Вдруг после акафиста Батюшка подходит к Святому углу, берет крест и говорит о. Никону: «Вот этот крест ты повезешь отцу Даниилу позолотить, это крест честнаго протоиерея отца Павла (из Гомеля); а этот ты тоже возьмешь, это крест отца Адриана». Я невольно подхожу и прошу креста не отдавать золотить, так как раз я не буду в Козельске, то кто же его привезет о. Адриану? Ничего не помогает, Батюшка говорит, что о. Адриан сам за ним приедет. В смущении и недоумении я прошу о. Никона переговорить с Батюшкой, объяснить ему, что не может же о. Адриан долго быть без наперсного креста, что же он будет делать? Носить свой иерейский? Ничего не помогает. Отец Никон уезжает. Батюшка затворяется у себя. Хозяева уезжают копать картошку; София Александровна рыдает на сеновале, мать Анастасия тоже расстроена. У меня состояние неважное: к о. Досифею Батюшка ехать не позволяет; креста домой не привезу, как же быть? Наконец беру свое переписывание и иду к Батюшке и прошу разрешение хоть пописать у него. Батюшка разрешает. Не долго пишу, приходит Батюшка, очень ласковый, кормит конфетами. Прошу выяснить, как мне быть с отъездом? Наконец он говорит: «В воскресенье уедешь в Козельск, будет случай, и это тебе не будет дорого стоить». Конечно, веришь Батюшке и успокаиваешься . В этот мой приезд Батюшка столько мне говорил в виде шуточек о различных случаях нашей жизни с о. Адрианом. Я сама ни разу ни о чем не вспоминала. Приходилось только подтверждать то, что говорил мне Батюшка. Батюшка вспоминал о том, что мне часто приходится беспокоиться о том, что о. Адриана долго нет, что он голодный, потом придет и приведет кого-нибудь с собой, а приготовлен только ему завтрак, «ну ты и сердишься». И вспомнилось мне, когда в постный день ждешь из церкви и есть один жареный карась, а пришло двое, что делать? Значит, надо давать только один чай? А там о. Адриану уходить надо. И смешно, смешно стало от воспоминания всего этого! Батюшка нравоучительно говорил, что нужно кормить о. Адриана, исполнять его капризы в смысле пищи, что у него слабый организм. Батюшка говорил: «Батюшка твой приходит домой всегда усталый, ему не до тебя. Я знаю, тебе трудно, много народу, суета, но, знаешь, я так рад, что ты вышла за него замуж, а не за кого-нибудь другого, право, я очень рад. Он находится в полном православии». От этих слов делается очень радостно. Вообще, вот удивительно, при Батюшке всегда так радостно, что не хочется ничего говорить и вспоминать неприятное. Верится, что все должно измениться. И вот так и выходит, не говоришь – Батюшка говорит сам, а после его рассказа уже все изменилось в воспоминаниях. Батюшка еще сказал: «Ты умница, что все бросила и приехала. А ведь отец Адриан теперь пользуется, что тебя нет, ему свободно, и он принимает, принимает без конца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

1. Кресты, находившиеся в историческом музее Архивной комиссии. В отчете о деятельности СУАК за 1888–89 годы сообщается о четырехконечных крестах: серебряном с украшением, 1 ¼ вершка в высоту и ширину; медном с украшением, 1 ¼ вершка в высоту и ширину; медном тельном без украшений, 1 1 / 5 в высоту и ¾ вершка в ширину (Труды СУАК, 1893, том IV, вып. 1). В 1911 году Адольф Андреевич Тилло передает Архивной комиссии свой дом для размещения в нем музея, а также коллекцию предметов старины, в числе которых крест из черного дуба с берегов Ганга, присланный иерусалимским патриархом, и несколько каменных крестов (Труды СУАК, 1911, вып. 27). 2. Кресты, найденные при раскопках в Саратовской губернии, а также в Рязани. При раскопках старого Увека, бывшего татарского поселения, между прочими вещами найден осколок русского медного наперсного креста, датируемого XIVbekoм (Труды СУАК, 1893, том IV, вып. 1) и осколок крестика со славянской надписью «оружие»; крест отнесен к временам Стеньки Разина (Труды СУАК, 1890, том II, вып. 2). В 1892 году в городе Камышине Саратовской губернии найдены медные и серебряные русские кресты XIII–XIV веков, а также каменные и перламутровые крестики и образки и два креста, которые носили поверх платья (Труды СУАК, 1913, вып. 30). В 1880 году на кладбище села Старославкино Петровского уезда были найдены медный восьмиконечный крест и серебряный четырехконечный с обломленным верхним украшением и двумя камешками – бирюзовым и рубиновым (Труды СУАК, 1903, вып. 23). В могильниках, разрытых А. В. Селивановым в Рязани на месте деревянного храма святых Бориса и Глеба, были найдены на одном из скелетов крест со шнуром, а также бронзовые кресты с эмалью (Труды СУАК, 1890, том II, вып. 1). Все предметы старины, найденные во время археологических раскопок, поступали в Музей Архивной комиссии. В отчете А. А. Гераклитова о XVapxeoлoruчeckoм съезде в Новгороде говорится о богатейшем выборе выставленных древностей, в том числе икон и крестов. Он замечает, что «кресты, во всем подобные находимым на Саратовском городище, по каталогу выставки отнесены к XII–XIIIbekaм» (Труды СУАК, 1912, вып. