С кон. XVIII в. обителью управляли монахини Афанасия, Наталия, Авраамия, Анастасия, Митродора, Мария, схим. Параскева, в 1800-1810 гг.- Магдалина, в 1810-1848 гг.- Епистимия (Струтуляска; в схиме Ирина), в 1849-1878 гг.- Евпраксия (Костина; схим. Елена), в 1878-1886 гг.- Мигдония (Хрицку), в 1886-1892 гг.- Мелетина (Баконши). В 1819 г. в К. м. проживали 26 насельниц: начальница скита и 25 монахинь, в 1820 г.- 22 монахини, а в 1835 г.- 26 насельниц: начальница, 20 монахинь, 5 послушниц, в 1848-1850 гг.- 14 монахинь и 14 послушниц, в 1862 г.- уже 46 монахинь, к нач. ХХ в.- 50 монахинь, находившихся на собственном содержании. Скит владел 60 дес. земли, к-рые были пожертвованы резешами с. Котюжаны. В 1890 г. монашеская община владела 60 дес. земли и 4 дес. садов. С 1892 г. К. м. руководили монахини Евсевия (Ульман), с 1894 по 1901 г.- Маргарита (Берёзова), в 1901-1906 гг.- Евгения (Владимирова), в 1906-1912 гг.- вторично Евсевия (Ульман), в 1912-1918 гг.- Евгения (Скутарь). В 1907 г. община насчитывала 55 монахинь и 11 послушниц. Духовником был свящ. Василий Логин. В 1918 г. К. м. владел 65 дес. земли. Вероятно, ок. 1918 г. скит был преобразован в мон-рь. С 29 авг. 1918 по 1925 г. во главе К. м. стояла мон. Неонилла (Петраки), в 57 кельях К. м. проживали 35 монахинь и 113 послушниц. В 1923 г. община насчитывала 144 чел. (63 монахини, 31 инокиня, 50 послушниц); имущество мон-ря включало: 1 га виноградника, 3 га садов, 4 га неудобной земли, 6 одноэтажных домов, в одном из которых располагалась начальная школа. Монахини и послушницы проживали в 53 домиках. В 1925-1936 г. К. м. возглавляла мон. Нина (Болгарка), община состояла из 62 монахинь, 36 инокинь и 48 послушниц. Из 60 га земель, к-рыми владел К. м., 28 га леса были экспроприированы, а оставшиеся 20 га обрабатывали монахини, послушницы, сироты и безграмотные послушницы. При К. м. находилась и небольшая мастерская по производству ковров. В 1926 г. духовником К. м. был назначен иером. Владимир (Скалецкий). С 1936 г. К. м. руководила мон. Магдалина (Комаровская), перешедшая из Речульского (Рэчула) в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , с 1940 г.- Олимпиада (Кравец), в 1944-1946 гг.- мон. Ираида (Ротарь).

