402 Когда Бог (потому что здесь говорит Он, а не народ или царь) произнес эти слова, не сказано; по существу дела они содержатся в Пятикнижии, буквально же, как они здесь представлены, они могли быть сообщены в откровении чрез Урим и Туммим (поэтому и сказано: во святем, во святилище). – Возрадуюся и проч. сказаны пред завоеванием Палестины; посредством израильтян Бог прогнал хананеев; следовательно Он торжествовал победу над ними (возрадуюся); и затем разделил землю Ханаанскую коленам Израиля. Сихем (в колене Ефремовом, у горы Гаризим) и долина кущей («юдоль жилищ» – долина Суккоф в Галааде) стоят здесь как крайние пункты на западе и востоке иорданской страны, вместо всей Ханаанской земли. В ст.9 западная и восточная часть иорданской области названы по своим главным местностям, колено Ефремове и Иудино, Галаад и колено Манассиино. Бог, Которому принадлежит св. земля и от Которого Израиль получил ее только во владение, изображается в виде воина, а страна иудейская в виде Его вооружения, в частности, колено Ефремове (как сильнейшее) изображается, как щит Его (крепость главы); колено Иудино, из коего имел произойти Царь ( Быт.49:10 ), – властительным железом, Его скипетром (LXX поставили конкретное – βασυλευς). Соседние языческие народы должны служить Царю – Богу (и Его народу); для означения этого они сравниваются с малоценными предметами. Моав с умывальною чашею ( λεβης – котел, умывальница, LXX слово рахии приняли по халд, в смысле «надеяться»), Идумею – с доскою, на которую ставятся сандалии. Филистимская страна также подчиняется Господу. 403 Прошед. времена в ст.3 и 4 можно принимать за настоящие (в евр. будущ.); или же нужно ст.3 и 4 понимать в значении прежнего услышания молитвы, и смысл тогда будет: услышь меня и теперь, как и прежде Ты часто делал уже это. По мнению Делича, нашему псалму непосредственно предшествовала счастливая для Давида победа в лесу Ефремовом ( 2Цар.18:6 ); в таком случае прошедш. времена объясняются весьма просто. 405 Вселюся в селении; принятого в свой дом нужно защищать; след. ­­ Ты будешь защищать меня; или же, может быть, можно думать о возвращении ко скинии?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Так совершилось разделение израильского народа на два царства, получивших название царства Иудейского и царства Израильского. На первый взгляд можно подумать, что дом Давида потерял все. Под властью его скипетра осталось только одно колено, с незначительными прибавлениями к нему. Почти от самого Иерусалима, на севере, до долины реки Ореонта, от Средиземного моря до Евфрата, все эти обширные области перешли в руки человека, который уже при жизни Соломона выступал опасным претендентом на престол. Ровоаму осталось верным только его собственное колено, с его по большей части бесплодными холмами. Границы колен вообще в течение веков более или менее изменились. Иерусалим стоял в пределах колена Вениаминова, и население его принадлежало в значительной степени этому колену 200 . Южная часть его поэтому присоединилась к иудину колену до Массифы и Гивы. Но северная половина, включая древние и высокочтимые святилища Вефиля, Рамы, Галгала и Иерихона, связала свою судьбу с коленом Ефремовым ( 3Цар. 15:22; 12:29; 15:17; 16:34 ,). Иудино колено, в свою очередь, уже поглотило некоторую часть Данова, так как поселения Цора и Аиалон считались уже принадлежащими к нему ( 2Пар. 11:10 ), и таким образом часть владений этого колена также осталась под властью Ровоама. Но столицей Данова колена в это время был уже северный город Дан, и вследствие этого колено это в большей своей части принадлежало к северному царству. Колено Симеоново никогда не занимало какого-либо выдающегося положения в народе, потому что владения его лежали в бесплодном Негебе, гораздо южнее Хеврона, представляя собою бедные, возвышенные пастбища, который обрекали население на первобытную пастушескую жизнь. Колено это пыталось развить и городскую жизнь с ее более высокой культурой, но уже во времена Давида оно начало оставлять ее, и опять возвратилось к пастушеской жизни. Отсюда, естественно, оно поддерживало постоянную связь с коленом иудиным, к которому оно обращалось за покровительством и защитой от своих могущественных соседей и которым оно в действительности и поглощено было.