В Храме Христа Спасителя в Москве состоялся первый Большой круг российского казачества 16 февраля 2018 г. 21:05 15 февраля 2018 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся первый Большой круг российского казачества. Началу мероприятия предшествовала Божественная литургия, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшеству в этот день сослужили, в частности, священники войсковых казачьих обществ (ВКО), а также руководители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством. Проповедь перед причастием произнес иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством , духовник МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первого казачьего университета) и Союза казаков-воинов России и Зарубежья. По завершении Литургии за труды во славу Русской Православной Церкви и духовное возрождения казачества Святейший Патриарх вручил юбилейную медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, председателю Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества А.Д. Беглову. После небольшого перерыва в Зале церковных соборов начался Большой круг российского казачества. Организатором первого Большого круга казачества стали Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, Федеральное агентство по делам национальностей, Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством при поддержке Правительства Москвы. В Большом круге приняли участие более 1,5 тысяч человек из 80 регионов Российской Федерации: атаманы и представители ВКО, общественных объединений казаков, Казачьей партии Российской Федерации, молодежных казачьих организаций, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Москвы, иных органов государственной власти, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, а также клирики Русской Православной Церкви, окормляющие казачьи общества, руководители и сотрудники епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, казачьи духовники, сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

http://patriarchia.ru/db/text/5148409.ht...

М.В. Медоваров Протоиерей Евгений Смирнов и церковная жизнь Англии 1890-х годов на страницах журнала «русское обозрение» Источник Содержание 1. Круг Ольги Новиковой и круг протоиерея Евгения Смирнова 2. Протоиерей E. К. Смирнов о церковной жизни Англии в 1893–1895 гг. 3. Протоиерей Е. К. Смирнов о церковной жизни Англии в 1896–1898 гг. Источники и литература     Статья посвящена рассмотрению английской церковной тематики на страницах консервативного журнала «Русское обозрение» в 90-е годы XIX в. В результате анализа опубликованных и неопубликованных материалов выявлены два центра, продуцировавшие две точки зрения на церковную жизнь Англии: круг Ольги Новиковой и круг протоиерея Евгения Смирнова . Показаны особенности их анализа конгрессов Англиканской церкви в Норвиче и Шрусбери. Отдельное внимание уделено деятельности Англо-русского литературного общества, равно как и фону православно-англиканских церковных отношений, особенно в связи с торжествами 1897 г. и официальным визитом русской делегации. Продемонстрирована роль Уильяма Биркбека, как основного защитника и апологета Русской Православной Церкви в Англии, его усилий по сближению Англиканской церкви с православием . Затронут вопрос о влиянии К. П. Победоносцева на редакционную политику «Русского обозрения» по англиканскому вопросу. Ключевые слова: англо-русские отношения, Англиканская церковь , «Русское обозрение», Шрусберийский конгресс, Ольга Новикова, Александр Киреев, протоиерей Евгений Смирнов , Уильям Биркбек, Уильям Стэд, Англо-русское литературное общество, консерватизм. Журнал «Русское обозрение», одно из ведущих периодических изданий конца XIX в., регулярно уделял внимание внешнеполитической, внутриполитической, общественной, культурной и церковной жизни Великобритании и Ирландии. Эти темы звучали в более чем половине всех номеров журнала и занимали десятую часть всего объема материалов о зарубежных странах. С помощью созданной нами электронной базы данных содержания журнала («Медоваров, 2017) удалось установить, что по количеству посвященных ей страниц «Русского обозрения» Великобритания занимала третье место, уступая среди зарубежных стран лишь Франции и Османской империи. Всего британской теме в «Русском обозрении» были посвящены 33 произведения, не считая отдельных упоминаний Соединенного Королевства в рубрике «Иностранное обозрение». Поскольку часть из этих произведений представляла собой серии очерков, продолжавшиеся из номера в номер, всего, по нашим подсчетам, можно зафиксировать не менее 70 «британских» материалов в журнале. Их можно разделить на три тематические группы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Ад Данте начинается в Раю. Прежде всего потому, что Ад, по утверждению Данте, – создание Бога Троицы 16 февраля в просветительском лектории портала «Правмир» состоялась лекция Ольги Седаковой «Под небом насилия. Седьмой круг», посвященная творчеству Данте. Предлагаем вниманию наших читателей текст и видеозапись этой лекции. Ольга Александровна Седакова — поэт, филолог, переводчик, прозаик. Родилась в Москве. Окончила филфак МГУ и аспирантуру Института славяноведения и балканистики, кандидат филологических наук. Ведущий научный сотрудник Института мировой культуры (МГУ). Автор 25 книг, среди которых — 14 книг стихов (включая переводные на английский, французский, немецкий, датский, иврит) и двухтомное собрание стихов и прозы, 5 книг прозы, 2 книги переводов, том исследований по традиционной славянской обрядности, а также «Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославянско-русские паронимы» (2008). Публиковала поэтические переводы из Р. М. Рильке, П. Целана, П. Клоделя, Т. С. Элиота и др. Лауреат Премии Андрея Белого (1982), Европейской премии поэзии (Рим, 1995), Премии имени Владимира Соловьева «Христианские корни Европы» (Ватикан, 1998), Премии Александра Солженицына (2003) и др. Доктор теологии honoris causa Европейского гуманитарного университета в Минске (2003). Кавалер Ордена искусств и словесности Французской Республики (2005). Я прошу прощения у тех, кого это может огорчить, но вместо Земного Рая мы сегодня окажемся в Аду, и довольно глубоко в Аду. Я подумала, перебирая дантовские работы, что о Земном Рае мне уже приходилось говорить ( текст был опубликован на Правмире и в моей книге «Апология разума»), а то, что я хочу сегодня вам изложить, по-русски еще не звучало. Кроме того, мне кажется, что по нынешнему расположению светил нам эта тема больше подходит. Итак, «Под небом насилия. Седьмой круг». Это тот круг Ада, в котором заключены насильники. Я расскажу, каким образом появилась эта работа. Она сделана по заказу, а песни, о которых пойдет речь, выпали мне по жребию. Несколько лет назад меня пригласили в Миланский государственный университет участвовать в дантовском марафоне, то есть, в цикле лекций под общим названием «Дантовские эксперименты».

