404 Старики у них ничем не отличаются от юношей. Нам рассказывали служители Кирилло-Белозерского монастыря, на подворье которого мы теперь пребываем, что монастырю принадлежит, в виде угодий, значительное число подданных из этого народа, кои платят подать только оленьими шкурами, ибо кроме этого у них ничего нет. Нам рассказывали об одном обстоятельстве, о котором упомянуть хотя неприлично, но необходимо, дабы читатель или слушатель подивились. В этом народе семя лишь у немногих бывает годно, ибо их pudenda скрыты и втянуты внутрь. Их жены любят, живущих с ними в соседстве, московитов. Говорят, что если кто из этого племени, придя в свою хижину, в которой он живет среди леса, найдет московита лежащим с его женой, то сильно радуется и от большой радости идет и добывает на охоте оленей, коих отдает московиту за благодеяние, ему оказанное, именно за то, что сделал его жену беременной, ибо, как нам говорило, семя лишь у немногих из них бывает годно. Впрочем, Бог знает больше. Возвращаемся. Когда мы сидели за столом, патриарх Никон послал за начальниками этого народа, именно за тысяцкими, коих около тридцати человек. С ними был переводчик, говорящий (на их языке). Когда она вошли, собрание затрепетало при виде их. Они тотчас обнажили головы, то есть отбросили назад свои капюшоны, и поклонились патриарху странным образом, сгибаясь подобно свиньям целиком. Патриарх стал расспрашивать их об их образе жизни, о том, как они теперь приехали, и об их богопочитании. Они рассказали ему все, о чем мы сообщили (прибавив), что прибыли из своей страны пешком, а олени везли их арбы. Он спросил их: „Чем вы воюете?“ – „Луком и стрелами,“ отвечала они. – „Правда ли, спросил он, что вы едите человечье мясо?“ – Они засмеялись и сказали: „Мы едим своих покойников и собак, так почему же нам не есть людей? " - „Как вы едите человека?“ спросил он. Они отвечали: „Захватив человека, мы отрезаем ему только нос, затем режем его на куски и съедаем.“ Он сказал нм: „У меня здесь есть человек, достойный смерти; я пошлю привести его к вам, чтобы вы его съели.“ Они начали усиленно просить его, говоря: „Владыка наш! сколько ни есть у тебя людей, достойных смерти, не беспокойся наказывать их сам за преступление и убивать, но отдай нам их съесть; этим ты окажешь нам большое благодеяние.“

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фрагмент вопросника Ж-Чуд. 5 сохранился в списке начала XVI в.; дополненный несколькими статьями, вопросник известен также по списку XVII в. 155 Кроме того, он послужил одним из источников при создании некоторых текстов XV–XVI вв.: Ж-Арханг. 38, Ж-Свир. 91. 156 Чудовский список внезапно обрывается на статье о сводничестве, – возможно, текст вопросника Ж-Чуд. 5 сохранился здесь не полностью. Несмотря на то, что текстов, созданных на основе древнейших исповедных вопросников, немного (в сравнении с общим их количеством), вопросники XIV в. предоставляют интересный материал для изучения методов редактирования и составления новых текстов в средние века. Так, в вопроснике Ж-Чуд. 5, находящемся в рукописи Чуд. 5, выделяется статья об убийстве детей. Возможно, источником послужило какое-то поучение: вопрос незаметно переходит в рассуждение об убийстве и абортивных средствах. Позднейшие редакторы существенно сокращали статью, исключая неясную фразу об убийстве плода и новорождённых младенцев и восстанавливая стилистическое единство вопросника: Ж-Чуд. 5 ; Чуд. 5, л. 71 об.–72. Ж-Арханг. 38 ; Арханг. Д. 38, л.74–76 Ж-Свир. 91 ; Ал.-Св. 91, л.240 об.–242 об. Ж-Чуд. 5, Соф. 1090 л. 531–532 об. Ци утопила будешь детя ли вдовою ли девою будучи, и колико погубили суть и в зачатьи,в том свершене рожестве, и единого месяца убивают, и на вся месяца убивают, а зелье ино пити дают и самы пьют, имже зельем не бывает детии отинудь, еже зло велми. Или детя уморила еси чим, девою или вдова, колико была месяц, а зелие цы пила еси, не хотя в се растворения, или иным дала еси, детей для, еже велми злои? И девою будучи или вдовою, детя потопила еси или убила? И дитя ци утопила еси или девовою, или дитя ци убила еси? Стремление сделать тексты как можно более ясными, приблизить их к пониманию читателя и слушателя видно и из тех пояснений, которые вставляют редакторы в оригинальный текст. В тех случаях, когда составителю кажутся непонятными «ученые» слова, употребляющиеся в некоторых статьях, он тут же объясняет их: «растлися ли скверностию, иже есть всякыи блуд». 