Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое), известен начиная с эпохи средневековья в политической, судебной и гражданской сферах в качестве клятвы (присяги). К. ц. было известно в Зап. Европе, в Византии, но наибольшее распространение получило в Др. Руси. Обряд целования святыни, в т. ч. креста, рассматривался как знак особого почитания и примирения; поцелуй в христ. традиции (в т. ч. литургической) всегда считался символом примирения и единения в Церкви. Средневек. Церковь осуждала использование любых клятв, основанием для чего служил прямой запрет Христа в Нагорной проповеди (Мф 5. 33-37). Соответствующие запреты содержало и каноническое право. В древнеслав. Кормчей 14 титулов, известной на Руси с XI в., правила Ап. 25, Халкид. 18, Трул. 93, Васил. 10, 64, 82 осуждают в принципе клятву и предусматривают для «клятвьников» наказания: для мирян - отлучение от Церкви до 10 лет (в разных правилах по этому поводу устанавливаются разные условия и сроки отлучения), для духовных лиц - в любом случае лишение сана ( Бенешевич. ДСК. 1906. Т. 1. Вып. 1. С. 66, 121, 198; 1907. Вып. 3. С. 474, 500, 506). 29-е прав. св. Василия Великого содержит рассуждение о том, как надо вразумлять клятвенников (Там же. Вып. 3. С. 487-488); в этом постановлении не просто осуждается клятва, но разъясняется, что ее принесение нельзя рассматривать как абсолютное обязательство, и поэтому нет ничего страшного в нарушении обещаний, если их выполнение потребует нарушения истинно важных нравственных принципов и законов. Убежденным противником принесения клятвы был также свт. Иоанн Златоуст , к-рый неоднократно высказывался на эту тему, в частности в толковании на указанное место Нагорной проповеди (его «Слово о клянущихся» на Руси входило с XII в. в четий сборник для мирян «Златоструй»). В древнерус. книжности запреты клятв присутствуют в ряде произведений церковно-учительной литературы. Напр., сразу 3 памятника, вошедшие в состав Изборника 1076 г. , содержат прямые осуждения клятвы: «Поучение св. Василия о житии», «Афанасиевы ответы» и «Премудрость Иисуса, сына Сирахова». В слове «О клятьве» в древнерус. сб. «Пчела» подобраны библейские и святоотеческие заповеди с осуждением клятвы в любой форме. Древнерус. поучения против клянущихся содержат и др. сборники - «Златоуст» , «Златоструй», «Измарагд» .

http://pravenc.ru/text/2459021.html

архимандрит Спиридон (Лукич) Сей труд архимандрита Спиридона (Лукича) появился как «Указания и примечания на руководство по Литургии» архимандрита (впоследствии архиепископа) Феодосия (Погорского), ректора Саратовской духовной семинарии. Данная книга была написана в качестве рецензии на учебное пособие, поэтому в некоторых главах сохранен стиль обращения рецензента к автору, а также сохранены некоторые элементы дореформенной орфографии и богослужебные славянизмы» – прим. изд. Содержание О жертвеннике Примечание об агнце Правильный способ резания О просфорах Молитва за всех христиан     §1 . При входе в алтарь открывается глава и входящими с крестным знамением целуется священное изображение на двери. §2 . По входе в алтарь совершается перед престолом три поклона с крестным знамением: два – до, а третий – после целования и целование святого креста и святого престола. В действующей практике всегда, когда священнослужители прикладываются к престолу или к иконе, они вначале крестятся дважды, потом прикладываются, и в заключение ещё раз крестятся. «Крестятся» – термин неясный и неточный. Крестное знамение – это одно, а поклон – другое, и оба могут быть вместе не связаны. Например, крестное знамение, как только осенение себя им, без всякого поклона, совершается: при осенении нас крестом иереем или архиереем (как на многолетии, на «Призри с небесе, Боже…»), при пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея, при словах «Христос, истинный Бог наш…» (на отпусте), при словах «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…», при словах «Спаси, Боже, люди Твоя…» и прочее. При целовании иконы, престола, креста совершаются два поклона (какие положено, поясной или земной), затем следует крестное знамение, предваряющее самое целование, после же целования – третий поклон. Только крестным знамением осеняют себя (однократным и без поклонов), входя первый раз за данною службою или данным пребыванием в храме, в алтаре, целуя священное изображение на двери алтаря, причём монашествующие снимают клобуки (не столько ради лобзания дверной иконы, сколько ради вхождения во Святое Святых). «…В алтарь входя, всегда прежде главу открыв, вниди…» («Известие учительное»), где и подобает пребывать только «откровенною главою» в знак особого благоговения. По узаконенному обычаю, это не распространяется на митру, которая истолковывается как украшение, а не как покровение главы; в чём, конечно, нельзя не видеть некоторой натяжки. Ещё Симеон Солунский вынужден был подыскивать оправдания для начавших входить в употребление митр, из чего видно, что это смущало верующих, видевших в этом нарушение апостольского предания. Но мы и митрами не удовольствовались: попы, со времён Императора Павла Первого, эту натяжку натянули и на свои, пожалованные им Их Величеством, камилавки…