http://pravenc.ru/text/2458911.html

С сер. XV в. Зимно упоминают владельческие акты литовско-польских вельмож. В 1460 г. Литовский князь Свидригайло отдал село пану Немире. Немира завещал Зимно матери своей Анне, а после ее смерти оно перешло к родичам Чарторыйским (кроме них, помянник обители называет благотворителями князей Сангушков, Корецких, Радзивиллов, Выговских, Киселей, Вишневецких, Киевского митрополита Иосифа Солтана). 1-м владельцем Зимно из Чарторыйских стал князь Федор Михайлович. Историки приписывают ему каменное строительство в монастыре XV–XVI вв. (Успенский собор, храм Св.Троицы, трапезная, стены и башни, колокольня, от которой остался фундамент). Федоров сын Александр присвоил себе имения обители, а позже отлил для нее колокол (1566), но так и не вернул того, что отнял. Впоследствии Чарторыйские стали сдавать Зимно арендаторам. В XVII в. монастырь был обращен в унию; при этом монахов насильно обрили по-римски, а часть братии удалилась в Киев и забрала с собой документы обители. В 1724 г. Чарторыйские продали Зимно владельцу Чацкому. Однажды новый хозяин зашел в монастырский храм, осмеял хранившуюся в нем икону Божией Матери и ослеп; раскаявшись, он вознес молитву к Пречистой и получил исцеление (уже в 1695 г. на святыне насчитывалось ок. 120 привесок, оставленных богомольцами в благодарность за помощь от Пресвятой Богородицы). В кон. XVIII в. монастырь обратили в православный приход, в сер. XIX в. произвели ремонт собора и церкви Св.Троицы, в 1892–1894 гг. приход обращен в женский монастырь, в связи с чем в 1890-х гг. изменена отделка собора, надвратная башня увенчана звонницей, возведено здание школы. В ХХ в. обитель страдала от артобстрелов (1914–1918, 1941–1944), закрывалась (1939 — с передачей воинской части; 1946 – тракторной бригаде), возрождалась (1941, 1990–1991; в 1946-1990 храм Св.Троицы был приходским), реставрировалась (1990-е), в 1996 г. обрела статус ставропигии Предстоятеля УПЦ. При монастыре действует школа-интернат (для девочек из неблагополучных семей), летний оздоровительный лагерь (с 1999, для детей с зараженных радиацией территорий), детский офтальмологический кабинет (с 2004).

http://sobory.ru/article/?object=26566

17 июля 2014 г., в 96-ю годовщину расстрела св. страстотерпца имп. Николая II Александровича и его семьи, состоялся покаянный крестный ход в приходе пос. Удимский Котласского р-на. Монастыри На 2014 г. в К. и В. е. нет действующих мон-рей. Упраздненные: Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский мон-рь (муж., при впадении р. Пинежки в р. Вагу в Шенкурском у., основан в 1426, упразднен в 1764); Коряжемский Николаевский мон-рь (муж., в Коряжме, основан в 1535, упразднен в 1863, восстановлен в 1896, закрыт в 1927; в 1989 воссоздан как приход); Христофорова Богородицкая пуст. (муж., на р. Коряжемке в Сольвычегодском у., основана в 1555, в 1764 упразднена и обращена в приходскую церковь); Введенский мон-рь (муж., в Сольвычегодске, основан в 1565, закрыт в 1918); Елгомская пуст. (муж., на берегу Елгомского оз. в Каргопольском у., упом. в сер. XVII в., упразднена и обращена в приход в 1764); Уздринская (Узринская) Введенская пуст. (жен., на реках Уздре и Пуе в Шенкурском у., основана в 1646, в 1764 упразднена, в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. восстановлена, будучи приписанной к шенкурскому Свято-Троицкому монастырю, закрыта в 1923); шенкурский Свято-Троицкий мон-рь (жен., в Шенкурске, основан в 1664, в 1764 упразднен, в 1778 восстановлен как муж., в 1865 обращен в жен., закрыт в 1923); Макариевская пуст. (на оз. Ума в Шенкурском у., основана как муж. в 1671, в 1779 обращена в приходскую церковь, в 1787 приход обращен в пустынь с причислением к шенкурскому Свято-Троицкому мон-рю, с 1865 жен., упразднена в 1923). Лит.: Список приходов и церквей Архангельской епархии с подразделениями их на благочиния и благочинных и священнослужителей с указ. адреса их местожительства. Архангельск, 1889; Зверинский. 1890. Т. 1; 1892. Т. 2; Шишков А. Шенкурский Св.-Троицкий женский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии: [Сб. ст.]. Архангельск, 1902. С. 563-592; Православные рус. обители. 1910; Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России. Вологда, 1992; Слёзкин А. В. Сольвычегодск и окрестности. М., 2006; Михайловские чт., 5-е: Религиозно-культурное пространство региона: вчера, сегодня, завтра: Сб. ст. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011; Дробышевский Б. А. На слиянии Вычегды и Двины. М., 2012; Котлас - город нашей судьбы, 1917-2012. Котлас, 2012; Мошкова Н. Коряжма станет центром Котласской и Вельской епархии//Трудовая Коряжма. 2012. 96. С. 1; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 2. С. 6; Василий (Данилов), еп. «Когда оглянешься вокруг…»: Интервью/Бесед.: М. Сизов.//Вера: Газ. Сыктывкар, 2013. 685.

