В советские годы в этих зданиях располагались гаражи, мастерские и фабрики 18 октября. ПРАВМИР. Вологодские власти передали Русской Православной Церкви три храма, находившиеся ранее в областной собственности. В частности, Вологодская епархия получила храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу на Пречистенской набережной, сообщает портал «Приходы». Церковь была построена в XVI веке вологодскими купцами. В этом году храм отметил столетие со дня последней архиерейской Божественной литургии. В торжествах по случаю храмового праздника тогда участвовали несколько вологодских священнослужителей, двое из них – епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) и священник Николай Васильевич Замараев – канонизированы в сонме новомучеников и исповедников. В советское время церковь была закрыта, в здании работало зеркальное производство, затем была материально-техническая база Управления по транспортному освоению рек и ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности. Кроме того, передана в собственность епархии и церковь Георгия Победоносца на Наволоке (ул. Гоголя, 1). Этот один из старейших в городе храмов, имевших в XVI веке самый богатый иконостас, хранил когда-то списки участников вологодской дружины Куликовской битвы. В советское время церковь была отдана под мебельное производство и сегодня нуждается в восстановлении. Третий храм — Антипы Пергамского на улице Чернышевского, возведенный в 1777 году, последние 70 лет помещение храма использовалось под складские, гаражные и авторемонтные мастерские. Ранее в этом году в собственность Вологодской епархии был передан историко-архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения. Также было принято решение о передаче 13 объектов на территории Кирилло-Белозерского монастыря в пользование Вологодской епархии на четыреста девяносто лет, а церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) изъята из оперативного управления Кирилло-Белозерского музея и передана в безвозмездное пользование Кирилло-Белозерскому мужскому монастырю.

http://pravmir.ru/vologodskie-vlasti-otd...

Житие Мартиниана Белозерского Подготовка текста и комментарии Е. Э. Шевченко, перевод Г. М. Прохорова и Е. Э. Шевченко Жития Ферапонта и Мартиниана Белозерских – памятники древнерусской литературы середины XVI в., написанные, по всей видимости, иноком Ферапонтова монастыря. Эти произведения связаны композиционно, поскольку имеют общую похвалу святым. Кроме того, Житие Мартиниана продолжает Житие Ферапонта тематически. В стилистическом отношении оба жития опираются на сочинения известного писателя XV в., приехавшего на Русь с Афона Пахомия Серба, часто и прямо заимствуя соответствующие пассажи из его творений, особенно из Жития Кирилла Белозерского. О преподобном Ферапонте известно немногое, главным образом то, что сообщается в его Житии. Сохранилось несколько адресованных ему грамот, до нас также дошли сведения Вкладной книги XVIII в. Лужецкого Богородице-Рождественского Можайского монастыря, несколько строк посвятившей роду Поскочиных-Клементьевых, из которого происходил Ферапонт. О Мартиниане сохранилось больше сведений. Грамоты, дополняющие наши представления о его жизни, хранятся в различных собраниях древних манускриптов в Москве и Санкт-Петербурге. Мы располагаем также книгами, целиком или частично переписанными Мартинианом. По содержанию этих сборников можно судить об интересах писца, который следовал традициям своего учителя, Кирилла Белозерского, включая в свои книги статьи естественно-научной тематики. Так же как и Кирилл, Мартиниан известен как организатор библиотеки основанного им Вожеозерского Чарондского Спасского монастыря (в 100 км от Кириллова). По его повелению создавались книги и в Ферапонтове монастыре, настоятельство в котором он принял вскоре после Ферапонта. Отметим, что монастырь, судя по грамотам XV–XVI вв., долгое время именовался Мартимьяновым. Переход Мартиниана на игуменство в Троице-Сергиев монастырь из Ферапонтова способствовал развитию духовных связей этих обителей. Мартиниан общался с такими книжниками XV–XVII вв., как Пахомий Серб (именно с его слов знаменитый агиограф составил Житие Кирилла Белозерского, как он пишет в предисловии), архиепископ Ростовский Иоасаф Оболенский, известный редактор древнерусских произведений и составитель оригинальных сборников кирилло-белозерский монах Ефросин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Липовецкий Скачать epub pdf Вологодскую епархию не случайно называют «Северной Фиваидой». Поклониться ее святыням