Ок. четверти собрания составляют книги Свящ. Писания, творения отцов Церкви и богослужебные рукописи, датируемые преимущественно XVI-XVII вв. Среди них велика доля певч. рукописей крюковой нотации XVII-XX вв. (ок. 100). Наиболее ранними являются Апостол-апракос 2-й пол. XIV в. рус. извода (РГБ. Ф. 98. 18) и Евангелие-апракос кон. XIV - нач. XV в. рус. извода (Там же. 108). Др. значительную часть коллекции составляют рукописи патристического, богословско-учительного, аскетического, полемического содержания, памятники древнерус. оригинальной и переводной лит-ры. В этой группе выделяется новгородское Учительное Евангелие 2-й четв. XVI в., украшенное миниатюрами, инициалами и заставками работавших позднее (после 1548) в Кремле мастеров. Из царской мастерской, несомненно, происходит и т. н. Егоровский сборник, содержащий 330 великолепных миниатюр (Там же. 1844), сборник имеет тесную связь с Лицевым летописным сводом, создававшимся кремлевскими мастерами в Александровой слободе после переезда туда царя. В числе древнейших книг этой группы - Лествица прп. Иоанна Лествичника серб. извода кон. XIV (?) - нач. XV в. (Там же. 380). Особо ценным является список 30-х гг. XV в. «Памяти и похвалы князю Владимиру» Иакова Мниха , в к-ром отразились черты древнейшего рус. летописания XI в. В собрании много Житий рус. и южнослав. святых, а также сказаний об иконах Божией Матери в разновременных списках. Среди старообрядческих сочинений, большей частью написанных в поморском согласии , присутствуют 2 первоначальных, поданных властям экземпляра «Поморских ответов» , подписанных 9 представителями Выголексинского общежительства во главе с Даниилом Викулиным , а также большое число списков этого сочинения XVIII-XIX вв. Неск. списками представлен и др. важный старообрядческий памятник - «Дьяконовы ответы» . Коллекция включает старообрядческие сочинения исторического (в т. ч. значительное число списков «Истории о зачале Выговской пустыни» И. Ф. Филиппова , «Истории об отцах и страдальцах соловецких» и «Винограда Российского» Семена Денисова (см. Денисовы )), житийного, эсхатологического содержания, полемические произведения, в т. ч. труды учителей старообрядчества.

http://pravenc.ru/text/189529.html

Беседы Григория Двоеслова на Евангелие (Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская школа), середина XIII в.; РНБ. Погод. 70) Беседы Григория Двоеслова на Евангелие (РНБ. Погод. 70). Иисус Христос, святитель Григорий Двоеслов и мученик Евстафий Плакида Содержащаяся в рукописи миниатюра изображает Господа Иисуса Христа с предстоящими святыми – Григорием Двоесловом и мучеником Евстафием Плакидой. Евангелие (Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская школа), середина XIII в.; ГТГ. 5348) Галицкое Евангелие (ГТГ. 5348). Евангелист Галицкое Евангелие (ГТГ. 5348). Евангелист Один из удачных примеров «позднекомниновского маньеризма». Галицкое Евангелие (ГТГ. 5348). Евангелист Галицкое Евангелие (ГТГ. 5348). Евангелист К сожалению, начиная с XIV века, Южные и Западные районы Руси перестали в полной мере воспринимать византийскую традицию, так как на несколько столетий подпали под влияние католицизма. Спасское Евангелие апракос (Ростов, середина XIII в.; Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. 15690) Спасское Евангелие (Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. 15690) Эта рукопись является несомненным списком рукописи более древней, восходящей к изысканной комниновской манере письма. Переписчик, как нам кажется, не разгадал виртуозную стилизацию греческого художника. Из-за этого перерисованные фигуры и в особенности лики евангелистов выглядят не просто статично, но и неестественно искаженными. Уваровская кормчая (Новгород, вторая половина XIII в.; ГИМ. Увар. 124) Уваровская кормчая (ГИМ. Увар. 124) Этот сборник канонов содержит миниатюру с изображением двух безымянных святителей, венчаемых Самим Христом. Симоновское Евангелие апракос (Новгород, 1270; РГБ. Рум. 105) Симоновское Евангелие (Рум. 105). Евангелист Матфей Одно из самых замечательных произведений средневековой книжной культуры. Написано писцом Георгием по заказу инока новгородского Юрьева монастыря Симона. Святые евангелисты изображены в полный рост в плоскостной, практически фресковой манере, которая роднит эти миниатюры с каппадокийскими и южно-италийскими рукописями.

