Люди эти говорят, что полагать на себе крестное знамение не надобно, что это грешно и противно Слову Божию. Что сказать таким людям? Им надобно сказать следующее. Мы полагаем на себя крестное знамение потому, что так научило нас Священное Предание, которое получило свое начало от Самого Христа и Его Святых Апостолов и есть такое же Слово Божие, как и Священное Писание . Ввиду этого мы, исполняя Св. Предание и полагаем на себя крестное знамение, причем поступая так, не только не грешим, но соблюдаем завет и заслуживаем похвалу апостола Павла, который в своих посланиях писал христианам так: «Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «3авещеваем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию» ( 2Фес.3:6 ). «Хвалю Вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Что же касается Священного Писания, то оно многими местами подтверждает и узаконивает крестное знамение; поэтому люди, отвергающие его, показывают лишь то, что они, как сказал Господь, «заблуждаются, не зная Писания, ни силы Божией». Они обращают внимание на букву Писания, а необходимо вникать в дух его, так как буква убивает, а дух животворит, говорит Слово Божие. Господь наш Иисус Христос повелел нам исповедовать Его пред людьми. «Кто,– сказал Он,– исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:32 ). Исполняя эти слова Спасителя, каждый православный христианин должен на всяком месте и во всякое время исповедовать, то есть, открыто выражать свою веру в Христа, распятого на Кресте за наши грехи. Но так как человек состоит из души и тела, то и веру свою в Спасителя он должен выражать не только душевно, но и телесно. Он должен славить Господа и душой и телом, потому что и то и другое от Бога, по слову апостола. Каким же образом мы можем выражать телесно нашу веру в распятого за нас Спасителя? Каким способом? Самым благоговейным и осмысленным способом телесного выражения нашей веры и распятого за нас Спасителя и является крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Отвергая наши внешние знаки богопочтения, не имеют ли сектанты своих знаков? Имеют, только взамен установленных св. Апостолами и Церковью , – свои самочинные. Они становятся на колена, опустив голову, складывают ладони и т. п. XIV. О крестном знамении. Какой прежде всего общецерковный знак богопочтения отвергают сектанты? Крестное знамение. Для чего мы полагаем на себе крестное знамение? Крестным знамением мы наглядным образом исповедуем нашу веру в распятого за нас Господа, по слову Спасителя, Который сказал: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным» ( Мф. 10, 32 ). Но разве нельзя исповедовать свою веру в Господа иным способом? Конечно, прежде всего мы исповедуем нашего Спасителя устами и сердцем; но так как, по слову апостола, должно прославлять Бога не только душой, но и телом, то к исповеданию духовному мы присоединяем исповедание телесное, или крестное знамение. Полагая крестное знамение, мы наглядно перед всеми свидетельствуем, что верим в спасение, совершенное некогда на кресте Святейшим Сыном Божиим. Складывая персты для крестного знамения, мы изображаем ими нашу веру в св. Троицу и два естества в Господе нашем, Иисусе Христе. Касаясь перстами чела, плеч и груди, мы показываем, что все части нашего существа освящены крестными страданиями Спасителя. Не противоречит ли употребление крестного знамения словам Священного Писания : «Бог не требует служения рук человеческих» ( Деян. 17, 25 ). Нет, не противоречит. В приведенных словах св. Писания заключается та мысль, что истинный Бог не подобен языческим божествам, которые, как изделия рук человеческих, нуждались в помощи людей; но, как Творец и Владыка мира, не имеет ни в чем нужды – «Сам дая всему жизнь, и дыхание, и все» ( Деян. 17, 25 ). Какую заповедь Божию нарушают сектанты через отвержение крестного знамения? Отвергая крестное знамение, сектанты нарушают заповедь Спасителя, повелевающую христианам исповедовать Его перед людьми, и слова св. ап. Павла, который сказал: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Tuм. II, 8 ). XV. О постах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