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

73. Около 1452 г. Послания митрополита Ионы: I) вятским воеводам и всем Вятчанам, с убеждением их покориться великому князю, прекратить грабежи и разбои и возвратить полон; II) вятскому духовенству, с предписанием наставлять мирян в христианских обязанностях Из сборника графа А.С. Уварова 512 (прежде Царского 366), л. 318–323. Изданы были, по той же рукописи, в I-м томе Актов Исторических под 261. I. От Ионы, митрополита киевского и всея Руси, на Вятку и во всю вятскую землю, воеводам земским Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманам, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям, и всему нарицающемуся именем христианству тамошней земли. Не вемы убо, како вас нарещи: зоветесь именем христиане, а живете делающе злое, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованью, ни по божественному писанию православной истинной христианской веры: святую соборную апостольскую церковь русской митрополии обидите, и законы церковные старые разоряете, а зався своему господарю, великому князю, грубите и приставаете к его недругу, и издавна и с поганством соединяющеся, и с отлученным от Божьей церкви с князем Дмитрием с Шемякой, приходили есте многажды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич, а через крестное целование, целовав животворящий крест у князя у Дмитрия у Ивановича у Ряполовского, у Глеба у Семенова трижды крест целовав, у Олександра у Мякинина дважды крест целовав, на великого князя добро, да то крестное целование забыв, да зався изменяюще, и христианство губите, и с теми христианскими губителями и сами собою вотчину его воюете беспрестанно, христианство губите убийством и полопом и граблением, и церкви Божьей разоряете и грабите все церковные священные приходы, кузнь, и книги, и колокола, и все творите злые и богомерзкие дела, якоже поганые. И ныне ново, сими часы, воевала есте великого князя вотчину, Сысолу, и Вымь, и Вычегду, да людей есте православного христианства много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и в хоромы насаживая, мужей, старцев и малых деток, бесчисленно пожигали, а иным очи выжигали, а иных младенцев на кол сажая умертвляли, подобяся злочестивому губителю и христианам убийце Ироду; а полону есте взяли более полутора тысяч душ; да которой ныне себе держите, а иных в поганство продаете и в дары даете; да от того от своего злого дела не престанете, а своему господарю, великому князю, зався грубите, а челом ему за свою грубость не бьете.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче Тропарь праздника, глас 1-й Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4-й Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу. Волею — добровольно. Тезоименитому Твоему — носящему Твое имя. Жительству — обществу. Пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу — да имеем мы Твою помощь, как ограждение мира и знамя непобедимости. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия. Причиной установления этого праздника стало обретение царицей Еленой Креста, на котором был распят Христос. Содержание текстов обращает мысленный взор на Пасху – на крестные страдания, смерть и тридневное воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому некоторые песнопения очень напоминают песнопения служб Великой Пятницы. Еще одной особенностью содержания праздничной службы является большое количество ветхозаветных прообразов Креста, крестной смерти и воскресения Спасителя, и собранные воедино они объясняют и показывают направленность Ветхого Завета ко Христу, его прообразовательное значение. Первая существенная особенность утрени – Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. В воскресные дни после прочтения очередного отрывка из Евангелия о воскресении Христовом, совершается целование Евангелия, и обычно бывает елеопомазание. В праздник же Воздвижения совершается поклонение Кресту и целование его, поэтому Евангелие не выносят. Во время пения хором великого славословия, начинающего возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», предстоятель (первенствующий священник или епископ) выносит святой Крест перед Царскими вратами и ожидает окончания славословия. При этом он в полном облачении, как при совершении Литургии – ради особой торжественности службы и особого почитания Креста.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

