Митрополия в Москве 26. Феогност По кончине Св. Петра, который как незыблемый камень, положен был в основание митрополии Московской, пришел, от Патриарха Исайи, Митрополит Феогност (1328 г.) и поселился по дворе своего предместника. Один только Калита мог дать ему пристанище в мирном своем княжении: Галич пал, Киев был уже в руках Гедимина. Грек родом, Феогност постиг однакоже взаимные отношения В. Князя с удельными, и в двадцатилетнее свое правление постоянно содействовал Иоанну и сыну его Симеону гордому, во всех их предприятиях, чем много способствовал к возвеличению княжения Московского; ибо власть духовная, бывшая всегда на стороне В. Князя, давала ему сильный перевес. Так, сопутствуя Иоанну в походе его на Псков, который не хотел отпустить Князя Тверского Александра, требуемого в Орду, Феогност одолел граждан страхом запрещения церковного и тем предупредил новые разорения Монголов; в других обстоятельствах и мятежный Новгород примирился с В. Князем чрез его посредство. Но странствования его, по отдаленным епархиям Русским, были обременительны для духовенства и даже возбудили впоследствии жалобы Владыки Новгородского Моисея к Патриарху. Наипаче в делах церковных оказал Феогност чрезвычайную твердость. Когда Св. Архиепископ Моисей, несмотря на моление веча народного, оставил престол Софийский, Новгородцы послали избранного на его место Василия, для посвящения во Владимир Волынский, где тогда находился Митрополит. И Псковитяне, желая иметь особенного Епископа, отправили туда с тою же целью некоего Арсения. Но, несмотря на все их убеждения и на требования сильного язычника Гедимина, обладавшего Волынью, Феогност не решился нарушить порядка церковного. Князь Литовский уважил сан Митрополита, хотел однакоже схватить Архиепископа; но он спасся бегством и деньгами от погони. Василий был один из знаменитейших владык Новгорода, столько же искусный в делах гражданских, как и духовных; он много украсил Св. Софию, и чрез дружественные сношения с Митрополитом огражден своею областью от В. Князя. Магнус, Король Шведский ревнуя обратить Новгород к церкви Латинской, просил Василия совещаться о вере с его послами; но владыка благоразумно отклонил прение, обратив их к Патриарху. Сам Патриарх Филофей, уважая его достоинства, прислал ему в благословение крещатые ризы и белый клобук, как посвященному в сан архиерейский из белого духовенства, и употребление клобука сего перешло впоследствии к Митрополитам, вероятно, когда некоторые из них поступили в Москву из владык Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому О Рае Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой Василий Кáлика, архиепископ новгородский (1331–1352 гг.), – один из популярных политических и церковных деятелей средневекового Новгорода; именно он «заложил город каменный» (1331), организовывал защиту Новгорода и Пскова от шведских нападений, был инициатором строительства мостов и храмов; при нем новгородская София украшается вызолоченными медными воротами; царьградский патриарх присылает ему, первому на Руси, «крещатые ризы» и «белый клобук» – особые знаки достоинства новгородских епископов. Послание Василия епископу Феодору Доброму (1342–1360 гг.) было написано, по-видимому, в 1347 г. (под этим годом оно помещено в новгородских летописях) по поводу споров ο рае, происходивших в это время в Твери. Основной предмет спора – сохранился ли на земле рай, в котором жили Адам и Ева, – был отнюдь не схоластическим: проблема затрагивала основы средневекового христианского мировоззрения, и само возникновение спора было связано с волной антицерковного критицизма в Твери. Послание Василия – прямое вмешательство новгородского архиепископа в дела тверских «вольдумцев». Β споре Василия и Феодора произошло столкновение мистического и рационального представлений ο сущности вещей; признание Феодором существования только «мысленного», «духовного» рая и отрицание рая земного, материального, было не вполне ортодоксальным и приближалось κ еретическому учению ο «разуме духовном» (см.: Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI в. М., 1960, с. 138–149). Позиция Василия, защищавшего идею существования земного рая, была основана на легендарно-апокрифических представлениях и приближалась κ наивно-«реалистическому» мировоззрению народных масс. Послание Василия – один из интереснейших образцов средневековой полемической литературы, связанной с жанром «видений» и «хождений» (см.: Гуревич А. Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков//«Труды по знаковым системам. VIII». Κ 70-летию акад. Д. С. Лихачева. Тарту, 1977, с. 3–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суздаль. Ризоположенский монастырь. Собор Положения ризы Божией Матери. Ризоположенский собор Автор: Илья " BIM " Бесхлебный Снято: 8 октября 2011 Добавлено: 26 декабря 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Трёхглавый Ризоположенский собор (1520-1560 гг.) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Есть основания думать, что храм строил в двадцатых годах ближний боярин Василия III Иван Шигоня-Поджогин, причастный к темной истории заточения жены Василия III Соломонии в суздальский Покровский монастырь. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 г., отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX в. заменены луковками, в 1929 г. барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в кон. 1960-х гг. в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма. По материалам: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ Трёхглавый каменный собор в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне стоит близ от Святых ворот. Собор датируется XVI веком - некоторые относят его к первой половине столетия, другие - к 1560 году. По одной версии, его построил в 1520-х годах ближний боярин великого князя Василия Иоанновича Иван Шигоня-Поджогин. Собор сравнительно невелик и является одним из ранних в среднерусской архитектуре бесстолпных храмов, крытый сомкнутым сводом с распалубками, что было отражено в фасадах, завершенных закомарами. Гладкие фасады, прорезанные простыми амбразурами окон, опоясывает фриз из крупных пятигранных ниш, ограниченный горизонталями тонких профилей. Сходный мотив из спаренных нишек украшает верх барабанов глав. Поскольку собор Ризоположенского монастыря бесстолпный, главы потребовалось существенно облегчить, в результате чего были созданы необычные, узкие и высокие барабаны, увенчанные шлемовидными завершениями.