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Источники. ПГОИАХМЗ. Книга учёта драгметаллов 1937 года. 933 (описан как «крест подвесной»). 17. Крест подвесной Инв. 334. XIX век. Москва (?). Серебро; эмаль, живопись по эмали. 16.5×12.5 см. Поступил из Великих Лук. Описание. Крест четырёхконечный, с удлинённой вертикальной ветвью. Состоит из пяти эмалевых живописных дробниц, накреплённых на серебряную пластину в форме креста, с изображением Распятия с предстоящими поясными Богоматерью и Иоанном Богословом с молитвенно сложенными перед грудью руками в овальных медальонах; Саваофа – в оглавии (с треугольным нимбом и со Святым Духом) и главы Адама в подножии в круглых медальонах. Христос в терновом венце, с прободенными ранами, из которых струится кровь. Древо креста – с выявленной текстурой. В навершии – табличка с надписью: . Вверху кольцевое ушко. Гамма эмалей – светлая зелень с густо-розовым и серовато-лиловым. Источники. ПГОИАХМЗ. Книга учёта драгметаллов 1937 года. 526. О. А. Сухова Кресты-мощевики в собрании муромского музея Муромский историко-художественный музей является обладателем одного из интереснейших и своеобразных собраний древнерусского искусства Центральной России. Иконы, лицевое и орнаментальное шитьё, культовая деревянная скульптура, церковное серебро и меднолитая пластика представлены в обширной экспозиции «Древнерусское искусство из фондов музеи», открытой в 1989 году и постоянно пополняемой вновь приобретёнными и вернувшимися из реставрации экспонатами. Коллекции крестов-мощевиков представляет собой важную и значимую часть в составе древнерусского собрания музея. Муромские кресты с реликвиями в настоящее время ещё мало известны в научной и церковной среде. Самый «популярный» из них Виленский крест, который связывают с древнерусской повестью, был опубликован нами в 2003 году во второй книге Ставрографического сборника, где также есть ссылка на музейную коллекцию крестов-мощевиков. О некоторых из этих святынь встречаются краткие упоминании в дореволюционной литературе и в последних публикациях автора каталога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Сердечно порадовался я о том, что даровал Вам Господь иметь жребий или пайки в откупах, с каковою милостью Божиею Вас и поздравляю я, a о выгодах и барышах загадывать не должно; ибо в настоящем времени и то немалый барыш, когда помилует Бог от убытка. A посему и должно, по указанию Ивана Яковлевича, молитвенно прибегать к Смоленской Божией Матери, ибо никто же притекаяй к Ней посрамлен бывает. A Иван Яковлевич урожденец Смоленский, и многократно испытывал на себе спасительное заступление Матери Божией, a потому и Вам указывает к Ней же прибегать. A между тем советую я Вам не слишком увлекаться в свидания и собеседования с Иваном Яковлевичем, который почти всегда говорит аллегорически, – двусмысленно, и всякого может ввести в затруднение разгадывать его слова, a посему вернее то слово, которое прямо без аллегории сообщается вопрошающему. Я в 1842 году и сам был y Ивана Яковлевича, впрочем, не по своему желанию, но по его приглашению чрез других. И когда я взошел в его комнату, он был в халате и колпаке, и за раз, снявши колпак под мышку, вежливо спросил: «что Вам угодно?» Я ответствую: «пришел к Вам попросить ваших святых молитв. – Он: какие святые тут молитвы? Здесь живут безумные: вы молитесь об них». И потом посадил меня на софу, и пел разные стихи, и много говорил, чего я не мог понять и наконец, взял ножницы и бумагу, и вырезал крест и подал мне, тем и кончилось свидание это наше. Из бумаги вырезанный крест не был ли указанием мне получить чрез два года наперсный крест, или знак продолжительной мне болезни? Но хотя и то и другое имею я, впрочем, не по указанию Ивана Яковлевича, но по благословению Божию. Дабы имея крест, не тщеславился, Господь послал неисцельную болезнь, которая не только смиряет меня, но и сокрушает. Давно не писавши к Вам, я теперь может быть много и лишнего написал, за что прошу простить мне великодушно. A в заключение сего я убогий калека всенижайше кланяюсь Вам, и всеусерднейше желаю Вам милости Божией, душевного мира, здравия и спасения, и на все Ваши добрые дела и благие намерения помощи Божией и благопоспешения. 3 октября 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-k-razn...

   Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста – знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-вызолоченными.    В начале XIX века священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.    Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: «Гдь, Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»); в концах широкой перекладины «IC, ХС» («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной – «Ника» (греч. – победа). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4:12). Лета 1896, мая 14 дня». Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части. Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников.    Кроме того, в XIX века протоиереям стали воздаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.     Панагия – отличительный нагрудный знак епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

В XVIII веке об этом прикладе упоминает сольвычегодский летописец Алексей Соскин: «на том же образе немалое число положено святых крестов и протчих привесов чеканных и резных, серебряных и обложенных из дерев и костей серебром, а иные и с жемчюги» 1389 . В XIX – начале XX века эти небольшие кресты вместе с другими вещами приклада хранились в ризнице Благовещенского собора 1390 . Среди них крест наперсный корсунский красной яшмы с серебряными золочёными накладками 1391 и нательный крест с резным изображением на кости великомученика Никиты, побивающего беса, в серебряной оправе (кат. 8). Этот четырёхконечный нательный крест с изображением великомученика Никиты, побивающего беса, можно датировать второй половиной XVI века. Такой крест имеет аналоги среди меднолитых нательных крестов XV–XVI веков 1392 . В отдельных случаях в описи указывались вкладчики подобных привесных крестов. Так, «инока» Евфросиния Несторовна Строганова 1393 к иконе Богоматери Одигитрии приложила «дна креста серебряные вольяшные (т. е. литые. – В. И.), с ручками; весом оба креста одинадцать алтын две деньги; а те кресты оба позолочены на обе стороны» 1394 . Большая часть рассмотренных нами крестов разных типов была создана в Сольвычегодске местными серебряниками, которые работали в мастерских Строгановых наряду с мастерами других специальностей. Скорее всего, серебряники и крестечники относились к дворовым «рукодельным» людям Строгановых, но могли и приглашаться из Москвы, Новгорода, Ярославля или других художественных центров для временной работы. В Сольвычегодске при своих хоромах Строгановы в 1570-е годы создали художественные мастерские – «иконные горницы» 1395 , где работали иконописцы 1396 , серебряники 1397 , крестечники 1398 и другие мастера. Здесь писались иконы, вырезались кресты и складни, создавались для них драгоценные оклады и другие предметы, необходимые для внутреннего убранства Благовещенского собора с многочисленными приделами, для Введенского и Коряжемского монастырей, а также для многочисленных отдалённых храмов в вотчинных землях Строгановых 1399 . Создание крестов и икон в драгоценных окладах было необходимо также для «поставления» их в хоромы среди домашних святынь. Такие художественные мастерские по производству икон и предметов церковной утвари были во дворе Никиты Григорьевича 1400 и, скорее всего, во дворе Максима Яковлевича Строгановых. Расцвет этих мастерских приходился на последнюю четверть XVI – первую четверть XVII века 1401 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Юлии в Брешии. И доселе в Брешии, в Публичной библиотеке Квириниан. Согласно древнему обычаю, этот крест четвероконечный, и притом все четыре конца равной величины, только книзу протянута небольшая рукоятка, чтобы брать крест в руки для процессий, или вставлять в отверстие (как крест запрестольный). По серебру позолоченный; украшен драгоценными камнями и античными камеями с мифологическими сюжетами. С передней стороны на перекрестии в медальоне довольно грубое изваяние Христа, с бородой, сидящего на престоле (вероятно, позднейшее). Но самое лучшее и, можно сказать – бесценное украшение этого креста составляет стеклянный медальон, вставленный на передней части у самой рукоятки, с