http://pravmir.ru/pod-nebom-nasiliya-sed...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 9. Годовой круг богослужения Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Богослужебные молитвословия зависят не только от времени суток и дней седмицы, но и дней года. Суточный круг образует канву богослужения, а с тем или иным видом его богослужения соединяются службы седмичного и годового кругов. Сегодня мы поговорим о годовом круге богослужения . Каждый день церковного года, посвящен или воспоминанию каких-либо священных событий или памяти различных святых. Все это именуется праздниками. Годовой круг делится на две части – неподвижные и подвижные праздники. Неподвижные праздники образуют собой систему месяцеслова. Здесь уже большее разнообразие служб, чем в седмичном круге. Что касается подвижных праздников годового круга, то это богослужения Великого Поста и Пасхального времени. Виды праздников В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Каждый из них имеет свои, ему одному присущие особенности. Правда, о составе великих праздников Типикон говорит достаточно расплывчато, т.е. из 47 его главы нельзя узнать четко, какие именно праздники являются великими. Там сказано только: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла». Кроме перечисленных великими являются так называемые двунадесятые праздники. Эти праздники относятся как к неподвижной, так и к подвижной частей годового круга. К последней, например, относится праздник « Входа Господня в Иерусалим ». Число 12 при этом достаточно условное. К примеру, Антипасха по богослужебному строю то же двунадесятый праздник, но формально к ним не причисляется, чтобы не нарушать то число, которое воспринимается церковным сознанием как священное. Какие именно праздники причисляются к праздникам двунадесятым? – это будет вашим домашним заданием на сегодня.

http://azbyka.ru/video/09-godovoj-krug-b...

