Усть-Каменогорск. Усть-Каменогорский Троицкий монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует. Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1789 и 1809. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, ул. И.М.Лихарева, 16 Координаты: 49.947416, 82.602162 Проезд:Проезд на автобусах и маршрутном такси до остановки " Троицкий монастырь " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Градо-Устькаменогорская Троицкая церковь в крепости (1789-1809) Появление первого помещения для совершения богослужений на месте существующего здания Троицкой церкви, неразрывно связано с появлением в устье рек Иртыша и Ульбы Устькаменогорской крепости. В 1720 году, небольшой отряд под командованием гвардии майора Ивана Михайловича Лихарева отправился из Тобольска вверх по Иртышу, с целью исследования возможных путей к Яркенду, а также строительства крепости в районе озера Нор-Зайсан. Не обнаружив там подходящего места для этого, экспедиция двинулась по Черному Иртышу, где «… на 12 день плавания… русские были встречены сильным отрядом джунгар. Завязалось сражение, продолжавшееся трое суток, после чего с предводителем джунгар…был заключен мир. Возвращаясь обратно… Лихарев в 1720 году основал Устькаменогорскую крепость. Тотчас же в это укрепление был командирован из Европейской части России драгунский Колыванский полк, который привез с собой походную церковь. Это была самая первая церковь в Устькаменогорской крепости. С полком прибыл иеромонах Георгий. Походный храм был легкий и быстро складывающийся. Дубовые складные рамы, обтянутые голубым китайским штофом, изобразили иконостас. На этой-то легкой китайской ткани и были написаны иконы… Около сороковых годов XVIII столетия в Устькаменогорской крепости появляется уже деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. Церковь была небольшая, с отдельной колокольней, крытая берестой. По распоряжению митрополита Тобольского Павла вместо сгоревшего храма был заложен новый…», освященный 6 июня 1775 года. «…Через 14 лет после постройки деревянной церкви поднялся вопрос о замене ее каменной, в виду ветхости деревянного храма. Каменный храм был заложен 26 июня 1789 года по благословению Варлаама, епископа Тобольского… Постройка церкви затянулась на 20 лет. Чем вызывалась такая медленность в построении не особенно большого храма, из дел церковных трудно усмотреть… Одна из возможных причин – неоднократные изменения проекта. Изначальный вариант предполагался по образу и подобию собора Петра и Павла в одноименной крепости города Санкт-Петербурга. Это популярный в петровскую эпоху стиль голландских кирх. Вытянутый четырехугольник, в середине увенчанный барабаном – как правило, восьмерик с луковичной главкой. Стены прорезаны узкими прямоугольными оконными проемами. Колокольня задумывалась как упрощенный вариант колокольни упомянутого собора Петра и Павла, с огромным шпилем…» |
Анна Комнина Книга VI 1. Как говорилось выше 594, Бриен овладел Касторией. Самодержец, стремясь изгнать его оттуда и захватить город, вновь созвал войско, снабдил всех воинов оружием, необходимым для осады и боя в открытом поле, и отправился по дороге к крепости. Расположение же той местности таково: имеется там озеро Кастория, в которое вдается мыс, расширяющийся к концу и завершающийся каменистыми холмами. На этом мысе сооружены башни и укрепления, похожие на крепостные, почему город и называется Касторией 595. Прибыв туда, император решил прежде всего обстрелять башни и укрепления из гелепол. Так как воины, не имея опорного пункта, не могли приблизиться к стенам, Алексей первым делом разбил лагерь, изготовил деревянные башни, соединил их железными цепями и из этих башен, как из укрепления, повел наступление на кельтов. Он установил у крепости гелеполы и камнеметные орудия и, не прекращая боя ни ночью, ни днем, разрушал стены. Защитники крепости очень стойко оборонялись и не отступали, даже после того как в стене была пробита брешь. Алексею не удалось достичь своей цели, и тогда он принял мужественное и вместе с тем разумное решение: одновременно напасть на врага с двух сторон: с суши и, посадив на корабли смельчаков, с озера. Но так как кораблей там не было, Алексей приказал погрузить на колесницы небольшие челны и по узкому молу доставить их в озеро. Император заметил, что по одному склону латиняне быстро поднимаются на холм, а на спуск по другому тратят больше времени. И вот он посадил на суда Георгия Палеолога вместе с отважными мужами, приказал ему пристать к подножиям холмов и по сигналу за спиной врага взойти на гребень, поднявшись туда по пустынной и более легкой дороге. Увидав же, что самодержец вступил на суше в бой с латинянами, Палеолог должен был как можно быстрее напасть на врагов: будучи не в состоянии сражаться на два фронта, они ослабили бы сопротивление на одном из флангов, и тогда их можно было бы легко одолеть. Георгий Палеолог пристал к берегу у упомянутого уже холма и остановился там с вооруженным войском; на высоком месте он поставил наблюдателя, который ждал условного сигнала императора, чтобы передать его Палеологу. |
