Здание из кирпича, покрыто тесом. В плане Н-образное. Объемно-пространственная структура проста. Состоит из трех частей – центральной и двух боковых крыльев, идентичных по планировке типа камера-сени-камера со входом по центру каждого объема, перекрытие – по деревянным балкам плоское. Здание одноэтажное с подвалами под северными камерами боковых крыльев, входы в подвалы – из сеней. Перекрытие подвалов – коробовые своды. Особую достопримечательность составляют интерьеры с восстановленными печами, каминами, покрытием пола, выполненного из кирпича. Реставрация проводилась с 1954 по 1958 г.г. Конструкция крыши и декоративные оформления оконных проемов выполнены по аналогам изображений старопечатных книг, покраска карниза – по аналогам, взятым в кельях Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском. Памятник – самая ранняя кирпичная жилая постройка на Левобережье Украины. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: Строитель, 1986 г., т. 4. Древнейшие кельи, сохранившихся на территории монастыря, размещены с северной стороны собора между колокольней и собором. Эти кельи построены в XVI в. - до того периода, когда произошел крупный пожар во время польского нападения. Тогда здесь размещалось жилище настоятеля монастыря. Эти кельи неоднократно расширялись и отстраивались. В 1941 г. они были очень повреждены, поэтому то, что видим теперь, – реставрация 1954–1958 г.г., в каторой покрытия и некоторые другие элементы являются фантазией тогдашних реставраторов на основе старинных гравюр и аналогичных келий в Новгороде-Северском. Главный южный фасад дома решен довольно эффектно – поверхности стен гладко оштукатуренные и побелены, карниз сделан из нетинькованного темно-красного кирпича. На западном фасаде доминируют три треугольных фронтона, образующих неоправданно сложную форму крыши. Здание в плане Н-образное, объединяет три идентичные части, каждая из которых состоит из сеней и двух жилых помещений с обеих сторон. Эти кельи считаются старейшими жилыми каменными домами Приднепровья.

http://sobory.ru/article/?object=01653

Первые четыре яруса имеют квадратный план (9,5 х 9,5 м) и соединяются внутристенными лестницами. На мощном четверике стоит более лёгкий трёхъярусный восьмерик, завершённый полуциркульными проёмами яруса звона. Плоскости стен колокольни расчленены угловыми лопатками и прорезаны глубокими оконными проёмами, составляющими основную часть её декоративного убранства. Ярус звона насыщен более богоатыми по профилю арками, он снабжён изразцовым фризом и отдельными керамическими вставками. Скромное внешнее убранство колокольни Флорищева монастыря соответствует общей художественной идее и является интерпретацией архитектурного образа главных монастырских зданий. Колокольня по высоте (49,5 м.) принадлежит к числу крупнейших столпообразных сооружений XVII века (к примеру, высота самой значительной колокольни Ярославля - около 40 м, Ростовского кремля - 38 м, и только ярусные колокольни московских монастырей поднимались тогда на высоту около 70 м). Между 1682 и 1707 годом с южной стороны к колокольне был пристроен двухэтажный Настоятельский корпус. Некогда в нижних ярусах колокольни размещалась монастырская библиотека, славившаяся своим собранием уникальных рукописей. В 1766 году на шестом ярусе появились башенные часы с боем. Они были утрачены, но в настоящее время восстановлены и исправно отмеряют течение времени. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2011 Колокольня (1681) имеет вид высокой башни с восьмигранным верхом, поставленным на четверик основания. На ярусе звона и на шатре видны изразцовые вставки. В высоком четверике колокольни в старину размещалась библиотека. Она была основана одним из настоятелей монастыря, крупным церковным деятелем Илларионом и славилась богатым по тому времени собранием рукописных и старопечатных книг. В 1681-1707 гг. к колокольне с юга был пристроен жилой двухэтажный корпус для настоятеля. В 1766 г. поставлены башенные боевые часы. Из книги «Памятники истории и культуры Горьковской области» под ред. проф. Фадеева В.П. Горький. Волго-Вятское книжное издательство, 1981 г., стр. 192 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37256

