В 1917-1923 гг. В. являлся профессором Московского ун-та, в 1918-1920 гг. также главным инспектором и членом коллегии Центр. гос. архива. В 1923-1929 гг. и с 1936 г. до конца жизни ученый работал в Ин-те истории АН СССР, в 1930-1936 гг.- в Историко-археографическом ин-те АН. С 1938 г. являлся также профессором Московского историко-архивного ин-та при Главном управлении НКВД СССР, в 1943-1949 гг. работал в ин-те консультантом. 31 янв. 1929 г. В. стал членом-корреспондентом АН, 15 окт. 1934 г. ему была присуждена степень д-ра исторических наук, 30 нояб. 1946 г. избран академиком. Начиная с сер. 20-х гг. одним из важнейших направлений научной деятельности В. стало изучение эволюции вотчины и поместья в Московском гос-ве (этой теме посвящена монография В. «К вопросу о происхождении вотчинного режима (М., 1926)), а также землевладения Русской Церкви, преимущественно в XIV - нач. XVII в. Поводом для занятий данными темами послужило обследование, проведенное В. в составе группы историков (совместно с А. И. Яковлевым и Л. В. Черепниным ) архива Троице-Сергиевой лавры . Первым итогом работы стала публикация Центрархивом «Памятников социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв.» (М., 1929), в к-рую были включены жалованные и указные грамоты Троице-Сергиеву мон-рю в XV в. и его свозные и дозорные книги 10-х гг. XVII в. Незадолго до своей смерти В. начал систематическое комментированное издание всех актов из архива Троице-Сергиева мон-ря начиная с 90-х гг. XIV в. (Акты соц.-эконом. истории Сев.-Вост. Руси кон. XIV - нач. XVI в. Т. 1: Акты из архива Троице-Сергиева мон-ря кон. XIV - нач. XVI в. М., 1952). В наст. время издание документов доведено до 1526 г. (Акты Рус. гос-ва, 1505-1526 гг. М., 1975; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря 1673 г. М., 1987; последнее издание выполнено по копии, снятой ученым). История церковного землевладения стала главной темой трудов В. в 40-х гг.- ст. «Монастырское землевладение в Московской Руси во 2-й пол. XVI в.» (ИЗ. 1941.

http://pravenc.ru/text/158222.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иоанн (Снычёв), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Фотография. 90-е гг. XX в. Иоанн (Снычёв), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Фотография. 90-е гг. XX в. (Снычёв Иван Матвеевич; 9.10.1927, с. Нов. Маячка, ныне поселок Херсонской обл., Украина - 2.11.1995, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Ладожский, церковный историк, духовный писатель. Из крестьянской семьи. Вскоре после его рождения родители переехали в Оренбуржье, с нач. 30-х гг. проживали в Сорочинске. В 1942 г. Иван Снычёв окончил сорочинскую 7-летнюю школу и поступил в Орский индустриальный техникум, но не получил стипендии и вынужден был прервать обучение; вернулся в Сорочинск. В 1943 г. стал посещать богослужения, проводившиеся свящ. Леонидом Смирновым в домовой церкви. В кон. нояб. 1944 г. призван в армию, но в апр. 1945 г. демобилизован по состоянию здоровья. Служил пономарем Петропавловского храма в г. Бузулуке при настоятеле свящ. Леониде Смирнове. В июле того же года поступил келейником к Чкаловскому (Чкаловом в 1938-1957 назывался Оренбург) и Бузулукскому еп. Мануилу (Лемешевскому ; с апр. 1946 архиепископ), к-рый на протяжении мн. последующих лет был его духовным наставником. 9 авг. 1945 г. посвящен во иподиакона. 7 июня 1946 г. пострижен в рясофор с сохранением имени Иоанн. 9 июня того же года рукоположен архиеп. Мануилом во диакона с зачислением в штат Никольского кафедрального собора г. Чкалова, а 14 янв. 1948 г.- во иерея. В том же году «за неустанное проповедование Слова Божьего» И. был награжден набедренником. Вместе с архиеп. Мануилом объезжал отдаленные приходы, позднее сам ездил для исполнения архиерейских поручений, записывал жизнеописания исповедников и подвижников благочестия епархии, составил акафист «Пресвятой Богородице ради чудотворнаго Ея образа Табынския» (впосл. написал много богослужебных песнопений). Служил с архиеп. Мануилом до его ареста в сент. 1948 г. В янв. 1949 г. зачислен на 2-й курс Саратовской ДС, к-рую окончил в июне 1951 г. по 1-му разряду. В окт. того же года поступил в Ленинградскую ДА. Во время учебы по поручению Ленинградского и Новгородского митр. Григория (Чукова) совершал богослужения и читал проповеди в храмах Ленинградской епархии, пользовался большим уважением у клира и верующих посещаемых им приходов. Вел переписку с отбывающим срок заключения архиеп. Мануилом (Лемешевским), ездил к нему в пос. Явас (Мордовская АССР).

