Ну а третье искушение, это когда диавол показал Иисусу «Все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». И – опять ссылка на Второзаконие, где говорится: «Господа, Бога твоего бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас» ( Втор.6:13–14 ). Иисус Христос был искушаем, как человек, как был когда-то искушаем и весь народ Божий. Но, в отличии от народа, Он показал Свою твердость в трех вещах, которые суть одно: 1. Живи под рукой Бога, все с радостью принимая от Него. 2. Не сомневайся и не испытывай, с тобой ли Бог, не покинул ли Он тебя, но твердо пребывай под Его рукой. 3. Что бы ни случилось, – не ищи других источников жизни, не ищи других богов. Так начал Свое человеческое служение Господь Иисус Христос. Так и всякий христианин, родившийся во святом крещении, и вооруженный мечем Слова Божия, должен проходить свой жизненный путь. О духовных советах. Неделя по Богоявлении Мф.4:12–17 Еф.4:7–13 В неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты не приводят таких случаев. Когда сказанное авторитетным человеком одному – становится достоянием всех, каждый старается примерить это и на свой счет, что не всегда полезно. В наше время появилось много печатных воспоминаний церковных людей о своих духовных наставниках. Это – сокровищница духовного опыта. Но все это говорилось для конкретного человека, для того, кто связал свою жизнь именно с этим наставником. И наставник влагал свои слова в уже давно открытую ему и доверяющую ему душу. А посторонние могут смутиться или чрезмерной строгостью советов, или – излишней мягкостью, или – необычностью. Но один ответ одному человеку Евангелисты все-таки приводят. Потому что этот ответ был решающим для собственной жизни Иоанна. Человек этот – царь Ирод. Он был довольно любознателен и, наверное, тоже пришел к Иоанну и спросил: «а что мне делать»? Иоанн Креститель, не многословя, сказал главное: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» ( Мф.14:4–3 ). После этого Иоанн был «отдан под стражу» и мог сказать, как и Апостол Павел потом скажет: «я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало» ( 2Тим.4:6 ). Но Иоанн и в темнице не перестал обличать. Его не смутило, что из-за этого он вынужден прекратить дело, для которого послан Богом. Его не размягчило, что Ирод с охотой слушал его, и многое даже делал по его совету. Потому что один-единственный нераскаянный грех – и есть тот самый «грех к смерти», о котором писал Иоанн Богослов ( 1Ин.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

О соответствии Писания и Предания. Благовещение Лк.1:39–49, 56 Лк.1:24–38 Евр.2:11–18 «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление». Сегодня такой день, когда небо соединилось с землею, когда Сын Божий стал Сыном Девы. Произошло это и по воле Божией, и – по святости, по верности Богу Самой Девы Марии. Через шесть месяцев после того, как престарелая Елизавета зачала Иоанна Крестителя, Архангел Гавриил был послан «в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария». И далее следует небольшой диалог, из которого открываются удивительные качества Божией избранницы. Вообще о Деве Марии мы больше узнаем из церковного предания, из церковной истории. Нам известно, что с раннего детства Она воспитывалась в храме, жила во Святом Святых, где занималась молитвой, чтением Слова Божия и рукоделиями; что Ангелы посещали Ее, и что Она дала неслыханный тогда обет, – навсегда пребыть девой. Протестанты спрашивают: а где это в Священном писании? А вот как раз – в сегодняшнем коротеньком диалоге. Архангел вошел к Ней. Но, в отличии от Захарии, который, едва «увидев его, смутился, и страх напал на него» ( Лк.1:12 ), Мария не испугалась. И Архангел не называет Ей свое имя, как он назвал его Захарии. И это говорит о том, что Мария была как бы «своя» в мире Ангелов, и явившийся был уже знаком Ей. Смутилась же Мария не от его вида, но от его удивительного приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Но, смутившись, Мария не смешалась, не потерялась. Она спокойно «размышляла, что бы это было за приветствие»? А как размышляет благочестивый человек? Он погружается умом в Священное писание, ищет