Придел — самый низкий из трех объемов, прямоугольный в плане, трехкамерный, вытянутый с запада на восток, с восьмериком над средней камерой, перекрытым сомкнутым сводом, завершенным барочной главой с декоративной главкой. Переход от четверика к восьмерику повторяет подобную конструкцию в центральном объеме, но с металлическими стяжками. Восточная и западная камеры перекрыты сомкнутым сводом. Декор фасадов придела значительно проще, чем на центральной и алтарной частях. На каждом фасаде у него по одному окну, а угловые лопатки-пилястры начинаются у половины высоты. Ребра восьмерика имеют крепованные неширокие пилястры, окна обрамлены наличниками, завершающий карниз декорирован арочками и кронштейнами-гирьками. Треугольные разорванные фронтончики с гирькой, украшающие наличники окон, ширинки-кессоны, колонки с перехватом «городчатый» поясок позаимствованы в русской архитектуре. Убранство интерьера утрачено. Памятник реставрируется. Колокольня, 1700 г. В стиле барокко. Кирпичная, оштукатуренная, двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане, верхний — восьмерик с арочными проемами в каждой грани, увенчанный высокой шлемовидной главой. В нижнем ярусе устроен проезд и проход на монастырское подворье. Декор нижнего яруса очень сдержанно украшен угловыми пилястрами и карнизом, а верхний — раскрепованными пилястрами на углах граней и оригинальным венчающим карнизом с кронштейнами — раскреповками. У основания восьмерика проходит пояс разномасштабных ниш с вставками ярких поливных изразцов синего, зеленого и золотистого цветов. Стены, ворота, башня, XVII в. Вокруг монастыря была построена кирпичная побеленная стена с казематами, перекрытыми сводами, с башнями на углах и воротами с колокольней. В плане стены имели вид шестиугольника, вытянутого с запада на восток. Сохранились небольшие фрагменты стен, северо-западная башня и ворота с колокольней. Башня примыкает к углу трапезной, круглая в плане с подвалом, одноярусная, завершена широким карнизом с поребриком и зубцами. При постройке трапезной над башней возведена одноярусная колокольня в виде восьмерика, увенчанного шатром. Грани колокольни с арочными проемами обработаны пилястрами, нишами, архивольтами. В конце XIX в. вся территория монастыря, включая новые здания келий и хозяйственный двор, были обнесены кирпичной оградой с трехаромными воротами, которые не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=10027

