Около 8 ноября в местности Троицкого монастыря устанавливается зима, которая должна была остановить военные действия, заставив Поляков заключиться в их станах, или таборах. Но прежде чем заключиться в станах и желая отмстить и несколько вознаградить себя за понесенное поражение, они пытались было нанести поражение осажденным с помощию хитрости; в свою очередь эти, не давшись в обман Поляков, сделали против них сильную вылазку и учинили ожесточенный с ними бой. В один из следующих дней за 9 ноября Поляки, скрыв сильные засады с восточной и северной сторон монастыря в подходящих для того местах, послали к стенам монастырским небольшие толпы своих, чтобы они выманили на себя осажденных и навели их на засады. Осажденные, увидев под монастырем небольшие толпы Поляков, действительно дались было в обман и сделали вылазку. Но стражи, стоявшие на колокольне, увидели сидевших в засаде, начали бить в осадный колокол и воротили назад вышедших на вылазку. В ближайшее к 9 ноября воскресенье, 13 числа, был поутру сильный туман. Пользуясь им, монастырские воеводы решились устроить вылазку, которая превратилась потом в сильное побоище и окончилась великою победою осажденных над Поляками. Воеводы послали вылазных людей на заставы из полков Сапегиных, стоявшие в Благовщенском враге и на нагории к Благовещенскому лесу, и на заставу из полков Лисовского, стоявшую за садами у Нагорного пруда, чт( в конце теперешнего монастырского огорода, который за Конным двором, или же сзади его (а принимать за Нагорный пруд, как принимают, прежний Круглый, теперешний Белый пруд, чт( за Старой гостинницей, должно быть признано за ошибочное, ибо пруд этот был не за садами, а впереди садов, и стоять у него заставе было бы слишком близко от монастыря, а равно и название «Нагорный» мало к нему идет). Высланные против застав Сапегиных скоро побили их гарнизоны, но Сапега выслал против них многие роты, а в свою очередь и к нашим присланы были из монастыря многие конные и пешие люди – завязался великий бой, который кончился тем, что наши прогнали Поляков к Клементьевскому пруду.

http://sedmitza.ru/lib/text/438603/

География распространения саратовских колоколов была очень велика: губернии европейской части России, Кавказ, Урал, Средняя Азия. Оба завода торговали готовыми изделиями на ярмарках в Самаре, Нижнем Новгороде, Симбирске и других городах. Многие храмы впоследствии присылали свои благодарственные отзывы. В краеведческом музее Саратова сохранилось письмо епископа Николаевского Тихона (Оболенского), викария Самарской епархии, от 2 февраля 1902 года, адресованное Николаю Васильевичу Кеменеву. В нем он благодарит владельца завода, говоря: «При неоднократных заказах колокола, отлитые на Вашем заводе, всегда отличались превосходным звоном». Спасти, отдать, забрать и уничтожить В годы Первой мировой вой­ны при отступлении русских войск из Галиции, Бессарабии и Волыни колокола в тех краях были сняты с церквей и эвакуированы по железной дороге в тыл. Позже, во время Гражданской войны, во время наступления Добровольческой армии генерала Деникина на Царицын колокола оттуда также были переправлены по реке Волге в Саратов - чтобы не достались противнику. Таким образом, в 1918-1919 годах на складах Саратовского губернского совета народного хозяйства образовался колокольный фонд из более чем десяти тысяч колоколов. Он располагался в помещениях ликвидированного Крестовоздвиженского женского монастыря. «Эти колокола были обследованы; художественно ценные колокола предполагалось передать Губмузею при губернском отделе народного образования для создания единственного в своем роде колокольного музея; остатки колоколов должны были остаться на складе для использования в качестве металлического сырья, 800 колоколов разного веса из общего колокольного запаса было решено выделить губисполкому для раздачи верующим. Да, именно так: колокола раздавались в бесплатное и бессрочное пользование. 24 апреля 1920 года распоряжением президиума губисполкома была образована особая Комиссия по распределению колокольного имущества. Она работала в здании губернского отдела юстиции на Московской, 85. Коллективы верующих могли получить колокола, направив в губернскую колокольную комиссию установленные документы,- рассказывает в своем материале «Под колокольный звон» саратовский краевед-любитель Геннадий Кузнецов.- Набор необходимых документов был велик: заявление и протокол с постановлением общего собрания прихожан о желании получить колокол, список членов коллектива, сведения о времени образования коллектива и справки и удостоверения о выполненных им повинностях: хлебной, подводной, гужевой и других. Нельзя сказать, что комиссия раздавала колокола всем подряд; она действительно детально рассматривала заявления и принимала мотивированное решение».

