Почему бы не познакомить молодежь с прекрасным примером жизни и служения великого полководца Александра Васильевича Суворова, которого называли русским архистратигом. И называли не просто так тем солдатам, кто исполнял заветы Суворова, помощь Божия была так велика, что военные историки удивляются. Только в итальянской кампании на каждого павшего русского приходилось по 75 убитых французов и их союзников, лучших воинов Западной Европы. За счет чего же достигался такой успех? В чем секрет успеха Суворова? Первичным для Александра Васильевича было всегда: «С нами Бог, и кто переможет нас?», «Мы, русские, Богу молимся: Он нам помощник… Кого из нас убьют — Царство Небесное! Церковь Бога молит. Останемся живы — нам честь, нам слава, слава, слава!» И каждый из солдат жил и готовился к исполнению святого долга так, как это выражено в приказе Суворова перед штурмом турецкой крепости Измаил: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть». Такова была тактика великого полководца Суворова — наверное, в ней и заключается ключ к пониманию его грандиозных побед. Не менее значимый и впечатляющий пример Федора Федоровича Ушакова, которого справедливо называли Суворовым на морях. Так же как генералиссимус Суворов, адмирал Ушаков не проиграл ни одного из сорока морских сражений, в которых он участвовал. Он всегда был удивительно храбр, мудр, силен духом, воздержан и целомудрен. Умел наступать по-суворовски, стремительно и напористо, и побеждал с минимальными потерями. Он сочетал в себе качества морехода и воина, дипломата и заботливого отца для своих подчиненных. Где бы он ни был, он всегда удивлял иноземцев своим бескорыстием и великодушием в отношении побежденных. В 1807 году Федор Федорович Ушаков вышел в отставку, но и удалившись от ратных дел, не утратил своих нравственных качеств. Он долго жил в родовом имении (в Темниковском уезде Тамбовской губернии), все свои средства расходуя на благотворительность. В годы Отечественной войны 1812 года в Темникове за свой счет он открыл госпиталь для раненых солдат и ополченцев.

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

Так как Израиль из всех языков земли, по благоволению к нему Божию, бысть часть Господня и людие Его (Втор 32, 9), сын и первенец Его (Исх 4, 22), то и Израиль с своей стороны мог называть Иегову своею частью, Богом в особенности своим, по своей близости к Нему и силе завета. Наконец, что касается встречающихся в Библии сравнений истинного Бога с богами языческими, равно и таких выражений, в которых языческие боги представляются как бы живыми существами (напр. Исх 12, 12; Пс 95, 4 и др.), то когда священные писатели называли языческих богов богами, то называли так применительно к принятому словоупотреблению; как иначе они могли назвать το, что все называли богами? Изображения же этих богов по местам, как действительных существ, суть только олицетворения, свойственные поэтическому, живому изображению. Но что свящ. писатели на самом деле не представляли их действительными богами, это ясно из изображений ими суетности и ничтожности языческих богов и всего языческого культа. Новозаветное откровение, научая веровать в триипостасность Божества, также прежде всего утверждает истину единства Божия. Спаситель, на вопрос законника: кая есть первая всех заповедий? отвечал: первейши всех заповедий: слыши Израилю, Господь Бог ваш, Господь един есть (Мк 12, 28–29; сн. Втор 6, 4). В молитве Своей к Богу Отцу Он говорил: се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, Которого не знали язычники-многобожники. (Ин 17, 3). Апостолы, естественно, провозглашали единство Божие всякий раз, когда надлежало им обращать ко Христу многобожников-язычников. Апостол языков в Листрах (Деян 14, 8–18), ареопаге афинском (17, 22–31), Ефесе (19, 26), обличал многобожие и научал вере в единого Бога, показывал, что проповедуемый им Бог — Творец неба и земли обо всем печется, и потому Он един есть истинный Бог. По разным поводам та же истина повторяема была апостолами и новообращенным. Тот же апостол языков писал коринфянам по вопросу ο ядении идоложертвенных: идол ничтоже есть в мире, яко никтоже Бог ин, токмо един.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Ни в ком так ярко не выразилась идея русской святости, как в личности преподобного Сергия Радонежского Сквозь века до нас дошли слова наставления преподобного Сергия: «воззрением на Святую Троицу побеждать страх ненавистной розни века сего» . Чувство отчаяния, тревога за будущее страны, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких наполняли сердца наших предков в те смутные времена. Сегодня мы можем наблюдать нечто подобное: внешние силы настойчиво пытаются разорвать единство Руси, посеять ненависть и вражду между братьями, обесценить историческую память, «отменить» наше общее духовное и культурное наследие. Мы все призваны противостоять этому, храня верность Христу Спасителю и следуя наставлению преподобного Сергия: «любовью и единением спасемся» . Я призываю всех вас к сугубым молитвам о всех странах исторической Руси, о Церкви нашей. Обращение к участникам торжественного принесения ковчега с мощами преподобного Сергия Радонежского в епархии Русской Православной Церкви 12 июня 2022 г. Условие нашего благополучия и счастья В эпоху гонений на христианство, которые в первые три века отличались особой жестокостью, исповедниками называли тех, кто подвергался мучениям на допросах и не предал Христа, но не был умерщвлен. Тех, кого убивали, называли мучениками, а тех, кто в полной мере проявил верность Спасителю, но по каким-то причинам не погиб от пыток и истязаний, называли исповедниками. И это замечательное понимание слова «исповедник» как того, кто явил верность, прошло через всю историю Церкви. Подвиг исповедников есть самое яркое свидетельство того, что христианство и вера неистребимы Подвиг исповедников есть самое яркое свидетельство того, что христианство и вера неистребимы. Но и сегодня, хоть и без всяких мучений, от нас требуется верность Господу, которую мы должны проявлять, в первую очередь, в своих взглядах на жизнь. Мы должны понять, что заповеди, которые дает Бог, — это не просто запреты, не какие-то неприятные ограничения, стесняющие нашу свободу, а условие нашего благополучия и счастья. И давайте скажем прямо: какой была бы наша жизнь, если бы мы все четко и последовательно, с полным пониманием важности исполнения этой заповеди, по ней жили!

