Зал сообщался с 3 комнатами. В северной обнаружены грузики для выработки текстиля, позолоченные предметы, вещи из слоновой кости; средняя и юж. комнаты имели бемы из кирпича-сырца. В здании найдены 2-цветная керамика, бронзовые культовые предметы, железные ножи, напоминающие эгейские и кипрские образцы. Набор железных предметов в слоях XII-XI вв.- один из самых богатых в Филистии (среди них - 4 железных ножа с рукоятками из слоновой кости; такие же ножи были обнаружены в Тель-Касиле, Доре и на Кипре). К XI-X вв. до Р. Х. (слой IV) относятся найденные на полу черепки краснолаковых чаш, фляг, кубков и миниатюрных вотивных сосудов. В это время на месте стены были возведены новые здания, в т. ч. производственного назначения, укрепления в виде каменных башен. Характерные черты местной культуры нивелировались в результате распространения егип. и филистимских влияний. С Х в. до Р. Х. в связи с борьбой против Египта и подавлением Израильским царством филистимских центров Е. пришел в упадок, сохранился лишь верхний город. Нижний город был разрушен в 1-й четв. X в. египтянами или израильтянами. Во 2-й пол. VIII в. до Р. Х. он был окружен новой сырцовой стеной, облицованной тесаным камнем, ширина к-рой составляла 7 м с башней. На его территории обнаружены ручки сосудов со штампами «царя Хеврона» (с надписью    ) - вероятно, свидетельство краткого периода времени, когда Е. был подчинен иудейскому царю, возможно Езекии. Ок. 1000 г. до Р. Х. расписную филистимскую керамику сменила тщательно обожженная, превосходно вылощенная по ангобу красная (иногда с черными полосами) посуда, распространенная в близлежащем г. Тимна. В кон. VIII в. до Р. Х. Ассирия превратила города Филистии в военные центры для подготовки вторжения в Египет. После разгрома антиассир. союза и включения Филистии в Новоассирийское царство Е. стал центром управления Филистией. Его площадь достигла 50 акров, нижний город расширился за пределы холма. Новый план регулярной застройки города (VII в. до Р. Х.) был организован по принципу террас.

