С первых дней жизни детей следует осенять крестным знамением, а когда они чуть подрастут – приучать их самих креститься, прикладываться к иконам, тихо стоять при молитве перед едой и не мешать молиться взрослым в любых других случаях. У христианина должен быть навык начинать свой день крестным знамением и молитвой; некоторые священники советуют начинать и кончать свой день целованием нательного креста. В ребенке должно возрастать сознание бытия Божия, Его Всемогущества и Любви, и не только понимание необходимости молитвы как некоего долга, но и живая потребность в ней. Для этого необходимы воспитательные усилия родителей, их пример, их молитвы за ребенка. Первые молитвы ребенок учится повторять, как только овладевает речью: «Господи, помилуй», или «Господи, помоги нам», а также молитва о членах семьи: «Господи, сохрани папу, маму, бабушку, брата» и т.д.; «Благодарю Тебя, Господи, за добрый день, даруй мне спокойную ночь», и т.п. Затем следует вводить молитву «Отче наш», которую ребенок через некоторое время начинает перед едой читать вслух для всех. После «Отче наш» можно переходить к «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», «К Тебе, Владыко Человеколюбче...», постоянно увеличивая (но не обременительно) утреннее и вечернее правила. Из вечерних молитв в этом начальном ряду должна стоять молитва «Господи Боже наш, еже согреших во дни...». Для младенцев смысловой упор в ней следует делать на ее второй части: «Мирен сон и безмятежен даруй ми, Ангела Твоего хранителя посли...» Обычно детей рано приучают к Богородичным молитвам: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся...», к обращениям к своим святым. Многие наши повседневные молитвы непонятны детям; хорошо бы составлять краткие молитвы, специально предназначенные для детей. Молитвы должны идти от сознания и чувства, поэтому смысл их надо детям разъяснять. Впрочем, дети обладают удивительной способностью понимания сущности молитвы, хотя не умеют даже объяснить значение ее слов. В некоторых семьях дети любят утренние и вечерние правила петь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Здесь следует сказать о крестном знамении, благословении, поклонах и возношении рук, каждении, походке. Священнослужитель должен правильно, четко, с благоговением осенять себя крестным знамением. Осенив себя полным крестом, он должен совершать поклон, но не быстро и без махания головой и руками. Священнослужитель должен своим примером и словом учить молящихся верно креститься. Небрежное крестное знамение, неверно сложенные персты, двуперстие или «лапа» или махание сразу вызывают отталкивающее впечатление и свидетельствуют об отсутствии у крестящегося благоговения и страха Божия. Плохо, если священнослужитель, отрастив большую бороду, крестит только ее, не полагая, как положено, крестное знамение на плечи. Крещение рта при зевании – непонятная привычка, которую следует изживать. Важно и то, как священник благословляет подходящих под благословение и за богослужением. Небрежность, спешка, подставление своей руки для обязательного целования, тоже оставляют горький след в душе богомольца. Благословляя за богослужением, не нужно поднимать руку выше своей головы. Надо четко изображать крест правильно сложенными перстами и обязательно смотреть на того (на то), кого (что) ты благословляешь. Особенно внимательно, со страхом и великим трепетом надо осенять Святой Хлеб и Святую Чашу за Евхаристией, не по воздуху и издали, а над самим Святым Хлебом и Чашей. Спешка, небрежность здесь немыслимы! Это великий грех ! Благословлять народ надо не спеша, четко, завершая благословение неспешным поклоном. Благословляя Святым Крестом, нельзя махать им, опускать его вниз. Крест – великая святыня, и с сознанием его величия надо осенять им народ и давать прикладываться к нему. Размахивать при этом крестом недопустимо. При совершении таинств и треб также очень важно правильно выполнять осенение, благословение, кропление, помазывание, отирание и т.д. Все эти действия имеют высокий духовный смысл и производить их нужно с сознанием их значения, без спешки, истово, с произнесением положенных по чину слов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

