Ворота Никанора, как и вообще двор женщин, по уровню лежали ниже двора священнического и тех ворот, которые мы предполагаем на месте Куббет ес-Силсиле, и, следовательно, ниже нынешней восточной лестницы. С другой стороны, ворота Никанора находились далее на восток, чем нынешняя восточная лестница. Тогда как один двор женщин имел длины с востока на запад 135 локтей или 70 метров, все разстояние от восточного фронта мечети Омара до восточной лестницы платформы, по нашим измерениям, равно 52,10 метрам. Таким образом, при образовании нынешней платформы, почти третья часть двора женщин была отрезана на восточной стороне. Нынешние две лестницы северные и южные приблизительно точно указывают положение древних лестниц и ворот Ницоц и Парва (северных), Га-маим и Гаделек (южных). Это именно средние из четырех северных и четырех южных ворот Иродова внутреннего двора 306 . Что же касается остальных двух крайних северных и южных ворот Ирода, то двое из них, приводившие во двор женщин, были сняты при сокращении платформы с востока, а двое других, бывшие против корпуса самого храма, были уничтожены при сокращении платформы с запада, и заменены нынешними лестницами, юго-западною и северо-западною. Наконец, средняя западная лестница, находящаяся против куббет ес-Сахра в расстоянии 11,75 метров от ее западного фронта, выделяется из ряда других лестниц тем, что она не выступает из линии платформы, но целиком в нее входит. На основании положения этой лестницы в отношении к священной скале, как месту жертвенника всесожжении, мы считаем возможным видеть в некоторой части ее спуск в то подземелье, которое, по описанию Иосифа Флавия (ср. Иез.41:8 ), существовало под храмом, как его подвальная часть (atem мишны). Следовательно, над тою же лестницею, ныне низводящею вниз с уровня верхней платформы, была другая противоположная лестница, возводившая с уровня платформы и куббет ес-Сахра на то еще более возвышенное основание, на котором стоял корпус храма. Дорогая отделка камней храма и особенное священное их значение были причиною того, что развалины храма были разобраны до последних основных камней, что и было, между прочим, причиною сокращения верхней платформы на западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Халиф гарантировал христианам неприкосновенность их имущества и уважение их верований. Желание его построить на месте Иерусалимского храма мечеть вызвало возражение патриарха Софрония: «На этом месте греческие императоры не могли построить храма» (намек на попытку Юлиана – С. Ф.)... Когда римляне приняли христианство и Елена, мать Константина, строила церкви в Иерусалиме, сахра иудеев (место жертвоприношений – С. Ф.) и окружающая ее площадь были оставлены в совершенном запустении; сюда даже сносили из города сор и нечистоты, потому что Иисус Христос сказал в Евангелии: «этот дом будет пуст, не останется от него камня на камне». Таким образом мечеть аль-масджид аль-Акса (мечеть удаленнейшая, превращенная крестоносцами в годы их владычества в Палестине в королевский дворец) была построена в южной части площади Харам эш-шериф (благородное святилище). Только в конце VII в. была предпринята постройка в центре площади ветхозаветного храма халифом Абд эль-Меликом из дома Оммиадов. В 687–691 гг. там была воздвигнута мечеть Куббет эс-Сахра (купол скалы). Большинство исследователей отождествляет скалу, находившуюся в мечети, с основанием для ковчега завета. По другим данным она была тем возвышением, на котором стоял жертвенник всесожжений. Одновременно вся площадь была совершенно очищена от древних развалин. Профессор А. А. Олесницкий писал: «...При постройке срединной мечети Куббет эс-Сахра последние камни древнего храма и его внутреннего двора, доселе еще остававшиеся на месте, были исторгнуты, так что на месте корпуса храма не осталось никакого следа какой-либо постройки, так как магометанское святилище Куббет эс-Сахра построено на месте открытой части древнего внутреннего двора, где был жертвенник всесожжений» (с. 548). О нынешнем состоянии площади Иерусалимского храма см.: Россия перед Вторым пришествием. Изд. 2-е. М. 1994. С. 285–287. 