Подготовка текста Е. И. Ванеевой, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь, как и его послания Курбскому, имело не только деловой характер – судя по довольно широкому распространению (свыше 20 списков), которое получило это послание, оно воспринималось как литературный памятник. Но в списках XVI века оно не сохранилось: едва ли игумен и старцы Кириллова монастыря были в XVI в. заинтересованы в распространении этого далеко не лестного для них послания. Послание Грозного, очевидно, написано в сентябре 1573 г. в ответ на грамоту братии Кирилло-Белозерского монастыря, просившей царя о «наставлении» в связи с возникшим в монастыре конфликтом между двумя высокопоставленными монахами – Иваном-Ионой Шереметевым и Василием-Варлаамом Собакиным, посланным Иваном IV в монастырь, но отозванным весной 1573 г. в Москву. Основной темой послания были взаимоотношения между монастырем и оппозиционной знатью: крупные землевладельцы, не уверенные в эти годы в прочности своих владений, часто предпочитали передавать их в монастырь. Какими становились взаимоотношения между таким вкладчиком и монастырем в последующее время – вероятно, зависело от многих обстоятельств. В случае, который стал конкретным поводом для написания послания, бывший боярин И. В. Шереметев, постригшийся в монахи под именем Ионы, держал при монастыре «особые годовые запасы» и фактически содержал монастырь. Царя такое резкое расширение независимого церковного землевладения и уход из-под государственного контроля очень беспокоили; монастырь, настаивал он, не должен ни от кого зависеть, кроме государя. Послание Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь публикуется по списку Архива ФИРИ, собр. Н. П. Лихачева, 94, сборник XVII века, л. 1–53 об. ПОСЛАНИЕ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИ В КИРИЛЛОВ МОНАСТЫРЬ ИГУМЕНУ КОЗЬМЕ С БРАТИЕЮ ВО ХРИСТЕ В пречестную обитель Успения пресвятой и пречистой Владычицы нашей Богородицы и нашего преподобного и богоносного отца Кирилла-чудотворца, священного Христова полка наставнику, проводнику и руководителю на пути в небесные селения, преподобному игумену Козьме с братиею во Христе царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Руси челом бьет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе совещания было определено, что на сегодняшний день Кирилло-Белозерский монастырь принял на себя охранное обязательство по проведению реставрационных работ, обеспечению сохранности 16-и памятников истории культуры, расположенных на территории монастыря. Преимущественно эти здания сосредоточены в Малом Ивановском монастыре, входящем в комплекс Кирилло-Белозерской обители. Но, заключив это охранное обязательство, монастырь тем не менее не получил права пользования в отношении этих объектов. Сложилась парадоксальная ситуация, когда монастырь принял на себя ответственность за сохранность объектов, не получив на них имущественных прав. Это положение дел противоречит Федеральному закону 327, положения которого предполагают, что религиозная организация может взять на себя ответственность за сохранность памятников истории культуры только после получения имущественных прав на этот памятник, то есть, только став пользователем, монастырь может принять на себя какие-либо охранные обязательства. В ближайшее время будут приняты меры по исправлению сложившейся ситуации. Будет подготовлен необходимый пакет документов для получения в безвозмездное пользование 16-и объектов на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Кроме того, в ходе совещания была выявлена проблема, связанная с проживанием насельников на территории обители: братия монастыря не имеет достаточного количества более или менее благоустроенных помещений для проживания. В связи с этим будет поставлен вопрос о предоставлении дополнительных зданий на территории монастыря для проживания насельников. Это будет то здание, которое на сегодняшний день закреплено за музеем на праве оперативного управления. В нем сейчас проживают люди, поэтому будет поставлен вопрос о расселении жильцов этого объекта и передаче его непосредственно в пользование Русской Православной Церкви в лице монастыря или Вологодской епархии. В ходе осмотра монастырей было отмечено, что было бы неверно трактовать закон 327 как законодательный акт, который порождает конфликт между музейным сообществом и верующими людьми и предполагает обязательное изъятие у музеев тех зданий, в которых они сейчас размещены.

http://patriarchia.ru/db/text/3684914.ht...

