7 Страж адских врат - Цербер, трехглавый пес, охранявший вход в подземное царство. 8 Жестокосердный Нерон - римский император (54-68). Народная молва считала его виновником грандиозного пожара в Риме (64), длившегося девять дней. 9 Неблагодарная дочь Тарквиния. - Поступок этот, согласно преданию, совершила дочь Сервия Туллия, жена (а не дочь) Тарквиния Гордого, которая надругалась над трупом своего отца. ГЛАВА XV, в коей рассказывается о злополучном приключении Дон Кихота с бесчеловечными янгуасцами Мудрый Сид Ахмет Бен-Инхали рассказывает, что Дон Кихот, попрощавшись с козопасами и со всеми, кто на похоронах Хризостома присутствовал, вместе со своим оруженосцем тотчас же направился к лесу, где скрылась пастушка Марсела. Более двух часов прошло у них в бесплодных поисках, и, изъездив лес вдоль и поперек, в конце концов выехали они на зеленый луг, где неслышно струился ручей, манивший путников своею прохладою и соблазнявший их провести здесь часы томительного полдневного жара, уже вступившего к этому времени в свои права. Дон Кихот и Санчо спешились и, пустив осла и Росинанта на луг, чтобы они полакомились на свободе густою травой, совершили нападение на свою дорожную суму, после чего господин и его слуга, не чинясь, в мире и согласии принялись закусывать тем, что у них нашлось. Санчо и в голову не пришло стреножить Росинанта - до того он был в нем уверен, и точно: до сих пор это было такое смирное и отнюдь не ветреное существо, что, казалось, все кобылицы кордовских пастбищ не ввели бы его во искушение. Однако ж судьба совместно с дьяволом, который далеко не всегда дремлет, устроили так, что к той же самой долине приблизились янгуаские погонщики1 с табуном галисийских кобыл, а как они имеют обыкновение полдничать в местах, обильных пастбищами и водою, то долина, где расположился Дон Кихот, показалась им весьма подходящей. И вот случилось так, что Росинанту припала охота приударить за госпожами кобылицами; только зачуял он их - и, не спросясь хозяина, изменив правилам своим и привычкам, затрусил игривой рысцой, дабы удовлетворить свою потребность; но кобылицам, видимо, больше хотелось пастись, а потому они стали лягать его и кусать, да так, что малое время спустя разорвали на нем подпругу, и остался он нагишом, без седла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

- Галатея23 Мигеля де Сервантеса, - отвечал цирюльник. - С этим самым Сервантесом я с давних пор в большой дружбе, и мне хорошо известно, что в стихах он одержал меньше побед, нежели на его голову сыплется бед. Кое-что в его книге придумано удачно, но все его замыслы так и остались незавершенными. Подождем обещанной второй части: может статься, он исправится и заслужит наконец снисхождение, в коем мы отказываем ему ныне. А до тех пор держите его у себя в заточении. - С удовольствием, любезный друг, - сказал цирюльник. - Вот еще три книжки: Араукана дона Алонсо де Эрсильи,24 Австриада Хуана Руфо,25 кордовского судьи, и Монсеррат26 валенсийского поэта Кристоваля де Вируэса. - Эти три книги, - сказал священник, - лучшее из всего, что было написано героическим стихом на испанском языке: они стоят наравне с самыми знаменитыми итальянскими поэмами. Берегите их, - это вершины испанской поэзии. Наконец просмотр книг утомил священника, и он предложил сжечь остальные без разбора, но цирюльник как раз в это время раскрыл еще одну - под названием Слезы Анджелики.27 - Я бы тоже проливал слезы, когда бы мне пришлось сжечь такую книгу, сказал священник, - ибо автор ее один из лучших поэтов не только в Испании, но и во всем мире, и он так чудесно перевел некоторые сказания Овидия! 