Четвертая притча Валаамова. (24:16–24) Четвертую свою притчу, подобно третьей, Валаам начинает излиянием своего пророческого восторга. «Говорит слышащий слова Божии, имеющий видение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает (в пророчествуемом восхищении), но открыты (в будущее) очи его». Затем притча содержит пророчества: а) о явлении Мессии (Звезды от Иакова); б) об Идумеях; в) об Амаликитах и г) о Кенеях. Явление Мессии. (ст. 17) Следующими величественными чертами начинает Валаам изображать явление Мессии в роде человеческом и Его владычество над миром. «Вижу Его, – говорит пророк, – но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля!» Символы звезды и скипетра весьма часто употребляются в Писании по отношению к Мессии 969 , Замечательно, что при рождении Спасителя – звезда, явившаяся на востоке, привела к Нему волхвов персидских. «Разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых!» Ближайшим образом исполнились слова сии на Давиде, который был праотцом Мессии по плоти и прообразовал Его 970 . Но он однако не пленил всех сынов Сифовых, т. е. весь род человеческий. Это дело одного Мессии 971 , который пришел разрушить царство греха и власть дьявольскую над сынами Адама. Глава XXXV. Назначение городов для жилища Левитам и для убежища, невольным убийцам Поля при городах, которые вы должны дать Левитам, от стены города должны простираться на тысячу 972 локтей, во все стороны. И отмерьте за городом ко всем четырем сторонам две тысячи локтей, a по средине город… Всех городов, которые вы должны дать левитам, будет сорок восемь городов, с полями при них. (Ст. 4–7). Так как левиты не имели отдельного удела в земле обетованной и должны были жить, в качестве судей и учителей народных, во всех коленах израильских; то Господь и повелел отделить для их жилища некоторые города, рассеянные по всем уделам израильским. Сорок восемь городов вполне были достаточны для самого удобного и просторного помещения левитского племени. Что же касается распоряжения Господня о наделе левитов полями, то это распоряжение очевидно нужно понимать так, что прямые линии в 1000 локтей, перпендикулярно проведенные во все четыре стороны от средины города, как от центра, должны были определять собственно расстояние или крайний предел, до которого достигали левитские поля, по направлению вдаль от города. Поперечное же протяжение сих полей, по боковым сторонам их, само собой определялось в 2000 локтей, – как то можно изобразить на следующем рисунке. Такое количество полевой земли вполне было достаточно не только для удовлетворения необходимых материальных нужд левитов, но и для их благоденствия и обогащения. Так прочно было обеспечено материальное состояние служителей алтаря Господня в ветхом завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

21. Это сражение, по Льву Диакону, должно было произойти 23 июля, так как ниже он указывает, что следующий день приходился на пятницу 24 июля. Однако дата, приведенная Львом, ошибочна, ибо 24 июля 971 г. было воскресеньем. На пятницу же этот день приходился в 974 г. (ср. Анастасиевич. 1929, 1-20; 1931, 337, и ел.). Анастасиевич старался доказать, что война при Цимисхий продолжалась три года, т. е. до 974 г.; возражения см.: Дельгер. 1932, 375 ел.; Грегуар. 1937, 267, и ел.; Карыш-ковский. 1952, 136, и ел.). Согласно Скилице (304), предпоследняя битва (с участием Икмора) происходила 20 июля, тогда последняя битва должна быть отнесена к 21 июля, поскольку именно 21 июля 971 г. была пятница. Переписчики рукописей часто путают буквенные обозначения цифр: замена а (1) на 6 (4) в рукописи XIV в. вполне возможна, так что скорее всего день недели Лев Диакон назвал правильно, а число июля (24 вместо 21) - ошибочно. Таким образом, считаем наиболее вероятным отнести решающую битву к 21 июля 971 г. (Сюзюмов. 1974). 22. Это место требует особого внимания. Дело в том, что в 971 г. в ночь с 20 на 21 июля было почти новолуние и видеть что-либо издали не представлялось возможным. Отнести же битву к 970 г., когда действительно было полнолуние в ночь с 20 на 21 июля, тоже нельзя. Наиболее вероятно, что Лев Диакон допустил в этом месте ошибку, сообщая то, что ему передали очевидцы о каком-нибудь другом сражении в 970 г. Скилица (305) говорит об этой ночи только, что русские после неудачного сражения громко оплакивали погибших, но не упоминает при этом ни о полнолунии, ни о ритуалах. Видимо, Лев интересовался языческими обрядами, расспрашивал о них очевидцев и для вящего драматизма объединил все имевшиеся у него сведения в рассказе о ночи перед решающей битвой. Сообщение о полной луне добавляло рассказу достоверности. 23. Сожжение русскими своих покойников засвидетельствовано Ибн-Фадланом (143), Ал-Бекри, Истахари, Ибн-Хадисом, Масуди и другими арабскими авторами (Куник, Розен, 1878, 62; Заходер.