В преддверии трапезы повешено замечательное живописное изображение Страшного суда, картина большого размера, писанная, (как значится в надписи внизу) 1721 года, иностранной, отличной от наших, и весьма сложной композиции. Середина подвального этажа занята выходом для хранения припасов: а в юго-западном и северо-западном углах подвала в камерах устроены две амосовские печи, которыми, посредством проведенных от них чугунных и железных труб, нагревается все здание братской трапезы. 5) С северной стороны трапезы построено деревянное двухэтажное здание. В одной части этого здания устроен бассейн, в который из колодезя, находящегося на северо-западной стороне от монастыря, набирается по чугунным трубам вода, посредством водоподъемной машины, устроенной 1801 – 1804 г. под наблюдением машиниста Димитрия Шульгина. Из бассейна же, посредством труб, снабжаются водою братская трапеза, хлебопекарня, просфорня, квасоварня и воскобелильный завод. В другой части того же здания находится кладовой амбар с каменным ледником, для хранения разной монастырской провизии. 6) В северо-западном углу монастыря – конный двор деревянного строения. Кроме конюшен и сараев, на этом дворе построены келии для эконома и его помощника, и каменная хлебопекарня с мезонином, в коем помещаются братские келии. Тут же, и каменная квасоварня с каменной избой и каменным ледником. В угловой башне на сем дворе, внизу под сводом, помещена кузница, а в двух верхних ярусах – четыре братских келии. Двор устроен в 1889 году, квасоварня – в 1845 году, а хлебня – в 1871 году. В 1856 году между въездными воротами и угловой северо-западной башней устроена каменная изба для помещения рабочих; а в 1857 году поверх ограды, от угловой башни до квасоварни, надстроен второй этаж из деревянных столпов, обложенных кирпичом; занят братскими калиями. б) На северной стороне: 1) Возле Никольских ворот, к северо-западной угловой башне, пристроен каменный двухэтажный корпус с братскими калиями и с, выходящей вне монастыря, лавочкой для продажи белого хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Нет, не облако. Нет, гора, а облака цепляются за верхний ее двузубец, и в этом есть что-то синайское, тут, действительно, престол неба. Весь переезд море было покойно, теперь качка усиливается. Чаще летят в лицо брызги, но все стою, все смотрю, вот он, наконец, дальний, загадочный Афон, Святая Гора — я плыву к ней вторую неделю. Чем ближе подходим, тем яростнее ветер. Теперь видны уже верхи холмов всего полуострова афонского, все забиты клубящимися тучами, холод и влага летят оттуда. Неприветливо меня встречает Афон. Что-то грозное есть в этой горе, обрывом срывающейся в море, ветхозаветно-грандиозное. Волны кипят у ея оконечности. Нашу «Керкиру» начинает швырять. Точно бы кто-то, трубящий в огромный рог, отнимая его на минуту, гремит: «Хочешь видеть адамантовую скалу? Вот она! Но велик и страшен Бог!» Когда подошли совсем близко, стало несколько тише. Вдоль берега мы подымались к пристани Дафни, проходя мимо ущелий и холмов, мимо монастырей, то гнездящихся уютно, в складках местности, то, как Симонопетр [ ], воздымающихся на головокружительной скале, прямо сливаясь с нею, увенчивая. — Как будем приставать в такую бурю? Ну, да впрочем, здесь уж все, как полагается. Это значило приблизительно то, что мудрить нечего, особенный мир, все равно своей волей и соображениями ничего не прибавишь. И, несмотря на седые полосы туманов, дождей в горах, на холодный ветер, волны, мы на Дафни благополучно спустились в лодки, танцевавшие вокруг, и через несколько минут были на пристани. Еще с борта «Керкиры» видел я подходившую от нашего монастыря лодку (ясно выступали влево на берегу колокольни и главы, кресты крупнейшей русской обители на Афоне — монастыря св. Пантелеймона). В ней стоя греб худощавый и высокий монах в шапочке. Подойдя к Дафни, ловко и быстро перебежал на корму, закинул небольшой якорь. Что-то веселое и непринужденное было в его движениях. — Из русского монастыря? — спросил я его. — Да, да, так точно. Он поднял на меня худую и приятно-загорелую голову нашего «калужского» вида, со светло-голубыми и живыми глазами, ярко выступавшими на более темном лице. Все оно, как и глаза, было полно ветра, веселости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Москве пройдет VIII Фестиваль русских звонов «Даниловские колокола» 22 сентября 2017 г. 13:33 24 сентября 2017 года в Москве пройдет VIII Фестиваль русских звонов «Даниловские колокола». Звоны будут исполняться на колокольне Данилова ставропигиального мужского монастыря . Нынешний праздник совпадает с круглой датой: ровно 10 лет назад состоялась торжественная церемония передачи первого из восемнадцати возвращенных Гарвардским университетом Даниловских колоколов — двухтонного колокола «Будничный», отлитого в XVIII веке. О тех днях вспоминает наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) : «В первый наш приезд в 2003 году нам довелось увидеть основной набор — 17 исторических колоколов нашей обители. Все они находились на башне Лоуэлл Хаус. Но 18-й колокол, четвертый по размеру, был расположен отдельно, в здании Гарвардской школы бизнеса. На первых переговорах о нем не было и речи, да и впоследствии с большим трудом удалось выйти на его владельцев. Поэтому, даже в Гарварде не верили, что хозяева захотят его обменять так же, как это планировалось с остальными. Так что то, что этот колокол вернули вообще, да еще первым, за год до основного набора, для нас яркий пример чуда. Мы с глубокой благодарностью к Богу и людям вспоминаем об этом». С каждым годом праздник «Даниловские колокола» набирает все большую популярность. B VIII Фестивале русских звонов примет участие небывалое количество звонарей из России, ближнего и дальнего зарубежья. Четверть от числа нынешних исполнителей — женщины. Столь внушительный круг участников удалось собрать, благодаря содействию Правительства Москвы. Звоны будут исполняться на восемнадцати исторических колоколах монастыря, возвращенных из Гарвардского университета в 2008 году. Фестиваль совпадает с началом нового учебного года на «Даниловских курсах звонарского мастерства», на которых желающие смогут постичь азы русского традиционного звона. Начало мероприятия в 12.00. Телефон и адрес обители: +7 (495) 958-11-07; ул. Даниловский вал, д. 22 (ст. м. «Тульская»).