приезжают не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. В числе наиболее посещаемых мест – Кирилло-Белозерский монастырь. Одни едут туда поклониться мощам преподобного Кирилла Белозерского, другие – полюбоваться великолепным архитектурным ансамблем, общая протяженность стен которого 2 километра – самая большая в России, и Сиверским озером. Но, к сожалению, мало кто знает, что за алтарем Успенского собора похоронен архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов) , местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий, много сделавший для сохранения духовного наследия преподобного Кирилла Белозерского, а также для спасения храмов вверенной ему обители от разрушения. Преподобный Иаков родился в 1818 году, в Тульской епархии, в семье священника. После окончания местной духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, на последнем курсе которой принял монашество. По окончании обучения иеромонах Иаков преподавал в Орловской духовной семинарии, а позднее был инспектором в Харьковской семинарии, где, кроме исполнения инспекторских обязанностей, писал также учебные пособия по богословским дисциплинам. В 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем Посольской церкви в Риме. В Риме же вскоре вышли и его книги «Путешествие в Бар-град» и «Краткие заметки о Римской Церкви». Заметим, что вскоре после его назначения началась Крымская война, в которой православная Российская империя воевала с Османской империей, Англией и Францией. Можно представить, сколь трудным было служение православного человека на католической земле, население которой во время войны относилось враждебно к русским. Возможно, это и было одной из причин того, что в 1856 году, через год после воцарения Александра II, архимандрит Иаков покидает Рим и направляется на служение в Новгородскую епархию, в составе которой с конца XVIII века было Белоозеро. С 1857 по 1866 год он был настоятелем Кирилло-Новоезерского монастыря; здесь архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей основателя обители – причем обретение это было в середине XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жемчужина русского Севера - Кирилло-Белозерский монастырь Почему национальная православная святыня пребывает в плачевном состоянии 05.08.2019 760 Время на чтение 3 минуты В конце июля довелось мне побывать в старинном городе Кириллове, что лежит в 130 километрах к северо-западу от Вологды. Сам по себе городок мало чем примечателен и его название ассоциируется, прежде всего, с Кирилло-Белозерским монастырем – грандиозным комплексом старинных монастырских строений, окруженных неприступными стенами. Вид всего этого великолепия, особенно, если смотреть со стороны Сиверского озера – завораживает. Вот об этом монастыре, вернее о его нынешнем состоянии, хотелось бы поговорить поподробнее. Практически весь монастырский комплекс сегодня занимает музей, который официально называется историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Монахи (а их всего 10 человек вместе с игуменом) пребывают в положении дальних обнищавших родственников, живущих из милости в имении богатого помещика. Ежедневно десятки огромных экскурсионных автобусов, заполненных нашими и иностранными туристами приезжают под стены обители. К их услугам различные тематические экскурсии, на любой вкус и кошелек. Отовсюду доносится разноязыкий щебет экскурсоводов, все фотографируют себя на фоне святынь, работают кафе и закусочные. Одним словом, старинные постройки – для музея постоянный источник дохода в рублях и валюте. От множества народа (увы, не паломников, а туристов с фото-кинокамерами и в шортах, т.к. день был жаркий,) голова шла кругом. Нашел действующий храм – крохотная церковь, постоял вечерню: кроме меня было 3 монаха и 4 паломника. Единственный, островок спокойствия и тишины в бурлящем потоке ино и русо туристо. Состояние построек монастыря местами довольно плачевное. Восстановительные работы ведутся, но как-то вяло, почему-то первой приходит в голову мысль о их недостаточном финансировании. Напомню читателю, что музей на месте монастыря действует аж с 1924 года. Почти сто лет прошло. Разграбленные и разрушенные монастыри, значения, равного Кирилло-Белозерскому (Оптина пустынь, Дивеево, Нилова пустынь и т.д.), переданные Русской Православной Церкви после краха СССР и атеистической идеологии, за прошедшие 28 лет восстановлены в былом величии. Как говорится, «почувствуйте разницу». А ведь монахи деньги на туристах не делали.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/05/zh...