http://sedmitza.ru/lib/text/433437/

15 июля 6523 (1015). Смерть Владимира 6523 (1015) 15 июля. Смерть Владимира Вокняжение Владимира. Иаков не упоминает о войне Ярополка с Олегом, о которой рассказывается в летописи. В его изложении гибель князя выглядит несчастным случаем: «И Олегъ, идыи съ вой у Вруча града, ся обломи мость съ вои, и угнетоша Олга в гребли». Но в летописи Олег не просто переезжал с воинами мост через городской ров, а спасался бегством после проигранной старшему брату битвы. Ярополк, таким образом, оказывался косвенным виновником гибели Олега. То ли агиограф неудачно сократил свой источник, то ли там действительно об этом не говорилось. Иаков пишет, что 11 июня 6486 (978) г. приходилось на восьмой год после гибели Святослава. Тогда получается, что печенеги убили его в 971 г., а не в 6480 (972) г., как сказано в летописи. Болгарская война Святослава, которую он начал как союзник Византии, а закончил как соперник Империи на Дунае, завершилась в июле 6479 (971) г. Дата известна из текста договора, помещенного в «Повести временных лет», и принята большинством историков. 143 По летописи Святослав погиб весной, когда возвращался с зимовки на побережье Черного моря на Русь. По русскому летоисчислению, начинавшемуся с 1 марта, это был уже 6480 (972) г. 971 г. мог получиться, только если историк считал, что Святослав погиб осенью-зимой того же года, когда заключил мир. Такая датировка следует, между прочим, из «Истории» Льва Диакона. 144 Но более вероятно, что источник Иакова знал, что Ярополк правил восемь лет: так сказано в перечне русских князей от Олега до Святополка Изяславича из статьи 6360 г. «Повести временных лет». Источник Иакова всегда считал неполные годы, поэтому и здесь обозначен восьмой год, т. е. полных семь лет и еще сколько-то. 145 Дата 11 июня 978 г. есть только у Иакова. В НС и «Повести временных лет» в окняжение Владимира датировано 980 г. Очевино, дата получена путем простого прибавления к 972 г. восьми лет. В этой статье рассказывается также о захвате Полоцка и осаде сначала Киева, а потом Родня. Походы 979–984 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новгородцы явились к Святославу сами, по выражению одного исследователя русских древностей, «уже как независимые» 72 , и, прося себе особого князя в лице которого-нибудь из сыновей Святославовых, говорили: «аще не пойдете к нам, то налезем князя собе», на что Святослав отвечал им, почти презрительно: «абы пошел кто к вам». И когда ни Ярополк, ни Олег не изъявили желания отправиться в севернейший угол тогдашней Руси, Новгородцы, по совету богатыря Добрыни, родного дяди Владимирова со стороны матери 73 , сказали Святославу: «вдай ны Володимера»; и Святослав соизволил на это словами: «вото вы есть». «И иде Володимир с Добрынею уем (дядей) своим Ноугороду, а Святослав Переяславцю 74 , – заключает летописец рассказ свой о событиях 970 г., по крайней мере, на Руси. Что же касается событий того времени в Болгарии, особенно после возвращения туда Святослава из Киева, они, должно заметить, приводятся летописцами, греческими и русским, в самом противоречивом виде: один рассказывает то, о чем не говорит вовсе другой, и все они, как нарочно, описывают русско-византийскую войну 970–971 гг. в крайней непоследовательности. Лев диакон, например, даже не знает, что Святослав, после первого взятия Переяславца, уезжал в Киев 75 . Стало быть, и историки, держась летописцев, представляют о войне 970–971 гг. сведения самые разнословные. Из этой путаницы годов, имен и фактов, оказывается, по крайней мере, вероятнейшим, следующий порядок русско-византийской войны 970–971 г. Прибыв вторично в Болгарию, Святослав не узнал этой, по его убеждению, своей