Итак, если по учению св. отцов Церкви, наш разум так бессилен в познании даже Божественных свойств, если имена Божии дают нам такое несовершенное и ограниченное ведение о Боге, то что же отсюда следует? Следует то, что мы опять и опять приходим к той же истине, что имена Божии суть человеческие действия, о чем свидетельствует не только их изобретение, и самый процесс их образования, но, как видим, и то ограниченное познание о Боге, которое свойственно им, как произведению нашего слабого и ограниченного рассудка. 5. Учение Церкви о священном и спасительном значении имен Божиих при наличии веры и добрых дел Впрочем, говоря, что имена Божии суть человеческие действия, мы тем самым далеки от мысли отождествлять их с именами и словами не божественными, обычными. От последних они отличаются своим священным значением, ибо говорят о Боге. Поэтому они суть священные символы, святые слова. В отличие от простых слов св. Григорий Нисский имена Божии называет священными 969 и досточтимыми 970 . Он делает это в противовес Евномию, который, несмотря на свои заявления о таком важном значении имен Божиих в деле познания Божественной сущности, в итоге этих заявлений, как увидим ниже, оказывает пренебрежительное к ним отношение 971 . Указывает св. Григорий Нисский и другие отличительные священные значения имен Божиих, что он делает также в противодействие Евномию, имея в виду его неправильное определение «тайны благочестия» и отрицательное отношение к обычаям православной Церкви и ее таинственным знакам. Под этими обычаями св. Григорий разумеет таинства, молитвы и другие установления Церкви, нашу борьбу с страстями, добродетели и вообще церковную, христианскую жизнь 972 . А под таинственными знаками, очевидно, разумеется св. отцом крестное знамение, как охраняющее наши душевные блага, отвращающее от нас наветы лукавого 973 и служащее средством нашего освящения 974 ; или же здесь разумеются сопровождаемые крестным знамением те священнодействия, при совершении коих происходит самое осуществление таинства, когда на нас нисходит благодать Св. Духа. Но приведем обо всем этом подлинные слова святителя Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но мнения этих александрийцев остались совершенно одинокими. У последующих христианских богословов они не имели никакого значения, кроме одного лишь пункта – относительно усвоения себе человеком нетления Спасителя. Этот пункт был принят и развит св. Григорием Нисским , который в первый раз дал точное раскрытие и метаволическому пониманию св. Игнатия. Он вполне веровал, что в евхаристии человек вкушает истинное тело и истинную кровь Христа Спасителя, но, не ограничиваясь древнею простою верою, счел необходимым поставить вопрос: каким именно образом естественные виды таинства – хлеб и вино делаются телом и кровью Спасителя? На этот вопрос он ответил учением об образе претворения ( μεταποιησς, μετασταχεωσις). Бог-Слово, рассуждает он, принял на Себя бренную человеческую природу с той целью, чтобы чрез общение в Нем Бога и человека обожилось все человечество. Но так как человеческая природа всех людей далека от чистой жизни и, в силу исконного расстройства, постоянно уклоняется на путь порока, – то оказалось необходимым дать людям благодатное средство, при помощи которого они могли бы поддерживать в себе непосредственное общение с Божеством, и этим общением побеждать яд порочных наклонностей. Такое средство, по домостроительству благодати ( τη οικονομια τυς χριτος), Спаситель даровал в таинстве причащения, даруя верующим в Него под видом хлеба и вина Свои плоть и кровь, в которые Он претворяет природу чувственных видов Своею божественною силою 970 . Это претворение совершается по силе освящения и благословения таинственных видов божественным словом, так что до благословения и освящения хлеб и вино остаются простыми хлебом и вином, – а как только совершилось, над ними священнодействие, хлеба и вина уже более нет, а есть только истинное тело и истинная кровь Христа Спасителя. „Хлеб, – говорит св. Григорий, – пока (не освящен) есть обыкновенный хлеб; когда же над ним будет священнодействовано таинство, он именуется и бывает Христовым телом“ 971 . Чтобы выяснить, почему именно телом и кровью Христа бывают хлеб и вино, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

