131 Так называлась собственно крышка ковчега завета, так как чрез кропленье на нее кровью подавалось наиболее совершенное очищение грехов; но здесь это слово в широком смысле всего храма – с целью обозначить очистительное влияние его на каждого пребывающего в нем. 134 πανηγυρζω – образовать собрание, праздновать народный праздник; сильнее, чем дальнейшее выражение. 136 γκωμιζω – прославлять, хвалить; γχμιον – хвалебная песнь, похвальное слово (собственно, что пели на κμος – процессии в честь Вакха или победителя на играх). 141 μαστωρ– μαγστωρ – министр двора при Византийском императоре. Это – Лев Бардалис, занимавший эту должность при имп. Андронике Старшем (1328–1341 г.); писал извлечения из святоотеческих толкований на Св. Писание, религиозные стихи; кроме этой стихиры из нынешних песнопений ему принадлежат еще одна стихира на Введение и стихира Иоанну Богослову 8 мая (Архиеп. Филарет, Исторический обзора песнопевцев, § 74). 160 В псалме этот стих, как и следующий, служащий 2-м припевом к настоящим стихирам, относятся к подругам таинственной невесты Царя – Мессии, изображенного в этом псалме. Здесь эти стихи прилагаются ближайшим образом к отроковицам, сопровождавшим во храм Пресв. Деву, а в дальнейшем смысле м. б. к христианским девственницам. 168 νθημα – дар, жертва, приношение. Это слово одного состава, но совершенно другого значения с νθεμα – заклятие, что выражается разницей в суффиксе. 171 τερπνς – приятный, радостный, любезный, восхитительный. Тоже понятие в пасх. ирмосе «Светися» о Богородице «ты же, чистая, красуйся». 214 В древности величание на Введение имело одинаковую форму с величанием на Рождество Богородицы и Благовещение; см. там же. 215 ερζφ – «благокоренной», «с хорошими корнями», «хорошо, крепко утвержденный» – определение к «горе» (по гр.ср.р.: ρει в евр.: «прекрасная возвышенность, радость всей земли»). Разумеется гора Сион иди Мориа из-за храма на ней. 218 В этом и дальнейших стихах псалом 44 имеет в виду некоторую таинственную невесту Бога или Мессии – Царя, по толкованию св. отцев Церковь Христианскую или Пресв. Богородицу; образы и сравнения для изображения этой невесты псалмопевец берет из картины брака царя Израилева (д. б. Соломона) с какой-то иностранной царевной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

171. Был здесь и ковчег, также сверкавший чистым золотом: облицованный им снаружи, а внутри – также из дерева, не подверженного гниению. Кроме того, был светильник: у основания он имел один ствол, который сверху разделялся на семь ветвей, и каждая из них поддерживала лампаду. Материалом для светильника было золото, и внутри оно не имело ни пустоты, ни деревянной основы. Еще там находились жертвенник, крышка ковчега 37 и так называемые херувимы, крыльями которых осенялся ковчег ( Евр.9:5 ). И все это из золота – не только ради внешнего украшения, так как все целиком было сделано из этого материала. 172. Еще там были разноцветные завесы искусной ткацкой работы, где различные цвета сочетались друг с другом, придавая ткани красоту. Они разделяли скинию на две части: на видимую и доступную некоторым священнослужителям и на таинственную и недоступную. Первая именовалась святилищем, а вторая, сокровенная – Святая Святых. Кроме того, там имелись умывальники, угольницы, завесы внешнего двора, власяные шкуры, кожи, окрашенные в красный цвет, и все остальное, о чем идет речь в Писании. Да и какими словами можно было бы с точностью все это описать? 173. Какое же все это имеет соответствие среди вещей нерукотворных? И какую пользу приносит материальное изображение всего увиденного Моисеем тем, кто на это посмотрит? Мне представляется разумным оставить подробное истолкование этих вопросов тем, кто может проницать Духом глубины Божии ( 1Кор.2:10 ), и тем, кто «тайны говорит духом» ( 1Кор.14:2 ), по слову апостола. То, что скажу по этому поводу я, – всего лишь моя догадка и предположение, которые я отдаю на суд читателей. А они могут, поразмыслив над исследуемым, принять или отвергнуть их, как сочтут нужным. 174. Итак, опираясь на слова Павла, частично раскрывшего эту тайну, скажу, что Моисей еще прежде, в прообразе, был наставлен в тайне скинии, которая объемлет вселенную. Скиния – это, вероятно, Христос, «Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор.1:24 ). Нерукотворная по своей природе, эта скиния становится тварной, когда ей нужно быть воздвигнутой посреди нас. Поэтому она одновременно и нетварна, и тварна: несотворенная в предсуществовании, она становится сотворенной, когда принимает материальное устроение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

