В самом деле, ведь это и есть то, что мы читаем у апостола Павла: Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут . Стихи 40–41: Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две [будут] мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется . — Тогда, — говорит Он, — будут двое на поле, это когда в день кончины и суда будут найдены двое людей, одинаково исполняющих одну и ту же работу и сеющих как будто одно и то же семя, но не одинаково получающих плоды своего труда. Также будут две женщины, мелющие вместе; но одна схватывается, другая оставляется. Под двумя людьми, проводящими время на поле, и под двумя женщинами, которыя одинаково мелют, ты понимай или Синагогу и [или: или] Церковь, потому что они, — по видимости, — одинаково трудятся над законом (molere videantur in Lege) и от одних и тех же Писаний получают хлеб (farinam terere) заповедей Божих; или же понимай прочие ереси, которые из того и другого Завета, или какого–нибудь одного, по–видимому, извлекают хлеб своих учений. Но хотя они имеют притязание на одно [и то же] имя христианина, однако они получают не одну и ту же награду, так как одни из них схватываются, а другие оставляются. Стихи 42–43: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. — Теперь Он ясно показывает, почему выше сказал: О дне же том и часе никто не знает, ни даже Сын человеческий, ни ангелы, а только один Отец, — потому, что это не полезно знать апостолам, чтобы они в ожидании, колеблющемся от неизвестности, всегда имели веру в будущее пришествие Того, о Котором не знают, когда Он придет. С другой стороны, Он не сказал: Так как мы не знаем, в какой час имеет придти Господь, а сказал: Не знаете, и, предпослав пример в лице домохозяина, более ясно показывает, почему Он умолчал о дне кончины, говоря так: [Стихи 44–47]: Посему и вы будьте готовы, потому что не знаете, в который час придет Сын человеческий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ваше Императорское Величество! Светлый праздник Рождества Христова всегда уносит мысль нашу к началу христианства, к тем святым воспоминаниям, которыя соединяются с обстоятельствами Рождения Господа нашего. Живо предносятся пред нами Вифлеемская звезда и пещера, Иосиф и Мария, волхвы и пастыри, Богомладенец Иисус и ангелы, ппоющие и славословящие рождение Его сею священной песнью: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В течение веков эта умилительная песнь ангельская с священным благоговейным трепетом повторяется миллионами уст христианских, как колыбельная песнь христианская, успокоивающая, нежная, сердцу драгоценная. В мире человеческом продолжают жить распри, вражда, убийства, кровопролития, которые то стихают, то усиливаются, как разрушительный ураган. А священная песнь ангельская о мире не перестает раздаваться при всех разнообразных направлениях жизни человеческой, постоянно всем напоминая, что не в распрях Господь, не во вражде Господь, но в мире Господь, в кротости и смирении. Было некогда великое нечестие во Израиле. Горько жаловался на беззакония людские пред Лицем Господа пророк Илия: возревновал я о Господе Саваофе, говорил он, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал Господь: выйди и стань на горе пред Лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и сильная буря, горы раздирающая, и скалы разрушающая, но не в буре Господь; после бури землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь ( 3Цар. 19:10–11 ). Итак, в веянии тихого ветра Господь, в мире Господь. А где Господь, там свет, жизнь и всякая радость. Поэтому и песнь ангельская о мире, как драгоценное сокровище, с светлым чувством всегда нами воспринимается. Ныне, в сии светлые праздничные дни, благоволите, Ваше Императорское Величество, принять наше почтительнейшее Вам приветствие с светлым праздником Рождества Христова и наши молитвенные Вам пожелания мира и радостей, ангелами возвещаемых. Да благословит и да хранит Господь Вас и всю Семью Вашу в мире и здравии на многия лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Величавое впечатление производит непоколебимая и в заточении стойкость и безкомпромиссность Никона, увековеченная стихами поэта: . Но и в тиши обители далекой Развенчанный владыка оставался Все тем же Никоном, суровым, строгим, Каким он был в минувши годы, Во оны дни величья своего». При изучении взглядов Никона мы использовали