http://pravenc.ru/text/2458895.html

Занимаясь сбором пожертвований среди состоятельных граждан, А. с. основала в 70-80-х гг. XIX в. в Лондоне ряд благотворительных заведений: ночлежные дома, приюты для инвалидов, мастерские для безработных. Бутс выработал целую систему социальной помощи представителям «дна» общества, изложенную им в кн. «В трущобах Англии и выход из положения» (Лондон, 1890). В 1-й части приводились данные о бедственном положении неимущих жителей англ. городов, во 2-й - план учреждения городских, сельских и заморских «колоний», призванных изменить жизнь людей, отвергнутых обществом, в процессе труда и религиозно-нравственного воспитания. Параллельно предусматривалось устройство приютов для бездомных детей и стариков, больниц, юридических консультаций и банков для бедных. Основатель А. с. был убежден, что совр. цивилизация имеет средства для реализации его программы. Проект Бутса получил признание и поддержку со стороны банкиров, промышленников и брит. правительства. Постепенно утвердился принцип, в соответствии с к-рым половина средств на содержание благотворительных заведений предоставлялась А. с. правительством, а оставшаяся часть шла через пожертвования. В 80-х гг. началась пропаганда идей Бутса за пределами Великобритании. К кон. XIX в. А. с. имела свои отд-ния во мн. гос-вах Европы и подготовила миссии для отправки в США и Индию. Успешному продвижению «спасенцев» в др. страны способствовала их лояльность ко всем христ. конфессиям и политическим режимам. В 80-х гг. XIX в. А. с. начала работу в Норвегии, Швеции и Финляндии (1889), бывшей тогда частью Российской империи. В Финляндии в 10-х гг. ХХ в. насчитывалось 280 офицеров и более тысячи солдат А. с. Однако на офиц. обращение к российскому правительству в 1909 г. с просьбой разрешить им работу в России последовал отказ. В июле 1913 г. в С.-Петербурге стал издаваться на рус. языке иллюстрированный журнал А. с.- «Вестник спасения», тираж к-рого достигал 20 тыс. экз. Редакция журнала превратилась в своего рода российскую штаб-квартиру А. с., где устраивали собрания и читали проповеди. В дек. 1914 г. здесь состоялась первая торжественная церемония посвящения в солдаты А. с., по национальной принадлежности это были финны, шведы, эстонцы и русские. 16 сент. 1917 г. в Петрограде официально открылось рус. отд-ние А. с. (первое собрание московских «спасенцев» - 18 окт. 1918). В нач. янв. 1918 г. полковник Ларссон посвятил 30 «рекрутов» в солдаты А. с. в зале Тенишевского уч-ща. Вскоре в Петроград прибыли 10 швед. офицеров А. с., и 21 мая 1918 г. начало свою работу военное уч-ще А. с.: на 3-месячные курсы в качестве «кадетов» поступили 14 чел., представители 6 национальностей. С 12 по 16 сент. 1918 г. в Петрограде был проведен 1-й Российский съезд А. с. К этому времени было приурочено посвящение в офицеры первых 17 рус. кадетов. К кон. 1918 г. большинство иностранцев в связи с революцией и начавшейся гражданской войной выехало из России. Весной 1919 г. вышел в свет последний номер «Вестника спасения».