497  Παρκλητος, ходатай, утешитель, ср. Ин. 14:16, 26; 16:7 . Еп. Михаил: „Христос – утешитель, утешающий искупленных им верующих людей своим заступничеством пред судом правды Божьей». Здесь разумеется постоянное ходатайство Сына Божьего пред Отцом Своим за верующих, братьев Его. 498  И... в форме прибавления присоединяется к предыдущему логическое обоснование: и это так, потому что... ибо... 499  Слав.: очищение есть о грехах наших. λασμς ср. 4:10 с тем же значением, как λασκομαι; Евр. 2:17 (Рус. и Слав.): посему Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, (Слав.): во еже очистити грехи людския (быть милостивым, простить); Лк. 18:13 : Боже, будь милостив ко мне грешному. – Соответствующее еврейское слово означает буквально: – покрывать, переносное: очищать, примирять. В Ветхом Завете в этом смысле называлась крышка ковчега завета очистилище ( Лев. 16:14–45 ). И λασκεσσαι в Новом Завете значит не умилостивлять кого-либо, например, Бога (как часто в классическом языке об умилостивлении гнева – μνις как настроения с характером личной злобы и себялюбивого раздражения, богов), но всегда с подлежащим Бог или Христос: очищать кого-либо от грехов, быть милостивым к кому-либо о грехах. К λασμς ср. Дан. 9:9 : у Господа Бога нашего милосердие и прощение. Пс. 129:3,4 : Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит? Но у Тебя прощение. – И Господь Иисус Христос есть источник и податель для нас и всего мира прощения и очищения. См. подробнее у профессора В. Н. Мышцына  – „Учение Св. ап. Павла о законе дел и законе веры». Сергиев Посад 1891 г. стр. 101–106. 500  Прощение грехов всего мира уже дано в Иисусе Христе, хотя оно миром и не усвоено ещё. Греческое выражение и Слав.: „но и о всего мира» но и очищение всего мира, как совокупности греха. См. 2:15. 501  И... вводит новый ряд наставлений. Находящийся в общении с Богом имеет духовное сродство с Ним и знает Его. Но что может служить признаком и доказательством того, что мы не самообольщаемся, утверждая, что находимся в общении с Богом и знаем Его? Апостол на это теперь и обращает внимание христиан, чтобы предостеречь их от самообольщения и дать им возможность узнать лжехристиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Наконец, свт. Кирилл говорит о том, что богослужение Нового Завета превосходнее древнего культа. В «Толковании» святитель подчеркивает прообразовательный характер ветхозаветного священнослужения. Жертвоприношения животных были лишь образами жертвы Сына Отцу 19 . Святое Святых Скинии являлось образом Нового Завета и «нашего Таинства» (407:7). Очистилище, то есть крышка Ковчега Завета, находившегося в Святом Святых, было образом Христа (407:21–22). Ягненок, съедаемый каждый год иудеями по повелению Божию в память об исходе из Египта, был также прообразом Христа (409:13–14). А тот факт, что они должны были есть его одетые так, словно они собирались в путешествие ( Исх.12:11 ) показывает для свт. Кирилла, что этот ягненок был временным образом, поскольку «сущее в образах (τ ν τποις) не останется навеки, но прибежит в некотором роде к Истине (πρς λθειαν)» 20 . Таким образом, святитель противополагает образ и истину и говорит, что прообразовательный характер культа Ветхого Завета находит свое завершение в христианстве. Несовершенство ветхозаветных жертв состояло в том, что они не очищали грехи. Свт. Кирилл использует два раза стих Евр.10:4 (396; 400) для иллюстрации этой идеи на основании Писания. Комментируя Евр.9:10 , святитель утверждает, что обряды Ветхого Завета (омовения, окро пления, и т.д.) очищали лишь плоть (« πρς τν τς σαρκς καθαρτητα », ср. Евр.9:13 ). Он противопоставляет плотскую чистоту Ветхого Завета и духовную чистоту Нового 21 . Эта недостаточность ветхого культа повлекла за собой необходимость Второго Завета, «(поскольку) первый не был в себе безупречен (τ μεμπτον)» (400:18–20). Превосходство священства Христа состоит прежде всего в том, что Своей Кровью Он очистил грехи людей. Для иллюстрации этой мысли свт. Кирилл приводит Евр.2:17–18 (396) и Евр.12:22–24 (398). Тело Христа стало выкупом за всех (ντλλαγμα – 401:6), Его смерть была искуплением, что святитель доказывает, цитируя Евр.9:15 (401). Кроме того, Первосвященник Христос превосходнее ветхозаветных священников, поскольку Он пролил Свою собственную Кровь (αματι τ δ – 400,14; 