Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего: честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слово рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. В переводе на русский язык. По справедливости достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и в высшей степени непорочную и Матерь нашего Бога, и мы прославляем Тебя, Которой принадлежит честь и слава больше, чем херувимам и серафимам, – Тебя, родившую Сына Божия и оставшуюся девою, истинную Богородицу. Молитва честному Кресту Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут. Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением и в веселии глаголящих: радуйся пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю и даровавшаго нам Тебе Крест свой честный на прогнание всякаго супостата. О пречестный животворящий Кресте Господень! помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. В переводе на русский язык: Да восстанет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как развевается дым, Ты разсей их. Как тает воск от огня, так да погибнут бесы перед любящими Бога, знаменующимися крестным знамением и в радости восклицающими; радуйся достойный всякого почитания и животворящий крест Господень, прогоняющей бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, который сошел в ад, уничтожил силу диавола и дал нам тебя, Свой честный крест, для прогнания всякого врага. О, достойный всякого почитания и животворящий крест Господень! Помогай мне со Святой Госпожой Девою Богородицей и со всеми святыми вечно. Аминь. Объяснение молитвы: пострадавший и умерший на Кресте Господь наш Иисус Христос своею смертию искупил род человеческий, погрязший во грехах и доставил ему жизнь вечную. А потому крест мы почитаем животворящим, веруя, что сила его способна сохранить нас от всякого зла и отогнать от нас врага нашего-диавола. Молитва к св. Ангелу Хранителю

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—  «Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс.92:3-5). Когда воспевал сие блаженный Архипп, то услышал голос, повелевающий ему выйти из церкви. Выйдя из церкви, он увидел великого предстателя и хранителя рода христианского — святого архистратига Михаила, в образе прекрасного и пресветлого мужа, как некогда он явился пророку Даниилу (Дан., гл. 10). Блаженный Архипп, не будучи в состоянии смотреть на него, от страха упал на землю. Архангел же сказал ему: — Не бойся, — встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на сих водах. Блаженный Архипп встал и, подойдя со страхом к воеводе сил небесных, остановился по повелению его на левой стороне; при сем он увидал огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Когда же вода подошла близко, Архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности воды, сказал: — Остановитесь там! И тотчас же воды обратились назад. Так исполнились слова пророческие: «Видели Тебя воды и убоялись» (Пс.76:17). Реки стали, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно высокой горе. Вслед за сим архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом в огромный камень, находившийся около алтаря, и начертал на нем крестное знамение. Тотчас послышался великий гром, земля затряслась и камень разделился надвое, образовав в себе громадное ущелье. При сем архангел Михаил произнес следующие слова: — Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила и да получат здесь избавление от всяких зол все приходящие сюда с верою! Сказав сие, он велел Архиппу перейти на правую сторону. Когда преподобный перешел туда, то святой Михаил громогласно возгласил водам: — Войдите в сие ущелье! И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор постоянно текли сим путем сквозь камень. Враги, стоявшие на левой стороне и ожидавшие увидеть потопление святого храма, от страха окаменели. Сохранивши от потопления свой храм и преподобного Архиппа, святой архистратиг Михаил взошел на небо, и блаженный Архипп возблагодарил Бога за то преславное чудо прославлял великого хранителя, архистратига Михаила, за его великое заступление. Тогда все противники устыдились, у верующих же была великая радость, и они, приходя к ангельскому храму и чудесному источнику, вместе с преподобным Архиппом воздавали хвалу Богу. С тот времени постановили праздновать тот день, в который совершилось чудо чрез явление ангела. Преподобный Архипп прожил много лет на том месте, усердно работая Богу, и скончался в мире, будучи 70-ти лет от рождения своего. Верующие погребли его на том же самом месте, которое за вышеупомянутое чудо названо «Хони», т.