Итак, принимая во внимание деятельность таких лиц, как Алляций, Аркудий и им подобные, можно найти, что коллегия св. Афанасия в Риме, имевшая целью пропаганду римо-католичества среди православных при посредстве лиц греческого происхождения, не оставалась без значения. Но все же значение этой коллегии было не так велико, как ожидали папы. Одной из причин этого последнего явления, кроме явного нерасположения греков к выходцам коллегии, было то, что сама коллегия, чем дальше шло время, тем более стала падать. В середине XVII в. в ней было лишь 18 питомцев, а затем она остается почти без учеников: финансовые папские затруднения отразились неблагоприятно и на состоянии Греческой коллегии в Риме. 348    Из всего вышеизложенного об отношениях римо-католицизма к Греческой церкви следует, что папство не могло иметь успеха на Востоке. Так продолжалось вплоть до начала XIX в. В 30-х гг. нынешнего столетия положение римо-католиков на Востоке значительно изменилось к лучшему. Политические затруднения заставили Порту искать помощи на Западе и просить содействия сильных соседей к устранению неизбежной погибели. Помощь была оказана. А с ней вместе изменилась и политика Порты по отношению к римскому католицизму. Чувство признательности, с одной стороны, а с другой — страх перед сильными римско-католическими государствами заставили ее снисходительнее смотреть на приверженцев папской курии и забыть прежнюю ненависть к ним. А главное — в качестве «больного человека» Турция на все должна была согласиться и на многое беспомощно махнуть руками… Благодаря этому папский двор стал чувствовать себя с этих пор гораздо свободнее и с новой энергией открыл свои действия на Востоке. Католическая пропаганда стала распространяться в Турецкой империи. 349 Положение Греческой церкви, по-видимому, становится в данном отношении день ото дня хуже и хуже. Но об этом нет надобности распространяться: об этом можно найти сведения в наших газетах. Вот, например, одно из таких известий. Римская Конгрегация пропаганды, состоящая под управлением известного католического фанатика, бывшего Познанского архиепископа («примаса Польши») кардинала Ледоховского, в отчете о своей деятельности за последние годы дает интересные сведения об успехах римского католичества на Востоке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Из числа маронитов, способствовавших ознакомлению европейцев с Арабским Востоком, особое место занимает Джибраил ас-Сахьюни (1577–1648). Он также был выпускником Маронитской коллегии, по окончании которой преподавал арабский и сирийский языки в Риме и Париже, писал различные научные сочинения и переводил арабские средневековые труды на латынь. Ас-Сахьюни в качестве редактора принял участие в подготовке издания полиглоты Библии в Париже в 1645 г., перевод арабской части которой был выполнен маронитским епископом Дамаска по указанию римской конгрегации католической пропаганды. Преподаватель арабского и сирийского языков Ибрахим аль-Хакалани (ум. в 1664 г.) был удостоен кардиналом Ришелье [ix] звания придворного переводчика за перевод ряда арабских сочинений. Аль-Хакалани является также автором сочинений по истории арабов, арабской философии и языку. Ему же принадлежит авторство арабо-латинского словаря. Приведенный в приложенном списке литературы Антоин Фаустус Наирон (1635–1707) являлся в Маронитской коллегии профессором сирийского и халдейского языков. В конце XVII – начале XVIII в. выпускник Маронитской коллегии Бутрус Мубарак (1660–1747) стал основателем маронитской школы в Тоскане (Италия) и переводчиком трудов арабоязычных авторов [x] . В 1671 г. в Риме вышло в свет 3-томное издание Библии на арабском языке, отредактированное при участии маронита Саркиса ар-Риззи в соответствии с Вульгатой. Это было первое специально подготовленное арабское издание Священного Писания. Арабский текст напечатан фактически на полях латинского. В 1703 г. текст этой редакции был включен в сирийской графике (каршуни) в сиро-арабское издание, предназначенное для маронитов. Текст канонических книг по римскому изданию 1671 года в XIX в. неоднократно переиздавался в Лондоне. Несмотря на то, что в 1736 г. на Соборе, проходившем в ливанском монастыре Сайядат, марониты приняли постановления Тридентского собора (1545–1563), Риму пришлось приложить еще немало усилий и потратить большие средства, чтобы они действительно сблизились с ним.

