Вопрос о награждении Иеромонаха Анатолия, состоящего ныне на службе в Сербской Скоплянской епархии, отложить до возвращения в Россию. 983 Случалось, что ходатайства о награждениях отклонялись по причине краткости междунаградного срока. 984 Иллюстрацией этого может служить решение, вынесенное 15(28) февраля на Отзыв Преосвященного Мелетия, епископа Забайкальского и Нерчинского, по вопросу о награждении протоиерея Константина Коронина палицей: В Виду недавнего награждения протоиерея Коронина золотым наперсным крестом, представление его о награждении палицею отложить до истечения междунаградного срока. О чем Преосвященному Мелетию, Епископу Забайкальскому и Нерчинскому, послать указ. 985 Нельзя не упомянуть о циркулярном указе Высшего Русского Церковного Управления за границей, от 30 декабря 1921 г. – 12 января 1922 г. за 143, предписывающем Управляющим русскими заграничными церквами и общинами и Управляющему военным и морским духовенством Русской армии: не представлять к награждению подведомственных священников и церковнослужителей ранее истечения 3 лет со времени получения им последней награды. 986 Духовенство награждалось правом ношения палицы, 987 саном протоиерея, 988 золотым наперсным крестом, 989 преподаванием благословения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей с выдачей грамоты. 990 Награждение от лица Архиерейского Синода также выражалось в преподании благословения Архиерейского Синода с выдачей установленной грамоты 991 или без выдачи таковой, 992 даровании права ношения палицы, 993 золотым наперсным крестом, 994 саном протоиерея, 995 монашествующих – саном игумена, 996 в преподании благословения Архиерейского Синода с выдачей Библии . 997 2(15) марта 1923 года было разрешено в качестве награды выдать из ризницы Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандричий крест Греческому Архимандриту Марку, за его безмездные пастырские труды по Елеонской Монашеской Женской Общине во время войны. 998 Миряне были удостаиваемы получения благословения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей с выдачей установленной грамоты 999 или получения благословения Архиерейского Синода с выдачей Библии . 1000 За что же награждали мирян? К примеру, «за особо усердную и полезную деятельность по устроению и украшению храма». 1001

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовные дети отца Варнавы пожелали ознаменовать сей юбилей каким-либо «знаком памяти». По человеческой слабости, им хотелось как-то так устроить, чтобы при батюшке всегда пребывало молитвенное о них напоминание. Надо заметить, намерение почти не исполнимое, поскольку все знали, что ничего из того, что дарили старцу, у него никогда не оставалось: любое подношение он тут же кому-нибудь передавал. Пока господа раздумывали, как в таком случае лучше поступить, начальница сергиевопосадского Дома призрения Е. С. Кроткова посоветовала поднести отцу Варнаве наперсный крест, «без которого он не ступает шага и который будет всегда и везде на нем». На том и порешили. Заказали ювелиру иноческий наперсный крест по древнему образцу, с византийским узором, еще более древнего вида – чеканную филигранную цепь. И всё это – из чистого золота. Во время чествования многие из присутствующих со своей стороны тоже пожелали поднести старцу дары любви и почтения – сребропозлащенные крест, Евангелие, Иверскую икону Пресвятой Богородицы, украшенный жемчугом и драгоценными камнями крест для жертвенника и, наконец, иерейский посох с рукоятью темного серебра и выгравированной на ней надписью. Такими «царскими» дарами батюшкины чада выражали свое пожелание, чтобы к их глубоко почитаемому старцу не прикасалось ничего поддельное, ненастоящее. Как сказал А. Н. Столпаков, «в этом нашем подношении ценны не злато и не труд художника, а ценна наша любовь к Вам, нашему дорогому отцу, батюшке и кормильцу сей обители, любовь всех Ваших духовных чад...». Слегка склонив голову, маститый старец выслушивал эти слова любви и, казалось, едва мирился со своим положением. Он принимал приветствие с искренним сознанием своего недостоинства, а потому не совсем охотно. Батюшка поклонился поднесенному кресту, несколько раз тихо произнес: «Спаси вас Господи...» Хор монахинь и священнослужители пропели старцу «многая лета». Отслужили молебен о здравии владык, иеромонаха Варнавы и участников подношения... В завершение торжеств глубоко растроганный батюшка обратился ко всем, кто почтил его