Никон впервые оказался при дворе, когда преподобный Елеазар Анзерский взял его с собой в поездку в Москву, к царю Михаилу. По молитвам св. Елеазара Анзерского у Михаила Феодоровича родился долгожданный сын и наследник – будущий царь Алексей Михайлович. Благодарный государь пожертвовал средства для возведения на Анзере каменного храма. Деятельный и энергичный Никон спешил с постройкой, но простой нестяжательный Елеазар считал это роскошью и не торопился. Произошла ссора, весьма показательная для характеристики Никона: видно, сколь неуравновешенным был будущий Патриарх и как еще далеко было ему до монашеского бесстрастия. Вполне материальное по сути своей дело стало причиной его полного разрыва с духовным отцом. Крестовоздвиженский Кий-островский. Добравшись до материка, Никон пришел в Кожеезерскую обитель на озере Коже, затерянную в далекой северной глухомани. Через 3 года братия избрали Никона игуменом Кожеезерского монастыря. В 1646 г. Кожеезерский игумен прибыл по делам монастыря в Москву. Здесь он был представлен молодому царю и так его обаял, что Алексей Михайлович определил его архимандритом в придворный Новоспасский монастырь. При новом архимандрите обитель была богато отстроена на щедрые царские пожертвования. Никоновские постройки и доныне украшают Новоспасский монастырь. Между царем и Никоном складываются весьма дружественные отношения. Никон стал принимать челобитные и передавать их Алексею Михаловичу во время встреч, проходивших в дворцовой церкви каждую пятницу. За протекций к архимандриту стали обращаться даже бояре. Влияние Никона стремительно росло и вскоре стало огромным. Он вошел в кружок «ревнителей благочестия» (или «боголюбцев») и быстро заслонил собой других его деятелей. Вероятно, уже тогда в отношениях между Никоном и протопопами-«ревнителями», будущими вождями раскола, пролегла первая трещина. Никон получил в Москве известность как одаренный и красноречивый оратор. Систематического образования он не получил, и кроме обыкновенной монастырской школы ничего за своей спиной не имел. Однако он был начитан, имел быстрый, светлый ум, который позволял ему решать церковные, а позднее – и государственные, вопросы. При этом Никон руководствовался в своей деятельности колоссальным масштабом и проявлял захватывающую своей неукротимостью энергию. Не удивительно, что он стал пользоваться исключительно высоким доверием у государя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436323/

Эпоха Иоанна Васильевича Грозного - отдельная и особая страница Русской истории, требующая также и отдельного сугубого внимания. Рассматривать в ее рамках только лишь взаимоотношения Царства и Священства вне всего клубка вопросов связанных с самим Царским Родом, природой государственности как таковой, эсхатологическими прообразованиями, социально-сословным устроением, геополитикой и прочим невозможно, да и в любом случае требует совершщенно самостоятельных исследований, которые сейчас, слава Богу, начаты. Здесь хе достаточно будет вспомнить хорошо знакомые всем слова самого Грозного Царя из его Царственного Летописца : «Нигде же обрящеши, еже не разоритеся царству, еже от попов владому Российская же земля правится Божием милосердием, и Пречистыя Богородицы милостью, и всех святых молитвами, и родителей наших благословением, и после всех их нами Государями своими, а не судьями и воеводами, и не ипатами и стратигами " Так или иначе через сто пятьдесят лет после появления «Слова кратка...» идее этого мало известного ( или замолчанного ) сегодня документа со всей полнотой раскрылись в деятельности Патриарха Никона. Дело в том, что «книжная справа» была лишь одной стороной его деятельности. Под благовидным предлогом объединения всего Православного мира и освобождения греков от османского ига Патриарх явно планировал проведение на Православном Востоке чего-то похожего на «папскую революцию» X-XII вв на Западе. Первоначально будущий Патриарх входил в т.