http://bogoslov.ru/article/3461792

Государство Ватикан находится внутри г. Рима и имеет территорию, равную 44 га. При папе имеется законосовещательный орган власти, «священная коллегия» кардиналов. В 1944 г. в «священной коллегии» преобладали кардиналы-итальянцы, а 18 февраля 1946 г. Пий XII назначил сразу 32 новых кардинала. В результате впервые с XVI в. итальянцы перестали составлять большинство в коллегии кардиналов. В новой коллегии кардиналов весьма влиятельное положение занимают американские кардиналы во главе с архиепископом Нью-Йоркским Спелманом; количество французских кардиналов достигло 7, чего не было с XVII в., назначены три новых немецких кардинала. По мнению заграничных журналистов, это мероприятие объясняется намерением Пия XII распространить свое влияние на Францию, Испанию, Германию, Польшу и с невиданной настойчивостью на Западное полушарие. Особую роль в управлении Ватиканом играет кардинал – государственный секретарь, ближайший помощник и первый советник папы, являющийся министром иностранных дел Ватикана. Ватикан имеет широко разветвленные дипломатические связи с разными государствами. Дипломатический корпус при Ватикане состоит из представителей около 40 государств. США представлены личным представителем президента. Почти при всех этих 40 правительствах Ватикан, в свою очередь, представлен послами и посланниками. Еще со времени Венского конгресса (1815) было установлено, чтобы папский посол, нунций, считался «по праву» старшиной дипломатического корпуса. Из других функций Ватикана, как государства, можно назвать следующие: Ватикан имеет собственную денежную валюту, которая приравнена к итальянской, имеет собственные почтовые знаки, собственную ж.-дор. линию длиною 3/4 км и, наконец, свою радиостанцию. Ватикан имеет собственную финансовую базу. Основным источником дохода является так называемая «лепта св. Петра», которая систематически собирается во всех католических церквах в пользу папского престола. Некоторые финансовые эксперты размер этой «лепты» определяют в несколько сот миллионов лир в год, хотя вообще доходы Ватикана скрыты от официальной отчетности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом. Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять... о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Иерархи клялись в верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом («крайнему судии» Духовной коллегии). Присяга в неизменном виде существовала вплоть до начала XX века. Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора , указав выбрать на неё «из офицеров доброго человека». Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным». Он имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека. Начиная с 1740-х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова) , уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора. В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер­-прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчёты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.

http://drevo-info.ru/articles/26861.html

9) Ватиканская семинария (Seminarium Vaticanum или Seminario Urbano di S. Pietro) была основана в самый разгар борьбы с протестантством папою Урбаном VIII, а потому ее задачи состояли в подготовлении как образованных священнослужителей, так и миссионеров. Она помещается в собственном здании близ церкви св. Петра, имеет собственных профессоров, лекции которых слушают и воспитанники других учебных заведений. Питомцы ватиканской семинарии носят форменную одежду, в роде нашего духовного кафтана, фиолетового цвета. 10) Коллегиум Капраники (Collegio Capranica) носит свое название от имени своего основателя кардинала Доминика Капраники, который открыл его в своем собственном доме в XV веке. Пий V преобразовал этот коллегиум в целях не только обычного, но и специально-миссионерскаго служения католической церкви, поручив его протекторату римского кардинал-викария. Сначала этот коллегиум был рассчитан только на даровое размещение 32 сирот, а теперь в него принимают и своекоштных пансионеров. Богословские и философские лекции они слушают в Римском Коллегиуме. Форменное платье их приготовляется из черной саржи. Окончившие курс в этом коллегиуме миссионеры встречаются даже в странах китайской и корейской миссий. 