изображениями в золоте и серебре трех фигур почти по пояс: это Галла Плацидия, Гонория и Валентиниан III, портреты, оживленные необыкновенной натуральностью и запечатленные индивидуальностью характеров; работа тщательная и с большим вкусом; техника не оставляет ничего лучшего желать, как в одеяниях, так и в лицах. Это замечательное произведение делал некоторый Грек Вуннерий, лепщик или гончар, как свидетельствует подпись вверху этих портретов на самом медальоне. По одинаковости изображений этот медальон состоит в сродстве с двумя половинками диптиха, в соборе в Монце, на которых также изящно изображены портреты Галлы Плацидии, Валентиниана III и Аэция или Бонифация. Для истории креста необходимо упомянуть о кресте Ватиканском, который согласно с древними мозаиками, украшен в верхней оконечности грудным изображением Христа, а, сверх того – такое же изображение помещено и внизу, как три упомянутые портрета в кресте Брешианском. Наперсные кресты и тельники были сначала так же четвероконечные и без изображения распятия, как свидетельствует один из самых древних, найденный в могиле в римской базилике Св. Лаврентия за городскими стенами. Кроме латинских надписей, на нем помещена и греческая «Еммануил». 5) Ковчежец для реликвий, в виде маленького саркофага, четверти в две длиной и в четверть вышиной, из слоновой кости, кругом украшенный отличными рельефами, V века.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Подризник – это несколько измененный стихарь, сделанный из тонкой светлой материи. Он символизирует чистоту души, а также тот хитон, в котором ходил по земле Спаситель. Епитрахиль – это тот же орарь, только сложенный вдвое (или священная одежда, образовавшаяся из диаконского ораря) так, чтобы, огибая шею, он спускался вниз. Символизирует благодать, данную священнику для совершения Таинств. Без епитрахили священник не может совершать службу. Пояс надевается поверх епитрахили и подризника. Символизирует Божественную силу, укрепляющую священников в их служении, а также напоминает то полотенце, которым Спаситель препоясался, когда умывал ноги ученикам на Тайной вечере. Поручи (такие же, как у диакона). Фелонь, или риза, – длинная широкая одежда без рукавов. Символизирует багряницу, которую воины надели на страдающего Спасителя; ленты, нашитые на ризе, символизируют кровь, которая текла по Его одеждам. Священник Священник, относящийся к «белому» духовенству, за заслуги может получить звание протоиерея. Старейший священник Патриаршего собора или его настоятель имеет звание протопресвитера. Священник, являющийся монахом, называется иеромонахом. Со временем он может стать игуменом, затем архимандритом. Иеромонах Существует система наград священнослужителей. Перечисляем в порядке повышения: набедренник, камилавка цветная, наперсный крест (из желтого металла), после наперсного креста дается звание протоиерея, палица, крест с украшениями, митра, право служения с открытыми Царскими вратами до «Херувимской песни» (обычно они закрываются после чтения Евангелия на Литургии оглашенных), право служения с открытыми Царскими вратами до «Отче наш», патриарший крест. Епископы – это высшая степень иерархии Церкви. Епископ обычно возглавляет вверенную ему область – епархию. Епископы обладают всей полнотой власти в Церкви. Только они имеют право рукополагать новых священнослужителей. Епископ Облачение епископа: епископ облачается во все одежды священника, с небольшими различиями. Риза у него заменяется саккосом, набедренник – палицей, а митру епископ носит увенчанную крестом. Кроме этого, добавляется панагия и омофор.