http://pravoslavie.ru/30762.html

Между 1495 и 1505 гг. З. был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Мнение А. Г. Боброва о 2-кратном (в кон. 70-х - 80-х гг. XV в. и после 1495) настоятельстве З. на Хутыни ( Бобров. 1996. С. IX-X; Он же. 2003. С. 148-152) представляется необоснованным (исследователь исходит из маловероятного тезиса о письменной фиксации Пахомием Логофетом преданий, восходящих к отцу З. игум. Сергию). Продолжительность игуменства З. в Хутынском мон-ре надежно не определяется. Последнее упоминание о нем как о настоятеле датируется не позднее весны 1509 г. Оно содержится в одной из редакций «Видения хутынского пономаря Тарасия (Прохора)», где сказано, что З. услышал рассказ непосредственно от визионера и сообщил о нем архиеп. Серапиону ( Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 465; Она же. Сказание. С. 142), к-рый по приказу вел. кн. Василия III Иоанновича был «поиман» и отправлен из Новгорода в Москву в мае 1509 г. (см.: Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 109-110). «Видение...» датировано в тексте 1505 г., однако описанные в нем бедствия (мор и пожар) происходили в Новгороде в 1506-1508 гг. Свидетельства за предположение или против предположения о том, что уход З. из игуменов Хутынского мон-ря связан с низведением с Новгородской кафедры архиеп. Серапиона, отсутствуют. В бытность настоятелем на Хутыни (вероятно, ближе к началу своего игуменства) З. выдал недатированную грамоту игумену и братии Корнилиева Палеостровского монастыря о разрешении рыбной ловли на р. Челможе ( Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957. М., 1958. С. 459; Янин. 1991. С. 265; Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 466-467; Она же. Сказание. С. 143-144). Этим, несомненно, объясняется включение имени З. в синодик обители (ИРЛИ. Отд. пост. Оп. 23. 53. Л. 59). Ко времени настоятельства З. (1505-1507) относится еще одна его рукопись - Евангелие-апракос (РГБ. Музейное собр. 8619). В 1523 г., на склоне лет, З. жил в Коневецком в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , где переписал еще одно Евангелие-апракос (РНБ. НСРК. F. 299).

http://pravenc.ru/text/182529.html

С 1292 г. вместе они вмешивались в военную междоусобицу соседних с ними польск. Пястов, поставив под свой контроль Люблинское воеводство, где проживало смешанное население и были правосл. церкви. Л. Д. соблюдал толерантность в религ. вопросах, активно приглашая к себе на службу и на жительство в свои владения католич. население из Центр. и Вост. Европы. Во Львове под патронатом Констанции, жены Л. Д., был основан доминиканский храм во имя св. Иоанна Предтечи. В 1297 г. он упоминается уже как мон-рь, находящийся на княжеском дворе («in curia principis»). В кон. XIII в. Л. Д. продал католику Иоанну должность «войта в Перемышле вместе с каменным храмом св. Николая» ( Флоря. Исследования. 2007. С. 221, 309). В правление Л. Д. продолжалось книгописание. В составе Волынского летописца кн. Владимира Васильковича в переработанном виде сохранились фрагменты предшествующего ему летописца, основное внимание к-рого было уделено деятельности Л. Д. ( Пашуто. 1950; Он же. 1959). 12 февр. 1265 г., в 1271, 1282, 1288, 1293 или 1299 гг. «при Лвове княженьи и с(ы)на его Юрья, при ихъ тишине, хваля ихъ съдоровье» (РНБ ОР. F.n.I.64. Л. 175в) пресв. Георгий переписал полное Евангелие-апракос. 15 окт. 1282 г. попович Евсевий из ц. св. Иоанна, расположенной в Перемышле или Холме, закончил переписку краткого Евангелия-апракос древнерус. извода (с чертами южнослав. протографа), «коли ся женило Горгии князе, а о(те)ць емоу (т. е. Л. Д.- А. К.) в Оугры ходило, тогда скончашася книги сия» (РГБ. Ф. 178. 3168. Л. 62в). По-видимому, Л. Д. был причастен к развитию культа прп. Онуфрия Великого в Юго-Зап. Руси. Во 2-й пол. XIII в. в честь этого святого была основана обитель в домениальном владении вел. князя - г. Львове, а в 1291 г. еще одна - в Лаврове ( Mironowicz A. Košcio prawosawny w dziejach dawnej Rzeczypospolitej. Biaystok, 2001. S. 41). Мнение некоторых исследователей, что Л. Д. был крещен в честь этого святого, оспаривается в историографии ( D browski. 2008. S. 353). В «Списке русских городов дальних и ближних» отмечалось, что в г. Самборе, входившем в состав Перемышльской епархии, «лежить святыи Ануфреи» (ПСРЛ. Т. 3. С. 476). Близость Л. Д. Перемышльской епархии подтверждают события 1288 г., когда его послом к владимиро-волынскому кн. Владимиру Васильковичу был Перемышльский еп. Мемнон (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 912-914).