http://sobory.ru/article/?object=05099

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Калика, Новгородский, свт. - житие Василий Калика (+ 1352), архиепископ Новгородский, святитель. Память 3 июля в день кончины и в Соборах Новгородских святителей и Новгородских святых Был священником в Новгороде и за добродетельную жизнь избран на Новгородскую кафедру. Был рукоположен в архиепископа Новгородского святым митрополитом Феогностом во Владимире Волынском в 1331 году. Возглавлял Новгородскую кафедру в тяжелое время княжеских усобиц и внутренних раздоров в самом городе. Неоднократно он виделся с великим князем Московским Иваном Калитой, склоняя его к миру с Новгородом. В 1344 году, когда в Новгороде собрались для выбора посадника одновременно два, враждовавших между собой, веча, святитель примирил обе стороны. После двух опустошительных пожаров, бывших в Новгороде, святитель Василий проявил архипастырскую заботу о пострадавшем городе: на средства своей кафедры он помог возвести стены вокруг города и восстановить сгоревшие здания, построил новый мост через Волхов, украсил храмы иконами. В Борисоглебском храме Новгорода хранилась написанная им икона святых благоверных князей Бориса и Глеба. В Святой Софии он соорудил златые врата с вырезанной на них молитвой. Самоотверженная архипастырская деятельность святителя Василия была отмечена современником - летописцем так: " Дай ему, Господи, жить много лет на сем свете и на том поставь его одесную Себя, - он много потрудился для Церкви Твоей. " Особенно ярко проявилась любовь святителя к пастве, когда по просьбе псковичей он без боязни прибыл в их город во время эпидемии моровой язвы. Святитель Василий совершил божественную службу в трех церквах, обошел с крестным ходом город, ободрил и утешил упавших духом жителей, но сам, на обратном пути в Новгород, заболел и скончался 3 июля 1352 года. Мощи его покоятся в Новгородском Софийском соборе. По Новгородской летописи, святитель Феогност, митрополит Киевский, в 1346 году пожаловал Василию крещатые ризы - достоинство, которого не имел прежде ни один из русских святителей. С именем святого архиепископа Василия связано сказание о белом клобуке, присланном владыке в дар от патриарха Константинопольского Филофея. По преданию, этот клобук был возложен святым равноапостольным Константином на святого Сильвестра, папу Римского. Белый клобук святого Василия стал символом преемственного перехода духовного средоточия Православия из Рима древнего - через Новый Рим, Царьград - в Третий Рим, Москву. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Василий Калика, Новгородский, свт. " .