е. погружение 12 ], потому что там воды погрузились в камень.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Украдкой я вглядывался в икону, надеясь увидать хоть капельку чудесно источенного мира. Фарисей! – я искал чуда, ради чуда, я требовал знамения, подобно тому, как требовали его от Спасителя Иудеи. Помните, что Он им ответил? – «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме Ионы пророка. Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:39–40 ). Трехдневное пребывание пророка во чреве китове прообразовало собой предстоящее крайнее смирение и уничижение Спасителя в Его искупительных страданиях и крестной смерти. Жизнь и кончина всякого христианского мученика является малым подобием, образом и подражанием Христовым страданиям. Мученичество, как подвиг христианской любви, и есть то наивысшее знамение, которое многократно было являемо перед глазами людей. О чем же говорит и чему учит сие неложное знамение? Оно предвозвещает и свидетельствует о торжестве Истины, о победе, победившей мир – о вере нашей, о конечном торжестве православного Христианства. Ведь за распятием и погребением Спасителя последовало Его всесветлое Воскресение. И каждый мученик, убиваемый палачами, обретает жизнь вечную. В конце концов земная история Христианской Церкви тоже завершится мученической Голгофой, ибо без Голгофы нет Воскресения. Обо всем этом, как думается, и должно вспоминать, когда Господь дарует Церкви нового мученика. XX век по праву можно назвать – веком русского мученичества, хотя, конечно, и в других Поместных Церквах просияли в наши дни преславные мученики. Верится, что брат Иосиф, избранник Богородицы, сподобился Божественной милости – увенчать славную чреду новомучеников XX столетия; столетия, которым завершается второе тысячелетие Христианства. Потому мы не ошибемся, если скажем, что мученичество брата Иосифа есть событие вселенского значения. Отныне мученик Иосиф принадлежит не только русскому, но и всему вселенскому Православию. Быть может, для того и сокрылась от нас пятнадцать лет хранимая братом Иосифом Мироточивая Икона, дабы мы ныне устремили свое духовное внимание на Ее скромного хранителя, мученичество коего было предумащено благодатным и многолетним мироточением Иверского образа Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым – без труда» 184 . «Беги скорее, диавол, говорит св. Григорий Богослов , чтобы я не поразил тебя Крестом, которого все страшится. Ибо я Крест ношу на моих членах, на моем теле и на всех путях: Крест моя похвала и слава. Когда ощутишь в себе побуждение к гневу, прежде всего обратись к Богу и моли Его, чтобы Он уничтожил в тебе свирепую бурю. Потом не забудь тотчас ознаменовать себя св. крестом, которого все боится и трепещет. Сим оружием я сам всегда пользовался противу всех врагов» 185 . «Скорее, говорит св. Амвросий Медиоланский , выслушивается наша молитва, когда и тело наше подражает Христу Распятому, с Которым беседует душа» 186 . «Если почувствуешь, беседует св. Златоуст, что сердце твое раздражается, огради грудь твою крестными знамением " 187 и проч. Знамение Креста есть знамение Сына человеческого ( Мф.24:30 ), – знамение искупления, освящения и примирения с Богом ( Еф.2:16 ; Кол.1:20 ), или короче, знамение благословения Божия. Посему все знаменуемые и знаменующие себя Крестом, особенно истинно верующие, освящают себя и открывают себе доступ к Богу и делаются участниками различных благодатных плодов освящения, или благословения Божия, как то: помилования ( Чис.6:25 ), благополучия ( Быт.39:5 ), мира ( Чис.6:26 ), веселия ( Втор.16:15 ) и проч. И так вся жизнь Христианина должна быть знамением Креста, по словам св. Ап. Павла: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Впрочем, Господь, будучи верховным и всеобщим источником всякого благословения, дает особенную силу знамению Креста, или благословению: во-первых, плотских родителей, которые служат на земле орудием Его творческой воли ( Быт.1:28 ), во-вторых, Пастырей Церкви, как духовных Отцев по чину благодатного тайноводства, и в-третьих, благословению Святых, очищенных верой и духовными подвигами; Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Мы держимся за этих чиноначальников, следуем за ними в духовной брани, и мы непобедимы благодаря нашему Крестному оружию. Почему же вы, окаянные крестоборцы, отвергнув