С первых дней жизни детей следует осенять крестным знамением, а когда они чуть подрастут — приучать их самих креститься, прикладываться к иконам, тихо стоять при молитве перед едой и не мешать молиться взрослым в любых других случаях. У христианина должен быть навык начинать свой день крестным знамением и молитвой; некоторые священники советуют начинать и кончать свой день целованием нательного креста. В ребенке должно возрастать сознание бытия Божия, Его Всемогущества и Любви, и не только понимание необходимости молитвы как некоего долга, но и живая потребность в ней. Для этого необходимы воспитательные усилия родителей, их пример, их молитвы за ребенка. Первые молитвы ребенок учится повторять, как только овладевает речью: «Господи, помилуй», или «Господи, помоги нам», а также молитва о членах семьи: «Господи, сохрани папу, маму, бабушку, брата» и т. д.; «Благодарю Тебя, Господи, за добрый день, даруй мне спокойную ночь», и т. п. Затем следует вводить молитву «Отче наш», которую ребенок через некоторое время начинает перед едой читать вслух для всех. После «Отче наш» можно переходить к «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», «К Тебе, Владыко Человеколюбче…», постоянно увеличивая (но не обременительно) утреннее и вечернее правила. Из вечерних молитв в этом начальном ряду должна стоять молитва «Господи Боже наш, еже согреших во дни…». Для младенцев смысловой упор в ней следует делать на ее второй части: «мирен сон и безмятежен даруй ми, Ангела Твоего хранителя поли…» Обычно детей рано приучают к Богородичным молитвам: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…», к обращениям к своим святым. Многие наши повседневные молитвы непонятны детям; хорошо бы составлять краткие молитвы, специально предназначенные для детей. Молитвы должны идти от сознания и чувства, поэтому смысл их надо детям разъяснять. Впрочем, дети обладают удивительной способностью понимания сущности молитвы, хотя не умеют даже объяснить значение ее слов. В некоторых семьях дети любят утренние и вечерние правила петь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Далее, если сему утвержденному условию кончится десятилетний срок, то останется оно по-прежнему между нами с обеих сторон при целовании Креста: а напротив того за четыре недели объявить друг другу о пресечении мира, если не утвердится впред между нами новое дружество и согласие. И так сие согласие и дружество начнется с настоящего дня Св. Мартина и останется на следующие 10-ть лет между нами свято и ненарушимо. На сем свидетельствуем: Мы Зигфрид Мейстер Лифляндский, Гергард Вреде Ландмаршал, Вильгельм Комтур Ашераденский и Иоган Комтур Ашераденский за наш Лифляндский Орден и за нашу землю и за состоящих под нашею властию людей поцеловали Крест для сохранения всегдашнего мира и согласия свято и ненарушимо, наблюдая все правила написанные и заключающиеся в сем договоре, с таким условием, чтоб Градоначальник, который определен от имени Московского Княжеского Высочества Градоначальником во Пскове, и Бургграф или Посадник Псковской за всех Псковитян поцеловал бы также Крест, в знак того, что мир и дружество сохранено будет всегда ненарушимо, как показывает сие условие, и чтоб они нам опять прислали свое открытое письмо сообразно содержанию сего условия слово в слово без коварства. Для действительного и утвердительного свидетельства всего сего вышеписанного дела, подтвердили мы печатьми за наш Орден, за земли и людей, состоящих под нашим управлением, а именно: Зигфрид Мейстер и Гергард Вреде, Ландмаршал Лифляндский. Дано в нашем Замке в Риге по Рождестве Христове в лето 1400 и в 17-й год, в день Святаго Мартина, (ноября 10) Святого Епископа. IV. Из Польской Метрики при 3-м Департаменте Сената Книга записей 4. и проч. 86–105 Sub regno Cazimiri IV. 1447–1492 anno. Посольство Псковское 3 . Се урадиша Господие Князь Псковъский Василей Васильевич и вси Посадники Псковские и весь Господин Псков на Вече, послом ехать к честному Великому Королю Посадника Псковского Василя Люшкович, да Боярина своего Юрья Ивановича и повелехом им посольство правити честному Великому Королю, первое о обидах, што наши купцы Микифоръко купчина заехал у Луцкое торгом и Воевода Луцкий того Микифоръка всего ограбил товару много; и ты бы Господине, честный Король, тому делу управу дал по Крестному целованию; а Отчина Великих Князей тобе своему Господину Посадники Псковские и Степенники и старые Посадники и сынове Посадничи, и Бояре и Соцкие и Купцы и Житые люди и весь Псков челом бьет. А иное жалуемся тобе своему Господину, што по твоей Державе по городом Воеводы и мещане нашим Псковичом купцом с Немцы торговати не дадут; ино бы Господине, честный и Великий Король, твои Воеводы Наместничи нашим по твоим городом не бранили торговати с Немцы и со всяким гостем по мирному докончанью и по Крестному целованью, как и твоим Господине людем во Пскове и по городом торг со всяким гостем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

