— Жесткие санитарные ограничения в отношении Церкви в прошлом предпринимались неоднократно, просто о них почему-то предпочитают не вспоминать. Например, Григорий Орлов (полномочный посланник Екатерины II по борьбе с чумой в Москве — Ред. ), успешно противостоявший по высочайшему указу чумной эпидемии в Москве, закрывал церкви — причем на неопределенный срок, до полного истребления заразы. Не разрешались во время продолжительных карантинов (как, например, в эпидемию холеры 1830 г.) крестные ходы. Новый опасный коронавирус, из-за которого объявлена пандемия, заставил вспомнить те времена. Безусловно, карантинные меры затронули церковную жизнь, ограничив возможность проведения богослужений при участии большого количества прихожан. Среди них, и это не секрет, множество пожилых людей из группы риска. Тем не менее молитва в Церкви не остановилась — наоборот, усилилась. Наверно, многие почувствовали справедливость тезиса о том, что в испытаниях нас посещает Господь. Даже в режиме самоизоляции духовно мы стали ближе друг другу. Многие, находясь на грани отчаяния, почувствовали любовь Божию, изливаемую на нас через окружающих. Как известно, свободное посещение храмов в уходящем году ограничивалось только на территориях, где эпидемическая ситуация вызывала опасения. Так, в Омской области весной ситуация по заболеваемости, слава Богу, была не столь опасной, и в храмы моей епархии могли попасть все кто хотел (действовали только ограничения по наполняемости). И на Пасху у нас свободно молились в храмах все желающие, и крестные ходы состоялись. На приходах массовых вспышек заболевания не было. Среди духовенства нашей епархии коронавирусом явно переболело четверо, все в более-менее легкой форме. Но безусловно, инфекция очень опасна, расслабиться не позволяет. Иногда ловлю себя на ощущении, что передвигаюсь по полю боя и снаряды взрываются поодаль — то ближе, то дальше. Поэтому прихожанам не устаю напоминать: почувствовали недомогание сами или в семье заболел кто-то из близких, или у вас гостят приезжие — останьтесь лишний раз дома, не подвергайте собратьев дополнительной опасности. И прихожане, видя, как священнослужители соблюдают санитарные рекомендации, сами следуют им. Вообще замечаю, что спокойное, разумное отношение к ситуации самих священнослужителей положительно воздействует на прихожан, особенно на фоне нагнетаемых страстей и панических настроений.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5756563...

В пешем паломничестве к главной польской святыне примут участие молодежные группы из России 16 июля, 2013. Новостная служба Крестные ходы выйдут из Белостока, Сокулки, Семятичей, Гайновки, Бельска-Подляского, Яблычне и Варшавы. Все они отличаются продолжительностью и датой старта, их маршруты встречаются лишь на Грабарке. 16 июля, ПРАВМИР. В августе в Польше состоится пешее паломничество на святую гору Грабарку. В нем примут участие молодежные группы из Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Белоруссии, Украины, Казахстана и России. Крестные ходы выйдут из Белостока, Сокулки, Семятичей, Гайновки, Бельска-Подляского, Яблычне и Варшавы. Все они отличаются продолжительностью и датой старта, их маршруты встречаются лишь на Грабарке, — пишет Православие.ru Организатор мероприятия — Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата.  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посетивший гору Грабарку в 2012 году, подчеркнул особое его значение, отметил деятельную вовлеченность молодежи Польши и благословил принять активное участие православной молодежи разных стран в предстоящем пешем походе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 июня, 2018 15 марта, 2018 17 ноября, 2021 2 сентября, 2020 25 августа, 2019 10 июля, 2019 4 апреля, 2019 29 марта, 2019 14 января, 2019 27 июня, 2018 15 марта, 2018 17 ноября, 2021 2 сентября, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-peshem-palomnichestv...