157 Ефросин, пользовавшийся во второй половине XV в. при составлении исповедного вопросника М-КБ 221099 текстом XIV в. (Покаянье), находит необходимым пояснить некоторые слова: «погана, рекше неправославна», «над попадию, рекше над поповою женою» и др. 158 В другой рукописи Кирилло- Белозерского монастыря XV в. находим такие пояснения: «вещество, рекше ведание некоторое», «вдевала ли еси язык свои, рекше вкладывала по-татарски». 159 Примеры пояснений встречаются также в текстах XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

В приводимых же вариантах выдержано правописание первой из обозначенных рукописей. Для вариантов отведена первая строка; для примечаний к основному тексту – вторая. Что касается литературной стороны памятника, мы должны указать: 1) На разделение Малого (Предание) и Большого (Монастырский устав в 11 главах) с предисловием Уставов Сорского. Это указание было уже сделано нами в нашей статье «Великий старец Нил пустынник Сорский» 59 Оба устава встречаются независимо друг от друга, имеют совершенно самостоятельный характер, а кроме того, в одной из рукописей (Москов. Син. Б. 563, 16 в., л. 321) Малый Устав заканчивается припиской, которая дает возможность считать его произведением целым и законченным. То же самое указание на разделение уставов находим и у Архангельского « Нил Сорский и Вассиан Патрикеев», стр. 53. В большинстве рукописей находим Монастырский (Большой) Устав, причем, обыкновенно, он начинается со слов: «Разум писаний сих обдержание сие имать». (См. стр. 15 текста). Вообще в многочисленных списках Уставы встречаются большей частью отдельно один от другого, и оба они, как и послания, молитва и завещание, не обязательны для каждого списка, а варьируются различным образом. 2) Для более полного издания делаем вставку из рукописи Троице-Сергиевой Лавры (той же, по которой подводятся варианты). Эта вставка имеет своим содержанием завещание Нила более распространенное, и в других рукописях в такой редакции нам оно не встречалось. 60 В нашем приложении во-1) как указано ниже, даем некоторые добавления к тексту, во-2) печатаем на стр.15–28 приложения на статью: – «Воспоминание к своей душе хотящемуся спастися от писаний святых отец о мысленном делании и о памяти смертной и страшнаго суда, что ради нужно сие и како подобает тщатися о сем», – найденную нами в Кирилло-Белозерской рук-и как мы предполагаем, первоначальную редакцию Большого Устава. Рукопись, писана полууставом и скорописью разных почерков 16 века на 456 листах в осьмушку. Статья без имени автора, но своим содержанием она обращает на себя внимание и с первых строк заставляет делать сличение с монастырским уставом (Большим) Нила:

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Рукопись написана двумя почерками на бумаге с водяными знаками: Гербовый щит с перевязью – типа Дианова 1045, Гербовый щит – типа Дианова 1045, Гербовый щит с перевязью – типа Дианова 1047. Вклеенные листы написаны в основном вторым почерком (включается также и первый) на бумаге с водяными знаками: Шут с пятью бубенцами (4 листа), Шут с семью бубенцами (11 листов), Гербовый щит (3 листа), филиграни плохо просматриваются или без филиграней (14 листов). Вклеенные листы, в основном, по содержанию связаны с многодневными постами: Рождественский пост (л. 13–17), подготовительные недели к Великому посту и Великий пост (л. 41–47, 80–87, 99–102) и Петров пост (л. 58–60). В исторической части введения мы отмечали новшество Келарского обиходника старца Матфея Никифорова: выделение в Книге праздничной месяцесловной и триодной частей (повторение по структуре Устава). Этот творческий процесс создания текста находит отражение и в формальной стороне рукописи: филигранях, вклеенных листах, почерках. Кроме того, обе части рукописи л. 1–146 и л. 147–229 бытовали какое-то время в качестве двух самостоятельных кодексов. Не исключено, что они не имели переплетов. На отсутствие переплетов указывает повышенная, по сравнению с другими листами, загрязненность листов: «0» (чистый лист перед л. 1) и «0» (четвертый чистый лист после л. 146 в XIX тетради), а также «0» (чистый лист перед л. 147). Последнего листа второй части рукописи не видно, так как он приклеен к внутренней стороне нижней крышки переплета (Кодикологическая таблица, графа 6). Выражаем благодарность научному сотруднику Отдела рукописей, руководителю кодикологической лаборатории РНБ Д.