В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. Денежная сумма при передаче составляла девяносто три рубля. В ведомстве Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека. Кирилловский настоятель назначал управляющих пустынью обычно из состава своей монастырской братии " с полным доверием в хозяйственных распоряжениях " . Восстановление в XIX веке Общий хозяйственный и духовный упадок обители беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия который в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни иеромонаха Никона (Прихудалова) , прибывшего сюда в поисках уединенного жительства. Впервые приехав в Нило-Сорскую пустынь он нашел что " Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению... скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах... " . Кроме того, его смутило, что в обители явно преобладали недуховные радости. По дороге к месту нового служения ему встретилась толпа женщин, возвращавшихся с веселыми песнями из пустыни, где они рубили капусту для братии и где их " хорошо угостили " . Вместе с тем, в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал " тонкое духовное благоухание " , которое взяло верх над другими чувствами. Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители. Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837 - 1842 годах. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание. Возросло число благотворителей, вкладчиков, доходы пустыни стали расти. Отец Никон ввел ежедневную службу, следил за выполнением монастырского устава, боролся с нетрезвостью. Все это способствовало укреплению авторитета пустыни и увеличению числа ее насельников.

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

Во время второй трапезы обедали и ужинали еще и те служебники, которые отвечали за приготовление пищи: подкеларник (помощник келаря), заведовавший складом кухонной утвари и палаткой, из которой выдавали еду для части братии – видимо, «второй смены» и для гостей; «поваренные вытчики» (выть – доль, участок; вытчик – тот, кто отвечает за определенный участок поваренного процесса); штевар (совершенно точно можно сказать, что он варил кисели, может быть, еще и щи?); подчашник (помощник чашника); трапезники. Все эти служебники ели в чулане. Отдельно накрывали последнюю трапезу для мирян, слуг, монастырских мастеровых, казаков, которых обслуживали трапезники. Кроме того, в монастырских трапезных, по общему правилу всех обителей, всегда кормили нищих. Существовало даже такое понятие, как «записные нищие», то есть те, кто был приписан и регулярно кормился при монастыре. В XVI веке в Волоколамской обители ежедневно кормили от 20 до 50–60 «записных нищих» или «сколько Бог пошлет» проходящих. Интерьер трапезной Трапезные палаты в монастырях любили устраивать при храмах. Это было удобно: теплый воздух из подклета трапезной подавался в церковь и отапливал ее. Такая церковь называлась теплой, «зимней», в ней и проходили обычно все монастырские службы в зимнее время года. В XVI веке в богатых обителях строили каменные одностолпные трапезные: цилиндрические своды опирались на большой столб в центре палаты. Одна из первых таких трапезных при церкви была устроена в Кирилло–Белозерском монастыре в 1519 году. Она представляла собой прямоугольник, восточная стена которого разделяла церковь и трапезную. В этой стене находилась дверь, через которую монахи после церковной службы сразу могли пройти на обед. На восточной стене всегда устраивался иконостас, так что трапезная сама являлась как бы церковью, и некоторые богослужения, как мы видели выше, проходили в ней. В Кирилло-Белозерском монастыре в иконостасе трапезной находился деисус, налево и направо от двери – местные иконы, а над дверью – большой крест «Распятие Господне», на столбе – образ Одигитрии со святыми и преподобными (по описи 1601 года). Перед деисусом висело большое медное паникадило, а перед местными иконами стояла поставная свеча. Таким скудным было освещение довольно обширной палаты. В трапезной стояли столы, убранные скатертями (для рядовых дней и праздников полагались свои скатерти), и лавки. По мнению некоторых исследователей, за каждым столом в кирилловской трапезной сидело шесть человек, так как некоторые блюда приготовлялись и подавались именно на шесть человек: на Пасху по «шесть яиц в расоле», пекли «хлеб брацкой шестеровой» (Шаблова. О трапезе. С. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После пятикратного воздвижения креста при пении кондака празднику «Вознесыйся на крест волею» он полагался на дискосе, лежавшем на аналое. Игумен и священники целовали крест и просили прощения с земным поклоном у клиросов и уходили через Царские врата в алтарь. Далее к целованию креста подходили братия по двое: поцеловав крест, иноки также просили прощения у клиросов. А братский хор до конца целования все время пел тропарь Кресту. В самый день праздника игумен служил литургию в жемчужных ризах. Крест на аналое лежал до отдания праздника – до 21 сентября, в этот день после обедни священник с диаконом уносили крест в алтарь (РНБ. Кир.-Бел. 60/1137. Л. 48 об. – 50 об.). Великим праздником, как уже говорилось выше, в Кирилло–Белозерском монастыре был день преставления преподобного Сергия Радонежского – 25 сентября. Чин богослужения в этот день совершался так же, как и в великий праздник: служили всенощное бдение с елеопомазанием, к службе звонили во все колокола. Утром совершали «монастырский молебен» (более торжественный, чем рядовой), а литургию служил игумен со всем «собором». Братии на праздник преподобного Сергия полагался большой корм, как в двунадесятые праздники. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) всегда был большим и любимым праздником на Руси. Греческая Церковь его не знала. Накануне вечерни в Кирилло–Белозерском монастыре звонили во все колокола, утреню служили с полиелеем. В день праздника совершался монастырский молебен, но литургию совершал не «собор» с игуменом, а «прибылой священник» – из тех, кого монастырь иногда нанимал для совершения богослужений. Накануне предпразднества Введения Пресвятой Богородицы, которое совершалось 20 ноября, вечером звонили только в два колокола, братия в этот день до вечерни ничего не вкушали, кроме одной просфоры, и квас перед мефимоном не пили («на погреб келарь не зовет»). На следующий день, накануне самого праздника, служили вечерню. Все иноки на службу одевали «долгие» (длинные) мантии. В девятом часу ночи, то есть около четырех утра, после будила звонили во все колокола к полунощнице, потом служили утреню и обедню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, если, с одной стороны, Собор утвердил за владыками и монастырями все прежние их владения и торжественно признал неотъемлемость и неотчуждаемость этих владений, то с другой – сам же исключил некоторые из них и передал на государя и на его волю, а главное – безусловно запретил владыкам и монастырям на будущее время увеличивать свои владения каким бы то ни было образом, кроме одного пожалования, обещанного, впрочем, лишь монастырям убогим. Это было последнее и самое важное решение вопроса о церковных имуществах в царствование Ивана IV, перешедшее и к его преемникам. Надобно, однако ж, сознаться, что как, по-видимому, ни старался царь Грозный ограничивать вотчинные права духовенства, какие ни утверждал против них узаконения, он сам же первый и нарушал эти узаконения. Несмотря, например, на приговор 1573 г., чтобы в большие монастыри, где земель много, впредь не давать вотчин, он дал в 1575 г. одному из богатейших монастырей – Кирилло-Белозерскому два села по боярине своем Иване Бельском, одно в Ростовском, другое в Московском уезде, со многими деревнями и пустошами. Несмотря на соборное постановление 1580 г., запрещавшее впредь всякое увеличение монастырских владений, пожаловал в 1583 г. тому же Кирилло-Белозерскому монастырю еще три села с деревнями и починками, одно в Бежецком верху да два в Костромском уезде. Как же владела и управляла Русская Церковь своими недвижимыми имуществами и каков был характер ее владения и управления? Так называемые церковные имения в России не были общим достоянием всей Церкви или всего духовенства и не находились под ведением и распоряжением высшей церковной власти, хотя последняя с половины XVI в. и делала не раз по воле государя некоторые общие постановления относительно этих имений. Нет, церковные имения у нас были лишь частною собственностию отдельных церковных учреждений и принадлежали то архиерейским домам, или кафедрам, то монастырям, то церквам. Каждый архиерей распоряжался имениями своей кафедры совершенно самостоятельно и независимо от митрополита и от Собора отечественных иерархов; каждый настоятель монастыря с своею братиею и каждый настоятель церкви с причтом точно так же совершенно самостоятельно распоряжались имениями своего монастыря или своей церкви и совершенно независимо от своего епархиального архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