Часть II. Богослужения седмичных дней Предварительные понятия Суточный круг богослужения Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки, по церковному счислению, начинаются с вечера, так что каждый вечер относится уже к последующему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. В частности, евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18:00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом одного дня и последующего дня 301 . Суточный круг богослужения Православной Церкви включает в себя 9 служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и Божественную литургию. Однако некоторые литургисты не включают Литургию в суточный круг богослужения, поскольку, во-первых, она является важнейшей из церковных служб (все остальные службы только подготавливают верующих к участию в Таинстве Евхаристии), а во-вторых, Устав знает немало дней, когда Литургия не совершается: среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы (если нет в эти дни празднований великим святым), Великая пятница. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь «снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять несколько служб за один раз, именно все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток 3 раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю» 302 . Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1-й час; дневную – 3-й час, 6-й час и Литургия; вечернюю – 9-й час, вечерня и повечерие. Такое разделение суточного круга на 3 группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: Вечер, заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой ( Пс. 54, 18 ), а также слова церковной молитвы: Вечер, заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех… 303

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Месяцеслове содержатся священные воспоминания каждого дня года, которые в разные годы, меняя день седмицы, всегда удерживают то же самое число месяца. Но есть воспоминания, которые в разные годы всегда соединяются с одним и тем же днем седмицы, а не с тем или иным числом месяца. Эти воспоминания, бывающие в разные годы не в одни и те же числа месяцев, составляют круг так называемых подвижных церковных дней, или праздников. Круг подвижных дней находится в зависимости от Праздника Пасхи, которая, как известно, в разные годы бывает не в одни и те же числа месяцев марта и апреля. Одни из дней подвижного круга служат приготовлением к Пасхе (Триодь постная), другие – ее продолжением (Триодь цветная). В Уставе этот круг подвижных дней называется Триодионом, или Триодью, потому что в этот период времени поются Триоди постная и цветная. Название «Триодь» (греч. «триодион» – «трипеснец») произошло от того, что сборники триодных последований заключают в себе, между прочим, каноны неполные, состоящие из трех песней и поемые в некоторые дни. В особенно замечательные дни пения Триоди после 6-й песни канона утрени положено чтение так называемого синаксаря (греч. – «собирать» или «сокращать»). Эти синаксари помещаются в Триоди после указанной песни канона. В них обыкновенно кратко излагается содержание и цель установления службы («собора», то есть собрания верных) на известный день, а в первом и последнем синаксарях, кроме того, кратко излагается все содержание обеих Триодей, объемлющих все благодетельные действия Промысла Божия в истории домостроительства спасения от создания мира до времени, когда Церковь соделается торжествующей на небесах, составившись из ликов всех святых (синаксари на Недели мытаря и фарисея и всех святых). Синаксари были составлены в X1V веке Никифором Ксанфопулом, греческим историком и знатоком церковных древностей, который относительно Триоди свидетельствует, что ее «мнози от святых и богоносных красотодетельных наших отец добре и, яко достояше, от Святаго движими Духа, сложи βше, песносодéлаша» (синаксарь на Неделю мытаря и фарисея). О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ ТРИОДИ ПОСТНОЙ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

261. Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Чудове монаст. ноября 22; напечатано в Губерн. Вед. 1850 г., в Твор. Св. От. 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год Нынешний день, прежде проповедующаго, сам говорит слово, которое отдается глубоко в сердце Русском, и возбуждает думы: – двадцать пять лет совершилось, как царствует над нами Благочестивейший Государь Император Николай Павлович. Времена нельзя было бы исчислять 718 , если бы их не разделяли на круги, ограниченные известными пределами. Посему Бог создал светила, с тою между прочим целию, «да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета» ( Быm. I. 14 ). Не довольствуясь естественным разделением времен, Он дал им разныя сочетания, приспособленныя к высшим, преимущественно нравственным и духовным целям. Так образовал Он седмицу дней, а в законе Моисеевом и седмицу лет, и седмицу седмилетий; и поставил в особенное внимание седмый день, седмый год, и, по седми седмилетиях, пятидесятый год: дабы человек, прошед определенное поприще времени, особенно не краткое, остановился как бы на рубеже, осмотрелся, разсмотрел над своими путями пути Провидения, воздал славу Небесному Водителю и Охранителю, из опытов прошедшаго извлек для себя наставление в отношении к будущему. Пятидесятилетний круг времени, который у Евреев был законным, церковным и государственным, у Христиан, вместе с прочими ветхозаветными обрядовыми учреждениями, потерял силу закона: однако не совсем уничтожился, а перешел в область обычаев; и когда, быв приспособлен к человеку лично, представился 719 слишком долгим для недолгой по естеству человеческой жизни, тогда понадобилось разделить пятидесятилетний круг на два, и образовать двадцати-пяти-летний круг. Ибо и двадцати-пяти-летие пребывания, деятельности, подвигов, в известном состоянии жизни представляет такое поприще, которое пройдти значит одержать не малую победу над всеизменяющею силою времени. Что же скажем о благополучном совершении двадцатипятилетняго поприща столь высокой деятельности, столь многотрудных подвигов, как царствование над обширным Царством, во времена особенно трудныя для Царей и Царств? – Не по применению к обычаю только, но по размышлению о истинном основании для обычая, говорим, что день, запечатлевающий двадцати-пяти-летие благополучно продолжаемаго царствования, – день нынешний, есть особенно достойный благоговейнаго внимания, достопамятный, благознаменательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

