составление и перевод А.А. Бурова Святые Кордовские мученики (†850–859) В городе Кордоба (Cordoba), что в Испании в период между 850 и 859 годами были обезглавлены сорок восемь христиан, в большинстве своем – монахов, по обвинениям в преступлениях против ислама . Необычно то, что перед казнью им предоставлялась возможность исповедать свою веру. Было также несколько казней за отступление от ислама. Тех, кто был умучен в то время, именуют мучениками Кордобскими. Большинство имен мучеников – испанские, хотя среди них имеются и Баэто-Романские, т.е. весготские, одно имя имеет своим происхождением Септиманию, другое – арабское или берберское происхождение. Об остальных именах ничего не известно. Имеется также связь казненных с Христианским Востоком: об одном мученике говорится, что он был сирийцем, другой был арабским или греческим монахом из Палестины, двое других носили греческие имена. Это, в частности, указывает на роль Греции в христианизации большей части округа Baetica (Испания) до тех пор, покуда христиане не были оттуда окончательно изгнаны в 554 году: представители Византии приглашались для борьбы с династией вестготов. Мученики Кордовские: – Абундий Кордовский (Abundius) (854 г., память 11 июля). Приходской священник из Ананелоса (Ananelos), села около Кордовы. Он был арестован за то, что порочил Мухаммеда. В отличие от большинства других мучеников, Абундий был предан другими, и не по своей воле предстал перед судом эмира. Он был казнен, и его тело был брошено собакам. – Адольф Кордовский и Иоанн Кордовский (ок. 822 г., память 27 сентября). Оба брата родились в Севилье от отца-мусульманина и матери-христианки. Оба казнены в Кордове при Абд эр-Рахмане II. – Аматор Кордовский, Петр Кордовский и Луис Кордовский (ок. 855 г., память 30 апреля). Св. Аматор родился в Мартосе, что около Кордовы, там же он был рукоположен во священника. Вместе с монахом по имени Петр и мирянином по имени Луис, братом прежде умученного Павла, они были казнены Кордовским эмиратом за поношение ислама .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛОГИЙ [лат. Eulogius; испан. Eulogio] († 11.03.859), сщмч. (пам. зап. 11 марта), пресв. из г. Кордова (Испания), писатель и проповедник. Почитается в числе 48 Кордовских мучеников . Житие святого (Vita vel passio beatissimi martyris Eulogii presbiteri) написано его близким другом, поэтом и богословом св. Альваром († 861, пам. зап. 7 нояб.) вскоре после гибели Е. Состоит из 2 частей: повествования о жизни и деяниях Е. и рассказа о его мученичестве. К Житию приложены обращение Альвара к погибшему другу, описание перенесения мощей Е. и 3 лат. стихотворения. Рассказ Альвара биографичен, подробен и богат деталями. Житие было впервые опубликовано в 1574 г. вместе с сочинениями Е. Е. род. в нач. IX в. в мусульм. Кордове и принадлежал к знатной христ. семье. В детстве его отдали на воспитание в ц. св. Зоила. Впосл. Е. был рукоположен во пресвитера. Е. с детства проявлял необычайные способности в изучении Свящ. Писания, сочинений античных и раннехрист. авторов, вел благочестивый образ жизни. Одновременно с обучением при храме посещал занятия аббата Сперандео, автора сочинений по опровержению исламского вероучения (не сохр.) и «Мученичества» кордовских христиан святых Иоанна и Адульфа, погибших в начале правления эмира Абдаррахмана II (822-852). Ок. 848-850 г. Е. совершил путешествие на север Пиренейского п-ова. Поводом для поездки были розыски 2 братьев святого, уехавших торговать в империю зап. франков. Е. хотел побывать в иноземных мон-рях, но не смог выехать за пределы полуострова из-за военных действий. Он посетил только несколько мон-рей на полуострове, познакомился с настоятелями и др. церковными деятелями, в т. ч. с Толедским архиеп. Вистремиром († 858). В монастырях Е. обнаружил неизвестные ему книги, нек-рые, по свидетельству Альвара, он сумел увезти в Кордову. Среди них были трактат блж. Августина «О Граде Божием», сочинения Вергилия, Ювенала и др. античных авторов, собрание церковных гимнов. Эти книги стали основой б-ки Е., к-рую он впосл. открыл для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/187179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ [Испан. Mártires de Córdoba], христиане, казненные в IX-X