своим присутствием. Среди прочего старец сказал: «Вы говорите, что я пятьдесят лет прожил в монашестве. Но какая в этом моя заслуга? Господь призвал меня... Он же подавал и подает мне силы в борьбе со страстями... А сам я – ничто! Вы говорите, что я назидал вас своим словом. Но я никогда ничего не говорил от себя, а всегда – из слова Божия и отеческих писаний... Я не нахожу и не имею у себя никаких заслуг, вижу одни немощи. Только ваша любовь, дети мои возлюбленные, не замечает или не хочет видеть этих моих немощей... Благодарю Царицу Небесную, благодарю и вас всех, мои дорогие братия и чада о Господе, за все, в чем сказалась ваша любовь ко мне, недостойному ни любви, ни почтения, ни этих подношений... Молитесь обо мне...».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

– Я же вам недавно принес, – удивился помощник. – Да, но пришел один человек, который только что освободился из тюрьмы. Я отдал ему одеяла, чтобы он их продал и купил еду для своей семьи. В другой раз о. Венедикт велел помощнику свернуть и отдать одной бедной женщине церковный ковер. – Батюшка, так мы же только что его купили, не успели даже нарадоваться! Да и холодно, ты же простудишься в алтаре. О. Венедикт был непоколебим: – Возьми, дитя мое, – сказал он женщине, вручая ей ковер. – Продай его и заплати долги твоей дочери-студентки. Крест вместо креста Среди подопечных о. Венедикта были, среди прочих, восемь студентов, за которых он вносил плату за учебу. Сумму ему передавали благодетели, однако в какой-то момент о. Венедикту стало неудобно причинять им неудобство. Надо было найти сумму в 12 тысяч драхм. Удалось собрать почти всю сумму, но не хватало полторы тысячи драхм платы за одного студента. Не зная, откуда добыть не хватающую сумму, о. Венедикт собрался продать свой единственный наперсный крест! Его помощник возмутился: – Если продашь крест, то я уйду от тебя! Пусть некоторые останутся без образования, мы же не в ответе за то, чтоб все дети мира получили образование! Но о. Венедикт все же тайком продал крест. Помощник заметил отсутствие креста лишь тогда, когда две недели подряд о. Венедикт произносил проповеди без наперсного креста. – Отче, а где крест? – спросил помощник. – Он нашел свое место, чадо мое, не беспокойся. Слова Божьи можно произнести и без креста. Я отдал старый крест, а Христос прислал мне новый Через несколько дней о. Венедикт заболел гриппом. Когда помощник пришел его навестить, батюшка отдал ему извещение о почтовой посылке. Помощник принес с почты небольшую коробку. Когда его открыли, увидели шкатулку с совершенно новым архиерейским наперсным крестом! Оказалось, что его прислал митрополит Триккский и Стагонский Дорофей. Он незадолго до этого попал в автомобильную аварию, и единственным знакомым священнослужителем, который послал ему телеграмму, беспокоясь о его состоянии, оказался о. Венедикт. Другие даже словечка не написали митрополиту, спасшемуся от верной гибели! В знак глубокой благодарности владыка и прислал в дар любвеобильному о. Венедикту архиерейский крест.

http://pravoslavie.ru/118838.html

15) Митра. Латинская митра отличается от Греческой во 1-х, тем, что оканчивается вверху двумя остроконечиями, знаменующими Ветхий и Новый Завет ; во 2-х тем, что сзади её висят две повязки (fanones). Митру носят не только Епископы, но и аббаты и даже канонники. Жаловать митрою не имеющих Епископского сана имеет право один Папа. Западные Епископы употребляют при Богослужении две митры, которые и стоят на перилах па двух подставах. У Папы три митры одна вся белая, для простых дней; другая, вышитая золотом наверху (in titulo sine circulo), для заседания в Консистории, – третья, вышитая золотом сверху и вокруг (in titulo et in circulo), для важных церемоний. Сверх сего, Папа имеет тиару. Это митра, украшенная тремя коронами из драгоценных камней и поверх их крестом. Она имеет три короны 32 в ознаменование трёх царств: духовного, светского и небесного, которых ключи присвояет себе власть папская 33 . Митру Папа носит всегда и везде, а тиару только в торжественных случаях. 16) Наперсный крест. На западе наперсный крест носят только Епископы, аббаты, члены монашеских орденов и канонники. Крест носится не на цепочке, а на шёлковом шнурке, который сзади оканчивается кистью. 17) Перчатки (Manicae, chirotecae). Епископы и аббаты, имеющие митру, начинают литургию в белых перчатках с золотым шитьём. При некоторых торжествах надевают перчатки и другие священнослужители, особенно во время процессий. С ними сообразуются и миряне, которые несут балдахин, мощи или статую какого-нибудь святого. 