С. 278-281; Успенский Л. А. Исихазм и расцвет рус. искусства//ВРЗЕПЭ. 1967. 60. С. 252-270; Николаева Т. В. О нек-рых волоколамских древностях//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. С. 365-385; Попов Г. В. Дионисий и моск. миниатюра: (Иллюстрация Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого - памятник белозерского периода деятельности артели художника)//ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 1. С. 256-287; он же. Живопись и миниатюра Москвы сер. XV - нач. XVI в. М., 1975; он же. Роспись кон. XV в. в Воскресенском соборе Волоколамска//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 237-244; он же. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993; он же. Чернец Андрей Рублев, старец Митрофан, Дионисий «иконник» и моск. Симонов мон-рь//Худож. культура Москвы и Подмосковья XIV и нач. ХХ в.: Сб. ст. в честь Г. В. Попова. М., 2002. С. 422-438; он же. Вопросы изучения творчества Дионисия//ДРИ. М., 2005. [Вып.:] Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в. С. 9-25; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI ст.: Кат. выст. Л., 1981; Лелекова О. В. , Наумова М. М. Исследование красочного слоя росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря//Ферапонтовский сб. М., 1985. Вып. 1. С. 134-168; 1988. Вып. 2. С. 208-230; они же. Росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове: По данным реставрационных исслед.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 84-95; Федышин Н. И. О датировке ферапонтовских фресок//Ферапонтовский сб. 1985. Вып. 1. С. 38-46; Рыбаков А. А. О датировке фресок Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря//ПКНО, 1986. М., 1987. С. 283-289; Дергачёв В. В. Родословие Дионисия Иконника//Там же, 1988. М., 1989. С. 210-225; Меняйло В. А. Новые данные о творчестве Дионисия//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 56-62; он же. Иконы «Рублева письма» в Иосифо-Волоколамском мон-ре//АиО. 1996. 4(11). С. 231-239; Гусева Э. К. Икона «Кирилл Белозерский» кон. XV - нач. XVI в. из собр. ГРМ//ДРИ. М., 1989.

http://pravenc.ru/text/178357.html

в саккосе с орнаментом из вписанных в круги крестов, белом клобуке с херувимом, обеими руками поддерживает Евангелие. Эти памятники отражают основные изводы в иконографии П., получившие в дальнейшем значительное распространение. Среди деисусных изображений П. (преимущественно ростовых) можно выделить 3 варианта: святитель с приподнятыми в молении руками; с Евангелием в руке (руки могут меняться: в правой или в левой, в зависимости от поворота фигуры) либо двумя руками поддерживает Евангелие. Первый, довольно редкий вариант, представлен, напр., на пелене с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» и избранными святыми 80-х гг. XV в. (ГРМ), в составе ростового деисусного чина на иконе ок. 1497 г. из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), на иконе 1-й трети XVI в. из Пскова (ЦМиАР). Второй вариант изображения известен, в частности, на ростовой деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. из иконостаса Гуслицкого Преображенского мон-ря (ГРМ); возможно, к такому варианту извода относилась также несохранившаяся икона П. из деисусного чина 1481 г. иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Др. образцы этого же извода: деисусные иконы ок. 1558 г. (из ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, НГОМЗ), 2-й пол. XVI в. из Успенского собора Черемшанского монастыря (Хвалынский краеведческий музей), 1685 г. (ГИМ), XVII в. (ВУИАХМЗ), 1660-1662 гг. из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ), XVII в. (ГВСМЗ); створка походного иконостаса XVII в. (?) (НГОМЗ). На иконе 1-й пол.- сер. XVII в. из Тихвина (ГИМ) на голове у П.- архиерейская шапка . Более поздний вариант имеется на иконе кон. XVII в. (из собрания икон Троицкой ц. с. Троице-Лыково, ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях, ЦМиАР): П. облачен в декорированный узорами саккос без крестов, митру, палицу, на груди - панагия; посох в его левой руке наделен чертами исторической реликвии. В 3-м иконографическом варианте П. изображен в составе ростового деисусного чина на иконах: 3-й четв. XVI в. из Троицкой ц. Троице-Сергиева монастыря в Свияжске (ГМИИРТ), ок. 1595 г. из ц. Преображения Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), «Святители Петр и Алексий Московские» кон. XVI - нач. XVII в. (КБМЗ; П. слегка приподнял Евангелие вверх), 1652 г. из ц. Воскресения Христова на Дебре и Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме, 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК), 1778 г. письма И. В. Минина (из ц. Вход Господень в Иерусалим дер. Верховье (В. Мудьюга) Онежского р-на Архангельской обл., СГИАПМЗ). Подобным образом П. представлен на левой створке царских врат XVI в. (из ц. Ризоположения с. Бородава, КБМЗ; на правой створке - свт. Кирилл Александрийский); на левом поле Владимирской (Волоколамской) иконы Божией Матери ок. 1572 г. (из Иосифова Волоколамского мон-ря, ЦМиАР; на правом поле - свт. Иона, митр. Московский).