вв. в г. Кордова (Испания), столице мусульм. гос-ва Андалус, в т. ч. 48 христиан, пострадавших между 850 и 859 гг. в ходе т. н. движения мучеников (movimiento martirial), описанного и во многом вдохновленного св. Евлогием Кордовским († 859). Многие из К. м. сознательно нарушали законы гос-ва Андалус, чтобы принять смерть ради Христа: они публично отвергали ислам, выступали с проповедью христ. веры, непочтительно отзывались об исламе и о мусульм. пророке Мухаммаде . В соответствии с нормами мусульм. права эти преступления карались смертью. В IX в. кордовская община мосарабов (испан. христиан, живших под мусульм. господством), по-видимому, была крупнейшей в Андалусе. После араб. завоевания Пиренейского п-ова (711-714) христиане, получившие статус зиммиев , платили особый налог, джизью , и были ограничены в правах. Зиммиям запрещалось порицать Коран, ислам и Мухаммада, помогать отступникам от ислама. Эти запреты подчеркивали неполноправное положение иноверцев в мусульм. гос-ве. Мосарабы обладали автономией: кордовской христ. общиной руководили подконтрольные мусульм. властям чиновники - комит (comes) и его помощники, судья (censor) и сборщик податей (exceptor), а также викарий (заместитель комита) и претор (начальник полиции). В городе находилась епископская кафедра, действовал ряд церквей: внутри городских стен были церкви св. Киприана и Девы Марии, в пригородах - базилики мучеников Ацискла и Зоила и Трех святых, мон-рь Кутеклара и др. храмы и мон-ри. В горах к северу от Кордовы находились небольшие мон-ри, возникшие в VIII-IX вв. и сыгравшие важную роль в движении К. м., самые известные - муж. мон-рь Спасителя, или Пинна-Меллария (Пиннамеллар, Пеньямелария; примерно в 5 км от Кордовы), и «смешанный» мон-рь Табанос (примерно в 10 км от города) ( Arce Sainz. 1992). Многие мученики жили в этих мон-рях и поддерживали тесные отношения с их насельниками, учились в школах, которые существовали при некоторых церквах и монашеских обителях. Источники

http://pravenc.ru/text/2057238.html

поиск:   разделы   рассылка Михаил Пиотровский Искусство провокации " " Молебен " в храме – хулиганство, а не художественная акция. Рубить топором иконы – оскорбление. Выставка со своеобразным переложением сюжетов икон – возможна, если она не оскорбляет чувства верующих " . Источник:  Санкт-Петербургские ведомости Есть повод поговорить о провокациях. Провокации – поступки людей, которые вынуждают других совершать действия для них невыгодные, неправильные или те, которые они не собирались делать открыто. Для России провокация – дело известное. Это страна, где был Азеф, где шла борьба революционеров и охранки, в которой обоюдно использовались провокации. В истории ХХ века провокаций было немало. Известно, что это самый легкий способ борьбы с врагом. Способ его выявить, заставить быть активным, потом наказать. Из истории провокаций можно извлечь опыт, посмотреть, кто их начинает, как реагируют люди. В Х веке после арабского завоевания в Испании возникло общество, которое историки считают примером сосуществования. Процветающая страна, где мусульмане, христиане и иудеи жили достаточно мирно. При халифском дворе работали евреи и христиане. Кто-то принимал ислам, кто-то нет. Образец общественного устройства прост: можешь сохранять свою религию, но за это плати дополнительный налог, веди себя прилично, не выступай против ислама. Что происходит потом? В городе Кордова к судье приходит монах, вступает в беседу и начинает активно ругать исламскую веру и пророка Мухаммеда. Все знают, что это страшное преступление. Мухаммед – не Бог. Ему не приписывается никаких чудес. Это человек, который избран Богом. Он сделал то, что ему было поручено. Бога оскорбить нельзя. Мухаммед беззащитен, нанесенное ему оскорбление страшно карается. Все это знал судья, к которому пришел монах. Но он привык к мирной жизни, ему не хочется головы рубить. Он назначает совет, который все же вынужден осудить виновного на казнь. Затем в другом месте появляется человек, который открыто поносит ислам. И тут его не спешат казнить, выносят проступок на суд эмира. Следует серия выступлений против ислама в разных частях Испании. Людей, их совершавших, назовут кордовскими мучениками. Таких было 48, они известны по именам.