У нас, в Буэнос-Айресе, наблюдается практика при прощании с покойником родственников и друзей, которые, подходя к гробу или телу почившего для целования и прощания, крестят покойника своей рукой, довольно часто неумело и небрежно. Кроме этого, ещё сами себя осеняют крестным знамением, как к святой иконе или святым мощам. Эта практика является ничем иным, как продуктом измышления человеческого. По церковному уставу, обыкновенно родственники лобзают тело почившего своего родственника. Обыкновенно прикладываются к венчику на челе почившего и целуют иконку, лежащую на груди его. Но совершая это нигде не указано, что нужно крестить почившего и самим креститься. Мирянам не дано право благословлять, если крестящие покойника думают, что они его благословляют в вечную жизнь. Осеняет крестом почившего и кропит святой водой священник, которому дано право, как священнослужителю и духовному отцу. На вкоренившуюся практику осенения крестным знамением покойника мирянами должны обратить серьёзное внимание священники и разъяснять людям неуместность этой практики. Одеяние и звание усопших Почивших одевают в новые одежды, символизирующие этим своё новое одеяние нетления. Одевают сообразно званию и служению почившего. Они изображают, что по воскресении своём, человек должен будет дать отчёт Богу, как он исполнил свой долг в том звании, в которое был призван, ибо “вси оживут, кийждо в своём чину.” Итак, монаха одевают в монашеское одеяние, священника – в священническое, архиерея – в архиерейское, военного – в военную форму, мирянина – в мирскую одежду. Каждый из них восстанет на Суд в одеянии своего звания. Поэтому надо обращать серьёзное внимание на то, как и в чём погребать своих родных и друзей, потому что это не безразлично. В связи с этим одеянием и званием почившего, поминается он в молитвах Если он был в духовном сане, то говорят: раба Божия инока., или иерея, или архимандрита, или архиерея, или воина, или императора. Но по церковным законам не принято поминать с титулом мирским, например: князя, графа, боярина и т.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Кабацкий голова вполне зависел от воеводы; воеводе обыкновенно присылалась грамота из приказа Новой четверти, чтобы он велел выбрать к кабаку в верные головы и целовальники сколько человек пригоже, и взял по них выборы выборных людей (избирателей) за руками, привел их к государеву крестному целованью, и велел на Кружечный двор, на кабак вино курить целовальникам и уговорщикам, уговариваясь в приказе. А как верного (за присягою) голову и целовальников к государеву крестному целованию приведешь, и таможенные пошлины и кабацкие деньги учнут сбирать на государя, – и ты б о том отписал и выбор за руками и кабацкому всякому заводу роспись прислал к Москве в приказ. Пятую земскую выборную должность составляли целовальники, собственно выборные люди, целовавшие крест на занимаемую ими должность; это были помощники при губных и земских старостах и при таможенных и кабацких головах, вполне км подчиненные и исполнявшие их приказания, и в то же время подвергавшиеся личной ответственности вместе с своими старостами и головами в случае недобора или какой-нибудь неисправности. Они по Уложению, так же как головы или старосты, выбирались с посадов и с уездов с сох с подмогою сошных (платящих подать) людей; ибо должность целовальника отнимала его от своего дела и кроме хлопот ничего не доставляла, так что без мирской подмоги выборные люди не могли ее нести. Наконец, в-шестых, к выборным должностям принадлежали должности земских дьячков при Земских избах и таможнях, тюремных сторожей и палачей которые также выбирались из посадских и уездных сошных людей за мирскою подмогою и как служители были в подчинении у своих старост и голов. Все сии выборные должности, за исключением разве должности губного старосты, которая пользовалась достаточною самостоятельностию и почетом, считались тягостию для земщины, и жилецкие люди старались уклоняться от них как от самой тяжелой и убыточной земской повинности. Это была уже не прежняя земская служба с своим почетом и правами и при том на пользу земщины, а, напротив, та же царская служба, которую несли и служилые люди, только без тех выгод и почета, которые доставляла служба не по выбору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/s...