1 " Подвиги Эспландиана " - роман " Подвиги весьма добродетельного рыцаря Эспландиана, сына Амадиса Галльского, вышел в свет в 1510 г. 2 " Дон Оливант Лаврский " . - Полное название этого романа Антоньо де Торкемады - " Повествование о непобедимом рыцаре Оливанте Лаврском, принце Македонском, ставшем, благодаря чудесным своим подвигам, императором константинопольским " (1564). 3 " Флорисмарт Гирканский... " - Автором этого романа ( " Первая часть великой истории о преславном и могучем рыцаре Флорисмарте Гирканском " , 1556) является Мельчор Ортега. В романе " Дон Кихот " встречается и другое написание имени Флорисмарт: Фелисмарт. 4 " Рыцарь Платир " - " Летопись деяний весьма отважного и могучего рыцаря Платира, сына императора Прималеона " (1533).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Ретабло мучениц Иусты и Руфины. 1475 г. Мастера Хуан Риус, Доминго Рам (ц. мучениц Иусты и Руфины в Малуэнде, Арагон) Ретабло мучениц Иусты и Руфины. 1475 г. Мастера Хуан Риус, Доминго Рам (ц. мучениц Иусты и Руфины в Малуэнде, Арагон) Составление Мученичества обычно относят к VI-VII вв., но, по мнению мн. исследователей, в его основе лежит более ранний текст. В пользу этой гипотезы свидетельствует оригинальный сюжет Мученичества, тогда как в др. подобных произведениях, включенных в «Испанский пассионарий», широко использовались агиографические топосы и клишированные образы. Данные Мученичества Ф. Кюмон использовал при исследовании вост. культов, получивших распространение в рим. Испании. По его мнению, в Мученичестве содержится описание празднества в честь финик. божества Саламбо (lmbcl - образ Ваала), связанного с культом Адониса. Кюмон также предположил, что дни поминовения И. и Р. (17, 18 и 19 июля), указанные в средневек. календарях, соответствуют датам празднеств в честь Адониса ( Cumont. 1927). Самое раннее упоминание о почитании мучениц содержится в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.), где под 19 июля отмечена память И. (In Spaniis Iustae) (MartHieron. Comment. P. 384-385). Сведения из ряда источников указывают на широкое почитание И. и Р. в Вестготском королевстве. В неск. надписях VII в. из Юж. Испании, где сообщается об освящении храмов Пимением и Теодераксом, епископами Ассидонии (ныне Медина-Сидония), среди помещенных в алтаре реликвий названы реликвии И. и Р. ( Vives J. Inscripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 19692. N 304-306, 309). Известен гимн в честь И. и Р. (CPL, N 1218; AHMA. T. 27. N 147), ранее приписывавшийся св. Исидору Севильскому (см.: P é rez de Urbel J. Origen de los himnos mozárabes//Bull. Hispanique. Bordeaux, 1926. T. 28. N 3. P. 215-216; La Hispania visigótica y mozárabe. 2010. P. 379), а также 2 гимна в честь И. (AHMA. T. 27. N 143-144). О мон-ре святых И. и Р., к-рый находился близ Кордовы, упоминается в Кордовском календаре X в. (Le Calendrier de Cordoue/Éd. R. P. A. Dozy. Leiden, 1961. P. 112-113).