418:14) в отличие от вторых, которые проливали кровь животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ветхозаветная скиния Завета и ее принадлежности – Ковчег Завета, очистилище, стамна с манной, жезл Ааронов, прозябший, трапеза предложения, семисвечник, миро помазания и золотая кадильница также тесно связываются в литургических творениях с личностью Пресвятой Девы. Именно Она всесвятая, Богосозданная и светоносная Скиния Бога Слова, имевшая внутри Себя Его, великого Архиерея 1933 , была первообразом Моисеевой скинии и первообразным ковчегом Христа 1934 . Устроенный Моисеем ковчег хранил в себе скрижали закона, стамну с манной и процветший Ааронов жезл. Точно так же Матерь Божия, в период чревоношения Христа, хранила в Себе богописанные скрижали Нового Завета – Само Божие Слово. Чрево Ее было кивотом, содержавшим воплощенного Законоположителя 1935 . Ковчег Завета был обложен золотом. И Божию Матерь как бы позлатил Святой Дух Своими озарениями 1936 . Подобно золотой стамне, Пречистая имела в Себе Манну Христова Божества, нетленную и пренебесную 1937 . Крышка Ковчега Завета называлась у Израиля очистилищем. Поскольку в Божией Матери грешники находят примирение с Богом и прощение от Него грехов, то, собственно, Она есть подлинное, теплое очистилище верующих 1938 . Ааронов жезл, процветший без напоения, предзнаменовал Пресвятую Деву в том смысле, что Она безмужно и бессеменно родила Цвет Божества, воплощенного Сына Божия 1939 . Принадлежности скинии – седьмисвечник, трапеза предложения, кадильница и миро помазания, по мысли церковных песнопевцев, представляют собой не что иное, как символы то сияния Приснодевы семью дарами Святого Духа, то чревоношения Его хлеба жизни и невещественного Угля Христа, то Ее молитвы за мир и благоухания в Ней благодати 1940 . Вселившийся в Приснодеву неприступный Свет на все века показал Ее просветительной, златозарной Свечой и Христовым благоуханием 1941 . Евреи, странствуя по пустыне, были водимы огненным и облачным столпами, двигающимися впереди них. В новозаветный период жизни огненный и облачный столпы христиан, столпы Нового Израиля, по толкованию литургического богословия, это прообраз Божией Матери. Она путеводит христиан к небесной земле обетования во время их странствования по пустыне прельщения 1942 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

13. Подобным образом если бы мы употребили другое имя по отношению к изготовлению этой формы, мы получали бы наказание, когда бы ни поклонялись ему, как те, которые тогда подменили поклонение Богу идолопоклонством. Ныне же, поскольку это - во имя Человека, в Котором живет Божество, о Котором постоянно говорится в Ветхом Завете, Которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь,26 мы понимаем все эти .27 Когда мы смотрим на во время молитвы или поклоняемся его изображению, которое есть того Человека, что был распят на нем, божественную силу получаем мы через него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся - и все это через Крест. 14. Ибо и на крышку,28 которая была там помещена поверх ковчега, которая была изготовлена из золота и сила Божия была явлена открыто, не дерзал священник, когда только входил туда, поднять глаза свои и рассматривать ее, так как страшная Шехина Божества была на ней, и более страшным и досточестным был вид у нее, чем у всех прочих предметов, составлявших часть этого служения.29 15. Ибо говорят православные Отцы,30 что тайну человечества Господа нашего изображала эта крышка. Если же образ был так страшен, насколько более исполнение этих образов и тот самый Первообраз,31 Которому принадлежат тайны и образы. Но там была строгость и великий страх, которые требовались в том служении, здесь же - милость. Ибо там всякий, кто проявлял дерзновение, действуя беспечно по отношению к тем тайнам, образам и символам, немедленно получал наказание, подобно тем, которые были сожжены огнем своих кадильниц.32 16. Но здесь излилась благодать без меры, строгость была поглощена милостью, и появилось дерзновение33 и родилась некая беспечность - не настоящая, конечно же! - но преизбыток дерзновения; а дерзновение обычно прогоняет страх, благодаря великой милости Божией, которая изливается на нас во все времена. 17. Для истинно верующих зрение Креста - не малая вещь, ибо все тайны понимаются через него. Но всякий раз, когда они поднимают глаза и смотрят на него, они как бы вглядываются в лик Христа и так они почтение к нему: видение его драгоценно для них и страшно, и в то же время вожделенно. И поскольку они также являются детьми, они имеют еще больше дерзновения к Нему, как дети обычно имеют дерзновение к своим родителем по причине доверчивой любви.34