9) В юго-западном углу обители, между двухэтажными зданиями братских келий, есть еще небольшая каменная теплая одно престольная церковь во имя св. Евфимия Великого, пустынножителя Палестинского. Сооружена неведомо кем в 1653 г. Известна была под именем больничной. Готический купол этой церкви, увенчанный крестом, привлекает взоры благочестивого путника и придает ей вид древности 75 . При церкви доселе видна сбоку палатка, которая теперь служит лишь кладовой. Между прочим, из этой палатки, в давно минувшее время мог слушать Божественную службу отдельно от других знаменитый патриарх Никон . Он находился 10 лет в ссылке в Ферапонтовом монастыре. Откуда переведен в Кириллов и здесь пробыл ровно пять лет в тяжелом заточении. Это видно из жития его, писанного келейным его Иваном Шушериным, где сказано, что «святитель терпел в Кириллове монастыре великие нужды и озлобления, не менее прежнего, что претерпел в Ферапонтове 76 ; в келье пребывал безвыходно, кроме церковной службы, хотя сам не служил». Очевидно, он выходил в часы Богослужения только в сию ближайшую церковь святого Евфимия, и здесь пред Царем Царствующих изливал в молитве зельную скорбь души своей. Тут же тянутся огороды, примыкающие к двухэтажному каменному больничному корпусу. На северо-западной стороне монастыря видится архимандритский каменный двух этажный корпус с братской трапезой внизу. Существует с века. При архимандрите Гедеоне (1818–1829 г.) этот корпус подвергся существенной переделке по образцу настоятельских келий Боровского Свято-Духовскаго монастыря. Архимандрит Иннокентий (1829–1840 гг.) расписал парадный вход, изобразив по стенам монастыря Кирилло-Белозерского благочиннического округа. Здесь видны: Нилова пустынь, монастыри: Филиппа Ирапского, Кирилла Новозерского, Леушинский девичий, Горицкий Воскресенский девичий и другие. На восточной стороне этого входа изображен во весь рост благословляющий Спаситель мира. Передний фасад этого дома обнесен на каменном фундаменте балясником, с парадным подъездом посредине на две половины; в нем разбит цветник, над которым высятся горделивые кедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

– Если говорить об истории возникновения иконографии, смотреть более древние, точнее даже – ранние памятники: почему композиция Преображения появляется в апсиде, а не где-либо в другом месте? – Это вообще очень сильно отличает раннее христианское искусство от искусства даже Средних веков, когда акцент был именно на важных для всей Церкви событиях Евангельской истории. Как правило, в апсидах мы как раз видим феофанические сюжеты, о которых уже говорили, – Крещение Господне, Сошествие во ад, Преображение, Пятидесятница, Страшный суд, – и везде ключевая тема – Богоявление. Отцы Церкви обращали внимание своей паствы именно на эти ключевые события, в которых Творец являет Себя в Своей Божественной природе. Один из ранних примеров иконографии Преображения как раз находится в конхе – речь о мозаике середины VI века из церкви Сант-Аполлинаре ин Классе (Равенна, Италия). Сант Аполлинаре ин Классе (Равенна, Италия) Не сразу понятно, что речь идёт о Преображении: мы видим святого Аполинария как пастыря в окружении овечек, а вот над ним – как раз Преображение. Но распознать это событие удается не сразу. В центре мандорла, в ней крест, в перекрестии – образ Спасителя, а по краям, на облаках – полуфигуры двух пророков в белых одеждах. У ног пророков – три овечки. Это символическое изображения трех учеников Спасителя, присутствовавших при Преображении. Кстати, в этом древнем изводе вновь есть прямой отсыл к Страстной тематике в образе Креста на месте Спасителя. Иконография собственными средствами обращается к каждому из нас: смотри, рассуждай – и смыслы, сокрытые до времени, станут немного понятней, если не во всей полноте, то частью. И даже эту зримую часть мы своим умом, оскудевшим от не самой подходящей христианину жизни, вряд ли можем полностью уразуметь. Преображение из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ок. 1497 г.) – А вы сами писали икону Преображения Господня? – Личного опыта работы над таким образом у меня не было. Но писали коллеги в моей мастерской, я присутствовал рядом, где-то помогал, что-то подсказывал, так же деятельно наблюдал за трудом моих учеников, студентов, и это, скажу, всегда очень волнительно и очень ответственно. Не так давно студенты Иконописного отделения СПБДА делали список с иконы Преображения из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ок. 1497 г.). При всей иконографической выверенности этого произведения, там совершенно удивительная по рисунку мандорла. Она, мало того, что имеет несколько регистров, состоящих из наружного и внутреннего кругов, кроме того, внутренний круг рассвечен сиянием в форме несимметричной звезды, поверх которой к наружному кругу из центра устремлены золотые лучи. Кажется, вся эта многослойность, замкнутая в радиальную форму, наполнена внутренним движением и энергией.