И все святые последовали Михаилу, и ввел их всех в рай. И встретили их два мужа, состарившихся днями. Спросили же их все святые: «Кто вы? Вы с нами мертвыми в мучениях не были, как же вознеслись вы с нами в рай?» И отвечал один из них «Я Енох, который вознесен был сюда словом Господним. Тот же, кто со мною, Илия Фесвитянин, принесенный сюда живым на колеснице огненной, и доныне мы не вкусили смерти. Когда же придет Антихрист, суждено нам Богом чудеса совершить [при Антихристе] и быть убитыми им в Иерусалиме, и через три дня с половиною снова живыми в облаках вознесемся». И когда сказал это Енох, пришел другой муж, худой и умильный, несущий на плечах своих знамение крестное. И увидев его, все святые сказали ему: «Кто ты, ведь облик твой, как у разбойника? И что такое это знамение, которое несешь на плечах?» Отвечая же им, [он] сказал: «Правильно говорите, что я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня… на крест [вместе] с Иисусом… и просил и у Него: «Помяни меня. Господи, во Царствии Твоем! «И тотчас приняв молитву мою, сказал мне [Он]: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти Ангел, страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят»… Услышав все эти слова разбойника, праотцы и пророки сказали единым голосом: «Святой Господь всемогущий, Отец вечный, Ты Отец милосердный, честь и щедрость ученикам, Отец милости райской. Ты нас снова привел в вечную жизнь, ибо здесь душам нашим жизнь вечная…»» 235 От апокрифического повествования вернемся к богослужению святой и Великой Субботы. 236 Совершаемая в этот день литургии Василия Великого начинается вечерней. Эта служба относится ко дню Пасхи, но фактически совершается в субботу, и на ней поются песнопения как Великой Субботы, так и воскресные, потому что победа Христа над смертью, поражение недр ада предшествуют видимому восстанию Спасителя из мертвых, Торжество службы Великой Субботы предвкушает радость, которая вскоре воссияет, Богослужение насыщено покоем силы, власти, полноты жизни, Еще немного и взойдет Солнце Пасхи! 237 Принципы датировки Пасхальный цикл На Страстной седмице, в день Великой Субботы, на гроб Господень сходит удивительный благодатный огонь.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

К великому счастью, мы не беззащитны против всех козней диавольских, нам дано благонадежное оружие для борьбы с ними. Прежде всего, это пост и молитва. Однажды к Иисусу Христу подошел человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его… И запретил бесу Иисус, и бес вышел из отрока… Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Спаситель сказал им: по неверию вашему — и затем прибавил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Надежной защитой является и крестное знамение. Однажды преподобный Антоний Великий, споря с бесами, говорил: «Если что можете со мною сделать, делайте; если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера в Бога для меня непреоборимая стена есть…» Тот же святой отец также поучал братию: «Когда бесы не в состоянии бывают смутить наши помыслы, тогда мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом крестном знамении исчезают». Некогда мученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него, как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит». Поэтому-то святитель Кирилл Иерусалимский убеждает нас постоянно ограждать себя крестным знамением. «Да изображаем его, — говорит он, — на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем, да изображаем его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда в пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов». В письмах Серафима Святогорца повествуется, что один угодник Божий, пустынник, спросил однажды явившегося ему беса, что для него страшно в христианском роде. «Три случая в нашей жизни, — отвечал бес, — грозны и невыносимы для меня: таинство крещения, где я совершенно теряю свою силу и право над вами; крест, который мучит меня, гонит и уничтожает, и, наконец, причащение.