totius sancti Spiritus in Christo fonte remanente... Spiritu sancto in Christo affluenter habitante. 961 Возможно, выражение Evangelica Sacramenta означает установленные в Евангелии церковные таинства, из которых Новациан указывает на таинство крещения – «нового рождения от воды» (ex aquis secunda nativitas, ibid., 29). 962 Ecclesiam incorruptam et inviolatam, perpetuae virginitatis et veritatis sanctitate custodit. 963 В этой картине мироздания ощущается влияние стоической физики. См. Cicero, De nat. deor., II.7; III.11; Ps. Aristot., De mundo, 19–21. См. Также Daniëlou. Op. cit. P. 196–201. 964 Super quae omnia ipse continens cuncta, nihil extra se vacuum deserens, nulli Deo superiori (ut quidam putant) locum reliquit. Quandoquidem ipse universa sinu perfectae magnitudinis et potestatis incluserit, intentus semper opera suo, et vadens per omnia, et movens cuncta, et vivificans universa, et conspiciens tota, et in concordiam elementorum omnium discordantes materias sic connectens, ut ex disparibus elementis ita sit unus mundus ista coagmentata conspiratione solidatus, ut nulla vi dissolvi possit, nisi quum illum solus ipse qui fecit, ad majora alia praestanda nobis, solvi jusserit. Cp. ibid., 8; De spect., 9; а также Минуций Феликс, Octav., 17. 967 sola camis culpa merito reprehensa est, quae voluntaria hominis temeritate contra legis divinae jura grassata est. 969 См. выше, § 1.3, а также Grillmeier A., Christ in Christian tradition. London, 1965. Vol. I. P. 157. 970 principaliter autem Filium Dei esse Verbum Dei incamatum. Ср. praesentia corporatae veritatis (ibid., 9). 971 hunc eumdem et Deum et Dei Filium nuncupatum. Nam quomodo est, qua homo, ex Abraham; sic est etiam, qua Deus, ante ipsum Abraham. Et quomodo, qua homo, filius David; ita Dominus David, qua Deus, nuncupatus est. Cp. ibid.,11: Tam enim Scriptura etiam Deum annuntiat Christum, quam etiam hominem ipsum annuntiat Deum; tam hominem descripsit Jesum Christum, quam etiam Deum quoque descripsit Christum Dominum.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

и до конца). Вот пример богомильского толкования евангельского повествования о бесноватых, по выходе из которых бесы бросились в стадо свиней (Мф., VIII, 28–32). Двое бесноватых, вышедших из гробниц, по толкованию богомилов, означают два чина: клириков и монахов; и те и другие живут в храмах, заключающих в себе кости (мощи) умерших. Под стадом свиней богомилы понимали людей, проводивших жизнь худую, и т. д. (гл. 49). Такова Паноплия Зигавина. Ученый Гасс следующим образом характеризует это произведение: «Если представим себе продолжателя Епифания (Кипрского), но только продолжателя еще более неискусного, более внешнего и в меньшей степени самостоятельного, то получится почти точный образ Догматического Всеоружия. Сочинение это служит доказательством, что когда имеют перед собой слишком многих еретиков и хотят их исследовать, тогда ни в каком отношении не достигают успеха» 969 . Зигавин вообще своей Паноплией мало что прибавил к тем заслугам, какие он имеет как экзегет 970 . Зигавину принадлежит еще несколько небольших полемических сочинений, представляющих собой как бы пополнение Паноплии. Вот одно сочинение: «Спор о вере с сарацинским философом». Здесь между прочим полемист разбирает следующие возражения сарацина: «на каком основании вы (христиане) допускаете политеизм, учите о рождении Бога, исповедуете Бога-Отца, Сына и Св. Духа? Каким образом Бог мог воплотиться? Если Слово воплотилось и родилось от Марии, то почему называете Марию Девой и т. д.» 971 Другое сочинение Зигавина: «Опровержение нечестивых массалиан» (т. е. богомилов). Здесь излагаются и ниспровергаются главные мнения богомилов, причем полемист излагает свои мысли в форме 14-и анафематствований 972 . Как бы продолжением сейчас указанного сочинения Евфимия служит следующее его сочинение: «Против еретиков, которые носят название фундагиатов» (т. е. опять богомилов). Речь у автора о том, что узнал он от богомильских