http://pravoslavie.ru/147770.html

Они имеют много общего с такой же деталью в верхнем ярусе церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Прилуцком монастыре и храма Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре. Нижний ярус звона представляет собой образ новгородских храмов (таких, какими они стали со второй половины XV века, получив восьмискатное перекрытие). Здесь следует остановиться на одном важном моменте. Храмов «иже под колоколы», имеющих кубический основной объем, ко времени освящения церкви Трех Святителей Московских известно очень немного. По большей части такие храмы вплоть до конца XVII века имели столпообразную форму или (если их можно отнести к этой группе) это были звонницы палатного типа, в нижнем ярусе которых располагался престол. Кубических храмов-колоколен на тот период, кроме интересующей нас церкви в Александро-Свирском монастыре, известно всего пять: во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре (1476 год), во имя Архангела Гавриила в Кирилло-Белозерском монастыре (1530-е годы), храм Воскресения (Рождества Христова) на Соборной площади Московского Кремля (1532-1544 годы) - в том случае, если он являлся церковью " иже под колоколы " , в чем вполне обоснованно, на материале карт начала XVII века (см. ниже) и летописных известий, сомневаются многие исследователи; Благовещения Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1530 год) и надвратный храм во имя свв. Гурия, Самона и Авива в колокольне церкви во имя Рождества Христова в Ярославле (1644 год). В более поздний период (с 1690-х годов и, главным образом, в XVIII-XIX веках) к ним прибавились и монастырские и усадебные храмы-колокольни самой разнообразной композиции, иногда с несколькими ярусами звона, как надвратные, так и отдельно стоящие. Однако подробный разбор этой классификации выходит за рамки данной статьи. Духовская церковь в Троице-Сергиевой Лавре имеет небольшой восьмигранный ярус звона над четвериком основного объема, увенчанный главкой на высоком барабане. Арки-проемы для колоколов соединены декоративными кокошниками, отвечающими кокошникам, украшающим четверик.

http://sobory.ru/article/?object=08674

Нами приведен здесь источниковедческий анализ трех книг, составлявших основу Келарского обиходника, потому что в исследовательской литературе довольно путаное представление о том, что такое Келарский обиходник. В 1863 году И.К. Куприянов в Известиях императорского Археологического общества опубликовал выписки из «Книги келарской расходной» под таким заголовком: «Выписки из Кормовой книги Кирилло-Белозерского монастыря». А в примечании прокомментировал так: «Старинное выражение „ехать кормиться” имело прежде прямой смысл, как видно из представленных материалов из Кормовой книги Кириллова монастыря, написанной в XVII веке 32 ». Вероятно, опираясь на эту публикацию В.А. Петров в статье «Слуги и деловые люди монастырских вотчин XVI века» на странице 132 трижды повторил, что «келарские обиходники являются составной частью Кормовых книг» 33 . Но как было показано выше, наоборот, Кормовая книга является составной частью келарского обиходника. Книга праздничная, составляющая основу любого келарского обиходника, несмотря на ее объем, так как она носит уставной характер, в публикуемом нами Келарском обиходнике 1655/1656 года старца Матфея Никифорова занимает более половины рукописи – 123 листа. Это объясняется тем, что, кроме подробной росписи монашеского стола, в нее включено много разнообразных сведений о жизни монастыря и деятельности келаря. Келарский обиходник старца Матфея Никифорова начинается с Книги праздничной, которая имеет такой заголовок «Подобает ведати в Кирилове монастыре, что бывает в год на праздники на Владычни, и на Богородицыны, и на великих святых по славословием ясти» (упоминания о панихидах здесь уже отсутствуют). Она состоит их 2-х частей: месяцесловной и триодной 34 . Месяцесловная часть (л. 1–75) начинается с начала церковного года: «Месяца сентября в 1 день. Память Симеона Столпника, в кой день ни случится, кроме недели, звон без большего... Того дни братии ясти хлебы белые, квас ячной, в сковородах ушное или шти, двоя рыба, пироги или каша. А случится Симеона в среду или в пяток, ясти сущи». Праздники расписаны в календарной последовательности до 31 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010