120 По всей вероятности речь идет о Григории Ефимовиче Распутине Новых (1869 †17.12.1916) – тобольском крестьянине, приобретшем широкую известность как старец и целитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Вот настоящее положение зданий, существующих на месте храмов Соломона и Ирода. Посетителей вводят в Гарам эш-Шериф чрез двор серая и дверь Баб-эль-Кгауринег, находящуюся в северо-восточном углу Гарама. При входе представляется площадь, усаженная прекрасными кипарисами и другими деревьями; она находится частью на природной скале, частью на насыпи; местами излишние возвышенности скалы срезаны, что особенно заметно в углу Гарама, под серайским минаретом. Отсюда посетитель направляется к большой мечети. Она стоит на платформе в сажень вышиной, высеченная из природной скалы и окруженная небольшими четырехугольными молельнями с низкими куполами. Лестницы в восемь-десять ступеней ведут со всех сторон на означенную платформу. Взойдя на нее, посетитель обязан заменить свою обувь бабушами 48 . На платформе открывается во всей красе величественное здание мечети, известной обыкновенно под названием Омаровой, но именуемой мусульманами эль-Куббет эс-Сакграг («глава скалы»). План ее весьма прост: на восьмиугольном здании лежит цилиндр, поддерживающий грациозный купол, увенчанный золоченым полумесяцем. Купол в основании немного сжат, а к вершине едва заметно заострен и покрыт весь медью. Цилиндр облицован синими изразцами, исписанными изречениями из Корана в виде затейливых арабесок. Восьмиугольная часть здания одета на сажень снизу белым мрамором, а вверху блестящими черепицами и мраморными досками с изящной резьбой. На четырех главных сторонах здания находятся двери с стрельчатыми восточными арками, опирающимися на легкие витые колонны. Кругом всего здания над дверями идут стрельчатые же окна. Цилиндр также прорезан целым рядом квадратных окон. Против восточной двери, именуемой Давидовой, возвышается сквозное здание, состоящее из колонн, поддерживающих двенадцатиугольный купол. Это здание называется Куббет-эль-Сильсилег («глава дуба») или Куббет-эль-Берарег («глава судилища»). По мусульманскому преданию, здесь было место Давидова судилища, или, по другому толкованию, тут будут повешены весы последнего суда. Здание вымощено широкими мраморными плитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не смотря на все, чем богата площадь харам еш-шериф, не смотря на такие прекрасные здания, как Куббет ес-Сахра и ел-Акса, не смотря на растительность, во всяком случае самую богатую в Иерусалиме, площадь харама производит грустное впечатление полузабытой и полупустынной местности и отверженного святилища. Восточная часть площади, некогда наиболее шумная, теперь совершенно пустынна, и останется такою до тех пор, пока не будут открыты золотые ворота. Некоторое оживление бывает только в западной галерее внешнего двора, у ворот Силсиле. Сюда заходят феллахи, успевшие продать принесенные в город продукты, чтобы в уединении сосчитать полученные барыши. Другие, уставшие бродить без дела по городским улицам, заходят сюда отдохнуть и утолить жажду. Многие, особенно женщины, являются сюда, ища суда в мегкеме. Но для восточного человека, незнающего употребления стула и скамьи и распростирающегося для отдыха на земле, отдохнуть значит заснуть. Спящие фигуры встречаются везде, не только во внешних галереях и киосках, но и в самых мечетях и даже в священной пещере духов. Другой вид могла бы получить площадь, если бы к ней был свободный доступ европейцам, которых в Иерусалиме всегда бывает много; но им, как некогда язычникам, посещение местности ветхозаветного храма затруднено. Если мы ходим здесь, то не иначе, как под двойною защитою жандарма и шейха мечети. С северной стороны, где, в период храма Ирода, звон римского оружия заглушал рев жертвенных животных и звуки священных гимнов, и ныне доносятся до Куббет ес-Сахра военная музыка и сигнальные рожки в казармах, заглушающие призыв муэдзинов на молитву. К этим военным звукам присоединяется еще шум школьников в медрессах в северной галерее харама, отзвук шума книжников и фарисеев, не умолкавших здесь в период Иродова храма. Но все это – слишком слабые звуки, чтобы ими можно было разбудить сонный магометанский мир и оживить место отвергнутого Богом святилища. Общий обзор ограды харама В заключение обойдем еще раз нынешнюю площадь иерусалимского харама снаружи, внимая призыву псалмопевца обойти вокруг святого места и обнять его объятием духа истины. Начнем с востока, от северо-восточного угла.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