учителей об их учении, приняв вид мнимого их ученика. Это последнее сочинение известно в печати не в полном его виде 973 . Догматико-полемическое сочинение, похожее по форме на Паноплию, написал писатель конца XII и начала XIII вв., нередко упоминаемый нами Никита Хониат . Хотя между Зигавином и Никитой жил еще один известный догматико-полемический писатель – Николай Метонский, но он составляет особое явление по сравнению с Зигавином и Никитой, которых главные полемические сочинения походят одно на другое и удобнее всего могут быть рассматриваемы одно после другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Файл : Храм Сергия, Мирковые Ymы1.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 3053 × 2449 (1,74 Мб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры SAMSUNG TECHWIN CO., LTD. Модель камеры VLUU L83T/Samsung L83T Автор Picasa Владелец авторского права Copyright 2007 Время экспозиции 1/620 с (0,0016129032258065) Число диафрагмы f/6,3 Светочувствительность ISO 50 Оригинальные дата и время 15:06, 29 июня 2013 Фокусное расстояние 6,301 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 96 точек на дюйм Вертикальное разрешение 96 точек на дюйм Программное обеспечение 0.9400 Дата и время изменения файла 22:38, 8 июля 2013 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 15:06, 29 июня 2013 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 2,8713505622837 Выдержка в APEX 9,18 Диафрагма в APEX 5,356 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 2,971 APEX (f/2,8) Режим замера экспозиции Мультиточечный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Ручная установка баланса белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 31 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Контрастность Нормальная Резкость Сильное повышение Номер изображения (ID) 6c1abc7967b8a28c44f265d9e0e8faf7 Версия IIM 4 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_Серг...

из собрания Гильфердинга 32 (для занятий и. д. доцента В. П. Виноградова ). е) Императорского Московского и Румянцевского Музея, от 11 ноября за 1468, с препровождением на месячный срок книг: 1) Журнал Министерства Народного просвещения за 1835 г., вып. 2 (для занятий студента IV курса А. Лебедева ). ж) Духовного Собора Свято-Троицкие Сергиевы Лавры, от 12 и 22 ноября за 1896 и 2005, с препровождением на трёхмесячный срок рукописей Лаврской библиотеки под 103–4 (для занятий и. д. доцента В. П. Виноградова ), 746, 760, 762, 764 и копия «Описи Троице-Сергиевой Лавры 1642 года» (для занятий студента IV курса М. Струменского). Справка: Означенные в п.п. в-ж книги и рукописи, немедленно по получении, сданы были для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. Определили: Принять к сведению. XII. Представление Библиотечной Комиссии, от 7 декабря за 1165: «На основании § 215 Академического Устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сём заявлениях академических преподавателей за 942, 943 и 915 (Инспектора Академии Архимандр. Иллариона), 571, 572, 573 и 574 (Проф. А.П. Шостьина ), 1208 и 1209 (Проф. С.И. Соболевского), 954 (Проф. С.С. Глаголева ), 1461 и 1462 (Проф. А. А. Спас- —583— ского), 1207 (Проф. П. И. Соколова ), 944, 949 и 950 (Проф. С.И. Смирнова ), 955 (Проф. Д.И. Введенского ), 941 и 956 (Проф. А.П. Орлова), 845 и 846 (Проф. свящ. Д. В. Рождественского ), 947 (Проф. свящ. В.Н. Страхова), 844 и 971 (Доц. Н.В. Лысогорского), 948 (Доцента Н.Л. Туницкого), 798 и 953 (И. д. доцента Ф.М. Россейкина), 164 и 952 (И. д. доцента свящ. П.А. Флоренского), 1014, 1015, 1017 и 1019 (И. д. доцента А.М. Туберовского), 1421 и 1430 (И. д. доцента В.П. Виноградова ), 958 и 959 (И. д. доцента свящ. И.М. Смирнова), 728 (И. д. доцента Н.Д. Протасова ), 940 и 960 (Лектора А.К. Мишина), 946 (Лектора свящ. Н.А. Преображенского) и 847 (Библиотечной Комиссии)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