http://pravenc.ru/text/189655.html

Примерно тогда же огромные старые Н., со множеством памятников, иногда восходящих к эпохе раннего средневековья (и даже поздней античности), стали восприниматься как музеи городской истории и искусства, а также как важнейшие мемории и дополнения к городским архивам. Утрата Н. внутри городских стен, яркого отличительного признака раннехрист. города, была также связана с утратой Церковью монополии на формирование духовного мира средневек. общества в эпоху Ренессанса и Реформации и с последовавшей за ней явной секуляризацией всей городской жизни, свойственной эпохе Просвещения, а также с созданием гражданских сообществ в Европе. Княжеские захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля Княжеские захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля В наиболее ранних центрах Др. Руси устроение кладбищ внутри городов произошло, вероятно, после постройки первых городских соборов в кон. X - 1-й пол. XI в., но о конфликтах, связанных с возможным «осквернением» огороженной для живых территории, ничего не известно. Можно быть уверенным, что Русь переняла христ. традицию размещения кладбищ в городской среде при соборах и храмах в ее вполне развитом виде. Пришедшее на Русь слав. население начало осваивать течение Москвы-реки на рубеже I и II тыс. по Р. Х. Они хоронили своих усопших вблизи поселений, т. е. за их чертой, что определенно указывает на существование представлений о нежелательности пребывания живых и мертвых в одном пространстве. Древнерус. летописец явственно указал на знакомство с языческой традицией сожжения останков и помещения их в специальных архитектурных сооружениях («столпах») вне города («на столбех на путех»). Но вряд ли следует полагать, что наложение 2 пространств было полностью исключено. Курганы сельской округи Подмосковья, насколько можно судить, отделяла от жилых дворов только полоса пашни. Хотя погребенные в подмосковных курганах XI-XII вв. вполне могли быть уже христианами (или по крайней мере считаться таковыми), все же обряд их погребения мало отличается от языческого, а кладбища не являются церковными.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Ок. 1215 г. Ульрих фон Закс, аббат мон-ря Санкт-Галлен (1204-1220), инициировал канонизационный процесс Н. З. Этим временем датируется его анонимное Житие (BHL, N 6251; ранее считалось, что его составил декан мон-ря Эккехард). В 1512 г. Н. З. был беатифицирован папой Римским Юлием II ; его поминовение совершалось в аббатстве Санкт-Галлен и в диоцезе Констанц. С 1963 г. память Н. З. совершается в еп-стве Санкт-Галлен 7 мая - в день перенесения мощей (состоялось в 1537). В Римском Мартирологе память Н. З. указана под 7 апр. Сочинения Лит. наследие Н. З. обширно и многообразно, включает исторические, агиографические, богословские сочинения, сохранились его письма, а также составленное им собрание формуляров для написания грамот. Частично сохранилось написанное прозиметром Житие св. Галла, основателя мон-ря Санкт-Галлен (Metrum de vita Sancti Galli; между 884 и 890). Составители Жития - Н. З., Гартман и Ратперт - написали его в форме диалогов учителя и учеников. Частью этого Жития была, вероятно, т. н. Констанцская проповедь (Sermo habitus Constantiae), изданная в сер. «Patrologia Latina» под авторством св. Галла (PL. 87. Col. 13-26). «Записки о знаменитых мужах» (Notatio de viris illustribus; 885) - адресованные ученику Соломону, буд. еп. Констанцскому, 2 дидактических письма, которые, по мнению М. Л. Гаспарова, можно рассматривать как «первый в Европе учебник латинской патристики», «подобие аннотированной библиографии» ( Гаспаров. 1970. С. 417). Произведение представляет собой руководство, указывающее, к каким книгам Свящ. Писания, творениям отцов Церкви и др. сочинениям христ. авторов следует обращаться, чтобы узнать о том или ином предмете. Подробные рекомендации, к-рые Н. З. дает ученику, отражают его глубокие познания. В подобном жанре был написан ряд произведений позднеантичных и раннесредневек. авторов: блж. Иеронима Стридонского († 419/20), Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.), Евгиппия († после 558), Кассиодора († ок. 580), Исидора Севильского († 636), Ильдефонса Толетского (Толедского) († 667), однако для каролингской эпохи сочинение Н. З.- уникальный в своем роде пример, после него сочинения в этом жанре были созданы лишь в кон. XI - 1-й пол. XII в. Сигибертом из Жамблу и Гонорием Отёнским .

http://pravenc.ru/text/2577973.html

[Лат. confucianism, кит. жу-цзя, жу-цзяо; «(учение) школы ученых-интеллектуалов»], одно из 3 главных этико-религ. учений Дальн. Востока наряду с даосизмом и буддизмом . Возникло в Китае на рубеже VI и V вв. до Р. Х. В оригинальном наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее» (Лунь юй. VII 1). Взгляды Конфуция выражены в сб. «Лунь юй» («Теоретические речи», составлен в V-IV вв. до Р. Х., в современной форме - на рубеже I в.). Новое этико-философское учение Конфуций связывал с мудростью «совершенномудрых» (шэн) правителей полумифической древности, выраженной гл. обр. в историко-дидактических и художественных произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из к-рых - каноны «Шу цзин» и «Ши цзин» (кон. II - 1-я пол. I тыс. до Р. Х.). Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, XI-III вв. до Р. Х.) были ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в «культурной» (вэнь) деятельности, т. е. в хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудий, гл. обр. астрономо-астрологических (семантика слова «культура» (вэнь) охватывает и письменность, и астрономо-метеорологические явления). В основном эти ученые были известны в районе царства Лу, родины Конфуция (совр. пров. Шаньдун), и, возможно, были потомками правившей или жреческой верхушки гос-ва Шан-Инь, покоренного в XII-XI вв. до Р. Х. племенным союзом Чжоу, находившимся на более низком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологии термина «жу» - слабый. Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал гос. устройства, при котором при наличии сакрально вознесенного, но почти бездействовавшего правителя реальная власть принадлежит ученым-жу, соединявшим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. К. отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с гос. аппаратом.