знамение Сына Человеческаго, Крест Христов, в помрачении диавольской злобы принимаете магометанское знамение, то есть месяц, видимый в новолуние, и, отринув рог спасения, месяц (турецкое знамение) с рогами ставите на воротах, на столпах, на забралах, на верхушках высоких зданий и ваших молельных храмов, и, разгораясь ненавистью на Крест Христов, предпочитаете лучше с магометанами, чем с христианами иметь согласие и единомыслие в знамении лунном, а не Крестном. О, жесточайшее безумие! О, безумие, неоплаканное морем слез! Как, называя себя мудрыми, вы так поглупели, как так заблудились, отойдя от пути истинного, и, пребывая во тьме и сени смертной, не хотите видеть свет правды! Отойдите, стыдливые, возвратитесь, кающиеся, и прославьте с нами вместе Святой Крест, знамение Сына Человеческого. Часть II. Камень претыкания и соблазна Здесь три полчища, как прежде Египетские военачальники, ополчаются на Святой Крест. Первое полчище Иудеев. Второе еретиков. Третье раскольников. Но как тогда Моисей, начертав жезлом Крест, потопил в море искусных военачальников ( Исх. 15 ), так и ныне, силой Животворящего Креста Господня и распятого на нем Иисуса Христа, все враги Креста Христова расточатся, и о камень претыкания, во тьме заблуждения пребывая, разобьются. Начинаю с первого полчища. Глава 1. Претыкание иудеев о камень Священного Писания В книгах Моисея, во Второзаконии, написано: проклят пред Богом (всякий) повешенный на дереве ( Втор. 21, 23 ). Об этот камень Священного Писания претыкаются Иудеи и говорят, что всякий повешенный на дереве проклят, а тем более проклято само дерево. Исправление претыкающимся первое Божественное Писание говорит о повешенном на дереве за свои беззакония, который осужден праведным судом на эту казнь и вынужденно идет на смерть. Спаситель же наш Иисус Христос не за свои грехи и не вынужденно, но по Своей воле избрал Крест и, желая избавить нас от клятвы Закона, Сам сделался за нас клятвой, как говорит Апостол Павел: Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе ( Гал. 3, 13 ). А как может Христос быть свободным от Крестной и всякой другой смерти, если Сам о ней говорит: отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее от Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин. 10, 17–18 ). И как не может быть свободен от смерти Христос, если от одного Его слова ЭТО Я все, кто пришел взять Его, пали на землю ( Ин. 51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

15 История сохранила нам еще один факт явления на небе креста Господня, в память чего установлен у нас праздник первого августа, с крестным ходом на воды и освящением повсеместно вод, чрез троекратное погружение в них честнаго и животворящего креста Господня. Все эти чудесные явления креста Господня на небе служат предвестниками исполнения слов Христа Спасителя о явлении небесной славы креста пред кончиною века. «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесныя поколеблются; тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земныя и увидят Сына Человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:29, 30 ). При первом пришествии на землю Сына Человеческого крест был уничижением Его, а при втором Его славою, в силу того, что тогда только завершится искупление и спасение всего мира, что тогда только " тленное (тело) облечется в нетление, и смертное облечется в бессмертие, и смерть будет поглощена победою» крестной смерти Христа; тогда только «последний враг истребится смерть, и Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор. 15:54–57,26, 28 ). Широкое и постоянное употребление знамения креста Христова всеми верующими говорит о высоком значении самого креста в жизни их и вечной славе его для всех. Св. Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях» верующим, готовящимся принять св. крещение, говорит: «Не устыдимся креста Христова. Но если иной и скрывается, то явно напечатлевай на челе, чтобы демоны, видя царское знамение, в трепете бежали далеко прочь. Твори же знамение сие, когда ешь, пьешь, садишься, ложишься, встаешь, говоришь, ходишь, одним словом, – при всяком деле. Ибо Кто распят здесь, Тот – горе на небесах. Если бы распятый и погребенный остался в гробе, – то имели бы причину стыдиться. Но теперь Распятый на этой Голгофе восстал на небо с Елеонской горы, которая на востоке». В 13-ом слове от поясняет, почему верующие должны всегда и на всем полагать крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

