Псалом 98 Неизвестный писатель псалма старается возбудить в народе благоговение пред Иеговою и преданность Ему указанием, как на Его величие и правосудие, так и на Его милостивое отношение к людям. Господь, восседающий на Херувимах, есть царь над всем миром и всеми народами, почему все люди должны восхвалять Его (1–3). Он правосуден и делами Его справедливости полна история жизни Иакова (4–5). Господь внимал избранникам Своим, покровительствовал всему народу, прощал его, но и наказывал, когда последний возбуждал Его гнев. Так вечен и милостив Господь, и достоин хвалы и превозношения (6–9). Пс.98:1 .  Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! Народ еврейский – народ Богоизбранный, находящийся под Его особенным покровительством. Господь, как царь всего мира, только тех людей награждает в любви, кто принадлежит к Его подданным, кто признает Его власть и исповедует Его царем и Богом. Из всех народов таков – только один еврейский, в храме которого Господь восседает на Херувимах Ковчега Завета. Остальные народы, не признающие Его своим Богом, не могут ждать от Него себе милости: они должны трепетать в ожидании кары. Пс.98:3 .  Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно! Имя Божие – «великое и страшное» по тем делам, которые Господь совершает в мире, когда по Его воле исчезают целые народы и гибнут грозные враги Иакова. История последнего подтверждает это многочисленными фактами. Пс.98:4 .  И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове. «Могущество царя любит суд». В действиях Бога нет произвола, как бывает в делах людей: Он любит суд, Его решения опираются на строгой справедливости, о чем также свидетельствует история Иакова. Пс.98:5 .  Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно! «Подножие Его» – Кивот Завета, крышка на нем (каппорет) и литые изображения херувимов, на которых восседает Господь. Пс.98:6 .  Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скиния У горы Синая израильтяне оставались долго. Целый год они прожили здесь в своих шатрах, или палатках. Моисей много раз восходил на гору, и Бог давал ему Свои повеления. И сказал Бог Моисею: – Устройте Мне священное обиталище, и Я буду обитать среди народа Моего. Моисей собрал со всего народа золото, серебро, медь; набрал много шерстяной пряжи, дорогих тканей и цветных кож; добыл дорогого дерева. И из всех этих дорогих материалов была устроена Скиния Божия , иначе сказать, великолепный и драгоценный шатер, освященный для службы Божией. У скинии был деревянный остов из столбов дорогого дерева. Столбы были покрыты золотом и вставлены на серебряные подставки. Сверху и с боков скиния была покрыта драгоценными покрывалами. Скиния была разборная и переносная. Отправляясь в путь, разбирали скинию и несли ее по частям. Двор скинии. Вокруг скинии был сделан двор, или ограда; она была сделана из столбов, а между столбами – завесы. Вход во двор был с восточной стороны. Жертвенник. Во дворе стоял жертвенник (алтарь) для закалывания и сожжения жертв. Умывальница. Далее за жертвенником стояла умывальница. Здесь священники мыли руки пред богослужением. Скиния. Шатер скинии стоял в западной половине двора. Вход в скинию был с востока и закрыт был завесою. Скиния внутри делилась на две части: святилище и Святое Святых. Святилище. В святилище было три священных предмета. В середине стоял алтарь кадильный , столик, обложенный золотом. На нем утром и вечером приносили курения фимиама или ладана. Направо – стоял стол (трапеза), а на столе 12 священных хлебцев и фимиам для курения. Налево стоял светильник с семью лампадами. Эти лампады горели день и ночь. Святое Святых. Внутренняя часть скинии называлась Святое Святых. Она отделена была от святилища завесой. За этой второй завесой, во Святом Святых, была главная святыня скинии: Ковчег завета , – небольшой ящик из дорогого дерева, обложенный листовым золотом. Крышка ковчега была из чистого золота, а на крышке, на концах ее – два золотых херувима.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

