В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

Музей на основе коллекций М., открытый 25 дек. 1920 г., состоял из художественного, исторического и краеведческого отделов (последний с 1923). Коллекции М. в 20-х гг. XX в. были дополнены предметами из московских музеев и подмосковных дворянских усадеб, документами и вещами из ризниц Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы и серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мон-рей. В Серпуховском гос. историко-художественном музее (СГИХМ) сохраняются документы из личного архива М. Иконы из коллекции М., попавшие в 1924 г. в ГМФ, поступили частью в Антирелигиозный музей искусств в бывш. Донской иконы Божией Матери московском монастыре , частью в хранилище ГИМ в бывш. Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыре , нек-рые были переданы в ГТГ и ГРМ. В ГТГ находятся 5 небольших 2-сторонних икон кон. XV в. из собрания молельни М., известных как «софийские таблетки» или «софийские святцы». Там же хранится ранее входившее в эту же коллекцию визант. распятие посл. трети XIV в. Икона новгородской школы «Богоматерь Иерусалимская» нач. XVI в. из мараевского собрания в 1934 г. поступила в ГРМ. Неск. икон из молельни М. остались у ее дочери Анны, впосл. их приобрел художник и коллекционер древнерус. живописи П. Д. Корин . В Музее-квартире Корина в Москве хранятся происходящие из собраний М. 2 «софийские таблетки» кон. XV в., «Богоматерь Владимирская» и «Деисус поясной, на трех досках» московской школы, складень двухстворчатый строгановских писем нач. XVII в., написанный, по преданию, на доске от гроба Московского митр. св. Петра. Несколько древних икон остались в коллекции СГИХМ, в частности образ «Троица ветхозаветная» новгородской школы 2-й пол. XVI в. В этом же музее хранятся и многочисленные произведения светской живописи из собрания М.: картины рус. художников XVIII-XIX вв. и западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв., итал. мраморная скульптура, предметы прикладного искусства, книги. В 1998-1999 гг. потомки М. передали в ГИМ нек-рые ее личные вещи: старообрядческие четки-лестовки, предметы одежды, коллекцию тканых поясов.

http://pravenc.ru/text/2561948.html

Общецерковная канонизация А. Р. состоялась, по предположению Голубинского, уже ко времени Макарьевских Соборов 1547-1549 гг. (Голубинский. История канонизации. С. 82-83). Служба А. Р., составленная по подобию службы прп. Сергию Радонежскому, впервые встречается в рукописном сборнике XV в. (РГБ. Троиц. 617. Л. 33-43об.). Мощи А. Р. почивали в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря, при гробе хранилась «архимандричья шапка» и крест от пастырского посоха. Жезл А. Р., к-рым он, по преданию, сокрушил языческого идола, был взят из мон-ря царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1553 г. Хранящийся в Ростовском музее медный крест (XIV в.) является копией-отливкой древнего креста, венчавшего этот жезл, предположительно (на основании анализа рельефных изображений) выполненного в кон. XII - нач. XIII в. слав. мастером визант. круга. Позднее крест А. Р. воспроизводился в многочисленных повторениях, особенно в XVIII-XIX вв. В 1928 г. мощи святого были переданы в Ростовский музей. В 1991 г., когда в Ростове был открыт Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь, мощи святого были возвращены РПЦ и помещены в этом мон-ре. Иконография Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия. Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМРК ) Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия. Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМРК ) Наиболее ранние сохранившиеся изображения А. Р. относятся к сер. XVI в. На иконографию А. Р., очевидно, оказала влияние служба святому, составленная на основе службы прп. Сергию Радонежскому; прием подобия и равночестности А. Р. прп. Сергию определяет его изображение, напр. на иконах «Преподобный Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы», 40-е гг. XVI в. (ГМЗРК) (фигуры прп. Сергия и А. Р. фланкируют центральную группу святителей); «Воздвижение Креста, Покров, избранные святые» мастера Д. И. Усова , 1565 г. (ГТГ); новгородской таблетке с изображением святых Иоанна (Рыльского?), А. Р. и Александра Невского, сер. XVI в. (НГОМЗ). Этот ставший традиционным тип облика А. Р. сохранялся и в более поздних памятниках, вплоть до XX в. («Богоматерь Боголюбская с избранными святыми», кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ); «Воскресение Христово с избранными святыми», 1729 г. (ГМЗРК) и др.). Уподобление прп. Сергию прослеживается и в описаниях А. Р. в иконописных подлинниках: «Власы наджолты, толсты, брада аки Сергиева, а ризы преподобническия, испод дичь» (БАН. Строг. 66. Л. 48об., кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/62956.html

