H.L.Mencken: определение пуританизма: " a haunting fear that someone somewhere may be happy… " . О самой конференции даже писать не хочется. Это все та же " Женева " , какая-то игра, номинальная, ненужная и бесплодная ( " Preaching and Teaching Christian Faith Today " ). Человек тридцать: половина – женевские " профессионалы " , которым все равно, о чем говорить, которые в совершенстве усвоили технику такого рода " consultations " и отбывают номер, который позволит им продолжить свои " должности " . Другая половина – епископы, священники из всевозможных " гетто " , для которых вырваться на такую конференцию – это отдушина в их безрадостном и бесперспективном существовании (епископ из Польши, священники из России, Чехии, Болгарии, Румынии), какие-то вечные греческие архимандриты из Греции, Иерусалима, Кипра и вечный контингент эфиопов, коптов, армян – свято ничего не понимающих, но очень гордых своим пребыванием на Олимпе … Я возглавлял " группу " , писал " драфты " , заслужил похвалу своему " уменью " , не очень, надо сказать, трудному в этакой компании. Но все это в монастыре, чудном, подлинном, под осенним солнцем, с видом на поля, с тенью тополей, с монашескими службами – все в той же непередаваемой, необъяснимой благодати … Во вторник вечером торжественный – на двести человек – прием у Кральевского епископа. Тут, как и в воскресенье за трапезой, чувствуешь унижение Церкви. Два раза речь произносит " председник " государственной комиссии по религии, то есть чекист, контролирующий Церковь. Горилла, удивительно похожая на Брежнева, разъевшийся хам. Дьявольская по скуке и какой-то темной слабости речь ( " Слобода и мир, мир и слобода в социалистичной Югославии " ). Но, Боже мой, как с этой гориллой носятся, как перед ней расшаркиваются и как сладко, почти восторженно ее благодарят. Он сидит на главном месте, между двумя епископами, пускает им в бороды табачный дым, и ему подносит копт какую-то медаль св. Марка ( " за слободу и мир… " ). Тошнотворно. Но зато как поет хор! Не знаю, случайно ли, но сразу после речи чекиста (с соответствующим громом аплодисментов) они поют изумительный, горестный кондак Канона Андрея Критского " Душе моя, душе моя, восстани: что спиши… " А потом тоже потрясающий по своей скорбности призыв к Божьей Матери: " Радуйся, заступнице и спасительнице рода сербского благо-славного, крестоносного… " И монашки снуют между столами, и так ясно, что вся эта дьявольская гнусь и тьма к " благодати " отношения не имеют, отскакивают от нее, как горох от стены…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Все древние литургии, как те, которые употреблялись или употребляются в Церкви восточной – православной, известные под именем литургий: св. Иакова, брата Господня, св. Василия Великого , св. Иоанна Златоустог о, св. Григория Двоеслова , так и литургии Церкви западной: римская, испанская, галликанская и другие; наконец, литургии различных неправославных сект, издревле существующих на востоке: яковитов, коптов, эфиопов, сирийцев, несториан и прочих. Из всех этих литургий, как ни многочисленны они и ни разнообразны, нет ни одной, в которой бы не находились молитвы за умерших, – знак, что от дней самих Апостолов, придавших церкви чин божественной литургии, не было времени, когда бы христиане не молились за своих усопших братий, и притом, при отправлении важнейшего из своих общественных богослужений (Прав. Дог. Богосл., Макария арх. харьк., т. 2, стр. 597). Учитель языков, избранный сосуд Св. Духа, апост. Павел учил не скорбеть об умирающих так, как скорбят не имеющие надежды на воскресение и новую блаженную, вечную жизнь за гробом. Зная, что все повинны перед Богом, а потому и умершие не чужды грехов, учил друзей христианской скорби, ношению тяготы ближнего умершего, т.