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Умерщвление Сауловых потомков по случаю голода объясняют народными суевериями, которых будто бы не чужд был и Давид 154 , и проч. Неожиданная гибель Саула и его сына – героя, Ионафана, создала обстоятельства, при которых стало возможным исполнение определения Божия через Самуила: быть Давиду царем над Израилем. Ждать более было нечего, да и не было возможности. Ложное положение Давида в земле филистимской каждую минуту грозило сделаться критическим. Народ, над которым царствовать ему было обещано, находился в бедственном положении, и приверженцы Давида могли с недоумением спрашивать: что делает Давид в земле врагов Израиля? Поэтому, не дожидаясь возвращения победоносных филистимлян с их царем, который, может быть, и удостоил бы его предложением управлять некоторой частью еврейской земли, но на унизительных условиях, он поспешно покидает филистимскую землю, чтобы сесть самостоятельно в своем отечестве на упраздненный престол. Само собой понятно, что и теперь воцарение его над всем Израилем не могло совершиться вдруг. Северные колена, до Вениаминова включительно, были под властью филистимлян, за Иорданом находился Авенир с остатками войска и с уцелевшими потомками Саула, не расположенными отказываться от своих сомнительных прав. Оставалось одно колено Иудино, которое на этот раз осталось в стороне от вторжения филистимлян, которое было ему родным и с которым он имел постоянные сношения с тех пор, как бежал от преследования Саула. Всего ближе и всего естественнее было направиться Давиду именно в это колено, как и показало откровение через первосвященника, которое он пожелал получить, прежде чем на что-нибудь решиться. Колено Иудино, не забывшее славы и заслуг Давида, не желавшее примкнуть к слабому потомку Саула, скрывавшемуся за Иорданом от врагов своей земли, и убежденное в способности Давида защитить свою землю от филистимлян и от всяких других врагов, с удовольствием приняло его и торжественно поставило над собой царем в Хевроне. Так воцарился Давид сначала в одном колене. Но это колено было многолюдно, Давид, не смотря на свою относительную молодость (ему было 30 лет), был опытный, искушенный уже жизнью правитель, у него под рукой было 600 отважных мужей, между которыми было немало настоящих героев и высокоталантливых людей. Нет сомнения, что он немедленно же стал увеличивать свою военную силу на случай борьбы с врагами, привлекая к себе мужественных сынов Иуды надеждой славы и добычи. Таким образом, он прочно утвердился на престоле в одном из важнейших колен, и ему оставалось теперь подумать, каким образом привлечь к подножию своего престола остальные колена Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Очевидно, псалом этот вообще имеет целью, указанием на свящ. историю побудить к соблюдению закона и надежде на Бога (ср. 7–8); но при тщательном сравнении ст.9–10 с ст.67–72 усматривается и частная цель псалма, состоящая в том, чтобы на основании истории убедить народ, что отвержение колена Ефремова и Силома и избрание колена Иудина и Сиона есть праведная и мудрая мера Божия, и что поэтому пора уже перестать косо смотреть на нее. Эта специальная цель псалма достаточно ясно показывает уже, что он написан еще во времена Давида, и что поэтому под Асафом в надписании нужно разуметь известного современника Давида. – После семилетней борьбы Давид подчинил себе и гордого Ефрема с соединенными с ним коленами, и затем перенесением ковчега из Кириафиарима на Сион сделал Иерусалим религиозным и политическим центром всей иудейской нации; но гордость Ефрема, которому перешло право первородства Рувимова (ср. 1Пар.5:1 ; Быт.48и д. 49:3; 4:22), и который, как кажется (Суд.8и д.; 12и д.), в течение всего периода судей, с особенною силою поддерживал гегемонию, еще отнюдь не была сокрушена; и нужно было опасаться, что завистливое колено Ефремове при первом случае (ср. 2Цар.19и д.) снова поднимет революцию против колена Иудина и преимуществ его (царская власть – ковчег завета – прежде находились в колене Ефремовом в Силоме) и увлечет за собою и прочие колена, как это действительно и случилось