Усть-Каменогорск. Усть-Каменогорский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1789 и 1809. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, ул. И.М.Лихарева, 16 Координаты: 49.947416, 82.602162 Проезд:Проезд на автобусах и маршрутном такси до остановки " Троицкий монастырь " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Градо-Устькаменогорская Троицкая церковь в крепости (1789-1809) Появление первого помещения для совершения богослужений на месте существующего здания Троицкой церкви, неразрывно связано с появлением в устье рек Иртыша и Ульбы Устькаменогорской крепости. В 1720 году, небольшой отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева отправился из Тобольска вверх по Иртышу, с целью исследования возможных путей к Яркенду, а также строительства крепости в районе озера Нор-Зайсан. Не обнаружив там подходящего места для этого, экспедиция двинулась по Черному Иртышу, где «… на 12 день плавания… русские были встречены сильным отрядом джунгар. Завязалось сражение, продолжавшееся трое суток, после чего с предводителем джунгар…был заключен мир. Возвращаясь обратно… Лихарев в 1720 году основал Устькаменогорскую крепость. Тотчас же в это укрепление был командирован из Европейской части России драгунский Колыванский полк, который привез с собой походную церковь. Это была самая первая церковь в Устькаменогорской крепости. С полком прибыл иеромонах Георгий. Походный храм был легкий и быстро складывающийся. Дубовые складные рамы, обтянутые голубым китайским штофом, изобразили иконостас. На этой-то легкой китайской ткани и были написаны иконы… Около сороковых годов XVIII столетия в Устькаменогорской крепости появляется уже деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. Церковь была небольшая, с отдельной колокольней, крытая берестой. По распоряжению митрополита Тобольского Павла вместо сгоревшего храма был заложен новый…», освященный 6 июня 1775 года. «…Через 14 лет после постройки деревянной церкви поднялся вопрос о замене ее каменной, в виду ветхости деревянного храма. Каменный храм был заложен 26 июня 1789 года по благословению Варлаама, епископа Тобольского… Постройка церкви затянулась на 20 лет. Чем вызывалась такая медленность в построении не особенно большого храма, из дел церковных трудно усмотреть… Одна из возможных причин – неоднократные изменения проекта. Изначальный вариант предполагался по образу и подобию собора Петра и Павла в одноименной крепости города Санкт-Петербурга. Это популярный в петровскую эпоху стиль голландских кирх. Вытянутый четырехугольник, в середине увенчанный барабаном – как правило, восьмерик с луковичной главкой. Стены прорезаны узкими прямоугольными оконными проемами. Колокольня задумывалась как упрощенный вариант колокольни упомянутого собора Петра и Павла, с огромным шпилем…»