По Эфиопии с президентской ратью совершил путешествие Федор Конюхов Итак, Федору удалось то, о чем могут только мечтать короли. Да и сам он, отправляясь в первый поход по Азовскому морю на одолженном тайком отцовском баркасе, даже не подозревал, что дорога в конце концов приведет его к часовне в городе Аксуме, где сегодня хранится одна из главных христианских святынь. 23 августа, 2011 Итак, Федору удалось то, о чем могут только мечтать короли. Да и сам он, отправляясь в первый поход по Азовскому морю на одолженном тайком отцовском баркасе, даже не подозревал, что дорога в конце концов приведет его к часовне в городе Аксуме, где сегодня хранится одна из главных христианских святынь. Федор Конюхов со всеми почестями был принят президентом Эфиопии Вольде-Гиоргисом и главным хранителем христианской святыни — Ковчега Завета, отшельником Теклемариамом. На поклон к отшельнику Ковчег Завета считается одной из главных святынь христианского мира. Он представляет собой ларец, сделанный из акации и инкрустированный золотом. Венчает его золотая крышка. В Ковчеге находились: золотой сосуд с манной небесной, жезл Ааронов, две скрижали с десятью заповедями Ветхого Завета. Три тысячи лет тому в эпоху царя Соломона древние израильтяне утратили Ковчег. Последнее упоминание о нем датируется 586 годом до нашей эры. Ларец был спрятан вместе с другими предметами первого храма в пещере на Голгофе накануне взятия Иерусалима царем Навуходоносором. Впоследствии поисками Ковчега безуспешно занимались крестоносцы, тамплиеры, военные и масоны. Лишь в девяностых годах прошлого столетия Грэм Хэнкок обнаружил следы ларца в Эфиопии. По мнению исследователя, Ковчег Завета был вывезен из Иерусалимского храма в 600 году до Рождества Христова. В течение последующих двухсот лет святыня охранялась ортодоксальными евреями, а позже ее переправили в Эфиопию. В 370 году от Рождества Христова ларец перенесли в город Аксум к принявшему христианство королю. К слову, христианство здесь утвердилось за семьсот лет до крещения Руси.

http://pravmir.ru/po-efiopii-s-prezident...

42. Скиния Моисей обратился к народу с просьбою сделать пожертвования на устройство скинии, где должно было с этих пор, по повелению Божию, совершаться богослужение. Когда деньги и другие пожертвования были собраны, то Моисей устроил скинию. Так называлась палатка, или походная церковь , сделанная из весьма ценных материй и покрытая покрывалами разных цветов и кожами. Скиния разделялась на две неравных части богатой тканой завесой. Первая часть, находившаяся против входа, называлась святилищем и была около шести сажен в длину и трех сажен в ширину. Вторая часть, дальше от входа, называлась святое святых, и устроена была в три сажени в длину, ширину и высоту. В святилище с правой стороны от входа стоял стол с хлебами предложения. Он был обложен золотом и вокруг него был сделан золотой венец. На нем постоянно лежали двенадцать опресночных хлебов, которые назывались хлебами предложения. Они приносились по одному от каждого колена и возобновлялись каждую субботу. Снятые же со стола хлебы дозволено было есть только одним священникам. На левой стороне от входа в скинию стоял золотой семисветильник, сделанный из чистого золота. На нем было семь лампад, которые наполнялись каждое утро и каждый вечер маслом, и в них постоянно горел огонь. Посредине скинии, ближе к завесе, стоял жертвенник каждения, четырехугольный. Он был сделан из акации, обложен золотом и золотым венцом вокруг. Каждый вечер и каждое утро священник сжигал здесь благовонный ладан, или фимиам. Во святом святых стоял ковчег завета. Это был продолговатый ящик, сделанный из акации и обложенный золотом внутри и снаружи, а его крышка, называвшаяся «очистилищем», сделана была вся из чистого золота. На обоих концах ее были два херувима, вылитые из чистого золота. Они были обращены лицами друг к другу и покрывали крышку ковчега своими крыльями. Между херувимами была «шехина», или чудесный свет, видимый знак присутствия Божия во святом святых. В ковчеге завета хранились две каменные скрижали, на которых написаны были заповеди; сосуд с манною и жезл Аарона, который положен был в скинии и там расцвел. Скиния стояла на большом пространстве земли, которое называлось двором. Он был обнесен шестами и к шестам прикреплены были завесы. На дворе стоял большой жертвенник, на котором приносились жертвы, и медная умывальница для омовений, похожая на урну или купель с кранами. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

