портике Соломона ездили верхом в крови по колено всаднику и по устцы лошади». Когда стали очищать город от трупов, то в одних только оградах Соломонова храма было насчитано 10.000 убитых... «В храме, на высоком престоле, помещалась огромная статуя из серебра, столь полновесная, что шесть сильных рук едва-бы могли ее приподнять, а чтобы унести, нужно было десять», рассказывает рыцарь Рауль из Кана. «Танкред, увидав ее, закричал: о стыд! к чему эта статуя, к чему она поставлена так высоко?.. А эта статуя Магомета вся была усыпана каменьями, одета в пурпур и горела золотом. К чему такая пышность? Это не Христос, но скорее первый антихрист, безбожный Магомет, Магомет презренный!.. О поношение! питомец ада, гость Плутона, обладает твердынею Господа и восседает как Божество во храме Соломона! Низвергнем его немедленно, и пусть он падает к нашим ногам!..» Едва он дал приказание, как оно уже было выполнено. Статую схватили, стащили; и металл, дорогой по себе, но сделавшийся презренным вследствие сделанного из него употребления, разбит на куски».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если, таким образом, Куббет-ес-Сахра, нынешнее центральное здание площади ветхозаветного храма, не существовала еще во время Юстиниана, то что сказать о гипотезах, относящих ее к гораздо более раннему времени? По мнению Фергюссона, Куббет-ес-Сахра принадлежит к базилике Константина Великого , описанной Евсевием, построенной на месте воскресения Иисуса Христа из мертвых (The Holy Sepulchre and the Temple at Jerusalem, 1861. The Temples of the Jews, 1878, 193 и дал.). Льювин (A sketch of Jerusalem, 150) относит Куббет-ес-Сахра к ближайшим преемникам императора Константина или первой половины четвертого века. Унгер (Die Bauten Constantin’s des Grossen zu Jerusalem, 1863, 72–73) относит это здание ко времени пребывания в Иерусалиме императрицы Евдоксии, супруги Феодосия II (440–460). Само собою разумеется, что для доказательства этих положений необходимо, прежде всего, отвергнуть всякую связь данного места с площадью ветхозаветного храма. Мы увидим дальше, с каким успехом названные исследователи это делают. Теперь же к вышеприведенным свидетельствам прибавим еще одно историческое свидетельство (Eutychii annales, t. II, 219–222), по которому в 614 году христианские храмы в Иерусалиме были разрушены персами при Хозрое II. Так как это разрушение персидские огнепоклонники произвели в сообществе с иудеями, которые, в количестве 26,000, присоединились к ним в Галилеи, то при этом менее всего могли быть пощажены те христианские памятники, которые были тогда на площади ветхозаветного храма или в соседстве с нею; даже церкви на Елеонской горе были тогда разрушены. И так, Куббет-ес-Сахра, восьмиугольный памятник на скале ветхозаветного жертвенника всесожжений, построен арабскими халифами, хотя при помощи бывших тогда в Иерусалиме византийских архитекторов, но не по византийской идее. На прекрасной картине Рафаэля в Милане: «принятие Св. Девы Марии в дом Иосифом Обручником», для характеристики местности представлен храм Ирода на горе Мориа, совершенно подобный Куббет-ес-Сахра. Не было ли в самом деле какой либо посредствующей связи между храмом иудейским и Куббет-ес-Сахра? Такою связью должен считаться восьмиугольный самарянский храм на Гаразине, остатки которого в VII веке сохранялись еще во всех подробностях. Весьма вероятно, что Абд ел-Мелик воспользовался планом самарянского храма, считая его общим типом иудейского храма. Припомним, что и храм Ирода венчался восьмиугольною башнею 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010