http://sobory.ru/article/?object=15402

Анна Комнина Книга VI 1. Как говорилось выше 594, Бриен овладел Касторией. Самодержец, стремясь изгнать его оттуда и захватить город, вновь созвал войско, снабдил всех воинов оружием, необходимым для осады и боя в открытом поле, и отправился по дороге к крепости. Расположение же той местности таково: имеется там озеро Кастория, в которое вдается мыс, расширяющийся к концу и завершающийся каменистыми холмами. На этом мысе сооружены башни и укрепления, похожие на крепостные, почему город и называется Касторией 595. Прибыв туда, император решил прежде всего обстрелять башни и укрепления из гелепол. Так как воины, не имея опорного пункта, не могли приблизиться к стенам, Алексей первым делом разбил лагерь, изготовил деревянные башни, соединил их железными цепями и из этих башен, как из укрепления, повел наступление на кельтов. Он установил у крепости гелеполы и камнеметные орудия и, не прекращая боя ни ночью, ни днем, разрушал стены. Защитники крепости очень стойко оборонялись и не отступали, даже после того как в стене была пробита брешь. Алексею не удалось достичь своей цели, и тогда он принял мужественное и вместе с тем разумное решение: одновременно напасть на врага с двух сторон: с суши и, посадив на корабли смельчаков, с озера. Но так как кораблей там не было, Алексей приказал погрузить на колесницы небольшие челны и по узкому молу доставить их в озеро. Император заметил, что по одному склону латиняне быстро поднимаются на холм, а на спуск по другому тратят больше времени. И вот он посадил на суда Георгия Палеолога вместе с отважными мужами, приказал ему пристать к подножиям холмов и по сигналу за спиной врага взойти на гребень, поднявшись туда по пустынной и более легкой дороге. Увидав же, что самодержец вступил на суше в бой с латинянами, Палеолог должен был как можно быстрее напасть на врагов: будучи не в состоянии сражаться на два фронта, они ослабили бы сопротивление на одном из флангов, и тогда их можно было бы легко одолеть. Георгий Палеолог пристал к берегу у упомянутого уже холма и остановился там с вооруженным войском; на высоком месте он поставил наблюдателя, который ждал условного сигнала императора, чтобы передать его Палеологу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брест. Рождество-Богородицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь находится на Госпитальном острове Брестской крепости в черте города Брест Брестской области Беларуси. Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь расположен на месте мужского монастыря, основанного в 1480 году, на территории которого действовали две церкви: Богородицкая и во имя Животворящего Креста. В 1596 году монастырь был передан унии, но в 1633 году вновь возвращен православным. Монастырь упразднен в 1930-х годах, все ветхие здания снесены в связи с началом возведения крепости. Возрождение женского монастыря стало возможным лишь в 2001 году. От городских властей монастырь безвозмездно получил 2-хэтажное каменное здание полковой школы 84-го стрелкового полка и 88 соток земли. При монастыре действует Рождество-Богородичная домовая церковь, где совершаются регулярные Богослужения. Послушницами монастыря ведутся все хозяйственные дела, а также в стенах обители работают швейный цех и мастерские. http://www.guidebook.by/architecture/monastery/ Православный женский монастырь Брестской Епархии, расположенный на Госпитальном острове в Брестской крепости. Ранее остров назывался Волынское предместье, с середины XIX в. — Волынское укрепление Брестской крепости, в древности эта территория известна как Замуховечье. В южной части Волынского предместья г. Бреста издревле существовало два мужских православных монастыря — Рождества «Пречистое Богородицы» (впервые упоминается в 1480 г. — XVII-XVIII в.) и св. Симеона Столпника (XI-XV? — 1824 г.). Их точное месторасположение ко времени возрождения в 2001-2002 гг. современной женской обители не было известно. А решающим фактором возникновения её в том месте, где она сейчас располагается, стало наличие полуразрушенного здания на балансе Свято-Николаевского гарнизонного собора (с 1997 г.) — казематированного редюита середины XIX в. Это памятник военного зодчества, который составлял вторую линию обороны Брестской крепости.

http://sobory.ru/article/?object=13540

Ивангород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в крепости. Карта и ближайшие объекты Ивангородская крепость была заложена в 1492 году высочайшим повелением великого князя Московского, первого Государя Всея Руси Ивана III-ro. По тем временам крепость была одним из самых мощных укреплений, оберегающих западные границы Руси. В 1498 году внутри крепости строится деревянная Никольская церковь. В царствование Государя Иоанна Грозного на ее месте строится каменная церковь. В 1558 году рядом с Никольской возводится церковь во имя Успения Божией Матери с приделом-пристройкой Покрова Пресвятой Богородицы. Смотри также: Николая Чудотворца в крепости, церковь . Ивангородская крепость находится на берегу реки Наровы, на холме, называемом «Девичья гора», и названа так по имени основателя великого князя Иоанна Васильевича III. Церковь имеет два престола: холодный – во имя Успения и теплый на правой стороне - во имя Покрова. В теплом приделе антиминс новый. Освященный епископом Никанором 1830 г. сентября 19 и полписанный митроп. Серафимом. О перестройке придела в ведомостях Нарвского Преображенского собора за 1755 г. говорится: «При Ивагородской Успенской церкви была запустелая церковь во имя Покрова Богородицы и получено было дозволение, обновив сию, обратить в теплую, а 1755 г., по прошению, получен и св. антиминс.» Здешняя церковь была построена вместе с крепостью, а крепость построена в 1492 г. В формуляре крепости Нарвы сказано: « По воле вел. кн. Иоанна Васильевича III в 1492 г. построен Ивангород, крепкий замок, с тройною к реке стеною… Построение начато выписанными из лучших краев мастерами в день св. Троицы и окончено в день Успения Пресвятой Богородицы. Внутри замка построена церковь св. Николая чудотв., а потом Успения Пресвятой Богородицы». Церковь Ивангородская квадратная. С севера, запада и юга она окружена каменною крытою галереей; с востока находятся три полукружия алтаря. С запада к галерее и алтарю примыкает каменный храм Успения Божией Матери, а над ним колокольня. Церковь в длину 2 саж., в ширину – 8 саж. 1 арш., высота до креста 15,5 саж., ширина пристройки 3 саж. 1 арш. Стены церкви сплошные, сложены из местной плиты, на известковом растворе… Стены сохраняют первобытный вид; связи стен железные. Наружные стены гладкие, оштукатурены и выбелены. Карниз сделан из выдающейся плиты, «теремки» под карнизом полукруглые.