18) Перстень. Епископы, аббаты и настоятели приходских церквей носят перстни при Богослужении (а доктора университета, канонники и соборные священники вне Богослужения). Перстень Епископский должен быть золотой с каким-нибудь драгоценным камнем, без всякого изображения на нём; у Кардиналов перстни украшаются сапфиром, под которым на эмали изображается герб того Папы, который пожаловал кардинальское достоинство 34 . Папа, кроме повседневного перстня, имеет ещё особенный (pontificale), который он носит при великих церемониях; на его драгоценном камне вырезывается изображение Спасителя или Богоматери 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Описание. Крест-мощевик семиконечный, золотой, с заострённым нижним концом. На лицевой стороне чеканное Распятие и сплошной сканый орнамент мелких кружков и спирально-загибающихся завитков. На боковых, гладких, частях креста восемь жемчужин на спнях. На оборотной стороне креста накладная пластинка с резной надписью: МОЩИ Оглавие серебряное, позолоченное, дутое, гранёное, с резным Нерукотворным образом и отверстием для цепи, соединено с крестом шарниром, закреплённым двумя жемчужинами на спнях. Сохранность. По краю – отверстия от утраченной обнизи жемчугом. Верхняя крышка креста неплотно прилегает и слегка отходит. Публикации. Постникова-Лосева М. М. Русская золотая и серебряная скань. М., Искусство, 1981. 42; каталог выставки «Россия. Православие. Культура». М., 2001. 93. 17. Крест-мощевик Инв. ГИМ 4725щ ОК 7268. XVI век. Россия. Серебро, жемчуг; скань, золочение, литьё. 6.8×3.0 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик семиконечный, серебряный, позолоченный, с заострённым нижним концом, с оглавием на шарнире. На лицевой стороне накладное Распятие. Фон сплошь покрыт сканым орнаментом мелких кружков. По концам креста четыре жемчужинки в гнёздах. В дутом оглавии зелёное стекло в гнезде. Боковые и оборотная стороны гладкие. Сохранность. Шарнир поломан. 18. Крест-мощевик Инв. ГИМ 3152щ ОР 7724. XVI век (стёкла XIX века). Россия. Серебро, стёкла; скань, золочение. 5.9×3.4 см Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик серебряный, позолоченный, семиконечный, на лицевой стороне сканый орнамент кружков и завитков, накладное Распятие и четыре цветных стекла в круглых гнёздах. Оборотная и боковые стороны креста – гладкие, позолоченные. Сохранность. Оглавие утрачено, позолота потёрта. 19. Крест-мощевик Инв. ГИМ 40280 ОК 7754. XVI век. Россия. Новгород. Серебро; эмаль, скань. 8.0×3.2 см. Описание. Крест-мощевик серебряный, пятиконечный, с расширенными верхним и нижним концами. На лицевой стороне – Распятие и сканый орнамент мелких кружков, на фоне которого два четырёхлепестковых цветка синей и зелёной эмали и четыре лепестка.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Указ. соч. СПб., 1877. С. 145). В этом случае буквы А и М могут быть расшифрованы как «архимандрит Мефодий», а наиболее вероятная дата создания креста – 1794 год. 18. Крест-мощевик наперсный Инв. М Р-958. Конец XVIII века. Россия. Серебро; чернь, гравировка, золочение. 4.7×3.8 см. Поступил в 1930-е годы из Государственного музейного фонда. Описание. Крест четырёхконечный, золочёный, на лицевой стороне с черневым Распятием на гравированном фоне. На оборотной стороне в четыре строки выгравирована надпись: ЧАСТЬ/IOAHA КРЕСТИТЕЛЯ/ЧАСТЬ ПОНТЕМИМ/АНА (так!). На нижнем конце выгравирована корзиночка с цветком и двумя листьями на стебле. Створки креста скреплены шарниром на верхнем конце, на внутренней стороне нижней створки имеется трёхчастный ложемент для мощей (пустой). Около шарнира кольцо для подвески. Атрибуция. Особенности написания букв и классицистический мотив цветка в корзине позволяют датировать крест концом XVIII века. Примитивный характер черневого изображения позволяет предположить авторство провинциального мастера, который был неграмотен, так как не смог правильно скопировать имя Пантелеимона. 19. Крест-мощевик наперсный с цепочкой Инв. МР-959/1–2. Конец XVIII века. Россия. Серебро; чеканка, гравировка, золочение. 