забыл в мон-ре посох, и Колумба чудесным образом вернул его владельцу. В Житии Колумбы упоминается о «четырех святых основателях монастырей» (monasteriorum sancti fundatores), посещавших остров,- о Комгалле, К., Брендане и Кормаке (Ibid. I 16; II 13-14; III 17). То обстоятельство, что Адомнан подчеркивал дружественные отношения между Колумбой и К., по мнению исследователей, объясняется тесными отношениями мон-рей, основанных этими святыми ( Charles-Edwards. 2000. P. 123, 283-284). В то же время события, в которых принимал участие Колумба, в Житии К. описаны таким образом, что показывают превосходство К. над основателем мон-ря Иона ( Herbert. 2001). Составители ирл. Жития св. Колумбы, напротив, стремились доказать превосходство Колумбы над К. Так, согласно Житию, К. не знал о том, что его монахам угрожает опасность в бурном море, тогда как св. Колумбе было открыто, что спасутся все монахи, кроме одного (Betha Coluim Cille. 959-965, 971-975, 1039-1042//Lives of Saints from the Book of Lismore. 1890. P. 29, 31). О К. и Колумбе упоминается и в житиях др. святых. Так, в Житии св. Коэмгена сообщается о встрече Колумбы, Комгалла и Каннеха в Уснехе (в совр. графстве Уэстмит), на которую явился Коэмген , чтобы заключить со святыми договор о дружбе (ut fraternitatem cum eis firmaret - Vita S. Caemgeni abbatis Glenndalochensis. 12// Heist. Vitae. P. 364; Vita sancti Coemgeni abbatis de Glenn da Loch. 27// Plummer. Vitae. T. 1. P. 248; см.: Mac Shamhr á in A. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Maynooth, 1996. P. 148-149, 228). Св. Колман Эло прибыл на собрание правителей из династии И Нейл, на к-ром присутствовали Колумба и К., и попросил дать землю для основания мон-ря. Благодаря посредничеству Колумбы его просьба была исполнена (Vita S. Colmani abbatis de Land Elo. 14// Heist. Vitae. P. 214; Vita sancti Colmani abbatis de Land Elo. 3// Plummer. Vitae. T. 1. P. 259). В Житии св. Комгалла приведены сведения о путешествии святых Колумбы, Комгалла и К.

http://pravenc.ru/text/1470219.html

Такой ропот был бы грехом, поэтому Давид молится далее, чтобы Господь не допустил его до ропота на Бога и извинения себя в этом, как делают грешники, тяжестию испытываемых бедствий; при этом он заверяет, что совсем не желает принимать участия в кажущемся счастии своих врагов, в счастии грешников, он не завидует им в этом (ст.3–4) 964 . Для него праведное и спасительное наказание лучше счастия грешников и он просит избавить его от того, в чем они видят свою радость (ст.5) 965 . Во время молитвы псалмопевец получает уверенность, что главнейшие из его врагов (судии) бедственно погибнут и соучастники их переменять свои мысли (ст.6) 966 . Правда, теперь он еще с своими приверженцами находится в бедственном положении, даже в опасности смерти (ст.7) 967 ; но это не к гибели его, а к спасению, ибо он надеется на Господа, который защитит его, а врагов посрамит (ст.8–10) 968 . Псалом 141. Молитва о помощи в великой нужде В этом псалме выражаются чувства Давида, наполнявшие его душу, когда он во время своего бегства прибыл в пещеру Одолламскую (1Цар.22:1). Там они молился Богу о помощи (ст.2,3), и находясь в опасности смерти, обрел утешение в мысли, что Господь знает его положение (стези). Оно было печальное; везде ему угрожали опасности; он был без помощи и даже отрезан был ему путь к дальнейшему бегству (ст.4–5) 969 . Но он надеется на Бога и молится ему о помощи против врагов, за что он, со всеми сзиравшими на его спасение, прославит Его (ст.6–8) 970 . По надписанию, псалом этот Давид написал во время гонения от Авессалома. – Указывая на верность обетований Божиих и правду, угнетенный псалмопевец молится о помощи (ст.1). Конечно, если Бог поступит по строжайшей правде, то не поможет Он псалмопевцу, так как всякий человек грешен и достоин наказания; поэтому он молится, чтобы Бог наказал его не по строгой правде, и не заводил суда с рабом своим. Молящийся находится в смертельной опасности и потому сильно горюет (ст.2–4) 971 ; в таком его положении ободряет его только воспоминание о чудесах помогающей благодати Божией в древние времена (ст.5); с уверенностию он обращается поэтому к Богу, помощи Коего он страстно желает (ст.6) 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