н. «кружок боголюбцев» , кстати , вместе со своими будущими противниками протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым, ставшими вскоре вождями старообрядчества. Об этом тоже не всегда говорят, но «ревнители старин» в молодости были такими же реформаторами, как и будущие «никонияне». Они боролись с древним наонным пением, вводили индивидуальную проповедь (при которой священник оборачивался спиной к алтарю и лицом к народу), а также всячески обличали «язычество», под которым понимали всю формально нецерковную культуру (известный т.н. «погром скоморохов» на Волге в 1648 г.). Тогдашний Патриарх Иосиф не признавал многих сторон деятельности «боголюбцев» и обособлялся от них. Прямых противоцарских выступлений у них не было, но уже в сороковые годы они настаивали, что именно духовенство должно руководить всеми преобразованиям (назревшими и не очень) в стране. Это была не революция, а ее подготовка Правда, протопопы Аввакум и Неронов, епикоп Павел Коломенский и многие, вставшие за древлее благочестие, вскоре «опомнились...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Эту программу Н. воплощал в Н. Новгороде, куда он переселился из Лыскова, по-видимому, в кон. 20-х гг. XVII в. Н. служил в нижегородской ц. Воскресения Христова, много лет находившейся в запустении. Священник читал в храме проповеди и толковал Писание «ясно зело и просто слушателем простым»; объяснял Писание за трапезой, на к-рую к нему собиралось странников «по сту человек и вящши на всяк день». Н. проповедовал и в городе: «Хождаше по стогнам града и на торжищи... возвещая всем путь спасения. И мнози послушаху Божественного писания и сладкаго Иоаннова учения». Н. боролся со скоморохами в Н. Новгороде. Биограф приводит известие о конфликте, возникшем у священника из-за этого с нижегородским воеводой В. П. Шереметевым (1634-1637), приказавшим бить Н. «жезлием по обнаженныма ногама» и посадить в земляную тюрьму под кремлевской стеной, но и там мятежный иерей не перестал проповедовать (в «Житии Григория Неронова...» воевода ошибочно назван Федором). (У В. П. Шереметева произошел конфликт и с др. боголюбцем - Аввакумом. Будучи священником в Лопатищах, владении Шереметева, Аввакум боролся с народными гуляньями («бесовскими игрищами»), чем вызвал гнев владельца села. Из-за преследований со стороны Шереметева в 1647 Аввакум с семьей бежал в Москву, позднее вернулся в Лопатищи.) В Н. Новгороде в 30-х гг. XVII в. из последователей Н. образовался небольшой кружок священников и светских лиц, ревновавших о церковном благочинии и народной нравственности. В 1636 г. во главе 9 нижегородских священников (среди к-рых был нижегородский поповский староста, настоятель Успенской ц. на Ильинской горе свящ. Симеон) Н. подал патриарху Иоасафу I челобитную с обличением пороков народа и с требованиями принять срочные меры к исправлению нравов и поднятию дисциплины среди духовенства и прихожан (непосредственной причиной челобитной был конфликт Н. с воеводой Шереметевым). Челобитная нижегородских священников легла в основу патриаршей «Памяти» тиуну И. В. Манойлову об исправлении церковной жизни, в 1636 г. разосланной из Москвы всем епархиальным архиереям. В этом общецерковном документе было сформулировано офиц. представление о Смутном времени как наказании рус. людей за «беззакония». Описание «беззаконий» в «Памяти» почти буквально повторяет челобитную нижегородских священников. Текст патриаршей «Памяти» был приведен в аналогичных документах епархиальных архиереев. Действия боголюбцев во главе с Н. получили поддержку высшей светской власти. Важной победой ревнителей благочестия было утверждение Собором в 1651 г. «единогласия».