546). Не слишком ли уже много обязательств возлагает автор на Омара? Любопытно знать, как Софроний в данном случае мог разъяснить Омару свои верования. Он должен был сказать: «место это проклято, и в знак отвращения к нему мы сносим сюда сор и нечистоты. Поэтому мы не желаем, чтобы на нём была построена мусульманская мечеть». Омар, конечно, мог отвечать на это: «да вам-то какое дело до нашей мечети, где бы она ни стояла?» Сомнительно, чтобы Омар уважил «верование», в котором нет смысла... Доказательством несостоятельности рассуждений автора о якобы невозможности предположения христианских построек на площади храма служит то, что сам же автор косвенно признал их существование, когда счёл необходимым упомянуть о разрушении их в 614 году персами в союзе с иудеями при Xoзpoe II (стр. 552). В заключительных словах, утверждая свою мысль, что мечеть Куббет-ес-Сахра не есть переделка христианской церкви, а самостоятельная арабская постройка и непосредственная преемница Иродова храма, автор пытается в самой форме её усмотреть связь с храмом Ирода. Для этого он указывает на одну картину Рафаэля, на которой храм Ирода нарисован по подобию мечети Куббет-ес-Сахра. Но кому же не известен величайший произвол, который дозволяют себе художники в подобных случаях? Автор, тем не менее, ищет связи между мечетью и храмом и находит её в предположении, что строитель мечети взял за образец восьмиугольный храм на Гаризине, принятый будто бы им за тип иудейского храма (стр. 553). «Припомним, – говорит он, – что и храм Ирода венчался восьмиугольной башней». Читатель помнит, что автор предполагал башню на храме Ирода; но что башня эта была восьмиугольная – этого не помнит, потому что об этом нигде не говорилось. В последней части своего сочинения автор обещал говорить о сохранившихся доныне остатках ветхозаветного храма и новейших открытиях на его площади (стр. XXVI). Прежде всего, он говорит здесь о томе виде, какой имела гора Мориа до обделки её Соломоном. Он изображает его так уверенно и положительно, как будто сам видел эту гору во времена Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Впоследствии христианские сказания были переделаны мусульманами. Напр. древнее христианское верование, что скала, на которой лежало тело Христово по снятии со креста, была восхищена на небо (Tobler, Itinera terrae sanctae, 64), было перенесено мусульманами на скалу мечети Омара и связано с историею Магомета. Что касается самого здания Куббет ес-Сахра или, как его называют европейские путешественники, мечети Омара, то последний тщательный осмотр ее, произведенный при ремонтировке 1874 года, несомненно доказал ее сарацинское происхождение: вся она построена из чужого материала, подобранного в других развалинах, особенно же в развалинах ветхозаветного храма. Сарапинское происхождение Куббет ес-Сахра признают Вогюэ (Le Temple de Jerusalem, 75:80), Адлер (Der Felsendom), Клермон-Ганно (Quarterly Stat. 1874:153), Варрен (The Temple or the Tomb, 1880:173) и друг. Следы крестов на капителях колонн мечети, которые видел здесь Вогюэ, не найдены при капитальном осмотре мечети архитектором ле-Контом, производившим последнюю ремонтировку 1874 года. 5 . Пятое мнение, разделяемое большинством исследователей, отождествляет место ветхозаветного храма с местом мечети Омара. Исключив тех исследователей, которые, как, напр., Т. Тоблер (Topographic von Jerusalem, 1:567), хотя высказывают такое мнение, но не входят в его подробности, мы находим здесь более ясно определившимися два соподчиненных мнения. Одни ставят ветхозаветный храм на линии, пересекающей мечеть Омара, но ближе к востоку, так что священная скала мечети Омара служит местом святого святых или западным концом храма. Другие, придерживаясь той же линии, т. е., не уклоняясь от нее ни на север, ни на юг, отступают только на запад, предполагая, что скала мечети Омара приходилась пред притвором храма и была тем возвышением, на котором стоял жертвенник всесожжений. Первое мнение поддерживается иудейским преданием, по которому скала служила основанием для ковчега завета, а пещера под скалою была секретною катакомбою, в которой хранились драгоценности храма в случаях ожидавшегося вторжения неприятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

279 Подобно тому, как под куполом мечети Омара находится скала, служащая предметом поклонения мусульман, и под куполом Куббет ел-Арва также видна в полу натуральная скала горы Мориа, которую мусульманские пилигримы чествуют целованиями. Кроме Куббет ел-Арва, несколько на запад от него, в самой платформе, есть подземная камера 12 метр. длины и 7 ширины, называемая мечетью духов или пещерою духов. По мусульманскому сказанию, здесь Соломон содержал в заключении демонов (может быть жертвенную кровь, очищавшую нечистоту греха). Вверху над подземельем стоит киоск св. Георгия, победителя нечистых драконов, т. е. первосвященника, проливавшего кровь жертвы за грех. 280 Впрочем, в популярных изданиях продолжают еще некоторые держаться гипотезы Пиеротти-Вогюэ. См. напр. Sattler. Geschichte der Stadt Jerusalem. 1884. Grundriss. 