Между тем из Ярославля дали знать в Нижний, что Заруцкий прислал много козаков в Ярославль, а Просовецкий уже идет с войском, хотят захватить Ярославль и все поморские города, чтоб не дать соединиться нижегородской рати с ярославцами. Получив эту весть, Пожарский немедленно послал двоюродного брата своего, князя Дмитрия Петровича Лопату-Пожарского, и дьяка Семена Самсонова занять Ярославль до прихода Просовецкого, в чем они и успели. Вслед за Лопатою по тому же направлению двинулась и главная рать, казны нижегородской недостало ей на жалованье, и потому взяли деньги у купцов иногородних, торговавших в Нижнем, всего 5207 рублей, из которых 4116 р. было взято у строгановских прикащиков. В Балахне, Юрьеве Поволжском жители встретили войско с радостию, дали денег, проводили с честию. На Решме явился к Пожарскому Кирилла Чоглоков и подал грамоту от Трубецкого, Заруцкого и всего подмосковного войска; козаки писали, что они, преступя всемирное крестное целование – не выбирать государя без совета всей земли, целовали крест вору, который в Пскове, но теперь они сыскали, что во Пскове прямой вор, а не тот, что был в Тушине и в Калуге, отстали от него и целовали крест, что вперед им никакого вора не затевать, а быть с нижегородским ополчением в совете и соединении, против врагов стоять и Московское государство очищать. Пожарский и Минин не поверили козацкому раскаянию, у них было твердо положено не соединяться с козаками, однако, не желая преждевременно раздражать их, они отпустили Чоглокова с честию и велели сказать козакам, что нисколько их не опасаются и спешат к ним на помощь под Москву. Наконец в первых числах апреля ополчение достигло Ярославля, где получило грамоту от троицких властей: Дионисий, Авраамий Палицын, Сукин и Андрей Палицын уведомляли, что «2 марта злодей и богоотступник Иван Плещеев с товарищами по злому воровскому козачью заводу затеяли под Москвою в полках крестное целованье, целовали крест вору, который в Пскове называется царем Димитрием; боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, дворян, детей боярских, стрельцов и московских жилецких людей привели к кресту неволею: те целовали крест, боясь от козаков смертного убийства; теперь князь Дмитрий у этих воровских заводцев живет в великом утеснении и радеет соединиться с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Конечно, согласно учению, этот процесс освящения, т.е. сообщение святости от одного освященного предмета к другому должен сопровождаться молитвой – актом отнюдь не материальным, а духовным. Отношение к освящению как к духовному акту, совершающемуся в результате действий только механических, свойственно языческой магии и должно быть чуждо христианству, так как Христос учил нас Богу поклоняться «в духе и истине» ( Ин 4:24 ). К сожалению, этот завет Христов, хотя и сохраняется в церковном вероучении, на практике постоянно нарушается: освящение людей в таинствах, обрядовые действия, представляющие собой внешнее выражение актов освящения, хотя и сопровождаются произнесением установленных Церковью молитвословий, однако часто не затрагивают ума и сердца ни объектов таинства или обряда, ни субъекта (т.е. того, кто их совершает). Что касается совершаемых в православии обрядовых действий, через которые, при сопровождении их молитвенным обращением к Богу, происходит преподание благодатного освящения, то они весьма разнообразны. Наиболее употребительны поклоны, предваряемые обычно осенением себя крестным знамением. Очень часто вслед за поклоном («поясным» или «земным») следует лобызание (целование) иконы, креста или другого освященного предмета (например, священнослужители целуют край престола, кресты, нашитые на отдельных предметах облачения). К освящающему предмету (ко кресту, к иконе, чаше и др.) нередко прикасаются не губами, а лбом или какой-либо частью тела, особенно когда с ней связываются болезненные ощущения. В последнем случае почитание лица, изображенного на иконе, сочетается с молитвой об исцелении. В некоторых православных церквах молящиеся прикасаются кончиками пальцев сначала к иконе (или к другому объекту почитания), а потом ко лбу, как бы перенося на себя благодать, источаемую от иконы или другого ранее освященного, а теперь освящающего (сообщающего освящение) предмета. Широко практикуется помазание елеем, предварительно освященным осенением его крестным знамением (благословением) с произнесением соответствующей молитвы, что включается обычно в праздничную вечерню. Нередко елей для помазания берется из лампады, горящей перед праздничной или особо чтимой иконой, – считается, что само использование его в возженной перед святыней лампаде уже сообщает ему освящение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