http://religare.ru/2_97540.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Евлогий Кордовский, архиепископ Толедо, священномученик (851–859, память 11 марта) Евлогий родился в знатной семье в столице мусульманской Испании, во времена эмира Абд ар-Рахмана II. Семья дала ему, равно как и его братьям и сёстрам, прекрасное образование, о котором особую заботу проявляла его мать по имени Изабель. Младший из братьев, Иосиф, занимал высокий пост при дворе Абд ар- Рахмана. Его братья Альвар и Исидор были купцами и торговали по всей Центральной Европе. Из его сестёр Ниолы (Niola) осталась с матерью, в то время как Анулона (Anulona) получила образование при монастыре и стала монахиней. После завершения образования в монастыре св. Зоила св. Евлогий вернулся в семью, где продолжил своё образование, обучаясь литературному искусству у такого знаменитого мастера, как игумен Сперандео (Speraindeo). В то же время, он подружился с Альваром Павлом (Alvarus Paulus), вместе с которым они изучали как светские, так и духовные науки во всём их богатстве. Их переписка в прозе и стихах составила тома, которые по взаимному согласию были потом уничтожены, так как, по их мнению, их содержание было недостаточно отшлифовано. Альвар женился, а Евлогий был рукоположён в сан священника св. Реккаредом, епископом Кордовским. Он быстро прославился ученостью и аскетическим образом жизни. Он часто посещал окрестные монастыри и составлял для них уставы монашеской жизни. Из дальних монастырей он привозил древние рукописи, по которым сверял и исправлял латинские религиозные тексты. Но главное дело жизни Евлогия – это поддержка верующих, заведомо обреченных на страдания, то есть тех, кто добровольно перешёл из ислама в христианство, кто активно проповедовал Слово Божие. В 851 году Евлогий был избран архиепископом города Толедо, однако преемник Абд ар-Рахмана – Мухаммад I, эмир Кордовы) – не желал видеть на столь ответственном месте несговорчивого, непокладистого иерарха, и Евлогий так и не приступил к своим обязанностям. Более того, в этом же году он был заключен в тюрьму, откуда не переставал обращаться со словами ободрения и поддержки к собратьям-христианам. К примеру, известны его письма к двум кордовским женщинам – Флоре и Марии. В тюрьме св. Евлогий написал значительную часть работ, содержащих жизнеописания более 50 своих земляков-мучеников, несущих людям слова братской любви и призывы держаться до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ, АВРЕЛИЙ, ФЕЛИКС, НАТАЛИЯ И ЛИЛИОЗА († 852), мученики (пам. зап. 27 июля, 20 окт.- перенесение мощей), пострадали в г. Кордова (Испания) в гонение халифа Абд ар-Рахмана II (822-852). Житие этих мучеников написано сщмч. Евлогием , архиеп. Толедским, по просьбе Марии, младшей дочери Аврелия и Наталии. Впосл. он включил его в соч. «Памятник святых» (Memorialis sanctorum 2. 10), посвященное пострадавшим от мусульм. гонений в Кордовском халифате в 1-й пол. IX в. вместе с «Краткой запиской» (Breviarium), автором к-рой был Г. Он сообщал о том, как оказался в Кордове и присоединился к мученикам (это сочинение Г. незадолго до кончины переслал св. Евлогию). В кон. IX в. Гаймон, мон. аббатства Сен-Жермен-де-Пре, описал перенесение мощей Г., Аврелия и главы Наталии в Галлию, совершенное братьями его обители Узуардом (впосл. автор известного Мартиролога) и Одилардом, и добавил повествование о чудесах, сопровождавших перенесение мощей мучеников, очевидцем к-рых он был. Согласно св. Евлогию, Аврелий, сын мусульманина и христианки, рано