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Как величайший чудотворец, святитель изображался вместе с Пресв. Богородицей, как правило, в рост, с благословляющей правой рукой, расположенной перед грудью. Икон такого извода было достаточно много создано в XIV-XV вв. ( Смирнова. 2004. С. 299-300). Среди них известны такие, где святитель вместе с вмч. Георгием Победоносцем стоит рядом (справа) с Богоматерью, представленной в изводе Великой Панагии (напр., на иконе 1-й четв. XV в., ГТГ). Цвет одежд Н. мог меняться от белого с имитацией золотого шитья до контрастного, когда белый с черным полиставрий надет поверх пурпурного подризника и дополнен зеленого оттенка омофором, как, напр., на иконе из новгородского с. Ракомо (нач. XV в., ГРМ). Данный извод встречается как в средниках житийных икон святителя, так и на аналойных иконах-таблетках (в т. ч. рядом с др. святыми, напр. на происходящей из новгородского собора Св. Софии иконе-таблетке с Н., со свт. Иоанном Милостивым и свт. Василием Парийским, кон. XV в., НГОМЗ), а также на иконах-складнях наряду с образами др. святых - личных покровителей заказчика, с изображениями праздников и гимнографическими композициями (напр., на деревянном складне из Солотчинского мон-ря, XVI в., Рязанский обл. краеведческий музей). Такой вариант изображения Н. широко известен не только в иконописи, но и в др. техниках, напр. на резных иконках из дерева и камня (ГРМ); на шитых произведениях (напр., на происходящей из Угрешского мон-ря пелене, 1518, ГРМ). Позднее извод образа Н., с широко разведенными в стороны руками, с благословляющей правой и поддерживающей Евангелие левой, оставался наиболее распространенным (особенно в житийных иконах), а к рубежу XVI и XVII вв. утвердился в облике святителя на чудотворной Зарайской иконе Н. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в юго-зап. части собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Свт. Николай Чудотворец. Фреска в юго-зап. части собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Велико число разнообразных по композиции икон Н., на к-рых он изображен стоящим плечом к плечу с др.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

11 . Апостол Павел. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 12 . Пророки Даниил, Давид и Соломон. Икона пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г. ГТГ. 13 . Царские врата с изображением Благовещения и двух святителей: Василия Великого и Иоанна Златоуста . Новгород. 1-я пол. или сер. XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 14 . Царские врата с изображением Благовещения, причащения апостолов и четырех евангелистов. Новгород. Нач. XVI в. ГРМ. 15 . Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Псковская икона XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. 16 . Рождество Богоматери. Мозаика. XI в. Церковь Успения в Дафни. 17 . Введение во храм. Новгородская (?) икона. Сер. XVI в. ГРМ. 18 . Благовещение. Миниатюра армянского евангелия. Кон. XIV-haч. XV в. Ереван, Матенадаран. 19 . Благовещение. Миниатюра армянского евангелия. 1297 г. Ереван, Матенадаран. 20 . Устюжское Благовещение. Новгородская (?) икона. Кон. XII в. ГТГ. 21 . Благовещение. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 22 . Благовещение Иосифу. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекциоиарий 1059 г. из монастыря Дионисиат. Афон. 23 . Путешествие в Вифлеем. Мозаика. Ок. 1316–1321. Константинополь, Кахрие-Джами. 24 . Рождество Христово. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 25 . Рождество Христово. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 26 . Рождество Христово. Псковская икона XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. 27 . Пастухи, ожидающие в полях. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 28 . Поклонение волхвов. Миниатюра из коптского евангелия XII в. Париж, Национальная библиотека. 