земли, – где, как полагают, оставалась даже часть дружин Святославовых 76 . Волгаре заперлись в Переяславце и не хотели впускать туда русских, Святослав стал под городом. «И излезоша Болгаре на сечю противу Святославу, – повествует наш летописец, – и бысть сеча велика, и одоляху Болгаре; и рече Святослав воем своим: «уже нам сде пасти; потягнем мужьски, братья и дружино!» И к вечеру одоле Святослав, и взя город копьем (приступом)» 77 . Убеждение Святослава в принадлежности ему всей Болгарии вообще и Переяславца в особенности видно и из другого летописца, который говорит, что Святослав, взяв Переяславец, произнес: «се град мой – и казни изменников» 78 , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Пока василевс воевал в Болгарии, на Востоке происходили свои события. Летом 971 г. карматы под командованием Хусайна ибн Ахмада ибн Бахрама подошли к Дамаску, чтобы вырвать его из-под власти Фатимидов. Наместником города в то время был Джафар ибн Фаллах, не сумевший сохранить Дамаск от врага. Правда, в скором времени Фатимиды сумели вернуть себе Дамаск обратно. Это был едва ли не последний всплеск их активности, больно ударивший по Византии. Пользуясь отсутствием царя, Фатимиды напали на Антиохию и нанесли поражение нескольким римским отрядам. Поэтому император вполне основательно готовился к грядущим военным кампаниям на Востоке 562 . Зима с 971 на 972 г. прошла в отдыхе и приготовлениях к походам. Император завязал очень удачные переговоры с Армянским царем Ашотом III (952–977), чье 10-тысячное войско вошло в состав византийской армии. Кроме того, в армянской области Дарон, в западной части озера Ван, были организованы склады для римской армии 563 . Летом 972 г. Цимисхий двинулся с армией на Восток, желая обезопасить возвращенные Византией сирийские владения и освободить от власти арабов остальные территории. Переправившись через Евфрат, он подошел к городу Эмет, который сдался без боя, выплатив императору огромный выкуп и признав его власть над собой. Затем, также без боя, он принудил сдаться крупнейший город Месопотамии Миефарким, бывший византийский город Мартирополь, опять получив с жителей громадный выкуп. Оттуда император направился южнее к городу Нисибис (Низибия), который склонил свои знамена перед византийской армией 12 октября 972 г. Всем казалось, что теперь целью армии должен стать Багдад, совершенно не способный противостоять императору. Но в силу неведомых причин Цимисхий повернул назад, к Антиохии 564 . В следующем году Цимисхий направился к городу Экбатан, столице местного сарацинского эмира. Римлянам очень хотелось овладеть этим городом, полным сокровищ арабской казны, но недостаток продовольствия и, главное, воды – местность была пустынной, – не позволили им довершить начатое. Тем не менее этот поход также произвел устрашающее действие на арабов. С полным правом считая себя победителем и в этой кампании, зимой император с армией возвратился в Константинополь 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рельефные черты древности носит на себе и κολουθα σν Θε το πρτου σχματος в Евхологии XIII в. 971 Синайской библиотеки 568 . Постриг происходить на литургии. В обычное время, после антифонов, бывает вход, при чем на Славу поется тропарь дня, а на И ныне тропарь γκλας πατρικς... Присутствующим в храме раздаются свечи. Игумен входит в алтарь. По окончании пения тропаря γκλας πατρικς..., принимающий постриг идет, в сопровождении екклисиарха, который его поддерживает под руку, из притвора в направлении к алтарю (πρς τ βμα), при чем наблюдается такой порядок: если постригающийся в монахи облечен священным саном и желает сохранить сан за собою в монашестве, он входит в самый алтарь и творит