2 .2 Приход учреждается совершеннолетними гражданами Российской Федерации, исповедующими православную веру. 2 .3 Государственная регистрация Прихода осуществляется на основании выданного Епархиальным архиереем письменного подтверждения о принадлежности Прихода Епархии. 2 .4 Устав Прихода утверждается Епархиальным архиереем и вступает в силу после государственной регистрации Прихода. III. Цели, задачи и формы деятельности прихода 3 .1 В целях и для достижения задач реализации гражданами права на совместное исповедание и распространение православной веры Приход осуществляет: –   богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, шествия, крестные ходы и церемонии в храмах, часовнях и других культовых зданиях и сооружениях, а также на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных для этих целей, в местах религиозного почитания (паломничества), в организациях, созданных Приходом и (или) иными религиозными организациями Русской Православной Церкви, на кладбищах и в иных местах прощания с усопшими, а также в жилых помещениях; –   богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, шествия, крестные ходы и церемонии вне территории культовых зданий и сооружений, мест религиозного почитания (паломничества) и иных мест, предоставленных для этих целей -в установленном законом порядке; –   богослужения, чинопоследования, таинства, обряды в лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях здравоохранения, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы- по согласованию с администрацией соответствующих учреждений и по просьбе находящихся в них граждан; –   богослужения, чинопоследования, таинства, обряды в воинских частях (с учетом требований воинских уставов) и на кораблях ; –   распространение православных религиозных убеждений непосредственно или через средства массовой информации, в том числе собственные; –   миссионерскую деятельность; –   благотворительную деятельность, деятельность в сфере социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пожилых граждан и инвалидов;

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tipo...

Политическая активность христианина: как приход порождает гражданское общество (+Видео) Бесценен вопрос превращения христианской активности в гражданское общество — но бесценен не манифестациями. Манифестации — это крестные ходы без упоминания Господа Иисуса. Как психоанализ — это исповедь без отпущения грехов, так демонстрация — это крестный ход без молитвы Богу. 3 апреля, 2013 Бесценен вопрос превращения христианской активности в гражданское общество — но бесценен не манифестациями. Манифестации — это крестные ходы без упоминания Господа Иисуса. Как психоанализ — это исповедь без отпущения грехов, так демонстрация — это крестный ход без молитвы Богу. Насколько позволительно, полезно, уместно христианину тревожиться о делах земного дома. Где здесь может быть грех, где здесь нет греха, а есть действительно позыв к правильным делам? Со страхом приступаю к этой теме… Чужие одежды Православное христианское мировоззрение отдает земным реальностям минимальное внимание. Мир прекрасный, но тленный — это понятно верующему человеку. Его нужно оставить. Закапывать в него все силы глупо, потому что он обречен на сожжение и преображение, на очистительный и исцеляющий огонь. Все это православному христианину интуитивно понятно. В отличие от кальвинистов и от позднейшего католицизма у нас нет пафоса изменения всей земной реальности. Между тем, современная жизнь все больше и больше нас будоражит в вопросах борьбы за  справедливость , в заявлении гражданских позиций и так далее. Здесь нужно совершить аналитический труд — отделить мух от котлет. Политические формы жизни, в которых мы сейчас существуем — это чужие одежки. Нужно понять, что православное мировоззрение, православная духовность на данный момент не дает нам никаких готовых форм социальной и политической жизни, в которых мы чувствуем себя комфортно. Все, что мы имеем — это second hand, в точном смысле слова. Как мы b second hand одеваемся, потому что он дешевле и иногда удобней, таки и в политике у нас тоже second hand — всякие там инаугурации, баллотирования, фракции, парламенты и так далее и тому подобное. Весь этот лексикон exim-poll-ob и прочих демократических процедур — это все чужие одежды. Мы не можем срастись с ними так, как срослись народы, их породившие.

http://pravmir.ru/politicheskaya-aktivno...