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/31/s...

Их предприятие имело привилегию печатать на своих изделиях государственный герб 393 . С 1816 г. мастерская Смирновых стала официально называться заводом 394 . Самое раннее из известных изделий Смирновых, украшенное государственным гербом, относится к 1809 г. Колокольчик отливал Степан Смирнов (коллекция В. В. Уткина, п. Малая Бича, Омская область). Кроме того, в коллекции Валдайского музея имеется колокольчик 1807 г., имеющий изображения государственного герба. Фамилия мастера не указана, но можно предположить в связи с вышесказанным, что это тоже изделие Смирновых. Сигнальный колокольчик для Валдайского вольного пожарного общества В первое десятилетие XIX в. в Валдае работали две семьи колокололитейщиков: Смирновы и Терские 395 . Необходимо отметить, что завод Смирновых славился не только маленькими ямщицкими колокольчиками, но и большими отливками. И. Дмитриев писал в 1839 г.: «Из заводов замечательны колокололитенные: один из них, на котором отливаются лучшие большие колокола, принадлежит братьям Смирновым» 396 . Издания XIX в. подчеркивают первостепенное значение завода Смирновых, на котором при последнем его владельце Николае Смирнове отливались огромные колокола весом более 1000 пудов 397 . Смирновы имели обширные заказы. Они лили колокола для Иверского монастыря в Валдае и Смольного в Петербурге 398 , отправляли изделия в Оренбург, Москву и другие города 399 . И все-таки в первой половине XIX в. Валдай был известен прежде всего благодаря умению местных мастеров отливать маленькие поддужные колокольчики и бубенцы. В этот период в Валдае действовали три колокололитейных завода 400 : с 1816 г. – заводы Смирнова и Митрофанова; с 1841 г. – завод Стуколкина 401 . В начале 1850-х годов открывается еще и завод Лебедева 402 . В конце 1840-х годов на колокололитейных заводах Валдая обрабатывалось до 850 пудов меди на сумму около 11000 рублей серебром, рабочих насчитывалось 50 человек. Сбыт производился в Петербурге и на ярмарках в России 403 . Продукция каждого валдайского завода имела свои особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Слева по борту тянулся поросший леском каменистый берег, периодически вспыхивающий белыми пятнышками монашеских домиков-келий, часто — полуразрушенных, небольшие огороды перемежались садами оливковых деревьев. Паром, деловито рассекая воды, подплывал к возникающим по пути монастырским пристаням — арсанам, снайперски точно опуская на их узкие бетонные полосы широченный носовой трап. «Иваница», пристань «Зографа», «Дохиар», «Ксенофонт»… — узнавал я знакомые мне по фотографиям монастыри. И вот, наконец-то! Из-за очередного поворота показалась бухта русского монастыря «Пантелеймон». Мощью и спокойствием веет от громады монастыря: от островерхой колокольни, куполов Покровского храма, множества окружающих церквей и корпусов — всего силуэта, который по какому-то необъяснимому внутреннему соответствию производит впечатление развалившегося на берегу отдохнуть и задремавшего могучего богатыря. Посреди арсаны, словно вбитый гвоздик, чернела фигурка в длинном тёмном одеянии, по приближении оказавшаяся невысоким пожилым монахом в застиранной рясе и такого же вида греческой скуфье-кастрюльке. Сдвинутые густые седеющие брови, растущая из под самых глаз густющая борода и глубоко посаженные глаза придавали ему грозный вид какого-нибудь славянского Перуна (Господи, прости за подобное сравнение!). Он выждал, пока наша группа, состоящая из десятка российских православных мужчин (не считая пары деловито направившихся к монастырю монахов, прибывших на этом же пароме) сгрузится на пристань со своими рюкзаками и спортивными сумками, затем, окинув нас строгим взглядом, объявил: — Меня зовут отец Аий! Сейчас вы, паломники, пройдёте в архондарик, зарегистрируетесь у архондаричьего и оставите там свои вещи. После того, как вас угостят кофе с лукумом и вы получите ключи от келий, вы пройдёте вон в те ворота на территорию монастыря и там, на площади перед собором святого Пантелеймона, ровно через час, я буду вас ждать! Я проведу для вас ознакомительную экскурсию по монастырю, вы подадите сорокоусты и остальные поминания. Итак! Меня зовут отец Аий! Я жду вас ровно через час! Я затрепетал.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