там примеров, аналогий, ищет прямого ответа на возникший вопрос. Мария, очевидно, привыкла так делать, и всегда получала ответы. Но тут, мысленно пробегая историю великих мужей и жен древности, Она нигде не нашла, чтобы кто-то кого-то приветствовал такими удивительными словами. И отсюда Ее смущение. И Она ничего не отвечает, потому что Ей нечего ответить; и ничего не спрашивает, потому что верит, что все, что Ей надо знать, непременно откроется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Об обязанности пасомых содержать своих пастырей. Поучение в неделю одиннадцатую по Пятидесятнице Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем? ( 1Кор.9:11 ) Из всех нареканий, какие приходится выносить нам, служителями Церкви, едва ли не самое обиходное то, будто все мы, лица духовные, чересчур пристрастны к стяжаниям. Укоров нам в этом от кого нет? Сложилось даже присловие, что мы «с живого и мертвого» снимаем в своем стаде волну. Прискорбное явление, и не во храме бы Божием говорить о нем. Но ныне слышим мы Апостола рассуждающим об этом самом предмете, и это дает мне повод и смелость тоже коснуться в церковном слове сего нарекания и выяснить вам, как грешно вам попрекать нас тем, что живем мы на чужий счет. Приведем первее всего рассуждение Апостола о занимающем нас предмете в полном виде. Он говорит: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не есть молока от стада? Не подумайте впрочем, прибавляет Апостол, что я по человеческому лишь рассуждению говорю это. Не тоже ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего ( Втор.25:4 ). О волах ли печется Бог (чтобы мы не препятствовали им во время молотьбы лакомиться тем, что молотится)? Или, конечно, для нас это говорится? Так, для нас сие написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в нас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». – Братие! Что скажете вы против такого суждения апостольского? Кстати: Апостол здесь защищается, видимое дело, тоже от нареканий в дармоедстве. Итак, вот с каких времен, – со времен апостольских, упрекают злые языки пастырей духовных в тунеядстве. Стоит заметить это. Заметьте, – попомните, возлюбленные, и сие слово: какой воин служит когда либо на своем содержании? И: если мы посеяли в вас духовное: велико ли то, если пожнем у вас телесное, т.е. если за свои труды для вашего душевного спасения – будем жить на ваш счет, иметь содержание от вас?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Об отречении Петра пишут все четыре Евангелиста. И конечно, каждый из них плакал, выводя эти слова. Потому что хотя и не случилось самим вот так отречься, но каждый чувствовал, что и с ним могло случиться подобное. Наверняка плакал и сам Иоанн Богослов, хотя он один из всех был и во дворе, и потом – у самого креста. «Ну и что же, – наверное, думал он, – просто я „был знаком первосвященнику“, а никакой тут заслуги моей нет». О тех, кто твердо стоит и не падает, одно можно с уверенностью сказать: сколько же в них должно быть смирения и сочувствия к падшим! Ведь давно уже замечено, что «погибели предшествует гордость, а падению – надменность» ( Притч.16, 18 ), и что «пред падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» ( Притч.18, 13 ). Особенно перед Крестом. Суббота. О самом длинном вечере Мф.28:1–20 Рим.6:3–11 Великая суббота – самый длинный, самый удивительный, самый насыщенный день церковного года. На утрени Великой субботы совершается чин погребения Спасителя. Мы обносим вокруг храма тело нашего Господа, полагаем его, как во гробе, в середине храма. Тут же мы вспоминаем последнее деяние врагов Христовых. Они пришли к Пилату и сказали: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: „после трех дней воскресну“. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня». Пилат повелел. «Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». На этом все кончается. Начинается Вечерня Великой субботы. Особенность этой службы – пятнадцать паремий, то есть избранных чтений из ветхозаветной истории. Медленно проходят картины сотворения мира, примеры Божьего промысла о человечестве, установление Ветхозаветной Пасхи, пророчества о грядущем Спасителе, примеры воскрешения мертвых пророками. Вообще – удивительная вещь наше Богослужение. Перед нами – вся история мира. С нами здесь, реально присутствуют, как с Господом на Фаворе, – и чающие пришествия Христова пророки, и потерявшие Его Апостолы; здесь же и мы, уже знающие о Его воскресении. Все – «здесь», все – «ныне».