http://pravenc.ru/text/2463291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие от Луки. Миниатюра из Добрилова Евангелия. 1164 г. (РГБ. Рум. 103. Л. 106) Евангелие от Луки. Миниатюра из Добрилова Евангелия. 1164 г. (РГБ. Рум. 103. Л. 106) (РГБ. Рум. 103), апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. Написано в 1164 г. диак. ц. св. Апостолов Константином, «а мирьскы Добрило», для свящ. ц. Иоанна Предтечи Симеона. Д. Е. представляет собой пергаменный кодекс из 270 л. размером 24,5×19,7 см, написано уставом в 2 столбца. В научной лит-ре практически общепризнано южнорус. (с большой степенью вероятности галицко-волынское) происхождение кодекса ( Малкова. 1963; Тихомиров. 1965. С. 123-124). Встречающееся в работах XIX - нач. XX в. мнение о новгородском происхождении рукописи (обзор мнений см.: Там же. С. 124-125) основано на факте безусловного существования в Новгороде в XII в. храмов, посвященных св. апостолам и св. Иоанну Предтече, и на якобы исключительно северорус. форме мирского имени писца, однако эта т. зр. не подтверждается данными орфографии. Кодекс целиком (за исключением неск. киноварных заголовков) написан одним писцом - Добрилом, который был, очевидно, профессиональным каллиграфом. В позднейшее время текст, затертый от регулярного использования, был наведен (со значительным искажением букв) более чем на 30 страницах. «Выходная» запись писца на л. 270 об. сильно пострадала от того, что длительное время лист был приклеен к бумаге, в XIX в. лист подвергся воздействию реактива, примененного для прочтения записи. В типологическом отношении Д. Е. принадлежит к мстиславовскому классу того же типа полноапракосного Евангелия ( Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 286). Рукопись украшена 4 полихромными миниатюрами с изображениями пишущих евангелистов, помещенных в интерьере увенчанных крестом однокупольных храмов, на кровлях которых сидят павлины. «Простоватые миниатюры» Д. Е. «несут на себе особую прелесть широкого рисунка и свободного письма провинциального мастера» ( Попова. 2003. С. 266). Судя по надписям на миниатюрах, их выполнял специально приглашенный художник. Д. Е. также украшают киноварные заставки жгутового плетения, многочисленные инициалы тератологического стиля и плетеные, с элементами тератологии.