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Оружия против козней бесовских 11 (24) сентября (Из слова Патерика об Агафоне, яко словом изгоняше бесов) Слово Божие заповедует нам бдительно охранять себя от искушений бесовских, чтобы враг внезапно не напал на нас и не погубил. Трезвитеся, бодрствуйте, говорит св. апостол Петр, зане супостат ваш дьявол , как лев рыкая ходит, ища кого поглотити ( 1Петр. 5, 8 ). Нечестие, суеверия, всякого рода заблуждения, злоба, разврат и другие грехи, все это – дело не одной нашей воли, но вместе бесовского подстрекательства. К счастью, мы не беззащитны против козней дьявольских, нам дано благонадежное оружие для борьбы с ними. Что же это за оружие? Во-первых, пост и молитва . Однажды к Иисусу Христу подошел человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. И запретил бесу Иисус; и он вышел из отрока. Тогда ученики, приступив к Спасителю наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Спаситель сказал им: «по неверию вашему» и затем прибавил: «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 14–21 ). Во-вторых, крестное знамение. Однажды преподобный Антоний Великий , споря с бесами, говорил: «Если что можете со мною сделать, делайте; если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера к Богу для меня непреоборимая стена есть». Тот же св. отец так однажды поучал братию: «Когда бесы не в состоянии бывают смутить наших помыслов, тогда мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом креста знамении исчезают» (Розыск., ч. 2, лист. 182 и 183). Некогда мученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него; как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит» (Там же, лист. 182). Поэтому-то св. Кирилл Иерусалимский и убеждает нас ограждать себя крестным знамением постоянно. «Да изображаем его, – говорит он, – на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда находимся в пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов» (Огласит. поуч. XIII, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

В Евангелии от Матфея Христос говорит: тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси ( Мф. 24, 30 ). Этим знамением Сына Человеческого, по толкованию Златоуста, Феофилакта, Кирилла и других, будет Крест Христов на Страшном Судилище. Отсюда ясно видим, какую честь имеет Святой Крест, который Христос называет Своим знамением: Явится знамение Сына Человеческого. Земные цари имеют свои знамения. У одних такими знамениями являются орлы, у других львы, у третьих иное, а знамение Царя Небесного Крест. Каково же безумие и дерзость, противники, если вы Крест Христов, знамение Сына Человеческого, презираете и ругаете! Знамения ваших земных царей у вас в таком почете, и вы изображаете их на ваших домах, на воротах, на столпах, на пенязях и сосудах, а знамение Сына Человеческого, Царя царствующих, презираете, ругаете и, как от скверны какой-то, отводите от него глаза. Но будет время, когда, увидев знамение Сына Человеческого, сияющее на Небесах, вы постыдитесь и, горько рыдая, возгласите: Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам ( Прем. 5, 6 ). Святой Златоуст в Слове о Кресте и разбойнике говорит о троякой причине явления Креста Господня на Страшном Судилище. ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: Для прославления Христа, стяжавшего Себе такую славу страданиями и Крестной смертью , и взошедшего на Царский Престол как бы по Крестной лестнице. ВТОРАЯ ПРИЧИНА: Для утешения Православных крестопоклонников, чтобы они ясно увидели Крест Христов, как ключ, отворяющий двери небесные, и как Ноев ковчег, в котором одном лишь спасение, а вне его гибель. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: Для посрамления и устрашения нечестивых, которым Крест Господень кажется соблазном и безумием. Подобно тому, как жезл Моисея, брошенный оземь, превращался в змея, так и для крестоненавистников, отвергающих этот душеспасительный жезл, он превратится в жестокого змея, угрызающего душу и тело гибельным угрызением. Первый вывод Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия ( 1Кор. 1, 18 ). Из этих Апостольских слов следует такое доказательство. Те, кому слово о Кресте юродство, сыновья погибели, поскольку слово о Кресте для погибающих юродство есть. Но вам, противники, слово о Кресте есть юродство. Когда мы кланяемся Кресту Господню и учим кланяться других, вы смеетесь этому и считаете нас юродивыми. Если для вас слово о Кресте есть юродство, то вы сыновья погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Они отпали от Церкви. Те, которые отпали от Церкви, не будут налагать на себе крестное знамение. Когда человек не почитает Сына Божия, то и крестного знамения творить не будет; православный же христианин, творя крестное знамение, наглядно показывает свою готовность распять себя за Господа ( Гал. 2:19, 5:24, 6:14 ). Творить крестное знамение «на себе», а не «в себе». Приводят также сектанты места из книги Откров. 