http://patriarchia.ru/db/text/5012457.ht...

К нач. 1920 г., после возвращения советской власти, часть помещений К. м. была занята бойцами 119-го батальона. В окт. 1920 - дек. 1922 г. настоятелем К. м. был еп. Рыльский Никон (Пурлевский) , непосредственное управление обителью осуществляли члены правления, избираемые из числа братии. В его состав входил и иером. Иеремия (Куркин; † 1930), впосл. архимандрит мон-ря. В нояб. 1921 г. при осмотре монастыря инспектором Курского губ. отдела управления Брусенцовым выяснилось, что жилые корпуса заняты 26-м батальоном войск внутренней охраны республики, а доступ насельникам во внутренний двор запрещен. С нояб. 1921 г. игум. Иеремия входил в состав комиссии от монашеской общины, учрежденной для предотвращения расхищения и осквернения закрытой Воскресенской ц. В 1922 г. К. м. насчитывал 36 насельников, проживавших в условиях, когда уже «весь двор мужского монастыря и помещения на нем были заняты 20-й отдельной стрелковой ротой при Губполитуправлении (бывш. 26-й батальон ВВЧК)». В 1924 г. К. м. был окончательно закрыт, архим. Иеремия уехал в родное с. Дровосечное Малоархангельского у. Орловской губ., где до ареста в 1930 г. служил священником в Покровской ц. В окт. 1926 г. Курский губполитпросвет обратился в президиум Курского горсовета с ходатайством «о закреплении и передаче Курскому краеведческому музею всей усадьбы и зданий бывшего мужского монастыря». 2 нояб. 1926 г. президиум Курского горсовета удовлетворил это ходатайство, и 23 нояб. горкоммунотдел составил акт передачи музею монастырской усадьбы (площадью 6176,94 кв. м). Летом 1926 г. в архиерейском доме были устроены выставочные залы для промышленно-экономического отдела краеведческого музея, оборудованы 2 рабочие комнаты и комната б-ки. Неск. монастырских флигелей музей сдавал в аренду различным предприятиям и учреждениям, Воскресенскую ц.- Архивному бюро под архивохранилище. В 1932 г. Знаменский приход был закрыт, в 1935 г. снесли 4 маленьких купола и обе колокольни, в помещении собора оборудовали кинотеатр, к-рый в 1937 г. назвали «Октябрь». Во время Великой Отечественной войны здание кинотеатра выгорело. В нояб. 1945 г. все постройки К. м. были переданы заводу низковольтной электроаппаратуры, в центральной части собора устроен склад оборудования, в трапезной - штамповочный цех, а в помещении с юж. стороны - цех пластмасс. Др. цех размещался в подвале Воскресенской ц. В 2 башнях монастырской ограды находились склады. В 1956 г. отремонтированный кинотеатр «Октябрь» вновь был открыт. В 1956-1989 гг. в алтарной части Трехсвятительской ц. архиерейского корпуса размещался планетарий.