http://pravenc.ru/text/2565072.html

Надвратная церковь арх. Михаила. 1661 (?) г. Фотография. 2010 г. Надвратная церковь арх. Михаила. 1661 (?) г. Фотография. 2010 г. Особое благоволение мон-рям прп. Макария оказывали представители рода Романовых. В Смутное время перед иконой Желтоводского святого инокиня Марфа молилась об избавлении митр. Филарета (Романова) из польск. плена (в XVII в. прп. Макарий почитался как покровитель пребывавших в плену). 1 июня 1628 г. патриарх Филарет (Романов) дал М. Ж. м. жалованную несудимую грамоту, предоставлявшую широкие льготы: царь повелел «десятильникам и поповским старостам» не въезжать в «Желтоводскую пустынь», не взимать со строителя «корма и пошлины» и «не судить ни в чем» братию (ААЭ. Т. 3. 175; ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 10-12). Мон-рь был освобожден от уплаты большинства налогов в патриаршую казну; устанавливалась подсудность насельников и монастырских крестьян непосредственно патриарху. Грамотой от 30 июня 1629 г. царь и патриарх предоставили обители «на оброк» «бортныя угодья» с черным лесом и сенными покосами (АЮ. 165). 20 авг. 1639 г. царь Михаил Феодорович выдал проездную грамоту, «чтоб давали... игумену Пафнутию, да келарю старцу Иосифу, от Москвы до Ярославля по подводе человеку верхи, да проводник на подводе с телегою», а от Ярославля до мон-ря «давали бы им готовое судно кормщика и гребцов, счетчи против подвод; вниз реки против подводы по одному человеку, а вверх реки против подводы по два человека гребцов везде, не издержав ни часу» (Там же. 364). В 1646 г. боярин Никита Иванович Романов и кнг. Анастасия Никитична Романова (Лыкова) пожертвовали обители вотчину - с. Керженец с деревнями. В 20-40-х гг. XVII в. вокруг М. Ж. м. сформировалась «партия сторонников новолюбческой программы Романовых» ( Понырко. 1990. С. 64, 65). С обителью оказались связаны те, кто впосл. в Москве вошли в кружок т. н. ревнителей благочестия, к-рый, по замечанию исследовательницы, «можно назвать как «макариевским», так и «романовским»» (Там же. С. 68). В 1-й пол. 20-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

Так же повелевалось проводить и все господские праздники. Этот соборный приговор был разослан по всем епархиям и по всем монастырям для исполнения 104 . Наконец, в 1648 году издается специальное распоряжение государя в видах уничтожения народных языческих игрищ и суеверий. Это распоряжение рассылается по городам к воеводам, которым предписывается наблюдать за строгим выполнением повсюду царского указа. В указе говорилось: государю стало ведомо, что мирские люди в господские дни и святых в церкви не ходят, что «умножилось в людех во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми», именно: многие увлекаются скоморохами и, сходясь по вечерам на позорища, слушают здесь их богомерзкие скверные песни и игры; иные чародеев и волхвов и богомерзких баб приглашают к малым детям для бесовского волхвования; многие сходятся на бесовское сонмище «и по зарям и в ночи чародействуют»; «медведи водят и с собачками пляшут, и зернью, и карты, и шахматы и лодыгами играют, и чинят безчинное скакание и плясание, и поют бесовские песни, И на Святой недели жонки и девки на досках скачут»; на Рождество Христово до Богоявленьяго дни люди обоих полов сходятся «в бесовское сонмище», «играют во всякия бесовския игры»; указываются многие суеверия, еще сохранившиеся в народе от языческих времен, на разврат, происходящий во время игрищ, на частые случаи внезапной смерти, на свадьбы, во время которых бывают «безчинники и сквернословцы и скоморохи, со всякими бесовскими игры». Указ предписывает, чтобы православные христиане от таких бесовских действ отстали, чтобы они в воскресные и праздничные дни неуклонно посещали церковь Божию, удалялись от чародейств, пьянства, непристойных игрищ. Местным властям предписывается предпринимать против зла строгие и решительные меры, а непослушных бить батогами в первый и во второй раз, а в третий и четвертый отсылать для более серьезной расправы с ними к воеводам 105 . Обличая господствующие в народе пороки и недостатки, языческие игрища, грубые забавы и суеверия, кружок ревнителей необходимо должен был обратить свое внимание на жизнь и деятельность тогдашнего духовенства, как белого, так и черного, так как при ленивом, порочном, пренебрегающем своими пастырскими обязанностями духовенстве невозможно было и исправление самого народа и воспитание его в духе благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Ныне же и кроме меня уже самые обстоятельства жизни в нашей стране громовым гласом зовут к той же самодеятельности. После общегосударственного переворота в минувшем марте все не только призываемся, но обязаны безотлагательно принять самое живое участие в деле народного строительства. Всякий уклоняющийся или ленивый в этом деле явится уже преступником перед Родиной, как оставляющий ее беспомощной в трудную пору ее возрождения перед лицом