Широкий восьмерик красноярского собора завершался главой на восьмигранном барабане, грани которого были прорезаны узкими вертикальными проемами. Судя по фотоснимкам здания рубежа XIX-XX вв., ребра барабана храмовой главы были обработаны едва намеченными вертикальными волютами, поддерживавшими профилированный карниз барабана. В последней четверти XVIII века выразительные по пластике вертикальные волюты подглавных барабанов получили широкое распространение и стали характерным признаком произведений церковной архитектуры Центральной Сибири. Ребра восьмигранной шеи храмовой главы были оформлены узкими огибающими лопатками, с профилированными «капителями» упрощенной формы. Судя по рисункам А.Е. Мартынова начала XIX века, изображающим речную панораму Красноярска, первоначально высокая трехъярусная (восьмигранная в верхних ярусах) колокольня Воскресенского собора имела шатровое завершение. Несмотря на весьма обобщенный характер, изображение Воскресенского собора дает возможность в целом представить первоначальные формы колокольни здания. На низкий четвериковый ярус колокольни был водружен вертикально вытянутый двухъярусный восьмигранный столп, ярус «звона» которого был прорезан арочными проемами с архивольтами. Композицию колокольни увенчивал стройный кирпичный шатер с ярусом слухов. Как показывают фотоснимки здания рубежа XIX-XX вв. ребра восьмигранного столпа колокольни были обработаны огибающими лопатками. Видимый на этих фотоснимках, на стенах второго яруса колокольни пояс мелких ширинок имел позднее происхождение (был выполнен в процессе реконструкции здания в середине 50-х годов XIX в.). Представляется, что архитектурные формы колокольни Воскресенского собора были близки формам колоколен ряда более ранних каменных церквей Енисейска: Христорождественской церкви (1755-1758 гг., колокольня – 60-е гг. XVIII в.) девичьего монастыря, Спасского собора (1735-1756 гг., колокольня - 60-е гг. XVIII в., возможно первоначально имела шатровое завершение) мужского монастыря и Преображенской церкви (1747-1760 гг., колокольня - 60-е гг. XVIII в.) на Торгу. Пропорциональный строй колокольни Воскресенского собора с вертикально вытянутым восьмигранным ярусом, по нашему мнению, обнаруживал наибольшее сходство с колокольней енисейского Спасского собора, в свою очередь восходившей к далматовским образцам (колокольня Успенского далматовского монастыря). Таким образом, использование зодчими красноярского собора формы колокольни с шатровым завершением целиком лежало в русле архитектурной традиции, складывавшейся в 60-х годах XVIII века на территории Центральной Сибири, в отличие, например, от Западной Сибири, где шатровые колокольни исчезли из практики каменного строительства еще в 40-х годах XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=23533