http://pravenc.ru/text/76118.html

Приветствовал Февральскую революцию 1917 г. На проповеди 10 марта открыто заявил о своих антимонархических убеждениях: «Я полагаю, что в России должна быть республика». 16 апр. 1917 г. Н. созвал епархиальный съезд духовенства. Несмотря на речь, сказанную в свое оправдание, участники съезда, недовольные его управлением епархией и личными поступками, проголосовали 22 апр. за удаление Н. из Енисейской епархии, о чем ходатайствовали перед Синодом. Н. уехал в отпуск и, находясь в Туапсе, 25 июля 1917 г. отправил в Синод письмо, в котором сообщил о сложении с себя священного сана и монашества, при этом он требовал назначения ему пенсии. Определением Синода от 1 авг. 1917 г. Н. был лишен епископского и монашеского сана. После этого он женился на бывшей ученице Волынского епархиального уч-ща, к-рая переехала вместе с ним в Красноярск в 1913 г. и долгое время выдавала себя за его племянницу. Некоторое время сотрудничал в различных периодических изданиях в качестве театрального рецензента, подписывая публикации «Бывший епископ Никон - Микола Бессонов». В янв. 1918 г. назначен на пост главы Департамента исповеданий при Мин-ве внутренних дел Украинской центральной рады. Обстоятельства смерти неизвестны. Лит.: Еп. Никон//Енисейская мысль: Газ. Красноярск, 1913. 69(30). 6 февр.; 72(33). 9 февр.; Еп. Никон//Киевская мысль: Газ. 1917. 2-3 авг.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 237-238; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митр. Евлогия (Георгиевского), излож. по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 266-267; Цыпин. История РЦ. С. 50; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 388; Рогозный П. Г. «Вотчина» епископа Никона (Енисейская епархия в 1913-1917 гг.)//История повседневности: Сб. науч. работ. СПб., 2003. С. 106-130; он же. Церковная революция 1917 г.: (Высшее духовенство Рос. Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008. С. 122-143; Рожков В., прот. Церковные вопросы в Гос. Думе. М., 2004. С. 499-500; Николаев А. Б. Никон (Безсонов)//Гос. Дума России, 1906-2006: Энцикл. М., 2006. Т. 1: Гос. Дума Рос. Империи, 1906-1917. С. 431; Санников А. П., Дулов А. В. Правосл. церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. ХХ в. Иркутск, 2006; Бабкин М. А. Духовенство Рус. Правосл. Церкви и свержение монархии (нач. ХХ в.- кон. 1917 г.). М., 2007. С. 233; он же. Священство и царство (Россия, нач. ХХ в.- 1918 г.). М., 2011. С. 292-294; Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. Красноярск, 2011. С. 246-264.