О. Цыпкину за консультацию по этому вопросу. Это наблюдение подтверждается и нумерацией тетрадей: л. 1–146 и л. 147–229 имеют отдельную нумерацию – XIX и XII тетрадей (Кодикологическая таблица, графа 1). Кормовая книга (л. 147–229) является составной частью Келарского обиходника, поэтому ее объединили вместе с другими разделами обиходника в одном переплете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мониторинг СМИ Церковь не вошла в монастырь без устава Росимущество отклонило заявку РПЦ на передачу объектов в Вологодской области 06.09.2018 14:52 Как стало известно “Ъ”, Росимущество отклонило заявку Вологодской епархии Русской православной церкви (РПЦ) о передаче в безвозмездное пользование ряда объектов Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Перспектива изъятия архитектурных памятников, в том числе объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, у Кирилло-Белозерского музея-заповедника вызвала протесты музейного сообщества и экспертов. В рассмотрении вопроса отказано из-за некомплекта представленных РПЦ документов, Вологодская митрополия подала заявление повторно. Росимущество отказалось рассматривать заявления Вологодской епархии от 28 июня 2018 года «по вопросу передачи в безвозмездное пользование ряда объектов культурного наследия ансамбля Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей». В ответе Росимущества на запрос “Ъ” говорится, что решение принято в соответствии с ч. 2 ст. 7 закона 327-ФЗ (о передаче религиозным организациям госимущества) — «по некомплекту представленного пакета документов». Напомним, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) просил главу Росимущества Дмитрия Пристанскова передать в безвозмездное пользование епархии ряд объектов, находящихся в оперативном управлении Кирилло-Белозерского музея-заповедника (является особо ценным объектом культурного наследия народов РФ). РПЦ претендует на церковь преподобного Мартиниана и Казенную палату в охраняемом ЮНЕСКО ансамбле Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия, а также на братские кельи Кирилло-Белозерского монастыря. 14 объектов этого архитектурного памятника федерального значения уже переданы в пользование монашеской обители. Кроме того, наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук) в мае и настоятель прихода храма Нила Сорского в Ферапонтово иеромонах Иоасаф (Вишняков) в июне обратились в Росимущество с просьбой передать в безвозмездное пользование находящиеся в аварийном состоянии крепостные стены бывшего Иоанновского монастыря (входят в ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря) и надвратные церкви Ферапонтова монастыря.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» 2 Авг 2023 Фото: ru.wikipedia.org По словам художника-реставратора Ивана Федышина, на процесс восстановления ушел один год ТАСС, 31 июля. Реставрация редкой иконы XVIII века с изображением неизвестного святого, проведенная в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, помогла установить, что на ней запечатлен образ основателя монастыря — преподобного Кирилла Белозерского, сообщили ТАСС в музее. “Долгое время одна редкая икона XVIII века в учетных документах значилась как “Неизвестный святой”, и только после реставрации на памятнике открылся образ основателя крупнейшего православного монастыря не только России, но и Европы — преподобного Кирилла Белозерского”, — привела пресс-служба слова генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова. Раскрытие иконы проходило в реставрационных мастерских Кирилло-Белозерского музея. Изображение находилось под покровной пленкой потемневшей от времени, почти