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Однако Бог, создавая этот хаос, уже вложил в него и внутреннюю мощь саморазвития и порядок или закон актуализации его потенций (ср. стр. 19).— Сквозь стихии мира прорывается возникающий свет, все озаряя и приводя в движение. Отбрасываемый стихиями, он по легкости своей собирается на поверхность их и образует одну светоносную массу, которая в силу изначала вложенного в нее движения начинает кругообразно вращаться, «принося освещаемым частям свет, а неосвещаемым — тьму». Это «день первый». В «день второй» кругообращение света очертило грани материального мира, отделив его от мира духовного: разлучило воды над твердью и под твердью. Далее происходит дифференциация стихий в самом материальном мире — разделение суши и воды, образование отдельных вещей. Наконец, в «четвертый день», светоносная масса разрывается — подобно тому, как разделяются влитые в один сосуд масло, вода и ртуть,— и образует солнце, луну и семь планет. Вращение ее переходит во вращение сфер, объемлющих друг друга и землю, которая — дабы человек не был обречен на мрак — находится ближе всего к солнцу и луне. В то же время устанавливается и внутреннее взаимообщение всего.— «Все существует одно в другом и поддерживает друг друга, ибо прелагающая сила неким круговращением прелагает все земное из одного в другое и из того, во что оно преложено, снова приводит в то, чем оно было прежде». (Вода — пар — влажный воздух — облако — дождь.) «Так создается некий круг, обращающийся около самого себя и всегда делающий одни и те же обороты, так что ничто не убывает и не пребывает, но все и всегда пребывает в мерах первоначальных». «Цель твари — в том, чтобы во всем созданном духовное естество прославляло все превышающую Мощь, когда небесное и земное одним действием (разумею — возведением очей к Богу) соединяется в стремлении к одному». Это ясно в «славословии» ангелов (стр. 124 сл.). Но надо, чтобы с Богом соединилось и бытие дольнее, или материальное, для чего некоторая «сродность» низшего с высшим, некоторое посредствующее существо (стр. 75 сл.). И по воле Божьей Премудрости произошло

http://sedmitza.ru/lib/text/443096/

Однако современная жизнь протекает далеко от этих идеалов. Частная жизнь многих современных христиан открывает ужасающие картины человеческого падения. На фоне этого падения забыта христианская добродетель целомудрия. В этом коловороте современной жизни без нравственных устоев находимся и мы все. К сожалению современное зло захватило многих наших соотечественников в эмиграции. Примеры об этом многочисленны и ужасающие. Молодая супружеская жизнь разрушается изменой одного из супругов. Молодая супруга коварно обманывает своего мужа, входя в любовную связь с верным другом её мужа. Родители потворствуют. Молодые люди боятся жениться или выходить замуж из-за возможной измены супружеской жизни. На этой почве разрушаются семьи. Муж и жена, прожившие более десяти лет на родине, в эмиграции расходятся: она вступает в незаконное сожительство с другим мужчиной, а он с другой женщиной. Взрослые дети остаются беспризорными. Подобных примеров можно было бы привести сколько угодно. На пастырской конференции в Северной Америке один священник жаловался, что ему некого выбирать в Приходской совет, потому что в его приходе развилось сожительство без церковного брака. В одном приходе нашей епархии развалилось приходское сестричество, когда был введён устав, запрещающий сожительство. В двух других приходах невозможно было организовать сестричество по тем же причинам. Все эти печальные явления свидетельствуют о том, до какой степени забыта, отвергнута добродетель целомудрия. Мы подняли этот вопрос в надежде, что кто-либо прочитает и извлечет для себя пользу. Может быть, он воспламенится желанием стать проповедником