кровавого врага, уже заполнившего пределы нашей страны. Наряду с общегосударственным устроением должно совершаться и церковное устроение у нас. И здесь, как в доброй и дружной семье большой, все и всякий – пастыри и пасомые -– призываемся и обязываемся сообща позаботиться об устроении всего как можно лучше для преуспеяния веры и жизни по вере. Как в нашем теле только общей работой всех членов его и все тело живо и здорово, почему ни один член не может и не должен отказываться от работы на здоровье тела, так и в деле церковном ( 1Кор. 12 гл.). Если ревнуешь о вере, если имеешь заботу о спасении души, поревнуй и о том, чтобы в Церкви Божией все было устроено. Для удобства же спасения всем вместе православные христиане и разделяются обычно на отдельные приходы около приходских храмов под руководством своих пастырей. Как в семье все друг друга знают и друг о друге заботятся, так и в большой духовной семье приходской. И чем больше будет согласия и взаимообщения да взаимопомощи между православными прихожанами, тем ближе будет Христос Спас к ним и тем на большее преуспеет приходская жизнь. Для успеха же этого следует всякому прихожанину принимать самое деятельное участие в жизни прихода, как в своем собственном или семейном деле и хозяйстве. Прежде всего заботу прихожан должно составлять то, чтобы все свято и горячо веровали в Бога и жили по вере в Бога. Если же этой заботы не иметь, то не для чего и христианином и прихожанином называться, – всяк волен и не веровать, и не быть христианином, никто его не неволит. Все сообща и должны в приходе наблюдать за этим и при нужде друг друга удерживать от худого, воодушевляя на доброе и святое. Чтобы успеть в этом, благочестивые прихожане и будут сообща заботиться и о храме приходском, и о богослужении в нем, и о научении вере, и о воспитании всех в жизни по вере. Одни составят из себя кружок ревнителей веры или чтения Слова Божия, другие – составят сестричество в заботе о храме Божием, третьи – братство трезвости и подобное. Собираясь между собой, привлекая и других в свою среду, так друг друга и соберут и воодушевят православные прихожане на добро для спасения души. Для правильности же руководства и наблюдения за сим изберут и поставят в приходе особых выборных людей, которые и будут держать все в порядке, а когда нужно – сообщать о том батюшке или общему собранию прихожан, чтобы приняты были общие меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Но прения о вере с Матвеем Фильгобером — лишь эпизод, хотя и весьма значительный, в истории антипротестантской полемики, особенно обострившейся в 40-х гг. XVI в. Вся полемика в целом явилась предметом исследований И. Соколова и Д. Цветаева . Ими поставлен вопрос и о причинах оживления этой полемики в данное время, хотя ответы на него давались разные. Значительно слабее в «Истории» митрополита Макария освещены вопросы административного устройства Церкви, системы внутрицерковного управления, судопроизводства. Впрочем, здесь имеется достаточно обширная литература, вышедшая как до издания десятого и одиннадцатого томов труда митрополита Макария, так и после. Это исследования М. Горчакова о Монастырском приказе, И. Шимко о Патриаршем Казенном приказе, Н. Ф. Каптерева о светских архиерейских чиновниках, митрополита Николая (Ярушевича) о церковном суде до издания Соборного уложения и др. Эти же вопросы рассматриваются и в общих руководствах по истории церковного права. Оказался практически обойденным вниманием автора важный вопрос о приходе, приходской жизни, внутриприходских отношениях, хотя уже существовали работы на эту тему П. В. Знаменского и Н. Я. Виноградова . Позже появились работы А. Н. Попкова, А. Н. Заозерского, М. М. Богословского, С. М. Юшкова . Интерес к этой теме оживился в связи с обсуждением приходского устава в Предсоборном Присутствии в 1910–1911 гг. Как и в предыдущих томах, характеризуя общее состояние Русской Церкви, митрополит Макарий много говорит о «невежестве в народе и духовенстве», о «падении нравов», о беспорядках в богослужении. В данном случае автор разделяет точку зрения, господствовавшую в науке того времени и особенно проявившуюся в работах П. В. Знаменского. Однако во внутрицерковной жизни этого времени, особенно в конце 40-х и начале 50-х гг. XVI в., становятся заметны тенденции, свидетельствующие о внутренней силе Церкви и стремлении к изживанию негативных явлений. Митрополит Макарий пишет о попытках упорядочения церковной жизни: о борьбе за введение единогласия в церковном пении и чтении, о первых попытках организации школьного образования. Инициатором этих и других подобных мероприятий был кружок «ревнителей благочестия», сформировавшийся при царе Алексее Михайловиче и возглавлявшийся духовником царя Стефаном Вонифатьевым. Программа и деятельность этого кружка подробно исследованы Н. Ф. Каптеревым , который пришел к выводу, что уже в это время сложилась программа будущих реформ и началось их осуществление.