XIV. Речь пред началом молебна по случаю 4-ой годовщины Казанского общества хоругвеносцев 18 . О пользе, приносимой обществом хоругвеносцев Я очень был рад, когда узнал, что в Казани есть общество хоругвеносцев. Вполне сочувствуя процветанию общества, я вошел в члены оного и теперь считаю его своим. Главная цель общества хоругвеносцев служить благолепию крестных ходов. Об этих крестных ходах в древние времена христианства и речи не могло быть: тогда благочестивые христиане не могли открыто отправлять и служб церковных. Но когда православная вера восторжествовала над неверием и сделалась господствующей, крестные ходы являются выражением этого торжества. Крестные ходы нигде не совершаются столь часто и с такой торжественностью, как у нас в России. Какую величественность и благолепие придает крестное шествие нашим церковным торжествам! Несколько лет тому назад мне пришлось быть в Москве в октябре месяце и я был очевидцем редкого, можно сказать, торжества: совершался, в воспоминание изгнания французов из Москвы, крестный ход из кремлевских соборов вокруг всего Кремля. Какое неотразимое глубокое впечатление произвело на меня это торжественное благолепное шествие со святыми иконами и хоругвями, которые несли хоругвеносцы – члены известного всем московского общества хоругвеносцев, в особых присвоенных им костюмах! В недавнее время открыты общества хоругвеносцев в северной столице Петербурге и других городах России. Но Москва служит светочем православия и средоточием церковных торжеств. Казань во многом напоминает Москву; и здесь я вижу благочестивых граждан, сильно ревнующих о благолепии храмов Божиих и о крестных ходах. Это многолюдное собрание, которое я вижу здесь, ясно свидетельствует об этом благочестии граждан богоспасаемого града Казани. Казанское общество хоругвеносцев имеет своей целью служить, как я сказал, устроению благолепия крестных ходов, совершаемых у нас в Казани, заботиться об устройстве новых хоругвей, а с умножением средств и о благолепии храмов Божиих. Цель эта святая и нельзя не сочувствовать и не содействовать ее осуществлению. От души желаю, чтобы Казанское общество хоругвеносцев развивалось и утверждалось, и я всегда буду оказывать нужное содействие его процветанию. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Нередко видел я живописное изображение этого страдания и никогда не проходил без слез мимо этого зрелища – так живо представляет взору искусство эту историю. Исаак лежит перед отцом у самого жертвенника, припав на колено с руками, загнутыми назад. Отец же, став позади отрока на согнутое колено и левой рукой отведя к себе голову сына, наклоняется к лицу, жалобно смотрящему на него, а вооруженную ножом правую руку направляет, чтобы заклать сына, и острие ножа уже касается тела. Тогда приходит к нему глас свыше, останавливающий дело» (PG 46, 572). Григорий Нисский считает, что это был глас самого Сына Божия. Патристика толкует приведенный эпизод из жизни Авраама как символ жертвоприношения самого Бога, приносящего в жертву во искупление грехов человеческих Своего Сына Самому Себе, т. е. своеобразный прообраз будущей крестной смерти Иисуса Христа. У Григория Нисского , Авраам и Исаак тоже символизируют единодушие Отца и Сына в божественной мистерии Искупления, ибо и приводится-то этот эпизод в контексте чисто богословского доказательства полного ипостасного равенства Отца и Сына. Однако в самом приведенном тексте Григория обо всем этом символизме нет и речи, и автор как бы вообще не помнит о нем. Вся изысканная риторика Григория направлена здесь на психологический анализ буквального смысла библейского эпизода жертвоприношения. Он тонко подмечает художественные ходы достаточно лаконичного текста Св. Писания и развивает их в плане возможной: а) психологии переживаний самих героев эпизода; б) психологии восприятия текста и его поворотов слушателями, которую он подкрепляет и констатацией своей авторской позиции-переживания. При этом названные психологические ходы достаточно свободно переплетаются друг с другом в структуре Григориева изложения, образуя сложную эмоциональную ауру вокруг его текста. Уже начальными словами, обращенными Богом к Аврааму (а Бог не в первый раз приносит ему благие вести), подчеркивает Нисский богослов, в отце пробуждается надежда на некое высокое назначение его сына и как бы еще больше разжигается его природная любовь к нему. И вдруг – неожиданный резкий и сокрушительный удар по отцовским чувствам – повеление принести сына во всесожжение. Григорий искусно подчеркивает его силу и жестокость (с обыденной человеческой точки зрения) обращением в этом месте к самим своим слушателям, к их родительским чувствам. Он как бы переносит внутрь их сердец бурю чувств и переживаний, которая могла в этот момент возникнуть в душе Авраама, будь он менее преданным Богу, чем был; будь он подобен тем прихожанам – обычным людям, к которым обращена его речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти крестные ходы второго и третьего рода совершались по тому же самому чину, как и ходы из местных московских соборов в кафедральный Успенский, и все сопровождались церковным звоном (Стоглав. Гл. 35). В церковном пении нашем произошла значительная перемена. В первые четыре века нашей Церкви у нас пели «на речь», то есть произносили при пении слова священных песней точно так же, как они произносились в речи, в разговоре и как писались: то был период праворечия, или истинноречия, в нашем церковном пении. С пятнадцатого века и особенно с половины его у нас настал период раздельноречия, или растяжноречия, в церковном пении, начали петь слова не так, как они произносились в речи и писались, а с изменением в них полугласных букв на гласные, иногда с прибавкою гласных, иногда даже с отнятием согласных; например, слова песни: «Съгрешихом, беззаконовахом... пред Тобою... но не предажь нас до конца» – начали петь: «Согрешихомо и беззаконновахомо передо Тобою, но не предамже насо до конеца». Такое растяжноречие в церковном пении входило постепенно, и в нотных книгах 1-й половины XV в. оно встречается еще весьма редко, лишь в немногих словах. Но со 2-й половины этого века оно стало усиливаться и распространяться более и более, и под конец 1476 г. новгородский летописец с изумлением заметил: «Той же зимы некоторые философове начаша пети: «Огосподи, помилуй», а друзеи: «Осподи, помилуй» (Собр. лет. 4. 