969 (Заметь), что огню не требуется иной, хотя и требуется некий материал для возгорания. Но он говорит не это, а – что огонь не связывается с другим элементом и не смешивается, как вода с землей. Почему некоторые и назвали его односущностным в элементах. 971 «Прямота и вертикальность фигуры», – потому что прямо и вверх глядя, человек ходит, а не скорченным к земле, как прочие животные. 972 Отметь разницу между чувствами бессловесных животных и чувствами разумных, нас. Бессловесным свойственны только чувства, которыми они и руководствуются, будучи неразумными. А у нас чувства играют малую роль, ибо мы руководствуемся не ими, но умом, почему и после смерти еще существуем, будучи умной душой. А у ангелов ни в малейшей степени нет чувств, но то, что свойственно нам – грубый оттиск (того, что у них). Иное . Наименьшим же по чувству он называет человека не потому, что у других животных чувств больше, но потому, что (они у них) сильнее и острее. Это иносказание имеет тот (смысл), что ангелы не пользуются свойственными нам чувствами, ибо значительно превосходят нас избытком умственной силы, – как и человек высотой ума и рассудком превосходит бессловесное естество. 973 (Заметь), что являют глаза умопостигаемых (существ), что – ноздри, что – уши, что – вкус, что – осязание, что – веки и брови, что – молодость, что – зубы, что – плечи, что ноги, что легкость крыл и прочее. 974 Здесь он говорит о природной особенности телесного глаза, а восходя, применяет это, как и (свойства) остальных человеческих членов, к рассмотрению свойственных ангелам природных сил. 975 Под излитием понимай в высшей степени неизреченное излияние премудрости, согласно сказанному: «Изолью от Духа Моего на всякую плоть» и прочее. Ибо божественное разумение переходит от Бога через умопостигаемые силы на божественных людей, по мере каждого. 976 Он говорит, что всякая умопостигаемая сила умножает появляющееся у нее божественное разумение, то есть проясняет для нашего понимания, растолковав, увиденное, – как ты найдешь у Даниила, – когда ангел растолковал ему сон, который он видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, здесь приходится ограничиваться только догадками. В народе, вероятно, мы имеем здесь дело с одним из проявлений крайне внешнего понимания обрядового закона Моисеева: хоть укради, но жертву принеси. 965 Что касается священников, то, казалось бы, чем они виноваты и, – главное, – почему могли знать, что данный мирянин приносит в жертву краденое? Ведь ни один вор не станет сам разглашать о своей краже, дабы не подвергнуться за нее ответственности. Остается допустить, что священники, не будучи в частности осведомлены относительно каждого случая принесения краденого, хорошо все-таки знали, что вообще такие случаи бывают, и не принимали мер против этого, не старались внушить народу сознание греховности таких жертв, косвенно (своим молчанием) поощряя к повторению таких возмутительных поступков. А может быть, они своею настойчивостью в требовании обрядовой исправности сами и давали к ним повод? – или (чего не бывает на свете?) может быть, даже и прямо внушали, что для соблюдения обряда можно нарушить и заповедь?... Как бы то ни было, но они прикосновенны к греху народа, потому что, по меньшей мере, знали его и не боролись с ним. Иначе пророк и не обличал бы их. LXX перевели τν θυσαν (жертву; – соответств. и слав. «на жертву»), вульг. – «munus» (дар), тарг. – «приношение», сир. – «приношения». Из переводов нового времени Лютеров, Гитцига 966 и русский св. Синода усвояют здесь значение «хлебного дара» или «хлебного приношения», остальные же переводят или просто «дар», 967 или «жертвенный дар», 968 или «приношение», 969 или, наконец, «жертва». 970 Мы говорили при толковании ст. 10 и 11, что у Малахии имеет значение жертвенного дара или жертвы вообще, а не ограничивается понятием бескровной жертвы, мучного приношения. 971 И теперь мы принимаем перевод «жертву», – тем более, что в состав здесь входят животные («хромое» и «больное»). Сторонники перевода «хлебное приношение» или «хлебный дар» вынуждены рассматривать , как особое приношение, отличное от перечисленных ранее негодных жертв, и, вследствие этого, – вставлять в перевод некоторые пояснительные слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010