13:16–17 и 14, 9–10, но в этих местах ясно говорится об антихристе. Антихрист налагает свою печать на своих сторонников, но слово Божие различает две печати: печать Божию и печать антихристову. Православные христиане имеют печать Христову. О тех, которые имеют печать Божию уже пророк Иезекииль сказал: «Не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:3–4); «и видел я того ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем ангелам, которым дано вредить земле, и морю, говоря: не делайте вреда ни Земле ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» ( Откр. 7:2–3 ). «И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» ( Откр. 9:4 ). О печати же антихристовой сказано, что кто не имеет его печати, тот ничего не сможет купить ни продать ( Откр. 13:15–18 ). Сектанты, признавая, что крестное знамение печать не Христова, но его противников, свободно везде покупают и продают. Таким образом, сектанты ничего не могут привести для доказательства того, что крестного знамения не нужно; и все места, какие они приводят из Свящ. Писания, нисколько не подтверждают сектантского лжеучения о крестном знамении. Православные христиане, творя на себе крестное знамение, тем самым открыто, пред всеми проявляют свою веру в Распятого Христа: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим небесным» ( Мф. 10:32 ). Крестное знамение было предвещено еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Здесь мы подходим к самому глубокому и таинственному смыслу Крестной смерти Господа, как жертвы за спасение людей. Христос говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:45 ). Наиболее полно жертвенный смысл смерти Крестной раскрыт в Послании святого апостола Павла к евреям, в котором великий евангелист говорит о Крестной смерти, как о первосвященнической жертве, единожды принесенной Христом Духом Святым и дарующей нам вечное искупление: «Христос, Первосвященник будущих благ… со Своею Кровью однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному. И потому Он есть ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» ( Евр. 9:11–12, 14–15 ). В Послании к Евреям не раз акцентируется однократность принесенной искупительной и очистительной жертвы за грех: «Он (Христос) совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» ( Евр. 7:27 ); «Он однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха, жертвою Своею» ( Евр. 9:26 ); «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Важно отметить, что подчеркиванием исключительности жертвы Христовой, а также указанием на то, что Христос является Первосвященником Нового Завета, выражается мысль, что смерть Христова на Кресте является началом совершенно новых отношений между Богом и человеком. А указанием, что Сын Божий принес Себя в жертву Богу Отцу Духом Святым, отмечается Тройственный характер Крестной смерти: единое действие Пресвятой Троицы от Отца Сыном в Духе Святом совершаемое. В чем сущность искупительной и благодарственной жертвы Божественной любви и кому она была принесена, об этом много писали и спорили святые отцы. Наиболее полно и верно выразил учение Православной Церкви святой Григорий Богослов : «Кому и за что была пролита за нас кровь великая и знаменитая Бога, Первосвященника и жертвы? Ибо мы были во власти лукавого, проданные под грех и получившие взамен зла наслаждение. А если выкуп дается не кому-либо другому, а владеющему, я спрашиваю, кому он был уплачен и по какой причине? Если лукавому, то, увы, какое оскорбление… А если Отцу, то прежде всего как? Ибо не Им мы были пленены… Или ясно, что получает Отец, ни просивший, ни имевший в том нужды, но для строительства (т.