130). В продолжение же XVI в. достигло высшей степени, так что некоторые слова при пении трудно было и понять; например, пели вместо «Спас» «Сопасо», вместо «изми» – «иземи», вместо «во мне» – «во моне». Нотные знаки и теперь оставались прежние, безлинейные, писались непосредственно над словами и слогами текста и назывались знаменами и крюками, но в начертании их совершилась перемена: их стали писать скорописью. Потом для удобнейшего понимания этих крюковых нот к концу XV в. начали прибавлять иногда пояснительные знаки на полях нотных рукописей, а во 2-й половине XVI в. при каждой крюковой ноте отдельно от нее начали писать киноварные подметные слова, или пометы, обозначавшие какую-либо перемену в степени или исполнении звука.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Главным источником для существования Седмиозерной пустыни служили и служат крестные ходы с чудотворным образом Божией Матери. – Батюшка сам бывал в этих ходах и на своих плечах испытал всю тяжесть их физическую и нравственную. Как духовник, знал и о том вреде, какой причиняют эти ходы молодым послушникам, вынужденным целые месяцы проводить в теснейшем соприкосновении с миром и притом с деньгами в руках. Искушений и соблазнов много, и не каждый мог стать выше их. Зная все это, Батюшка пришел к мысли – завести постепенно новые источники содержания обители и именно такие, от которых была бы и духовная польза для самой братии. Поэтому он обратил внимание на сельское хозяйство в широком смысле слова. Перестал отдавать землю за дешевую аренду, а начал обрабатывать ее своими средствами. На так называемой «череде» (в 7–8 верстах от пустыни) построил хутор, приобрел все усовершенствованные машины: плуги, бороны, сеялки, косилки, жатвенные машины и проч. Начал сеять разные травы для скота; завел добрых лошадей, обновил всю сбрую и выезды; построил обширный скотный двор, с улучшенной породой молочного скота, и на этом дворе – особый телятник (куда была проведена даже теплая вода). На скотном же дворе была устроена маслобойка с сепаратором, вырабатывалось прекрасное масло и с большим успехом сбывалось в городе. Для утилизации разных кухонных отбросов Батюшка завел породистых свиней, построил свинарник и довел это дело до большой доходности. Для надобностей кухни был устроен хороший огород – на месте, прежде представлявшем только гниющее болото, и овощный подвал. – От улучшения хозяйства получилось обилие удобрений, а в связи с этим явилась возможность получить и богатый урожай, сбором которого могла пропитаться вся братия в течение целого года. Для зерна была устроена зерносушилка – по собственному плану Батюшки, притом настолько удачно, что заимствовать устройство ее приезжали даже земские деятели. – Мельница водяная, приносившая прежде всего 200 р. аренды, в опытных руках Батюшки стала приносить монастырю более 800 р., так как он сам взялся за это дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Состоялось заседание Священного Синода УПЦ Москва, 12 ноября 2008 г. Во вторник 11 ноября в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Богослов.Ru . В начале заседания Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир сообщил членам Священного Синода о поездке делегации Украинской Православной Церкви 11-12 октября нынешнего года в Стамбул для участия в собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Присутствуя на этой встрече, Предстоятель Украинской Православной Церкви вручил всем Главам и представителям Поместных Православных Церквей свое обращение, в котором содержалась просьба поддержать усилия Украинской Православной Церкви по восстановлению церковного единства в Украине и выработать единую позицию в отношении путей преодоления существующих церковных разделений. Заслушав сообщение Блаженнейшего Митрополита Владимира, Священный Синод поддержал инициативы, высказанные в обращении Предстоятеля к главам Поместных Церквей, и высказал надежду, что «благодаря совместным конструктивным усилиям Поместных Православных Церквей и при их молитвенной поддержке инициатив Украинской Православной Церкви, церковные расколы в Украине будут преодолены». Синод принял несколько важных решений, продолживших инициативы декабрьского (2007 года) Собора епископов УПЦ по осуждению так называемого «политического православия». Священный Синод заслушал информацию Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана о порядке проведения Всеукраинских крестных ходов. Актуальность этого вопроса связана с многочисленными инициативами по организации подобных акций, которые не согласовывались со священноначалием УПЦ и порой проводились под политическими лозунгами. Священный Синод принял решение считать Всеукраинскими крестные ходы, «охватывающие территорию трех и более епархий и имеющих значение, актуальное в масштабах всей Украинской Православной Церкви». Всеукраинские крестные ходы отныне могут организовываться только по благословению Священного Синода УПЦ. Заявки на проведение таких ходов должны подаваться в Управление делами УПЦ не позднее, чем за месяц до начала проведения крестного хода. В заявке должна быть указана информация об организаторах и участниках хода, святынях, сопровождающих крестный ход, цель проведения мероприятия и источники его финансирования. После проведения Всеукраинских крестных ходов их организаторы должны представлять соответствующий отчет Управляющему делами УПЦ, который, в свою очередь, информирует об этом Священный Синод.