сост. Т. Никитина Скачать epub pdf Правила благочестивого поведения в храме Святость храма требует к себе особого благоговейного отношения. Апостол Павел учит, что на молитвенных собраниях «всё да бывает благообразно и по чину». По дороге в храм повторяй молитву смиренного мытаря: Боже, милостив буди мне грешному ( Лк. 18:13 ), молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, или 50 псалом. Перед входом в храм сотвори три поясных поклона с крестным знамением, произнося мысленно: Боже, милостив буди мне грешному. Создавый мя Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя. Христианин всегда должен носить на себе нательный крест. Без креста православный христианин не может совершать церковные обряды, приступать к Таинствам. В храм следует приходить в чистой и приличной, несоблазнительной одежде, как требует того святость места. Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить в коротких или открытых платьях или в брюках, а также не следует красить губы, чтобы при целовании икон, чаши и креста не оставлять на них красных отпечатков. Женщины и девицы должны быть с покрытой головой ( 1Кор. 11:5 ). Входя в храм, следует не спеша перекреститься и сделать поясной поклон в сторону алтаря, говоря: «Боже, милостив буди мне грешному» или: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя». После этого можно купить свечи и поставить перед иконами как свою жертву Богу (прежде чем приложиться к иконе, принято положить пред нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования – третий поклон). Если пришли на Литургию, то можно подать записку с именами своих близких за здравие (о живых) и за упокой (об умерших) и взять просфору. Следует приходить в храм к началу богослужения. Если же по особо важным причинам опоздали, то надо стараться не помешать молитве других. Если входим в храм во время чтения Евангелия, пения Херувимской или во время Евхаристического канона литургии (от песни «Достойно и праведно есть» до песни «Достойно есть, яко во истину») или пения «Отче наш», то надо остановиться в притворе и лишь по окончании этих важнейших частей богослужения тихо идти на свободное место. Проходя против Царских врат, следует благоговейно перекреститься и поклониться в сторону престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но вовсе не с такою покорностию отвечали новгородцы Эверту Горну, когда тот настаивал на присяге королю, утверждая, что королевич Филипп отказался от новгородского престола: упомянув о договоре, заключенном между ними и Делагарди, новгородцы продолжали: «После этого утверждения честные обители и святые божии церкви от немецких ратных людей разорены и разграблены, святые иконы поруганы, расколоты и пожжены, многие мощи святых из гробов выметаны и поруганы, колокола из многих монастырей и церквей, городовой большой наряд и всякий вывезен в Свейское государство, и около Новгорода литовские люди, которые служат здесь королевскому величеству, уездных людей и крестьян жгут и мучат и насмерть побивают, на правеже от ваших приказных людей в налогах без сыску иные насмерть побиты, иные повесились и в воду пометались, иные изувечены и до сих пор лежат. А мы, всяких чинов люди Новгородского государства, по своему крестному целованию и утвержденным записям, во всем стояли крепко и вперед также стоять хотим за государя своего королевича непоколебимо и отдали на подмогу немецким людям все до последней деньги, оттого стали в конечной скудости и многие разбежались розно; а что для нашего греха государь наш королевич в Новгородское государство походу своего не пожаловал, не учинил, и в том воля его пресветлейшества, где он, великий государь наш, в своей отчине произволит быть, только мы, холопы его, по своему крестному целованию, его пресветлейшества держимся и служить хотим верно. Вы говорите, что нам от его королевского величества и от окрестных государей бессловесными и неблагодарными загосками (кукушками) слыть и гонимым быть: но мы утешаемся христовым словом: блаженни изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. И теперь нам мимо государя своего королевича и мимо прежней нашей записи вельможному королю и его наследникам свейским королям креста целовать нельзя и под свейскою короною быть не хотим; хотя бы и помереть пришлось за свое крестное целование, не хотим слыть крестопреступниками, а если над нами что и сделаете за прямое наше крестное целованье, в том нам судья общий наш содетель».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010