http://pravenc.ru/text/2577541.html

Распространением Православия в Забайкалье в 1680 - 30-х гг. XVIII в. занималась Даурская духовная миссия . В кон. XVII в. ее активным сотрудником был иеродиак. (впоследствии иеромонах?) Трифиллий из рода местных князей Гантимуровых (крещен с семейством в Нерчинске в 1684). Во время посещения Забайкалья весной 1719 г. Тобольский митр. свт. Филофей (Лещинский) побывал в Нерчинске. В дек. 1735 г. в Иркутскую епархию был сослан бывший архиеп. Ростовский и Ярославский Георгий (Дашков) , в февр. 1731 г. принявший схиму с именем Гедеон. Он содержался в Нерчинском Успенском мон-ре (ныне с. Калинино Нерчинского р-на), где был погребен в 1739 г. (могила утеряна). Ок. 1765 г. Нерчинск с миссионерской поездкой посетил Иркутский еп. свт. Софроний (Кристалевский) . В нач. XIX в. в Нерчинске жил и впосл. был похоронен проектировщик и строитель ряда церквей в Забайкалье, иконописец, миссионер прот. Кирилл Суханов (1741-1810). В 1805 г. было основано Нерчинское ДУ, в 1900 г. его перевели в Читу. Нерчинское ДУ окончил Селенгинский еп. сщмч. Ефрем (Кузнецов ; выпуск 1890). В 1861-1918 гг. действовала Забайкальская духовная миссия . В июне 1891 г. Нерчинск посетил наследник престола цесаревич Николай Александрович (впосл. имп. мч. Николай II Александрович ), возвращавшийся в С.-Петербург из путешествия на Восток. Храм в честь Нерукотворного образа Спаси-теля в Краснокаменске. 10-е гг. XXI в. Храм в честь Нерукотворного образа Спаси-теля в Краснокаменске. 10-е гг. XXI в. После образования Н. и К. е. ею до архиерейской хиротонии еп. Димитрия (Елисеева) временно управлял Читинский еп. Владимир (Самохин; с 1 февр 2015 митрополит). По определению Синода от 3 июня 2016 г. в связи с переводом митр. Владимира на Хабаровскую кафедру временное управление Читинской епархией было вверено Нерчинскому еп. Димитрию. 27 дек. того же года еп. Димитрий был переведен на Читинскую кафедру с поручением временно управлять Н. и К. е. По определению Синода от 4 мая 2017 г. Нерчинским и Краснокаменским епископом избран игум. Аксий (Лобов). 10 мая 2017 г. он был возведен в сан архимандрита, 18 июня того же года его архиерейскую хиротонию в Москве возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) .

http://pravenc.ru/text/2565096.html

При скитоначальнике (1878-1901) иером. Феофане (Урсу) рядом с Никольской ц. была построена высокая колокольня (1885). В 1890-1891 гг. вместо старого храма, находившегося в аварийном состоянии, была выстроена более просторная новая Никольская ц., объединенная с колокольней. В 1894-1897 гг. из фондов и доходов Кэприанского монастыря при поддержке его настоятеля иером. Григория было выделено 13 тыс. р. на возведение 2-й церкви - в честь Успения Пресв. Богородицы. Одновременно скит вместе с Кэприанским мон-рем стал членом Православного миссионерского об-ва и Училищного совета Кишинёвской епархии. Для содержания церковноприходских школ в селах, в которых находились имения мон-ря и скита, в 1893-1894 гг. было потрачено 11 888,4 р. К кон. 1900 г. скит владел 60 дес. земельных угодий, включая пашни, сенокосы, виноградники, к 1919 г.- 61 дес. земли. В 1907 г. экономом был назначен болгарин мон. Владимир (Бочкарёв), пришедший в Бессарабию из Зографского мон-ря. В 1916 г., во время первой мировой войны, после открытия Румынского фронта, монахов болг. национальности из скита перевели в Рязанскую епархию. 1 сент. 1918 г., после аннексии Бессарабии Румынией (27 марта 1918), благочинный бессарабских мон-рей архим. Виссарион (Пую) объявил об отделении скита от Кэприанского мон-ря. 11 янв. 1919 г. по благословению Никодима (Мунтяну) , временно исполнявшего обязанности архиепископа Кишинёвского, произошло их офиц. разделение. В результате скит получил статус монастыря, настоятелем (март 1918 - июль 1924) стал иером. Даниил (Грозаву). К 1919 г. в К. м. проживали 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 12 монахов и 16 послушников, в 1921 г.- 49 насельников, в т. ч. архимандрит, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 20 монахов, 5 иноков. Имение монастыря включало 6 га виноградников, 16 га садов, 3 га огородов, 4 га неудобной земли, 6 одноэтажных зданий, пруд и мельницу. В 1924-1930 гг. настоятелем К. м. был архим. Паисий, в 1930-1933 гг.- иером. Феодосий († апр. 1933), в 1933-1936 гг.- архим. Феофан (Брагиш). В 1936-1940 гг., когда К. м. возглавлял протосинкелл Хрисанф (Николау), братия состаяла из 30 чел. В кон. апр. 1944 г. в К. м. скрывалась группа советских разведчиков под рук. офицера Бориса Коляденко. 27 апр. в Кондрицу прибыли 3 нем. отряда, разграбившие продовольственные запасы обители. Офицер и 10 нем. солдат были убиты партизанами. 29 апр. с. Кондрица было окружено отрядом нем. карателей. Мужчины были согнаны в монастырскую трапезную и подвергнуты жестоким издевательствам.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