http://pravenc.ru/text/1237925.html

109 Фатимиды – исмаилитская династия, правившая на Ближнем Востоке. Вели свое происхождение от Фатимы (дочери Мухаммада) (прим. ред.) 110 Альморавиды – принятое в литературе название династии и государства в Северной Африке (сер. XI–1146). К 1090 г. это государство включало Марокко, западный Алжир, мусульманскую Испанию, Балеарские о-ва. Государство Альморавидов уничтожено Альмохадами (прим. ред.) 111 Шииты, шиизм – одно из двух основных направлений в исламе (наряду с сунизмом). Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммада лишь династию 12 имамов – Алидов (Али и его прямых потомков от брака с дочерью Мухаммада Фатимой) (прим. ред.) 113 182. О более раннем периоде см. 133; 306; 37. Две недавние публикации сообщают полезные подробности о положении евреев в Самарии и развитии бахайской религии в Персии XIX и XX столетий: 186 и 207. 115 Омейяды – династия арабских халифов (661–750), происходившая из рода Омейя арабского мекканского племени Курейш. Один из Омейядов бежал в Испанию и основал там Кордовский эмират, положив начало династии испанских (кордовских) Омейядов (прим. ред.) 116 Мухаммад Али (1769–1849) – паша Египта с 1805 г. Создал регулярную армию; фактически отделил Египет от Турции; реорганизовал административный аппарат (прим. ред.) 117 Фирман – указ шахов Ирана, султанов Османской империи и правителей некоторых других государств Ближнего и Среднего Востока (прим. ред.) 118 Высокая Порта (Оттоманская Порта, Блистательная Порта) – принятое в европейских документах и литературе название правительства Османской империи (прим. ред.) 120 242, стр. 395–400. Эти меры были особенно жестоки в Сирии и Палестине в силу местного фанатизма; см. 66, гл. 3. 121 Левант (от фр. Levant или итал. Levante – Восток) – общее название стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря; в узком смысле – Сирии и Ливана (прим. ред.) 127 176, том 1, с. 245. Относительно мадридской конференции idem, стр. 236–260 и 203, том 3, стр. 274–292. 129 Кодекс Феодосия – официальный сборник указов римских императоров IV–V веков Составлен по указанию императора Феодосия II (прим. ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Среди посланий Альвара Кордовского сохранилось письмо, датированное 860/1 г. и написанное, вероятно, Кордовским еп. Саулом ( Alvaus. Ep. 10), в тексте к-рого приведены 2 кратких фрагмента неизвестных сочинений И. Из перечня, составленного Феликсом Толетским, известны названия неск. несохранившихся произведений И. В «Книге ответов» (Liber responsionum), посвященной Барцинонскому еп. Идалию, И. отстаивал канонические постановления и королевские законы против иудеев, в т. ч. запрет иудеям владеть рабами-христианами; там же И. защищал право Церкви на предоставление убежища. Содержание соч. «О средствах против богохульства» (De remediis blasphemiae), посвященного аббату Адриану, неизвестно; это произведение иногда отождествляется c известным Алкуину анонимным соч. «Отправляется ли душа сразу после кончины человеческого тела к славе или к наказанию» (Utrum animae de hominis corporis exuentes mox deducantur ad gloriam uel ad poenam). «Книга изречений» (Liber sententiarum) - сборник цитат из толкований блж. Августина на псалмы ( Aug. In Ps.); И. также собрал извлечения из произведений блж. Августина против пелагианина Юлиана , еп. Экланского. В «Книге о божественных установлениях» (Liber de diuinis iudiciis), написанной в 680 г. и посвященной Эрвигу, были собраны цитаты из Свящ. Писания по вопросам, связанным с моралью и нравственностью. В ряде рукописей VIII-X вв. авторству И. приписывается соч. «Искусство грамматики, поэтики и риторики» (Ars grammatica, poetica et rhetorica), его датировка основана на упоминании об Эрвиге как о здравствующем короле. Трактат служил учебным пособием по лат. словесности и предназначался для использования в соборной школе в Толете. 1-я часть трактата, посвященная частям речи, основана на соч. «Искусство грамматики» Элия Доната (IV в.). Во 2-й части повествуется о теории слогов и ударений, стихотворных размерах и риторических фигурах. Здесь приведено ок. 150 фрагментов неизвестных сочинений античных авторов, а также примеры из Свящ. Писания и из произведений испан. христ. поэтов IV-VII вв. ( Ювенка , Пруденция еп. Евгения II Толетского); использованы сочинения Исидора Гиспальского, посвященные вопросам грамматики, к-рая рассматривается в трактате как средство толкования (экзегезы) священных текстов. Автору соч. «Искусство грамматики» принадлежит и трактат, в к-ром рассматривались исключительно грамматические вопросы, «О частях речи» (Tractatus de partibus orationis), составленный в годы правления кор. Эгики (687-702). В нем также широко используются труды Доната, цитируются испан. поэты (напр., еп. Евгений II Толетский). Предположительно соч. «О частях речи» было упрощенной версией «Искусства грамматики».