111×7.7×1.0 см (без рельефа). Поступил в 1920-е – 1930-е годы, источник поступления неизвестен. Описание. Крост шестиконечный, серебряный, золочёный. Но лицевой стороне высокорельефное Распятие на канфаренном фоне. На гладкой оборотной стороне выгравированы в 13 строк надписи о вложенных мощах: ДРЕВО/КРЕСТ=/ГСДНЯ/СВ. –/СВ=ПАФНУТИЯ=БОРОВСКАГО=СВ-/св=МУЧЕН=ФЙДОСИЙ –/СВ=ЛАЗА/РЯ=ЧЕТ/ВЕРО=/ДНЕВ=/НАГО. Боковые стенки креста гладкие. На верхнем конце небольшой винт с петлёй, в которую продета серебряная цепочка из мелких овальных звеньев. Атрибуция. Датировка креста обусловлена стилистикой исполнения и особенностями написания букв. Скорое всего, он выполнен провинциальным серебряником, хотя нельзя исключить роботу московского мастера, поскольку характерных атрибуционных признаков крест не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Золотой наперсный крест. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих – набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет. Наперсный крест надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы. Сан протоиерея, сан игумена (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане. Палица («епигонатий» от греч. πγοντον – наколенник) – плат ромбовидной формы, который подвешивается на ленте за остроугольный конец. Первоначально являлась частью архиерейского облачения. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих – игумена). Палица навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник – слева. Крест с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей; надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы. Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Митра, напоминающая царскую корону, была воспринята иерархией Византийской Церкви из императорского обихода, она употребляется только при богослужении архиереями, а также архимандритами, на которых митра возлагается при возведении в сан. Архимандричья митра, в отличие от архиерейской, не имеет венчающего ее креста (за исключением начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, который, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной Миссии носит митру с крестом). Заслуженные протоиереи, награжденные митрой, именуются «митрофорными». Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами (что является особенностью архиерейского служения). При этом сначала предоставляется право служения с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (это награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой), а затем – до «Отче наш» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Публикации. Каталог выставки «Großmächtiges Nowgorod: Meisterwerke der Ikonenmalerei und die Kirche auf dem Wolotowo-Feld». Frankfurt am Main. 2003. Kat. 80. 24. Крест-мощевик Инв. ГИМ 23316 OK 7737. XVI век. Россия. Новгород. Серебро; литьё, скань. 7.0×5.7 см. Описание. Крест-мощевик серебряный, четырёхконечный, фигурной формы, с заострёнными концами. На лицевой стороне литое Распятие на фоне, сплошь покрытом мелкими скаными кружками. Оборотная сторона гладкая. Сохранность. Оглавие утрачено. Помят, общая деформация, сильные повреждения левого конца креста. Множественные царапины, вмятины. Публикации. Каталог выставки «Großmächtiges Nowgorod: Meisterwerke der Ikonenmalerei und die Kirche auf dem Wolotowo-Feld». Frankfurt am Main. 2003. Kat. 73. 25. Крест-мощевик Инв. ГИМ 3150щ ОК 7201. Конец XVI – начало XVII века. Россия. Серебро: чеканка, золочение, скань. 6.3×3.0 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик восьмиконечный, серебряный, с оглавием на шарнире, позолоченный. На лицевой стороне чеканное Распятие и сканый орнамент из крупных спирально-загибающихся завитков и мелких кружочков. Оглавие дутое, гранёное, гладкое, с отверстием для цепи. Нижний конец креста заострён в виде килевидной арочки. Сохранность. Вмятины на оборотной стороне креста. 26 Крест-мощевик Инв. ГИМ 3151щ ОК 7173. XVI–XVII века. Россия. Серебро, жемчуг; золочение, скань. 7.2×3.0 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик семиконечный, серебряный, позолоченный, с заострённым нижним концом и оглавием на шарнире. На лицевой стороне креста – накладное Распятие и четыре жемчужины в гнёздах по фону, сплошь покрытому орнаментом сканых завитков и мелких кружков. По боковым частям креста сканый орнамент. Оборотная сторона креста гладкая. Ушко дутое, гранёное, с отверстием для цепи, украшено жемчужиной в гнезде. Сохранность. Оборотная сторона креста слегка помята. 27. Крест-мощевик Инв. ГИМ 4748щ ОК 7084. Конец XVI века. Россия. Новгород. Серебро, альмандины, жемчуг, перламутр, басма; золочение, скань. 7.7×5.7 см.