его переписку с царем и другими лицами, разсеянную в разных сочинениях у Пальмера, Гюббенета, Соловьева, но главным нашим источником явилось его «Раззорение», в котором он обосновал свои взгляды ссылками на Св. Писание и Святых Отцов; те обстоятельства его жизни, которыя имеют главное отношение к уяснению его взглядов, мы использовали по данным проф. Николаевского и особенно Пальмера, почему то совершенно замолчанного у проф. Каптерева. Мы исследовали учение Никона по первоисточнику и особо остановились на тех фактах его жизни, в которых он выявил себя, как его исповедник. В этом отношении центральное значение имеет его уход 10 июля 1658 г. и его ссылка в 1666 г. и все сказанное Никоном по этому вопросу. Об этом трактует 4 гл. II ч. и 2 гл. III ч. V. Есть в теме Никона сторона мистическая. Его постигла судьба пророков, о которой говорит Ев. Мф. 23, 33–34 : «Змии, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геену? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков и мудрых и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город». Или Евр. 11, 37–38 : «Не достанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, а Вараке, о Сампсоне, о Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках, которые… испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления, те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Так и вся жизнь Никона после его ухода подвергалась до самой смерти медленному изводительству, менявшему только формы, но не прекращавшемуся никогда, сделавшему из него мученика страстотерпца. Грех, совершенный по отношению к нему нечестивым гонением на него, не искуплен грамотой Патриархов 1682 г., возстановившей его в правах Патриарха и объявившей, что Никон может быть прощен в виду искупления им своей вины смиренным терпением в заточении. Не принесено перед ним покаяние за соделанное ему государственной властью, – ничего не сделано для снятия тяжести тяготеющих на государственной власти слов, произнесенных Никоном царю на суде: «Кровь моя на твоей голове, царь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Видел я ночью: и вот муж, восходящий на коня рыжаго и стоящий между миртовыми деревьями, которыя были в углублении, а за ним кони рыжие, пегие и белые, и сказал я: «Господи мой! Кто они?» И сказал мне ангел, который говорил во мне: «Я покажу тебе, что это значит». И отвечал муж, стоявший между миртами и сказал: «Это те, которых послал Господь, чтобы они обходили землю». И отвечали ангелу Господню, который стоял между миртами, и сказали: «Мы обошли землю и вот вся земля, населена и находится в мире». И отвечал ангел Господень и сказал: «Господи воинств! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и городами Иуды, на которые Ты разгневался. Вот [уже] семидесятый год». И отвечал Господь ангелу, который говорил во мне, слова благие, слова утешительные. LXX: Видел я ночью: и вот муж, восходящий на коня рыжаго, и он стоял между двумя покрытыми тенью горами, а позади его кони рыжие, пестрые и белые. И сказал я: «Господи, кто они?» И сказал мне ангел, говоривший во мне: «Я покажу тебе, что это значит». И отвечал муж, стоявший между горами, и сказал мне: «Это те, которых послал Господь, чтобы обойти вокруг земли». И отвечали они ангелу Господню, стоявшему между гор, и сказали: «Мы обошли вокруг всей земли, и вот вся земля населена и находится в тишине». И отвечал ангел Господень и сказал: «Господи всемогущий! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и городами Иуды, на которые Ты разгневался! Вот [уже] семидесятый год?» И отвечал Господь ангелу, который говорил во мне, слова благие и утешительные. – Сначала будем рассуждать об истории. Я видел, – говорят, – ночью, – не днем, как Моисей, видевший Бога лицом к лицу, и Исаия, который говорил: Я видел Господа на престоле высоком и превознесенном ( Ис.6:1 ); это было еще прежде, чем народ отводится в плен и разрушены были храм и Иерусалим; а для народа, еще подверженного бедствиям рабства, [пророк] во тьме созерцает то, что видит относительно его. И вот муж, восходящий на коня рыжего. Под ним Евреи разумеют Ангела Михаила, который есть мститель за неправды и грехи Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Видишь ли, кого он оплакивает и кого не щадит? Не тех, которые согрешили, но — которыя покаялись, и не просто не покаялись, но после одного