192. (1815). Диоптра Филиппа философа с прибавлениями, полууст., исх. XV века, в четверть, 297 листов. Прибавления: л. 161. Летописець. о Бозе починаем. Нач. Бог преже всех век ни начала не име, ни конца, яко Бог силен. За тем: О потопе и о Нои. языцех. О Моисии. О скрижалех. О Пророцех. О 7 вселенских Соборах, оканч. о Петре гугнивом и латинах. Статьи апокрифические, исключая последней, составляют нечто целое. л. 182 об. Сказание о святом Ерусалиме. Нач. Се аз раб Божий Арсений смиреный дьякон Селуня града был есмь в Иерусалиме 17 лет. Не докончено. Издано в Сказаниях русского народа т. 2, кн. 8 стр. 75. л. 186. Книга глаголемая Василей Новый о Бозе починает, слово о преподобной Феодоре. Нач. В время то умре достопамятная Феодора, иже много преподобному служив, иже заматеревше в днех своих. л. 267 об. Правило св. Отець, предсловье о покаянии. Нач. Подобно быти ерею смыслену, хитру книгам и трезву, умну. Предисловие к нижеслед. статьям л. 269–280, по слич. с Прав. Собес. 1860 г. стр. 350 сокращеннее. л. 269 об. Поучение попом Григориа Богослова . Нач. О попове, слуги Бога вышняго, внимайте себе и стаду вашему, якоже великий Дионисий глаголя. Послед. поучения также с заглавием: поучение к попом. л. 271. Иоанна Златаустаго. Нач. Иже человек имый ремество и лишиться его, может ли обогатети? л. 272. Афанасиа александрискаго. Нач. О пастыри, что створим, иже всегда мьзды вземлем, а делатели какоже есмы! л. 274. Слово св. Иоанна Златаустаго. Нач. О прозвитере, который сан приял еси, и киий ти талант поручен есть, и что плод приобретаем Ему! – об. Григориа Богослова . Нач. О попове, что Богу отвещаем, аще порученое нам душа человечьскыа изгубим! л. 275. Иоанна Златаустаго. Нач. Помыслим, братие, что плод приобретаем порученным нам талантом! л. 276. Слово св. Отець о расмотрении. Нач. Подобно вся с расмотрением творити, да не в невидении не погибнем и вотще труд нашь будеть. л. 277. Слово св. Василия. Нач. Поп должен есть боле всего не имети гнева, ни гордыни. л. 279. Слово св. Иоанна Златаустаго. Нач. Пакы же ты, о прозвитере и Христова стада пастуше, предстателю святей Его трапезе, возносяй молитвы к Богу о всем мире, хранись от пьянства.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

XVIII в., ВГИАХМЗ) М., изображенный в легком повороте влево, расположен между вмч. Димитрием Солунским и прп. Петром Афонским. На прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. М. изображен погрудно, в развороте вправо, между преподобными Филиппом и Ферапонтом Белозерскими (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 453). У М. вьющиеся волосы и округлая борода средней длины. На иконе-раме, происходящей из ц. Благовещения г. Вологды (XVIII в., ВГИАХМЗ) и предназначенной для небольшого образа прав. Артемия Веркольского, находится ростовой образ М. и прп. Ферапонта. Вкладчик, вероятно, имел отношение к Ферапонтову Белозерскому мон-рю, т. к. кроме основателей в верхней части доски помещена сцена «Рождество Пресв. Богородицы». Живопись лика М. представляет собой тот стилистический вариант, когда технология личного письма упрощается до минимума красочных слоев и контрасты многочисленных оживок и теней лишают образ цельности, делая его декоративным и дробным. На святом темно-коричневая мантия, ряса со складками оливково-охристого цвета, золотистого цвета схима с растительным орнаментом и куколь. Между фигурами святых помещена сцена кончины и обретения мощей прав. Артемия Веркольского. На правом поле иконы Божией Матери «Одигитрия» (XVIII в., ВГИАХМЗ) М. изображен в рост, сутуловатым, с округлой бородой и короткими волосами, в молении Пресв. Богородице. На иконе «Преподобные Ферапонт и Мартиниан с видом Ферапонтова монастыря» (рубеж XVIII и XIX вв., КБМЗ) святые представлены фланкирующими изображение своей обители. В архитектуре мон-ря зафиксированы не сохранившиеся до нашего времени каменные и деревянные постройки, обнесенные бревенчатой крепостной стеной с башнями, вдоль юж. стороны стены расположены братские кельи; к берегу Бородавского оз. причаливает легкое парусное судно с пассажирами на борту, словно напоминая о том времени, когда, переплыв озеро, можно было войти в р. Бородаву, а из нее - в р. Шексну и далее в р. Волгу; на протекающей под монастырскими стенами р. Паске - мост и мельница (прорись с иконы впервые опубликована в кн.: Бриллиантов.