целомудрия. Такая миссионерская работа нужна Церкви во спасении человеческих душ. Нужно об этом проповедовать с церковных амвонов. Следует всем общими усилиями восстанавливать в частной жизни, семейной и общественной, великую христианскую добродетель – целомудрия Грехи языка. Библия говорит о лжи и о грехах языка почти столько же, сколько о каком- либо другом предмете. Апостол Иаков поучает, что: “Язык огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны” ( Иаков 3:6 ). Одной из больших проблем в Христианстве являются грехи языка. Если ты можешь обуздать язык, то можешь обуздать и себя. Если можешь обрести победу над своим языком, тогда будешь иметь действительную и прочную победу. Но Апостол Иаков предостерегает: “Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных, укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда” ( Иаков 3:7-8 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Он не в том, что все встало на свои места. Он в том, что смирилась и возрадовалась в Боге душа пророка. Душа над­менная – та не успокоится, а праведный своею ВЕРОЮ жив будет. Той верой, которая есть доверие Богу. Вера, доверие, верность. Аввакум больше не ищет правды на земле, не дерзает, чтобы она откры­лась – явилась ему свыше. Теперь он согласен на все. Даже если в мире опус­тошено все. Хотя бы и не расцвела смоковница, услаждающая вкус; хотя бы не было плода на виноградных лозах, веселящего сердце человека; и не только люди, но даже и маслина изменила, если оливки не уродятся 738 и исто­щится достаток; и даже если нива не дала пищи и наступил голод; хотя бы не стало овец в загоне, не будет ягнят в овчарне, и не будет рогатого скота в стойлах, не будет коров в хлеву, – как некогда на землю Египетскую придут семь страшных лет голода, скудости, уныния и отчаяния, то и тогда, – вос­клицает пророк, – я буду радоваться о Ягве и веселиться о Боге спасения моего! Уничижена правда судьями иудейскими. Соль сделалась несоленой. Правосудие попирает правду. Божий народ поклоняется идолам. Нечести­вые халдеи овладели святым городом. Иерушалаим в развалинах, потомки Авраама в плену земли, которую по Божию повелению некогда покинул их праотец. Круг замкнулся – правды нет, нет и благочестия. Но и тогда я буду радоваться о Ягве и веселиться о Боге спасения моего! Это жизнь веры, праведник живится верою своею. Это Божье торжество. Это – Пасха Господня! Там, где у Аввакума было уныние и недоумение, там он радуется о Ягве, о Сущем во веки веков. Там, где Аввакум дерзко скан­далил с Богом, где гневался и ждал ответов по жалобе своей, там он ныне веселится о Боге спасения своего. Там, где он видел одну только гибель, где не расцветала смоковница, где маслина-изменница не уродила оливки – там ныне пророк нашел в Боге спасение свое. В вечернее время явится свет 739 . Сумерки. Угасает правда, и никто уже не удержит ее на земле, а в верующем сердце Аввакума радость и веселие. И уже не о правде, не о справедливости, а о Ягве Боге веселие его. Федор Михайлович Достоевский как-то обронил: Даже если истина была бы не со Христом, то и тогда я был бы с Ним! Праведник верою жив будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Он предвидит, что и в церковную ограду проникнут эти пороки. Упомянутые «Ианний и Иамврий», когда «противились Моисею», тоже были в числе Божьего народа. Что же, все перечисленное и нам знакомо, и мы повсеместно сталкиваемся с этим в нашем церковном быту. Особенно – это: «более сластолюбивы, нежели боголюбивы»! Мы приходим ко Христу не для того, чтобы разделить его страдания, но чтобы получить какое-либо услаждение: насладиться церковным искусством, благолепием, пением. Сейчас для этого – все средства техники. Можно, лежа на диване, слушать пение церковных молитв. Можно, не выходя из дома, смотреть по телевизору Богослужение в лучшем исполнении, крупным планом, без всякой давки. От постоянного произнесения молитвы ждем только приятной сердечной теплоты. От исповеди ждем «облегчения». И если не получаем, то смущаемся и пугаемся, думаем, что надо как-то более «правильно», более «художественно», исповедаться. А вот – тоже родное и близкое: Апостол говорит о «всегда