и двух увещаний к раскаянию, не захотели послушаться. Выражения: « предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу », означают не что иное, как это, чего должно опасаться, чтобы и с нами не случилось теперь. Ибо хотя нет при нас Павла, который угрожал коринфянам, но предстоит Христос, который чрез него говорил тогда, и если мы не перестанем упорствовать, Он не пощадит нас, но сильным ударом поразит и здесь и там. Посему « предстанем пред лицем Его во исповедании, во псалмах воскликнем Ему » (Пс. 94:2). « Если ты согрешил », говорит (Писание), « не прилагай более грехов и о прежних молись » (Сир. 22:1). И еще: « обвинитель в первой речи на суде прав по отношению к себе » (Притч. 18:17). Не будем же ждать обличителя, но ранее займем его место, и таким образом, своею откровенностию сделаем Судию более милостивым. Я хорошо знаю, что ты исповедуешь свои грехи и чрезмерно сокрушаешься; но я хочу не этого только, а желаю убедиться, желаешь ли ты оправдать себя и делом. Пока это исповедание ты не сделаешь плодотворным, до тех пор, хотя и будешь осуждать себя, не можешь отстать от последующих грехов. Никто ничего не может делать с усердием и надлежащим образом, если наперед не будет убежден, что это дело принесет пользу. Так сеятель после посева семян, если не будет ожидать жатвы, никогда не будет и жать. Разве кто стал бы трудиться напрасно, не надеясь получить ничего доброго от своего труда? так и сеющий слова, слезы и исповедание, если делает это без доброй надежды, не может отстать от грехов, как одержимый еще пороком отчаяния; но как земледелец, отчаявшийся в произрастении плодов, уже не станет отвращать того, что наносит вред семенам, так и сеющий слезное исповедание, но не ожидающий от него никакой пользы, не будет в состоянии отклонить того, что вредит покаянию. А вредит покаянию коснение в одних и тех же грехах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Во всяком случае, последние годы жизни Амасии иудейское царство не все признавало над собою власть законного царя из рода Давидова, а извстная его часть повиновалась бунтовщикам, отказавшимся от повиновению Амасии. Царство, раздлившееся на два враждебных лагеря, не могло считаться прочным; и недостатком его силы надо объяснить те нападения на него иноплеменных соседей, о которых прямо не говорится в повествовании священных исторических книг о царствовании Амасии, но о которых как имевших место именно в это царствование, можно заключать из некоторых косвенных свидетельствах тех же исторических книг и на которыя всего больше света проливается пророческими речами, относящимися по происхождению к этому или несколько позднейшему времени. На значение как тех свидетельств, так и этих речей для объяснения содержания книги пророка Авдии и для решения вопроса о времени пророческой деятельности этого Авдии доселе не было еще обращено внимания. Толкователи большей частию затрудняются признать изравльтян, о нашествии которых на Иудею при Амасии говорят священные исторические книги ветхого завета, за тех иноплеменников, о которых у Авдии говорится, что они вошли в ворота иерусалимския. Израильтяне, подданные северного царства 10 колен, не были для иудеев «иноплеменниками“ или чужими», – это правда. Но во ( 2Пар. 26: 6–8 ) об Озии, преемнике Амасии, сказано, что он вел войну с филистимлянами, и разрушил стены Гефа и стены Иавнеи и стены Азота; и построил города в области Азотской и у филистимлян. И помогал ему Бог против филистимлян и против аравитян, живущих в Гур-Ваал, и против меунитян; и давали аммонитяне дань Озии и дошло имя его до пределов Египта. После того как в последние годы предыдущего царствования Иудея потрясена была господствовавшею в пределах ее усобицею, Озия только что собранные и упорядоченные силы страны мог направить прямо против иноземцев, занять эти силы внешними воинами только в таком случае, если иноземцы были причиною внутренних безпорядков, прекращение которых в государстве должно было составлять естественно первейшую обязанность нового царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