http://pravenc.ru/text/2562430.html

XVII в. образ П. традиционно включался в сонм предстоящих и припадающих местных святых в композициях «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Вологодскими чудотворцами». Нек-рые из икон этого типа стояли в местном ряду справа от царских врат, состав святых варьировался, зависел от изменений границ Вологодской епархии. В 1656 г. впервые упоминается о подобной иконе как вкладе игум. Иоасафа в Арсениев Комельский мон-рь ( Шамина И. Н. Вкладная книга Арсениева Комельского мон-ря Вологодского у.//ВЦИ. 2007. 3(7). С. 28). В описи Софийского собора в Вологде 1663 г. указан находившийся напротив архиепископского места «образ Всемилостивый Спас Смоленский… со святыми вологодскими» (27 святых), к-рый, вероятно, был устроен вологодскими посадскими людьми в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 г. Образ П. наряду с преподобными Димитрием Прилуцким и Дионисием Глушицким включен в программу иконы «Господь Вседержитель, с 12 святыми» 40-50-х гг. XVII в. из ц. вмч. Георгия в Вологде (ВГИАХМЗ; П. припадает к стопам Спасителя справа). На самой ранней сохранившейся иконе с расширенным сонмом предстоящих «Господь Вседержитель, с Вологодскими святыми» сер.- 3-й четв. XVII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ) из 30 святых как наиболее чтимые выделены преподобные Димитрий Прилуцкий и П. (справа, припадает к стопам Спасителя). Это расположение 2 святых повторяется на вологодских иконах 2-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц., 1-й пол. XVIII в. из ц. Преображения на Болоте в Вологде (все в собрании ВГИАХМЗ) и др. Иногда фигуру П. помещали в др. местах композиции: на иконе XVIII в. (?) под записью из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (ВГИАХМЗ) П. представлен в правой нижней части композиции, в ряду коленопреклоненных преподобных; в аналогичном месте (между Комельскими святыми) - на иконе 1778 г., написанной для кафедрального Троицкого собора в Архангельске по заказу вологодского купца Н.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

2 . Управлениям и отделам НКВД и НКГБ СССР для продолжения возложенной на них работы вывезти сотрудников в города: Куйбышев. Чкалов, Уфа, Саратов, Киров, Новосибирск, Свердловск, Казань, Пенза, Молотов, Ульяновск, согласно прилагаемой дислокации. 3 . Для усиления работы периферийных органов НКВД и НКГБ СССР направить на постоянную работу остальных сотрудников управлений и отделов НКВД и НКГБ СССР в органы НКВД и НКГБ СССР, войск и истребительные батальоны НКВД СССР. 4 . Одновременно с направляемыми из Москвы сотрудниками вывозить и их семьи. 5 . Выполнение настоящего приказа возлагаем на т.