Брест. Рождество-Богородицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь находится на Госпитальном острове Брестской крепости в черте города Брест Брестской области Беларуси. Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь расположен на месте мужского монастыря, основанного в 1480 году, на территории которого действовали две церкви: Богородицкая и во имя Животворящего Креста. В 1596 году монастырь был передан унии, но в 1633 году вновь возвращен православным. Монастырь упразднен в 1930-х годах, все ветхие здания снесены в связи с началом возведения крепости. Возрождение женского монастыря стало возможным лишь в 2001 году. От городских властей монастырь безвозмездно получил 2-хэтажное каменное здание полковой школы 84-го стрелкового полка и 88 соток земли. При монастыре действует Рождество-Богородичная домовая церковь, где совершаются регулярные Богослужения. Послушницами монастыря ведутся все хозяйственные дела, а также в стенах обители работают швейный цех и мастерские. http://www.guidebook.by/architecture/monastery/ Православный женский монастырь Брестской Епархии, расположенный на Госпитальном острове в Брестской крепости. Ранее остров назывался Волынское предместье, с середины XIX в. — Волынское укрепление Брестской крепости, в древности эта территория известна как Замуховечье. В южной части Волынского предместья г. Бреста издревле существовало два мужских православных монастыря — Рождества «Пречистое Богородицы» (впервые упоминается в 1480 г. — XVII-XVIII в.) и св. Симеона Столпника (XI-XV? — 1824 г.). Их точное месторасположение ко времени возрождения в 2001-2002 гг. современной женской обители не было известно. А решающим фактором возникновения её в том месте, где она сейчас располагается, стало наличие полуразрушенного здания на балансе Свято-Николаевского гарнизонного собора (с 1997 г.) — казематированного редюита середины XIX в. Это памятник военного зодчества, который составлял вторую линию обороны Брестской крепости. |
Ивангород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в крепости. Карта и ближайшие объекты Ивангородская крепость была заложена в 1492 году высочайшим повелением великого князя Московского, первого Государя Всея Руси Ивана III-ro. По тем временам крепость была одним из самых мощных укреплений, оберегающих западные границы Руси. В 1498 году внутри крепости строится деревянная Никольская церковь. В царствование Государя Иоанна Грозного на ее месте строится каменная церковь. В 1558 году рядом с Никольской возводится церковь во имя Успения Божией Матери с приделом-пристройкой Покрова Пресвятой Богородицы. Смотри также: Николая Чудотворца в крепости, церковь . Ивангородская крепость находится на берегу реки Наровы, на холме, называемом «Девичья гора», и названа так по имени основателя великого князя Иоанна Васильевича III. Церковь имеет два престола: холодный – во имя Успения и теплый на правой стороне - во имя Покрова. В теплом приделе антиминс новый. Освященный епископом Никанором 1830 г. сентября 19 и полписанный митроп. Серафимом. О перестройке придела в ведомостях Нарвского Преображенского собора за 1755 г. говорится: «При Ивагородской Успенской церкви была запустелая церковь во имя Покрова Богородицы и получено было дозволение, обновив сию, обратить в теплую, а 1755 г., по прошению, получен и св. антиминс.» Здешняя церковь была построена вместе с крепостью, а крепость построена в 1492 г. В формуляре крепости Нарвы сказано: « По воле вел. кн. Иоанна Васильевича III в 1492 г. построен Ивангород, крепкий замок, с тройною к реке стеною… Построение начато выписанными из лучших краев мастерами в день св. Троицы и окончено в день Успения Пресвятой Богородицы. Внутри замка построена церковь св. Николая чудотв., а потом Успения Пресвятой Богородицы». Церковь Ивангородская квадратная. С севера, запада и юга она окружена каменною крытою галереей; с востока находятся три полукружия алтаря. С запада к галерее и алтарю примыкает каменный храм Успения Божией Матери, а над ним колокольня. Церковь в длину 2 саж., в ширину – 8 саж. 1 арш., высота до креста 15,5 саж., ширина пристройки 3 саж. 1 арш. Стены церкви сплошные, сложены из местной плиты, на известковом растворе… Стены сохраняют первобытный вид; связи стен железные. Наружные стены гладкие, оштукатурены и выбелены. Карниз сделан из выдающейся плиты, «теремки» под карнизом полукруглые. |