29 . Сретение. Миниатюра. Могнинское евангелие. Сер. XI в. Ереван, Матенадаран.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Установка памятных, обетных, придорожных и др. отдельно стоящих или закладных, вставленных в стену К., широко распространенная в Зап. Европе (см. далее), могла быть заимствована Северо-Западом Др. Руси, где распространены памятные (поклонные) 4-конечные К. из камня. Памятные К. могли сопровождать пространные надписи (Молотковский (Серапионов) К. (1463) из Спасской ц. на Красном поле в Вел. Новгороде; К. с заздравной надписью (1536) на фасаде Петропавловской ц. в Кожевниках, оба в Вел. Новгороде), композиции (Распятие, Деисус, фигуры святых (Боровичский крест, кон. XIII - нач. XIV в., ГРМ), в т. ч. праздники ( Алексиевский крест ), отражающие обстоятельства и причины их создания, к-рые в наст. время не удается восстановить. Наиболее древний сохранившийся рус. К. с надписями - Боголюбовский (XII в., ГВСМЗ). Форма К. могла быть простейшей 4-конечной (как у наиболее древних), но известны и более сложные типы вплоть до квадрифолиев и К. криволинейных очертаний, отразивших формы архитектуры, мелкой пластики и др. Энколпион. Кон. XIV — нач. XV в. (ГММК) Энколпион. Кон. XIV — нач. XV в. (ГММК) В качестве элемента фасадной декорации К. был распространен в архитектуре Др. Руси (не только храмовой: К. в стенах крепости Изборска), но преимущественно на западе (Борисоглебская «Коложская» ц. в Гродно, 80-е гг. XII в.) и северо-западе (ц. во имя вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде, 1360-1361; Петропавловская ц. в Кожевниках, 1406). К числу памятных и закладных причисляют К. вблизи погребений в храме ктиторов и др. лиц. На их декорацию влияли принципы украшения служебных К., напр., сплошная фигуративная и орнаментальная резьба, пространные надписи на белокаменном К., поставленном дьяком Стефаном Бородатым на могиле сына близ Воскресенской ц. в Ростове (1458, ГМЗРК). Варианты закладных памятных К. на фасадах храмов Вел. Новгорода разнообразны (в т. ч. композиция «Крест в круге») и уникальны (ц. Преображения Господня на Ильине ул., Св. София), такие К. позднее стали характерны и для храмов Москвы (Успенский собор). Обетные К. из дерева ставили на папертях и в притворах храмов. Монументальные, в т. ч. резные К., сооружали монахи на местах для молитвы, основывая скиты и пустыни (сохр. К. прп. Саввы Вишерского (ок. 1417), НГОМЗ, резное убранство, по мнению В. В. Игошева, выполнено в кон. XV - нач. XVI в.). С возрождением интереса к древнерус. и визант. архитектуре, а также к церковному искусству создание закладных К. будет воспринято как художественный прием при формировании национальной версии модерна (ц. во имя Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (кон. XIX в.), худож. и архит. В. М. Васнецов; фасады храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1912), архит. А. В. Щусев).

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Т. 1. 100; видимо, дети умерли в младенчестве). Е. В. Романенко, М. А. Шибаев Книжные труды К. Согласно описи Кириллова мон-ря 1601 г., в келейной б-ке К. находилось 12 книг, именно с них начинается описание книжной казны. Большая часть книг, принадлежавших К., сохранилась в переплетах XVI в. Вероятно, тогда и были сделаны на них записи: «книги чюдотворца», а сами книги выделены из общего массива (в кон. XV в. книги К. еще специально не отмечались). Первым описал сборники К. архим. Варлаам (Денисов). Местонахождение книг К. установлено в результате исследования Г. М. Прохорова и Н. Н. Розова: ГРМ. Др. гр. 12 и 13 (Евангелия), 17 (Псалтирь), 14 и 15 (Канонники), РНБ. Кир.-Бел. 38/163, XII, XIII, XV (сборники), ГИМ. Муз. 3711 (Канонник), КБМЗ. 403 (сборник канонический), 405 (Святцы). В древнейшей описи монастырской б-ки кон. XV в. 2 кодекса считались принадлежащими К.: Святцы (КБМЗ. 405), «Лествица с Дорофеем» (РНБ. Кир.-Бел. 38/163). Согласно устному монастырскому преданию, зафиксированному архим. Варлаамом, письму К. принадлежала «Книга от Никонских правил» (КБМЗ. 403; Варлаам (Денисов). 1860. С. 4. Примеч. 12). Первые книги для монастырской б-ки преподобный мог принести из Симонова мон-ря. Самая ранняя датированная рукопись, дошедшая до нас из б-ки Кириллова Белозерского мон-ря: ГРМ. Др. гр. 15. В 8°, 1407-1408 гг.