14 . Ибо и на крышку, 559 которая была там помещена поверх ковчега, которая была изготовлена из золота и  сила Божия была явлена открыто, не дерзал священник, когда только входил туда, поднять глаза свои и рассматривать ее, так как страшная Шехина Божества была на ней, и более страшным и досточестным был вид у нее, чем у всех прочих предметов, составлявших часть этого служения. 560 15 . Ибо говорят православные Отцы, 561 что тайну человечества Господа нашего изображала эта крышка. Если же образ был так страшен, насколько более исполнение этих образов и тот самый Первообраз, 562 Которому принадлежат тайны и образы. Но там была строгость и великий страх, которые требовались в том служении, здесь же – милость. Ибо там всякий, кто проявлял дерзновение, действуя беспечно по отношению к тем тайнам, образам и символам, немедленно получал наказание, подобно тем, которые были сожжены огнем своих кадильниц. 563 16 . Но здесь излилась благодать без меры, строгость была поглощена милостью, и появилось дерзновение 564 и родилась некая беспечность – не настоящая, конечно же! – но преизбыток дерзновения; а дерзновение обычно прогоняет страх, благодаря великой милости Божией, которая изливается на нас во все времена. 17 . Для истинно верующих зрение Креста – не малая вещь, ибо все тайны понимаются через него. Но всякий раз, когда они поднимают глаза и смотрят на него, они как бы вглядываются в лик Христа и так они почтение к нему: видение его драгоценно для них и страшно, и в то же время вожделенно. И поскольку они также являются детьми, они имеют еще больше дерзновения к Нему, как дети обычно имеют дерзновение к своим родителем по причине доверчивой любви. 565 18 . И всякий раз, когда приближаемся мы к Кресту, мы как бы к телу Христову приближаемся: так это представляется нам по вере в Него. 566 19 . И через наше приближение к Нему и всматривание в Него мы сразу сознательно восходим умом своим на небо. Как бы благодаря некоему невидимому и сверхчувственному видению и почтению к человечеству Господа нашего поглощено сокровенное видение наше неким созерцанием таинства веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Крышка или верхняя доска, покрывавшая ковчег, была из чистого золота и называлась очистилищем (по причине очищения или прощения грехов людей Богом, являвшимся над нею Моисею). Длина ее была два с половиною локтя, а ширина полтора локтя, по мере ковчега. На этой доске и были поставлены и укреплены два херувима чеканной работы из золота. Один из них стоял на одном крае крышки, а другой на другом крае. Они покрывали крышку крыльями, распростертыми вверх, а лицами обращены были друг к другу и склонены к крышке. Господь Бог открывался Моисею и говорил с ним над крышкою посреди двух херувимов (Исход. 25, 17-22).Самое переднее место храма, в котором находился ковчег завета, называлось Святое Святых, - это было тоже, что алтарь в христианских храмах. От другой части храма, которая называлась святилищем или святым, Святое Святых отделено было завесою, сделанною из разноцветной шерсти и крученого виссона; на этой завесе искусною работою также сделаны были херувимы (Исход. 26, 31). Эта завеса с херувимами соответствовала нашему иконостасу. Скиния, вместо крыши и стен, имела по четыре покрывала, лежавшие одий на другом на столпах ее, самый внутренний был висонный, затем шерстяной и два кожаных наверху; на виссонном внутреннем покрывале и на внутренней стороне его сделаны были также херувимы искусною работою ( Исход. 36, 8). Изображения их соответствовали изображениям святых на стенах и куполах христианских храмов.В храме Соломоновом, созданном за тысячу лет до Рождества Христова, изображения херувимов были еще в большем количестве. Соломон сделал и поставил в средине Святого Святых (в алтаре) двух херувимов из масличного дерева вышиною в десять локтей; оба крыла херувима имели каждое по пяти локтей и были распростерты так, что крыло одного херувима касалось одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил Соломон херувимов золотом и стояли они на ногах своих лицами к завесе, отделявшей Святое Святых от храма или святилища; на этой завесе, также как и в скинии Моисеевой, изображены были херувимы (2 Парал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Наконец, свт. Кирилл говорит о том, что богослужение Нового Завета превосходнее древнего культа. В «Толковании» святитель подчеркивает прообразовательный характер ветхозаветного священнослужения. Жертвоприношения животных были лишь образами жертвы Сына Отцу 19 . Святое Святых Скинии являлось образом Нового Завета и «нашего Таинства» (407:7). Очистилище, то есть крышка Ковчега Завета, находившегося в