http://sobory.ru/article/?object=00522

Тула. Кремль. Кремль. Действует.   Год постройки:Между 1514 и 1521. Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, д. 8. Координаты: 54.19451, 37.619185 Изменить описание объекта Храмы на территории кремля: Собор Богоявления Господня Собор Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Впервые упоминаемый в Никоновской летописи под 1146 г., город Тула, вероятно, еще в IX-XI вв. был одним из укрепленных поселений вятичей. Наверное, от тех стародавних времен дош­ло до наших дней «старое городище» при впадении речки Тулицы в Упу. Тулица, видимо, и дала название городу, хотя по Далю старинное толкование слова «Тула» означает «скрытое, недо­ступное место, затулье, притулье для защиты». Топоним с та­ким значением также мог послужить названием для города. В земле вятичей самостоятельного княжества не образова­лось. Эти территории входили во владения сначала чернигов­ских, а позднее рязанских князей. Вот почему упоминания о небольшом вятичском укрепленном поселении Тула, расположен­ном вдали от политических центров Руси, не попадают в лето­писи, и начальная история города на протяжении двух столетий нам не известна. Наверняка Тулу не миновало страшное Батыево нашествие. Мы знаем лишь, что спустя столетие ею владели баскаки царицы Тайдулы. В 1382 г. рязанский князь Олег по до­говору передал Тулу Москве, а через столетие город окончатель­но вошел в состав Московского государства. В начале XVI в. резко обострилась обстановка на юге стра­ны. После смерти Ивана III крымский хан Менгли-Гирей превра­тился в злейшего врага Москвы. В 1507 г. Василий III повелел построить крепость на печально известном Муравском шляхе, главной дороге, по которой осуществлялись вторжения крым­чаков. Прежние укрепления при впадении Тулицы в Упу не были достаточно надежными, в связи с чем новую крепость перенес­ли с правого берега Упы на левый, менее затопляемый в поло­водье. Низинные берега Упы, речки Хомутовки и топкой Ржев­ской гати не служили естественным препятствием для врага. Однако крепость срубили именно здесь, в месте пересечения единственной в этих местах крупной реки Упы с Муравским шля­хом. Причем построили ее не на северном берегу, под защитой реки, а на южном, на территории необжитого Дикого поля, что может свидетельствовать о далеко идущих планах Москвы по освоению степных просторов. Новая крепость должна была не просто вести пассивную оборону, но проводить активную насту­пательную борьбу под защитой крепких каменных стен.

http://sobory.ru/article/?object=17051

Церкви Кронштадтские Общий Очерк Кронштадт, укрепленный портовой город, с военною и купеческою гаванями, находится на Финском заливе, на острове, отстоящем в 46 верстах от Петербурга и в 7 верстах от Ораниенбаума. Остров называется Котлин. С 1323 по 1617 год остров этот был пограничным урочищем России с Швецией и не имел никакого населения; в 1617 году уступлен шведам, а при Петре 1, вместе с Ингерманландией, присоединен к России. Петр 1, основав Петербург, повелел князю Меньшикову воздвигнуть укрепление на отмели, лежащей с южной стороны Котлина, с целью оградить столицу от неприятельских вторжений со стороны моря. Укрепление это, по модели, сделанной самим Петром в Воронеже, было воздвигнуто в ту же зиму и названо Кроншлотом. Но когда укрепление это не могло удержать шведов, пытавшихся пройти к столице с северной стороны острова Котлина, то Петр, в 1710 г., повелел построить другую, более обширную крепость на острове. План Петра выполнял капитан–командор Лен; рабочими были пленные шведы и гвардейские солдаты. К 1720 г. были окончены военная и купеческая гавани, стали строиться отдельные укрепления, дома вельмож и служащих. Город назван Кронштадтом (венец–город). При преемниках Петра город постепенно распространялся, народонаселение в нем увеличивалось, а укрепления особенно возвысились в царствование Николая 1 и Александра 2. Начало развития и процветания православной церкви в Кронштадте шло параллельно с началом и развитием города, как военной и купеческой гавани. Для населения кронштадтского, довольно многочисленного, необходимы были молитвенные дома. А так как население это имело быт не хозяйственный, оседлый, а более – казенный и преимущественно устраиваемый по воле военного начальства, то и устройство здешних церквей имело характер административно военный. Большая часть церквей города Кронштадта были полковые, домовые и вообще – казенные. Приходских церквей была одна – это собор св. Андрея Первозванного, сперва деревянный и только с начала нынешнего столетия – каменный. За то в Кронштадте всегда было очень много церквей разных иностранных исповеданий. Самое население Кронштадта всегда было слишком смешанное. И в настоящее время православные составляют здесь меньшинство и точное определение количества жителей православных может быть сделано не на основании епархиальных актов, а – по источникам гражданского ведомства. 1) Кронштадтский Андреевский собор