http://pravenc.ru/text/2462323.html

– В первую очередь – большое желание. Желание человека – это всё. А во-вторых, нужно почувствовать, что способности, которые у всех нас есть, можно разбудить. – Поверить в себя? – Ну, да, веру и молитву никто не отменял. Случай: звонит мне по телефону девушка и – «дрожащим» голосом с акцентом: – Здравствуйте! Вас беспокоят из Польши. А можно приехать к вам поучиться колокольному звону? Что для этого нужно? – Приехать. – Я ничего не умею! – Приезжайте! Она взяла отгулы и приехала на недельку. У нас с ней был экстрим-курс, который закончился фестивалем колокольного звона в Полоцке. Другая история. Лет 14 назад приезжал ко мне послушник из Почаевского монастыря – парню 18 лет. Я послушал: звонит замечательно. Спрашиваю: – Что ты приехал, Паша? – Одним братьям нравится, как я звоню, а другие говорят: «Не ходи звонить, нехороший у тебя звон! Уходи с колокольни!» Он перечислил набор колоколов. У нас в Беларуси ни на тот момент, ни сейчас таких колоколов нет – 10-тонных! Послушал я его: когда он звонил, смысловая нагрузка была какая-то очень напряженная… – Хорошо, говорю, давай по-другому подойдем к вопросу. Что ты представляешь, когда звонишь? – Вечер, костры и вокруг них индейцы пляшут… А я звоню! Вы понимаете, как это красиво, Богдан Владимирович?! – Индейцы!!! Надо бы поменять картинку! И мы в течение двух недель работали над «художественным образом», чтобы братии монастыря картинка понравилась. – Выходит, важно даже то, что в мыслях звонаря? – Это большую роль играет. И когда человек в разном эмоциональном состоянии поднимается на колокольню – совсем разный звон. Казалось бы, низкие частоты, с точки зрения физики, успокаивают, а высокие – будоражат. Но когда звонарь в разных состояниях, то и колокола звучат по-разному. Когда человек в разном эмоциональном состоянии поднимается на колокольню – совсем разный звон Мы с этим молодым человеком поработали. Он уехал. А через месяц сообщает: «Спасибо! Все хорошо! Братия довольны!» Еще ситуация. Был такой набор интересный – всего 6 человек. Один ученик приезжал из украинского монастыря учиться. Другая девочка хотела стать монахиней. И среди них Валерий Иосифович – музыкант лет 60-ти. Говорит: «Я – лауреат национального конкурса по эстрадному пению. Читаю и пою в храме. Колокола у нас появились, нужно, чтобы звонил кто-нибудь». Выясняется, что только месяц назад он на пенсию вышел. А до этого всю жизнь проработал в ресторане. Такой балагур с юмором музыкально-ресторанным!