Вот насколько тесна связь между природою и человеком. А настоящее бесплодие Палестины свидетельствует, что угрозы Божии не напрасные слова, – IV, 2, 3. «И среди этой общей испорченности, которая позднее должна овладеть Иудою ( Иер.7:9 ) никто не защищает дела Божьего, никто не обличает народа и не укоряет его за грехи». Если находятся несколько благочестивых священников, которые пытаются сделать это, то твой народ, говорит Превечный к Осии, не смиряется пред их голосом, он хочет принудить их к молчанию ( Ам.5:10, 13 ; Иез.30:10:11 ), он противится им прямо в лице и спорит с ними; это – преступное восстание, которое, на основании закона, заслуживает наказание смертью ( Втор.17:12 ), и напоминает возмущение Корея и Дафана ( Чис.16 ; Пс.104:16:17 )». – IV, 4. «Так, продолжает Превечный, обращаясь теперь к самому виновному, ты будешь спотыкаться и падать (V, 5; XIV, 1), о Ефрем, при ясном дне; среди твоего бегства ты будешь уведен в плен. И пророк, бессильный против таких беспорядков, падет с тобою в ночь изгнания, в изнеможении он не возвысит более голоса. И я доведу до молчания твою мать (II, 2) всегда мятежную, я погублю твой народ. И почему погублю я его? Потому что он без познания Бога. Так как ты отверг ведение, то и я отвергну тебя от священнодействия предо мною. Во время Мессии, другие, а не ты, будут составлять священнический род ( 1Пет.2:9 ). Но ты не остановишься на этой степени вины; ты, начав с нее, дойдешь до полного забвения закона твоего Бога, и тогда я забуду также твоих детей, которые не только не вступят в новый завет, но, будучи рассеяны между идолопоклонническими народами, как бы исчезнут среди их и едва ли вспомянут, что происхождение их от еврейских предков. Я благословля их, умножая их, умножая их число чрез многочисленные семейства и делая их великим народом; но чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; – славу их обращу в бесславие (IV, 5–7). Грехами народа Моего кормятся они: священники, вместо того чтобы стараться удержать от греха, извлекают свою выгоду из жертв за грех , которыя должен вкушать священник, совершающий жертву ( Лeb. VI. 17, 25–30 ), и к беззаконию его стремится душа их ( Ос.5:8 ), они только и желают видеть, чтобы преступления умножались все более и более. Они не лучше народа, и потому разделят с ним его наказание ( Uc. XXIV, 2 ). Они будут есть мясо жертв и не насытятся ( Лев.26:6 ; Мих.6:14 ; Агг.1:6 ). Будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу, – они, которые должны были бы приводить к нему народ» (IV. – 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

г) Совершенно верно, что слушающий, то есть повинующийся слову Божию, и верующий в Отца, пославшего Сына, имеет жизнь вечную. Но беда в том, что сектанты слушают и читают, но не верят слову Божию, в котором ясно сказано: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни“ ( Иоан. 6: 53 ). «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут“ ( Рим. 2: 13 ). д) Слова Христа, сказанные св. Апостолам, «вы уже очищены чрез слово“, совсем не значат, что христианин может спастись одним словом Божиим, без св. Причащения. Святые Апостолы были очищены чрез слово, однако как раньше Спаситель учил их: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни“ ( Иоан. 6: 53 ), так и после повелел им: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» ( Мф. 26: 26–28 ). Ясно, что без св. Причащения, одним словом Божиим, человек спастись не может. е) Что касается приведенных слов 118 псалма, которые сектанты толкуют в том смысле, что Бог – «общник», или причастник людям и без Причащения, лишь бы они боялись и хранили повеления Его, то в них, в этих словах псалма, вовсе не Господь называется общником, а так называет сам себя Давид; иначе, – здесь говорится не о единении Бога с людьми, а о единении, или общении Давида с праведниками, соблюдающими заповеди Господни. Хранит повеления Господни тот, кто причащается истинного Тела и истинной Крови Его, по слову Его: «Сие творите в Мое воспоминание“ ( Лук. 22: 19 ). 