http://pravenc.ru/text/178646.html

К произведениям классицистического визант. круга относится Евангелие-апракос (ГИМ. Муз. 3651, посл. треть XIV в.), в котором использован редкий иконографических извод - евангелисты изображены в полный рост, они пишут тексты на спускающихся с небес свитках. С экспрессивным направлением визант. искусства можно соотнести Псалтирь Иоанна Грозного (РГБ. Муз. 8662, кон. XIV в.), миниатюры которой с изображением псалмопевцев, прор. Давида и Асафа, близки к образам в стенописи новгородской ц. Феодора Стратилата на Ручью. Местная традиция сказывается в иллюстрациях 2 Прологов кон. XIV - нач. XV в. (РНБ. Погод. 59 и РГАДА. Ф. 381. Тип. 162), а в некоторых рукописях 80-х гг. XV в.- напр., в Евангелии-тетр из собр. Першина (ИРЛИ) - она соединяется с искусством, близким к московскому. В новгородской книжности 2-й пол. XIV в. сохранились уникальные памятники, иллюстрирующие житийные и иные тексты, в т. ч. Сказание о Борисе и Глебе из Сильвестровского сборника (РГАДА. Ф. 381. Тип. 53), в к-ром миниатюры, напоминающие клейма житийных икон, размещены попарно и чередуются с текстом. Дошедшие до наших дней лицевые рукописи XV в. демонстрируют наличие разнообразных стилистических оттенков и прототипов - византийских, южнославянских и московских, а также сохранность местной традиции. Использование бумаги вместо пергамена, удешевившее процесс изготовления, сочетается с дальнейшим созданием пергаменных рукописей - Шереметевское Евангелие (ГИМ. Син. 364, 30-40-е гг. XV в.) и Евангелие-апракос 1468 г. (Московский обл. краеведческий музей, Истра). Оба манускрипта находят близкие аналогии с памятниками московского искусства. Иллюстрации Евангелия из собрания графини Е. Г. Шереметевой отличаются прозрачностью живописи, повышенной эмоциональностью, вдохновенностью ликов и хрупкостью лиричных образов, как и в Евангелии 1468 г., к-рое было создано для Никольского Островского мон-ря по заказу одного из представителей архиепископского двора и в XVII в. вывезено в Новоиерусалимский Воскресенский мон-рь по благословению патриарха Никона (Минова).

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЕ ФЕДОРА КОШКИ Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий-апракос (полный). Написана на пергамене уставом в 2 столбца (1°, 131,7×22,5 см, 227 л.), помещена в серебряный драгоценный оклад; происходит из ризницы Троице-Сергиевой лавры, где хранилась под 1 (ВКТСМ. С. 149). В тексте летописи по краям оклада Е. Ф. К. указаны дата создания и имя заказчика: «В ле[то] 6900 (1392.- Ред.) м[еся]ц(а) м(а)рт(а) индикта 31 оковано бы[сть] е[уангели]е се при велицем князе Вас[и]льи Дмитриевич(и) Всеа Рус(и) при пре[ос]в[я]щ[ен]н[о]м Киприя[не] митрополи[те] Киевском Всея Ру[си] повеленьем раб(а Бо)жья Федора Андреевич[а]». А. И. Яцимирский сомневался в точности надписи, считая ее неоконченной, без указания единиц и десятков даты, с ошибочным упоминанием индикта ( Яцимирский. 1904. С. 117). В. К. Трутовский первым отождествил «раба Божья Федора Андреевича» с боярином Федором Андреевичем Кошкой, служившим при вел. князьях блгв. Димитрии Иоанновиче Донском († 1389) и его сыне Василии I (1389-1425) ( Трутовский. 1915. С. 297-299). Он также подверг сомнению правильность надписи, поддержав предположение об отсутствии или о пропуске обозначений единиц и десятков, что допускает датировку оклада ок. 1392-1401 гг. О значительности фигуры Федора Кошки, бывшего одним из душеприказчиков вел. князя, свидетельствует его присутствие наряду с прп. Сергием Радонежским при подписании т. н. 2-й духовной грамоты кн. Димитрия между 13 апр. и 16 мая (ДДГ. 12. С. 33-36). Возможно, создание рукописи носило обетный характер (не исключено, что в соответствии с пожеланием вел. князя). С. Б. Веселовский видел в нек-рых изображениях на окладе святых, соименных семейству Кошки ( Веселовский. 1969. С. 146).