4. Цель и содержание настоящей работы ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 1. Священное Писание в православной Традиции 2.Учение преподобного Симеона о Священном Писании 3. Библейские аллюзии и цитаты у преподобного Симеона 4. Примеры толкования библейских текстов у преподобного Симеона 5. От буквы к духу 6. От аллегории к мистической типологии ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И БОГОСЛУЖЕНИЕ 1. Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве 2. Монастырское богослужение в Константинопо­ле времен преподобного Симеона 3. Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона 4. Литургия и Причастие. Как часто монахи причащались? 5. Аспекты евхаристического благочестия преподобного Симеона 6. Годичный круг церковных праздников у преподобного Симеона ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СТУДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ 1. Студийский монастырь и его просветительская деятельность 2. Духовное руководство в студийской традиции 3. Сведения о жизни преподобного Симеона Студита 4. Аскетическое учение преподобного Симеона Студита А. Покаяние и слезы Б. Молитва В. Духовное руководство и исповедь Г. Различные аспекты аскетической практики 5. Развитие аскетических идей преподобного Симеона Студита в творениях преподобного Симеона Нового Богослова 6. Сравнительный анализ мистицизма преподобных Симеона Студита и Симеона Нового Богослова ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КРУГ КЕЛЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Что читал преподобный Симеон? Святоотеческие аллюзии и цитаты в его произведениях 2. Преподобный Симеон и агиографическая литература Б. Современные святые ГЛАВА ПЯТАЯ. ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА В ТВОРЕНИЯХ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. «Отец Мой более Меня» 2. «Как ты отделяешь Сына от Отца?..» ГЛАВА ШЕСТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОГОСЛОВИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Истинный богослов 2. Непостижимость Бога 3. Божественные имена 4. Апофатическое богословие 5. «Бог есть свет» ГЛАВА СЕДЬМАЯ. АНТРОПОЛОГИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Двойная природа человека 2. Образ и подобие 3. Предназначение человека ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Церковь и спасение 2. Церковная иерархия 3. Таинства ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ 1. Слезы и покаяние 2. Боговидение 3. Божественный свет 4. Экстаз 5. Бесстрастие 6. Обожение ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Мистический опыт и церковное Предание. Место преподобного Симеона в Православной Церкви 2. Влияние преподобного Симеона на последующее развитие восточно-христианского Предания Библиография Сокращения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Пожертвовать Вход протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Источник Книга 4, Поучение 9 Книга 4, Поучение 11 Месяц сентябрь Скачать epub pdf Оригинал: pdf 128 Мб Четвертый день. Поуч. 4-е. Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая купина». (Как мы должны чествовать Матерь Божию?) I. К числу наименований, какими св. церковь чествует Пресвятую Богородицу, относится наименование: Купина неопалимая. Так оно встречается в церковных песнопениях (Канон акафиста, песнь 6-я, троп. 4). Есть также особый праздник образу Пресвятыя Богородицы: Неопалимая купина. На сем образе она издревле изображается окруженною огненным сиянием. Помянутый праздник совершается (4 сентября) в день памяти св. пророка и Боговидца Моисея. Это, без сомнения, потому, что Моисей сподобился видения, имевшего прообразовательное отношение к наименованию Богородицы Неопалимою купиною. Близ горы Синая, в пустыне, Моисей, когда пас стадо своего тестя, увидел купину, т.е. терновый куст, в котором явился ему Сам Господь в огненном пламени. Купина горела, но не сгорала. Это чудо предызображало тайну воплощения Сына Божия. Сей тайне послужила Дева Мария. Она восприяла в чрево Свое огнь Божества, и как купина, объятая пламенем, оставалась невредимою, так и Дева Мария сохранила не только жизнь Свою, но и девство, пребыв невредимою от вселившегося в Нее Божества. II. Наименование Богоматери Неопалимою купиною, знаменательное в вероучительном отношении, научает нас вместе тому, как мы должны чествовать Ее. Мы чествуем Ее многочисленными песнопениями, празднествами, посвящением Ей храмов, похвальными наименованиями. Каждый из сих способов чествования представляет свои особенности. Указание на одну из таких особенностей мы увидим в наименовании Богородицы Неопалимою купиною, если ближе вникнем в повествование Моисея о явлении Бога в купине, служащей прообразом Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Месяцеслове содержатся священные воспоминания и предназначение каждого дня, соединенные с каждым числом года, которые в разные годы, меняя день недели, всегда удерживают то же самое число; но есть воспоминания и предназначения, которые в разные годы, меняя число, не меняют день недели, и в какой бы то ни было год всегда соединяются с одним и тем же днем недели. Эти воспоминания и предназначения, бывающие в разные годы не в одни и те же числа, составляют так называемый круг подвижных церковных дней. Круг подвижных дней стоит в зависимости от праздника Пасхи, которая, как известно, в разные годы бывает не в одни и те же числа. Одни из дней подвижного круга служат приготовлением к Пасхе, другие – ее продолжением. В Уставе этот круг подвижных дней называется Триодион, потому что в этот период времени поется Триодь Постная и Цветная. Название «Триодь» (трипеснец) произошло от того, что она заключает в себе, между прочим, каноны состоящие из трех песней и поемые в некоторые дни последования ее. На особенно замечательные дни пения Триоди, в ней после 6-й песни канона положено чтение так называемого Синаксаря (от συνγω – собирать или сокращать). Эти Синаксари и помещаются в Триоди после указанной песни канона. В них, обыкновенно, кратко излагается содержание и цель установления службы на известный день, а в первом и последнем Синаксарях, кроме того, кратко излагается все содержание обеих Триодей и показывается, что они объемлют все благодетельные действия Промысла Божьего и всю судьбу человечества от создания мира до того времени, когда св. Церковь перестанет на земли воинствовать и соделается торжествующею на небесах, составившись из лика всех святых (Синак. на нед. Мыт. и Фар. и Всех Святых). Синаксари были составлены в XIV веке Никифором Ксанфопулом, греческим историком и знатоком церковных древностей, который относительно Триоди свидетельствует, что ее «мнози от святых и богоносных красотодетельных наших отец, добре и яко достояше, от Святаго движими Духа, сложивше, песносоделаша» (см. Синаксарь на нед. Мыт. и Фар.). I. Триодь Постная

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010