Июля в 9 день дал Ждану старому конюху моршни дубленные новые да рукавици верхницы новые. Дал Анисиму жвецю сапожному моршни дубленные новые да рукавици верхници ветхои сподки новые серые. Да ему ж дал рубашку да портки ветожь. Матфею Плешатому дал моршни дубленные новые. Дал конюху Василью Ваневу моршни дуб[лен]ные новые. Дал Докучаю онучи новые белые. Июля в 25 день дал Левонтью Мидляскому зипун белои Поконин , что был у Ивашка Малого. Дал Семеике Мартухину моршни новые дубленные, что были у слушки Игнатья. Августа в 18 день дал моршни дубленные новые (Л. 15 об.) Калине слуге в хлебню. Августа в 23 день давал шить пять зипунов белых да шестеры ногавицы белыя же – на них пошло сукна 67 локот, положил в казну. Того ж дни дал повару Некрасу подчъвы . Того же дни издержал четыре бруса железа на монастырскои обиход да укладу издержал 5 гривенок на топоры. Сентября в 1 день дал Ермолеи шубу подержану. Того же дни дал Семку Тер[е]хину шубнои кавтан подержан. Того ж дни дал Ондрюше Левонтьеву шубу подержану. Того ж дни дал Фомке шубнои кавтан подержан. Того ж дни дал Ивашку Слобоцкому шубнои кавтан подержан. (Л. 16) Сентября в 7 день Семку Мартухину рукавицы вер[х]ници новые. Да исъдержал трех кож покраины дубленных на заплаты на монастырскои обиход. Да исъдержал три телятины на подноряд на монастырскои обиход. Сентября в 9 день дал Григорью Смолкову рукавицы в полдержь. Того ж дни дал Шарапу чюлки дубленные новые. Лета 7111-го декабря в 2 день по сем книгам богословскои игумен Измаил и соборные старцы и вся братья Богословского монастыря сочикъли старого казначея старца Ферапонта: приход с росходом сошелся. Подписал богословскои диячек Петруня Широхов .   3 1601 г. сентября 1 – 1602 г. августа 23 – Книги прихода и росхода денег казначея старца Ферапонта   (Л. 17) Лета 7110-го сентября в 1 день по благословенью государя отца нашего игумена Аврамья и по приговору соборных старцов: черного священника Кондратья да черного священника Аврамья, келаря старца Вавилы, житников старца Митрофана, старца Игнатья, старца Тита, старца Феогнаста, старца Сергия, старца Деомида и всеи яже о Христе братьи Богословского монастыря с собору приговорили казначея старца Ферапонта быти ему в казначеих и писати ему казеным деньгам приход, хто что возмет или хто что дасть, и ему все то писать в книги приходные подлинно. Осталось от старово казначея от старца Евстратья казенных денег 3 рубля 4 деньги; колокольных денег 11 алтын; в казне в ларце 2 рубля денег.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Оловеник большой в два ведра. Оловеник в ведро. Осмь оловеников середних и малых. Две кружки оловеных. Три ендовы медных больших. Мера медная с ручкою. Ковш медной с носком наливной. Ковш маленькой медной. На квасном погребе: Ендова медная. На гостином дворе: Кунган медной. На конюшенном дворе: Котлик медной. Другое сушило верхнее, а в нем: Пол ведра медная с рукояткою. Братина медная в пол ведра, полужена на оба лица. Труба медная винная, весом пол сема фунта. Восмь сковород блинных, девятая сковорода с скобкою. 48 ставцов с стаканами неолифляных. 35 ставцов красных. 15 ковшиков красных. Две солонки деревянных красных утками. Восемь блюд красных. Миса красная деревянная. 