В XIX в. расширялись владения обители в Осташкове. В 1846 г. Н. Е. Игнатьева пожаловала О. З. м. дом с землей, в 1853 г. осташковские мещанки, сестры П. Е. Беляева, С. Е. Соколова и П. Е. Ревенкова, пожертвовали еще один дом с половиной смежного с предыдущим участка. О. З. м. принадлежали также 12 пустопорожних мест в 51-м квартале (10 из них поступили в 1858, по записи 1856 г., от потомственной почетной гражданки А. Е. Пальцовой, 2 - от помещицы Новгородской губ. М. И. Кемецкой) и 5 пустопорожних мест в 97-м квартале (4 из них пожалованы в 1865 Кемецкой, 1 - осташковским мещанином И. И. Коробановым и его сестрой А. И. Корнышовой) ( Успенский. 1890. С. 72-73). На пустопорожних местах были размещены монастырские огороды. В 1850 г. в О. З. м. поступил билет сохранной казны на 5 тыс. р. серебром по завещанию гр. А. А. Орловой-Чесменской (Ист. записка. 1852. С. 39). К 1901 г. монастырский капитал составлял 78 614 р. в кредитных билетах ( Добровольский. 1901. С. 624). В 1918 г. все земельные владения мон-ря за пределами Осташкова были национализированы и поступили в ведение уездного и волостных комитетов. Библиотека Среди наиболее ценных книг в собрании О. З. м. в кон. XIX в. отмечены: печатные Триодь Цветная (1670, вклад боярина Б. М. Хитрово), Шестоднев (1678), а также комплект Миней-Четьих (1689-1691), пожалованный обители митр. Сарским и Подонским Евфимием (Рылковым) ( Успенский. 1890. С. 62-63). Архив Сохранился фрагментарно, незначительная его часть находится в ГАТвО (Ф. 197). Святыни и достопримечательности Главной святыней мон-ря являлась икона Божией Матери «Знамение». Икона была декорирована богато украшенной ризой, в 1844 г. на средства послушницы В. П. Обрютиной изготовили новую серебряную чеканную позолоченную ризу. До 1831 г. икону украшал дорогой жемчужный убрус с венцом из драгоценных камней, пожалованный в О. З. м. в XVIII в. П. А. Соймоновой; в 1831 г. он был обновлен послушницей М. П. Крюковой (впосл. мон. Мамелхва). Икона хранилась в дубовом киоте с верхом в виде 5-главой церкви (работа московского мастера Н. И. Ахапкина, 80-е гг. XIX в. ( Успенский. 1890. С. 52)).