Таким образом, невозвратно взяты 12 панагий и до шести крестов, четыре архимандричьи шапки и до 15 шитых золотом и жемчугом. В начале нынешнего столетия и особенно в годину испытания 1812 г. много обителью Кирилловой было пожертвовано на общие отечественные нужды. Отчего еще более оскудела древняя ризница, потому что много старинных вещей, сосудов и облачений, числом 400, как излишних, было обращено в слитки серебра. Что составило до 4 пудов, но (как справедливо заметил А. Н. Муравьев) утратилось невозвратимое – древняя святыня 97 . Из вещей, сохранившихся в ризнице, примечательные следующие: 1 . Св. Антиминсы. 2. Св. Евангелия. а) Св. Евангелие Христофорова письма 98 . б) Одно древнее Евангелие, в лист большого формата, украшенное дорогими каменьями, пожертвовано сюда от царевны Татьяны Михайловны 99 . в) Евангелие в большой лист, напечатанное в Москве1689 года, с обычными изображениями на нем. Из надписи видно, что это св. Евангелие устроено в Кирилло-Белозерский монастырь архимандритом Иринархом в 1709 году. Евангелие по верхней доске длиною 15 ½ вершков, шириною 10 ½ вершков, толщиною с обеими досками 2 ½ вершка. Весу в нем 1 пуд 15 ½ фунтов 100 . 3. Кресты напрестольные Напрестольных крестов ныне в монастыре находится 12; но все они, кроме двух, сооружены в XVIII и настоящем столетии, вкладных этого времени три, пожертвованы архимандритом здешнего монастыря Иринархом в 1718, 1721 й 1761 г. 101 . Шесть наперсных крестов, два из них – дар супруги кн. Ивана Алексеевича Воротынского – Анастасии Львовны; один крест золотой дар царя Ивана Васильевича Грозного и еще один крест серебряный, очень ценный, устроен из драгоценных камней от монастыря в 1830 г. (См. «Древности Кирилло-Белозерского монастыря» архим. Варлаама Москва, 1859 г. стр. 51). 4. Сосуды и другая церковная утварь а) Потир, дискос и лжица – золотые, гладкие, без украшений, с обычным изображением на чаше: Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи; и причастными на ней словами. Два серебряных блюдечка, копие же и звездица от них уже утрачены. И еще серебряный ковш, – дар царя Ивана Васильевича Грозного в 1567 г. Весу в чаше 3 фун. 11 ¼ золотников. 102

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Эпистолярное наследие П. практически не сохранилось ( Лурье. 1957. С. 211; Он же. 1988. С. 116). Достоверные сведения о его книгописной работе или о его влиянии на этот род деятельности достаточно скромны. Нек-рые рукописи, приписываемые перу П., нуждаются в дополнительном палеографическом и почерковедческом исследовании, потому как были выполнены разными почерками ( Прохоров. 1991. С. 143-149). Кроме того, не всегда точно определено время поступления этих рукописей в Кириллов Белозерский и Троице-Сергиев мон-ри. В нач. 60-х гг. XV в. неск. рукописей было переписано в Кирилловом Белозерском мон-ре иноком Паисием, к-рый при игум. Кассиане помогал писцам, в т. ч. Игнатию Матвееву. Почерк инока Паисия отличается от почерка писца древнейшего списка Жития прп. Кирилла Белозерского (см.: Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря XV в.: Ист.-кодик. исслед. М.; СПб., 2013. С. 177, 181, 276, 277, 280, 281, 295). В посл. трети XV - 1-й трети XVI в. в Кирилловом Белозерском мон-ре были и др. монахи с именем Паисий, отмеченные в братских синодиках обители (напр., РНБ. Кир.-Бел. 754. Л. 10 об., 17 об., 18, 18 об., 21, 22, 23; 759. Л. 59 об., 63, 64 об., 65, 65 об.). Н. К. Никольский определил принадлежность большинства этих имен конкретным инокам Кириллова Белозерского мон-ря ( Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство. 1897. Т. 1. Ч. 1. Прил. 5. С. LIX-LXVI). Отнесение к П. всех троицких рукописей 2-й пол. XV в. с упоминанием «имения Паисея», включая и т. н. Паисиевский сборник, переписанный иноком Макарием для троицкого старца Паисия в 1444/45 гг. (РГБ. Ф. 304/I. Троиц. 