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Слез Сухов с коня… нагнулся к воде, пошарил, где мерцало, и вытащил... медный крест! И стало повеселей на душе: святой крест — добрый знак. Перекрестился на крест, поводья выпустил, а конь и не шелохнется, " как ласковый " . Смотрит Сухов на крест: видать, старинный, зеленью-чернотой скипелось, светлой царапиной мерцает — кто-то, должно, подковой оцарапал. Стал крест разглядывать. Помене четверти, с ушком — наперсный; накось — ясный рубец, и погнуто в этом месте: секануло, может, татарской саблей [по каким-то своим приметам Сухов определял, что было это на самом Куликовом поле]. И тут в мысли ему пришло: барину переслать бы, редкости тоже собирал, с барышней копал... она и образа пишет,— какая бы им радость! …Барин из Тулы выехал, бросил свою усадьбу и отъехал в Сергиев Посад: там потише. А теперь везде одинаково: Лавру прикончили, монахов разогнали, а мощи Преподобного... Гос-поди!.. в музей поставили, под стекло, глумиться. Смотрел Сухов на темный крест, и стало ему горько, комом подступило к горлу. И тут, на пустынном поле, в холодном дожде и неуюте, в острой боли ему представилось, что все погибло, и ни за что. " Обидой прожгло всего…— рассказывал он,— будто мне сердце прокололо, и стала во мне отчаянность: внуки малые, а то, кажется, взял бы да и... " Опомнился — надо домой спешить. Дождь перестал. Смотрит — с заката прочищает, багрово там. Про крест подумал: сунув крупу лучше, не потеряется. " Гляжу — человек подходит, посошком меряет. Обрадовался душе живой, стою у коня и жду, будто тот человек мне надобен " . По виду из духовных: в сермяжной ряске, лыковой кузовок у локтя, прикрыт дерюжкой; шлычок суконный, седая бородка, окладиком, ликом суховат, росту хорошего, не согбен, походка легкая, посошком меряет привычно, смотрит с приятностью. Возликовало сердце, " будто самого родного встретил " . Снял шапку, поклонился и радостно поприветствовал: " Здравствуйте, батюшка! " . Подойти под благословение воздержался: благодатного ли чину [ 2 ]? До слова помнил тот разговор со старцем — так называл его. Старец ласково " возгласил голосом приятным " : " Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Мир ти, чадо " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рис. 22. Распятие на бронзовом кресте из ГИМ (Москва); Рис. 23. Серебряный крест из Музея Бенаки (Афины); Рис. 24. Богоматерь Никопея на бронзовом кресте из ГИМ (Москва) Очень хорошая аналогия внутреннему кресту из Плиски – бронзовый крест из Исторического музея в Москве. М. Rosenberg связывает этот крест с памятниками восточно-христианского искусства и датирует его X веком 449 . Распятие, изображённое на его лицевой стороне, почти совершенно схоже с Распятием, изображённым на втором кресте из Плиски (рис. 22). Мы находим удивительное сходство с этой же сценой, изображённой на лицевой стороне серебряного наперсного креста из музея в Афинах (рис. 23). Сохранившийся нижний шарнир и пальметта перед ним аналогичны таким же из Плиски. Этот крест датирован VIII веком 450 , но А. Фролов предлагает отнести его к эпохе более или менее близкой к 1000 году 451 . Добавим к этим примерам также украшенный чернью крест из коллекции Е. Stathatos, на лицевой стороне которого также изображено Распятие, но отличающееся от уже изученной схемы. Он датирован временем после X века 452 . Распятие – это мотив, наиболее часто встречаемый на самых разных предметах византийской эмали ставротеках, крестах, книжных окладах, диптихах и триптихах. На некоторых из них, датированных IX–X веками. Христос изображён одетым в colobium, с головой, слегка склонённой к правому плечу 453 . На обороте некоторого числа крестов-энколпионов изображается обычно один из иконных типов Богоматери. Среди них самый распространённый – это Оранта, представленная одна или с четырьмя поясными евангелистами 454 . Богоматерь Никопея на обороте внутреннего креста из Плиски – это, наверное, миниатюрная реплика общераспространённого чудотворного образа. Никопея была палладиумом императорского двора в Византии и эмблемой триумфа её армий над врагами 455 . Этот тип относительно редок на предметах мелкой пластики и, точнее, на крестах. Близкая параллель к нашему памятнику – это бронзовый крест из Исторического музея в Москве (рис. 24). На его лицевой стороне, как мы уже указывали, изображено Распятие, а на обороте – Богоматерь Никопея с надписью: Н AГIA ΘЕО[ТОКОС] .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010