т. Абакумова, Чернышева и Серова, которым о результатах своей работы докладывать ежедневно. Приложение к приказу НКВД–НКГБ 00931/00272 1941 г. Сое, секретно Численность сотрудников аппаратов НКВД, оставляемых в гор. Москве Тюремное управление Нач. упр. т. Никольский и 10 сотрудников 1-й Спецотдел Зам. нач. отд. т. Сидоров и 3 сотрудника 3-й отдел Нач. отдела т. Белянов и 15 сотрудников Упр. по дел. военноплен. Нач. упр. тов. Сопруненко и 10 сотрудников ГУШОСДОР Врид. нач. ГУШОСДОРа т. Засов и 30 сотрудников ЦПФО тов. Берензон и 19 сотрудников ГУЛГМП НКВД Зам. нач. упр. т. Александров и 9 сотрудников ГУЛПС НКВД Нач упр. т. Орлов и 10 сотрудников ГУЛАГ НКВД Зам. нач. т. Добрынин и 25 сотрудников ГУМПО Нач. упр. т. Осокин и 35 сотрудников УЛЛП Нач. упр. т. Тимофеев и 10 сотрудников ГУМ Нач. ГУМ т. Галкин и 100 сотрудников ГУЛЖДС Зам. нач. ГУЛЖДС т. Худяков и 12 сотрудников Упр. тех. Снабжения Нач. упр. т. Поддубко и 25 сотрудников Главгидрострой Нач. упр. т. Рапопорт и 184 сотрудника Отдел кадров Зам. нач. отдела т. Базанов и 15 сотрудников ГУАС Нач. ГУАСа т.Федоров и 10 сотрудников Моботдел Зам. нач. отдела и 3 сотрудника Гл. упр. пож. Охраны Нач. упр. т. Козик и 29 сотрудников Отдел ж. д. перевозок Нач. отдела т. Зикеев. и 10 сотрудников Упр. опер, войск Нач. упр. т. Ачкасов и 10 командиров Упр. конвойных войск Зам. нач. конв. войск полковник Рыбаков и 6 сотрудников АХУ НКВД Нач. АХУ т. Сумбатов и 2334 сотрудника

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

зубчатой короны, визант. венца закрытого типа и короны российских самодержцев XVIII в. На плечах И. В. подбитая горностаем шуба с застежкой-фибулой на груди, поверх надето оплечье, осыпанное жемчугом и запонами с драгоценными камнями. Некоторые детали одежды (горностаевый мех, зубчатый венец) указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп. образцы. Царь Иоанн IV. Портрет. 1827 г. Худож. А. Березин (ВГИАХМЗ) Царь Иоанн IV. Портрет. 1827 г. Худож. А. Березин (ВГИАХМЗ) К типу вымышленных портретов принадлежат также различные по деталям иконографии живописные изображения И. В. кон. XVII-XVIII в. из собраний СПГИАХМЗ, Гос. историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода». В собрании УИХМ есть 2 поясных портрета И. В. сходной иконографии (в легком развороте, с державой и со скипетром в руках, в шапке Мономаха), различающиеся лишь мерой условности изображения. Оба портрета датируются 2-й пол.- кон. XVIII в. и, очевидно, были написаны в Угличе местными мастерами (сохр. документальное подтверждение в отношении одного). Портрет царя в сложном ракурсе, со скипетром и с Судебником в руках (ВГИАХМЗ), согласно подписи, «копирован в 1827 году декабря 21-го дня по приказанию присутствующих мещанином Андреем Березиным», представителем династии вологодских художников XVIII-XIX вв. ( Даен М. Е. Еще одно произведение художника Березина//ПКНО, 1998. М., 1999. С. 339-340). Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. В. с нимбом в круге и раме с резным изображением двуглавого орла. И. В. держит в руках скипетр и державу (нач. XIX в., частное собрание; см.: Светильник: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2004. 1(5). С. 26. Ил. 22). Царь Иоанн IV. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Царь Иоанн IV. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Серия рельефных инталий на зеленой сибир. яшме с изображениями рус.