- это Канонник, принадлежавший, по преданию, К. Канонник помимо точной датировки не содержит информации о создании книги в Кирилловом мон-ре. Игумену мон-ря скорее всего принадлежал также Требник (Постригальник и Погребальник), к-рый по филиграням датируется кон. XIV - нач. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 5/5; ркп. уникальна: написана частично на бумаге и пергамене, что указывает на ее древность). В сборниках К. находятся древнейшие списки таких переводных сочинений, как: Устав скитского жития («Предание уставом иже на внешней стране пребывающим иноком, рекше Скитьскааго жития правило о келейном трезвении и катадневном пребывании, еже мы прияхом от отец наших») (РНБ. Кир.-Бел. XV. Л. 69-100; XII. Л. 255-273 об.), «От посланий преподобнаго отца Никона о глаголемых тайных книгах» (Там же. XII. Л. 319-324 об.), «Галиново. На Ипократа» (Там же. Л. 215-235), исихастские сочинения («Зачяло умныя молитвы и въниманию» - Там же. Л. 327-329), большое число канонических текстов.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

искусстве XV-XVI вв. представлены рядом икон с ростовым изображением: иконой из собрания Н. П. Лихачёва (нач. XV в., ГРМ) - Д. С. извлекает из ножен меч; небольшой иконой-врезкой из собрания Мараевых (1-я пол. XV в., ГТГ) - парной иконе вмч. Георгия; изображением в среднике житийной иконы из с. Поникарова (позднее - в с. Гуменец) близ Ростова (рубеж XV и XVI вв., ГМЗРК) - Д. С. с обнаженным мечом в правой руке; 2-частной иконой с композицией «Огненное вознесение прор. Илии» и фигурой Д. С., происходящей с погоста Лядины Каргопольского р-на (1-я пол. XVI в., ГЭ); иконой «Димитрий Солунский и прп. Антоний Сийский» (2-я пол. XVI в., МИИРК); изображением на сударе из Ипатиевского мон-ря, вероятно вклад Д. И. Годунова (90-е гг. XVI в., ГММК); иконой из Успенского собора в Дмитрове (10-20-е гг. XVII в., ЦМиАР) и др. (в ряде произведений этого типа Д. С. держит мученический крест). Изображения Д. С.-воина встречаются на мерных иконах царских детей: царевичей Димитрия Иоанновича Угличского (образ в основных чертах повторяет древнюю икону из Димитриевского собора во Владимире) и Димитрия Алексеевича (обе в ГММК); в XVII в. возникла основанная на этой патрональной теме традиция совместного изображения Д. С. и св. царевича Димитрия Угличского (иконы из собрания П. Д. Корина и ЦАК МДА). Довольно редкий пример поясного варианта - образ с детализированным изображением доспехов, напоминающим памятники палеологовского и поствизант. периодов (2-я пол. XVI в., ГТГ). Изображения Д. С.-воина включались в состав минейных циклов, напр., изображение вместе с вмч. Георгием на иконе-таблетке из Рождественского собора в Суздале (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ), вероятно восходящее к утраченной таблетке из комплекта новгородского Софийского собора кон. XV в. В XVI в. распространился обычай размещать фигуры Д. С. и Георгия - воинов на створках киотов резных изображений свт. Николая (Николы Можайского): к числу этих произведений относятся створки из с. Едома Архангельской обл. (АМИИ) и собрания С. П. Рябушинского (ГТГ) и створка с фронтальным изображением Д.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

XVI в., ГТГ) - в паре с прп. Сергием Радонежским; на кресте-мощевике из Новгорода (нач. XVI в., ГММК) - в руке посох (в ряде житийных тестов - явления В. Х. с посохом, к-рым он наказывает грешников; посох лежал на раке святого уже в 20-30-х гг. XVI в. ( Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 49, 52, 54). " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) Единоличный образ В. Х., предстоящего в молитве Спасителю, Св. Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI - XVII вв. был самым распространенным: икона сер. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); 2 иконы 2-й пол. и кон. XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Св. Троицы, очевидно, в память явления ему на месте буд. мон-ря 3 лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского мон-ря - каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая ц. «под колоколы» во имя сщмч. Григория Армянского, просветителя Вел. Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, напр. икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым - преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского мон-ря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон В. Х. был того же извода ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 431 - 434). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов В. Х. (РИБ. М., 1876. Т. 3. Ст. 890), опись 1701 г. московского Успенского собора называет неск. икон святого, среди к-рых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной» (там же.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Вариант имеется на иконе с 2 регистрами кон. XVI в. (?) из собрания В. М. Васнецова (позднее - Т. А. Мавриной, ГМИИ, Музей личных коллекций; см.: Смирнова. 2007. С. 139): И. изображен в составе процессии на мосту, на нем белая митра, крещатые ризы, в руках крест и кадило. Иногда изображение И. отмечено аббревиатурой IOA на нимбе, как на иконе из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Курицка близ Новгорода (1-я пол. XV в., ГТГ). Известна прорись с иконы XVI в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 534-535). Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIIIнач. XIX в. (МИИРК) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIIIнач. XIX в. (МИИРК) Эта схема встречается на иконах XVII-XVIII вв., где к атрибутам И. может быть добавлен посох, как на иконе из ц. Успения Пресв. Богородицы на Торгу в Новгороде, известной по акварели Ф. Г. Солнцева (не сохр.; см.: Смирнова. 2007. С. 141). На иконах позднего времени история чуда от иконы «Знамение» представлена большим количеством сцен. Среди них есть такие, в к-рых святитель изображен с иконой над воротами осажденного города, как в клейме на раме иконы Божией Матери «Знамение» из ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ). Все больше места занимают детали пейзажа, архитектуры; образ И. более типизирован, исполнен в соответствии с общими принципами святительской иконографии: святой в разных типах облачения в клеймах неск. икон Божией Матери «Знамение» с историей и чудесами (кон. XVII в., ГИМ; 1-я треть XVIII в., ГМЗК; сер. XVIII в., ГРМ). Сюжет чуда от иконы изображался и в храмовых росписях (1742-1743, ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ярославле; в наст. время фрагмент в ГТГ). Одна из икон объединяет изображение чуда от образа с панорамой Новгорода, по сторонам к-рого в клеймах - фигуры святителей И. и Никиты (2-я пол. XIX в., ГМЗК). На иконе 1902 г. из мастерской Белоусовых в Палехе (ГРМ) в среднике - образ Божией Матери «Знамение», в клеймах - акафист Пресв.

http://pravenc.ru/text/468947.html

В XI в. сформировался еще один извод в иконографии В. В.: склонившаяся в молении фигура, вполоборота, с развернутым свитком в руках. Наиболее ранний пример - композиция «Служба Василия Великого» в алтаре ц. Св. Софии в Охриде (сер. XI в.). Такое изображение В. В., как правило в белой крещатой фелони, напротив свт. Иоанна Златоуста, входило в состав композиции «Поклонение жертве», или «Служба св. отцов», в нижнем ярусе алтарной декорации, напр. в ц. Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (80-е гг. XI в.), св. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), св. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.), св. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), т. н. ц. свт. Николая на Гребле (Псков, кон. XIV - нач. XV в.) и др.; этот же тип встречается в миниатюрах рукописей, напр. Слов свт. Григория Богослова (между 879 и 882, Paris. BNF. gr. 510. F. 409v), литургических свитков XII в. (Athen. Bibl. Nat. 2759) и XV в. (Patm. 6 (712)), Служебников, напр. Варлаама Хутынского (1220-1225, ГИМ. Син. 604. Л. 1А об.); на створках древнерус. царских врат, напр. тверских с погоста Нектарьева (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ), новгородских из Гостинопольского мон-ря (4-я четв. XV-XVI в., ГРМ), 1-я пол.- сер. XVI в. (НГОМЗ), XVII в. (СПГХИАМЗ), XVII в. из ц. Вознесения Господня г. Спасска-Рязанского (РязХМ) и др.; на иконах деисусного чина иконостаса, напр. из Благовещенского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). На миниатюре Служебника Гостинопольского мон-ря (РНБ. Соф. 531. Л. 57 об., ок. 1475) В. В. с развернутым свитком в руках, подняв голову, предстоит благословляющей деснице в небесном сегменте. Нек-рые эпизоды жития В. В. стали рано изображаться в миниатюрах, напр. Успение В. В. в иллюстрациях Слов свт. Григория Назианзина (Hieros. Patr. 14: fol. 113, 3-я четв. XI в.; Paris. BNF. 550. Fol. 94v, кон. XII в.). В иконописи самый ранний сохранившийся памятник - икона В. В. с 12 клеймами жития, вероятно кипрского происхождения (собр. Де Мениль. Хьюстон. США. 1-я пол. XIII в.). В связи с утверждением в кон.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010