черной олифы. По словам художника-реставратора Ивана Федышина, который реставрировал икону, восстановление было сложным. В некоторых местах наблюдались “выкрошки” и утраты красочного слоя до грунта. На работу ушел год. Серебряный оклад восстанавливала реставратор по металлу Светлана Смирнова. В ходе работы удалены загрязнения и продукты коррозии, выполнены консервация и монтаж оклада на планшет. Кроме того, сохранился венец от иконы с тремя крупными камнями, закрепленными в глухих кастах. После апробации в Северной государственной инспекции пробирного надзора в Великом Устюге стало ясно, что предметы выполнены из серебра. Венец и оклад от иконы сейчас находятся на хранении в коллекции драгоценных металлов музея, а икона с раскрытым образом преподобного Кирилла Белозерского представлена на всеобщее обозрение в открытом фондохранилище икон в Вологодской башне Кирилло-Белозерского музея-заповедника. По словам директора музея, собрание памятников древнерусской живописи насчитывает более 87 тыс. предметов церковного и народно-прикладного искусства, письменных и археологических источников. Основой музейных фондов является собрание иконописи. На сегодня в него входит 5% от общего числа экспонатов. Это памятники XV — начала XX века, происходящие из Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого монастырей, Нило-Сорской пустыни, из приходских церквей города Кириллова, Белозерска, Кирилловского, Белозерского, Вашкинского районов Вологодской области. Среди них можно увидеть как подписные памятники, так и не атрибутированные, одним из которых до недавнего времени была и икона “Неизвестный святой”.

http://azbyka.ru/news/restavracija-ikony...

Трапеза Успенского поста, по своему уставу, походила на Великий пост: рыба не разрешалась во все дни, кроме великих и больших праздников. Однако на Соловках традиционно по субботам и воскресеньям подавали рыбные пласти, в Волоколамском и Кирилло–Белозерском монастырях в субботу и воскресенье, как и Великим постом, ели икру. Соловецкий устав после 1566 года разрешал употреблять рыбу на праздник перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (8 августа). В этот день ставили две трапезы, и обе с рыбой (Устав. Л. 40 об.). Таким же образом память соловецких преподобных праздновали в Кирилло–Белозерском монастыре, что имеет свое объяснение. Соловецких чудотворцев особо чтили в Кирилловой обители. Оба монастыря связывали крепкие духовные узы: преподобный Савватий был постриженником и воспитанником Кириллова монастыря. Кроме того, рыба Успенским постом в Кирилло–Белозерском монастыре разрешалась еще на праздник Василия Блаженного (2 августа) и на память преподобного Антония Римлянина (3 августа). Кроме рыбы с добавкой, за обедом в эти дни подавали еще белый хлеб и ячный квас; если празднование этих святых приходилось на постный день, то вместо рыбы подавали икру (для сравнения можно сказать, что сейчас рыба Успенским постом разрешается только на Преображение). В Волоколамском и Кирилло–Белозерском монастырях рыбу готовили еще на предпразднество Успения (14 августа). В этот день волоколамской братии подавали два рыбных блюда из хорошей рыбы со взваром и огурцами, «сельди переславские», калачи не в меру, пироги масленые, одни – с вязигой и перцем, другие – с горохом, оладьи с медом, хороший медовый квас, а вечером братия пили «обычный квас». Кирилловские монахи после обедни в навечерие Успения получали по просфире, потом келарь звал их в сытню, где они получали по чаше кваса медового, калачи, сущ (позже его заменили на осетрину) и по две чаши кваса сыченого. В сам день Успения в Волоколамском монастыре, для которого это был престольный праздник обители, устраивался почти пасхальный стол. Снова, как и на Пасху, братии подавали перепечи пшеничные не в меру, рыбу свежую жареную, два вида хорошей соленой рыбы со взваром и горчицей, калачи белые, два вида пирогов: одни – с яйцом и перцем, другие – с сыром, да еще оладьи с медом. Если Успение приходилось на непостный день, то устраивался ужин с лодожиной, калачами и квасом из сыты. Если праздник попадал на среду и пятницу, то в монастыре была только одна трапеза, а вечером братия пила еще «квас сычен». Если же Успение приходилось на понедельник, считавшийся в монастырях постным днем, то «по преданию и разсуждению преподобного старца Иосифа», пост ради великого и престольного праздника в этот день отменялся: за обедом и ужином братия ели сыр, яйца, коровье масло. В Кирилло-Белозерском монастыре на Успение устраивался большой корм с крушками, а на ужин подавали рыбу. Если праздник приходился на постный день, то за ужином обходились без рыбы (о понедельнике в кирилловском обиходнике ничего не сказано).