«Прославлю Тебя, Господи, ибо Ты принял меня и не дал торжествовать врагам моим. Господи Боже мой, я воззвал к Тебе. И Ты исцелил меня, Господи! Ты извел душу мою из ада, Ты спас меня, не оставив с низверженными в пучину. Пойте хвалу Господу, пойте Ему, все святые Его, и прославляйте святость Его. Ибо ярость в негодовании Его и в воле Его жизнь». И также все святые Божии, простершись перед Господом, сказали единогласно: «Ты пришел, Спаситель мира, и исполнил все, что предсказал Ты через закон и пророков. Ты искупил живущих крестом Твоим и через смерть крестную Ты снизошел к нам, чтобы избавить Твоим величием от уз ада и смерти. Господи, как водворил ты знамение славы Твоей на небе и знамение искупления – крест Твой на земле, – водвори так же, Господи, и в аду знамение победы Креста Твоего, дабы не царствовала больше смерть». И Господь, простерши руку, сотворил знамение крестное над Адамом и всеми святыми Своими и, держа десницу Адамову, исшел из ада. И все святые последовали за Ним. Тогда пророк Давид громко воскликнул: «Пойте Господу песнь новую, ибо сотворил Он дела дивные. Десница Его и рука Его спасла нас. Господь поведал нам спасение Свое; Он открыл правду Свою пред лицом всех племен земных». И все множество святых ответило, говоря: «Отныне слава сия для всех святых. Аминь. Хвалите Господа. И тогда вскричал пророк Аввакум, говоря: Ты пришел для спасения Твоего народа и освобождения избранных Твоих». И все святые ответили, говоря: «Благословен грядый во имя Господне, Господь Бог просвещает нас». Так воскликнул и пророк Михей, говоря: «Кто между богами, как Ты, Господи, снимающий грехи и беззакония наши? И ныне Ты сдержал свидетельство гнева Твоего, ибо склонился более к милосердию. Ты умилосердился над нами, и Ты отпустил нам грехи наши и погрузил беззакония наши в пучину смертную, как и клялся отцам нашим во дни оны». И все святые ответили, говоря: «Он Бог наш во веки и во веки веков, Он будет царствовать над нами во все времена. Аминь. Хвалите Господа». Подобно сему все пророки и святые словами древних пророчеств своих славили Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

21. Видишь, как все предрекают пришествие Господне. Видишь, как знают «глас и птицы». Какой это глас? Посмотрим. «Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов, и во трубе Божии снидет с небесе». Архангел возгласит и скажет всем: «Восстаньте в сретение Господа». И страшно пришествие Владыки. Давид говорит: «Грядет Бог наш и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий и вокруг Его сильная буря» ( Пс. 49:3 ). По Писанию, недавно читанному, приидет ко Отцу «как бы Сын Человеческий на облаках небесных» (Дан. 7, 13), и потечет река огненная для испытания человеков. У кого дела золотые, они сделаются более светлыми. А у кого дело подобно тростию и непрочно, оно сгорит огнем. Отец сядет, имея на Себе «одеяние бело, как снег, и волосы головы Его – как чистая волна» (9). Это сказано человекообразно. В каком же смысле? В том, что Он Царь неоскверненных грехами. Ибо говорит: «убелю грехи ваша, яко снег и яко волну» ( Ис. 1:18 ). А. это – знак прощения грехов, или и безгрешности. Придет же Господь с небес на облаках, как и восшел на облаках. Ибо Сам сказал: «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:30 ). 22. Но какой же признак Его пришествия, которому не отважится подражать сопротивная сила? Сказано: «и тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (30). Истинное же отличительное знамение Христово есть КРЕСТ. Световидное знамение креста предшествует Царю, прежде распятому, конечно для того, чтобы злоумышлявшие и пронзившие Его прежде иудеи, увидев, восплакали «каждое племя особо», говоря: «вот заушенный, Тот, Кому плевали в лицо; Тот, Кого облагали узами; Тот, Кого, распяв, вменили прежде ни во что! Куда убежим от лица гнева Твоего?» – скажут они. Но окруженные ангельскими воинствами никуда убежать не возмогут. Страх врагам – крестное знамение, и радость друзьям, уверовавшим во Христа, или проповедникам Его, или пострадавшим за Него. Кто же тогда будет столько блажен, что окажется другом Христовым? Не презрит рабов Своих сей славный Царь, дориносимый ангелами, единопрестольный со Отцем; и, чтобы избранные Его не смешались с врагами, «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут избранных Его от четырех ветров» (31). И одного Лота не презрел Он, презрит ли многих праведных? «Приидите, благословенные, Отца Моего» ( Мф. 25:34 ), скажет Он тем, которых понесут облачные колесницы и соберут ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