http://pravenc.ru/text/180925.html

Б. владел также собранием старинных книг кириллической печати и богатой коллекцией икон на досках и шитых икон. Большую ценность имеет принадлежавшая Б. шитая икона «воздух» с изображением Нерукотворного образа Спасителя, предстоящих, ангелов и избранных святых, изготовленная в 1389 г. Б. располагал также небольшим собранием книжных гравюр, к-рое он составил гл. обр. путем изъятия их из ветхих и дефектных экземпляров печатных книг, поступавших к нему в антикварную лавку. Это собрание Б. продал исследователю печатной графики Д. А. Ровинскому . Во 2-й пол. 40-х гг. Б. активно способствовал признанию рус. старообрядцами-поповцами новоучрежденной Белокриницкой иерархии , сам присоединился к белокриницкому согласию. Б. похоронен на Рогожском кладбище (могила не сохранилась). После Октябрьской революции 1917 г. антикварная фирма Большаковых закрылась, последним ее владельцем был Н. С. Большаков († после 1938), внук Б. С. Т. Большаков. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) С. Т. Большаков. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) После смерти Б. его сын Сергей Тихонович предложил отд-нию рукописей и старопечатных книг новообразованных Московского Публичного и Румянцевского музеев приобрести у него собрание рукописей отца, причем часть рукописей отдавалась бесплатно. Хранитель отд-ния А. Е. Викторов отобрал 435 номеров рукописей, к-рые и были приобретены музеями и получили первые номера Музейного собрания славяно-русских рукописей (1-435). В 1953 г. фонд Б. был выделен из Музейного собрания, в 1982 г. к фонду дополнительно были присоединены 3 рукописи, зарегистрированные ранее в Музейном собрании. Древнейшими рукописями фонда Б. являются 2 пергаменных списка Евангелия-апракос XIV в. 17, 434). Ок. 1/4 фонда составляют богослужебные книги XIV-XIX вв., свыше 1/3 богослужебных книг - нотированные, большинство имеет крюковую нотацию, древнейшая - Ирмологий XV в. 386). Наиболее замечательной рукописью житийного раздела и всей коллекции в целом является уникальное лицевое житие свт. Николая Мирликийского 15, XVI в.), к-рое в 1882 г. было издано ОИДР. В собрании Б. находится множество житий севернорус. святых. В составе фонда имеется большое количество оригинальных и переводных повестей, сказаний, ряд рус. летописей и хронографов, сочинения прп. Максима Грека, в т. ч. с его правкой 285), и др. церковных писателей. В фонде содержится немало апокрифических сочинений. Значительное место в собрании занимают архивные материалы XVII-XVIII вв.: документы вологодского архиерейского дома и вологодских мон-рей, земельно-имущественные материалы отдельных рус. помещиков XVII в. и др. Богато представлена богословско-учительная лит-ра (в списках XV-XIX вв.). К числу древнейших рукописей этой группы относятся «Лествица» Иоанна Синайского 289, 1412 г.) и Слова Исаака Сирина 424, XV в.). В собрании имеется множество старообрядческих рукописей, в основном XVIII в., рукописей учебного и научного характера, преимущественно XVII-XVIII вв., сборников смешанного содержания XV-XX вв.