http://pravenc.ru/text/2057162.html

Характерной чертой К. Ц. в этот период была относительная слабость патриаршей власти. При выборах патриарха в 1147 г. епископы разъясняли мусульм. юристам, что главными критериями отбора кандидатур на Патриаршество являются святость и благочестие, а достойные люди встречаются в пропорции 1:1000. Однако, хотя первосвятители, занимавшие кафедру ап. Марка в кон. X - 1-й пол. XII в., были очень разными, все они оказались на Патриаршем престоле случайно. Обычно епископы и архонты стремились продвинуть на Патриаршество своих друзей или родственников, но подобные попытки пресекались аналогичными устремлениями др. архиереев. При этом епископы были солидарны в нежелании видеть на престоле авторитарных лидеров, пользовавшихся поддержкой мусульм. администрации. Честолюбивые устремления отдельных монахов, добивавшихся Патриаршества с помощью денег или через связи с властями, успешно пресекались епископами и архонтами. В некоторых случаях практиковалось избрание патриарха по жребию, видимо, чтобы свести до минимума интриги и соперничество при выборах. Олигархический элемент в церковном устройстве явно преобладал над монархическим. Так, избрание на Патриарший престол александрийского свящ. Захарии в 1004 г. было прямо обусловлено тем, что он не имел никакого авторитета в церковных кругах и не представлял угрозы для всевластия епископов. Патриарх Кирилл II был малообразован, а Михаил V - даже неграмотен. В сер. XI в. епископы пытались низложить патриарха Христодула , своими действиями задевшего их корпоративные интересы (конфликт был устранен при посредничестве каирских архонтов). Кирилл II также сталкивался с недовольством ряда архиереев Дельты, обманувшихся в своих расчетах управлять невежественным патриархом и возмущенных влиянием его окружения на церковные дела. Характерно, что авторы коптских хроник XII в., бывшие выходцами из светских кругов, очень редко упоминали патриархов на страницах своих сочинений, предпочитая описывать текущую политическую историю и судьбы христ. архонтов. Т. о., роль патриархов в жизни общины была малозначительной.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

73v, 75), затем вставной лист, вероятно с галликанским Expositio Fidei Catholice (Fol. 74-74v), Символ веры Луцифера , еп. Каралитанского (Fol. 75), Никейский Символ веры (Fides quae ex Niceno Concilio processit) (Fol. 75-75v) и ранняя редакция Афанасиева Символа веры (Fol. 75v). На Fol. 76 указана сумма, уплаченная писцу, а Fol. 76v не заполнен и, вероятно, изначально был последним в кодексе. Судя по содержанию, прототип данного сборника мог появиться во 2-й пол. V-VI в. или был составлен (первоначально для Вивария?) во 2-й пол. VI-VII в. под влиянием указаний в соч. Кассиодора «Наставления в науках божественных и светских» ( Chapman. L " auteur. 1904). Согласно наблюдениям Ф. Энна, протограф, судя по орфографии, мог быть написан в VII в. в одном из скрипториев на севере Галлии (возможно, связанном с колумбановским монашеством) ( Henne. 1990/1991; хотя не все исследователи принимают выводы Энна). Сохранившийся список VIII в. выполнен скорее всего в Боббио. Писец работал крайне небрежно, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки: повторы, пропуски отдельных букв и т. п. не только в тексте М. к., но и в др. сочинениях в составе кодекса (напр., один и тот же фрагмент соч. свт. Амвросия «Об Аврааме» переписан дважды с минимальными различиями на следующих один за другим листах - Fol. 11-11v и 11v - 12). Цитаты из М. к. (строки 42-50, 54-57, 63-68, 81-85) были обнаружены в кон. XIX в. в составе пролога с аппаратом Евфалия к Павловым Посланиям в рукописях из Монте-Кассино (3 рукописи XI в. и одна XII в.- Cassin. 349, 535, 552, 235), которые не связаны с рукописью из Боббио. Парафраз М. к. (строки 1-34) сохранился также у Хромация, еп. Аквилейского, в прологе к Толкованию на Евангелие от Матфея (CPL, N 218), написанном между 398 и 407 гг. ( Chromat. Aquil. Tract. in Matth. 2-3//CCSL. 9A. P. 185-186; знакомство Хромация именно с лат. переводом М. к. доказывается помимо прочего использованием редкого глагола doceantur (в М. к.- строка 18)). Текст впервые был издан Муратори (Antiquitates italicae medii aevi.