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подчиненность Нилова скита Кирилло-Белозерскому монастырю продолжалась до 1777 года. К этому времени братии в нем уже не было вовсе. Лишь для совершения богослужения жили священник, дьячок и пономарь. За сохранностью построек и имущества присматривали монахи Кириллова монастыря, а наиболее дорогие предметы " для сохранения " были вывезены в Кириллов. В 1777 году по указу Вологодской Духовной Консистории Нило-Сорскую пустынь перевели в ведомство Кирилловского Духовного Правления. Ее деревянные строения постепенно ветшали, все приходило в запустение. В самом конце XVIII века была сделана попытка вновь вдохнуть жизнь в некогда известную обитель. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря игумен Феофан взял пустынь под свое управление и начал ее восстановление. Но из-за дальнего расстояния (около семидесяти верст) вести дела в пустыни из Кирилло-Новоезерского монастыря было неудобно, поэтому в 1805 году Нило-Сорская пустынь вновь возвращается в ведение Кирилло-Белозерского монастыря. В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда еще из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. Денежная сумма при передаче составляла всего девяносто три рубля. В ведомстве Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека. Кирилловский настоятель назначал управляющих пустынью обычно из состава своей монастырской братии " с полным доверием в хозяйственных распоряжениях " . Общий хозяйственный и духовный упадок обители преподобного Нила беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия 8, поэтому в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни иеромонаха Никона, прибывшего сюда в поисках уединенного жительства. Грустная картина открылась перед Никоном, приехавшим в первый раз в Нило-Сорскую пустынь: " Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению... скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах... " . Кроме того, его смутило, что в обители, в традициях которой было поддержание сурового аскетизма и отстранение от мирских соблазнов, явно преобладали недуховные радости. Еще по дороге к месту нового своего служения ему встретилась толпа женщин, возвращавшихся с веселыми песнями из пустыни, где они рубили капусту для братии и где их " хорошо угостили " . Вместе с тем, в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал " тонкое духовное благоухание " . " Все скорбное и неприятное, что видел и встретил он в ней, уступало этому благодатному чувству " , и Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители.

http://sobory.ru/article/?object=14688

Оба раза просьбы комельских иноков возвратили его в основанную им Введенскую обитель, где он и скончался в 1537 году, оставив после себя многочисленных учеников. Из них Филипп Ирапский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илозерский, Зосима Врбозомский и Даниил Шужгорский 49 основали обители в Белозерском крае. Преп. Нил Сорский , постригшись в Кирилло-Белозерском монастыре, долгое время затем путешествовал по странам Востока, изучая на Афоне и в других скитах монастырские уставы. Окончив путешествие, он возвратился на Белоозеро и здесь, невдалеке от Кириллова монастыря, основал пустыню, но вскоре ее покинул и основал другую в 15 верстах от Кириллова монастыря на реке Сорке. Преп. Нил Сорский ввел на Руси особый вид монашеского подвижничества – скитский, давно уже процветавший на Афоне. обирались два-три, много десять пустынников, устрояли общую трапезу и церковную службу и, живя трудами рук своих, подвизались по отдельным келиям в умном делании. Таких скитов около