10. Об отмене субботы и почитании воскресного дня «Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2:16–17 ). Слово «суббота» по-еврейски значит «покой». Господь повелел евреям, уже после выхода их из Египта, праздновать этот день, как для напоминания о седьмом дне, в который Господь почил от дел Своих после сотворения всего мира ( Быт. 2:2–3 , Исх. 20:11 ), так и в особенности дли напоминания евреям об избавлении их Богом от рабства Египетского ( Втор. 5:13–15 ). Мы, христиане, тоже празднуем седьмой день недели, но не ветхую еврейскую субботу, а новую христианскую, – празднуем мы «день воскресный», когда совершилось новое творение человека: «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17 и Гал. 6:15 ), «ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе» ( Еф. 20:10 ); празднуем не субботу, а воскресение, ибо в этот день мы избавлены не от Египетского рабства, в котором ни мы сами, ни отцы наши никогда не были, а от рабства всемирного и более тяжкого, от рабства диаволу, от которого спасаемся, как учит св. Апостол, «воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет. 3:21 ). В этот день, а не в субботу или в какой-либо другой день, Христос «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавил тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр. 2:14–15 ); в этот именно, а не в какой-либо другой день, как учит св. Апостол, Христос «воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ). «Если Христос не воскрес, говорит он, то вера ваша тщетна; вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15:17 ). Итак, вот почему мы, христиане, празднуем воскресный день: празднуем его, как день нового творения человека, как день избавления нас и всего мира от рабства диаволу, – от греха, проклятия и духовной смерти. Вопросы сектанта и ответы православного Сектант: 1) Почему вы не празднуете субботы, говорят адвентисты, субботники- баптисты и жидовствующие, если Бог еще в раю велел людям покоиться в этот день: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которыя Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которыя делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его: ибо в оный почил от всех дел Своих, которыя Бог творил и созидал» ( Быт. 2:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И он – в рука Бога; его движения и сила повинуются Господню мановению. Он учащает его биение, увеличивает его высоту и соразмеряет его силу. Он знает, сколько благодати веры для нас нужно. От Него зависит умножение ея, и не нам что-либо изменить в определении Его. Оно разсчитано на ту глубину нашего духа, которая недосягаема для нашего мелкаго сознания; оно направлено к тем вечным целям, которыя постоянно ускользают от нашей слабой и коле блющейся свободы. Мы должны покориться мудро стя Божией и детски вверить себя Его любви к нам. Прекрасно поется в псалме: „Господа не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мой, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокоивал ли души моей, как дитяти, отнятаго от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» ( Пс 130 ). Будем покойны на лоне Бога; не будем бунтовать против Него, когда дыхание Его благодати как будто отходит от нас, и вера не проникает и не расширяет нашего сердца своим горячим потоком. Не будем придавать цены нашим детским соображениям, отчего и зачем такие перемены со стороны Бога в отношении к нам: не будем забегать мыслью о себе вперед уделенной Им нам веры. По данной мне благодати всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил ( Римл. 12, 3 ). Однако все сказанное не означает того, что наша свобода и мысль совершенно бессильны в приумножении веры в нашей душе. Мы должны пользоваться мгновениями благодатного прилива веры, как пользуется благоразумный хозяин нахлынувшим разливом горной реки для своих садов и полей. Сколько энергии и умения он употребляет на это! С прибоем реки он поспешно углубляет канавки и отводит по ним воду, куда нужно. С еяубылью он старательно засыпает их входы, чтобы сохранить воду у корней до следующего благодатного ея подъема. Подобно сему и мы не должны легкомысленно и лениво пропускать находящие на нас приливы веры, а должны пользоваться ими и заботливо питать и освежать их благодатными струями те чувства, мысли и стремления, которыя насаждены в нас Христом и которыя покоятся в нашей душе, и всячески хранить эту влагу веры от изсушающих сомнений в периоды упадка духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Какой удивительно наглядный прообраз той реки божественной жизни, которая вытекает