е. сетованию о грехах умершего, а потому усердной молитве о перешедших в загробный мир. Христианам дана благодать носить тяготы ближних. Нося тяготы ближних, мы исполняем закон Христов, который есть бессмертная любовь. Иисус Христос не отличал совершенно мертвых от живых, ибо учил, что перед Богом все – живы; следовательно, заповеданная Им любовь простирается и на ближних, за пределами гроба находящихся. И Апостолы, распространяя Евангелие, соединяли живых с мертвыми, что доказывает их учение. Св. апостол Павел учит, что мертвые и живые – Господни, следовательно, не разделяет, а соединяет. Заповедь апостола Иакова молиться друг за друга показывает прямое повеление молиться и за перешедших в загробный мир. Носить тяготы других, не только живущих на земле, но и перешедших за гроб, повелевает ап. Павел. В чем заключается это ношение тягот умерших лиц, объясняет Златоустый. Сознание живыми греховности умерших должно, по закону любви, порождать в душах первых плач, скорбь о грехах вторых. Этот то плач и требуется от живых, как полезный для умерших. Блаженны, учил Иисус Христос, плачущие по закону любви не только о своих грехах, но и о грехах ближних, как живых, так и усопших. Утешением им будет исполнение их молитвы, собственное оставление грехов и оставление грехов тем усопшим, о которых молились. «Сей плач живых о грехах умерших, – говорит Златоустый, – есть добро».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

1482 В древней Греческой псалтири она читается после одной из кафизм, Lamb. lom. vindal 3, 95. Bandini catal. ad Lavrentii р. 59. 1494 Некотор. песни, находящиеся в Октоихе, напр., стихиры на хвалитех, (2-е отделение), принадлежат Анатол. Патр. Конст. 5 в. 1496 Эта песнь составлена в 6-м веке императором Иустином против несторианской ереси. Paul. Diac. lib. XVI. Церков. истор. Иннок. век 6-й. 1507 Василию Вел. приписываются молитвы, содержащиеся ныне на междочасии: «Боже вечный, безначальный... и: посылаяй свет и иде...». 1548 Послан св. Амвр., относящееся к 385 г. Epist. XX, t. II, р. 853. Многие церковные писатели хотят видеть слово Missa в слове Missach встречаемом во Второзаконии, которое там значит добровольное приношение. 1565 См. Абис., в Апост постанов. и у Бингама. В Христ. чтении сделан перевод древних литургий за 1874 г. апрель. 1575 Эти оглашенные принимали крещение накануне великих праздников – Пасхи, Пятидесятницы и Богоявления. 1582 Этот возглас находится в литургии Ап. Иакова и литургии Марка. См. Христ. чтен. за 1874 г. апрель. 1589 Текст литургии 1-х времен церкви Антиохийской представлен Рудольфом в комментариях на историю Ефиоп. р. 334; текст же литургии церкви Александрийской св. Марка найден в монастыре Василия Калабрийского и издан Ренодоцием. Тоже можно видеть у Бунзена: «Ипполит и его время», в переводе в Христ. чтении за 1874 г. апр. 1590 Нужно заметить, что приносящие дары, и тот, за кого приносятся дары, считались членами церкви. За приношением возносились молитвы и сами они допускались к трапезе Господней. От оглашенных не принимались приношения. Уклонение от приношений равнялось нарушению общения. 1591 Это можно читать в кодексе литургий верных церкви Александрийской 4-го века. Сравнительная таблица литургии Александрийской церкви в 4-м и в 5-м веке. Литургия св. Марка. Молитва входа. Молитва целования мира. Молитва , произносимая над принесенными дарами. Символ Никейский, при пении которого священник знаменует дискос и потир крестным знамением. Приглашение диакона молиться за приносящих, затем молитва предложения. Бунзен утверждает, что она вставлена. Литургия св. Кирилла у Коптов. Священник читает тайную молитву, вместо молитвы входа. Две формы молитвы целования мира, у которых вставлены дополнения позднейшего времени. Литургия Апост. у Эфиопов. Символ Никейский. Молитва и по молитве целование мира.