О почитании креста надо заметить следующее. До страданий Господа нашего Иисуса Христа крест считался позорным орудием казни. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий. Почему Священное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом ( Втор.21:23 ). Но Спаситель взошел на крест не за Свои грехи и не невольно, а ради нашего спасения и добровольно (см.: Гал.3:13 ; Ин.10:17–18 ). Крест стал, таким образом, жертвенником, на котором принесена великая жертва за все человечество. И если при жизни Христа Спасителя стремились прикоснуться к Его одежде в надежде получить исцеление, – и получали его, если почитались первыми христианами опоясания и платки св. ап. Павла, то в равной мере, и даже большей, должен почитаться и Крест, к которому не только прикасалось тело Господа, но на котором совершилось избавление. Св. ап. Павел хвалится Крестом Господа нашего Иисуса Христа. «Я, – говорит он, – не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Было бы неверно думать, что св. Апостол хвалился крестным древом самим по себе, не имея в виду Распятого; само по себе древо не имеет благодатной силы, но оно получает ее через страдания Спасителя. И потому для св. ап. Павла Крест Господень, – то, перед чем надо благоговеть. Что в Новозаветных писаниях Крестом Господним именуются не только страдания Христа Спасителя, но и сам Крест, – древо крестное, свидетельствует св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» ( Ин.19:25 ). Сам Спаситель, беседуя со Своими учениками о Своем втором пришествии, сказал, что оно будет предварено явлением знамения: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф.24:30 ). Что это за знамение? – По изъяснению св. отцов Церкви это Крест Господень (См.: св. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 7. СПб., 1901, с. 767; т. 2. СПб., 1896, с.455). Какое значение в жизни православного христианина имеет Крест, говорят слова св. Иоанна Златоуста : «Через него совершается все, что для нас нужно. Нужно ли родиться, – предлагается нам Крест; хотят ли напитаться таинственной пищей, нужно ли принять рукоположение или другое что сделать, – везде предстоит нам этот знак победы. Потому то, мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки… Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самих лучей солнечных» (Его же. Творения. Т. 7. СПб., 1981, сс. 558–559).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Издание Братства святителя Василия, Епископа Рязанского Часть 1-я Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. ( 2Тим.4:3–5 ) Avt К читателям Достоинство и характер определений Стоглавого Собора относительно сложения перстов для крестного знамения и благословения (Из беседы с беспоповцами в деревне Велине Рязанской губернии) Беседа о перстосложении назначена была самими раскольниками. Защитником раскола выступил некто Арсений, мастер-красильщик фабрикантов Лебедевых, родом гусляк, из деревни Заполицы, Богородского уезда. Он прежде принадлежал к секте поповцев австрийского согласия, но потом перешел к беспоповцам-перекрещенцам. От роду Арсению было не более 35 лет; в браке не был; он трезв и постник, живет уединенно, что и дает ему особую цену в глазах темного раскола. По праздникам Арсений занимается списыванием цветников и выпискою из книг разных мест, служащих, по понятию его, к обличению Церкви Греко-российской и защите раскола. После моей речи к народу и разъяснения предмета бесед Арсений и я сели за стол. При мне сотрудников не было. Не видно было никого и на стороне Арсения. После обычных при таких случаях приветствий и благожеланий узреть свет истины – Свет Христов, я предложил Арсению сотворить на себе крестное знамение. Он перекрестился двуперстно; перекрестился и я, но троеперстно. Затем я спросил его: «Какая же у нас с тобой разница в знамении креста Христова? В изображении крестного знамени ты ничем не отличался от меня. Ты начал с чела своего, оттуда же и я; затем ты опустил руку свою на живот, так же и я; ты поднял руку на правое плечо, на правое – и я; с правого ты перенес на левое, так же точно и я; ты действовал десницею, десницею – и я. Как сам ты, Арсений, видишь, и как все окружающие видели, мы с тобой совершенно одинаково изобразили на себе крестное знамение. В чем же ты находишь разницу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010