из подножия Голгоского Креста, которая должна покрыть всю землю и поглотить в своих волнах самое смерть! После того, как первые люди пали и грех стал господствовать в мире, поток божественной жизни на земле начал постепенно высыхать. И это вполне естественно, так как люди удалились от Бога, Источника чистой, святой и праведной жизни. То, в чем люди стали после этого полагать смысл жизни: власть, богатства, науки, искуства и проч., – подобно было, говоря образным языком пророка Иеремии (2, 13), потрескавшимся, дырявым водохранилищам, которыя не могли удержать «воды», и которыя горько обманывали тех, кто, умирая от жажды, приходил к ним напиться... Только Крест Христов снова открыл нам доступ к Источнику божественной жизни: он возвратил нам любовь Отца Небесного и снова привел нас в общение с Ним. Подобно скале в пустыне Син, по которой Моисей ударил жезлом, и откуда потекла чистая и в большом изобилии вода, спасшая сынов Израиля от смерти, Господь наш Иисус Христос , пригвожденный за нас ко Кресту, есть неисчерпаемый Источник божественной жизни, Который спасает нас от вечной смерти. Кто жаждет, говорит Христос, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Иоан. 7, 37–38 ). Всякий пиющий воду сию возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Иоан. 4, 13–14 ). Но какую же жизнь подает нам Иисус Христос с высоты Своего Голгоского Креста? Это Его собственная жизнь, та жизнь, которую Он, как добрый Пастырь, положил за Своих овец ( Иоан. 10, 15 ). Он, Единородный Сын Божий воплотился, страдал, умер и воскрес, чтобы дать нам эту жизнь. Первый Адам истощил источник божественной жизни на земле: он, по своему самолюбию и гордости, хотел один быть обладателем ея, чтобы одному наслаждаться ею: он хотел быть богом; Второй Адам, Господь наш Иисус Христос , Которого ап. Павел называет духом животворящим ( 1Кор. 15. 45 ), снова открыл нам источник божественной жизни и по Своей безконечной любви к людям, желает, чтобы все приобщились этой жизни, чтобы и сама природа прониклась ею. И куда войдет этот поток все будет там живо. Это – жизнь чуждая самолюбия и гордости, чистая и святая; жизнь богатая духовными дарами и делами христианской любви; жизнь, в которой дух человека находит всю полноту своего бытия, в которой человеческое существо со всеми его силами достигает своего высшего совершенства. И залог этой жизни здесь на земле есть Пречистое Тело и Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которыя подаются нам в Святом Таинстве Евхаристии... Братие, приступите-же со страхом Божиим и верою к этому источнику божественной жизни. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Без чудес мы не имели бы полного удостоверения, что над миром и человеком возвышается Бог , Который хочет иметь с нами непосредственное, живое общение для нашего же блага. Спаситель ясно говорил: «Я имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которыя Отец дал Мне совершить, самыя дела сии, Мною творимыя, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Иоан. 5:26 ). «Я сказал вам, и не верите; дела, которыя творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне. А если творю: то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём» ( Иоан. 10:25,37,38 ). Соответственно чему, вера в чудеса и составляет самый существенный пункт в системе наших христианских верований; без неё последние не имеют никакой жизненности и легко превращаются в предположения более или менее сомнительные, в гипотезы более или менее гадательного свойства. В самом деле, что такое наша вера в Бога Творца, если творение мира не есть чудо? Что такое вера в Иисуса Христа, если в Его явлении мы не исповедуем чуда боговоплощения? Что такое, наконец, вера в будущее праведное мздовоздаяние, если чудо не может иметь места в мировой жизни? И т. д. Отсюда само собой понятно, почему богословская наука с таким мужеством защищает веру в чудеса от различных нападок на неё. Наиболее распространенный способ защиты чудес состоит в том, что стараются показать возможность чудес вообще и библейских в частности, с точки зрения наших познаний о природе. Например, стараются разъяснить, что переход евреев через Красное море мог совершиться, благодаря особенному стечению морского прилива и отлива: стояние солнца при Иисусе Навине могло быть одним из тех весьма редких атмосферических явлений, когда солнце кажется видимым на горизонте долгое время спустя после его заката, и т. п. При этом чудес не отвергают, но только полагают, что они заключаются не в тех или других явлениях внешней природы или жизни человека, рассматриваемых