//Примечания: – У Дионисия Ареопагита сказано, что священник возжигает кадильницу для входа, читает молитву входа и кадит. См. церк. Иерарх. гл. 3.// – Прежде сказано было, что диакон говорил: «приступите, станьте со страхом». При принесении даров диакон указывал, как должно приступать ко алтарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Поминовение усопших, как предание апостольское, существует в церкви христианской с самого её начала. Доказательство этого мы находим в древних литургиях и в свидетельствах святых отцов и учителей церкви. Все древние литургии, как те, которые употребляются или употреблялись в церкви восточной, православной, известные под именами: св. апостола Иакова, брата Господня 875 , св. Василия Великого , св. Иоанна Златоустог о, св. Григория Двоеслова , – так и литургия церкви западной: римская, испанская или мозарабская, галликанская и др., наконец, литургия различных неправославных сект, издревле существующих на востоке: яковитов, коптов, армян, эфиопов, сирийцев, несториан и прочих, как они ни многочисленны и ни разнообразны, содержат в себе молитвы за умерших. А это непререкаемо свидетельствует нам о том, что от дней самих апостолов, предавших церкви чин Божественной литургии, не было времени, когда бы христиане не молились за своих усопших братий и при том при совершении важнейшего из своих божественных богослужений. Св. Григорий Нисский пишет: «Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместной церковью Божией, но это есть дело весьма богоугодное и полезное – при Божественном и преславном таинстве совершать поминовение об усопших в правой вере» 876 . Св. Иоанн Златоуст , говоря о пользе молитв за умерших, пишет: «Не напрасно узаконено апостолами творить пред страшными тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» 877 . «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» 878 . Св. Иоанн Дамаскин : «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земной, ученики и божественные апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая апостольская и свободная церковь Христа и Бога и содержит твёрдо и беспрекословно с того времени даже доныне и до кончины мира содержать будет. Ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного не приняла и не стала бы ненарушимо содержать во веки, но всё полезное, богоугодное и весьма спасительное» 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так, например, в длинной ходатайственной молитве после praefatio заимствуются: Молитва о мире. Молитва о плодородии земли. Поминовение святых после поминовения Приснодевы Марии (до диптихов) и молитва прежде раздробления Святых Даров. Кроме того, из литургии святого апостола Марка заимствуется так называемая молитва фимиама. Сходство литургии святого Кирилла с литургией апостола Марка дает основание предполагать известные заимствования. Высказывалось даже предположение (Bunzen, Binterim) и о том, что литургия святого Кирилла есть просто переработка греческой литургии апостола Марка на коптский язык. Но на основании анализа текста литургии апостола Марка Петровский установил, как это уже указывалось выше, что сама эта литургия подверглась настолько большому влиянию со стороны литургий апостола Иакова, Иоанна Златоуста и Василия Великого, что она не может быть оригиналом для других литургий Египта. Она не есть прототип Кирилловой литургии. Сходство их бесспорно, но говорить о прямой зависимости здесь не приходится. Вопрос о происхождении литургии святого Кирилла и о влияниях на нее еще ожидает своего исследователя. Как у коптов, так и в Абиссинской церкви литургическое творчество не только не замерло с отделением от Православной Церкви, но, наоборот, еще более развилось. Уже христианская древность знала литургию, надписанную именем эфиопских Апостольских установлений, принадлежащую к группе памятников так называемого " апостольского предания " , о которых говорилось выше в связи с литургией святого Ипполита. В настоящее время в литургической практике эфиопов совершаются следующие литургии: Общая эфиопская, или апостольская. Господа нашего Иисуса Христа. Девы Марии. " Святого " Диоскора. Святого Иоанна Златоуста. Святого Иоанна Евангелиста. Святого Иакова, брата Господня. Святого Григория Армянского. 