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1. Кто говорит другому: то делай, а этого не делай, говорит, конечно, человеку, который может то сделать, а это не сделать. Но кто говорит это к такому, который не может ни того, ни другого, тот не всуе ли говорит такие слова? Сказал Господь ученикам Своим: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Итак, первое, что дано, это есть очищение и сила чрез святое Крещение. И потом уж говорит Господь: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ). Итак, всякий, кто, не укрепившись прежде силою святого Крещения, возьмется творить заповеди Христовы, всуе будет трудиться. И кто тому, кто не укреплен силою святого Крещения, повелевает исполнять заповеди Христовы, буй есть и слепец. Ибо прежде надлежит его укрепить в духе благодатию Христовою, очищающею душу чрез святое Крещение, и тогда уже давать исполнять и заповеди. Ибо как возможно, чтобы земля, исполненная терний и волчцов, прияв чистое семя, не заглушила его? Но божественное Крещение Христово имеет великую силу – тех, которые не крещены и удободвижны на зло, делать неподвижными на зло, как только окрестятся. Или если и не делаются они тотчас такими неподвижными, но всячески делаются неудободвижными. Это и есть знамение силы, какая приемлется от святого Крещения. Оно делает их еще удободвижными на добро, как бы ангелами, сильными крепостию, творящими волю Божию ( Пс.102:20 ). По сей же причине Христос Господь даровал и божественную Кровь Свою, чтоб верующие в Него причащались ее, и чрез то делались причастными божественного естества, как причащающиеся Божией Крови, и потом, как уже божественные и имеющие крепость божеской силы, чтоб жительствовали по совершенному закону Евангелия Христова и творили волю Божию, как сильные крепостию. Если теперь верующий во Христа и исповедающий Его, после того как укреплен стал такою силою и получил возможность творить закон Христов, презрит его и не станет жить по воле Божией, то да ведает таковый, что он отрекся от Христа, как, по слову Апостола, Сына Божия поправый и кровь заветную скверну возмнивший ( Евр.10:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Меджибож. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1500 и 1600. Адрес: Украина, Хмельницкая область, Летичевский район, поселок городского типа Меджибож Координаты: 49.436522, 27.412015 Проезд:На территории Меджибожского замка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Замковая церковь, возведенная посреди двора между XVI-XVII веками. Изначально это был костел, построенный сыном Николая Сенявского – Рафалом на месте более древнего храма. В периметре здание – это прямоугольное однонефное строение из известняка, с преобладанием готических элементов, и шатровой крышей, венчанной маленькой круглой башенкой. Здание претерпевало архитектурные изменения, продиктованные религией в ней исповедуемой (в разное время католицизм, православие и мусульманство), а так же пожеланиями владельцев, но от его первоначального вида в нём сохранились фундамент с криптой (под полом костела). После возвращения Подолья в лоно Российской империи храм был переосвящён и стал православным – церковью Николая Чудотворца. После раскола Украинской Православной Церкви храм отошел к Киевскому Патриархату. И хотя его реставрация в настоящее время еще не окончена, в нём с 2005 года на регулярной основе проводятся службы. Источник: статья на сайте kvoku.org Меджибожский замок в небольшом селе Меджибож, на сегодняшний день славится прежде всего своим крепостным укреплением, замковыми стенами с башнями и внутренними строениями, а также небольшим Свято-Никольским храмом. Интересно, что это укрепление считается древнейшим на Подольских землях. На месте крепости ещё в XII веке стояло деревянное укрепление с земляными насыпями, которое в 1241 году было полностью разрушено в результате монголо-татарского нашествия. Существовала ли в каком либо виде на территории Меджибожской крепости тогда христианская церковь - точно не известно. Хотя можно предположить, что мощная крепость, с которой считалось могущественное Галицко-Волынское княжество, вряд ли могла обходиться без собственной святыни. То же самое утверждение актуально и для периода правления князей Кориатовичей, которые вошли в историю Древней Руси как одни из преданных поборников православия.