объективно, а лишь в таком совпадении их, которое отвечает известным потребностям религиозной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Беседа о чадородии После предыдущей беседы, иллюстрированной монашескими примерами, самое время поговорить и о том пути, который был указан св. апостолом Павлом и который кажется плохо сообразующимся с тем, что было сказано перед этим. Обращаясь к женщине, он как-то написал, что она, «прельстившись, впала в преступление, но может спастись через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим.2:14–15 ). Его мысль выводится из тех слов Священного Писания , где сказано, что за нарушение заповеди женский пол в лице Евы был наказан болезненным рождением детей. И сказал Господь Бог жене: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» ( Быт.3:16 ). Но наказание Божие не есть наказание в том смысле, как мы это обычно понимаем. Наказание Божие есть «наказание» врача уколами и горькими таблетками больного человека. Если Бог наказал жену родовыми болезнями, значит это ей весьма полезно и спасительно. Под болезнями рождения разумеются не только болезни во время родов. Это, как считает св. Иоанн Златоуст , болезненность вообще всей родовой сферы: и «тот великий труд, какой должна терпеть (жена), нося плод, как бремя, в продолжение стольких месяцев, – также некоторыя особенныя, происходящия отсюда, боли, растяжение членов и те нестерпимыя страдания, которыя знают только те (жены), которыя испытали (их)» 265 , и, как считаем мы, трудности воспитания рожденного. Ведь Апостол, говоря о возможности спасения через деторождение, ясно указал, что спасительность этого пути не в акте рождения самом по себе, а в процессе воспитания рожденного. Жена " спасется не просто через чадородие, но если при этом пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Чадородие как процесс питания, сна и прочих физиологических отправлений не может спасать само по себе. Разве можно спастись через пищу, которая хотя и не удаляет от Бога, но и не приближает? ( 1Кор.8:8 ) А кто угодил Богу сном своим? Что же касается рождения, то рождают не только люди, но и животные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

В это время в Александрию прибыл царь Максентий, жестокий гонитель Церкви, и устроил всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличила царя в служении бездушным идолам и увещевала его познать истинного Бога. Царь позвал философов, чтобы они защитили язычество. Екатерина победила их в споре, убедительно доказав превосходство христианства пред язычеством. Разгневанный царь приказал казнить философов, а Екатерину предать жестоким мучениям, которыя она перенесла с дивным терпением, и заключить в темницу. Здесь Сам Господь явился к ней с ликами св. ангелов и сказал: «Я всегда с тобою! Терпением своим ты многих обратишь ко Мне». В отсутствии Максентия, жена его Августа (Василисса), в сопровождении стратилата Порфирия и 200 воинов, посетила Екатерину в темнице, и мученица своею беседою всех их обратила ко Христу. Возвратившийся царь приказал казнить сперва обращенных Екатериною, а потом и ее. Она была обезглавлена в 310-м году. 1) Из повествования о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братия, видите, прежде всего, что внешния достоинства наши, какъ-то ум, красота, богатство, без внутренних достоинств – твердой христианской веры и любви, мало имеют значения у Бога. Научитесь же из этого, братия, ценить достоинства человека не по внешности, красоте, богатству и другим отличиям, но по внутренним – вере, любви и благочестию. Научитесь из этого и вы, христианския девицы, украшать себя твердою верою, преданностию Богу и любовию к Нему. Скромность и целомудрие да будут всегда с вами. Святый апостол говорит: «да будет украшением вашим не плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» ( 1Петр. 3, 3. 4 ). Ходите всегда в приличном одеянии со стыдливостию и целомудрием, украшайте себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами ( 1Тим. 2, 9 ). Внешния украшения ваши, равно и красота ваша тогда только будут ценны у Господа Бога, когда вы будете украшать себя твердою верою в Бога, любовию и страхом Божиим. Без этого вам никогда не снискать себе милости и благословения Божия, и украшения ваши и красота ваша, чрез которыя могут быть прельщены ко греху многия души, послужат вам еще в большее осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В этом главная, жуткая сторона того, что совершается сейчас на наших глазах, что затрагивает глубочайшие, духовные интересы чад Церкви Божией, что