http://pravoslavie.ru/147011.html

Еще раз хотел бы сказать о том, что каждый раз, когда читается Евангелие на Литургии, именно это Евангелие пересекается с контекстом, с теми условиями, в которых совершается служба, с тем временем, в которое люди молятся. Так и сегодняшние слова: кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Исповедники, в том числе жившие на этой земле, не отреклись от Господа. Даже когда взрывался собор, даже когда казалось, что ничто никогда не возродится, они вопреки всему сохраняли веру. Наверняка их называли фанатиками, отсталыми людьми, пережитками прошлого — как только ни называли! Мое поколение еще помнит, как называли нас, православных людей, во времена государственного атеизма. А ведь те люди, которые верили в возрождение Церкви Божией, которые жизнь свою, упование свое вручили Промыслу Божественному, оказались победителями, и в этом замечательном городе возрождаются святые Божии храмы. Действительно, наша история многому учит. Какую силу дает вера? Вера дает силу, способную преодолевать страх смерти. А как это важно, когда нужно защищать Родину, когда нужно защищать ближнего своего! И не только в битве, но и всякий раз, когда человека несправедливо обижают; а если нет сочувствия и мужества встать на его защиту, значит, ты предаешь, ты испугался, и, как ты отрекся от ближнего своего, так и Отец Небесный отречется от тебя, когда предстанешь пред Его судом. Христианство учит нас, конечно, ответственности за сохранение веры, но и ответственности за самих себя, за своих ближних, за свою страну. И сегодня эта ответственность невероятным образом актуализируется в связи с тем, что происходит сегодня в сопредельном государстве, да и на стыке взаимоотношений России с западным миром. Каким должен быть наш ответ? Прежде всего, мы не должны ничего бояться. Мы должны сознавать, что на нашей стороне правда, а если так, то и пострадать за правду спасительно. Не отступить, не сдаться, а действительно отстоять те позиции политические и, если хотите, духовные, которые необходимо сегодня отстаивать.