http://sobory.ru/article/?object=19152

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЙОРК [англ. York; лат. Eboracum; древнеангл. Eoforwic; древнесканд. Jorvik], город на севере Англии (графство Норт-Йоркшир), на р. Уз, в средние века кафедра католического архиеп-ства; с 1531 г. резиденция англикан. архиепископа. Древнейшие стоянки людей на месте совр. Й. датируются 8000-7000 гг. до Р. Х. На территории города обнаружены клады и захоронения эпохи бронзового и железного веков. После завоевания Британии римлянами на месте совр. Й. располагалась крепость Эборак (Эбурак). Ее строительство было начато в 71 г. Квинтом Петилием Цериалом, легатом IX легиона (Legio IX Hispana) (впосл. наместник рим. пров. Британия (71-74)). Впервые о крепости упоминается в документах на деревянных табличках рубежа I и II вв., найденных при раскопках в рим. крепости Виндоланда (графство Нортамберленд). Первоначальные земляные укрепления впосл. были заменены деревянными, а в нач. II в.- каменными стенами. Вокруг крепости возникло крупное поселение. В 122 г. крепость посетил рим. имп. Адриан (117-138); в 211 г. в Эбораке умер имп. Септимий Север (193-211), готовивший военный поход против пиктов (осуществлению планов помешала смерть императора). В нач. III в., при Септимии Севере или при его сыне имп. Каракалле (211-217), Эборак получил статус рим. колонии (Colonia Eboracensis) и столицы новообразованной пров. Н. Британия (Britania Inferior). В 306 г., во время военной кампании против пиктов, здесь скончался август Констанций I Хлор, после чего воины провозгласили императором его сына св. равноап. Константина I Великого . В нач. IV в. Н. Британия была разделена на провинции Флавия Цезарейская (Flavia Caesariensis) и Вторая Британия (Britania Secunda). Границы провинций и их расположение остаются предметом дискуссий, однако известно, что Эборак был столицей одной из них (ср.: Bury. 1923/1925; Birley. 1981; Mann. 1996). О существовании в городе христ. общины свидетельствует упоминание среди 3 брит. епископов, принявших участие в Арелатском Соборе 314 г., «епископа Эбория из города Эборака» (Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnholti, 1963. P. 14-22. (CCSL; 148)). Др. сведений о христианах в Эбораке в рим. эпоху нет.

http://pravenc.ru/text/1238027.html

Ростов-на-Дону. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском сквере. Покровский храм Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2005 и 2007. Архитектор:Г.А. Шевченко Ссылки:   Адрес: Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Большая Садовая ул., д. 113Б Координаты: 47.225798, 39.732131 Проезд:Общественным транспортом, идущим по ул. Большой Садовой до остановки " Музыкальный театр " , " Крепостной " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История первого Покровского храма берет начало в крепости Святой Анны. Это военное укрепление было построено в 1735 году на Васильевских буграх близ столицы Войска Донского – г.Черкасска (ныне станица Старочеркасская) для защиты таможенной заставы от турок. К середине XVIII века, затопляемая в весенние разливы Дона, крепость потеряла свое стратегическое значение. Комендант Сомов, переведя гарнизон на правый берег Дона, кроме имущества и вооружения определил перенести на новое место Покровскую церковь как важную духовную защиту русского воинства. Храм разобрали на бревна, пронумеровав каждое, и перевезли весь строительный материал на бударах (грузовая лодка) в крепость св. Димитрия Ростовского. Место первой церкви-часовни было определено летом 2003 года в северо-восточном партере Кировского сквера археологической экспедицией Ростовского регионального отделения ВООПИиК (руководитель – П.А. Ларенок). Не исключено, что в этом месте был расположен и построенный рядом второй деревянный Покровский храм, называвшийся соборным до начала XIX века. Устройство второй Покровской церкви происходило под надзором обер-коменданта генерал-майора Семена Гурьева. В 1781 году он ходатайствовал перед архиепископом Словенским и Херсонским Никифором «о разрешении устроить новую, более обширную церковь, вместо ветхой». В 1782 году разрешение от духовной консистории было получено. Через два года строительство соборного храма было завершено. Второй Покровский храм действовал сто одиннадцать лет. Он был первым соборным храмом крепости, а позднее, в связи с новым административным делением, и Ростовского уезда, названного по имени крепости. Второй Покровский храм просуществовал до 1917 года. Свидетельство о том, что здание церкви было сломано в этот год, сохранилось в книге историка Н.Лаврского «Черкасск и его старина», изданной в 1917 году. Создание третьего Покровского храма возглавил его староста и ктитор – известный ростовский купец Георгий Гаврилович Пустовойтов, пожертвовавший на строительство церковного здания огромный капитал. Городская Дума своим решением выделила под строительство церковного здания 740 квадратных сажен городской земли, включая часть сквера.

http://sobory.ru/article/?object=12018

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010