11) Collegio Teutonico dell " Anima – это древнее, основанное 10 ноября 1399 года, учреждение есть не столько учебное, сколько благотворительное заведение, – не столько школа, сколько приют, в котором немецкие капелланы (в настоящее время их 20) могли проживать, занимаясь в Риме, в его школах и библиотеках, изучением различных наук. Я упоминаю здесь об этом учреждении только потому, что с конца XVI века оно давало у себя приют, но преимущественно тем немецким капелланам, которые приезжали в Рим, чтобы подготовить себя к миссионерской деятельности и главным образом к борьбе с протестантством. 12) Campo santo или Collegio ecclesiastico teutonico – как по своему назначению, так и по своему устройству, близко родственно с предшествующим тевтонским коллегиумом «Утешительницы скорбящих душ». Вместе с иезуитами против реформации вели упорную борьбу и другие католические ордена. Но они проявляли энергичную деятельность и в деле внешней миссии. На школу они также смотрели как на могущественное средство для развития миссионерской деятельности, и потому и они заботились об учреждении школ не только с общепросветительными, но и специально миссионерскими целями. Я отмечу здесь бегло хотя некоторые из таких школ, основанных в Риме францисканцами, бенедиктинцами, доминиканцами и августинцами, в рассматриваемое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Чей язык, чей голос, – восклицает он, – смогут выразить и изобразить все тайные совещания, все заговоры, более ужасные, чем заговоры Вакханалий, более опасные, чем заговор Катилиины, составленные в их коллегии на улице св. Иакова и в их церкви на улице св. Антония? Где устраивали свои самые тайные сборища посланники и агенты Испании, каковы: Мендоза, Дагильон, Диэго Диварра, Тахис, Фериа и другие, как не у иезуитов? Где, как не у них, обсуждали свои злые замыслы Лушар, Амелин, Крусэ, Кромэ и другие знаменитые воры и убийцы? Где, как не у иезуитов, собирались на совещания оба кардинала, называвшие себя легатами Франции? Где, как не в иезуитской коллегии, заседали «Шестнадцать», под председательством испанского посланника Мендозы, в день всех святых 1589 года, когда король взял приступом предместья Парижа? Где было решено в следующем году, скорее, уморить голодом девять десятых жителей Парижа, чем сдаться королю? Кто давал взаймы вино, пшеницу и овес под залог королевских драгоценностей, если не иезуиты, у которых их разыскал Люголи на другой день после вступления короля в город? Кто председательствовал на совете шестнадцати воров, как не Коммолет, Бернар и отец Одон Пижна, этот лютейший тигр, столь огорчившийся тем, что дела приняли не тот оборот, который был ему желателен, что взбесился, и по сей день сидит связанный в их коллегии в Бурже? " По словам Арно, иезуиты развращают юношество, похищают детей у родителей и, посредством их, выманивают у семей их имущество 30 . Он высчитывает, что за тридцать лет своего пребывания во Франции они приобрели двести тысяч ливров годового дохода. Он подтверждает свои слова положительными и общеизвестными фактами. Установив, таким образом, что иезуиты, вследствие своих заговоров, своего вредного учения и преступных деяний, ими совершенных, не могут быть терпимы во Франции, Арно приступает к процессу между ними и университетом, прерванному в 1564 году. Он указывает на то, что процесс этот уже не прежний, так как в 1564 иезуиты были истцами, а в 1594 году они лишь ответчики перед университетом, который требует их изгнания из Франции, а потому, они не могут воспользоваться решением совета. Арно особенно настаивает на изменившихся обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

