При Жоховском продолжились конфликты между василианами и главой греко-католич. Церкви, начавшиеся при митр. Гаврииле Коленде, объявившем себя протоархимандритом ордена. Жоховский также объявил себя главой василианского ордена. Василиане подали на него жалобу в Рим, и папа Иннокентий XI в 1686 г. повелел собрать в Новогрудке капитул, где были четко сформулированы принципы, определявшие характер взаимоотношений униат. Киевского митрополита и ордена василиан, подчиненного митрополиту, но обладавшего широкой внутренней автономией. Согласно принятому капитулом документу, возглавлять орден в сане протоархимандрита должен один из монахов-василиан, но не митрополит или иной епископ; назначение униат. епископов должен был совершать король по представлению митрополита, но с согласия протоархимандрита ордена. 26 янв. 1680 г. в Люблине прошел съезд униат. иерархов, в к-ром приняли участие православные. Целью съезда было объединение православных с униатами, задачу свою он не выполнил, поскольку правосл. сторона не намеревалась присоединяться к унии и прибыла на съезд из повиновения светским властям, поддерживавшим идею «новой унии» (до созыва съезда Антоний (Винницкий) и Гедеон (Святополк-Четвертинский) обратились в Москву с просьбой о защите, затем повторили эту просьбу, встречаясь с рус. послами). Братское движение в литовско-белорусской части униат. К. е. в XVII в. почти не развивалось. Братства неохотно принимали унию. В кон. XVII в. униат. объединения мирян активизировались с целью защиты униат. Церкви от полонизации и латинизации. Южная часть униатской К. е. в 1596-1700 гг. В киевской части митрополичьей епархии положение униатов оказалась сложнее, чем на белорусско-литов. землях. В 1596 г. делегаты из Киева присутствовали только на правосл. Соборе, но уже в том же году униаты заняли в Киеве Софийский собор и Выдубицкий мон-рь. Вероятно, наместник митрополита Ян Крушинский (коморник киевский) принял унию. В 1596/1600-1610 гг. проходил 1-й этап распространения унии на Киевщине. В 1597 г. кор. Сигизмунд III распорядился передать Киево-Печерскую архимандритию униат. митрополиту, местные магистрат и духовенство должны были подчиниться власти униатского первоиерарха. Однако к кон. 90-х гг. XVI в. униаты владели в Киеве только Верхним городом с собором Св. Софии, «нагорными церквами» и Софийской слободой. Среди первых греко-католиков в Киеве был «нагорный поп» Филипп, в 1605 г. в унию перешел киевский протопоп Иоанн Мужиловский. После вступления на кафедру Ипатия Потея мероприятия по насаждению унии стали более решительными. 2 окт. 1599 г. король объединил должность печерского архимандрита с саном униат. Киевского митрополита. В течение длительного времени униаты пытались завладеть Киево-Печерской архимандритией. Несмотря на усилия светских властей, Рима и некоторых магнатов, мон-рь остался православным.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

1841. Т. 3. С. 221 и др.). Местопребыванием наместников был Киев, куда направлялись касающиеся их грамоты. Первые сведения о киевских наместниках общерус. митрополитов относятся к кон. XIV в., первоначально это были исключительно духовные лица, с кон. XV в. среди них стали появляться светские «паны». Возможно, уезжая из Киева в Москву в 1390 г., митр. Киприан поставил своим наместником Фому (Изуфова), старца с Афона . В 1396 г. митрополит заменил Фому на этой должности архим. Тимофеем (киевляне обвинили Фому в том, что он отравил литов. правителя Киева кн. Скиргайло на пиру на митрополичьем дворе). В 1404 г. митр. Киприан лишил архим. Тимофея наместничества и отослал его вместе со всеми прислужниками в Москву, на его место был назначен архим. Феодосий, настоятель московского в честь Преображения Господня мон-ря . Т. о., наместниками митрополита в Киеве были высокопоставленные духовные