лишился родителей и был воспитан родственницей, к-рая наставила его в христ. вере. Как сын мусульманина, он не мог открыто исповедовать себя христианином и держал свои религ. убеждения в тайне. Повзрослев, он женился на некой Сабигото, дочери родителей-мусульман, чей отец рано умер, а мать второй раз вышла замуж за христианина, к-рый скрывал свою веру. Он обратил ее и падчерицу ко Христу (возможно, в крещении Наталия). Феликс, друг Аврелия, был христианином, но по каким-то причинам принял ислам. Вскоре он раскаялся в этом поступке и вновь обратился ко Христу, однако, будучи формально мусульманином, он не мог открыто совершать христ. обряды. Жена Феликса Пилиоза также была тайной христианкой. Вера во Христа и невозможность открыто ее исповедовать сблизили семьи Аврелия и Феликса, они много лет тайно собирались для общей молитвы. Однажды Аврелий увидел на рыночной площади публичное бичевание мч. Иоанна. Стойкость этого христианина вызвала у Аврелия стремление пострадать за Христа. Он рассказал об этом жене и Феликсу, и те поддержали его. С этого времени они стали посещать находившихся в заключении исповедников за Христа и в темнице познакомились со св. Евлогием. Он поощрял их стремление к мученичеству и призывал не беспокоиться о земном. Св. Евлогий посоветовал раздать имущество бедным, чтобы после смерти мучеников оно не было конфисковано мусульманами, для детей необходимо было найти надежное место, где бы они в безопасности содержались и воспитывались на оставленные им средства.

http://pravenc.ru/text/164325.html

– Исаак Кордовский (851 г., память 3 июня). Святой Исаак родился в благополучной кордовской семье, был хорошо образован, свободно владел арабским, что помогло ему быстро занять высокий пост exceptor rei publicae при правительстве мавров. Он оставил этот пост, чтобы стать монахом в монастыре Табанос, что в нескольких милях от Кордовы. Во время публичных дебатов он отрицал Мухаммеда и был за это казнен. – Лаура Кордовская (864 г., память 19 октября) Святая Лаура родилась в Кордове. Овдовев, она стала монахиней в Кутеклара (Cuteclara). Осужденная за вероотступничество, она была брошена в котел с расплавленным свинцом. – Леокрития Кордовская (859 г., память 15 марта). Святая Леокрития (Leocritia), или Лукреция (Lucretia), дева из Кордовы, родилась в мусульманской семье. Она была обращена ко Господу своим родственником. По совету св. Евлогия и с его помощью она бежала из дому и скрывалась в тайном убежище. Однажды она и св. Евлогий все же были арестованы. Евлогий, которого то сажали в тюрьму, то отпускали оттуда, был казнен за прозелитизм, Леокрития была казнена за вероотступничество. – Леовигильд Кордовский и Христофор Кордовский (852 г., память 20 августа). Леовигильд был монахом и священником в Кордове. Христофор был монахом в монастыре св. Мартина в Ла Рохана (La Rojana) неподалеку от Кордовы. Оба они были казнены в Кордове при Абд эр-Рахмане II. – Нунило Кордовская и Алодия Кордовская (851 г., память 22 октября). Сестры Нунило (Nunilo) и Алодия (Alodia) родились в Адахуэске (Adahuesca), что в провинции Хуэска (Huesca), Испания. Дочери отца-мусульманина и матери-христианки, они были воспитаны в Христовой вере. После кончины их отца их мать вышла замуж за другого мусульманина, который их жестоко преследовал и посадил в тюрьму. В конечном итоге они были обезглавлены при Абд эр-Рахмане II. – Павел Кордовский из монастыря св. Зоила (851 г., память 20 июля). Св. Павел был диаконом в Кордове, при монастыре св. Зоила (Zoilus). Он был известен особым попечением о христианах, брошенных в тюрьму мусульманами. Был обезглавлен. Его св. мощи почивают в храме св. Зоила.