http://pravenc.ru/text/149709.html

В 1522 и 1525 гг. Г. участвовал в церковных Соборах. На Соборе 1525 г. в ходе обсуждения позиции прп. Максима Грека в вопросе о каноничности поставления Московских митрополитов рус. епископами прп. Максиму напоминали, что «также и архимандрит Герасим симановской и иные многие речи на тобя сказывали с очей на очи с тобою, и ты тогда того запрелся» (СГГД. Т. 1. 149, 154; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 111). Во время настоятельства Г. в Симонов мон-рь перешли бывш. насельники Волоколамской обители Досифей (Топорков) и Иона Голова (Пушечников) (после февр. 1522, когда на митрополичий престол был поставлен настоятель Волоколамского мон-ря Даниил ), в Симоновом мон-ре жил старец-кн. Вассиан (Патрикеев) , пришедший туда почти одновременно с Г.- ок. 1509 г. Перепиской книг Г. занимался в Волоколамском мон-ре. В описях обители 1545, 1573 и 1591 гг. перечислены созданные Г. рукописи: Евангелие апракос, Устав, Октоих 5-го гласа, Триодь (по описи, существовали 2 списка: один - письма прп. Иосифа Волоцкого, другой - созданный Г.). Сохранилась упомянутая в описях Следованная Псалтирь, «Кипреянов перевод», письма Г.- РГБ. Ф. 113. 152 (конволют кон. XV - 20-х гг. XVI в.; почерк Г.- Л. 1-239 (по Плигузову - Л. 240-454 об.)), являющаяся копией Псалтири митр. Киприана (РГБ. Ф. 173/I. 142). Копия была сделана для монастырской б-ки, в записи отмечено: «А по келиамъ ея не даютъ, а держатъ ея на свидетельство» (Л. 454). Рукопись представляет интерес также тем, что сохранила следы работы прп. Максима Грека: в конце ее (Л. 454 и 455 об.), на свободных от рус. письма местах его рукой заостренной деревянной палочкой (каламом) процарапан значительный по объему греч. текст, по-видимому из 109-го псалма, однако здесь он имеет значительные отличия от текста, представленного рукописной традицией греч. Псалтири ( Фонкич Б. Л. Максим Грек - узник Иосифо-Волоколамского мон-ря// Он же. Греч. рукописи и док-ты в России в XIV - нач. XVIII в. М., 2003. С. 85-88). Рукой Г. написана значительная часть Псалтири РНБ. F. I. 11 (Л. 1-146 об., 196-593 об., запись на 593 об.).

http://pravenc.ru/text/164577.html

Вероятно, в 1-й пол. XVI в. было сформировано основное книжное собрание Е. м. Сохранилась опись б-ки Е. м. в составе писцовой книги Г. И. Мещанинова-Морозова и И. В. Дронина 1584-1585 гг. (в списках XVIII в.; РГАДА. Ф. 1209. Кн. 830; см. также: Французова Е. Б. Мат-лы для реконструкции книжных собраний 2 центров письменности Псковской земли XVI в.//АЕ за 2003 г. М., 2004. С. 336-343). Среди рукописных книг Е. м. упомянуто неск. Евангелий, в т. ч. напрестольное апракос в сребропозлащенном окладе басменного тиснения, богато украшенном жемчугом, хрусталем, яхонтом и проч., 3 толковые Псалтири, 3 книги Номоканона, 2 Палеи, Стихараль, Ирмологии, Минеи, Служебники, Прологи, Жития св. Андрея Юродивого, свт. Иоанна Златоуста, «Житие Григория Омиритского и Прение с Герваном-еретиком», «Житие и мучение святых жен», «Житие трех святителей», неск. Печерских патериков, Скитский патерик, «Христианская топография» Космы Индикоплова, книги «Панагирик, в начале Как Адам создан бысть», «Плен Иерусалимский», «Златоструй», «Маргарит», книги свт. Григория Богослова («одна на бумаге, а другая на хоратье»), свт. Василия Великого, свт. Кирилла Иерусалимского, прп. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Феодора Студита и др. В РГБ сохранились списки «Слов постнических» прп. Исаака Сирина, «Слово постническое» прп. Максима Исповедника, «Слово о Христе и антихристе» сщмч. Ипполита Римского и послание к еп. Кириаку свт. Иоанна Златоуста, переписанные в 70-х г. XV в. в Е. м. «по повелению старца Евфросина» иноком Игнатием (РГБ. Пискар. Ф. 228). В собрании Псковского музея-заповедника находятся хранившиеся в Е. м. рукописные книги: Минея служебная, янв. (1-я четв. XVI в.; 10 л.; полуустав), Синодик Спасо-Великопустынского мон-ря (1-я пол. XVIII в.; 37 л.; полуустав и скоропись), Триодь (XVIII в.; полуустав), Часовник (XVIII в.; 298 л.; полуустав), а также печатное Евангелие Толковое (М., 1698), согласно надписи вложенное в Е. м. в 1705 г. подьячим Гурием Дерковым. Сохранилось также несколько выписей из писцовых книг 30-80-х гг. XVII в. (ПИАМ. Древлехранилище. Ф. 242). Братия

http://pravenc.ru/text/189691.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010