лица. Нового наместника назначил свт. Фотий, находившийся в Киеве в 1409-1410 гг. В 1414 г. Литовский вел. кн. Витовт, решивший поставить на митрополичью кафедру Григория Цамблака, приказал переписать все имения кафедры и раздал их «паном своим», наместников митр. Фотия ограбил и выслал в Москву. По-видимому, новый наместник был назначен митр. Фотием в 1420 г., после примирения с Витовтом. В 1451 г. митр. св. Иона назначил киевским наместником протодиак. Михаила, в 1455 г. фиксируется наместник архим. Давид, после него архим. Акакий - лицо особо близкое к митрополиту (старец из его кельи). Отношения главы Церкви с наместниками не всегда складывались благополучно. Так, требуя от архим. Давида явиться в Москву, митр. Иона угрожал ему отлучением от Церкви. До сер. XV в. власть митрополичьего наместника распространялась не только на киевскую, но и на белорусско-литов. часть К. е. О «наместничестве» общерус. митрополита подробно говорится в грамоте митр. св. Ионы Михаилу 1451 г.: «Приказал есмь ему держати наместничьство свое на Киеве, и в Вилне, и в Новегородке, и в Городне, и по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви, которыи из старины потяглы при моем брате при Фотеи митрополите к тому нашему наместничьству» (АИ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Выполняя определение Синода, Н. покинул Киев и выехал в Петроград, где встретился с некоторыми членами Синода. Протопр. Николай Любимов в своем дневнике отметил, что вечером 27 мая у него был Н., просивший «о пересмотре его дела» (Российская Церковь в годы революции. 1995. С. 84). Затем он отправился в Саратов, где пробыл ок. месяца. Между тем под давлением ряда членов Синода обер-прокурор Львов согласился отменить решение о переводе Н. из Киева. Протопр. Николай Любимов в своем дневнике от 30-31 мая отметил, что экзарх Грузии архиеп. Платон (Рождественский), побывавший в Киеве для изучения ситуации на месте, «уговорил наконец В. Н. (Львова.- Н. З.) согласиться на возвращение епископа Никодима в Киев» (Там же. С. 192). 22 июня 1917 г. Синод принял определение, к-рое предписывало вернуть Н. «на кафедру епископа Чигиринского, викария Киевской епархии» (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 777. Л. 3). Все лето 1917 г. церковная ситуация в Киеве и епархии продолжала обостряться. Чтобы противостоять раскольническим тенденциям, в сент. Н. создал новую церковную орг-цию - Союз пастырей г. Киева, в к-рый вошли все викарные епископы и ок. 60 священников (к кон. 1917 в Союз пастырей входили ок. 80 священников, т. е. большинство киевского духовенства). Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской и Галичский. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской и Галичский. Икона. 10-е гг. XXI в. После прихода большевиков к власти в Петрограде и Москве Центральная рада в Киеве провозгласила 7 нояб. 1917 г. создание Украинской народной республики (УНР). В нояб. в Киеве начала действовать организованная автокефалистами Всеукраинская православная церковная рада (ВПЦР), определившая себя как временный орган управления Украинской Церковью. 9 дек. 1917 г. группа членов ВПЦР прибыла в покои митр. Владимира в Киево-Печерской лавре, где ему было «заявлено словесное постановление рады о том, чтобы был удален из Киева Преосвященный Никодим, епископ Чигиринский» (Венок на могилу высокопреосв.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