318-ти православных отцов. Святого Афанасия. Святого Василия Великого (перевод с коптской литургии того же имени). Святого Григория Назианзина. Святого Епифания. Святого Кирилла Александрийского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов Настоящая статья посвящена исследованию философс­кого аспекта разногласий между Православной Церковью и Древ­ними Восточными (дохалкидонскими) Церквами. Рассматрива­ется влияние концепций общей и частной природ (сущностей) на христологические доктриныι халкидонитов и дохалкидонитов со­ответственно, и показывает, что выбор той или иной христологической формулы практически полностью зависит от исполь­зуемой концепции природы. Статья «Блаженны миротворцы, ибо они будут  наречены сынами Божиими» (Матф.5:9) Введение Как известно, по причине отвержения Халкидонского собора большинство коптов, сирийцев, восточных армян и эфиопов отделилось от Православной Церкви. За многие века, прошедшие со времени этого печального раскола, неоднократно предпринимались попытки посредством диалога и установления мира уврачевать эту больную рану. Однако они, к сожалению, не имели успеха. Новый этап диалога по вопросу церковного единства начался после Второй мировой войны. На Всеправославном совещании на острове Родос (1961) было принято решение начать обсуждение основных вопросов христианской жизни и вероучения Православных и Дохалкидонских Церквей. В результате имевших место в течение трёх десятилетий консультаций и переговоров было выработано «Второе общее заявление и предложения Церквам» Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Древними Восточными Церквами (Шамбези, Швейцария, 23–28 сент.

http://bogoslov.ru/article/4657128

Представители Коптской и Эфиопской Церквей впервые помолились вместе после эретрийского конфликта Москва, 15 февраля 2007 г. Иерархи Коптской и Эфиопской Церквей впервые встретились после 13-летнего разрыва, вызванного спорами о юрисдикции Эритрейской Церкви. Встреча состоялась 11 февраля в эфиопском храме в швейцарском Опфиконе (кантон Цюрих), сообщает Благовест-инфо . Коптский митрополит Тулона и всей Франции Абба Маркос (в миру Блом ван Ассендельфт) и викарий эфиопского патриарха Абба Гиоргис, окормляющий паству этой Церкви в Швейцарии, вместе помолились о нормализации отношений между двумя нехалкидонскими Церквами. Митрополит Маркос и его викарий - епископ Атанасиос Бернар Канепа провели переговоры с епископом Гиоргисом и другими членами эфиопской делегации. Результаты переговоров пока что не предаются гласности, сообщает Союз для сотрудничества православных Церквей в Швейцарии (UCEO). В то же время представитель эфиопской делегации выразил радость в связи с тем, что встреча состоялась, добавив, что следующий тур переговоров состоится 22 июля - снова в Опфиконе. UCEO был создан осенью прошлого года с целью объединить живущих в Швейцарии верующих православной и древних восточных Церквей и донести их голос до властей страны. Сегодня в Швейцарии насчитывает около 150 000 восточных христиан: армян, эфиопов, коптов, индийцев, румын, русских, сербов и сирийцев. Коптская Церковь была, по преданию, основана апостолом Марком в I в по Р.