747. Л. 463 об.- 464), вряд ли возможно ( Прохоров. 1989; Он же. 1991). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. в обители были иноки с таким же именем (см., напр.: Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева мон-ря 1674 г.: Исслед. и публ. М., 2008. С. 164. Л. 136 об.). Вопреки мнению Р. П. Дмитриевой и Прохорова, нет оснований связывать с П. появление в Кирилловом Белозерском мон-ре еще одного т. н. Паисиевского сборника (кон. XIV - нач. XV в.), в котором имеется сфальсифицированная запись XVII в. о том, что она сделана рукой «князя Стефана Васильевича Комрина, 6920 год» (РНБ. Кир.-Бел. 4/1081). Однако, несомненно, что П. пользовался служебной троицкой Минеей XV в., имеющей об этом в конце рукописи помету: «Книга сия старцю келарю Саве и игумену Паисеи» (РГБ. Ф. 304/I. 533. Л. 204 об.).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

Существует детально разработанная генеалогическая классификация иконографии изображений, входящих в деисусную композицию 12 . Она по­зволяет судить об их вариативности. Надо напомнить, что в состав деисусного чина Спасского монастыря входят иконы Спаса в силах, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апосто­лов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Леонтия Ростовского, мучеников Димитрия Солунского и Георгия. Этот сюжетный репертуар отличается от представлен­ного иконами последней четверти XIV в. в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля 13 введением второй пары Святителей — Гри­гория Богослова и Леонтия Ростовского. В составе датируемого теперь вторым десятилетием XV в. иконостаса Успенского собора во Владимире (Васильевского чина), связываемого с мастерской Андрея Рублёва, ещё есть изображения Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а также была вторая пара Святителей; вероятно, были и мученики. Сохранился чин частично 14 . Выполненный около 1425 г. деисусный чин иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря также имеет вторые пары изображений Апостолов и Святителей, а также иконы мучеников Димитрия Солунского и Георгия 15 . Примерно то же и в деисусном чине иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, где к уже приведённому перечню добавлены иконы Леонтия Ростовского и Петра, митропо­лита Московского 16 , а также иконы мучеников Артемия и Евстратия 17 . Деисусный чин иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненного не позднее 1502–1503 гг., кроме обычного сос­тава изображений тоже имел две пары изображений Апостолов и две пары изображений Святителей 18 . Наконец, следует упомянуть деисусный чин из церкви Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря 1534 г., в составе которого — две пары икон Апостолов, одна пара икон Святите­лей (Василия Великого и Николы), одна пара икон мучеников, и ещё иконы преподобных Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского 19 . В приведённый перечень включены деисусные чины этапных иконостасов, от­ражающих московскую церковно-художественную традицию последней четверти XIV – второй четверти XVI вв., которая позволяет понять именно те особенности, которые свойственны ярославскому деисусному чину.