http://pravoslavie.ru/28235.html

Разделы портала «Азбука веры» 4 Апр 2023 Страна три года страдает от жары и засухи БАРСЕЛОНА. В Испании проходят массовые крестные ходы и моления о дожде, поскольку люди и посевы уже три года страдают от жары и засухи, сообщает  apnews. Фермер Хосеп Альтарриба (Josep Altarriba) с горечью смотрит на свои выжженные поля и говорит, что на его памяти еще не было такой масштабной и страшной  засухи  в Каталонии. Если в ближайшие две недели не пройдут дожди, по его словам, то не останется никаких шансов спасти урожай. Что тут можно сделать? Жители горного селения Эспаньола возлагают последнюю надежду на божественное вмешательство. В воскресенье 26 марта около 260 местных жителей вернулись к давно забытой традиции особой службы о ниспослании дождя и крестного хода с всеобщими горячими молитвами Пресвятой Богородице Владычице Хлябей Небесных о милости. Бредя по залитым безжалостным солнцем дорогам, верующие пронесли красочное изваяние Богородицы, снятое с ее привычного пьедестала в каменной церкви. Затем ее уложили на деревянные носилки, на подушку из зеленых ветвей и подняли высоко над головами, чтобы пронести с крестным ходом по деревне в сопровождении епископа и прихожан. «Это не обращение к магии, это акт надежды и веры в милость Господню», — сказал епископ Франческ Конеса (Francesc Conesa) в интервью агентству Associated Press. Три года угрожающе низких уровней осадков и высоких температур воздуха официально признаны  самой долгосрочной  засухой в истории Испании, как сообщило в этом месяце метеорологическое агентство страны. Прошлый год стал шестым по засушливости в Испании и самым жарким с 1961 года, когда был обновлен рекорд годовой жары и засухи. Каталония, расположенная в северо-восточной части страны, стала одним из наиболее пострадавших от засухи регионов. Агротуризм и фермерство являются основными источниками дохода для жителей горной Эспаньолы, расположенной в полутора часах езды к северу от Барселоны. Местный юрист и по совместительству пожарный Эдуард Перарнау (Eduard Perarnau) считает, что у народа осталась последняя надежда лишь на особую службу о ниспослании дождя. А тем временем правительство ввело режим экономии воды с нормированием ее расхода на полив сельскохозяйственных культур и деревьев. Уровни воды во всех трех  водохранилищах  этого региона давно упали до рекордно низких отметок, и ныне воды в них осталось не более трети от полной емкости. Близлежащее горное водохранилище Ла-Бельс опустело на 25%, а по его берегам на всем протяжении обнажились слои ила, в которых лишь кое-где сочатся тонкие струйки воды.

http://azbyka.ru/news/v-ispanii-prohodja...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010