Х. Общение с православными греческой традиции прервала в V веке, не приняв решений Халкидонского собора. Эфиопы приняли христианство в IV веке, с 1275 года их Церковь подчинялась Коптской, однако в 1960 году император Хайле Селассие провозгласил автокефалию Эфиопской Церкви, которую копты признали четырьмя годами позже. В 1967 году, когда в ходе Шестидневной войны Израиль занял Восточный Иерусалим, между коптами и эфиопами вспыхнул новый конфликт из-за монастыря Дейр эс-Султан в Старом городе. Этот конфликт, продолжающийся по сей день (власти Израиля поддерживают эфиопскую сторону), сильно омрачил отношения внутри Древних восточных Церквей, к которым, кроме Коптской и Эфиопской, относятся Армянская, Сирийская и Сиро-Маланкарская (Индия). Новый конфликт между коптами и эфиопами начался в 1994 году, когда коптский Папа Шенуда III совершил интронизацию Патриарха новообразованной Эритрейской Церкви, отделившейся от Эфиопской после того, как было провозглашено независимое государство Эритрея. С тех пор Эфиопская Церковь прервала евхаристическое общение с коптам и эритрейцами, считая автокефалию Эритрейской Церкви незаконной. Эритрейская Церковь объединяет около 1,7 млн. верующих. В настоящее время ее возглавляет Патриарх Антоний I. 15 февраля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/20902.html

Не в последнюю очередь благодаря этому протестантскому релятивизму и синкретизму, идея о тождестве православных и антихалкидонитов получает широкое распространение внутри экуменического движения. С этих пор монофизитов величают антихалкидонитами, прохалкидонитами, сторонниками древних восточных исповеданий и даже «православными Востока». Так были разрушены границы, положенные от Бога, как сказано: Не переноси границ, положенных от века отцами нашими. Так были созданы предпосылки к тому, чтобы в сознании Церкви монофизиты, всегда бывшие нераскаявшимися еретиками, без покаяния и обращения стали бы сонаследниками Православия. Требуют даже и от самих православных, чтобы они признали антихалкидонитов православными. Смешение и путаница превосходит здесь уже всякое разумение. Еще каких-нибудь десять лет назад при словах «Межправославная комиссия» или «Православные церкви» всякий посчитал бы, что речь идет о поместных церквях, образующих Православную Кафолическую Церковь , первенствующий, по чести, престол среди которых принадлежит Константинопольской Патриархии. Ныне же это не стало более очевидным, так как по инициативе экуменистов и по нашей же, то есть православных, снисходительности, «Межправославная комиссия» может теперь включать и монофизитские церкви коптов, сиро-яковитов, армян, эфиопов и прочих. Первоучитель же религиозного синкретизма, еще ранее протестантов, есть римский папа, как это видим из того положения римско-католической унии, что иные исповедания, признав первенство папы, вольны сохранять свою веру и даже самые свои ереси. Другим пагубным следствием этой путаницы является то, что многие православные богословы утратили религиозное самосознание и потеряли чувствительность ума. Это относится прежде всего к тем, кто каким-либо образом связан со Всемирным советом церквей и одержим духом экуменизма. Это, происходящее, как сообщается, «вследствие объективных богословских изысканий» и прикрываемое громкими именами видных экуменистов отупление богословских умов уже коснулось и консервативных богословов. Так, например, те участники межконфессионального диалога, которые сначала были неколебимы во мнении, что общение и объединение с антихалкидонитами возможно лишь при условии признания ими Четвертого и всех последующих Вселенских Соборов, ныне уж не столь непреклонны. После неофициальной встречи с антихалкидонитами в Женеве, убедившись, что признание постановлений Вселенских Соборов с их стороны ожидать бессмысленно, эти православные богословы призывают дать новое толкование решений Четвертого Вселенского Собора с тем, чтобы антихалкидониты могли его принять.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/o...