http://pravenc.ru/text/2581651.html

При настоятеле Аккерманском еп. Петре (Троицком; † 1873) и наместниках иером. Данииле (1869-1870) и игум. Иларионе (1870-1872) летняя ц. Рождества Пресв. Богородицы была разобрана, и в 1872-1880 гг. на ее месте построена одноименная церковь больших размеров. Восьмигранный в плане храм окружен выступающими алтарем и притворами по главным осям и небольшими приделами - по диагональным. Центральная часть перекрыта куполом на высоком круглом барабане. Первоначально 4 придела венчали башенки, из которых сохранились только 2 западные. Храм возведен в стиле классицизма с элементами барокко. В кон. XIX в. была построена новая зимняя Димитриевская ц. В плане она состояла из полукруглого алтаря, прямоугольного нефа и квадратного притвора. Неф перекрыт куполом на круглом световом барабане, а притвор и алтарь - сводами. Благодаря раскрытому вверх пространству нефа интерьер светлый и величественный. В это время в архитектурный ансамбль К. м. входило монастырское подворье, сформированное из 2 террас, верхней и нижней. Обе террасы были обнесены каменной стеной с башнями по углам и застроены по периметру 9 зданиями братских келий, настоятельскими покоями с зимней церковью и хозяйственными постройками. На нижней террасе был устроен каменный бассейн-пруд. В 1890 г., при наместнике архим. Данииле (1887-1913), монашеская община насчитывала 44 чел. Имение К. м. составляли 3900 дес. пахотной земли, 200 дес. леса и дом в Кишинёве. В 1893 г. в К. м. проживали 100 насельников, в т. ч. игумен, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 17 монахов. XX-XXI вв. В 1903 г. число насельников в К. м. составляло 136 чел., в 1913 г.- 92, в т. ч. архимандрит, 11 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 31 монах, к 1918 г.- 14 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 35 монахов и 108 послушников. С 1913 г. К. м. возглавлял иером. (с 1918 г. игумен) Иувеналий (Царану). По др. данным, после присоединения Бессарабии к Румынскому королевству в 1918 г. в К. м. проживали 145 чел., в т. ч. архимандрит, протосинкелл, 14 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 35 монахов, 20 хористов, 4 певчих, 19 иноков и 85 послушников. В 1923 г. под рук. настоятеля архим. Иувеналия (Царану) в К. м. подвизались 158 чел., в т. ч. архимандрит, 11 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 42 монаха, 10 иноков, в 1936 г.- 180 монахов и послушников. По социальному происхождению большинство из них были царанами, лишь 9 были детьми священников.

http://pravenc.ru/text/2462301.html

1918 г. освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В часовне совершались требы, была открыта продажа свечей и крестиков. Настоятельницы и насельницы Вел. кнг. Александра Петровна завещала, чтобы в обители «никогда не была назначена игуменья и чтобы начальствующее лицо именовалось наместница». Предполагалось, что у наместницы и сестер «все должно быть общим» (Там же. Ф. 179. Оп. 1. Д. 6). Но когда община получила статус мон-ря, пост игумении стал обязательным. В марте 1890 г. 1-й игуменией стала сестра Неофита, переведенная в Киев из московского Страстной иконы Божией Матери мон-ря . Но в том же году Неофита была отправлена обратно в Страстной мон-рь, а К. м. возглавила игум. Каллисфения, ранее настоятельствовавшая в Покровской общине С.-Петербурга. К кон. 1890 г. в К. м. проживали игумения, 5 монахинь и 117 послушниц. Жизнь сестер была организована по строгому Студийскому уставу . После кончины супруга (13 апр. 1891) вел. кнг. Александра Петровна приняла постриг с именем Анастасия. Строгая постница, она жила в простой келье, отдавая все средства на содержание основанной ею обители. До 1894 г., когда состояние здоровья вел. княгини стало ухудшаться, она присутствовала на всех монастырских службах, читала шестопсалмие, часы, канон. По собственному завещанию инокиня Анастасия была похоронена напротив алтаря Покровского храма в простом сосновом гробу. После ее смерти 23 июня 1900 г. К. м. просил Духовный собор Киево-Печерской лавры разрешить продажу в лаврской книжной лавке брошюры «Блаженная кончина кнг. Александры Петровны в иночестве Анастасии», на что получил положительное решение. 30 окт. 1902 г., после кончины Каллисфении, игуменией К. м. назначена настоятельница Ржищевского в честь Преображения Господня мон-ря мон. Мелитина. В 1911-1912 гг. К. м. возглавляла игум. Магдалина, затем - игум. София (Гринёва), ранее основавшая в Калужской епархии обитель в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Благотворительные просветительские и медицинские учреждения

http://pravenc.ru/text/1684551.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010