http://pravenc.ru/text/1237823.html

принявшее мусульманство (этнические А. составляли в нем не больше 25%). Основные соперники Византии, находившиеся с ней в VII-IX вв. в состоянии непрерывной, перманентной войны. Мало по малу образовали три халифата. Багдадский (Абассидов), Египетский (Фатимидский) и Испанский (Омейадов, с центром в Кордове) (см.. маврусии, мавры). Багдадский халифат разделился в Х в. на множество отдельных эмиратов (княжеств). Пользуясь его раздробленностью, василевсы Никифор Фока (963–969 гг.) и Иоанн Цимисхий (969976 гг.) отняли у него часть Сирии и острова Крит и Кипр. Египетский халифат направил свои силы против Сицилии и южной Франции. Испанские А. были заняты внутренними войнами. В XI в. Кордовский халифат разделился на ряд эмиратов, из которых наиболее сильным, просуществовавшим до 1475 г, оказалась Гранада на юге Пиренейского полуострова. Аравия – см.: арабы (1). Арагон – феодальное христианское королевство на юго-востоке Пиренейского полуострова. Вело войны в Италии (см.: Неаполь) и в Сицилии. В 1473 г. вошло в состав Испанского королевства. Арбалет – самострел, метательное оружие в виде мощного лука, укрепленного на деревянном ложе (станке), что позволяло вести более точную стрельбу при дальности до 200 м. А. имел деревянное ложе с рукояткой, позднее с прикладом, позволявшим упирать его в плечо. В ложе имелся продольный желоб, куда клали короткую тяжелую стрелу (болт). К противоположной прикладу оконечности ложа прикрепляли лук, сделанный из рога, деревянных пластин, стянутых жилами, либо из стали. У наиболее простого А. тетиву натягивали с помощью приставного железного рычага, называвшегося «козья нога». У более мощного А. тетиву натягивали зубчатым механизмом с воротом – блочным устройством с двумя рукоятками. Первые А. в европейских войсках появились в IX в., а получили широкое распространение с XII в. Учитывая особую точность стрельбы, ими пытались поразить прежде всего голову противника. См.: тзангра. Арвейлер (Ahrweiler) Элен – ведущий французский византинист третье четверти ХХ в., специалист в области социально-экономической и административной истории Византии VII-XI вв., особенно морского дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий кордовский поэт — испанский поэт Хуан де Мена (1411—1456). …сей новорожденный Эней… — намек на главного героя «Энеиды» Вергилия, который внезапно покинул влюбленную в него Дидону. Хака — горная цепь в Испании. Арланса, Писуэрга, Мансанарес, Тахо, Энарес и Харама — реки в Испании. Со своей Тарпейской кручи… — С Тарпейской скалы в Древнем Риме сбрасывались приговоренные к смерти преступники. По преданию, Нерон с этой скалы любовался пожаром Рима. …обозреватель антиподов… сладостный вращатель кувшинов… Тимбрий… Феб, стрелок для одних, врач для других… — прозвища Феба (Аполлона), бога света, прорицания, медицины и поэзии. Обозреватель антиподов — это прозвище Феба объясняется тогдашними представлениями о неподвижности Земли, вследствие чего считалось, что Солнце, вращаясь вокруг Земли, освещает также и тех, кто живет «внизу», под ногами у людей, находившихся наверху. Вращателем кувшинов Феб назван потому, что солнечное тепло, вызывая жажду у людей, заставляет их прибегать к прохладительным напиткам, которые изготовляются в медных кувшинах, охлаждаемых путем вращения их в каком-нибудь сосуде, наполненном снегом. Баратария — от испанского слова barato, то есть дешевый. Крест губернского жезла — Верхняя часть жезла имела форму креста, который на суде служил для присяги. Виола — музыкальный инструмент вроде скрипки, но с более толстыми струнами и более низким звучанием. Апарисиево масло — оливковое масло с примесью различных лекарств. Лекарство это было настолько дорогостоящим, что вошло в поговорку: «Дорого, как апарисиево масло». В афоризме Гиппократа на самом деле речь идет не о куропатках, а о хлебе. Убрать! (лат.) Тиртеафуэра — селение в Толедской провинции. Само слово «Тиртеафуэра» (точнее: tiratefuera) — буквально означает: «пошел вон». …поцеловал себе правую руку… — в знак верности данному слову. …потому, что он горец. — Жители северных горных районов Испании гордились тем, что они первые положили начало реконкисте (отвоеванию территорий, захваченных у них арабами в VIII в.), и считали себя поэтому знатными людьми.