— Президент США Дональд Трамп признал Иерусалим столицей Израиля. Полагаете ли Вы, что это создаст проблемы для существующего статуса святых мест, поскольку это решение уже вызвало разделение как в регионе, так и по всему миру? — Иерусалим является священным городом для трех мировых религий. Это город с очень сложной историей, непростой судьбой. Таким же непростым является и положение многих святых мест, почитаемых христианами, иудеями и мусульманами. К примеру, Храм Гроба Господня фактически поделен между разными христианскими конфессиями, которые исторически имели свои центры в Иерусалиме. У православных, католиков, армян, эфиопов, коптов, сирийцев есть свои приделы в этом храме, свое особое время для молитв в Кувуклии. В то же время ключи от храма, как известно, на протяжении столетий хранятся у мусульман. На месте священного для иудеев древнего Иерусалимского храма уже более тысячи лет стоят мечети Купол Скалы и Аль-Акса, последняя является одним из важнейших мест для последователей ислама. В последние десятилетия в Иерусалиме установились более или менее мирные отношения между христианами, мусульманами и иудеями, но мы знаем, что так было далеко не всегда. То относительное спокойствие в городе, которое сохранялось до настоящего времени, поддерживалось соблюдением определенного баланса сил и интересов. Нарушение этого баланса может привести к всплеску негодования, которое, к сожалению, мы уже наблюдаем, и может негативно сказаться на уникальном характере Иерусалима как города мирного сосуществования представителей трех авраамических религий. Надеюсь, что этого не произойдет. — Архиерейский Собор Русской Церкви отверг решения Святого и Великого Собора на Крите. Вам не кажется, что подобный шаг мог бы поколебать единство вселенского Православия? — Состоявшийся в декабре прошлого года Архиерейский Собор не отверг эти решения, но и не привнес ничего принципиально нового в позицию Русской Православной Церкви в отношении Собора на Крите, которая в основных чертах была сформулирована Священным Синодом еще в июле 2016 года. Мы не можем признать этот Собор в том статусе, в котором, как все мы надеялись, он должен был состояться, поскольку он был проведен в нарушение утвержденного принципа консенсуса всех общепризнанных Поместных автокефальных Церквей. Ряд Поместных Церквей призывали отложить проведение Собора и впоследствии не приняли в нем участие, когда их призыв не был услышан. В связи с этим принятые на Крите решения не могут рассматриваться нами как имеющие общеправославное значение или обязательные для всех Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/5146219.ht...

И этот древнеегипетский богослужебный инструмент по сей день в живом употреблении у эфиоповкоптов вы его редко увидите; там сходную функцию исполняют цимбалы). Вот как раз на слайде изображение эфиопского богослужебного систра. Эфиопские богослужебные систры, опять же, представлены в нашей постоянной экспозиции. Эфиопы также используют и богослужебные барабаны – как подвешенные на поясе, так и расставленные на полу храма; внутри каждого барабана по два камня, в знак божества и человечества Христа. Есть еще один уникальный инструмент Эфиопской Церкви – это лира-багана. Звучит она только в преддверии Рождества. Причем играют на этих инструментах чаще всего дептеры – писцы, музыканты, певчие – которые сопровождают богослужение и ритмичным биением об пол посохами. Они же исполняют особый богослужебный танец, напоминающий о пляске Давида у Ковчега. Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент записи лиры-баганы; к сожалению, ожидание многих это не оправдывает. Когда я говорю, что лира-багана заменяет на эфиопских иконах и картинах Псалтирь в руках Давида, что на этой лире играют в преддверии Рождества – это звучит чарующе. Звучит же багана, для нашего европейского слуха, совершенно непривычно. Для демонстрации ритмического позвякивания цимбал, обратимся к коптскому песнопению «О Кириос» (которое, кстати, часто поется исключительно на греческом). На самом деле, это ритмическое сопровождение имеет огромное имеет огромное значение для поддержания настроя паствы, ведь эфиопские и коптские богослужения идут даже дольше наших лекций. В следующий раз, посетителям нашего лектория мы непременно раздадим посохи, будете ими постукивать, чтобы лектор держал себя в руках; или же, вы можете просто бить меня за то, что я так долго терзаю вас. (Смех в зале). Спасибо вам за терпение. Ну и конечно же, нельзя не вспомнить о еще одном инструменте, хоть и не музыкальном, но имеющем большое значение для эфиопского богослужения. Речь идет о богослужебном зонте. Это зонты отнюдь не от жары, как думают многие, это зонт, который открывается в храме и выносится во время крестного хода; открывается же он над главной святыней, священником или же абуной.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010