http://pravenc.ru/text/2564356.html

536 Византийский канонический сборник кон. XI в. Критическое изд. части греч. текста и др.-рус. пер.: Пандекты Никона Черногорца в древнерусском пе­реводе XII века (юрид. тексты)/Изд. подгот. К. А. Максимович//М.: Язы­ки рус. культуры, 1998 (указываем пагинацию и номера строк по этому изд.). 537 Канон в форме вопросоответа. Вопрос представляет собой видоизменен­ный канон 5 в изд. Ралли-Потли (3 – у Питры). Ответ соответствует кано­ну 39 в Pitra 1868; на рус. язык не переведен. 538 Византийский литургико-канонический сборник, руководство для духов­ников по проведению исповеди и наложению епитимий. Согласно А. С. Павло­ву, составлен на Афоне в 1-й пол. XV в. Первое издание слав, перевода – Ки­ев, 1620; затем многократно переиздавался в России вплоть до XIX в. Крити­ческое изд. греч. оригинала и слав, пер.: Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский.../Изд. подгот. и коммент. А. С. Павлов . 2-е изд., перераб. М., 1897 (с. 481–498 – сравнительная та­блица статей этого Номоканона в дониконовских изданиях). Мы указываем но­мера статей, содержание которых полностью или частично совпадает с канона­ми свт. Никифора. 539 В тексте статьи отсутствует указание на авторство. По содержанию ста­тья близка к канону 196 свт. Никифора в изд. Питры (Pitra 1868. Р. 345–346; в изд. Pitra 1858-канон 149), а также к 17-му каноническому отве­ту патр. Тимофея Александрийского (Pitra 1864. Р. 641; слав. пер. в гл. 61 «Кормчей»). Этот ответ, однако, скорее всего не принадлежит Тимофею (со­гласно CPG 2520). 540 Примерно соответствует гл. 11 из Capitula de variis argumentis (Pitra 1868. P. 326). Рус. пер. нет. 542 Соответствует канону 171 в Pitra 1868 160 в Pitra 1858). В статье также дается ссылка на «24-й канон свт. Никифора»; по смыслу здесь подходит канон, изданный под 1 в: Pitra 1868. 544 Латинские названия даны по TLG (при отсутствии в TLG – по другим публикациям либо авторитетным справочникам). 546 Уже в древности Анастасием Библиотекарем был сделан лат. пере­вод (Chronographia tripartita//PL 129, 511–554.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Особую версию купольного зала представляет 2-апсидная церковь вмч. Георгия в Афендрике (IX-X вв.) и вмч. Георгия в Хулу (нач. XI или кон. XII в.; возможно, копия 1-й), а также его вариант с отсутствием углублений в торцах крайних травей (церкви вмч. Георгия и Спасителя в монастыре свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, нач. XII в.; Агия-Напа близ Канду, X-XII вв.; св. Параскевы в Криту-Тере, 2-я пол. XII в.) и его 5-травейный извод (ц. Пресв. Богородицы в Кофину, нач. XI или XII в.). Др. вариант небольшого купольного храма на К. близок к типу «компактно вписанного креста», но с удлиненными зап. и вост. рукавами (ц. прп. Евфимиана в Лиси, кон. XII - нач. XIII в.; вмц. Анастасии в Полемидии) (Ibidem). Собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе. XI в. Собор мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе. XI в. Другой наиболее популярный тип церковного здания на средневизант. К. (как и во всей Византии) - простой (без вим) храм типа вписанного креста на 4 квадартных или прямоугольных опорах; как в визант. провинциальных храмах, угловые ячейки слегка удлинены по продольной оси, имеют арки разной высоты и перекрыты продольными коробовыми сводами. К этому типу относятся церкви прп. Антония Великого в с. Келье и Честного Креста в Анойире (IX-X вв.), ц. вмч. Прокопия близ Синграсиса (кон. Х в.), Пресв. Богородицы