http://pravenc.ru/text/469546.html

В кон. 20-х - 50-х гг. XX в. К. была местом ссылки репрессированных. В 1929 г. создан Ухтапечтрест, начавший освоение угольных и нефтяных месторождений с помощью труда заключенных. В 1929-1956 гг. на территории К. в систему ГУЛАГ входили: Северный лагерь ОГПУ (1929-1933), Ухтпечлаг (1931-1938), Ухтижемлаг (1938-1955), Воркутлаг (1938-1957), Северо-Печорский ИТЛ (1940-1950), Интинский ИТЛ (1941-1948) и др. К 1 янв. 1942 г. на территории К. насчитывалось до 200 тыс. заключенных. В годы Великой Отечественной войны К. обеспечивала страну нефтью, углем, лесом, была открыта группа газовых месторождений, создан мощный газодобывающий комплекс. Во 2-й пол. 40-х - 80-х гг. XX в. К. превратилась в индустриальный регион (особое развитие получил лесопромышленный комплекс, нефтяная и газовая промышленность). Центры наиболее крупных лагерей и места сосредоточения промышленности были преобразованы в города (Воркута (1943), Ухта (1943), Печора (1949), Инта (1954), Сосногорск (1955); в 1959 статус города получил Микунь, в 1984 - Усинск и Вуктыл, в 1985 - Емва). К. стала одним из самых урбанизированных регионов СССР: по переписи 1989 г., 76% населения (1 261 тыс. чел.) проживало в городах. За счет притока населения из других регионов СССР изменился национальный состав. В 1989 г. коми составляли ок. 23% населения, русские - ок. 57, украинцы - 8,2, представители др. национальностей - 11,8%. Собор в честь Вознесения Господня в с. Иб Сыктывдинского р-на. Фотография. Нач. XXI в. Собор в честь Вознесения Господня в с. Иб Сыктывдинского р-на. Фотография. Нач. XXI в. В 1990 г. Коми АССР преобразована в Коми ССР. 26 мая 1992 г. постановлением Верховного Совета Коми ССР утверждено новое официальное название - Республика Коми. 17 дек. 1994 г. была принята Конституция Республики Коми. Религия Большинство верующих в К.- православные. В 2013 г. в республике действовали 177 зарегистрированных религ. орг-ций: 102 православные (входят в Сыктывкарскую и Воркутинскую епархию РПЦ), 2 общины старообрядцев, католическая, 62 протестантские, иудейская, 9 мусульм. общин. Русская Православная Церковь

http://pravenc.ru/text/1841836.html

Во время нем. оккупации Донбасса в регионе возобновилась церковная жизнь. Есть свидетельства того, что принадлежавший к канонической Украинской автономной Церкви еп. Димитрий (Маган) в янв.- сент. 1943 г. занимал Донецкую кафедру, при приближении советских войск епископ уехал на Запад ( Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в православной Церкви на Украине: (1917-1943). М., 2004. С. 473, 562). Жителям Мариуполя было разрешено использовать заброшенные помещения под церкви, т. к. все храмы еще до войны были разорены и частично разрушены (в 1936 взорвана Успенская ц., в следующем году уничтожен Рождество-Богородичный храм). В 5-этажном здании был освящен Преображенский собор, где поместили извлеченные из краеведческого музея мощи свт. Игнатия. При отступлении немцы подожгли здание. Часть мощей святителя была спасена и перенесена в новое здание собора на Митрополичьей ул. Оккупационные власти выделили также помещения для греч. ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и для Свято-Николаевского храма. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мариуполе. 1780 г. Фотография. 1900 г. (ГИМ) Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мариуполе. 1780 г. Фотография. 1900 г. (ГИМ) 21 мая 1944 г. Крутицкий митр. Николай (Ярушевич) возглавил в Москве хиротонию Никона (Петина) во епископа Ворошиловградского и Донецкого. При владыке Никоне в Ворошиловграде (совр. Луганск) были устроены богословские пастырские курсы, на к-рых он читал лекции. В послевоенные годы удалось сохранить приходы, открывшиеся во время нем. оккупации, в Ворошиловграде был построен Никольский собор. Еп. Никон создал епархиальную комиссию по ремонту и росписи храмов. 3 авг. 1948 г. еп. Никон был назначен на Херсонско-Одесскую кафедру, оставаясь управляющим Ворошиловградско-Донецкой епархией. С этого времени до 1990 г. Донецкая епархия находилась под упр. Одесских архиереев. В ходе нового наступления на Церковь в кон. 50-х - 60-х гг. (см. Хрущёв Н. С.) почти все храмы в области были закрыты, частично разрушены (в 1963 снесена Свято-Николаевская ц. в Мариуполе).