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

12) Село Новые Пурдошки. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с приделами в память Рождества Пр. Богородицы и во имя свят. и чудотв. Николая, деревянный, построен в 1864 г., расстоянием от г. Пензы 215 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли усадебной 1 д., пахотной 32 д. Жалованья священнику 294 р., псаломщику 98 р. Дома для членов причта общественные. Прихожан м. п. 529, ж. п. 563. Приход состоит из села и дер. Поповки (в 5 в.), Тамб. губ. Темниковского уезда. В селе церк.-прих. школа. 13) Село Пурдошки. Храм Рождества Пр. Богородицы, с теплыми приделами во имя свят. и чудотв. Николая и преп. Саввы Сторожевского, каменный, построен в 1796 г., расстоянием от г. Пензы 229 в. При нем кладбищенская церковь Успения Б. Матери с приделом во имя свв. апп. Петра и Павла, каменная, построена в 1820 г. При церкви есть лавки, сдаваемые в аренду. Причта положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли усадебной 3 д., пахотной 131 д., сенокосной 17 д. (в общем количестве земли 16 д. неудобной). Жалованье по окладу III кл., за вычетом 122 р. за излишек земли. Дом для младшего священника церковный, для диакона общественный. Прихожан м. п. 2459, ж. п. 2519. Приход состоит из села и дер. Старые Шалы (в 6 в.), Новые Шалы, Кордовское Корино (в 7 в.). В селе училище земское. 14) Село Проказна. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с теплым приделом в память Богоявления Господня, каменный, построен в 1796 г., расстоянием от г. Пензы 210 в. При церкви 27 лавок. Церковь имеет капитал 800 р. 6 к. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 д., пахотной 33 д. и 8 д. сенокосной, пожертвованной крестьянами дер. Борок. Жалованье по окладу VI кл. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 1044, ж. п. 1068. Приход состоит из села и дер. Буртасы (в ½ в.), Михайловка (в 1 в.), Русское Корино (в 8 в.), Борки (в 4 в.). 15) Село Старо-Ямская Слобода. Храм во имя свят. и чудотв. Николая, с приделом во имя св. великомуч. Варвары, деревянный, холодный, построен в 1764 г., расстоянием от г. Пензы 225 в. Причта положено: священник и псаломщик. Земли 33 пахотной д. Жалованье по окладу VI кл. Дом для священника общественный. Прихожан м. п. 548, ж. п. 583. Приход состоит из села и дер. Карлино (в 2 в.), Молчаново (в 5 в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

7:58). Иудеи распинают Христа, иудеи убивают камнями и Стефана. Господь, будучи распинаем, выражает прощение: «Отче, — говорит, — прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34); подобным образом просит за них и мученик: «преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). И не в одних словах и делах мученик следовал Господу, но обнаружил добродетель души и в терпении и перенесении обид, за что и удостаивается такого видения. «Воззрев, — сказано, — на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:55). Велико это зрелище состязания! Борец внизу на земле состязается, а Судья с небес наблюдает; этот здесь сражается, а тот сверху, стоя, помогает сражающемуся. И не сидящим, но стоящим видит он Спасителя. О, сколь великая благодать чести! Стоит Владыка, когда мученик борется. Вид и положение Судьи указывает на великое значение состязаний. Ведь судьи встают с седалища тогда, когда начинается горячая борьба; достоинство борцов узнается тогда, когда воздается должная честь. А эта честь от Спасителя такова, что