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Принадлежности скинии Завесы , отделяющие три части скинии друг от друга по толкованию свв. отцов прообразуют Иисуса Христа 51 . Свт. Иоанн Златоуст в беседе на Послание к Евреям пишет: «Словом – Святое Святых (апостол) означает и небо, и завесу неба, и плоть (Христову), входящую внутрь завесы: открыл нам, – говорит, – через завесу, то есть плоть Свою ( Евр.10:20 )» 52 . И прп. Ефрем Сирин согласен с ним: «Бывшие в скинии три завесы – от синеты и багряницы, и червленицы спрядены... и виссона сканаго ( Исх.36:37 ), одна распростиравшаяся перед Святым Святых, другая в дверях скинии, и третья в дверях двора, – изображают Еммануила, потому что через Него соделавшиеся таинниками восходят к умосозерцанию Божества; средние же восходят к видению Божия величия; и, наконец, стоящие вне приближаются к ограде мысленного двора овчего, по сказанному Господом нашим, что Он есть дверь ( Ин.10:7 )» 53 . Ковчег Завета , стоявший во Святом Святых прообразовал Иисуса Христа 54 . Свт. Ириней Лионский пишет: «кивот завета есть образ Тела Христова, чистого и непорочного. Ибо как кивот был внутри и снаружи позолочен чистым золотом, и тело Христово чисто и блестяще, внутри будучи украшено словом, а снаружи укреплено Духом, чтобы от обоих обнаруживалось сияние естеств» 55 . Об этом же говорит и прп. Ефрем Сирин : « И сотвори Веселеил кивот из древа негниющаго. Это тайна Еммануиловой плоти, которая не подлежит истлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот внутрьуду и внеуду, означает Божеское естество Слова; которое неизреченно соединилось со всеми частями души и тела, потому что человечество наше помазало оно Божеством Своим» 56 . Такого же мнения и свт. Кирилл Александрийский : «Дерева кивота были не гниющие. Золотом же чистым и испытанным украшен был он внутри и извне, потому что нетленно Тело Христа, силою и светлостью обитающего в нем Слова и животворящим естеством и действом Святого Духа, как бы каким золотом, удерживаемое в нетлении» 57 . Крышка Ковчега (ц.-слав. очистилище) также прообразует Иисуса Христа 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

В том, что скиния построена в первый день седмицы, прп. Ефрем Сирин видел указание на воскресение Христа, которое так же произошло в первый день недели 6 . До того, как была сооружена скиния, Бог являлся Моисею в скинии собрания, расположенной вне стана ( Исх.33:7–10 ). Затем, после установки скинии, ее тоже стали называть скинией собрания. После постройки переносного храма Бог открывался уже не на горе Синай, а из скинии. Перенос места Откровения связан, возможно, с тем, что почти все законы книги связаны со святилищем и со служителями скинии. Впрочем, общая цель законов книги Левит – призвать «сынов Израиля» к священнической святости ( Исх.19:5–6 ). Бог являл Себя «… над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения…» ( Исх.25:22 ). Эта крышка ковчега называется [каппорет] λαστριον [иластирион] – «место умилостивления», потому что на нее кропили кровь жертвы умилостивления. Можно предположить, что Моисей получал откровения во второй части скинии, перед завесою, потому что во Святое Святых мог входить лишь первосвященник ( Исх.30:10 ; Лев.16:2, 12–13 ; Евр.9:7 ). Культовые предписания (1–7 глл.). Главное в книге Левит – это система принесения жертв. О происхождении жертвоприношений Священное Писание нигде ясно не говорит. Некоторые экзегеты находят указание на установление жертв в упоминании о кожаных ризах, в которые Господь одел падших прародителей перед изгнанием из рая ( Быт.3:21 ). По мнению толкователей, эти ризы были сделаны из шкур животных, которые были принесены в жертву Господу. Несомненно, что с самого начала истории падшего человечества ( Быт.4:3–4 ) жертвы являлись даром, который человек приносил Богу. Господь же, со Своей стороны, принимал этот дар и благословлял приносящего. Необходимость жертв (особенно кровавых) вызывает наибольшие трудности для современного читателя. После жертвы Христа и прекращения ветхозаветного культа их смысл стал непонятен для христиан. Если взглянуть на то количество крови, которое проливалось перед жертвенником, то возникнет вопрос, действительно ли вера Израиля – религия истинного Богопочитания, а Бог Ветхого Завета и Нового Завета един.