480 ложек красных корельчетых. К церковному делу: Восемь яблоков больших красной меди к церковному делу, в том числе два нечищены, весу в них 7 пуд 14 фунтов. Да к церковному делу красной меди восемь рукавов с кровлями, весу 4 пуда 30 фунтов. Четыре кандеи часовых, слова и травы на них литые колокольной меди, весом 10 пуд 20 фунтов. Шесть личин львовых с кольцами и с шурупы и с запертки зеленой меди, что живут у городовых ворот, и в том числе у двух личин двух шурупов нет, двух заверток, весу в них пять пуд. Пять кубов да две трубы винных подержанных красной меди. Два терета медные красной меди. Ведро медное с двема кольцы, полужено на оба лица. Меди красной дощатой три, весом 20 фунтов. Колокольной меди мелкой 87 пуд. Два колокольчика разбитых, весом 2 пуда 3 чети. Колокольной меди 34 фунта. Окалины медной с братиною 14 фунтов. Запрудной меди десять фунтов. Да к пороховому делу два поддонка в ступу медных, весом 15 фунтов. Два безмена наконешники медные. Оружие: Мушкет Немецкий, ложа раковинная, жагра и замок медный, нагалище суконное, шито из покромей. Пищаль Турска с костьми и раковинами, по местом орленая ветхая. Подсошек раковинной, Немецкого дела, на верху виски медные, подковец железной под медью. Семь мушкетов больших с замками Рускими и со всем. Два карабина Немецкие с Шкотцкими замками. Пищаль винтовая, цвол разной по местом в трех местах замок Польской на Шкотцкое дело, ложа черная резная длинная, осмерик.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На нижнем ярусе здания, на стенках расположенной здесь церкви Богоявления, тоже было сделано несколько интересных открытий. В алтарной части на угловых пилястрах были вскрыты узорные филёнки, руст, небольшие квадраты и треугольники. Здесь, кроме краски серого цвета, была применена жёлтая охра. На северном фасаде церкви удалось обнаружить отдельные фрагменты нарисованного ложного окна. В разных местах сохранилась первоначальная покраска стен темно-вишнёвого цвета. Этот цвет встречается и на других зданиях Переславля. Названные находки давали возможность разработать проект восстановления давно утраченных архитектурных росписей на фасадах здания. В 1991 году был выполнен проект реставрации колокольни (авторы проекта А.И. Карнушин, О.Г. Карнушина и И.Б. Пуришев) с восстановлением первоначальной покраски. Роспись стен и сводов, имитирующая архитектурные детали и скульптурные украшения, нередко встречается в интерьерах парадных залов и вестибюлей в зданиях XVIII-XIX веков. Подобные росписи, обычно серого цвета - так называемая гризайль - широко были распространены в эпоху классицизма, чему немало примеров. Но декоративные росписи с изображением архитектурных деталей на фасадах здания встречаются в России крайне редко. Поэтому находки росписей на стенах колокольни Горицкого монастыря следует считать незаурядным открытием, они расширяют наш круг познаний о российской архитектуре XVIII века. При выполнении проекта в натуре не всё из задуманного удалось выполнить. Из-за ограниченного сортимента красочных пигментов не смогли восстановить темно-вишнёвый цвет стен. Не удалось достать рекомендованные химиками закрепители. Поэтому решено было восстанавливать покраску фасадов доступными красителями - красным суриком, сажей, охрой. В отдельных местах оставлены нетронутыми подлинные фрагменты росписи XVIII века. Так, например, на третьем ярусе северного фасада можно увидеть вскрытые во время исследования балясины и узорную филёнку в основании пилястры. В 1994 году с колокольни были сняты строительные леса, и она предстала вновь почти в том виде, в каком была выполнена во второй половине XVIII века: с разнообразными архитектурными фрагментами, нарисованными на её стенах.