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Петр Кордовский, Валабонс Кордовский, Сабиниан Кордовский, Вистремунд Кордовский, Хабентий Кордовский и Иеремия Кордовский (851 г., память 7 июня). Священник Петр, диакон Валабонс (Walabonsus), монахи из монастыря св. Зоила, что в Кордове (Испания), Сабиниан (Sabinian) и Вистремунд (Wistremundus), монах из монастыря св. Христофора Хабентий (Habentius) и старец Иеремия основали монастырь Табанос неподалеку от Кордовы. За публичное отрицание Мухаммеда они были казнены в Кордове при Абд эр-Рахмане. Иеремия был замучен до смерти, остальные были обезглавлены. – Перфект Кордовский (850 г., память 18 апреля). Св. Перфект, священник из Кордовы, был обезглавлен за свидетельствование против ислама и Мухаммеда. – Помпоза Кордовская (853 г., память 19 сентября). Монахиня из монастыря в Пеньямелария (Penamelaria), св. Помпоза (Pomposa) была обезглавлена эмиром Кордовским. – Помпоза Кордовская (835 г., память 19 сентября). Другая монахиня из монастыря Сан Сальвадор в Пеньямелария (Penamelaria), св. Помпоза избежала ареста вместе с другими монахинями. Однако она явилась на суд и была казнена вопреки протестам сестер своего монастыря. – Рудерик Кордовский и Саломон Кордовский (857 г., память 13 марта). Св. Рудерик (Rudericus), или Родерик (Roderick), священник из Кабры, был предан своим братом-мусульманином, который ложно обвинил его в том, что тот принял ислам, а потом перешел в христианство, т.е. в вероотступничестве. В тюрьме он познакомился с товарищем по предстоящим мучениям Саломоном (Salomon), или Соломоном (Solomon). Оба были казнены в Кордове. – Рогелль Кордовский и Сервус-Дей Кордовский (852 г., память 16 сентября). Монах Рогелль (Rogellus) и его юный ученик Сервус-Дей (Servus-Dei) были казнены в Кордове за публичное отрицание ислама в мечети. Они были первыми христианами, умученными при Мухаммеде I. – Санчо Кордовский (851 г., память 5 июня). Святой Санчо (Sancho), или Санктий (Sanctius), или Санций (Sancius) родился в Альби (Albi), что в Септимании. Во время войны он попал в плен и оказался в Кордове, что в Испании. Там он получил образование при королевском дворе и был принят в гвардию эмира. Его казнили, посадив на кол, за его отказ принять ислам. Тем самым он явил образ святого воина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киприан, первый Африканский епископ-мученик, в одном из своих писем так писал о Новациане, имея в виду его мученическую кончину: «Мой противник опередил меня» 902 . В мартирологе, приписываемом блаж. Иерониму, дважды встречается имя мученика Новациана (без уточнения) – Кордовского (27 июня) и Римского (29 июня) 903 . Наконец, в апреле 1932 г. при раскопках древнего некрополя возле церкви св. Лаврентия в Риме была открыта могильная плита с надписью: Novatiano beatissimo martyri Gaudentius diae [onus] fee [it] («Новациану, блаженнейшему мученику, изготовил диакон Гауденций») Однако вопрос о том, относится ли эта надпись к Новациану антипапе или к кому-то другому, остается спорным 904 . Последователи Новациана быстро распространились по всему христианскому миру. Учение Новациана о мессианской Церкви, героической и непримиримой с миром сим, было своего рода возобновлением раскола между Ипполитом и Каллистом 905 . Кроме того, многие ригористические идеи Новациана были близки к монтанизму. После смерти Новациана