http://pravoslavie.ru/135784.html

Колончатые наличники окон во втором ярусе храмового четверика красноярского Воскресенского собора завершались треугольными фронтонами. Форма этих фронтонов, представлявшая собой, пожалуй, единственный случай ее использования в каменной архитектуре Центральной Сибири первой половины XVIII века, так же, как и рассмотренные выше наличники, имела свои прообразы в тобольском церковном зодчестве предшествующего времени. Редкая форма очелий колончатых наличников окон широкого восьмерика храмового объема Воскресенского собора в виде двух встречных завитков-волют с двускатной бровкой между ними, восходила к конкретным образцам – оконным обрамлениям Спасского собора (1735-1756 гг.) мужского монастыря и Христорождественской церкви (1755-1758 гг.) девичьего монастыря в Енисейске. Изящно исполненные уверенной рукой енисейца Саввы Паклина, приобретшего зодческий опыт под руководством далматовского уставщика Иоакинфа Стафиева, в период работы последнего в Енисейске, эти наличники наглядно демонстрировали смену художественно-стилевых предпочтений заказчиков и мастера-исполнителя работ при завершении строительства красноярского Воскресенского собора. Источниками заимствований декоративного убранства взамен построек тобольско-тюменского ареала стали каменные храмы культурной столицы обширного Приенисейского края – Енисейска. Апсида холодного храма Воскресенского собора увенчивалась профилированным карнизом из полочек на массивных кубических кронштейнах, получивших огрубленную трактовку из-за отсутствия углублений для керамических вставок. Близкая форма кронштейнов наблюдается на стенах подзвонного яруса колокольни енисейского Спасского собора, декор которого почти целиком принадлежит почерку мастеров далматовского Успенского монастыря. Фасады храмового четверика и восьмерика Воскресенского собора также увенчивались профилированным карнизом из полочек, под которым был протянут пояс мелких частых кронштейнов. Углы четверика и стены алтарной апсиды были обработаны своеобразными округлыми пилястрами с «капителями», составленными из четырех кронштейнов, своей формой, весьма отдаленно напоминающих аканты коринфского ордера. Единственным из известных нам аналогов этой оригинальной формы являются капители пилястр нижнего яруса Воскресенской церкви (1756-1776 гг.) на Нижнем базаре в Тобольске. Это обстоятельство также свидетельствует о прямых заимствованиях зодчими, руководившими начальным этапом возведения красноярского Воскресенского собора, тобольских декоративных форм.

http://sobory.ru/article/?object=23533

Правда, есть известные данные о времени постройки первобытной церкви Notre-Dame. Достоверно известно, что она была построена в начале 12 века и освящена в 1124 г. Графические изображения представляют нам ее окруженную довольно высокими башнями. Следовательно, есть возможность предполагать, даже почти утверждать, что со времени этой отдаленной эпохи колокола уже существовали в этой церкви. Они были в то время необходимы не только для возвещения религиозных церемоний, но и для обозначения народонаселения, при помощи регулярного звона, времени дня. Каждый день колокола приводились в движение, чтобы обозначать канонические часы: утреня (matines) в полночь; часы, отправляемые перед обеднею (laudes) – в три часа утра; первый час (prime) – в шесть часов; третий час (turce) -– в девять часов; шестой час (sexte) – в полдень; девятый час (none) – в три часа; вечерня (vêpres) – в шесть часов; повечерие (complies) – в девять часов. Кроме того, специальный звон Angelus’a, который производился утром, в полдень и вечером. Хотя происхождения более древнего, этот обычай сделался общим в провинциях только в 15 в. Кроме этих указаний времени, установленных повсюду, были еще другие, особенные для каждого монастыря или для каждой церкви. И соседи, и ремесленники, живущие недалеко оттуда, применялись к этим звонкам, чтобы начать или кончить работу, чтобы сесть за стол или предаться отдыху. Из этого видно, насколько важным был звон в жизни наших отцов до 13 века; каждая минута дня, каждое важное действие были обозначены особенным колокольным звоном, непрерывные призывы которого разносились вдоль узких и извилистых улиц старого города, чтобы призывать каждого к работе или к исполнению обязанностей. Но скоро механические часы заменили мало-помалу прежние сигналы и антверпенские жители привыкли находить на циферблатах примитивных часов указания, необходимые для распределения их каждодневных обязанностей. Но все же некоторые важные случаи были по-прежнему возвещаемы колокольным звоном. В Антверпене не было, как в других фламандских городах, каланчи, прилегающей к ратуше; ее заменяла башня Notre-Dame и ее-то колокола и служили магистрату, чтобы возвещать тушение огня, пожар, тревогу, точно так же, как приветствование королевского въезда или возвещение важных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010