http://sobory.ru/article/?object=05694

Места здесь намоленные… К 40-м годам XX века утвердили проект Волгостроя, начало которому было положено еще в 20-е годы XX века. По этому проекту предусматривалось искусственное расширение реки Волги, создания на ее акватории гидроэлектростанций. Часть волжских городов, расположенных по ее берегам, попадали в зону затопления. Это Иваньковское водохранилище, где полностью была утрачена Корчева (там, где сейчас город Конаково). Угличское водохранилище – Калязин. Калязин теряет две основные части старого города. Старый город располагался на трех частях, – одна из них высокий правый берег реки Волги. Волга здесь делает поворот, та часть, которая была высокой и сохранилась от старого города. Но это самая маленькая часть. В 40-м году Калязин практически уничтожили, разобрали до конца и затопили его территории. В Рыбинском водохранилище мы потеряли Мологу. Колокольню Николаевского собора оставили на месте старого города, потому что именно у колокольни река Волга делает поворот. Ее направление двигается на Углич и далее вниз к Костроме. Калязин является границей Верхневолжских территорий. Колокольню оставили в качестве маяка. Сразу же, как по Волге начали ходить груженые баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки было невозможно, поскольку здесь очень крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк. Она высокая, ее далеко видно. Так и осталась стоять она в воде. В летнее время у колокольни проводятся регулярные молебны. В зимнее – подобраться к ней не всегда возможно, а летом во время Верхневолжского крестного хода именно там заканчивается Верхневолжский крестный ход, который начинается у истока Волги в Осташкове. Здесь он останавливается для совершения молебна. Молебен проводится и у монастырских вод, ведь от Макарьевского монастыря тоже ничего не осталось. На его месте лишь небольшая возвышенность, которая называется «монастырские острова». В 2000-е годы там была возведена небольшая каменная часовенка из красного кирпича. В советское время ходили разговоры о том, что колокольню надо снести. Говорили о том, что ее целесообразно разобрать, так как она немного накренилась из-за непрочности фундамента, но в конце 80 годов XX века фундамент колокольни укрепили и колокольню оставили, как архитектурный памятник. Долгое время этого объекта вообще не было на картах. Сегодня она получила свой паспорт.

http://pravmir.ru/kalyazinskaya-kolokoln...

В 1728 г. обрушился центральный купол сооружения, а в 1736 г. оно пострадало от пожара. При восстановлении в 1754 г. изменился облик памятника: уменьшилось количество куполов (5 вместо 7), появился лепной декор. Здание каменное, прямоугольное в плане, трехнефное, шестистолпное, пятиглавое; из общего объема выступает граненая апсида; угловые башни и трансепт отмечены на фасадах ризалитами. Фасады разделены широким карнизом, оформлены ионическими пилястрами, завершены живописными фронтонами, характерными для гражданских зданий. Особый интерес представляет лепной декор, имеющий барельефный характер. Композиции исполнены подчеркнуто реалистично, даже в интерьере они не связаны с религиозной тематикой. В интерьере сочетаются глубинный и высотный принципы раскрытия пространства. Благодаря делению боковых нефов на два яруса особое значение приобретает центральный неф. Своеобразный характер придает интерьеру лепка; вертикальное движение подчеркивают ионические каннелированные пилястры. Памятник – одно из лучших произведений украинского барокко, где творческая переработка традиций древнерусского зодчества XI-XII вв. сочетается с достижениями барочно-ренессансной архитектуры Западной Европы. Колокольня. В 1785 г. на месте, где любил уединяться Афанасий Лубенский, патриарх Цареградский была построена колокольня в стиле барокко. Колокольня, начата в 1785 г., достроена в 1837–1844 гг. Включена в кольцо ограды и служила главным входом на территорию монастыря. Кирпичная, трехъярусная, с последовательным уменьшением площади и высоты ярусов. В плане первый ярус представляет собой квадрат с закругленными углами, остальные – круглые. Увенчана полусферическим куполом. Фасады первого яруса оформлены четырехколонными дорическими портиками с треугольными фронтонами. Верхние ярусы прорезаны высокими арочными проемами, украшены спаренными колоннами – ионическими во втором ярусе и коринфскими – в третьем, и двумя рядами ниш. Памятник является произведением архитектуры в стиле барокко. Дом настоятеля, 1786 г. Представляет собой каменное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание в стиле классицизма. Устроенная на главном фасаде обширная лоджия ограничена четырьмя тосканскими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=07368

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010