http://pravicon.com/info-1932

Глазуново, урочище. Церковь Спаса Преображения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1776. Ссылки:   Адрес: Костромская область, Чухломский район, Спас-Глазуново, урочище Координаты: 58.674599, 42.625067 Проезд:Дорога Галич-Чухлома, правый поворот, не доезжая 10 км до Чухломы Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Преображенская с. Глазуново (Спас-Глазуново) зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1776 г. тщанием г. Головина с прихожанами. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. Престолов 2: а) в честь Преображения Господня и б) Рождества Пресвятой Богородицы. Расстояние от Костромы 160 в., от Чухломы 10 в. Ближайшие церкви: Преображенская с. Серапихи в 6 в., Рождество-Богородицкая с. Михайловского в 7 в. и Воскресенская с. Глазунова в 8 в. Сохранилась только колокольня церкви. В XVII в. село входило в состав Чухломской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь " Преображение Спасова да церковь Рождество Пречистые Богородицы на погосте в Глазуновской волости " . В марте 1707 г. " староста Яков Семенов с прихожаны в поданном в патр. каз. приказ прошении писал: " Чухломской осады Глазуновской волости приходская наша церковь Преображения Господня в прошлом 1706 г. ноября против 17 числа ночною порою изволением Божием сгорела, св. иконы и книги и ризы и сосуды церковные и всякая церковная утварь вся сгорела без остатку по тому учинилось ночною порою, а осталась ветхая церковь Рождества Богородицы весьма ветха, служить не возможно и нам прихожанам для моления прибегнуть стало не куда, свадеб венчать и младенцев крещать негде, а место скудное, приход малой и скудной, и просим повелеть нам на новую церковь лес готовить и построить вновь по прежнему - настоящую Преображения Господня, а Рождества Богородицы построить в приделе... " Осенью 1708 г. новопостроенная Преображенская церковь была освящена. Однако придельную церковь Рождества Богородицы освятили " за оскуднением прихода " лишь в 1719 г. http://old-churches.ru/ch_022.htm Церковь Спаса Преображения сломана в начале 1960-х гг., сохранилась только трёхъярусная колокольня, построенная в стиле классицизма.  Памятник градостроительства и архитектуры. Постановление главы администрации Костромской области «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» 598 от 30.12.1993 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=55920

Помимо миней образ П. как святого, облеченного в епископский сан, размещали в алтарной зоне храма, напр. на своде протесиса кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне (1539/40, зограф мон. Макарий; см. Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της Μνημεακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 301). В рус. иконописных подлинниках облик П. уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Патрикей сед, аки Власей, риза кресты кеноварь, исподь кеноварь с багром и с белилы, амфоръ празелень с белилы» (2-я четв. XVII в.; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 103). В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова описание П. (в крещатой ризе) соответствует варианту Софийского списка подлинника Новгородской редакции, но в него включены добавления с описанием сомучеников епископа - «триех пресвитеров»: «Акакий, подобием надсед, брадою и власы аки Богоотец Иоаким, ризы поповския и епитрахиль; Менандр, подобием рус, власы с ушей кратки, брада аки Богословля покороче, ризы святительския и епитрахиль; Полиен, подобием рус изчерна, власы с ушей долги по плечам распущены, брада невелика, ризы святительския и епитрахиль» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 348). Сведения Палехского подлинника использовал в своем труде, изданном в 1901 г., акад. В. Д. Фартусов; составитель предложил изображать П. с хартией с 2 вариантами текстов назидательного характера: «Всяк сию христианства святыню исповедуй, Истинному же и Единому всех Богу покланяйся, имать ум исполнен разумения Божиих тайн. Или: Премудрость мира сего, буйство есть у Бога. Писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 286). П. изображен, напр., на русских иконах на май из комплекта годовых миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ, см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 59) и нач. XVII в. (ЦАК МДА); в святцах работы граверов Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ ИЗО) и И. К. Любецкого (1730, РГБ ИЗО) (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 43-44. Кат. 33.9; С. 52. Кат. 35.8).