http://pravoslavie.ru/154209.html

Через некоторое время царь и патриарх, и прочие власти, и священный собор собрались все в церковь эту, и начался обряд погребения пением по уставу, и голоса поющих громко неслись ввысь, пели два хора попеременно. И были здесь бояре и служилые люди, которые с ним вместе несли тяжелую воинскую службу, были вместе в победах и поражениях, а более всего было людей из простого народа, по сказанному выше, как звезд небесных или песка морского: вдов, оставшихся без мужей, монахинь, нищих, сирот, причитающих с плачем и воплями. И не стало слышно голосов поющих, и казалось, что все как будто в исступлении ума, как будто и воздух загудел, и сама земля застонала, и камни зашевелились – не только в церковных стенах, но и в городских; по словам пророка, «крыша храма поднялась от голосов вопиющих». И не слышно было голосов поющих, а священники осветили все в церкви множеством свечей, и пол церковный был залит слезами народными. И не сказать и не описать этого, а по апостольскому речению и «сердце человека не постигнет» то, как люди оплакивали его и как жалобно причитали! Одни называли его столпом, опорой Русской земли, другие именовали укрепленной и сильной крепостью, иные называли новым Исусом Наввиным, иные – Гедеоном и Вараком, или Самсоном, победителем иноплеменников: уехал с малыми силами, и увеличил их, и вернулся со многими. Одни называли его Давидом, отомстителем врагам, другие – Иудой Маккавейским, бесстрашно воевавшим в такое трудное время. И, как апостол сказал, «преодолели немощь, и стали сильны в сражениях, обратили в бегство полки иноплеменников». Кто-то из народа громогласно возопил со слезами в храме архангела Михаила: «Взял у нас, Господи, такого воеводу князя Михаила Васильевича – теперь сам защищай нас, как при Езекии от Сеннахирима, царя Ниневийского!» А кто-то из слуг князя сказал: «Не суждено такому телу в земле истлеть: мне известна его телесная и духовная чистота». Да что много говорить: уши не вместят жалобных причитаний их плача! И казалось всем, что сон видят или постичь не в силах, как было это с Петром апостолом, когда ангел вывел его из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда видно, что во времена св. Афанасия не только римскую кафедру называли апостольским престолом, но и римских епископов апостольскими мужами. Но апостольским престолом римскую кафедру называли, как выше объяснено, потому, что римская церковь основана и епископство в ней учреждено св. апостолами Петром и Павлом. А апостольскими мужами римских епископов называли, без сомнения, или в той же мысли, что т. е. римские епископы ведут свое преемство от апостолов, или в той, что некоторые из римских епископов отличались апостольскими доблестями, твердостью в вере, чистотой жизни, пастырской мудростью, и т. п., или в обоих этих смыслах. Так, перечислив в одном месте многих епископов, и в том числе двух римских – Юлия и Ливерия, св. Афанасий говорит: «у единомысленных с ними в писаниях нечего было подозревать, потому что не льстив и прост нрав сих апостольских мужей " 1239 . Отсюда видно, во-первых, что св. Афанасий называет православных епископов апостольскими мужами за их православие, не льстивость и простоту; во-вторых, видно то, что называет апостольскими мужами многих епископов, а не римских только. Отсюда видно, что от