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Хлебней заведовали «хлебные старцы», они жили неподалеку от трапезной, в трех кельях у амбаров, где хранилась ржаная мука (Никольский. С. 193). Один из старцев выдавал работникам свитки и рукавицы. В отдельном помещении размещались штевары, в их распоряжении находились котел, сковорода медная, в которой варили кисель, и два кумганца. Неподалеку от хлебни у монастырской стены, выходившей на озеро, находилась небольшая палатка, в которой согревали воду, когда надо было ставить квашню. Рядом же с хлебней, под трапезной, находилась палатка, где хранили уже испеченный хлеб. Большая пекарня Кирилло–Белозерского монастыря была построена вместе с трапезной в 1519 году, но очень скоро ее мощностей стало не хватать, и тогда в нижнем ярусе церкви Преображения было устроено еще несколько пекарен, где пекли просфоры и калачи, а заодно печенье и пироги. Преображенскую церковь для этих целей выбрали не случайно. Она расположена у крепостной стены, выходившей к озеру, на стене были устроены «воротечки невелики», через которые вода по желобам текла в пекарню. Подклет Преображенской церкви состоял из двух помещений: в первой большой палатке пекли печенье, калачи и просфоры, во второй – пироги. К той части помещения, где делали просфоры, была пристроена еще небольшая палатка, где зимой хранили просфоры. А к церковной паперти у крепостной стены примыкала еще одна палатка, в которой держали калачи. На ее верхнем этаже жили старцы, заведовавшие калачной, здесь же находился чулан, где хранили сухари. У стены стоял амбар, в котором просеивали муку. В пекарнях находилась разнообразная кухонная утварь: сита для просеивания муки, «крючки», чем вынимали оладьи из масла, сковороды длинные, «насовы суконные, в которых стряпают круг калачей» (насовы – нарукавники, надеваемые во время стряпни; фартуки, рабочая одежда), ковши–скобкари, коробьи осиновые. Еду готовили в поварне, располагавшейся рядом с трапезной. В конце XVI века в Кирилло–Белозерском монастыре кроме основной поварни были еще естовная, стрелецкая, княжая, гостиная (в ней готовили еду для гостей) и др. Поварнями заведовали поваренные старцы, которые жили неподалеку. В большой поварне Кирилло–Белозерского монастыря было устроено шесть очагов котельных да ошесток. Котлы висели над очагами на железных цепях, кроме того, на очаги ставили большие железные таганы (обруч на ножках) – подставы для котлов. В поварне хранилось большое количество посуды: «уполовники», решетки железные для запекания рыбы, котлы большие и «котлики малые», ковши, ножи и служебная одежда. Пищу готовили, видимо, в специальных «служебных рясках». Поражает функциональное разнообразие кухонной утвари, одних только ножей было несколько видов: «косари луковые», «секиры капустные», «кленики» для резки рыбы (ножи с коротким и широким лезвием, немного загнутым к обуху), «большие ножи, а режут ими лапшу и рыбу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, вложенный Нилом Полевым в Иосифов Волоколамский монастырь сборник житий РГБ, Волок., 630, написан не им. И дату, содержащуюся в записи Нила Полева, следует, конечно же, относить не ко времени создания рукописи, а ко времени ее над- писания и передачи в Иосифов Волоколамский монастырь. Филигрань на протяжении всех 346 листов РГБ, Волок., 630, одна — «пасхальный агнец» двух очень близких типов, указывающий на конец 80–х — 90–е годы XV в. Как соотносится содержание этой рукописи с содержанием Кирилло- Белозерских сборников? Два тома Кирилло–Белозерской копии охватывают, как я уже говорил, весь церковный год, или индикт, начиная с 1 сентября и кончая августом; граница между томами проходит посреди февраля. А Волок., 630, содержит жития за центральную треть года — с 11 января по 15 мая. Так что ее содержание оказывается соответствующим концу первого из двух томов копии и началу второго (см. илл. 5 — схему соотношения содержания сборников). Отступления в содержании копии в этих пределах лишь те, что в начале второго тома (КБ, 141/1218) добавлена, в нарушение хронологического