281 Святое святых храма Варрена приходится на том месте юго-западного угла верхней платформы, где на плане Пиеротти показана еще одна пещера-цистерна, не найденная, впрочем, Варреном («The Recovery of Jerusalem», 224). 282 Варрен не подозревает, что сочинение, касающееся Иерусалима, в котором упоминается об обретении закона, есть библия 4Цар.22:8 ; 2Пар.34:14 . Обретение еврейского свитка в земле не представляет ничего удивительного, так как у древних евреев был обычай обветшавшие свитки закона закапывать в землю в глиняных сосудах или полагать в еврейские гробницы (R. Asclier ad Megill. 43). Газета «Неделя», 1888, 31, стр. 993. – Нынешние иерусалимские евреи старые свитки закона погребают в гробнице царя Иосафата. 283 Местное предание не предполагает какого-либо отношения данного пруда к ветхозаветному храму и называет его римским водохранилищем, Bir Rommane, хотя это название едва ли точно. Гораздо правильнее в иудейском предании пруд 5 называется источником сынов плена, т. е. вырубленным по возвращении иудеев из вавилонского плена. Следовательно, по крайней мере, в первом храме его вовсе не было. 284 И в настоящее время на этом месте находится так называемая летняя кафедра из мрамора прекрасной работы, построенная Кади Бурган ед-Дин в XV веке (в 798 году гиджры). В 1495 году здесь была небольшая мечеть, называвшаяся фаянсовою, Катан; здесь в качестве отшельника жил шейх Абд-ел-Малек.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

2 . Напрасно ссылается Сепп на следующее свидетельство Феодосия: «И приходишь к тому крылу храма, где сатана искушал Господа нашего, Иисуса Христа, и есть там крестовидная базилика» (Itinera et descriptiones terrae sanctae, edidit Tobler, 1:65). Но крыло или зубец храма предание ясно указывает на углу внешней ограды храма, над ущельем Кедрского потока. Следовательно, базилика указывается за оградою храма, а не в центре площади храма. Мало того, в сочинении Феодосия de Terra sancta не может быть указания на базилику Юстиниана в Иерусалиме, потому что оно написано (530 г.) раньше ее постройки, по крайней мере, на восемь лет. 3 . Напрасно, далее, Сепп ссылается на путешественника Антонина (около 570 года), который говорит о базилике Св. Софии, где была некая квадратная скала, petra autem ibi est quadrangula (Itinera... 104). Эта скала не может быть скалою ветхозаветного жертвенника всесожжений, ныне находящеюся в Куббет-ес-Сахра, потому что Антонин ясно говорит, что это была совершенно другая скала новозаветной жертвы, скала в претории Пилата, quae stabat in medio pretorio. Но смешать преторию Пилата с местом жертвенника ветхозаветного никто никогда не мог. Что Антонин не предполагает такого смешения, ясно видно из того, что храм ветхозаветный он упоминает особо и, подобно вышеприведенным писателям, представляет его в нетронутых развалинах. Ante ruinas templi Salomonis, sub platea aqua decurrit ad fontem Siloam secus porticum Salomonis. Таким образом развалины храма и портика ветхозаветного стояли по-прежнему. Но их не было бы, если бы площадь храма уже была занята христианским храмом. 4 . Путешественник 670 года Аркульф, коснувшись того места, где был ветхозаветный храм, говорит следующее: Ceterum in illo famoso loco, ubi quondam templum magnifice constructum fuerat, in vicinia muri ab oriente locatum, nunc Sarraceni quadrangulam orationis domum, quam subrectis tabulis et magnis trabibus super quasdam ruinarum reliquias construentes, vili fabricati sunt opere, ipsi frequentant; quae utique domus tria hominum millia simul, ut fertur, capere potest (Tobler, Itinera... 145). И так, Аркульф, совершенно согласно с вышеприведенными арабскими свидетельствами, в 670-м году, видит одну мечеть ел-Акса, построенную сарацинами в стороне, среди развалин, на площади храма. Совершенно невероятно, чтобы он мог игнорировать при этом художественное здание Куббет-ес-Сахра, если он с такою подробностию описал тогдашнюю южную мечеть ел-Акса, которая, по его собственному мнению, vili fabricata est opere. Последнее презрительное выражение показывает, что и мечеть Ель-Акса Аркульф не считал переделанною базиликою Юстиниана. Да он и прямо говорит, что единственный молитвенный дом на площади ветхозаветного храма был построен сарацинами. И так, базилика Юстиниана в Иерусалиме не имела никакого отношения к месту ветхозаветного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Любопытно, что из описанных нынешних ворот харама не одни не приходятся на прямой линии ворот Куббет ес-Сахра, лестниц и мавасинов внутренней платформы харама. Вместо законов симметрии, строители ворот руководились только потребностями жителей прилагавших