наименования римских епископов «апостольскими мужами», как и от наименования римской кафедры «престолом апостольским», до римского главенства еще далеко. Римский епископ Юлий, в письме, помещенном в апологии св. Афанасия против ариан 1240 , говорит о многих «церквах, которыми управляли сами апостолы через себя», и к таким церквам, по преимуществу, причисляет церковь александрийскую. По выражению св. Афанасия, «Игнатий – в Антиохии епископ, поставленный после апостолов " 1241 . Замечательно, что там же, в вышеприведенном рассматриваемом нами выражении св. Афанасия, называется «Рим – митрополией Романии, т. е. римского округа: тогда как по течению мыслей св. отцу весьма естественно и нужно было бы сильнее выразиться о римской церкви, как главенствующей над всеми церквами, если бы он знал что-нибудь об этом главенстве. Вообще в творениях св. Афанасия, римский епископ есть такой же, как и все прочие епископы 1242 , епископ 1243 , епископ города Рима 1244 , римский епископ ( των Ρωμαων) 1245 , епископ великого Рима 1246 , епископ римской церкви 1247 , епископ старого Рима 1248 , брат, соепископ, сослужитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Эти Четьи-Минеи я помнил с детства. С братом мы спали на огромном дедовом сундуке (у нас называли его «ларь»). Там бабушка, в доме у которой мы жили в детстве и которую называли бабаней, хранила «выходную» одежду – деда и свою. И вот эти книги, которые и привезла мама после раздела имущества. Когда мы были детьми, бабаня по вечерам доставала из ларя Четьи-Минеи, бережно клала книгу на стол и просила старшую свою дочь, Наталью, почитать вслух. Мы тоже слушали, воспринимая жития святых как сказку. И конечно, не понимая, что это были первые зерна, упавшие в наши души. Потом они проросли, дали свои всходы: Анатолию выпало воплотить на экране образ иконописца – преподобного Андрея Рублева в великом фильме кинорежиссера Андрея Тарковского , одного из самых ярких кинематографистов не только нашей страны, но и всего мира. А мне выпало стать писателем, который в художественных произведениях – романах, повестях, рассказах – написал о подвиге угодников Божиих. Но это было потом, а тогда, юношей, я сидел над раскрытым чемоданом с книгами и решал, как поступить. Выбрал я для продажи Четьи-Минеи, понимая, что за эту книгу могу получить хорошие деньги. Но когда шел по холодным зимним улицам Свердловска, решил, что надо идти не в букинистический магазин, а в церковь. Там ее место – больше подсознанием, чем сознанием понимал я. Церковь в народе называли «Ивановской» – она была единственной действующей в то время в Свердловске. По соседству, как водится, со стадионом. И когда мы ходили смотреть хоккейные матчи, я запомнил, что рядом находится храм. Вот туда я и шел. Я не знал, что раз «Ивановская» – значит, «Иоанновская», во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня . К кому обратиться, как вести себя – ничего не знал. Да еще моя природная стеснительность сковывала, мешала. Но я шел, потому что надо было спасать брата. Вот и церковь. Я снял шапку, зашел в притвор. Огляделся. Слева была приоткрыта дверь. Преодолев робость, я вошел в комнату. За столом сидел священник, что-то писал. Я запомнил, что он был в очках, с поредевшими рыжеватыми волосами на голове, с такой же небольшой бородой. Он вскинул на меня глаза.