http://pravenc.ru/text/469782.html

л. 134. О отчаянии. Вас. Великого (беседа 8, лист во второй книге 54 об.). Малодушие грехов бывает причиною. л. 135 об. О лицемерии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Лицемерие страсть убо суть словесная. л. 137. О лжи. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Лжа убо суть страсть словесная. л. 139 об. О оплазнстве. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Оплазнство убо суть страсть словесная. л. 140 об. О буесловии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Буесловие убо суть страсть словесная. л. 141 об. О буйстве. Нач. Апостол, 2 к Тимофею (гл. 2 ст. 23). Буих же и ненаказанных стязаний. л. 142. О глумлении. Нач. Григ. Синаита (гл. 79) Глумление убо суть страсть мысленная. л. 143. О кощунстве. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Кощунство убо суть страсть словесная. л. 144 об. О подсмеянии. Нач. Златоуст (к Ефес. нравоуч. 17, лист 395). Кощуннику и подсмеяние же достоит умышляти. л. 145. О насмеянии. Нач. Златоуста (к Римлянам беседа 6, л. 118). Понеже бо глаголаше Павел. л. 145 об. О смехотворстве. Нач. Лествичника (от 14 слова, лист, в старопечатном 148 наоб.). Смехотворение дщер чревообъядения. л. 146 об. О смехе. Нач. Лествичника (от 14 слова, лист, в старопечатном 176). Мати смеху нечувствие. л. 148. О сквернословии. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Сквернословие убо суть страсть словесная. л. 149. О празднословии. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Празднословие убо суть страсть словесныя части. л. 150 об. О многословии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Необуздание убо суть страсть похоти. л. 152. О шепотнике. Нач. Ефрема Сирина (от слова л. 162). Ропотивый и ленинвый шепташи всегда поучается. л. 152 об. О нечестии. Нач. Апостол, Иудина послания (гл. 1 ст. 4). Нечестивии, Бога нашего благодать прелагающеи. л. 153 об. О законопреступлении. Нач. (Псалом 118 ст.). Гордии законоприступоваху до зела. л. 154. О клятве и клятвопреступлении. Нач. Гр. Синаита (79). Клятвопреступление убо суть страсть словесныя части. л. 156. О неправде. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Неправда убо суть страсть плотская. л. 158. О насилии. Нач. Вас. Великого (в 1-ой книге беседа 7, л. 53). Случается, что рыба…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Умер – 03.07.59. Похоронен на Новодевичьем кладбище. ЕГОРОВ Степан Михайлович (род в 1901г.), уроженец г. Ленинграда, русский, партстаж с 1919г., чекстаж с 1923г.; с 1923 г. – слушатель курсов погранохраны ГПУ (г. Ленинград); с 1924 г. – начальник погранзаставы ОГПУ (г. Сестроре1дк Ленинградской области); с 1927 г. – слушатель Высшей пограничной школы ОГПУ; в 1928 г. – уволен из органов ОГПУ по болезни; с 16.08.37 до 11.04.38 – начальник Управления особого строительства НКВД СССР. ЕРЕМИН Николай Федорович (род. в 1891 г.), уроженец Покровского уезда Владимирской губернии, русский, партстаж и чекстаж с 1919 года, образование – среднее; с 1919 г. – комиссар ОО 11 армии; с 1920 г. – следователь ОО Туркестанского фронта; с 1922 г. – нач. СОЧ ПП ОГПУ Туркестана; с 05.02.24 – нач. Кубанского окротдела