http://pravenc.ru/text/178935.html

Иакова и скорее всего посещал лекции в др. богословских центрах Парижа. Он активно изучал наследие Фомы Аквинского и томистскую традицию, впосл. ставшую основой иезуитского богословия (см.: Guillermou. 1956. P. 135-137). Утром 15 авг. 1534 г., в праздник Вознесения Девы Марии, Л., Фавр, Ксаверий и их единомышленники испанцы Лайнес, Альфонсо Сальмерон, Бобадилья и португалец Родригиш собрались в капелле Мучеников на холме Монмартр. Фавр, единственный священник среди присутствовавших, совершил мессу; Л. и его последователи дали обеты служить Богу в бедности (нестяжании), проповедовать, ухаживать за больными и нуждающимися, а также по благословению папы Римского отправиться с миссией в Иерусалим или в любое др. место, куда он их пошлет (Fontes narrativi. 1943-1960. Vol. 1. P. 110-112). Главной целью миссии на Св. землю считалась проповедь среди мусульман. Клятва на Монмартре считается датой основания ордена иезуитов; в 1535 или 1536 г. она была повторена в отсутствие Л., но с участием новых его последователей. В нач. 1535 г. ухудшилось состояние здоровья Л., и по совету врачей вскоре после получения степени он отправился на родину. По прибытии в Аспейтию Л. поселился не в родительском доме, а в приюте св. Марии Магдалины, предназначенном для бедных, оказывал им помощь и читал проповеди; в то же время Л. преподавал христ. учение, гл. обр. детям. В кон. июля или нач. авг. он навсегда покинул родную землю; пройдя пешком через Наварру, Мадрид (где он встретился с 8-летним инфантом, буд. испан кор. Филиппом II) и Толедо, Л. прибыл в Валенсию, затем на корабле достиг Генуи и продолжил пешее путешествие в Болонью и далее в Венецию (кон. дек. 1535). От многочисленных благотворителей он получил жилье и средства на покупку книг, продолжил богословские занятия в ожидании прибытия из Парижа своих соратников, к-рые задержались в пути из-за начавшейся в 1536 г. войны между франц. кор. Франциском I и имп. Карлом V. В Венецию они прибыли только 8 янв. 1537 г., но к этому времени морское сообщение с Палестиной было прервано из-за конфликта с османами.