Белозерского монастыря возникло немалое число; они были приписаны к Кирилловой обители, ею поддерживались, от нее получали настоятелей, в нее же укрывались пустынники, оставлявшие по охоте или по нужде сои скудные пустыни. Из таких скитов, кроме Нило-Сорской известны: Христофорова пустынь, где жил знаменитый князь-инок Вассиан, постриженник Кирилловский; пустынь старцев Нила Палева и Дионисия Звенигородского 50 , переведенных по разрушении их пустыни великим князем Василием Ивановичем в Кириллов; пустынь Порфириева, бывшего игумена Троице-Сергиевой Лавры, где жил преп. Феодорит, просветитель лопарей; пустынь Артемиева, в которой вместе с ним подвизался некоторое время тот же Феодорит; пустынь Георгиевская в Надпорожье и другие многие. Влияние Кирилло-Белозерского монастыря на устройство монастырей в XV и XVI веках распространялось и чрез то, что многие из игуменов Кирилловой обители стали потом епископами, руководителями духовной жизни своей епархии, таковы, например, игумен Алексий, бывший епископом в Вологде (с 1525 г.), игумен Досифей – архиепископом в Ярославле (с 1537 г.) 51 , игумен Афанасий – епископом Суздальским (1551 г.). Таким образом, устав и порядки Кирилло-Белозерской обители далеко славились и служили для многих монастырей образцом. Общежитие, возрожденное на Руси преп. Сергием, не везде еще было введено. Одни монастыри оставались при старых особножитных порядках, другие же усвоили новые общежитные уставы наполовину, усиливаясь ввести их в полной чистоте, как в знаменитых обителях, каковы Белозерская, Троице-Сергиева, Симонова и другие. От времен царя Ивана Васильевича Грозного сохранилось челобитье неизвестных иноков, которые умоляли царя завести общежитие в монастырях, стоящих около Москвы, по образцу Кирилло-Белозерского, Волоколамского и Колязина. III

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

856 От двух до четырёх сборников у Авраамия Городецкого, Адриана Пошехонского, Александра Невского, митрополита Алексея, Антония Римлянина, Гурия и Варсонофия Казанских, Евфросина Псковского, Елиазара Анзерского, Ефрема Новоторжского, Иоанна и Логгина Яренгских, Иоасафа Каменского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского, Макария Желтоводского, Макария Колязинского, княгини Ольги, Павла Обнорского, Пафнутия Боровского, митрополита Петра, Сергия Радонежского, митрополита Филиппа. 857 Подробнее об этом см.: Макарий (Веретенников), архим. Святая двоичность//Русская святость в истории, иконе и словесности: Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72 [переизд.: Макарий (Веретенников), архим. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 269–274]. 858 См. также Жития Петра и Февронии Муромских, Иоанна и Логгина Яренгских, Гурия и Варсонофия Казанских, Адриана и Ферапонта Монзенских и др. 859 См.: Савельева Н.В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 365–376. 860 Службы и Жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона. М., 1646. 861 Служба и Житие Саввы Сторожевского. М., 1646. Два издания – крупным и мелким шрифтом (Зернова. 194:195). 862 Опись книг Кирилло-Белозерского монастыря 1664 г. РНБ, собр. Η. М. Михайловского, Q. 299 (далее – Опись книг 1664 г.), л. 87 об. Житие Кирилла Новоезерского не упоминается в предшествующих описях 1601, 1621 и 1635 гг. Подробнее об описаниях состава библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря см.: Балаченкова А.П. Книжные инвентаря Кирилло-Белозерского монастыря XV–XVII веков//Ферапонтовский сборник. М.; Ферапонтово, 1999. Вып. 5. С. 42–59. 863 Житие Кирилла Белозерского трижды читалось в простейших монографических сборниках (т. е. сборниках, состоящих из Жития и Службы); кроме того, в библиотеке имелся один самостоятельный список Жития и один в сборнике вместе с Житием Паисия Великого: «Три книгы Службы и Жития чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяные в полдесть в черных кожах (...) книга Служба и Житие Кирила Белозерскаго с Паисеем Великим в полдесть, книга Житие чюдотворца Кирила Белозерскаго писмяная в четь, в красной коже, застешки медныя» (Опись книг 1664 г., л. 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010