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он поведал мне историю своего обращения. Однажды он решил зайти в православный храм, чтобы там подискутировать со священником. Священник был занят и сказал: — Знаете, у меня сейчас абсолютно нет свободного времени — надо срочно ехать на требы; но если уж Вам так нужно поговорить, то за время, пока я буду переоблачаться, мы, возможно, успеем пообщаться. Батюшка заходит в какую-то комнатку, начинает переоблачаться; сзади же стоит этот молодой баптист и расстреливает его пулеметными очередями евангельских цитат, якобы опровергающих Православие. Священник слушает молча, без всяких возражений, и вдруг, снимая с себя наперсный крест, он поворачивается к этому юноше, резко подносит крест к его лицу и говорит: — Целуй!.. Когда этот бывший баптист (нынешний православный священник) рассказал мне эту историю, он добавил: " Не знаю, чтО вдруг со мной произошло, но я без всяких споров поцеловал протянутый батюшкой крест и почувствовал себя как младенец, нашедший наконец титьку матери. Младенец успокаивается, ему ничего больше не надо. Так и я почувствовал, что этот храм — мой дом и здесь живет Истина, Которую я так долго и безуспешно искал. Мне никуда больше не надо идти — я нашел Ее! " . Так что бывают случаи абсолютно " некнижных " обращений (я думаю, что их даже большинство). Но я бы сравнил книгу с лекарством, лежащим на аптечной полке. Есть какое-то лекарство, которое не нужно всем, а кому-то даже и вредно, но если оно нужно и помогает хотя бы 0,1% людей, то такое лекарство должно быть в каждой аптеке (например, инсулин). Точно так же и в мире церковном — книги нужны не всем, но есть люди, которым они необходимы. Книга дает возможность избавиться от засилья газет и газетных сплетен. Книга дает возможность мыслить, в отличие, например, от телефильмов, когда поток информации с большой скоростью проносится мимо тебя, не давая возможности регулировать его скорость. Книга же дает возможность спокойно осмыслить какой-то эпизод, вызвавший недоумение или, наоборот, поразивший тебя. Вновь и вновь открывая нужную страницу, можно обдумать этот эпизод с разных сторон, подыскать аргументы " за " или " против " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1037...

“Вот сколько икон понавесили, — говорил один из них. — Моя мать давно выбросила из своей хаты все иконы! Хоть и старая уже”. Отец Феодор сказал на это: “Ну что же, остается ее только пожалеть, что она на старости лет потеряла разум”. В это время один из энкаведешников, как их тогда называли, перехватил сочувствующий взгляд молодых солдат, обращенный на отца Феодора, и с яростью закричал: “Ну, ты что тут пропагандой занимаешься, как смеешь еще разговаривать!”. Отец Феодор ответил: “Я не разговариваю, а отвечаю на то, что вы говорите”. Потом они стали обыскивать два ящика, находящихся внизу книжного шкафа. В одном из них у меня хранился в особом футляре драгоценный наперсный крест из черного дерева с довольно большим распятием из чистого золота. Он принадлежал другу моего брата, иеромонаху Косьме, о котором, если Бог даст, напишу особые воспоминания. Он был дважды выслан и после второй ссылки не вернулся 97 . Крест этот он отдал мне на хранение. Увидев крест, энкаведешник, ни слова не говоря, положил его в свой карман, затем протянул руку к серебряной дарохранительнице, стоящей на столике у окна рядом с кроватью отца Феодора. Заметив это, отец Феодор решительно сказал: “К этому вы не смеете прикасаться, это Святые Дары”. Он сказал это таким тоном, что уже протянутая рука невольно опустилась. Меня это даже поразило. Потом перешли в мою комнату и стали обыскивать стоящий в углу под образами высокий шкафчик. На верхней полке его они увидели мой маленький золотой крестик, который я не носила из-за оборвавшейся цепочки. К нему тоже была протянута рука для похищения, но я сурово сказала, что в этом шкафу все вещи принадлежат мне, и они прекратили обыск и расхищение. Потом отца Феодора вывели на веранду и стали обыскивать мой шкаф, стоящий в сенях. Я была уже настолько потрясена происходящим, что даже не смогла препятствовать этому, хотя несомненно имела на это право. Из шкафа вынули и забрали все фотографии, все письма отца Феодора из ссылки, иллюстрации, сделанные им там с натуры, фотокарточку Олега, когда он был еще студентом; две фотокарточки отца Косьмы, присланные им мне: одну из первой ссылки (за Архангельском) и другую, снятую перед самым его постригом. Одним словом, брали все, что мне было бесконечно дорого, а я все это видела и молчала, до того ли мне тогда было!

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010