http://pravenc.ru/text/2110661.html

С сент. 1918 по 30 июня 1920 г. прот. Сергий преподавал Закон Божий в муж. гимназии в г. Елизаветполе (ныне Гянджа,Азербайджан), в 1920 г. назначен настоятелем Александро-Невского собора в Баку, затем служил во Флотской ц. В кон. авг.- нач. сент. 1923 г. был арестован, по постановлению Бакинского ОГПУ выслан в Уфу на 5 лет. После пересмотра дела в Москве 5 окт. 1924 г. отправлен в СЛОН на 2 года, овдовел, 7 окт. 1926 г. выслан в Сибирь, в Остяцкий сельсовет (деревни Ургуль и Львовка), 1 янв. 1930 г.- в г. Богучар Воронежской обл., где находился до кон. 1933 г., когда получил право на свободное проживание в СССР, в Богучаре служил в местной церкви. В нач. февр. 1935 г. получил место священника в дер. Воловниково Клинского р-на Московской обл. В дек. 1940 г. прот. Сергию был выдан паспорт, по к-рому ему запрещалось проживание в большинстве крупных городов СССР и в стокилометровых зонах вокруг них. В 1941 - апр. 1942 г. жил в дер. Рабочий Посёлок Завидовского р-на Калининской обл. После оккупации района немцами убеждал жителей верить в приход Красной Армии и освобождение. 17 апр. 1942 г. указом Патриаршего Местоблюстителя Московского митр. Сергия (Страгородского) прот. Сергию определено быть после принятия монашества епископом Можайским, викарием Московского митрополита (с пребыванием в г. Ульяновске, где в эвакуации находился Патриарший Местоблюститель). 29 мая 1942 г. в Казанском соборе Ульяновска митр. Сергий совершил постриг прот. Сергия в монашество с наречением имени в честь ап. Варфоломея, 31 мая состоялась архиерейская хиротония В., на следующий день он был возведен в сан архиепископа. В авг. 1942 г., несмотря на военное время, В. совершил поездку из Ульяновска в Можайск, служил в храмах Москвы. В нояб. 1942 г. назначен архиепископом Ульяновским, в годы Великой Отечественной войны был одним из ближайших помощников главы РПЦ митр. Сергия. Личные духовные связи В. с Грузинской Церковью способствовали восстановлению канонического общения между Русской и Грузинской Церквами в 1943 г.

http://pravenc.ru/text/154403.html

Неопознанные мощи в Зверинецком мон-ре (т. н. Алтарная улица) Весной-летом 1915 г. проводилось укрепление стен лабиринта: наиболее опасные участки (т. н. Алтарную улицу) укрепили кирпичом, менее опасные - деревом (Там же. Ф. 260. Оп. 1. Д. 74. Л. 48). Пещеры функционировали до 30-х гг. ХХ в. В 1934 г. вышло Постановление Киевского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «О закрытии греко-униатского костела и Зверинецкой церкви» (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 1 (кн. 2). Д. 6295. С. 2). Вероятно, в кон. 30-х гг. ХХ в. был взорван храм на Зверинце. С 25 сент. 1943 г., в период оккупации Киева, район Зверинца объявили запрещенной для проживания зоной. Жители покинули свои дома; нек-рые днем прятались в пещерах, а ночью возвращались домой. Первые описания и попытки атрибутировать и датировать подземный памятник принадлежат руководителю раскопок 1912-1913 гг. Эртелю и историку И. М. Каманину. 19 янв. 1913 г. Эртель выступил на заседании Киевского об-ва охраны памятников старины и искусств с докладом о результатах археологических исследований, проведенных с авг. 1912 по янв. 1913 г. Вскоре он опубликовал доклад в виде брошюры под названием «Древние пещеры на Зверинце в Киеве»; это было 1-е научное исследование одного из древнейших памятников Киева. Он дал краткое описание памятника и материала, полученного во время раскопок, сообщив, что в ходе исследований были открыты 2 древние пещерные улицы. На одной располагались церковь (алтарь) с древними надписями на стенах, погребальные ниши (локулы) и крипты. Улица получила название «Алтарная». Вторая подземная улица, где располагались локулы с погребениями, была названа «Улица неисследованных захоронений» ( Эртель. 1913. С. 43). Первый вывод о принадлежности пещер Эртель сделал на основании анализа открытых надписей: «...то, что именуется Зверинецким монастырем, существовало в XI, в XII и в XVII столетиях». Описание памятника он составил за год до окончания археологических раскопок (Там же. С. 13). Каманин написал монографию спустя год, т. е. когда был получен дополнительный археологический материал. Он изучил летописные источники и археологические находки и сделал выводы, что Зверинецкие пещеры были древним пещерным мон-рем во имя арх. Михаила. По мнению Каманина, мон-рь возник в 988 г. и просуществовал самостоятельно до 1088 г. В 1096-1097 гг., при разорении Киева половцами, или в 1240 г., во время монголо-татар. нашествия, он был разрушен до основания ( Каманин. 1914. С. 129-130).