232 § 1; CIC. 351 § 1). В Кодексах канонического права 1917 и 1983 гг. не оговаривается, но подразумевается безбрачие ( целибат ) кандидата в К.; согласно Кодексу канонического права 1983 г., все К. должны иметь сан епископа. Ранее в Кодексе канонического права 1917 г. содержались и др. ограничения к получению кардинальского достоинства: помимо общих препятствий для принятия сана священника в К. не мог быть возведен незаконнорожденный, т. е. тот, кто рожден не в католич. браке (булла папы Сикста V «Postquam verum ille»; CIC (1917). 232 § 2. 1); при этом, в случае если Папский престол предоставил для принятия сана диспенсацию от канонических нарушений, она не распространялась на получение кардинальского достоинства. Благодаря отмене этой нормы в Кодексе 1983 г. кардинальское достоинство получили мн. известные совр. К., в т. ч. Парижский архиеп. Жан Мари Люстиже , Эдуард Кассиди , Фрэнсис Аринзе . Однако это ограничение не соблюдалось и ранее: напр., в 1879 г. в К. был возведен Джон Генри Ньюмен , родившийся в протестант. семье и перешедший в католицизм. Папа Римский Лев Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси. 1518 г. Худож. Рафаэль Санти (Галерея Уффици, Флоренция) Папа Римский Лев Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси. 1518 г. Худож. Рафаэль Санти (Галерея Уффици, Флоренция) Ограничением на возведение в кардинальское достоинство было наличие детей (в т. ч. от законного брака) и внуков, близких родственников в коллегии К. (булла папы Сикста V «Postquam verum ille»; CIC (1917). 232 § 2. 2-3). Попытки ограничить наличие родственников в коллегии К. предпринимались уже после схизмы в католической Церкви. 26 янв. 1554 г. декретом «Sanctissimus Dominus noster» папа Римский Юлий III запретил назначать К. тех, у кого в коллегии К. состоял родной брат. В 1555 г. папа Римский Павел IV распространил этот запрет на племянников К. Однако эти ограничения не всегда соблюдались: напр., папа Лев XIII возвел в кардинальское достоинство родных братьев - Серафино (1887) и Винченцо Ваннутелли (1889); кард.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Однако воззрения кардинала далеко не всегда остаются неизменными при его вступлении на папский престол, что произошло в настоящем случае и с Львом XII-м. Вопреки своему прежнему нерасположению к иезуитам, Лeb XII , сделавшись папою, очень скоро убедился в том, что этот орден составляет одну из могущественнейших опор папской власти, а потому имеет все права на её особенное покровительство. В первый же год своего папствования Лeb XII позаботился восстановить на её прежнем месте славную римскую коллегию, воспитавшую таких знаменитых ученых, как Корнелий а Ляпиде, Беллармин, Паллавичини, Кирхер, Перроне, Секки и др., и предоставил ее, по-прежнему, в распоряжение иезуитов. В октябре 1824-го года последовало торжественное открытие восстановленной коллегии, и тысяча четыреста вступивших в нее учеников своим количеством ясно свидетельствовали о том, какую крепкую и широкую популярность уже успела доселе приобрести себе эта иезуитская школа. В состав первого курса восстановленной римской коллегии вступил и Винченцо Печчи. Наконец, три последние года учебного курса были заняты изучением наук богословских: догматики, священного писания, церковной истории и др. Руководителем Винченцо по догматическому богословию был знаменитый профессор Перроне, а курс священного писания преподавал ему проф. Патрицци. К научным занятиям юный Печчи всегда относился с весьма большим усердием. В письмах к родным он сам не раз говорит о своей усиленной работе, о тех трудностях, какие ему приходится преодолевать, и о том, что он занят с утра до ночи, так что совсем не остается времени не только для писем, но даже и для отдыха. Подтверждением его собственных заявлений служит свидетельство одного из его школьных товарищей, который говорит, что „во время курса учения в Риме Винченцо не любил никогда ни собраний, ни бесед, ни развлечений, ни игр. Маленький рабочий стол заменял для него весь мир, а высшим удовольствием было углубляться в те науки, которые ему преподавались». Отец и дядя старались поощрять усердного мальчика подарками и за первую награду в коллегии дядя Антонио обещал подарить ему часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Пред избранием каждый кардинал даёт клятвенное обещание избирать достойнейшего. Для самого избрания существуют три способа. Это: 1) electio quasi per inspirationem, 2) electio per compromissum и 8) electio per scrutinium. Первого рода избрание