21 апр. 1935 г. был закрыт последний действующий монастырь Киева - жен. Введенский на Печерске. Схиархиеп. Антоний (Абашидзе). Фотография. 30-е гг. ХХ в. Схиархиеп. Антоний (Абашидзе). Фотография. 30-е гг. ХХ в. 21 янв. 1934 г. XII съезд КП(б) Украины принял решение о переносе столицы из Харькова в Киев. Вначале власти не разрешали переместить центр Украинского экзархата из Харькова в Киев, хотя вопрос об этом обсуждался. Впрочем, архиеп. Константин имел право посещать Киев, он совершил в новую столицу 1-й визит в марте 1934 г., как следует из его показаний, данных на следствии в 1937 г.: «В связи с переводом столицы из Харькова в Киев я прибыл к месту своего нового служения 29 марта 1935 года. На Киевщине было 170 приходов, из них 70 функционировало и 100 взяты под заготзерно» (цит. по: Шоломова С. Б. Служенья узкие врата. Х., 2007. С. 120). В 1934-1935 гг. в Киеве оставались действующими 7 канонических («старославянских») и 5 обновленческих («синодальных») церквей. С 27 марта 1934 г. в Киеве стал служить близкий соратник архиеп. Константина Уманский архиеп. Филарет (Линчевский). Хотя еп. Филарет был назначен в кон. 1934 - нач. 1935 г. епископом Житомирским (что, по-видимому, предусматривало возрождение самостоятельной Волынско-Житомирской епархии), он не был утвержден на кафедре властями и с нач. 1936 г. служил настоятелем ц. Николы Набережного на Подоле в Киеве, управлял церковной жизнью на Житомирщине через своего представителя. В Киеве он был арестован в 1937 г., впосл. расстрелян. Руководители оппозиционно настроенной в отношении экзарха Константина части клира - киевские священники Александр Глаголев, Александр Браиловский и Адриан Рымаренко (см. Андрей (Рымаренко) ) 13 июня 1934 г. отправились в Москву к митр. Сергию (Страгородскому) с ходатайством об оставлении на Киевской кафедре в случае окончательного перевода в Киев центра Украинского экзархата архиеп. Сергия (Гришина). Однако их просьба не была удовлетворена, и после перемещения центра экзархата в Киев архиеп. Сергий получил назначение на Харьковскую кафедру, Харьковский митр. Константин (Дьяков) стал Киевским.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В XVII в., с эпохи свт. Петра (Могилы ; 1633-1646), митр. Киевского, повышенное внимание уделялось агиографии в украинско-белорус. лит-ре, этот жанр переживал расцвет. Активизация развития Ж. л. в Западнорусской митрополии стала следствием усиления антиуниат. и антипротестант. полемики. В защиту Православия от обвинений в безблагодатности и еретичестве в 30-х гг. XVII в. был составлен ряд произведений на польск. языке: новая редакция Киево-Печерского патерика Сильвестра (Коссова) , «Тератургима» Афанасия (Кальнофойского) , в к-рой повествуется о чудесах от иконы Божией Матери и от мощей святых в Киево-Печерском мон-ре, «Сказание о чудесах» (Parergon cudów) от Купятицкой иконы Божией Матери Илариона (Денисовича) (1638). В сер. XVII в. появилась редакция Киево-Печерского патерика, принадлежащая перу архим. Иосифа (Тризны) , в 1661 г. в Киеве вышло 1-е издание Патерика. В 1665 г. во Львове был издан свод кратких сказаний о чудесах Пресв. Богородицы и о Ее чудотворных иконах «Небо новое с новыми звездами» Иоанникия (Галятовского) . В 1670-1700 гг. неск. раз издавалось Житие равноап. кн. Владимира, «выбранное из Летописца русского». В 1677 г. в Киеве была издана Служба Казанской Божией Матери. К кон. XVII в. были созданы повести о находившихся в Киеве мощах вмц. Варвары и о прав. кнж. Иулиании Ольшанской . В Белоруссии и на Украине имели хождение рукописные сборники переводов житий с лат. и польск. языков на «просту мову». Систематизация восточнослав. Ж. л. в печатном издании была осуществлена Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) , издавшим в Киеве в 1670 г. на польск. языке «ywoty witych», где сведения о святых излагались в т. ч. и виршами. Это издание стало предшественником Миней-Четьих свт. Димитрия Ростовского, работа над к-рыми началась по благословению архиеп. Лазаря. А. А. Романова, С. А. Семячко, Э. П. Р. 3. XVIII - нач. XX в. 3. XVIII - нач. XX в. В XVIII в. развитие рус. Ж. л. замедлилось, новые тексты почти не создавались. Наиболее значимые из появившихся в этом столетии агиографических