http://pravenc.ru/text/1684563.html

К 1 янв. 1960 г. в епархии действовали 202 общины (использовавшие 43 храма и 159 молитвенных домов), в 9 храмах и молитвенных домах богослужения совершались ежедневно. В 1959 г. с регистрации были сняты 1 церковь и 2 молитвенных дома, у церковных общин было изъято 6 молитвенных зданий. В 1958 г. уполномоченному поступили заявления от верующих об открытии 12 молитвенных домов, в 1959 г.- заявления об открытии 2 молитвенных домов. Уполномоченный сделал вывод о прекращении в 1959 г. движения в крае за открытие молитвенных домов, хотя свыше 2 тыс. населенных пунктов не имели молитвенных зданий. К 1 янв. 1960 г. в Краснодарской епархии служили 207 священников, 15 диаконов и 66 псаломщиков. В 1958-1959 гг. число священнослужителей в епархии уменьшилось на 27 чел., ок. 70% клириков были старше 55 лет. Уполномоченный препятствовал приему в епархию духовенства из др. епархий и рукоположениям в священный сан лиц из местного населения. Клир мог пополняться только за счет выпускников духовных школ, к-рых не хватало для приходов епархии. В частности, в 1959 г. в Краснодарскую епархию прибыли 2 выпускника духовных учебных заведений: Ленинградской и Ставропольской семинарий, в то время как заявка была подана епархией на 16 чел. В 1959 г. 20 приходов не имели священников. Внутренний вид Троицкого собора в Екатеринодаре. Фотография. 1913 г. (ГПИБ) Внутренний вид Троицкого собора в Екатеринодаре. Фотография. 1913 г. (ГПИБ) Уполномоченный Совета по делам религий жестко требовал от архиеп. Виктора закрытия «маломощных приходов», перевода приходов в разряд приписных, запрещал совершать хиротонии лиц из местного населения, ограничивал деятельность духовенства по ремонту и благоустройству молитвенных зданий. В 1958 г. ужесточился контроль за уплатой духовенством налогов (доходы священнослужителей облагались налогом в соответствии со ст. 18 Указа Верховного Совета СССР от 30 апр. 1943 «О подоходном налоге с населения» как «доходы от частного предпринимательства», ставка такого обложения составляла 81% от месячного дохода). Озабоченность уполномоченных вызывал широко распространенный в епархии кубанский обычай устраивать после богослужений общественные трапезы, на к-рых в праздничные дни могли присутствовать 400 и более чел. Уполномоченный потребовал от архиеп. Виктора издать циркулярное письмо о запрещении общественных обедов, за их организацию священнослужителей снимали с регистрации. Священнослужители епархии в кон. 50-х гг. отмечали ослабление церковной жизни, распространение безверия как следствие антирелиг. пропаганды. В епархии неуклонно снижалось число совершенных треб. По данным епархиального управления, в 1957 г. были совершены 21 847 крещений, 1428 венчаний, 7400 отпеваний, в 1958 г.- 20 222 крещения, 1419 венчаний, 7194 отпевания, в 1959 г.- 19 784 крещения, 1112 венчаний, 7195 отпеваний.