бывает, когда избиратели, помимо всяких предварительных переговоров, единодушно называют одного. Второй способ – предоставление избирателями права выбора нескольким лицам из своей среды, по меньшей мере, двум. Третий способ заключается в тайной подаче голосов через запечатанные билетики, причём никто из подающих избирательные билетики не имеет права указывать на себя. Последний способ самый обычный. Для действительности избрания необходимо общего числа голосов. Избранный, по изъявлении своего согласия и принятии нового имени, даёт клятвенное обещание хранить церковные законы и культ. Акт об избрании нового паны объявляется народу, и старейший из кардиналов совершает над избранным консекрацию и коронование 1740 . Свои великие полномочия в церкви папа осуществляет при посредстве целой системы подчинённых органов – учреждений и лиц, постоянных и чрезвычайных. В ряду постоянных органов центральное место занимает священная коллегия кардиналов. Современной своей организацией она обязана конституции Сикста V. По современному устройству, число кардиналов не должно превышать 70, причём кардиналов-епископов должно быть 6, пресвитеров 50 и диаконов 14. Назначение кардиналов принадлежит папе. Папа назначает в кардиналы духовных лиц из всех наций. На назначение, впрочем, имеют некоторое влияние просьбы и рекомендации коронованных лиц католического мира. Дарование кардинальского достоинства связывается с некоторыми символическими действиями: передачей кардинальской шапки и ключа, открытием и закрытием рта. Новоизбранный кардинал даёт папе клятву верности. Кардиналы владеют разными право-преимуществами. Так, они титулуются: «Eminentia», «Eminentissime», «Princeps», отличаются от других духовных лиц в одежде (красная шапка и пурпуровая тога); по своему рангу они стоят непосредственно за папой и равны с принцами крови и князьями; только они могут быть легатами а latere, и лишь им принадлежит право избрания папы и решения неотложных церковных дел во время вдовства апостольского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Действительность была намного сложнее. Начиная с григорианских реформ папство не раз заявляло о своем намерении контролировать правосудие. Чтобы исключить вмешательство феодалов, каждое дело должно было рассматриваться в полном соответствии с канонической процедурой. Выборы, судебные процессы и даже сбор налогов должны были проводиться в соответствии с установленной формой. Конечно, подобные благие цели должны были сгладить предостережения и тревожные опасения ранних критиков папства, в том числе Бернара. Но, продолжая развиваться, система оказалась в итоге слишком громоздкой, что вынудило Рим упростить процедуры. С другой стороны, вместе с формированием политики эффективных и согласованных действий появлялось все больше возможностей для злоупотреблений и коррупции. И именно этот сдвиг лучше всего объясняет многое в ситуации, которую обычно связывают с Авиньоном: она была прежде всего следствием закономерностей институционального развития, поэтому не следует искать корень зла в пренебрежении папством моральными или этическими нормами. Современники часто были недовольны действиями Авиньона, но наибольшее возмущение вызвал неожиданный раскол, произошедший сразу же после возвращения пап в Италию в 1378 году. Стоит повторить, что так называемая Западная схизма (1378–1417) в основном была непосредственным результатом предшествующих событий при папском дворе, особенно – в коллегии кардиналов. Безусловно, современники прекрасно осознавали меру ответственности кардиналов за возникновение раскола 822 . Во–первых, этот совещательный орган уже не представлял собой наднационального круга доверенных лиц папы, как в предыдущие столетия. Задолго до 1378 года коллегия стала по большому счету разрозненной группой честолюбивых французских клерикалов. В погоне за карьерой они неизбежно стремились приложить максимум усилий, чтобы расширить свои властные полномочия. И именно в период Авиньонского пленения была предпринята попытка превратить папство в форму олигархического правления, ограничивая власть будущих пап 823 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010