там метания: три – пред св. престолом и одно – игумену; если же постригающийся – простой мирянин, или – священник, которому священнодействие возбранено (κωλεται το ερουργεν), то в алтарь он не входит, но останавливается пред св. вратами алтаря и здесь творит положенные метания. Затем следуют вопросы. Они направлены к удостоверению: а) цели прихода к алтарю постригающегося, – б) добровольности его решения сделаться монахом и – г) готовности пребывать в монастыре и постничестве (τ σκσει) до последнего издыхания. Как и в предыдущих памятниках чина первой схимы, в Евхологии 971 вопросы сокращены по сравнению с современным нам текстом чина пострижения в малую схиму. Вопросы дает предстоятель ( προεστς). Он же преподает постригающемуся и краткое назидание: Βλπε, τκνον κ. τ. λ. За назиданием, читаются молитвы: Κριε Θες μν, ξους σου εναι..., Κριε Θες μν, λπς κα καταφυγ... и Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας ημν... Последняя молитва обыкновенно помещается в конце чина. Но здесь она присоединена к двум первым молитвам. Это произошло, вероятно, вследствие намерения редактора рассматриваемого последования включить в его состав еще молитву Εχαριστομν σοι, Κριε, κατ τ πολ λες σου..., текст которой далее и приводится. По своему содержанию, названная молитва соответствует первой молитве Κριε Θες μν, ξους σου εναι..., а так как сближать в одном последовании две однородный молитвы было бы неудобно, то редактор чина и отнес молитву Εχαριστομν σοι, Κριε... к самому концу чина, молитву же Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν..., которая прежде помещалась в конце чина и являлась здесь заключительной, переместил в первую часть чина и поставил после молитвы, читаемой обычно пред пострижением: Κριε Θες μν, λπς κα καταφυγ... С появлением третьей молитвы в начале чина Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν... естественный переход к обряду пострижения был, конечно, нарушен.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Как особенность чина в Евхологии 971 можно отметить, что при чтении молитв священник полагает схиматологий на преклоненную главу постригаемого. Не заменял ли собой этот схиматологий в данном случае евангелие, которое, письменами вниз, возлагается на главу принимающего священный сан? Псевдо-Дионисьев чин пострижения в монашество как бы нарочито подчеркивает то, что «совершаемый» не имеет на главе «богопреданных Словес». Не в возмещение ли этих «богопреданных Словес» Евхологий 971, при стремлении подчеркнуть различие между монашеством и священством 569 , указывает возлагать на главу принимающего постриг схиматологий? Для принятия пострига, брат подходит, творя метание, к антиминсу: ρχμενον πρς τ ντιμνσι(ον). Здесь священник еще раз указывает на важность шага, который решил сделать брат, вступая в монашество, и предлагает подать ножницы в знак твердости решения принять монашество и при том – по доброй своей воле: Ε ον θλεις ξιωθναι το γγελικο τοτου σχματος, λβε τ ψαλλδιον κα πδος τ γουμν, – говорить священник и, по окончании обряда передачи ножниц, крестообразно постригает брата. По пострижении, священник облачает брата в мантию, произнося обычные слова касательно того, что мантия является для нового инока залогом и обручением святой и ангельской схимы (λαμβνει τ παλλον, τοι τν αβνα το γου κα γγελικο σχματος). Пострижение монахами нового их собрата происходит, по нашему памятнику, где то вне храма (κβλλουσιν ατν ξω κα κουρεουσι). После этого пострижения, новый инок снова входит в храм (πλιν εσρχεται ες τν κκλησαν), где выслушивает обычную (при пострижении) ектенью диакона (τ ξ θους διακονικ) и молитву священника Εχαριστομν σοι, Κριε, κατ τ πολ λεος... XIV κολουθα ες σχμα μοναξντων, γουν το μικρο σχματος в Сборнике XIII в. Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 343, лл. 15–36, основою своею имеет древнейшее последование просхимы, но это последование является здесь в значительно осложненном виде, благодаря а) присутствию стихир и тропарей, взятых из последования великой схимы, б) включению молитвы Κριε Θες μν, τν παρθεναν οτως γαπσας.... положенной после облачения, и г) молитвы Κριε Θες μν, εςγαγε τν δολν σου τνδε..., читаемой вслед за молитвой Κριε Θες μν, τν παρθεναν οτως γαπσας...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

227 Евхологий XVI в. Афоно-Есфигменской библ. 208 этого тропаря не имеет; вместо него в этом Евхологии стоит тропарь: Τριδα προσκονομεν δμοοσιον. Εχολ., с. 279, примеч. 4 и 5. 228 ποδυμενος τος αυτο χιτνας – Евхологий XVI–XVII в. библиотеки лавры св. Саввы Освященного, 568; Εχολ., с. 946. 230 100 и 971 имеют сходным первый антифон с 213. СД., л. 9, 343, л. 56 об., и Евхологий 1470 г. Московской Синодальной (б. патриарш.) библ. 281, л. 267 об., предваряют первый антифон тропарем χ.α», νκλας πατρικς. Евхологий XVI в. Есфигменской библ. 208 предваряет тропарь γκλας πατρικς тропарем и кондаком дня, Еχоλ., л. 279, примеч. 6. 133, кроме тропаря γκλας πατρικς, имеет еще следующие тропари: То βμ σου φρικτν... Μητρα οε Θεοδ επιστμεθαπντες... Евхологий 1475 г. Синайской библ. 980 имеет особый антифон, который составляют тропари: νοικται θρα τς μβνανοας. . στ. Προσχβται λας μον... Δξα κα νν λαμπς σβεστος... Εχολ., с. 429. 231 971 и 980 имеют 2-й антифон такой: Ζλη μαρτιμτων... Πλιν τ ατο τροπριον Δξα μνη γν... 232 Вместо этого богородична СД, 313 и 133: κ παντοων κινδνων. 100 во втором антифоне сходен с 213. 234 Вместо δι σε θεοπτωρ... – СД, 343 и 208 на славу и ныне полагают: μνη γν... 100 и 133 в третьем антифоне сходны с 213. 241 Евхологий XV в. Иерусалимской патриаршей библ. 73 (274), в κολοοθα το μεγλου κα γγελικσ σχματος, Εχολ., c. 513, и Евхологий XVI– XVII в. библ. лавры св. Саввы Освященного 568 – Εχολ., с. 946, указывают перед вопросами молитву: Κριε Θες μν, εδοκσας δι τ γνος τν νθρπων κατελθεν κ τν ορανν... По 568, священник читает молитву эту из алтаря (κ το λαστηρου). За этой молитвой Евхологием 568 указывается другая молитва: Θες κα Πατρ το Κυρου μν ησο Χριστο, χορηγς το γου κα ζωοποιο Πνεματος.., при чтении которой принимающий постриг падает ниц (πτει ατν π πρσωπον). Евхологий XVI в. Синайской библ. 985 предваряет вопросы молитвой: Θες μεγαλδωρος, λκσας τν δολν σου τνδε, ναρξμενος ν ατ ργον γαθν... Молитва эта читается духовником принимающего постриг. Во время чтения молитвы этот последний лежит на земле; Еχоλ., с. 873 и примеч. I. Все приведенные молитвы проникнуты теплой верой и безграничное милосердие к грешным людям Небесного Отца... Особая речь об этих молитвах будет у нас впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

(12 октября 972 г.) " (Розен. 184.). Сообщаемое Яхъей может настораживать тем, что он пишет о немедлен ном отправлении Цимисхия после победы над Святославом против арабов: Если война в Болгарии окончилась в июле, а поход в Сирию состоялся в сентябре, то можно подумать, что Яхья и поход против Святослава относит к 972 г., но ведь он точно датирует этот поход 971 годом; Яхья пишет, что в 360 г. хиджры (4 ноября 970-23 октября 971 г.) египетские войска пять месяцев стояли под Антиохией - и в то время " Цимисхий находился в Болгарии " (Яхъя, 182). И все же некоторая неясность сохраняется: по мнению Анастасиевича, Яхъя ошибочно отнес к 972 г. поход Цимисхия 974 г.; что же касается 972 г., в этот год поход в Месопотамию возглавлял доместик Востока (Анастасиевич. 1929/1930; 1930). С Анастасиевичем согласились многие ученые (Хонигман. 