сочинений - Житие свт. Димитрия Ростовского, составленное в 1757 г. и впосл. перерабатывавшееся, и написанные в 60-х гг. архимандритом Жёлтикова мон-ря и ректором тверской ДС Макарием (Петровичем) Жития Тверских святых - свт. Арсения и блгв. кн. Михаила Ярославича. Агиографические сочинения архим. Макария, сохраняя все признаки средневек. житийного текста, отражали идеи эпохи Просвещения (учение, долг, служение, польза), содержали образы и символы эпохи барокко. В работе над текстами архим. Макарий стремился как можно полнее передать источники. Так, при создании Жития блгв. кн. Михаила Ярославича была использована не только одна из предшествующих редакций Жития, но и Повесть о тверском Отроче мон-ре и Житие блгв. кнг. Анны Кашинской (на тот момент находившееся под запретом).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Решающим моментом формирования русской литургической традиции стало Крещение Руси в 988 г. В княжение св. равноап. Владимира († 1015) и особенно Ярослава Мудрого († 1054) на Руси были построены многочисленные церкви, переводились с греческого и переписывались книги, в крупных городах создавались школы для обучения клириков. О том, каким было рус-ское богослужение в кон. Х – сер. XI в., из-за отсутствия источников можно лишь догадывать-ся. Безусловно, оно было византийского происхождения, однако нельзя точно утверждать, какой из двух принятых в то время в К-поле богослужебных уставов – Студийского мон-ря или Вели-кой церкви Св. Софии в К-поле (песненное последование) – использовался Русской Церковью . Возможность употребления на Руси торжественного песненного последования заставляют пред-положить несколько сохранившихся древнерусских Кондакарей (напр., нач. XIII в.– РНБ. Q. п. I. 32). Элементами песненного последования можно считать и некоторые литургические чины (вход на утрене, праздничные литии и др.), сохранявшиеся в обиходе собора Св. Софии в Нов-городе в XVI в. и перешедшие оттуда в московское богослужение в XVI–XVII вв. О распростра-ненности Студийского устава уже в нач. XI в. можно заключить из летописного сообщения под 1015 г. о убиении св. кн. Бориса – св. страстотерпец пел перед смертью «заутреню», включаю-щую в себя «оксапсалмы» (шестопсалмие) и «канун» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 133), т. е. утреню по Студийскому уставу. За богослужением в кон. Х – сер. XI в., возможно, использовались южнославянские переводы богослужебных книг, но уже в XI в. в Киеве был осуществлен новый перевод богослу-жебных книг с греческого – древнейшие русские Минеи кон. XI в. не соответствуют южно-славянским Минеям того времени ни по составу памятей, ни в редакциях текстов. До кон. XI в. в некоторых храмах богослужение (по крайней мере отдельные его части) совершалось по-гречески – в памятниках этого времени нередко встречаются непереведенные греческие выра-жения. Это объясняется тем, что первоначально клир Русской Церкви в значительной степени состоял из священнослужителей-греков, пользовавшихся принесенными с собой богослужеб-ными книгами. 3. XI–XIV века

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Престол и орудия Страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XIV — нач. XV в. Престол и орудия Страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XIV — нач. XV в. Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире она имела рукоять с трехлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На обороте иконы изначально было либо Распятие, либо Престол с орудиями Страстей; композиция могла неск. отличаться от сохранившегося изображения кон. XIV - нач. XV в., где представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, 4 гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии - символ Св. Духа - белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружен 8-конечный Голгофский крест, по его сторонам копие и трость с губкой. Исследователи отметили смысловую связь скорбного образа Богоматери на лицевой стороне с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте иконы и отнесли В. и. к Богородичным образам с актуальной для XII в. «страстной тематикой» ( М. Богородица Владимирска//ЗЛУ. 1985. Т. 21. С. 29-50; Сарабьянов В. Д. «Богоматерь Страстная» из Дмитриевского мон-ря в Кашине//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Русь. Византия. Балканы. XIII в. С. 311-325), с наглядно выраженным «жертвенным символизмом» ( Этингоф. С. 139). Лик Богоматери выполнен по зеленовато-оливковому санкирю прозрачными слоями светлых охр и розово-красной подрумянки. Все красочные слои сплавлены, тональные переходы незаметны. На освещенных частях лежат мазки белил, в тенях и по контурам - красные и коричневые описи. В утонченных чертах лика воедино слились греч. тип образа и вневременной духовный идеал правосл. культуры, выраженные языком визант. художественной традиции кон. XI - нач. XII в. Очертания тонкого, с горбинкой носа переходят в длинные спрямленные линии бровей. На переносице санкирная тень образует скорбную складку, усиленную тенями под бровями и нижними веками миндалевидных глаз с темными, поднятыми кверху зрачками.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Со 2-й пол. XIX в. вновь появились изображения О. в визант. короне-камилавке, к-рая приобретает сходство с шапкой. На иконе 1882 г., написанной В. Д. Поленовым для иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцеве (Гос. ист.-худож. и лит. музей-заповедник «Абрамцево»), у О. под камилавкой распущены волосы, в левой руке она держит посох с набалдашником в виде скипетра. Такие же головные уборы, на к-рые поверх камилавки надет белый плат, закрывающий шею, присутствуют в ряде икон кон. XIX в. (частные собрания), напр., на иконе нач. ХХ в. (после 1908, собрание В. М. Федотова, см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 296-297. Кат. 327). Ряд эскизов для иконы О. сделал В. М. Васнецов в процессе работы над эскизами для росписей и икон Владимирского собора в Киеве (с 1885). В 1893 г. он закончил работу над иконой О. для нижнего иконостаса собора (акварельный эскиз в ГТГ). Вместо византийской короны-камилавки на О.- княжеская шапка с меховой опушкой, надетой поверх белого плата, его свободный конец спускается через правую руку, которой княгиня поднимает золотой крест, в левой руке на белом платке она держит модель деревянного храма; сбоку на поясе - меч (на эскизе). Эта икона была растиражирована в хромолитографиях, в т. ч. на металле (КБМЗ), и стала основой для вольных копий (напр., поясная икона кон. XIX в. в Знаменской ц. в Переяславской слободе в Москве, происходит из Ольгинской больницы). В золотой шапке с меховой опушью О. изображена на иконе «Св. Никита Исповедник и равноап. кнг. Ольга» мастерской В. П. Гурьянова - благословение Б. Б. и О. Г. Шереметевых дочери Ольге (1912, Государственный музей-усадьба «Остафьево»); в шлемообразной золотой шапке с крестом на верху О.- на иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (ГМИР). Икона О. (ПИАМ, кон. XVIII в., переписана со значительными изменениями во 2-й пол. XIX в.) представляет сюжет из Жития О.: «о проречении бытия града Пскова» и о строительстве Троицкого храма. На первоначальном живописном слое княгиня в большой имп. короне представлена в 3/4-ном повороте вправо стоящей на берегу р. Великой в левой части иконы, ее взгляд и жест левой руки обращены к правому верхнему углу, где, вероятно, был изображен луч света, согласно ее видению (Степенная книга. 2007. С. 173). На др. берегу реки, в правой части - поставленный О. крест (был святыней Троицкого собора).

http://pravenc.ru/text/2578361.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010