е. спасения человека. – Прим. авт.), и так как было необходимо, чтобы человек был освящен человечеством Бога, чтобы Бог нас избавил от тирана, одолев его силою, и привел к Себе через посредство Сына» (Слово 45, 22. P. G. 36, 653). Это замечательное святоотеческое свидетельство понимает искупление как свободное действие Божественной любви и отмечает победоносную силу Креста, особо подчеркивая его таинство, невыразимость и непостижимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Братия мои, — увещает апостол Павел, — укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диаволъских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против началъств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. VI, 10-12). Главным оплотом нашим в духовной брани является, следовательно, вера и надежда на Бога и Господа Иисуса Христа и главным средством борьбы — сердечное с искренней верою обращение к Нему. В минуту уныния, минуту смущения, в минуту страсти, возбужденной в тебе демоном, вдохни от глубины души и воззови сердцем к Господу о помощи, и Господь тебя не оставит и поможет. Самое призывание имени Господа Иисуса Христа, если оно делается с верою, уже страшно диаволу. Именем Моим будут изгонять бесов (Мк. XVI, 17), — обещал Господь Своим последователям, и это обещание неложно. Из истории Церкви и жизнеописаний святых угодников мы знаем много случаев такого изгнания. Уже в первые времена Христовой Церкви апостолы пользовались именем Господа как оружием против нечистого духа. Когда в г. Филиппах апостола Павла и его спутников преследовала служанка, одержимая духом прорицательным, то Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Так рассказывает книга Деяний святых апостолов (Деян. XVI, 18). В древней Церкви существовали даже особые заклинатели, на обязанности которых лежало изгонять бесов именем Господа Иисуса Христа и молитвой. Другим оружием против диавола, которое также связано с нашей верой в Господа, является крестное знамение. " Слава, Господи, никогда не изнемогающей силе креста Твоего! — пишет о. Иоанн Кронштадтский. — Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу. Слава Тебе, Господи! " В житии преподобного Симеона Столпника передается следующий случай. Когда он еще не достиг высшего совершенства духовной жизни, он подвергся однажды тяжелому искушению, которым диавол пытался подействовать на его гордость. Бес явился подвижнику в образе светлого ангела и уверил его, что за святую жизнь его решено взять живым на небо, подобно пророку Илии. Поддавшись искушению, преподобный Симеон вышел из кельи, следуя за своим соблазнителем... Сверкающая огненная колесница, запряженная крылатыми конями, уже стояла у дверей кельи. Но лишь только святой отшельник занес ногу, чтобы взойти на колесницу и по всегдашней монашеской привычке сотворил на себе крестное знамение, как все исчезло...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1; 1, 2 ) – то есть вода была в основе сотворенной Богом земли. «И сказал Бог (в пятый день сотворения мира): да произведет вода пресмыкающихся, душу живую…» ( Быт. 1 ; 20) – здесь говорится об участии воды и воздуха в творческом процессе, ведь именно в этих стихиях Творец определил жить и размножаться соответствующим родам животной жизни. На поверхности земного шара воды гораздо больше, чем суши, а человеческий организм состоит более чем на две трети из воды. Святое Евангелие говорит, какое значение придавал Иисус Христос воде: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: Пославший меня крестить в воде сказал мне…» ( Ин. 1; 32, 33 ). «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь…» ( Мф. 3 ; 16). Итак, Иисусом Христом было показано крещение водою и Духом Святым. Ученые Петербурга открыли новое, ранее не известное науке свойство Слова Божьего – преобразовывать структуру воды, повышая её оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра. Оптическая плотность, по сравнению со своим исходным значением до освящения, повышалась – то есть вода как бы различала смысл произносимых над ней молитв. Она насыщалась светом, и спектрограф фиксировал это явление. Оптическая плотность воды, освящаемой крестным знамением, которое накладывает священник, повышается почти в 2,5 раза! Заметим, что у священника пальцы правой руки сложены для благословения так, что изображают первые буквы имени Христа. Получается, что и вода, находящаяся в нас, узнает имя Иисуса Христа! Так ученые двадцать первого века постепенно подходят к подтверждению христианских основ нашей жизни. Выявлены также уникальные бактерицидные свойства воды после ее освящения молитвой и крестным знамением. После прочтения молитвы «Отче наш» и осенения пробы воды крестным знамением количество вредных бактерий (кишечная палочка, золотистый стафилококк) уменьшалось в сотни раз!

http://azbyka.ru/zdorovie/ternovyj-venec...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010