«Объявляем мы, Великий Государь, вашему Архиерейству, что в прошлом 7106 году, праведным судом Божиим, Великаго Князя Феодора Иоанновича, Самодержца всея Руси не стало; оставив земное царство, отошел он в вечное блаженство, а на великих государствах Российскаго царства учинился Царем Борис, и по вражию действию, и по злым умышлениям, и по ненависти Польскаго и Литовскаго Короля Жигимонта и Панов Рады, чрез многое их Короля и Панов нарушение крестнаго целования, явился у нас некоторый вор чернец, еретик именем Гришка Отрепьев, бежавший в Литву из Московскаго государства, за свои богомерзкия и скаредныя дела. Свергнув с себя черное платье и обручение Ангельского образа, и дав на себя врагам рукописание, что если не исполнит их воли, то будет отлучен от Бога, он назвался Царевичем Димитрием Угличским, Великаго Государя нашего, блаженный памяти Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича всея Руси Самодержца, сыном, а Царевича Димитрия Угличскаго не стало, до того времени за тринадцать лет. Вражьим действием и умышлением и вспоможением Короля и Панов Рады, дошел он до царствующаго града Москвы, достиг царскаго престола и Государем Московским наименован; но служилые и всяких чинов люди съехались изо всех государств в царствующий град Москву, и соединясь единомышленно, обличили того вора и злой смерти его предали. По убийстве же его, избранием всяких чинов всего Российскаго государства, был поставлен Государем из бояр, из рода Суздальских Князей, Князь Василий Иоаннович Шуйский; но Жигимонт Король и Паны Рады, умыслили наше Московское государство раззорить больше прежняго, нарушив перемирие и преступив свое и послов своих крестное целование, которое учинили с Царем Василием; наслали они на Московское государство другаго вора, родом Жидовина, и назвали его Царевичем Димитрием, как будто это был тот же, что был на Москве и с Москвы бежал. Этот другой вор, собравшись с Польскими и Литовскими людьми, пришел под Москву и стоял табором, города и уезды воевал и к Москве приступал, а Король, вопреки крестнаго целования, взял город Смоленск и, умыслив с изменниками Московскаго государства, Михайлом Салтыковым и его советниками, которые изменили Царю Василию и уехали к Королю, писменно приказывал боярам и всяких чинов людям: будто он, жалеючи о Христианстве, пришел в Московское государство, чтобы его успокоить и кровь унять и быть бы на Московском государств сыну его, Королевичу Владиславу, в нашей православной вере Греческаго закона, и в вере его он поручается, и чтобы государскаго чина и поведения не изменять и никакого зла в Московском государств не делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