http://pravenc.ru/text/2579768.html

В наст. время существует единственная аргументированная версия датировки собора, принадлежащая Вл. В. Седову. Ближайшими аналогами трехглавия собора Е. м., по его мнению, являются соборы Клопского (1562-1569) и тихвинского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (кон. XVI в.) мон-рей, а также церковь в дер. Каменные Поляны (70-е гг. XVI в.). Сомкнутый свод на распалубках близок к конструкции сводов в зап. помещениях трапезных тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы (1581-1583) и Александрова Свирского (датируется Седовым 70-80-ми гг. XVI в.) монастырей. Трехапсидными были все 4- и 6-столпные новгородские храмы, построенные после 30-х гг. XVI в. Именно их вид воспроизводит объемная и фасадная композиция бесстолпного Ризоположенского собора Е. м. Разумеется, трехглавие и трехапсидность, «которые в XVI в. были столь же характерны для Новгорода, как и для Москвы, могли все же появиться и под влиянием суздальских памятников (и, прежде всего, трехглавого собора Покровского монастыря нач. XVI в.). При этом ни конструктивно, ни, тем более, декоративно Ризоположенский собор и эти памятники никак не соприкасаются» ( Седов. 2000. С. 190-191). Особенности же постановки малых глав над апсидами на взаимно опирающихся арках отмечаются исследователем как уникальные. К формам архитектуры Сев.-Вост. Руси Седов относит только колонки, разделяющие апсиды (оригинальная трактовка колонок московского Успенского собора), и фигуры зверей (навеяны львами из капителей порталов Рождественского собора в Суздале 1222-1225). Остальные декоративные формы - порталы собора, окна в арочных нишах, пояса 5-угольных ниш и двойных килевидных арочек - относятся, по его мнению, к новгородской школе XVI в. «По трактовке, утрированному и даже огрубленному характеру декоративных форм» (Там же. С. 193) Ризоположенский собор особенно близок все к тем же трапезным церквам тихвинского Успенского и Свирского монастырей. Подтверждением датировки служит и оригинальная система перекрытия - попытка интерпретации крещатого свода, получившего распространение в столичной архитектуре в 50-60-х гг. XVI в. Однако очевидно, что эти архитектурные формы не могли появиться в Суздале раньше, чем они сформировались в Москве и появились в Новгороде. В целом датировка 70-ми гг. XVI в. представляется убедительной; заказчиком в таком случае мог выступить еп. Суздальский Варлаам , управлявший епархией с 1570 по 1584 г. Впрочем, архитектурные сопоставления не исключают и более широкой датировки Ризоположенского собора - сер.- 2-й пол. XVI в., к-рая не противоречит содержанию обеих редакций Жития прп. Евфросинии XVI в. В этих текстах не сообщается о наличии или строительстве в Е. м. собора с придельной церковью.

http://pravenc.ru/text/187868.html

Ист.: BHG, N 276-277k; BHL, N 1370-1380; BHO, N 183; ActaSS. Febr. T. 1. P. 334-347; PG. Т. 116. P. 817-830 [passio]; SynCP. Col. 457, 458, 988; ЖСв. Февр. С. 211-221; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 328-336; Garitte G. La Passion de S. Irénarque de Sébasteé et la Passion de S. Blaise//AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 18-54; Tandari J. Hrvatoglagoljski ritual//Slovo. Zagreb, 1980. N 30; Gianelli C. , Graciotti S. Il Messale croato-raguseo (Neofiti 55) d. Biblioteca Apostolica Vaticana. Vat., 2003. Лит.: Skurla S. Sveti Vlaho: biskup i muenik od Sevasta, dubrovaki obranitelj. Dubrovnik, 1871; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII ст. М., 1885; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 66, 67; Janin. Églises et monastères. P. 64, 65; Janin R. Blaise (28)//DHGE. T. 9. Col. 69; LTK. Bd. 3. S. 525; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 83; Gordini G. D. Biagio//BiblSS. Vol. 3. P. 158-160; 160-165; 165-170; Топоров В. Н. Боги//Слав. древности: Этнолингвистич. слов. М., 1995. Т. 1. С. 210, 211; Толстой Н. И. Власий//Там же. С. 383, 384; Cavallaro R. S. Biagio tra folklore e mito. R., 1996. Л. А. Бугаевская, П. И. Жаворонков, А. А. Турилов Избранные святые. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ) Согласно Большаковскому иконописному подлиннику сводной редакции (XVIII в.), В. был «сед, брада по персям», сужающаяся книзу; изображался в крещатой фелони («ризы кресты обои равны, черныя и белыя»), светлом подризнике, в омофоре, с Евангелием в руках ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 72, 101). Образ этого святого в рус. иконописных подлинниках обладает архетипической характеристикой: описания др. святых уподоблены В. так же часто, как и образу свт. Николая, они касаются отдельных черт, гл. обр. бороды (напр., сщмч. Евсевий Самосатский - «брада Власиева» - Там же. С. 22; св. блгв. кн. Глеб Всеволодович - «брада доле Власиевы и поуже» - Там же. С. 113), возрастной характеристики (напр., сщмч. Корнут, еп. Никомидийский,- «сед, власы и стар, аки Власий», еп. Сисиний Кизический - «сед, аки Власий» - Там же. С. 29, 109), а также типологии образа святителя (напр., свт. Сильвестр в изображении «Воздвижения Креста» - Там же. С. 29) или старца (в т. ч. и в композициях на евангельские сюжеты, напр. «Зачатие св. Иоанна Предтечи»: «За Захариею стоят старцы близ его, един сед брадою, аки Власий, а другой, аки Никола...» - Там же. С. 32). Др. иконописный подлинник того же времени (Филимоновский) к описанию В. добавляет изображение свитка с надписью: «Господи, Боже мой, аще в скорбех или в напастех помянет имя мое, исполни комуждо прошения сердца его» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 269). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) предписано изображать В. следующим образом: «старец кудрявый с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 29); в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 11 февр. дано пояснение: «был усечен мечем» (Ч. 3. §§ 22).