http://sedmitza.ru/lib/text/436083/

Восшедший вслед за Никоном на патриаршую кафедру Иосаф и его преемник Питирим не интересовались просвещением вообще и малороссийской культурой в частности 350 . Однако к этому времени отсутствие инициативы «сверху» уже не оказывало значимого влияния на процесс восприятия культуры Малороссии: после вхождения Гетманщины в состав России книги лаврской типографии начинают оживленно расходиться в Великороссии и без специальной поддержки со стороны священноначалия. Особо благоприятной порой для лаврских изданий стало правление патриарха Иоасафа (1667−1673 гг.), когда цензурой духовных книг занимался Симеон Полоцкий , тесно связанный с могилянской корпорацией и имевший влияние при царском дворе. В этот момент украинцы даже открыли особую лавку в Москве, торговавшую книгами киевской печати 351 . Таким образом, период третьей четверти XVII в. стал временем широкой рецепции малороссийской интеллектуальной культуры. Ниже мы постараемся дать краткую характеристику двум основным направлениям этой рецепции, отражавших также и два направления в великорусской религиозной жизни того времени. Первое направление составили представители московской церковной элиты, тесно связанной с придворной жизнью и Московским Печатным двором. Второе составляли лидеры раннего старообрядчества. Тон интеллектуальной жизни столицы России третьей четверти XVII в. задавали всего лишь два человека, пользовавшихся огромным авторитетом и влиянием. Это были выходцы из западнорусских земель, иеромонахи Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий . О биографии Епифания Славинецкого до его приезда в Москву известно немного. Он получил образование в иноконфессиональном высшем учебном заведении (возможно в Краковском университете и западноевропейских университетах), где прослушал курс философии и теологии и в совершенстве овладел греческим языком (что в западнорусских землях было редкостью). В 1640-х гг., Епифаний преподавал в Киево-Могилянском коллегиуме. В 1649 гг. Епифаний Славинецкий вместе с несколькими другими соотечественниками прибыл в Москву по приглашению царского правительства. Здесь он сблизился с кружком «ревнителей благочестия» и его лидером, протопопом Стефаном Вонифатьевым, начал давать уроки греческого языка Ф.М. Ртищеву и митрополиту Новгородскому Никону (последнего Епифаний также наставлял и в философии и богословии), принимал участие в организации школы при Андреевском училищном монастыре. После восшествия на патриаршую кафедру в 1653 г. Никона, Епифаний стал неформальным руководителем справы богослужебных книг на Московском Печатном дворе. В 1652 г. киевский инок поселился в кремлёвском Чудовом монастыре, с которым его судьба будет тесно связана и в дальнейшем. Здесь им был создан учёный кружок филологических штудий. Самого Епифания, прежде всего, интересовали переводы с греческого: им были сделано немало переводов святоотеческих творений на славянский язык – свв. Василия Великого , Григория Богослова , Афанасия Александрийского , Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (в схиме Андрей; 30.11.1603, Подмонастырная слобода близ Николо-Коряжемского мон-ря - 17.12.1678, Николо-Коряжемский мон-рь), еп. Вятский и Великопермский. В 1631 г. принял монашество в Николо-Коряжемском мон-ре, нес послушание казначея, с 1643 г. игумен мон-ря. С 1651 г. архимандрит Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря В авг. 1653 г. в эту обитель был сослан «под начало» глава старообрядческой оппозиции (см. Старообрядчество ) московский протопоп Иван Неронов , к-рого А. встретил с большим почетом. К Неронову приезжали из Москвы единомышленники - муромский протопоп Логгин и бывш. игум. московского Златоустовского монастыря Феоктист, знакомство с к-рыми не могло не повлиять на взгляды А. Однако отношения А. с воинствующим «боголюбцем» (см. Ревнителей благочестия кружок ) скоро испортились и переросли в открытую конфронтацию из-за вмешательства последнего в уклад жизни обители. Защищая интересы братии и собственный авторитет, А. настоял на переводе Неронова в др. место. Вероятно, этот конфликт, о к-ром А. известил Патриарха Никона , сыграл определенную роль в выдвижении его кандидатуры на освободившуюся Коломенскую кафедру 3 июля 1655 г. А. занял ее, сменив опального еп. Павла . На решение о хиротонии А. в момент наиболее острого конфликта Патриарха с «боголюбцами» и роста старообрядческой оппозиции, очевидно, повлияла его репутация традиционалиста-практика, воспитанного на приверженности к строгим правилам монашеской и церковной дисциплины. Эти качества А. во многом определили его последующие взгляды и образ действий, отличавшиеся двойственностью. Исследовав исправленные богослужебные тексты, А. постепенно пришел к неприятию реформы и сблизился со старообрядцами. Возможно, именно его связи с раскольниками и посильная помощь им привели Патриарха к решению о переводе А. подальше от Москвы в новую Вятскую епархию, куда он был назначен 5 дек. 1657 г.

http://pravenc.ru/text/64230.html

В XVII веке Казанский собор считался одним из главных соборов Москвы, его священники занимали высокое место в церковной иерархии. В середине XVII века царь Алексей Михайлович приближал к себе молодых талантливых священников из провинции. Он собрал вокруг своего духовного отца Стефана (Вонифатьева) кружок «Ревнителей благочестия», в который входили будущие форматоры церкви и ярые противники этих реформ. Будущий патриарх Никон был сделан настоятелем Новоспасского монастыря, в котором была фамильная усыпальница Романовых. Священники Иоанн (Неронов) и Аввакум (Петров) были назначены в причт Казанского собора, где служили до начала раскола и своей ссылки. В XVIII веке собор несколько изменил свой внешний вид: кокошники в 1730-е гг. были перекрыты горизонтально двумя полосками кровли. Потом кровлю перекрыли просто на четыре ската. Тогда же на главке собора сделали люкарны, сверху поставили еще маленькую луковицу. В 1801 г. собор лишился своей шатровой колокольни. Новая двухъярусная колокольня была выстроена в 1805 г. в стиле классицизм. Ее поставили в центре западного фасада над входом на паперть. Несколько раньше были снесены южный придел и галерея, шедшая по южному фасаду. Южный фасад получил строгую классическую обработку, для чего были стесаны лопатки и наличники, не отвечающие вкусам этого времени. В 1865 г. на колокольне надстроили третий ярус, тогда же еще раз переделали фасады собора. Он очень красиво смотрелся рядом с Верхними торговыми рядами, построенными архитектором О.И. Бове в 1813–1816 гг. В середине XIX века в храме сделали новый иконостас, а в 1873 г. заново расписали стены. В 1923–1933 гг. под руководством выдающегося архитектора и реставратора Петра Дмитриевича Барановского (1892–1984) собор был отреставрирован. Пока шла реставрация, храм закрыли (1930 г.). Вскоре после завершения работ, в 1936 г. он был уничтожен. В 1937 г. на его месте был поставлен павильон в честь III Интернационала с фонтаном, а позже и другие сооружения. Проект восстановления собора составил архитектор Олег Журин, ученик Барановского. Ему Барановский перед смертью передал все свои обмеры и другие материалы по Казанскому собору, завещая восстановить храм.

http://sobory.ru/article/?object=44871

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010