http://pravoslavie.ru/67143.html

В древней церкви весьма рано появились представители аскетической жизни; они отправлялись от того положения, что церковь есть тело Христово, и, следовательно, члены церкви должны отличаться высшей чистотой, и потому чуждались брака. Такие воззрения встречались еще в конце I века. Так возникли аскеты. Но они не остановились на безбрачии, как позднейшие монахи, а хотели разыгрывать роль людей высшего бесстрастия. Для этого они брали к себе на житье лиц женского пола и аскетического направления, проводили время вместе с этими последними, желая тем для себя и для других доказать, что их воля настолько крепка и неудобопреклонна ко греху, что сожитие с лицами другого пола для них неопасно. 602 «Такое сожитие аскеты называли духовным браком. Другие из аскетов брали к себе на житье лиц другого пола под предлогом более простым и, по-видимому, невинным: они говорили, что их домашние дела не могут идти правильно без женского присмотра и заводили себе, как они выражались, супруг по духу. Замечательно, что известный Тертуллиан нисколько не порицает этого обыкновения. «Бери себе духовную супругу», – говорит он, но прибавляет: «пусть это будет лучше вдова, которой красота в вере, приданое в бедности и родовитость в возрасте». Другими словами: это должна быть вдова пожилая. «Вот прекрасный (духовный) брак», – восклицает Тертуллиан ; «таких жен можно иметь даже несколько, – замечает Тертуллиан , – и сие приятно Богу». " Так рассуждал карфагенский учитель. Но беда в том, что аскеты старались брать себе подруг не постарее, а помоложе, и не чуждались того, чтобы иметь несколько таких подруг. Такие лица женского пола имели различные наименования, их называли γυναχες συνεισαχτοι, 603 « (т. е. женщины сводные), по-латыни – subintroductae, а также αγαπηται, αδελφαι, или sorores; самих мужчин, сожительствующих так, чаще всего называли ανδρες συνεισαχτοι. 604 «Указанный обычай встречался и среди еретиков, например, Валентиниан, и среди церкви. Рассмотрим, в чем выражалось сожитие аскетов с их духовными подругами – субинтродуктами – и к каким следствиям вело.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Нет сомнения, что все эти чины постепенно сложились либо на основе ранее существовавших административных структур иудейской синагоги, Римской империи и греческого городского самоуправления, либо в силу местных условий. Нет сомнения, что на всем протяжении I века, а также в самом начале II века, то есть в период, описанный в последних главах Деяний, в посланиях апостолов, а также в сочинениях Климента и Гермы, понятия «епископ» и «пресвитер» использовались взаимозаменяемо и что группа людей, которых называли этими титулами, возглавляла раннюю церковь – настолько, насколько вообще можно говорить о постоянном церковном руководстве. Нет сомнения, что с течением времени, сначала в Иерусалиме, а затем и в Малой Азии, один из пресвитеров возвысился над остальными – это обусловлено почти универсальным законом, благодаря которому элементы монархии существуют даже в республике. Соответственно, значение слова «епископ» постепенно изменилось, и к середине II века так стали называть только главного пресвитера той или иной местности. Нет сомнения, что апостолов никогда не называли «епископами» в каком–либо ином смысле, нежели тот, в котором их также называли «пресвитерами» и «диаконами». Нет сомнения, что до начала III века титулы или обязанности языческих или иудейских священников никогда не применялись к христианским пастырям… Не вызывает сомнения и то, что до конца I века не существовало ничего похожего на современную епископальную иерархию, а равно и то, что ничего похожего на современное пресвитерианство не существовало в начале II века. Проблема, некогда бывшая гордиевым узлом богословия, разрешена – по крайней мере, в этом случае – не мечом гонений, но кропотливыми исследованиями ученых». § 60. Апостолы, пророки, евангелисты Подобно тому как размеры церкви поначалу совпадали с рамками иерусалимского собрания, церковное служение первоначально было тождественно апостольскому. Ни евангелия, ни первые пять глав Книги Деяний не упоминают о каких–либо других служителях. Но когда количество верующих стало исчисляться тысячами, апостолы уже просто не могли делать все: учить, вести поклонение и поддерживать дисциплину.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

2) Именование священников отцами, учителями и наставниками. Христос Спаситель сказал: «не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцем себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:8 – 10). Между тем православные, говорят сектанты, называют своих священников «учителями», «наставниками» и «отцами». – Но слово Божие свидетельствует, что апостолы и себя, и других называли учителями, напр., ап. Павел говорил о себе: «я поставлен проповедником и Апостолом, и учителем язычников» ( 2Тим. 1:11 и 1Тим. 2:7 ), а о других пишет: «иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами... в-третьих учителями... Все ли Апостолы?.. Все ли учители?.. ( 1Кор. 12:28–29 ). Еще: «по данной нам благодати имеем различные дарования... имеешь ли служение, пребывай в служении, учитель ли, – в учении» ( Рим. 12 : б – 7). «Братья мои! не многие делайтесь учителями», пишет ап. Иаков ( Иак. 3:1 ). Апостолы называли других также наставниками. «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие»; «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчеты», говорит ап. Павел ( Евр. 13:7,17 ). Наконец, апостолы называли себя и других и отцами. Так, тот же апостол называет себя духовным отцом коринфских христиан: «хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ) и Галатам пишет: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал. 4:19 ; ср. 1Фес. 2:11– 12 ). Апостол Иоанн также пишет: «пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала» ... ( 1Ин. 2:12 – 14 ). – Называя себя и других учителями, наставниками и отцами, апостолы не могли противоречить Христу; значит, слова Христовы нельзя понимать так, как понимают их сектанты. Единственным учителем, наставником и отцом Господь называется в том смысле, что Он есть источник истинного учения, вразумления, отчества. В этом смысле пастыри Церкви, как проповедующие не свое учение, а Христово, и получающие право быть духовными отцами и учителями от Бога, конечно, не должны усвоять себе названий «отец» и «учитель»; но так как они рождают нас в новую, духовную жизнь, учат вере и наставляют на добрые дела, то в несобственном смысле могут называться учителями, отцами или батюшками и наставниками. Если же Христос запрещает называться этими именами, то только тем лицам, которые усвояют их себе по тщеславию и гордости, как делали это книжники и фарисеи. 649

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010