ч. ( Ильин. 1963. С. 91; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. C. 284). Одна из гипотез основана на убеждении, что он должен был находиться в одном иконостасе с иконой «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва ( Плугин. 1987; Кавельмахер. 1998). Некоторые исследователи вернулись к датировке ансамбля кон. XIV-XV в., предложенной Грабарём, и к заключению, что иконостас был создан для Успенского собора на Городке ( Смирнова. 1988. С. 277; Осташенко. 2005. С. 153-167). В этом случае он должен был занимать всю предалтарную часть храма, а не один неф, не был разделен вост. столбами, располагался на фоне крупных Голгофских крестов, изображенных на зап. гранях вост. столпов над фресковыми композициями «Явление ангела прп. Пахомию» и «Преподобные Варлаам и Иоасаф» и под медальонами с изображениями мучеников. Возможно, что уже при росписи собора, по-видимому вскоре после его построения в кон. XIV - нач. XV в., подразумевалось, что кресты будут затем закрыты иконостасом; изображения крестов, находившиеся в тех же частях храмов и также закрывавшиеся иконостасами, известны в рус. живописи с XII в. (напр., фрески в Успенском соборе Владимира, 1161). Спаситель. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) Судя по сохранившимся фрагментам кодекса в руках ап. Павла, можно утверждать, что Евангелие в руках Христа было столь же крупным и занимало важное место в композиции всего чина. Фронтальное положение кодексов, увеличение их масштабов являются стилистической приметой живописи раннего XV в. (см. также икону «Спас в силах» из Васильевского чина (20-е гг. XV в., ГРМ, ГТГ)). Восстанавливаемый текст на раскрытом кодексе играет большую роль в истолковании иконографической программы З. ч., но о содержании надписи на Евангелии можно говорить с осторожностью. Скорее всего это был не текст («Аз есмь свет...»), к-рый указан на кодексе Спасителя в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля работы Феофана Грека (?) (посл. четв. XIV в., ГММК) и на воспроизведенной в XVI в.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Служба всем святым. Творение святейшего патриарха Константина града Филофея. Канон, ему же краегранесие: Всех въспеваю ликы святых, патриарх Филофей. Лежит же «патриарх» в первых песнех, «Филофей» же в последних – богородичнох. Глас четвертый. («Желающу чины святых въспевати...») В каноне чередуются тропари Христу, богородице, апостолам, мученикам, Предтече. После первой песни – катавасия, после третьей – седален, после шестой – «кондакы всем святым и икоси, подобно акафисту»,– 12 кондаков и 12 икосов.– 1) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 20 об.–31; 2) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, кон. XV в., лл. 449–454 об.; 3) ГИМ, Волокол., 211, Канонник, XVI в., лл. 83–92 об.; 4) ГИМ, Синод., 503 (774), Собрание канонов и молитв, XVI в., лл. 291 об.–360; 5) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 435, Канонник, XVI в., лл. 118 об.–133 (не полностью). б) Правило молебно (в) четвертую седмицю, в неделю всех святых. Канон – творение святейшаго патриарха Костянтина града кир Филофея («Отверзи устые ми, светодавче, и просвети мя...»).– 1) ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., лл. 347 об.–371; 2) ГИМ, Синод., 509 (775), Канонник, XVII в., лл. 50–63. 7. Служба Григорию Паламе , исполняемая во вторую неделю великого поста. «Ποοις εφημιν σμασιν. . .» Филарет Гумилевский (Исторический обзор..., стр. 370) указывает венский греческий кодекс 324. «Киими благохвалений песньми...» Входит в Постную Триодь. 8. Служба господу Иисусу. Две стихиры и канон. Святейшаго и вселенскаго патриарха кир Филофеа служба господу нашему Иисусу Христу (нач. стихир «Съходяй, царю, естеству человечьскому...»). Канон, емуже краегранесие: Царя и священника тя единого чту («Царя всячьскому и господа...»). – 1) ГРМ, др./гр., 15, Канонник Кирилла Белозерского, 1407 г., лл. 208–218 об.; 2) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., лл. 36 об.–42. 9. Правило молебное Иоанну Крестителю. Правило молебно к святейшему в пророцех Предтечи и крестителю Христову Иоанну, певаемо в понедельник вечер[ом] или на ут[рене] в вторник, ему же краегранесие: начаткы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В 1505-1516 гг., при игуменах Алексии II, Евстратии и Иларионе, по повелению и на вклад вел. кн. Василия III Иоанновича , возможно, ростовскими зодчими вместо деревянной церкви был возведен каменный Троицкий собор. Менее вероятная дата строительства - 1521 г. (по храмозданной надписи на деревянной доске, хранящейся в Вологодском краеведческом музее: Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI вв.: Дис. М., 1969. С. 95). Планы постройки неизвестны; судя по фотографии в фототеке ГНИМА (Колл. II. 1894), здание собора состояло из 2-светного 4-столпного основного объема, с вост. стороны имевшего 3-апсидную алтарную часть, с зап. стороны - притвор-галерею во всю ширину стены, продолжавшуюся на сев. фасаде. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между вост. столпами был укреплен иконостас. Собор венчали 3 световых барабана с крытыми лемехом главами. Храм был близок по архитектуре к сооруженному в то же время собору ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Вел. князь прислал для храма иконы, книги, ризы, колокола, сосуды церковные, медное посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и гос. гербом наверху. Уникальным является заказ 3-ярусного тяблового иконостаса за 6 лет до начала строительства каменного храма, причем ширина праздничного чина из 20 икон (11 м) соответствует ширине каменного собора от юж. дверей до северных (12 м). В авг. 1781 г. игум. Вениамин при ремонте этого иконостаса на тыльной стороне средника деисусного чина «Спас в силах» обнаружил вырезанную надпись, извещавшую, что все иконы иконостаса написаны Дионисием в 1499/1500 г. Эта надпись 30-х гг. XVI в. повторяет более древнюю. В этой надписи иконы местного ряда не упомянуты как работы Дионисия, но по стилистическим и технико-технологическим (характер обработки доски, паволоки, состав красок, приемы их наложения и др.) признакам иконы «Спас в силах», «Распятие» и «Успение Пресв. Богородицы» созданы одними и теми же мастерами. Лик Спасителя на иконе напоминает более позднюю работу Дионисия на скуфье купола собора Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Развернутый («облачный») тип иконографии Успения Пресв. Богородицы Дионисий использовал ранее, в храмовом образе для Успенского собора в Дмитрове. В работе над иконостасом, вероятно, принимали участие помощники Дионисия - его сыновья Феодосий и Владимир. Благодаря тождеству имен иконы Дионисия начиная с периода игуменства Вениамина и до нач. XX в. приписывались прп. Дионисию Глушицкому, как и аналойный образ («пядница») прп. Павла Обнорского. Согласно описи мон-ря 1654 г., в деисусном чине было 15 икон. От первоначального иконостаса Троицкого собора сохранились 4 иконы работы Дионисия: «Спас в силах» из деисусного ряда (ГТГ), «Распятие» (ГТГ), «Успение Пресв. Богородицы» из местного ряда (ВГИАХМЗ) и «Уверение ап. Фомы» («Фомино испытание») из праздничного ряда (по многочисленным косвенным данным) (ГРМ) (остальные 18 икон чина утрачены).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Пахомиево Житие К. не дополнялось новыми чудесами, за одним исключением: авторитетный список 1-й редакции Жития, происходящий из Кириллова Белозерского мон-ря (РНБ. Кир.-Бел. 18/1095, 30-60-е гг. XVI в.; вклад игум. Варлаама), содержит чудо о кн. Петре Дмитриевиче, др. списки этого чуда неизвестны. Прп. Кирилл умножает вино для богослужения. Клеймо иконы «Прп. Кирилл Белозерский, в житии». Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Прп. Кирилл умножает вино для богослужения. Клеймо иконы «Прп. Кирилл Белозерский, в житии». Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) В кон. XV - нач. XVI в. в монастыре были созданы Похвальное слово К. и новое Житие преподобного - Краткое. Его автор был хорошо знаком с текстом Пахомия, но при этом общие чтения (за исключением описания явления Божией Матери преподобному) отсутствуют. Краткое Житие значительно короче сочинения Пахомия и имеет иное назначение. Пахомиево Житие, как это следует из монастырского обиходника, предназначалось для чтения на службе и за трапезой. Краткое Житие, очевидно, создавалось для келейного чтения (один из ранних списков содержит тайнопись), затем оно вошло в монастырский Пролог, в 1643 г.- в печатный Пролог и внутри этого кодекса многократно переиздавалось. Известны 9 списков Краткого Жития, к-рые датируются нач. XVI - кон. XVII в. (5 кодексов являются аскетическими сборниками, 4 - Стишными Прологами). Краткое Житие передает биографию святого без рассказа о чудотворениях. При этом оно подробнее, чем текст Пахомия, отражает особенности аскетической практики и старческого окормления в Кирилловом мон-ре. Важной отличительной чертой Краткого Жития является особое отношение к «испытанию» и «разумению» Божественных писаний как основе спасения. Житие было создано в одном из белозерских монастырей (в Кирилловом Белозерском или в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ). Его составителем, вероятнее всего, был монах круга прп. Нила Сорского (прп. Нил или один из его учеников, возможно старец Кириллова Белозерского мон-ря Гурий (Тушин) ). Краткое Житие в нач. XVI в. подверглось небольшой правке для включения его в монастырский Стишной Пролог, поэтому различают 2 редакции Краткого Жития: обычную и проложную.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Фреска собора мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. В палеологовскую эпоху ветхозаветные прообразы Пресв. Богородицы получают широкое распространение. Изображение «Н. К.» входит в состав ветхозаветных циклов в монументальной живописи: образ Богоматери с Младенцем помещался на фоне горящего куста, иногда добавлялось изображение ангела, обращающегося из огня к прор. Моисею. Подобные сюжеты представлены: в нартексе ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295; мастера Михаил Астрапа и Евтихий); парекклисионе церкви к-польского монастыря Хора (Кахрие-джами, 1316-1321); в юж. галерее ц. св. Апостолов в Фессалонике (после 1315 или 1328-1341?); в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в парекклисионе и экзонартексе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); в притворе ц. арх. Михаила в Леснове (1349); в арке вимы ц. Богородицы мон-ря Зарзма в Грузии (2-я четв.- сер. XIV в.) и др. В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010