http://pravenc.ru/text/155013.html

М. В. Печников Свт. Гавриил, архиеп. Новгородский. Гравюра. XIX в. В тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. о внешнем облике Г. сказано: «А образом надсед, брада Григория Богослова подоле, на концы 3 космачки извились, ризы кресты, испод разбел бакан, во амфоре, схима на плече ис под амфора вышла, а инде мантия» (БАН. Строг. 66. Л. 151 об.; день памяти не указан). Поясное изображение святого в парамане и архиерейской мантии, с непокрытой головой (вероятно, по аналогии с иконографией свт. Иоанна, архиеп. Новгородского) имеется на иконе «Новгородские святые» свящ. Георгия Алексеева (1726 г., ГИМ) - в верхнем ряду 2-я фигура справа, за свт. Моисеем , архиеп. Новгородским; также на прориси с иконы новгородских чудотворцев XVIII в.- в рост, в рясе и мантии, с окладистой бородой и волнистыми прядями на плечах, в 1-м ряду 3-м слева (тоже рядом со свт. Моисеем). В святительском облачении - в крещатой фелони, омофоре и клобуке, с Евангелием в руках - он представлен в 1-м ряду слева, между святителями Феоктистом и Евфимием Новгородскими, на иконе «Собор Новгородских святых» (XIX в., НГОМЗ); также на литографии 1890 г., изданной в Новгороде (помещена в кн.: Тихомиров. Т. 1. Вклейка),- Г. с непокрытой головой, указывает на раскрытую книгу. В составе Собора рус. святителей Г. изображен вместе со свт. Иоанном в одном из клейм иконы 2-й пол. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге), облачен в саккос, омофор и митру, у него длинная борода с проседью и волнистые волосы, в руках - Евангелие. Аналогичное изображение в группе святых XII в. на одной из композиций кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (живопись поновлена в 70-х гг. XX в.) в галерее рус. святых в почаевской Успенской лавре; во всех указанных произведениях поименован «Григорием». Лит.: Тихомиров П. И. , прот. Кафедра Новгородских святителей со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Моск. державе (в 1478 г.). Новгород, 1891. Т. 1; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399. 198; Т. 2. С. 88.

http://pravenc.ru/text/161235.html

На иконах до второй половины XVII века святой Николай называется Николою. – Интересно рассуждает протопопа Аввакума Петрова по поводу замены наименования святителя Николы – Николаем. «Не токмо святые книги изменили, – говорит протопоп Аввакум, перечисляя заблуждения никониан, но и ризы, и мирские обычаи, и вещи, и пословицы, и имена преложили: глаголют бо Христа Исуса – Иисусом, а Николу чудотворца – Николаем, той бо Николай при апостолах еретик бысть, а великий чудотворец Никола бысть при царе Константине. Еще же прилагати нарицают Иванна именем женским, пишущие без титла Анною... Малое бо се слово велику ересь содевает». Кирилл святой пишет: «Посмотри же, любимиче, на просодии, и на запятые, и точки 9 ... Толико суть стало с ними Никола чудотворец терпеть, а мы немощни: хотя бы одному кобелю голову ту назад рожею заворотил, да пускай бы по Москве той так и походил» 10 . В соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде на иконе св. Николая чудотворца Можайского, прекрасно исполненной царскими иконописцами XVII в., представлены след. «деяния»: Рождество св. Николы, его Крещение. Мать и отец приводят его к монаху учиться. Поставление святого в диаконы. Поставление св. Николы чудотворца во епископа. Св. Никола, совершающий литургию, Св. Никола избавил трёх мужей от темницы... Явился царю Константину во сне... Избавил беса из кладезя... Избавил трёх мужей от меча... Избавил беснующегося человека... Избавил раба Димитрия от потопа... Избавил Агрикова сына от сарацин. Преставление св. Николы чудотворца, и принесение мощей св. Николы чудотворца от Мира в Бари-Град. На иконе из церковно-археологического музея Общ. Люб. Дух. Просв. Св. Николай чудотворец представлен во весь рост, в крещатой фелони и омофоре, десница благословляющая, в шуйце Евангелие. Вверху, на облаках, – поясное изображение Спасителя, десницею благословляющего, в шуйце держащего Евангелие. В противоположной стороне – в круге, усеянном звездами, Богоматерь с омофором в обоих руках. – Венцы на Спасителе, Богоматери и Николае серебряные, с эмалью и драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010