неизмеримо по своим последствиям, не поддающимся даже приблизительному учету, но по существу имеющим мировое значение, ибо таковое значение принадлежит изначала Церкви Христовой единой, истинной (Православной) на которую с небывалой силой ополчаются теперь силы ада, и с которой мы органически связаны не в сем только веке, но и в будущем. Как же нам быть в эти страшныя минуты новой опасности, надвинувшейся по наущению вражьему на нашу мать – св. Православную Церковь ? Как быть, чтобы не выпасть из Ея благодатного, спасительпого лона – и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены. «Господи, скажи нам путь, в оньже пойдем!...» «После сего я увидел, – продолжает Иоанн Богослов, – иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом, говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице» (18, 1–2). «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нея, народ Мой, чтобы не участвовать вам во грехах ея и не подвергнуться язвам ея» (18, 4). Не подумайте, дорогой мой, что эти апокалипсически-эсхатологические экскурсы я предлагаю в качестве непреложно-догматического толкования данных мест Откровения. Это было бы с моей стороны непозволительным притязанием, безумной дерзостью. Я только провожу линию между образами Апокалипсиса и современными церковными событиями, которыя невольно обращают мысль к этим пророчественным образам, со своей стороны бросающим яркий луч света на данныя события. Можно неоднократно усматривать еще в Ветхом Завете, что одне и те же пророчества сперва исполняются в малом виде, а потом имеют еще другое высшее и окончательное исполнение. (Не привожу примеров, чтобы не растягивать письма). Это обстоятельство достаточно для опровержения делаемых мною сопоставлений, которыя я предлагаю Вашему христианскому размышлению и отдаю на Ваш дружеский суд, усердно прося Ваших молитв о вразумлении меня благодатиею духа истины, без которого наши человеческия соображения о предметах духовных часто оказываются лишь «пленной мысли раздражением».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Второе и третие следующими: да скажут сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия царствия Твоего. Четвертое в следущем 13 стихе: царство Твое царство всех веков, и проч. Верен Господь во всех словесех своих и преподобен во всех делех своих. Здесь начинает Пророк исчислять добродетели, свойственныя царю, которыя находятся в Боге совершеннейшим образом и на которыя, яко на зерцало или яко на некий образец, все цари земные взирать должны: ибо примеру царей весь сообразуется мир, как сказано негде. Итак, первая добродетель царская есть непорочность жизни, а наипаче истина в словах. И о сем-то Пророк глаголет здесь: верен Господь во всех словесех Своих, – то есть, истинен, справедлив, нелжив, необманчив, постоянен в обещаниях, – и преподобен во всех делех Своих, то есть непорочен, чист, безгрешен и всегда Сам Себе подобен. Пс.144:14 . Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя. Сия есть вторая царская добродетель, которая показывает, что Бог царствует для общаго блага всего человеческаго рода: под именем низпадающих и низверженных, в преносном смысле, разумеет всех тех, кои, будучи угнетаемы несчастными обстоятельствами, скоро под бременем оных пали бы, ежели бы Бог к поддержанию их не простирал руки Своея. Сущность слов состоит в том, что Бог на бедствия людей смотрит и страждущим помогает. Откуду следует, что Он того достоин, дабы все смертные не токмо со благоговением чтили Его царствующаго на небеси, но и с удовольствием покорялися владычеству Его. Между тем напоминает, что тот в надежде своей не обманется, кто в бедствиях своих будет просить утешения от Бога. Пс.144:15 . Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении: Третия добродетель царская есть щедрость; ибо царям несвойственно разорять подданных, или отнимать у них имение различными ухищрениями и чрез то доводить их до бедности, но напротив, щедро питать их, яко детей, однако так, чтоб ели в свое время, а не все дни препровождали в пиршествах. Таким образом и Бог, хотя всем живущим дает пищу, но во благовремении, то есть, когда алчем, когда требуем, когда нужду имеем: и потому те, которые излишнее скрывают, не от Бога пищу приемлют, но общее добро похищают, почему не дивно, ежели многие нищенствуют и алчут. Дает Бог пищу во благовремении еще и потому, что дает тогда, когда должно, ибо иногда за грехи наши по справедливости отъемлет, делая подобно врачу, предписывающему диету и запрещающему употреблять вино. По сей причине часто насылает Бог голод и недостаток в хлебе, дабы чрез то наказать грешников. Наконец, дает Бог пищу во благовремении и потому, что не во всякое время и не все вдруг дает плоды, но по разным времен переменам разные и плоды из земли производит.