СКК ОГПУ; с 1928 г. – нач. СОУ ПП ОГПУ СКК; с 1929 г. – пом. нач., зам. нач. Орготдела ОГПУ; с 25.07.31 – нач. Орготдела ОГПУ; с 02.09.31 – пом. нач. ГУЛАГа ОГПУ; с 10.11.32 – нач. Байкало-Амурского ИТЛ ОГПУ и зам. нач. строительства БАМ (г. Свободный); (по совместительству – пом. нач. ГУЛАГа – до 15.10.33); с 01.12.33 – пом. управляющего делами ОГПУ; с 10.07.34 – пом. нач. АХУ НКВД СССР; с 02.02.36 – зам. нач. АХУ НКВД СССР и нач. Административного отдела АХУ (по совместительству); Спецзвание: с 09.12.35 – майор гб. Награды: орден Красного Знамени (1928г., к 10-летию ВЧК–ОГПУ). Арестован – 19.04.39; осужден ОСО НКВД СССР на 5 лет ИТЛ – 19.12.39; реабилитирован – 10.07.54. ЕРМАКОВ Андрей Петрович (1903–1948 гг.), уроженец Ивановской обл., русский, партстаж с 1924г., чекстаж с 1928г., образование – низшее; в 1925–1927 гг. – служил в дивизии ОСНАЗ им. Дзержинского при Коллегии ОГПУ; в 1927–1928 гг. – на партработе; с ноября 1928 г. – уполномоченный, нач. отделения ЭКО Иваново-Вознесенского горотдела ОГПУ; с 1932 г. – пом. нач. 3 отделения ГУЛАГа ОГПУ; с 25.03.33 – зам. нач. 3 отделения ГУЛАГа; с 01.05.33 – нач. 3 отделения ГУЛАГа; с 01.10.33 – зам. нач. там же; с 10.07.34 – нач. 8 отделения (контрольно-инспекторского) ГУЛАГа НКВД СССР;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лернер А.Б. Пом. инспект. Давыдова С.А Ст. статистик Горносталев В.П. Архив, отделение Нач. от-ния Вакансия Пом. нач. от-ния Левин Н.Л. Ст. инспект. Вакансия Инспектор 2 вакансии Пом. инспект. Микиртумов Л.Н. Архивариусов Волгина М.Р.3 вакансии Отдел охраны лагерей Нач. отдела Калачников А.В. Зам. нач. отд. Григорович А.Ю. Секретарь Муратова М.И. Зав.делопр. Недоступ И.С Секретно-опер. отделение Нач. от-ния, он же пом. нач. отд Бронштейн С.А Пом. нач. отд. Вакансия Оперуполномоч. Абакумов В.С.Гительман А.М.Сорокин И.И.Леиман А.П.Константинов Е.Г.Завьялов ПА Пом. оперуполн. Заправа М.Б.Илюшина А.В.Гаспарьянц А.Д.Дмитриев А.М.Макаров И.К.Афанасьева М.В.Вакансия Сотр. д/поруч. Касаткина М.ДБсрзина О.Я.Вакансия Отделение охраны Нач от-ния Полисонов А. В. Зам. нач. от-ния Бохмянин Л.Н. Ст. инспектор Часовников А.П.Иоффе М.Б.3 вакансии Инспекторов Балдышев М.В.Тихомолов Н.В.Шкарпейкин Д.А. Отделение режима Нач. от-ния Дибобас А.С. Зам. нач. от-ния Орлов Н.А Ст. инспектор Добронравов Е.Г.Кочкин М.Г.Игнатьева А.С.Хохлов И.ИВакансия Инспекторов Щерманзон М.Г.Еремина П.И.Бабич Е.С. Культурно-воспита-тельный отдел Нач. отдела Вакансия Секретарь Куликова Е.В. Зав. делопроиз. Вакансия Ст. инспектор по культ. снаб. и финансир. Вакансия Группатрудоустройства Инспектор Дехтярева О.Н. Пом. инспект. Маневич Е.Г. Отделение полит.массовой работы Нач. от-ния, он же зам. нач. отд. Гринберг Д.Е. Ст. инспект. Назаров В.АВакансия Инспектор Кириенко П.И.Цысс Ф.Я Отделение учебыи проф.-тех.образования Нач. от-ния Вакансия Ст. инспект. Тишков А.В.Вакансия Инспектор Лоханин Н.Н.Вакансия Отдел общегоснабжения Нач. отдела Кондратов М.В. Зам. нач. Вакансия Секретарь Давыдов Л.Д. Зав.делопроиз. Игнатова Е.Л. Сотр. д/поруч. Лампер И.Л. Ст. консультант Фаворский В.В.Лимчер А.Ф. Продфуражноеотделение Нач. от-ния Замуэльсон М.Г. Пом. нач. отд. Слуцкий М.А Ст. инспект. Соколов НАВакансия Инспектор Кондрашева А.АДулова ЕААношкин И.Г.Сулханов Р.С. Инспектор Неменов С.М. Отделение вещевого довольствия и промтоваров