2) Сектант: Не Причащением, а благодатию спасается человек, которую получает он чрез исполнение слова Божия: «учениями различными и чуждыми не увлекайтесь, ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими“ ( Евр.13: 9 ). Объяснение православного: Здесь ап. Павел говорит не о христианах и не об их причащении Телом и Кровию Христа, а об евреях и их ветхозаветных жертвах, «не могущих сделать в совести совершенным приносящаго“ их, «которыя с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9: 9–10 ), то есть до того времени, когда Христос «к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею“ (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Гл. 22. В первый день сотворил Он высшия небеса, землю, воды. Из этих стихий образуются: лед, град, иней и роса. За тем из служебных духов пред лицем Его, следуют: ангелы, предстоящие лицу Его, ангелы славы, ангелы ветров дующих, ангелы облаков и мрака, снега, града и мороза; ангелы шума, громов, молний, холода, жара, зимы, осени, весны и лета и все духи, присущие творениям Его, находящимся на небесах и на земле. Далее – бездны: бездна подземная и бездна хаоса, и мрак. Потом следуют: вечер и ночь, свет дня и утра. Эти семь величайших дел сотворил Бог в первый день. Во второй же день (Бог сотворил) твердь посреди вод и разделение между водами, которые над твердию, и водами, которыя под твердию на поверхности всей земли. Это лишь одно сотворил Бог во второй день. В третий день – моря, реки, источники и озера, семена посева, произрастения, деревья плодовитыя и безплодныя и леса. Эти четыре величайших дела сотворил Бог в третий день. В четвертый день – солнце, луну и звезды. Эти три великих дела сотворил Бог в четвертый день. В пятый день – китов великих, рыб и других пресмыкающихся в водах, птиц и крылатых. Эти три великих дела сотворил Бог в пятый день. В шестый день – зверей, скот, пресмыкающихся по земле и человека. Эти четыре великих дела сотворил Бог в шестый день. И было всех сотворенных от Бога в шесть дней дел 22 62 . И окончил Бог в шестый день все, что было на небесах и на земле, в морях и безднах, во свете и во мраке и во всем прочем. И почил Бог от всех дел своих в седмый день, и благословил его и освятил его и указал на это чрез ангела Моисею (срав. Быт. 1:1–2, 8 и Исх. 20:11 ). И от Адама до Иакова считается двадцать два родоначальника. И изберу себе, говорит Бог, от семени его люди избранны от всех языков (Второз. 14:2). Главы же поколений, о которых сказал Господь, суть следующия: Адам, Сиф, Энос, Энох, Арфаксад, Сала, Каинан, Фалек, Малелеил, Эвер, Рагав, Иаред, Серух, Нахор, Мафусал, Фара, Ламех, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Сим. Всех родов вместе двадцать два. Двадцать две буквы у евреев и соответственно этому Священных книг считается у них также 22, хотя их и двадцать семь; но поскольку у них пять букв удвояется, то выходит и их двадцать семь, хотя это число и сокращается в 22; посему и Священных книг, хотя их и 27, считается у евреев 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Глава 38 заметно распадается на две части, из которых в первой ( Иер. 38:1–13 ) речь о ввержении пророка Иеремии в грязную яму и об освобождении из нее, а во второй части ( Иер. 38:14–28 ) – о новой с царем Седекиею беседе пророка, который после того снова отведен был во двор стражи. Иер. 38:1–6 1. И слыша снъ Наань, и снъ Пасхровъ, и снъ и Фасхръ снъ словеса, же глагола ко всмъ людемъ, глагол: 1. И услышали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которыя Иеремия произнес ко всему народу, говоря: 2. Так реч Гдь: сдй во град семъ, умретъ мечемъ, и гладомъ, и моромъ: исходй же к Халдеемъ, живъ бдетъ, и бдетъ дша ег на и живъ бдетъ. 2. Так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. 3. к так реч Гдь: предастс градъ сей в рц силы цар Вавлнска, и возметъ его. 3. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонскаго, и он возьмет его. Ст. 1–6. Во «дворе стражи» (ср. Иер. 37:21 ) пророк, как видно из Иер. 32:1–16 , мог видеться с теми или другими лицами из народа, пользовавшимися свободою. Он стал им снова говорить здесь то же, что говорил и раньше, когда пользовался сам свободою. Стихи Иер. 38:2, 3 ср. Иер. 21:9, 10 . Из лиц, которые, услышав речи пророка к народу, стали обвинять Иеремию пред царем, Сафатия и Годолия в других местах В. З. не упоминаются, – о Пасхоре, сыне Мелхии, сказано под Иер. 20:1 , – Иоахал упомянут в Иер. 37:3 , в числе лиц, посланных царем Седекиею к пророку Иеремии с просьбою: «помолися за ны»... следовательно с словами дружественными. Вероятно, тогда Иоахал и относился к пророку дружественно, также как его товарищ по посольству Софония (ср. толк. на Иер. 29:24–32 ). Если теперь он находится в числе лиц, по собственному почину обвиняющих Иеремию: то, вероятно, враги пророка успели привлечь Иоахала на свою сторону, указав ему на мнимую попытку Иеремии передаться халдеям (ср. Иер. 37:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010