общины новациан со своими собственными епископами продолжали существовать бок о бок с вселенской Церковью вплоть до V века на Западе и до VIII века на Востоке, особенно в Малой Азии. На Западе они распространились не только в Риме и Италии, но и в Африке и Испании. В V веке папа Иннокентий I (401–417 гг.) закрыл некоторые из новацианских церквей, а папа Целестин (422–432 гг.) изгнал их из Рима. В середине V века новацианский епископ Силезии Донат вернулся в лоно Церкви вместе со всей своей паствой 906 . На Востоке во многих городах Фригии, где ранее были сильны позиции монтанистов, появились новацианские епископы. В Сирии новациане существовали на протяжении нескольких столетий. Церковный историк Сократ Схоластик , не будучи новацианином, проявлял значительный интерес к новацианской церкви, ее выдающимся личностям и учению. Он дает ценные сведения о возникновении раскола Новациана 907 и о новацианских епископах Константинополя 908 . Так, один из них, Акезий, был даже приглашен императором Константином на Никейский собор 909 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Употребляя все силы, зависевшие от власти императора, к насаждению, утверждению и прославлению христианства, Константин Великий всемерно заботился и о внутреннем мире Церкви Христовой, которой благотворное и спасительное влияние на нравы народов он видел ясно и ценил высоко. Услышав о тяжком заблуждении Ария, родом из Ливии, священника одного из приходов Александрии, своим лжеучением о Сыне Божием (с 321 года), и Мелетия, своим расколом (с 324 г.), возмущавших Церковь Божию в Египте, Константин, скорбя духом, посылал в Александрию, где Арий начал распространять свои дерзкие и невежественные мысли и Божественное учение подверг оскорбительным глумлениям и насмешкам, сначала письма Александру епископу Александрийскому и Арию и старался примирить его с Церковью. Но Арий не думал вразумиться, и посему благочестивый царь отправил в Александрию Осию епископа Кордовского, 67-летнего старца, для рассмотрения спора на месте рождения лжеучения и водворения мира. Когда ни письмо императора, ни посольство благочестивого Осии не прекратили соблазна Ариева, император, по совету епископов, созывает в 325 году по Р. Хр. Первый Вселенский собор в Никее – городе Вифинии, для уврачевания зла и прекращения смятения и соблазна в Церкви Православной. Чтобы устранить препятствия, которые могли бы замедлить прибытие епископов в назначенное время, Константин повелел приготовить всё необходимое на всех путях для удобнейшего шествия пастырей, и на месте собора для их пребывания. Как истинный сын Церкви, царь сам и со смирением явился на собор, воздал должную честь святителям и всем вместе и особенно тем из них, кои имели на себе знаки страданий за имя Христово. Язвы сих мучеников Христовых, прибывших на собор, он со слезами лобызал. Царь открыл собор 19-го июня 325 года речью к отцам, прося их умирить Церковь Божию и на соборе склонял разномыслящих к единению. По окончании собора царь писал два послания, чтобы объявить о действиях собора и сделать их известными тем, кои не присутствовали на соборе. Первое писано было всем вообще Церквам; второе – Церкви Александрийской, чтобы показать, что определение веры производилось не просто и как-нибудь, но объявлено после долгого испытания и исследования, и что показалось трёмстам епископам, то не иное что есть, как мысль Божия. Кроме сего он обнародовал осуждение Ария и его писаний и последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010