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1963. С. 339). Этот день утвердился после его внесения в Пролог, в списках к-рого (более 140 версий, ранние - кон. XIV и нач. XV в.- определяют хронологическую границу, ср.: Турилов. 2000. С. 21) память К. и Мефодия неизменно стоит под 11 мая, а день памяти 6 апр. не встречается. Б. Н. Флоря, Д. Чешмеджиев Почитание К. и Мефодия на Руси и в России до XIX в. Почитание К. пришло на Русь с принятием христианства в кон. X - нач. XI в. через болгарское (и частично, возможно, в сер.- 2-й пол. XI в. через чешское) посредство. При этом на Русь попал неполный корпус памятей текстов, посвященных святым, что, вероятно, объясняется региональными особенностями его почитания в Болгарии. Так, в восточнослав. рукописях не встречается древний канон К. 8-го гласа, дошедший в 2 болг. списках XIV и XV вв., равно как и ряд тропарей из канона 4-го гласа, сохранившихся в южнослав. традиции. Неизвестной осталась и память К. и Мефодия 25 авг., представленная в ряде южнослав. списков Пролога. В месяцесловах восточнославянских списков Апостола в отличие от южнославянских не встречаются тропарь и кондак К. В то же время древнерус. списки службы К. с каноном 4-го гласа (РГАДА. Ф. 381. 131 («Ильина книга»), кон. XI в.; ГИМ. Син. 164, сер. (?) XII в.; РГАДА. Ф. 381. 98, кон. XII - нач. XIII в.) являются древнейшими во всей слав. рукописной традиции. Только в 2 древнерус. списках (ГИМ. Син. 165, сер. (?) XII в.; РГАДА. Ф. 381. 111, кон. XIV (?) - нач. XV в.) сохранился общий канон К. и Мефодию с анонимным текстовым акростихом «Коурила философа и блаженаго Мефодия пою», открытый А. В. Горским ( Горский. 1856). Наиболее полным и репрезентативным во всей совокупной слав. средневек. рукописной традиции является набор четьих текстов, посвященных К.: ЖК и Проложное Житие, Похвальное слово ему и общая похвала К. и Мефодию. О постепенном ослаблении почитания К. на Руси свидетельствует отсутствие службы ему в древнерус. Минеях праздничных после кон. XI в. и исключение ее (во всяком случае, в Сев.-Вост. Руси) из Миней служебных после сер. XIV в., если не ранее, еще до замены Студийского устава Иерусалимским (напр.: РГАДА. Ф. 381. 102, ок. 1415 г., Переславль-Залесский; БАН. 16.14.10, 1-я четв. (нач.?) XV в., Сев.-Вост. Русь); позднейший из списков представлен в рукописи псковского происхождения 1-й пол. (нач.?) XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 105). Младший из списков общего канона равноапостольным К. и Мефодию заметно сокращен. Служба К. не была включена в краткий вариант Минеи праздничной в составе Обихода (старший список (галицко-волынского происхождения) - Ганкенштейна кодекс нач. XIII в.: Vindob. slav. 37), предназначавшийся, вероятно, для приходских храмов. После XIV в. служба К. присутствует лишь в неск. провинциальных рукописях Миней служебных западноукр. происхождения. Стихиры и кондаки К. не встречаются в составе древнерус. Стихирарей и Кондакарей XI - нач. XV в.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010