1935, 97-98; Брейе. 1947, I, 205). Однако эта версия напрочь опровергается письмами арабских владетелей, опубликованными М. Канаром (1950, 99-108). Из них с непреложностью следует, что Цимисхий лично участвовал в военных действиях осенью 972 г. 2. Лев снова проявляет свое увлечение схоластикой (см. примеч. 7, кн. VIII). По Библии (Бытие. II, 10-14), из Эдема вытекала река, разделявшаяся?; на четыре рукава, один из которых - Евфрат. 3. Немецкий переводчик понимает это место иначе: " Снарядился для похода " (Лоретте. 146). 4. Видимо, рассказ о Никите - еще один эпизод из жизни знакомых Льва. Не исключено, что именно через эту семью Лев имел протекцию при дворе - недаром он с такой почтительностью пишет об отце Никиты. 5. Эмет, Амида (совр. Диаберкир) - город в верхнем течении реки Тигр. 6. Миефарким (Мартирополь) - армянский город в Месопотамии, ныне Хиль-ван (Турция) у Евфрата (Хонигман. 1935, 154). Характерно, что Лев, расхвалив город, не знает старого его названия. 7. Нисибис, Низибия, город южнее Мартирополя, в течение ряда веков был яблоком раздора между Персидской державой, Арменией и Римом, между Византией и арабами. Согласно Яхъе, Нисибис был взят 12 октября 972 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

При пении антифонов, монахи постепенно подводят принимающего схиму к солее, следуя в этом случае тому же, приблизительно, порядку движения, какой наблюдался, когда постригающийся шел к алтарю в первый раз, чтобы произнести монашеские обеты. Но интересно здесь отметить, что если при начале обряда великого пострига брат сам, как выражаются наши памятники, εσρχεται и ρχεται к алтарю 404, л. 147 об. и л. 148 об.; 213, Εχολ. с. 1029; СД,л. 10; 343; 100; 971, с. 258; 133, с. 280), то к облачению ведут его монахи (φρουσιν ο μοναχο), только что участвовавшее в пострижении 474, л. 163, 213, с. 1033; СД; 343; 100; 971, с. 259; см. Εχολ., с. 815). Идея близко-сердечного и участливого отношения со стороны монахов к новому иноку, ставшему после пострига их собратом, находит наилучшее выражение в таком образе их поведения пред облачением. Из братий в особенно близкие духовные отношения вступает с ново-постриженным иноком один, так называемый восприемник ( νδοχος). Его особому попечению игумен вверяет пострижника. Восприемник становится для пострижника духовным отцом и руководителем жизни. И теперь, при возложении схимы на новопостриженного монаха, восприемник проявляет как бы отеческую заботливость о своем духовном чаде, принимая, – как указывают наши памятники, – самое деятельное участие в облачении его в великосхимнические одежды. Где, в какой части храма происходит облачение инока в великосхимнические одежды? – Одни из памятников обходят этот вопрос молчанием, как и 971; другие отвечают на него довольно неопределенно: πλησον τν γων θορν – 133 (Εχολ., см. с. 815), εσελθντος ες τν εκκλησαν, νδει ατν νδοχος – 604 (Εχολ., с. 562). Но 213, СД., 343 и 100 прямо указывают место облачения. Это – τ βμα, куда иерей возводит (εσγει) инока для облачения, κρατσας τς χειρς ατο 213, с. 1033; СД, л. 19 об. 343, л. 100; 100). Что такое τ βμα в древних храмах? Прежде всего, это – возвышенное место в храме, но не амвон, потому что Евхологий, напр., 213, в одном и том же чине называющий и амвон и виму (τ βμα и μβων, с. 1033 и с. 1029), отличает их друг от друга. Из того же обстоятельства, что облачение в великосхимнические одежды происходить вблизи алтарных св. врат, следует, что под τ βμα (вима) наши памятники разумеют алтарь 340 . Таким образом, облачение в великосхимнические одежды необходимо представлять происходящим в алтаре у св. престола. XXII

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010