учащихся, и никогда не могущих дойти до познания истины»! Сейчас учение, как никогда, связано со стихией слова, а не с послушанием и подражанием тому, кто преуспел в добродетели. Апостол противопоставляет «вид благочестия» – силе его. Тот, кто старается о соблюдении «вида», неизбежно проходит мимо «силы». Тут может быть самый страшный обман. Господь говорил: «Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежание на пиршествах». На таких как раз всегда с уважением задерживается взгляд. А истинное-то благочестие порой совсем безвидно. Кто, кроме Господа Иисуса, обратил внимание на бедную вдову, которая положила в церковную сокровищницу какую-то жалкую мелочь? Кому какое дело до того, что она «положила все пропитание свое, какое имела»? Но, в конце концов, все «обнаружится пред всеми». А пока еще ни для кого ничто не потеряно. И завтра мы услышим назидательную историю одного из заблудившихся, который начнет свой путь к нашему общему Небесному Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах «ныне и присно и во веки веков», и для вас закроется текущий в нем источник вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности. А для нас грешных самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы самим прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения. А для этого, пока еще мы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, все, что совершается, поется и читается за богослужением. И, снова входя ныне в годовой круг богослужения, будем помнить, кто мы и к чему призваны. И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности. Святая Церковь верит, что не одни мы совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа ангельские силы и вся Небесная Церковь . «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат», – воспеваем мы на литургии Преждеосвященных Даров Великим постом. И не только в эти дни, но и во все дни церковного года, за каждой литургией, перед малым входом, священник молится: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость». Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность. Поэтому во время Божественной литургии священник, после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к вечной Своей памяти, которая и есть Царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Пастырь не исполнил бы своего долга, если бы свою обязанность душепопечения распространил лишь на круг лиц, находящихся в ограде церковной. Верховный Пастыреначальник иначе понимал свою задачу: «Есть у Меня, – говорил Он, – и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Привлечение и «иных» овец во двор церковный – это задача и современного пастыря. К этим иным овцам мы должны причислить как никогда не принадлежавших к Православной Церкви, так и отпавших от нее, так, наконец, и омертвевших членов Церкви, погрязших в грехах и беззакониях, не чувствующих нужды в ее помощи и не желающих обращаться к ней за помощью. К сожалению, весьма обычное явление, что пастырь дорожит теми овцами, которые ему полезны или приятны, а не теми, которым он может быть полезен, забывая, что не овцы для пастыря, а пастырь для овец, и не желая помнить слов Спасителя: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» ( Мф.5:46–47 ). Руководясь этим чувством, пастырь отдает и сердце, и заботы свои «благочестивым», набожным, послушным и отвращает лицо свое от непокорных, строптивых, своевольных, не только не печалясь о том, если эти последние все дальше и дальше уходят от Церкви, но иногда даже радуясь, что он освобождается от беспокойных элементов в своей общине. В основе такого чувства лежат явно недобрые, эгоистические мотивы, ибо пастырская работа среди кротких и послушных чад Церкви обещает пастырю легкий, беспечальный и безболезненный успех. Тогда как приведение к Церкви и ко Христу людей противоположного типа всегда соединяется с лишениями, огорчениями, большими трудами и даже страданиями и далеко не всегда заканчивается успехом. Забывают также пастыри, что Христос Спаситель уклонился от легкого пути, предложенного ему дьяволом и избрал крестный путь для приведения грешников к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010