Пергаминиотиссы близ Аканфу (XI в.), собор прп. Иоанна Лампадиста мон-ря в с. Калопанайотис (XI в., купол позднее убран под 2-скатную крышу), церкви вмч. Георгия Победоносца «тон Хортакьон» в Сотире, свт. Синесия в Ризокарпасо и св. Тихика в Палодии (XI - нач. XII в.), свт. Филона на п-ове Карпасия (XI-XII вв.), мучеников Кирика и Иулитты в Летимбу (XII в.). Иногда в таких храмах отсутствуют боковые апсиды, напр. в соборе свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии, нач. XI в.; ц. вмч. Георгия в Киринии, кон. XI - 1-я пол. XII в. Значительное удлинение по продольной оси обычно вызвано перестройкой из ранневизант. базилики, как в церквах Ахиропиитос в Лапифе (Лампусе), Панагия Ангелоктиста в Кити (XI в.), ап. Варнавы близ Саламина (с удвоением подкупольного квадрата, кон. XI - нач. XII в.), свт. Епифания в Саламине (с 3 куполами над центральным нефом, XI - нач. XII в.- Papacostas. 2001).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Рукописная традиция слав. А. беднее евангельской, число сохранившихся рукописей (до XV в.) значительно меньше. Древнейшие глаголические списки (серб. или хорват. языкового извода) представлены лишь отрывками XII в.- Листками Гршковича (Загреб. АХАЗУ. Фрагм. глаг. 1; содержат Деяния и Послания) и Михановича (Там же. Фрагм. глаг. 2; краткий апракос). Единственным представителем старослав. кириллической традиции является древнеболг. Энинский Апостол кон. XI в.- отрывок А. апракоса краткого (София. НБКМ. 1144). Др. древнейшие списки А. апракоса краткого: среднеболг.- Охридский Апостол (РГБ. Григор. 13, кон. XII в.), Зографский Апостол (Ath. Zogr. (I. д. 2), кон. XII или нач. XIII в.), А. Софийской НБКМ 880 (1-я пол.? XIII в.), Струмицкий Апостол (Прага. Народный музей. IX Е 25, 2-я пол. XIII в.) и др.; рус. списки XIII в. сохранились лишь в отрывках (РНБ. F. п. I. 81; ГИМ. Щук. 890); серб. в составе Апостол-Евангелий (РНБ. Гильф. 16, 2-я пол. XIII в.; РНБ. Гильф. 22 и Архив ЗЕС ИРИ РАН. 680, обе кон. XIII - нач. XIV в., и др.). Начиная с XII в. известны списки А. апракоса полного: среднеболг.- Слепченский Апостол кон. XII в. (хранится частями в БАН, РГБ, РНБ, ЦНБ НАНУ и Национальной б-ке «Иван Вазов», Пловдив), Мануйловский Апостол кон. XIII - нач. XIV в. (отрывки хранятся в БАН, РГБ, РНБ и НБКМ) и др.; древнерус.- Синайский Апостол («Апостол Добра») кон. XII - нач. XIII в. (Sinait. slav. 39) и отрывок XIII-XIV вв. (РНБ. F. п. I. 22); серб.- Шишатовацкий Апостол 1324 г. (Белград. Патриаршая б-ка. 322). Ркп. А. служебного (Деяния и Послания) сохранились с XIII в.: болг.- Каракальский Апостол 1-й пол. XIII в. (Ath. Karakal. Slav. 1), А. НБКМ. 882 и Пирдопский Апостол (НБКМ. 497 и 90), оба 2-й пол. XIII в., и др.; серб.- Матичин Апостол кон. XIII в. (Нови-Сад. Б-ка Матицы Сербской. 184), А. Раевского (ЦНБ НАНУ. ДА/53Л) и А. Радича (Загреб. ХАЗУ. IV d 1), оба кон. XIII - нач. XIV в., и др.; древнерус. списки известны не ранее XIV в. (датировка списка РНБ. Q. п. I. 5 кон. XIII - 1-й пол. XIV в. ошибочна, эта рукопись кон. XIV в.). Ранние списки толкового А.- только древнерус. происхождения: Христинопольский (Городищенский, Городисский) Апостол сер. XII в. (ЦНБ НАНУ. VIII. 3 и Львов, Гос. Ист. музей. Ркп. 39) и Ростовский Апостол 1220 г. (ГИМ. Син. 7 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 141-154); первый содержит особую редакцию толкований на основе Бесед св. Иоанна Златоуста, неизвестную по др. спискам (текст в наст. время готовится к изданию A. M. Молдованом и А. Ю. Ясиновским).