Тула. Кремль. Кремль. Действует. Год постройки:Между 1514 и 1521. Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, д. 8. Координаты: 54.19451, 37.619185 Изменить описание объекта Храмы на территории кремля: Собор Богоявления Господня Собор Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Впервые упоминаемый в Никоновской летописи под 1146 г., город Тула, вероятно, еще в IX-XI вв. был одним из укрепленных поселений вятичей. Наверное, от тех стародавних времен дошло до наших дней «старое городище» при впадении речки Тулицы в Упу. Тулица, видимо, и дала название городу, хотя по Далю старинное толкование слова «Тула» означает «скрытое, недоступное место, затулье, притулье для защиты». Топоним с таким значением также мог послужить названием для города. В земле вятичей самостоятельного княжества не образовалось. Эти территории входили во владения сначала черниговских, а позднее рязанских князей. Вот почему упоминания о небольшом вятичском укрепленном поселении Тула, расположенном вдали от политических центров Руси, не попадают в летописи, и начальная история города на протяжении двух столетий нам не известна. Наверняка Тулу не миновало страшное Батыево нашествие. Мы знаем лишь, что спустя столетие ею владели баскаки царицы Тайдулы. В 1382 г. рязанский князь Олег по договору передал Тулу Москве, а через столетие город окончательно вошел в состав Московского государства. В начале XVI в. резко обострилась обстановка на юге страны. После смерти Ивана III крымский хан Менгли-Гирей превратился в злейшего врага Москвы. В 1507 г. Василий III повелел построить крепость на печально известном Муравском шляхе, главной дороге, по которой осуществлялись вторжения крымчаков. Прежние укрепления при впадении Тулицы в Упу не были достаточно надежными, в связи с чем новую крепость перенесли с правого берега Упы на левый, менее затопляемый в половодье. Низинные берега Упы, речки Хомутовки и топкой Ржевской гати не служили естественным препятствием для врага. Однако крепость срубили именно здесь, в месте пересечения единственной в этих местах крупной реки Упы с Муравским шляхом. Причем построили ее не на северном берегу, под защитой реки, а на южном, на территории необжитого Дикого поля, что может свидетельствовать о далеко идущих планах Москвы по освоению степных просторов. Новая крепость должна была не просто вести пассивную оборону, но проводить активную наступательную борьбу под защитой крепких каменных стен. |
Церкви Кронштадтские Общий Очерк Кронштадт, укрепленный портовой город, с военною и купеческою гаванями, находится на Финском заливе, на острове, отстоящем в 46 верстах от Петербурга и в 7 верстах от Ораниенбаума. Остров называется Котлин. С 1323 по 1617 год остров этот был пограничным урочищем России с Швецией и не имел никакого населения; в 1617 году уступлен шведам, а при Петре 1, вместе с Ингерманландией, присоединен к России. Петр 1, основав Петербург, повелел князю Меньшикову воздвигнуть укрепление на отмели, лежащей с южной стороны Котлина, с целью оградить столицу от неприятельских вторжений со стороны моря. Укрепление это, по модели, сделанной самим Петром в Воронеже, было воздвигнуто в ту же зиму и названо Кроншлотом. Но когда укрепление это не могло удержать шведов, пытавшихся пройти к столице с северной стороны острова Котлина, то Петр, в 1710 г., повелел построить другую, более обширную крепость на острове. План Петра выполнял капитан–командор Лен; рабочими были пленные шведы и гвардейские солдаты. К 1720 г. были окончены военная и купеческая гавани, стали строиться отдельные укрепления, дома вельмож и служащих. Город назван Кронштадтом (венец–город). При преемниках Петра город постепенно распространялся, народонаселение в нем увеличивалось, а укрепления особенно возвысились в царствование Николая 1 и Александра 2. Начало развития и процветания православной церкви в Кронштадте шло параллельно с началом и развитием города, как военной и купеческой гавани. Для населения кронштадтского, довольно многочисленного, необходимы были молитвенные дома. А так как население это имело быт не хозяйственный, оседлый, а более – казенный и преимущественно устраиваемый по воле военного начальства, то и устройство здешних церквей имело характер административно военный. Большая часть церквей города Кронштадта были полковые, домовые и вообще – казенные. Приходских церквей была одна – это собор св. Андрея Первозванного, сперва деревянный и только с начала нынешнего столетия – каменный. За то в Кронштадте всегда было очень много церквей разных иностранных исповеданий. Самое население Кронштадта всегда было слишком смешанное. И в настоящее время православные составляют здесь меньшинство и точное определение количества жителей православных может быть сделано не на основании епархиальных актов, а – по источникам гражданского ведомства. 1) Кронштадтский Андреевский собор |