Святом Святых, было образом Христа (407:21–22). Ягненок, съедаемый каждый год иудеями по повелению Божию в память об исходе из Египта, был также прообразом Христа (409:13–14). А тот факт, что они должны были есть его одетые так, словно они собирались в путешествие ( Исх.12:11 ) показывает для свт. Кирилла, что этот ягненок был временным образом, поскольку «сущее в образах (τ ν τποις) не останется навеки, но прибежит в некотором роде к Истине (πρς λθειαν)» 20 . Таким образом, святитель противополагает образ и истину и говорит, что прообразовательный характер культа Ветхого Завета находит свое завершение в христианстве. Несовершенство ветхозаветных жертв состояло в том, что они не очищали грехи. Свт. Кирилл использует два раза стих Евр.10:4 (396; 400) для иллюстрации этой идеи на основании Писания. Комментируя Евр.9:10 , святитель утверждает, что обряды Ветхого Завета (омовения, окро пления, и т.д.) очищали лишь плоть (« πρς τν τς σαρκς καθαρτητα », ср. Евр.9:13 ). Он противопоставляет плотскую чистоту Ветхого Завета и духовную чистоту Нового 21 . Эта недостаточность ветхого культа повлекла за собой необходимость Второго Завета, «(поскольку) первый не был в себе безупречен (τ μεμπτον)» (400:18–20). Превосходство священства Христа состоит прежде всего в том, что Своей Кровью Он очистил грехи людей. Для иллюстрации этой мысли свт. Кирилл приводит Евр.2:17–18 (396) и Евр.12:22–24 (398). Тело Христа стало выкупом за всех (ντλλαγμα – 401:6), Его смерть была искуплением, что святитель доказывает, цитируя Евр.9:15 (401). Кроме того, Первосвященник Христос превосходнее ветхозаветных священников, поскольку Он пролил Свою собственную Кровь (αματι τ δ – 400,14; 418:14) в отличие от вторых, которые проливали кровь животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Примеч. Достойно примечания, что, задумав перенести ковчег Божий из Ваала Иудина к себе в Иерусалим, царь Давид предложил свое намерение на обсуждение тысяченачальников, сотников и вождей Израильских 368 , и лишь по единодушном одобрении своего намерения, решился привести его в исполнение. Здесь открывается скромность и мудрость кроткого Давида. Ст. 2. ...и пошел Давид и весь народ... чтобы перенести ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на Херувимах... Выражение Писания о ковчеге завета, что на нем нарицается имя Господа Саваофа – равносильно выражению, что ковчег завета есть, как бы, собственность, усвоенная Господу – в смысле трона Божия. Крылья Херувимов, которые изображены были склонившимися друг к другу над крышкой ковчега, представляли, как бы, седалище Божие, а сама крышка ковчега была, как бы, подножием ног Господних. И, так как Господь давал Свои откровения именно с крышки ковчега, то Он и представляем был, как бы, живущим, или находящимся на ковчеге, и отсюда же образовалось выражение: «Господь Саваоф, сидящий на Херувимах». Ст. 3. …И поставили ковчег Божий на новую колесницу, и вывезли его из дома Аминадава, что на холме... Писание не говорит, по чьему совету и распоряжению для ковчега устроена была колесница, вопреки закону, коим предписывалось, чтобы ковчег был переносим на левитских плечах 369 . По всей вероятности, это была ошибка левитов и священников 370 , которые, посредством колесницы, полагали сообщить более торжественности священному шествию ковчега, и, может быть, вздумали подражать тому, как, некогда, из плена Филистимского ковчег Божий возвратился на колеснице. «Но, – как справедливо замечает блаж. Феодорит, – надлежало знать священникам, что иноплеменники (Филистимляне) и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести кивот по закону» 371 . Ст. 3–4. …Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу... Ахио шел пред ковчегом (Господним)… Аминадав был благочестивый левит Кириафиаримский, попечению которого был некогда вверен ковчег Божий, и в доме которого он поставлен был после известного страшного события в Вефсамисе, по прибытии туда ковчега из плена Филистимского 372 . В описываемое время, при Давиде, конечно, уже не было в живых Аминадава; ибо Писание о нем упомянуло бы ради знаменательного события перенесения ковчега, между тем, упоминаются только дети Аминадава. По смерти отца, на них, конечно, и возложено было попечение о ковчеге, находившемся в их доме; а потому, и при самом перенесении ковчега – они весьма естественно являются ближайшими блюстителями ковчега Божия, главными руководителями и распорядителями священной процессии. Ахио, как старший, шел впереди, Оза – охранял ковчег и наблюдал за порядком шествия со стороны, или сзади ковчега.