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Глава 10 Иез. 10 :1. И я увидел: и вот поверх тверди, бывшей над головою херувимов, как бы камень сапфир, подобие престола над ними. Иез. 10 :2. И сказал 236 мужу, одетому в подир: войди в средину колес, которыя под херувимами, и наполни горсти 237 твои горящими углями между херувимами и разсыпь (их) на город, и он вошел на моих глазах. Иез. 10 :3. Херувимы же стояли с правой стороны дома, когда вошел тот муж, и облако наполнило внутренний двор. Иез. 10 :4. И поднялась слава Господня с херувимов на открытое место дома, и облако наполнило дом, и двор наполнился сиянием славы Господней. Иез. 10 :5. И шум от крыльев херувимов был слышен до внешнего двора, как бы голос Бога Всемогущого 238 , когда Он говорит 239 . Иез. 10 :6. И когда Он повелел мужу, одетому в одежду священную, сказав: „возьми огня из средины колес, которыя среди херувимов“, и он вошел и стал близ колес, Иез. 10 :7. Тогда херувим протянул руку свою в средину огня, бывшого среди херувимов, и взял 240 , и дал в руки одетому в священную одежду. И (он) взял и вышел. Иез. 10 :8. И я увидел херувимов: вот, подобие рук человеческих под крыльями их. Иез. 10 :9. И я видел: и вот, четыре колеса стояли подле херувимов, одно колесо подле одного херувима, другое колесо подле другого херувима, и вид колес, как вид камня анфракса. Иез. 10 :10. И по виду все четыре (колеса) были сходны: как бы колесо было в 241 колесе. Иез. 10 :11. Когда они 242 шли, то на четыре свои стороны шли, во время шествия 243 не оборачивались, ибо в какое место смотрела одна голова 244 , они шли (вслед ей) 245 , и не обращались, когда шли они 246 . Иез. 10 :12. И все тела их, и хребты их, и руки их, и крылья их, и колеса полны очей, вокруг четырех колес 247 . Иез. 10 :13. Колесам же сим, как я слышал, было сказано: „гелгел“ 248 . Иез. 10 :14. У каждого из них 249 четыре лица: первое 250 (лице) 251 -лице херувима, второе-лице человека, третье лице-льва и четвертое лице-орла. Иез. 10 :15. И поднялись херувимы. Таковы 252 животныя, которых я видел на реке Ховар 253 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Дан. 7 :9. Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и сел Ветхий днями, и одежда Его была как снег, и волосы головы Его как чистая вóлна, престол Его-огненное пламя, колеса Его-пылающий огонь. Дан. 7 :10. Огненная река, вышедши, текла пред Ним, тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем 240 предстояли пред Ним. Суд сел и книги раскрылись. Дан. 7 :11. И видел я тогда: за произнесение 241 высокомерных слов, которыя тот рог говорил, (тот) 242 зверь 243 был убит и погиб, а тело его отдано на сожжение огню 244 . Дан. 7 :12. И у прочих зверей отнята власть и продолжение жизни дано им на время и срок 245 . Дан. 7 :13. Видел я во сне 246 ночью: и вот на облаках небесных как бы Сын человеческий шел, и до Ветхого днями дошел, и к Нему был подведен 247 . Дан. 7 :14. И Ему даны власть и честь и царство, и все народы, племена, и 248 языки Ему послужат, власть Его-власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится 249 . Дан. 7 :15. Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем 250 , и видения головы моей смутили меня. Дан. 7 :16. И подошел я к одному из стоящих 251 и просил у него разъяснения, чтобы познать все сие, и он дал мне точный ответ 252 и сообщил мне значение сказанного 253 : Дан. 7 :17. „Эти четыре великих зверя (означают, что) возстанут четыре царства на земле 254 , Дан. 7 :18. Которыя погибнут; и примут царство святые Вышнего и будут владеть им во веки вековъ“. Дан. 7 :19. И тщательно спрашивал я о четвертом звере, ибо он был отличен от всех зверей, весьма страшен, зубы у него железные и когти у него медные, он ел и крошил и остатки ногами попирал, Дан. 7 :20. И о десяти рогах его, которые на голове его, и о другом, вышедшем и исторгшем первые три (рога); а у того 255 рога (были) глаза и уста, говорящия высокомерно, и по виду он 256 более прочих 257 . Дан. 7 :21. И видел я, как тот рог вел брань со святыми и превозмогал их, Дан. 7 :22. Пока не пришел Ветхий днями и дал суд святым Вышнего, и настало время и приняли царство святые. Дан. 7 :23. И он сказал: „четвертый зверь-четвертое царство будет на земле, которое превзойдет все царства и будет пожирать землю, и попирать и сокрушать.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010