5) Пение всеми присутствующими в алтаре и храме, т.е. православные и католики, молитвы «Царю Небесный…» под управлением православного диакона. 6) Совершение православного молебна поочередно на русском и французском языках что, очевидно, делалось для большего молитвенного участия всех, собравшихся в костеле. 7) Русским Патриархом и французским кардиналом совместно и демонстративно совершается целование тернового венца Господа Иисуса Христа из рук католического священнослужителя. 8) Демонстрируются братские лобзания Православного Патриарха и католических священнослужителей, призванные свидетельствовать о «духовном единстве» православных и католиков. Очевидно, что эту же цель преследует и демонстративное совместное предстояние и восседание патриарха и кардинала. 9) Патриарх Алексий II благословляет с амвона всех собравшихся в соборе (в том числе и католиков-еретиков) крестным знамением и словами: «Да хранит и благословит Господь всех нас, на всех путях жизни нашей!» 10) Святейшим Патриархом с амвона католического костела делаются официальные заявления подобные этому: «мы христиане (т.е. очевидно присутствующие представители православия и католики-еретики) должны найти возможность совместно свидетельствовать о евангельской истине и непреходящих нравственных ценностях…». Каким образом можно свидетельствовать о «евангельской истине» совместно с еретиками, потерявшими эту истину? Особое возмущение православных верующих, видевших кадры молебна перед терновым венцом Спасителя, вызвало пренебрежительное отношение к иконе Владимирской Божией Матери, подаренной Патриархом Алексием II парижскому собору. Католики поставили православную икону на пол, и во время совершения молебна икона чуть ли не была попираема ногами, подходящих к престолу. Каноническое учение Православной Церкви однозначно свидетельствует о недопустимости совместных молитв с еретиками: 10-е Правило Святых Апостол: «Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богомольная грамота патриарха Гермогена о победе царских войск над болотниковцами на Восме. 9-10 июня 1607 г. Грамота издана: ААЭ. СПб., 1836. Т. 2. 74. Приводится по изданию: Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 256-259 Февральская попытка царя и патриарха с помощью вызванного из ссылки экс-патриарха Иова призвать народ к раскаянию за нарушение крестного целования государям и таким образом приостановить процесс перемены самодержцев не возымела успеха. Теперь Гермоген требовал от Василия Шуйского решительно подавить охвативший значительную часть страны «мятеж» вооруженной рукой. 21 мая 1607 г. начался царский поход на Тулу, к которой отступили главные силы повстанцев во главе с И. И. Болотниковым. Но боярский царь, по обыкновению, медлил, колебался и выжидал, не поспешая к основным силам армии, сосредоточенным в Серпухове. Лишь в первых числах июня патриарх Гермоген смог разослать по всей стране богомольную грамоту о выступлении царя Василия в ратный поход. Московский первосвященник явно подталкивал самодержца к более энергичным Не прошло и нескольких дней, как Гермоген получил сильный аргумент в пользу активизации карательных мер: видя нерешительность Василия Шуйского, повстанцы Болотникова и князя А. А. Телятевского перешли в наступление, но потерпели жестокое поражение от армии князя Андрея Васильевича Голицына на реке Восме, не доходя до Каширы (5—7 июня). Патриарх Гермоген немедленно оповестил об этом страну публикуемой ниже богомольной грамотой. Не мир, но меч нес московский первосвященник своей «соблазнившейся» пастве. Он еще упоминал о желании, чтобы противники в гражданской войне «обратились к познанию», но когда после взятия Тулы 10 октября 1607 г. Василий Шуйский прекратил военные действия и распустил уставшие войска, Гермоген резко осудил его за преждевременное «успокоение , говорил, что царя «уласкаху» «советницы . В речи к Василию Шуйскому патриарх требовал немедленно выступить против набиравшего силы нового врага — Лжедмитрия .

http://sedmitza.ru/lib/text/443562/

V. Шаткость Бориса на престоле Почему же так медлил Борис венчаться на царство? Почему патриарх так много раз созывал собор и не распускал его с февраля до подписания соборной грамоты в августе? Почему нужны были эти многократные приглашения крепко держаться крестного целования Борису и эти ответные уверения в верности? „Столько слёз было пролито при челобитьях и встречах!» – справедливо заметил историк. Кажется, можно было бы увериться в преданности народа избранному царю; но, видно, царь и патриарх были ещё далеки от этой уверенности. Всё это нужно было потому, что сам избранный царь Борис не верил в прочность своего положения на высоком престоле Русского царства. Ему, потомку татарского мурзы и недавнему боярину, не по плечу было царское место на троне величайших, природных наших государей, собирателей, объединителей и создателей могучего государства: Равноапостольного Владимира, Ярослава Мудрого, Мономаха, Боголюбского, Невского, Калиты, Гордого, Донского, Uoahha III , Грозного!.. В этом ряду славных и великих имён он был и неравным, и чужим человеком... Годунов понял всю тяжесть и всю шаткость своего нового положения, и с первых же дней своего воцарения не верил ни искренности своих избирателей, ни своему превосходству перед возможными другими избранниками. И вот его начинают снедать неуверенность в самом себе и в окружающих, страх пред низостью своего происхождения и крайняя, доходящая до ничтожнейших мелочей подозрительность. Борис боялся, что ему все желают зла, что его изведут отравой, что его испортят колдовством. Чтоб избежать беды и успокоить свои расстроенные чувства, он вздумал связать совесть своих подданных крестным целованием и заставил их присягнуть на всём, что только могло подсказать ему болезненно возбуждённое воображение. Присяжный лист, по которому вся Россия присягала на верность царю Борису Годунову, выдал неуверенность Борисову, оскорбительную и для его высочайшего сана, и для его верноподданных. Каждый, целовавший крест Борису, между прочим, клялся:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