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Отступники от Него, особенно идолопоклонники, не могли быть терпимы в Его царстве, были умерщвляемы или порабощаемы иноплеменными властителями. Другим знамением царской власти Господа Бога израилева во «святом святых» служила самая поверхность ковчега завета. Над нею невидимо Он являл свое присутствие в виде легкого облачка ( Лев. 16: 2 ) и явственно человеческим голосом изрекал Свою царскую волю всякий раз, когда Его вопрошали о чем-либо. В этом отношении крышка ковчега завета имела значение престола, на котором Он восседал с такою же славою, с какою Он восседает на престоле величествия Своего на небесах, окруженный херувимами. На эту славу Бога израилева, являющего Свое присутствие над ковчегом завета, указывают золотые изображения херувимов, благоговейно склонявших свои лица над ковчегом завета, как над престолом царя славы. Ковчег завета, служа местом особенного присутствия Бога израилева, имел священное значение еще в том отношении, что крышка ковчега была местом принятия умилостивительной жертвы за грехи народа. Во святая святых, где находился ковчег завета, однажды в год в первый осенний месяц входил первосвященник с кровью козлею и окроплял ею крышку ковчега завета, умоляя Господа о том, чтобы милосердый Господь благоволил принять за него и за народ эту кровь, как жертву умилостивления или очищения грехов. На сем основании крышка ковчега завета называлась очистилищем, а самый день, в который совершался этот обряд, назывался днем очищения, который проводим был всеми в посте. Но все ветхозаветное домостроительство спасения было образом новозаветного, новозаветных отношений Бога к человеку, предуказывало эти отношения. Цель ветхого завета был завет новый, устроенный Иисусом Христом. На что же можно указать в новом завете в доказательство соответствия его с заветом ветхим, так что ясно было бы видно, что во Христе исполнилось все то, что предуказано или предызображено было ветхим заветом? В ответ на это мы ограничимся указанием на то, что именно соответствует в новом завете подножию ног Господа Бога, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

С этим связаны сомнения в достоверности нек-рых деталей описания К. з., содержащихся в этих текстах. В частности, обращают внимание на то, что золотая крышка, называемая «очистилище», не упоминается нигде, кроме текстов, относимых документарной теорией к жреческому источнику Пятикнижия и 1 Пар 28. 11. Полагают, что в действительности она не была частью ковчега (см., напр.: Haran. 1959. P. 32-35; Keel. 2007. S. 918, 923-924). Р. де Во предположил, что плита использовалась в богослужении периода Второго храма как заменитель исчезнувшего ковчега (ср.: 1 Пар 28. 11) ( Vaux. 1997. P. 300-301). Отмечают также, что статуи херувимов в Иерусалимском храме отличались очень большими размерами (согласно 3 Цар 6. 26, каждый херувим был высотой в 10 локтей, то есть чуть меньше 5 м) и потому не могли находиться на крышке ковчега. Кроме того, их лица были повернуты не друг к другу, а к внешнему святилищу (2 Пар 3. 13) (см.: Mettinger. 1982. P. 20). У исследователей также вызывает сомнение информация о том, что ковчег был полностью покрыт золотом ( Keel. 2007. S. 917): сложно представить, что золотой предмет мог быть использован в качестве военного палладиума (1 Цар 4). Некоторые ученые полагают, что ковчег, стоявший в Иерусалимском храме, в действительности обладал большими размерами, поскольку Иерусалимский храм был в 2 раза больше скинии ( Mettinger. 1982. P. 20). История ковчега согласно текстам Ветхого Завета В Свящ. Писании содержится 2 рассказа о происхождении ковчега. В Исх 25. 9 сообщается о том, что Господь показал Моисею образец скинии и всей предназначенной для нее утвари, включая ковчег. Действуя согласно инструкции, данной Богом через Моисея, ковчег изготовил Веселеил, сын Уриев, из колена Иудина (Исх 31. 1-7; 37. 1-9). Вместе со всей утварью скинии ковчег был освящен священным миром (Исх 30. 22-26; 40. 9). Моисей положил в ковчег «свидетельство» (Исх 40. 20; по синодальному пер.: «откровение»), внес его в скинию и поставил во Святом Святых за завесой (Исх 26. 33-34; 40.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010