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Суббота – день покоя. Тождество дней творения и дней искупления указывает на тождество Делающего. Почему неизвестно, в какой момент воскресает Христос? Восьмой день Творения – это вступление Вселенной в вечность, а вечность не описывается временем. Поэтому момент воскресения остается тайной и не описывается никем. Даже ангелы не видели, как Иисус воскрес из мертвых: Он посылает ангела уже воскресший в теле. И с этого момента начинается новая Вселенная. Христос воскресает в день принесения снопа нового урожая, Он – первенец из мертвых. Жертва урожая начинается на Пасху, а заканчивается в день Пятидесятницы. Когда начнется воскресение? Оно уже началось. В момент воскресения начинается преображение неба и земли. По воскресении наших тел процесс воскресения Вселенной завершится. Святой Григорий Нисский в IV веке говорил, что, согласно философии, все тела состоят из атомов, и у каждого атома есть своя энергия, и вот эта энергия скрыта, она обычно не проявляется. Но в день воскресения Бог повелит этой энергии, и она раскроется и выжжет смерть на атомарном уровне. Откроется ядерная энергия, – и это было сказано в IV веке. Насколько же прогрессивная вещь – Православное богословие! В IV веке рассказывалось о ядерном синтезе. Бог воскресает в том же самом теле, но уже преображенном, Он проходит через Плащаницу. Солдаты были неприятно удивлены, когда узнали, что они охраняли пустую гробницу. Существует «Кембриджская рукопись» (начало V века), в ней сказано, что ангел буквально забросил камень на вершину гроба. Гробницу охраняла римская стража из 16 человек, четверо из которых непосредственно стояли у входа в гробницу, остальные 12 были у костра, но все они не имели права спать. Сколько ангелов было в гробнице? Символизм воскресения. Ангелов было много: один сидел на камне от гробницы (для внимательных евреев бесспорен символ крышки ковчега Завета), а два других сидели внутри лицами друг к другу ( Лк. 24, 4 ). Если в Ветхом Завете самым главным предметом была крышка от чистилища (очищения), то в Новом – самым главным местом считается Престол. Престол – символ Гроба Господня. Напрестольные покрывала означают пелены.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Моли Бога о нас, святителю Спиридоне! 25 декабря Церковь чтит память святителя Спиридона Тримифунтского, и к этой дате мы хотели бы подготовить подборку лучших ваших историй. Если вам есть чем поделиться, присылайте свои истории на editor@pravoslavie.ru Рейтинг: 10 Голосов: 1237 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 У ковчега два замочка, их могут открыть только два человека, если будут отмыкать синхронно, но когда крышка раки не поддается, служители храма знают: «Святои? ушел по делам, какие бы ни прилагались усилия, рака не откроется» – прим. Ред. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий 3 ноября 2018, 12:09 ответ для Дария 20 октября 2018, 12:15 остров Корфу может быть в подчинении Элладской Православной Церкви. А это отдельная Поместная Церковь. Нужно уточнять. Ирина 25 октября 2018, 14:58 Мой папа родился 25 декабря ( в Кировской деревне Богомолово), и у меня имя как и у дочери святого Спиридона. Узнала об этом недавно, купила икону и всякий день обращаюсь к святому, как к своему папе, как будто это папа, и живет у нас, с нами. И молюсь ему об отце, о даровании ему Господом долгих лет жизни, о мире между нами, ведь сам так виновата перед папочкой, бываю очень неблагодарной; делом, бывает, больше наврежу ему, так молюсь. Молюсь о папе, о детях, об отце детей моих, о мне грешной, о вере, о помощи. Святителю Спиридоне, моли бога о всех нас, православных и безымянных. Надежда 24 октября 2018, 14:37 Спаси Господи!!! Такие теплые истории, такие радостные, живые. Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас. Наталья 20 октября 2018, 14:01 Светителю Спиридоне моли Бога о дочери моей Ольге,сыне Максиме и муже Иване чтобы они пришли к вере,покаянию и спасению и чтобы Господь послал дочери моей Ольге ребеночка доченьку. Наталья 20 октября 2018, 12:42 Святый Отче Спиридоне моли Бога о моей дочери Ольге, сыне Максиме, муже Иване, чтобы они пришли к вере, покаянию и спасению, и чтобы Господь послал ребеночка моей дочери Ольге. Дария 20 октября 2018, 12:15 Знающие люди, ответьте пожалуйста на вопрос...

http://pravoslavie.ru/116529.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010