XXVII. Новгород-Северский, Путивль, Кромы Прошли безвозвратно счастливые дни Бориса Годунова. Бедствие и невзгоды посыпались на его дотоле не знавшую неуспеха голову и приучили его к неудачам. Казалось, всё вооружилось против надменного царя... Таинственное имя, ужаснувшее царя Бориса, уже перестало быть грозным призраком: самозванец хозяйничал уже в пределах Московского государства. Годунов долго колебался. Ему не хотелось воевать с бродягой, но когда все предупредительные средства не удались, пришлось принять унизительный для царя вызов. Четыре месяца Годунов медлил. Самозванец за это время перешёл Днепр, устроился в Северской области и своим именем всколыхнул народные массы. Давно была пора оказать ему противодействие!.. Царь Борис велел набирать полки. В приговоре о наборе, однако, он должен был признаться, что „войска очень оскудели: одни, прельщённые вором, передались ему; многие казаки, позабыв крестное целование, изменили; иные от долгого стояния изнурились, издержались и разошлись по домам; многие люди, имея великие поместья и отчины, службы не служат ни сами, ни дети их, ни холопы, живут в домах, не заботясь о гибели царства и святой церкви“. Поэтому царь решил произвести поголовный набор всех способных носить оружие, „чтобы все патриаршие, митрополичьи, архиепископские, епископские и монастырские слуги, сколько ни есть их годных, немедленно собравшись с оружием и запасами, шли в Калугу; останутся только старики да больные“. По областям разосланы были указы о скорейшем сборе служилых людей под угрозой всяких наказаний и лишения имений ослушникам. С каждых 200 четвертей пахотной земли приказано было помещикам и вотчинникам выставлять ратника с конём, доспехом и запасом. Но при всех стараниях и угрозах под Брянском успели собрать только от 40 до 50 тысяч войска, которое разделилось на пять полков. Главным воеводой назначен был князь Феодор Иванович Мстиславский. Одновременно царь Борис переменил в Северской области некоторых воевод, но было уже поздно. Посланные им навстречу самозванцу в Чернигов воеводы, князь Н. Р. Трубецкой и окольничий Пётр Басманов, немного не успели дойти до этого города. Узнав о сдаче его, они с отрядом московских стрельцов и брянских детей боярских, с казаками из Кром, Белева и Трубчевска бросились в Новгород-Северский и приготовили его к обороне: укрепили острог, сожгли кругом все жилые постройки, согнали в острог местных стрельцов и казаков и сели в осаду, ожидая самозванца. Когда передовой отряд поляков потребовал сдачи города якобы законному государю, им ответили из крепости:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси во Псков, собору святой Троицы и собору святой Софии и собору святого Николы, игуменам и попам, и священническому всему и иноческому чину, и посаднику Феодосью Фефиловичу 2115 и старым посадникам, и всему Пскову, христоименитым Господним людям, живущим всем под законом Божьим. Что есте вы, Господни священники и игумены и попы и диаконы, писали ко мне со своим братом священником попом Иевом, и о том слышал есмь, как туто уничижение и поносъ на чин великого Божьего священства, и како судят вас: где вам что взять, или кто поклеплет вас, и велят вам 2116 облещи себя во всю одежду священническую, и таковою ротою судят вас. И таковы убо бесчиния ни в писании обретох, ни слышах где. А убо в том сане священническом ни 2117 к царю временну посылаемы есте, но к Царю царствующим и Господу господствующим. И тамо, идеже предстоите, и тамо и ангелам предстоящим, тех одеяниях ваших священных касающеся. И на сей той священнический сан 2118 устройся. И вы же убо; посадники и все христоименитое Господнее людство смотрите о сем, иже отселе да не будет таковой понос и рота чину великого Божьего священства. Понеже бо неудоб разумеваю, откуда таковое бесчинье введется ту в вас: мирским и рота – целованием крестным на имениях, и чину великого Божьего священства рота – их священным саном. А убо не предана есть христианам православным рота, и не ротой судить повелено есть, но по Христову евангельскому глаголющему слову судяще: «пред двумя или тремя свидетелями, да станет всяк глагол». И тако повсюду священничество судится, и без двух или без трех свидетелей достоверных священников не осуждается. И в вас убо то не вем, како тое и самое евангельское слово оставлено бысть, и ротой судимо есть Божье священство. И имже саном священник одеян всегда предстоит Царю царствующим и Господу господствующим, всегда Христово тело и честную кровь в том сане держаще, ангельскими лики оступлен, и тако тем саном священник одеян изводятся на тризнища и на понос и на бесчестия, и тако судом вашим, той ротой священного своего сана, от вас осуждаемы суть. И сего ради благословляю ваше православие, отселе да не будет таковой суд на великое Божье священство, но суд да будет Божьей правды со свидетелями достоверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010