мученик превзошел ею и ангелов. «Воззрев, — говорится, — на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога»(Деян. 7:55). Он видел не только невидимое место и славу, но даже и самого Того, Кого желал, на Кого и ангельское воинство страшится смотреть. Мученик устремляет взор туда, перед чем херувимы закрывают свои чистые лица, куда серафимы не смеют взирать — на ту беспредельную высоту. Итак, здесь был предметом видения Тот, кто выше ангелов, превосходнее сил, преимущественнее престолов и властей. Привлек его голос Господа, прежде сказавший: «где Я, там и слуга Мой будет» (Иоан. 12:26). Итак, первым он был слугой (дьяконом), как и первым мучеником в состязании. И странное дело, что не огнем, не железом, не зверями, не иными пытками производится мучение этого праведника, но одним избиением камнями. Надлежало Стефану украситься одними только камнями и получить благодать истины из груды камней. Бросание камней направлялось как в золотое тело, так наиболее и в голову, обливавшуюся со всех сторон кровью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В полночь в городе началось землетрясение — это Бог с ангелами Своими пришел посетить раба Своего. В темнице засиял необыкновенный свет, двери темничные открылись и со всех узников, там находившихся, спали оковы. Тогда явились два ангела в виде прекрасных юношей и сказали мученику: — Воззри на нас. Мученик же, обратив к ним свой взор, сказал: — Кто вы? Те отвечали: — Мы — ангелы, посланные к тебе от Господа. Мученик же сказал им: — Если вы — ангелы Господни, то поклонитесь при мне Господу и оградите себя крестным знамением, чтобы я поверил вам. Ангелы тотчас исполнили его желание и сказали: — Итак верь, что нас послал к тебе Господь. Мученик сказал: — Знаю, что когда три отрока были брошены в печь Вавилонскую, то к ним был послан от господа ангел чтобы остудить жар огня. Но что такое сделал я? Или разве я брошен в огонь, что признан достойным ангельского посещения? Когда мученик со смирением говорил эти слова, внезапно явился ему Сам Господь Иисус Христос в неизреченной славе и, прикоснувшись мученику, исцелил его от ран и поставил на ноги вполне здоровым. Затем Он окрестил его водою и сказал: — Теперь уже ты будешь называться не Неанием, а Прокопием Мужайся и крепись, ибо ты совершишь великие дела и приведешь к Отцу Моему большое стадо. Прокопий же, радуясь и ужасаясь, пал на землю, поклонился Господу, молясь, чтобы Он укрепил его в страданиях, дабы ему не убояться лютых мучений. Господь сказал ему: — Не бойся — Я с тобою! Сказав это, Он восшел на небеса. Святой же Прокопий с того дня, как явился ему Господь, имел в сердце несказанную радость духовную и был полон небесного восторга. И тело его стало столь здорово, что на нем не осталось и следа бывших прежде ран. Он уповал на Господа, и Он помог ему, и возрадовалось сердце его («и процвете плоть» его) (Пс.27:7). На другой день после этого явления рано утром правитель послал одного из воинов в темницу узнать, жив ли мученик. Он полагал, что тот уже умер от вчерашних лютых истязаний. Темничный страж Терентий сказал воину, что он не спал всю ночь и что в полночь в темнице происходило что-то необыкновенно страшное, а именно, произошло землетрясение, засиял чудный свет, открылись двери и с узников спали оковы, а с Неанием беседовали какие-то, сиявшие необыкновенным светом, мужи. Воин, нагнувшись к темнице, закричал мученику:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010