порядка, Повесть Аммония мниха об избиении монахов в Синае и Райфе, отмечаемом 14 января, и пропущено Житие Арсения Великого (8 мая). Кроме того, переставлено Житие Исаакия Далматского: в Волок., 630, оно стоит под 21 марта, а в КБ, 141/1218, — под 30 мая. Причина переноса понятна: в конце этого Жития сказано: «Скончя же ся святый отец наш и исповедник месяца мая в 30 день» (КБ, 23/1262, л. 230). Итак, Сборник житий Волок., 630, может представлять собой оригинал, с которого писана — с некоторыми изменениями в содержании — центральная часть Кирилло–Белозерской копии. Точнее — одну треть оригинала. Что мы можем сказать об остальных двух третях — первой и последней? Как мы помним (об этом сначала писал Я. С. Лурье и затем написал Б. М. Клосс), сборник РЫБ, собр. Троице–Сергиевой Лавры, 684, написан той же, что и РНБ, Волоколамское собр., 630, рукой. Точнее, этим почерком исписаны только первые 272 листа этой рукописи; остальные (лл. 272–491 об.) написаны на другой бумаге и другим писцом. Первому почерку здесь сопутствует уже знакомая нам по Волок., 630, филигрань «пасхальный агнец». Оба сборника открываются красивыми цветными заставками, сделанными, несомненно, одним и тем же художником и одинаковой вязью.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Мерою сей колокол внутри, от сковороды до краев боя, 2 арш. 15 верш., толщиною в краях 6 верш., шириною в развод 4 аршина. Тон «до»; звук прекрасный, полный (бас), мягкий, тягучий. 2-й колокол, именуемый «Лебедь», весом 400 пуд, слит в 1756 г. также здесь, в Кириллове; имя мастера не известно. На сем колоколе вылиты рельефом на одной стороне образ Воздвиженья Честного Креста, на другой, противоположной, – птица лебедь Кругом вверху и внизу надпись, подобная предыдущей, оканчивающаяся словами: «Вылит сей колокол в Кириллове монастыре, к соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы и Кирилла Белозерского Чудотворца, на собранные от духовных и мирских людей подаяния. Весу в нем 400 пуд. 1756 году Августа дня». Мерою сей колокол внутри, от верха до краев боя 2 арш. 4 ½ верш., толщиною в краях 5 ¼ верш., шириной в развод 2 арш. 14 ¼ верш. Звук – баритон, приятный, тягучий. 3) Колокол, именуемый «Апостольский» или «Полилейный», весом 205 пуд 30 фунтов, вылитый в 1760 г. на месте же, Белозерского цеха мастером Иваном Сухаревым. На сем колоколе находятся, посредине, кругом оного, литые изображения 9-ти серафимов и надпись, подобная вышеописанным, оканчивающаяся словами: «Вылит сей колокол, званием апостольский, в Кириллове монастыре, Белозерского цеха мастером алдерманом Иваном Калининым, сыном Сухаревым, в лето 1760 года июля дня, a весу в нем 205 пуд. 30 фунтов». Мерою внутри, от верха до краев боя, 1 арш. 15 верш., толщиною в краях 3 ½ верш., шириною в развод 2 арш. 7 ¾ вершка. Звук –баритон, приятный, тягучий. 4) Колокол иностранного литья, с надписью: «TSER VERA VIRTYS ANNO М. DC. XL. IV». Далее слова заклеймены. Мерою этот колокол внутри, от верха до краев, 11½ верш., толщиною в краях 1 ½ верш., шириною в развод 15 верш. Вес не известен, приблизительно 10 пудов. 5) Колокол иностранного же литья, на нем находятся следующие надписи: «IESVS SAGATUA ОР NOBIS MENTE SE ТАМ SPONTANEAM HONORE DEO VT PRIE LIBERATIONE»; под изображением стоящего Спасителя: «SALVATOR MYNDI». На средине с другой стороны: «А 1646». Мерою колокол, внутри до боя, 10 верш., толщины в краях 1 ¼ верш., ширины 12 верш. Вес не известен, приблизительно 8 пудов. Кроме сих, еще имеется на колокольне 12 колоколов, из которых, повседневный весом 125 пудов, вылит в 1756 г., и именуемый «Чудотворцев» – 38 пудов, слит в 1739 году 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010