http://pravenc.ru/text/189631.html

Решением Синода УПЦ от 25 авг. 2012 г. от Николаевской епархии была отделена Вознесенская и Первомайская епархия. Архиереи Архиеп. Антоний (Марценко; янв. 1942 (кон. 1941?) - нач. 1943), Кировоградский еп. Василий (Васильцев; 20 июня - 25 авг. 1992, в. у.), еп. Варфоломей (Ващук; 25 авг. 1992 - 22 июня 1993), Питирим (Старинский; с 22 июня 1993 в сане епископа, с 23 нояб. 2000 в сане архиепископа, с 27 июля 2009 в сане митрополита). Монастыри Действующие: Михайловский (женский, в с. Пелагеевка Новобугского р-на; учрежден 24 июля 1994), Константино-Еленинский (мужской, в с. Константиновка Витовского р-на; учрежден 29 июля 1998). Упраздненный: Витовский Николаевский (в урочище Витовка в устье р. Ингул; основан 6 июля 1789, упразднен в 90-х гг. XVIII в.). Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Указом управляющего делами УАПЦ архиеп. Антония (Масендича) от 22 янв. 1991 г. была образована Херсонско-Таврическая епархия УАПЦ. В 1991 г. в УАПЦ перешел клирик УПЦ Николай Чудинович из с. Баштанка, храм остался в ведении УПЦ. В нач. 1992 г. Чудинович зарегистрировал свою общину в Баштанке. С 21 июля 1991 г. «епископом Николаевским и Херсонским» УАПЦ был Пантелеимон (Романовский), уже в дек. того же года ставший «епископом Винницким и Кировоградским». Тогда же, в дек. 1991 г., «епископом Николаевским и Херсонским» был назначен Роман (Балащук), он же являлся в 1991-1992 гг. временно управляющим Одесской епархией УАПЦ. Сторонникам УАПЦ удалось укрепить свои позиции в Николаевской обл., к нач. 1992 г. здесь насчитывалось 7 зарегистрированных общин. В Николаеве 9 июля 1991 г. была учреждена Пантелеимоновская община УАПЦ, силами к-рой вскоре был построен храм в Центральном р-не города. Тогда же в Николаеве была зарегистрирована Александро-Невская община. Попытка автокефалистов захватить в Николаеве собор Рождества Пресв. Богородицы 18 дек. 1991 г., когда на освящение храма приехал еп. Василий (Васильцев), не увенчалась успехом. 25 дек. 1997 г. была создана Таврическо-Николаевская епархия УАПЦ, кафедрой к-рой стал Пантелеимоновский храм в Николаеве. Настоятель последнего свящ. Иван Лещик в 2002 г. перешел в раскол Игоря Исиченко, оформленный в 2005 г. как «УАПЦ обновленная». В УАПЦ юрисдикции Мефодия Кудрякова остался построенный в 2001-2002 гг. Петропавловский храм в Корабельном р-не Николаева, настоятель которого Иван Дидух стал благочинным Николаевского округа Таврической епархии УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОРОНЕЖСКАЯ И ЛИСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон. ХХ в. РПЦ, учреждена 27 нояб. 1681 г., выделена из Рязанской и Белгородской епархий (см. Курская и Рыльская епархия ). С 1696 г. Воронежская и Азовская, в 1704-1788 гг. Воронежская и Елецкая, в 1788-1794 гг. Воронежская, в 1795-1829 гг. Воронежская и Черкасская, в 1829-1943 гг. Воронежская и Задонская, в 1944-1954 гг. Воронежская и Острогожская, в 1954-2003 гг. Воронежская и Липецкая, в 2003 - 2013 гг. Воронежская и Борисоглебская, с 26 дек. 2013 г. Воронежская и Лискинская. Границы епархии совпадают с границами Воронежской области . Кафедральный город - Воронеж. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - митр. Сергий (Фомин ; с 30 мая 2003). Епархия разделена на 14 благочиннических округов: 2 Воронежских, Борисоглебский, Бобровский, Каширский, Лискинский, Новохопёрский, Острогожский, Павловский, Рамонский, Репьёвский, Россошанский, Семилукский и Эртильский. К 1 янв. 2005 г. в В. е. действовали 270 приходов, 5 мон-рей (2 муж., 3 жен.). В клире состояли 267 священнослужителей (231 священник, 36 диаконов). Территория ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ Первоначально в В. е. вошли города Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (из Рязанской епархии), Урыв, Коротояк и Землянск (из Белгородской епархии). После завоевания в 1696 г. Азова границы В. е. отодвинулись на юг до Азовского м., на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (совр. г. Павловск Воронежской обл.). В результате территориального спора с Рязанским архиереем, к-рый был разрешен царем Петром I Алексеевичем в 1699 г. в пользу В. е., к ней были присоединены города Усмань, Демшинск, Белоколодск и с. Мокрый Боерак. Впосл. В. е. была расширена за счет территорий Белгородской епархии: в 1699 г. присоединением г. Острогожска, в 1718-1720 гг. включением земель по рекам Дон и Хопёр, принадлежавших Патриаршему приказу, в 1720 г. присоединением части земель Рязанской, в 1749 г. Тамбовской епархий (в 1758 эти земли вновь отошли возобновленной Тамбовской епархии), в 1765 г. за счет части территории Крутицкой, Коломенской и Рязанской епархий, в 1775 г.- Московской епархии. В 1712-1714 гг. Местоблюститель Патриаршего Престола Рязанский митр. Стефан (Яворский) , временно управлявший В. е., предпринял безуспешную попытку упразднить ее и вернуть территорию Рязанской кафедре.

http://pravenc.ru/text/155254.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010