1. Кто говорит другому: то делай, а этого не делай, говорит, конечно, человеку, который может то сделать, а это не сделать. Но кто говорит это к такому, который не может ни того, ни другого, тот не всуе ли говорит такие слова? Сказал Господь ученикам Своим: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Итак, первое, что дано, это есть очищение и сила чрез святое Крещение. И потом уж говорит Господь: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ). Итак, всякий, кто, не укрепившись прежде силою святого Крещения, возьмется творить заповеди Христовы, всуе будет трудиться. И кто тому, кто не укреплен силою святого Крещения, повелевает исполнять заповеди Христовы, буй есть и слепец. Ибо прежде надлежит его укрепить в духе благодатию Христовою, очищающею душу чрез святое Крещение, и тогда уже давать исполнять и заповеди. Ибо как возможно, чтобы земля, исполненная терний и волчцов, прияв чистое семя, не заглушила его? Но божественное Крещение Христово имеет великую силу – тех, которые не крещены и удободвижны на зло, делать неподвижными на зло, как только окрестятся. Или если и не делаются они тотчас такими неподвижными, но всячески делаются неудободвижными. Это и есть знамение силы, какая приемлется от святого Крещения. Оно делает их еще удободвижными на добро, как бы ангелами, сильными крепостию, творящими волю Божию ( Пс.102:20 ). По сей же причине Христос Господь даровал и божественную Кровь Свою, чтоб верующие в Него причащались ее, и чрез то делались причастными божественного естества, как причащающиеся Божией Крови, и потом, как уже божественные и имеющие крепость божеской силы, чтоб жительствовали по совершенному закону Евангелия Христова и творили волю Божию, как сильные крепостию. Если теперь верующий во Христа и исповедающий Его, после того как укреплен стал такою силою и получил возможность творить закон Христов, презрит его и не станет жить по воле Божией, то да ведает таковый, что он отрекся от Христа, как, по слову Апостола, Сына Божия поправый и кровь заветную скверну возмнивший ( Евр.10:29 ). |
Меджибож. Церковь Николая Чудотворца. Церковь. Действует. Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1500 и 1600. Адрес: Украина, Хмельницкая область, Летичевский район, поселок городского типа Меджибож Координаты: 49.436522, 27.412015 Проезд:На территории Меджибожского замка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Замковая церковь, возведенная посреди двора между XVI-XVII веками. Изначально это был костел, построенный сыном Николая Сенявского – Рафалом на месте более древнего храма. В периметре здание – это прямоугольное однонефное строение из известняка, с преобладанием готических элементов, и шатровой крышей, венчанной маленькой круглой башенкой. Здание претерпевало архитектурные изменения, продиктованные религией в ней исповедуемой (в разное время католицизм, православие и мусульманство), а так же пожеланиями владельцев, но от его первоначального вида в нём сохранились фундамент с криптой (под полом костела). После возвращения Подолья в лоно Российской империи храм был переосвящён и стал православным – церковью Николая Чудотворца. После раскола Украинской Православной Церкви храм отошел к Киевскому Патриархату. И хотя его реставрация в настоящее время еще не окончена, в нём с 2005 года на регулярной основе проводятся службы. Источник: статья на сайте kvoku.org Меджибожский замок в небольшом селе Меджибож, на сегодняшний день славится прежде всего своим крепостным укреплением, замковыми стенами с башнями и внутренними строениями, а также небольшим Свято-Никольским храмом. Интересно, что это укрепление считается древнейшим на Подольских землях. На месте крепости ещё в XII веке стояло деревянное укрепление с земляными насыпями, которое в 1241 году было полностью разрушено в результате монголо-татарского нашествия. Существовала ли в каком либо виде на территории Меджибожской крепости тогда христианская церковь - точно не известно. Хотя можно предположить, что мощная крепость, с которой считалось могущественное Галицко-Волынское княжество, вряд ли могла обходиться без собственной святыни. То же самое утверждение актуально и для периода правления князей Кориатовичей, которые вошли в историю Древней Руси как одни из преданных поборников православия. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЙОРК [англ. York; лат. Eboracum; древнеангл. Eoforwic; древнесканд. Jorvik], город на севере Англии (графство Норт-Йоркшир), на р. Уз, в средние века кафедра католического архиеп-ства; с 1531 г. резиденция англикан. архиепископа. Древнейшие стоянки людей на месте совр. Й. датируются 8000-7000 гг. до Р. Х. На территории города обнаружены клады и захоронения эпохи бронзового и железного веков. После завоевания Британии римлянами на месте совр. Й. располагалась крепость Эборак (Эбурак). Ее строительство было начато в 71 г. Квинтом Петилием Цериалом, легатом IX легиона (Legio IX Hispana) (впосл. наместник рим. пров. Британия (71-74)). Впервые о крепости упоминается в документах на деревянных табличках рубежа I и II вв., найденных при раскопках в рим. крепости Виндоланда (графство Нортамберленд). Первоначальные земляные укрепления впосл. были заменены деревянными, а в нач. II в.- каменными стенами. Вокруг крепости возникло крупное поселение. В 122 г. крепость посетил рим. имп. Адриан (117-138); в 211 г. в Эбораке умер имп. Септимий Север (193-211), готовивший военный поход против пиктов (осуществлению планов помешала смерть императора). В нач. III в., при Септимии Севере или при его сыне имп. Каракалле (211-217), Эборак получил статус рим. колонии (Colonia Eboracensis) и столицы новообразованной пров. Н. Британия (Britania Inferior). В 306 г., во время военной кампании против пиктов, здесь скончался август Констанций I Хлор, после чего воины провозгласили императором его сына св. равноап. Константина I Великого . В нач. IV в. Н. Британия была разделена на провинции Флавия Цезарейская (Flavia Caesariensis) и Вторая Британия (Britania Secunda). Границы провинций и их расположение остаются предметом дискуссий, однако известно, что Эборак был столицей одной из них (ср.: Bury. 1923/1925; Birley. 1981; Mann. 1996). О существовании в городе христ. общины свидетельствует упоминание среди 3 брит. епископов, принявших участие в Арелатском Соборе 314 г., «епископа Эбория из города Эборака» (Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnholti, 1963. P. 14-22. (CCSL; 148)). Др. сведений о христианах в Эбораке в рим. эпоху нет. |
Ростов-на-Дону. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском сквере. Покровский храм Церковь. Действует. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2005 и 2007. Архитектор:Г.А. Шевченко Ссылки: Адрес: Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Большая Садовая ул., д. 113Б Координаты: 47.225798, 39.732131 Проезд:Общественным транспортом, идущим по ул. Большой Садовой до остановки " Музыкальный театр " , " Крепостной " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История первого Покровского храма берет начало в крепости Святой Анны. Это военное укрепление было построено в 1735 году на Васильевских буграх близ столицы Войска Донского – г.Черкасска (ныне станица Старочеркасская) для защиты таможенной заставы от турок. К середине XVIII века, затопляемая в весенние разливы Дона, крепость потеряла свое стратегическое значение. Комендант Сомов, переведя гарнизон на правый берег Дона, кроме имущества и вооружения определил перенести на новое место Покровскую церковь как важную духовную защиту русского воинства. Храм разобрали на бревна, пронумеровав каждое, и перевезли весь строительный материал на бударах (грузовая лодка) в крепость св. Димитрия Ростовского. Место первой церкви-часовни было определено летом 2003 года в северо-восточном партере Кировского сквера археологической экспедицией Ростовского регионального отделения ВООПИиК (руководитель – П.А. Ларенок). Не исключено, что в этом месте был расположен и построенный рядом второй деревянный Покровский храм, называвшийся соборным до начала XIX века. Устройство второй Покровской церкви происходило под надзором обер-коменданта генерал-майора Семена Гурьева. В 1781 году он ходатайствовал перед архиепископом Словенским и Херсонским Никифором «о разрешении устроить новую, более обширную церковь, вместо ветхой». В 1782 году разрешение от духовной консистории было получено. Через два года строительство соборного храма было завершено. Второй Покровский храм действовал сто одиннадцать лет. Он был первым соборным храмом крепости, а позднее, в связи с новым административным делением, и Ростовского уезда, названного по имени крепости. Второй Покровский храм просуществовал до 1917 года. Свидетельство о том, что здание церкви было сломано в этот год, сохранилось в книге историка Н.Лаврского «Черкасск и его старина», изданной в 1917 году. Создание третьего Покровского храма возглавил его староста и ктитор – известный ростовский купец Георгий Гаврилович Пустовойтов, пожертвовавший на строительство церковного здания огромный капитал. Городская Дума своим решением выделила под строительство церковного здания 740 квадратных сажен городской земли, включая часть сквера. |
| |