http://pravenc.ru/text/75708.html

В крепости Киринии в кон. XI - 1-й пол. XII в. была построена крестово-купольная ц. вмч. Георгия Победоносца - единственный кипрский храм на 4 колоннах. Эти мраморные колонны принадлежали раннехрист. базилике. Пещерная ц. Пресв. Богородицы Галатерусы близ Караваса сохранила фрагменты 2 слоев росписи: растительный орнамент под нишами вост. стены датируется XI или нач. XII в., остальные фрески - кон. XII или нач. XIII в. В центральной нише вост. стены помещается погрудный образ Богоматери типа «Воплощение», в сев. нише - св. Иоанна Предтечи в позе моления, как в Деисусе, в юж. нише - фронтальное изображение свт. Николая Чудотворца, в вост. части юж. стены - Спаситель на престоле, между нишами - серьезно поврежденные фигуры святых. Церковь вмч. Георгия Победоносца в крепости Кириния. Кон. XI — 1-я пол. XII в. Церковь вмч. Георгия Победоносца в крепости Кириния. Кон. XI — 1-я пол. XII в. Октагональные храмы известны на Кипре только на территории Киринийской епархии. К типу «октагон на тромпах» принадлежат 4 храма: ц. прп. Илариона в замке св. Илариона (ее датировки колеблются от кон. Х до кон. XI в.- ur i S. Middle Byzantine Architecture on Cyprus: Provincial or Regional? Nicosia, 2000. Р. 16; Παπαγεωργου. 2010. Σ. 163), кафоликон монастыря свт. Иоанна Златоуста (1090), ктитором которого был к-польский вельможа Евмафий Филокал (сохр. только части вост. и сев. стен, встроенные в новый собор 1891 г.), разрушенная турками маронитская ц. Пресв. Богородицы в Марки (XII в.) и ц. Христа Антифонита (кон. XII в.) в мон-ре арх. Михаила Антифонита. Лучшими образцами комниновского искусства на Кипре являются фрески парекклисионов Св. Троицы и Спасителя в мон-ре свт. Иоанна Златоуста (см. в ст. Иоанна Златоуста мон-рь близ Куцовендиса ) и 1-й слой росписей ц. Христа Антифонита, выполненный в кон. XII - нач. XIII в. или ок. 1200 г. Фрески позднекомниновского стиля сохранились гл. обр. в виме (в конхе апсиды - Богоматерь «Оранта» с поклоняющимися архангелами, ниже - композиция «Служба св.

http://pravenc.ru/text/1840493.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010