городских кварталов и общественных зданий. Тем не менее от каждых ворот по направлению к ближайшей лестнице внутреннего двора или верхней платформы проведена выложенная камнем дорога. Особенно широкая мостовая идет вдоль всей западной галереи и от ворот Могарибе к мечети ел-Акса, также от ворот Силсиле и Каттанин к верхней платформе. Нет мостовой от ворот золотых, закрытых, и от ворот Азбат, которыми пользуются не городские жители, а бедняки с Елеонской горы и Вифании. Вдоль внутренней платформы обведен выложенный каменными плитами тротуар, поднятый на одну ступень, не везде впрочем правильный и одинаковый. Наконец, по пространству площади харама разбросаны в разных местах так называемые Мастабег, «молитвенные места», поднятые на одну ступень платформы, 10, 20 и 50 футов длины, более или менее изящно выложенные каменными плитами, с неизбежным миграбом на южной стороне, то есть с нишею для статуи, но без статуи, иногда с молитвенным павильоном, киоском или часовнею; на некоторых молитвенных платформах уже успели вырасти вековые маслины. Чаще всего эти платформы устраиваются по близости ворот, чтобы приходящий сюда для молитвы, при случае, мог и не заходить в мечеть, и найти открытое место для коленопреклонения. Но дух молитвы оскудевает между современными мусульманами, и некоторые молитвенные павильоны, за ненужностью, обращены в амбары. Для утоления жажды пилигримов, и для совершения мусульманских законных омовений пред молитвою, между воротами Силсиле и Каттанин, с 849 (1445) года, существует себил Каит-бей, прекрасный фонтан с яйцевидным куполом, украшенным арабесками. Тут же по близости небольшой прудок, в котором в жаркие дни барахтаются дети имамов. Другой фонтан ел-Кас, в виде исполинской чаши, вставленной в круглый бассейн, находится в южной части площади, пред фронтом мечети ел-Акса. Так как он приспособлен к водопроводу прудов Соломона, то в настоящее время, по прекращении действия водопровода, он не исполняет более своего назначения. Есть еще много других себилов (мест омовений) на пути от ворот харама до лестниц верхней платформы. На верхней платформе нет особенного фонтана, но напиться воды можно и здесь, при западном входе в Куббет ес-Сахра; нужно только опустить находящийся здесь всегда медный ковш в устье цистерны. Совершать же молитвенные омовения на верхней платформе непозволительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Другою причиною была явившаяся впоследствии необходимость расширения внешней площади харама в стороне обращенной к городу. Лестницы верхней платформы мусульманского харама не имеют ворот. Но воспоминанием о бывших здесь древних воротах служат так называемые мавасин (от единств. mizan, весы), высокие аркады на верхних ступенях лестниц, разделяемые, смотря по широте лестницы, на 3, 4 и 5 пролетов или арок, опирающихся на колоннах разнообразного вида, мраморных, гранитных и иных, подобранных, очевидно, из разных древних развалин. Аркада над восточною лестницею представляет следы еще какого-то особенного приспособления. Первоначально она имела 5 пролетов и была шире нынешней лестницы; потом она была сравнена с широтою лестницы чрез закрытие двух боковых пролетов и укреплена сзади какими-то контрфорсами, заслонившими поддерживающие архитрав колонны. В архитраве над арками, с внутренней стороны, видны незаделанные пробоины для перекладин потолка, примыкавшей когда-то сюда, но ныне несуществующей, постройки. Стоя на краю верхней платформы, мавасины, по своей высоте и по своему изолированному положению, имеют весьма эффектный вид и соперничают если не с куполом Куббет ес-Сахра, то с куполами разбросанных здесь молитвенных павильонов, киосков и белыми куполами жилых помещений, лепящихся на северной, западной и южной стороне платформы, подобно некоторому призрачному воспоминанию тех зданий, которыми была окружена внутренняя платформа ветхозаветного храма 307 . Недостает Куббет ес-Сахра и ее платформе только минаретов, которые здесь сочтены излишними по отдаленности места от города. Они возвышаются над наружною стеною харама. Нижняя платформа, или собственно площадь харам еш-шериф со всех сторон окружает внутреннюю платформу. Подобно внутренней платформе, и внешняя шире в северной, чем в южной части. Рисунок 150. Южные мавассины и кафедра Омара Хотя по прямой линии от платформы до наружной южной стены разстояние больше, чем от верхней платформы до нынешней северной стены, но если взять во внимание большую широту северной половины, то ее можно считать равною южной.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002   003     004    005    006    007    008