при Ровоаме (Ефрем был душою царства Израильского; ср. Ос.5:3,5,12–13; 9:7–8 ). При таких обстоятельствах важно было убедить народ, что Давид, и в нем колено Иудино, не похитил царской власти, гегемонии, и что перенесение места богослужения из Силома на Сион не было произвольным действием, но что Сам Бог – ввиду высших интересов нации, которые под гегемонией колена Ефремова (склонного к идолопоклонству) сильно подвергались опасности и много страдали, избрал для столь высоких целей колено Иудино, устранивши колено Ефремове. – Укрепить народ в этом никто не был столь способен во всем Израиле, как Асаф, называвшийся «видящим» и, конечно, весьма всеми уважаемый в этом качестве. Но существование в народе этого убеждения еще не настолько утвердилось, чтобы сделать счастливым царствование Давида. Мрачный во всех отношениях период судей прошел, в течение которого народ грешил неверием Богу, склонностью к идолопоклонству, всяческими нарушениями завета; теперь это должно быть иначе, и для содействия этому Асаф представляет народу зеркало его прежней истории, причем особенное внимание обращает на период Судей. Но чтобы не оскорбить Ефрема, он делает довольно общий (ср. ст.9) очерк истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Единственным коленом, которое продолжало держаться в стороне от Давида, было колено Иудино. Другие уже отправили посольства в Маханаим с предложением своей покорности; но собственное колено Давидово не принимало никакого участия в этом деле Это было источником великой скорби для царя, который более всего опасался разъединения между своими соотечественниками, и прежде всего решился победить проявлявшееся к нему нерасположение и склонить иудино колено принять участие в общем движении. Последнее восстание не расстроило коленной организации, и царь немедленно вошел в сношения с старейшинами, в руках которых находилась власть, как и в более мирные времена. Вследствие этого, он отправил обоих главных священников, Садока и Авгафара, для увещания их в неразумности столь холодного отношения к царю, который был от их плоти и кости. С целью склонить к себе это колено, он отправил особую весть Амессаю, стоявшему теперь во главе его, и обещал ему не только простить его участие в возмущении, но и назначить его полководцем на место Иоава. Последний вновь навлек на себя сильное негодование государя своим самовольным поступком в деле умерщвления Авессалома и с каждым днем обнаруживал все большее непослушание и своевольство. Давид уже давно желал освободить себя от стеснительного влияния этого беззастенчивого человека, и теперь, когда ему представился благоприятный случай для этого, он охотно воспользовался им. Неизвестно, каков был результат этого шага по отношению к самому Иоаву, который отнюдь не был ничтожным врагом, но во всяком случае этот образ действия благоприятно повлиял на настроение иудеев. Они видели, что царь прощал их за участие в мятеже, поняли необычайное благородство своего столь оскорбленного ими монарха и, раскаиваясь в своей неверности, единогласно приглашали его возвратиться. От холодной враждебности они перешли к нетерпеливой ревности; на встречу царю к переходу Иордана выслана была торжественная депутация, и Давид, оставив Маханаим, торжественно двинулся со своими последователями по направлению к Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но предположение это совершенно неосновательно. Отчуждение между северными и южными коленами существовало уже раньше времени Давида и Ровоама, и в обыденном сознании это отчуждение обыкновенно изображалось разделением всего народа на Израиля и Иуду. Окончательное распадение было только завершением предшествующего разъединения, следы которого можно замечать уже в гораздо более раннее время. Небольшое количество мужей иудиных объясняется той же самой причиной. Их силы наверно были заняты каким-нибудь другим, своим собственным делом, напр. борьбой с филистимлянами, могшими сделать нападение на их собственные владения; но как замечает один новейший исследователь, «иуда всегда стоял отдельно, пока не избран был царь, принадлежавший к этому колену. Тогда только, именно во времена Давида, колено это впервые стало проявлять деятельный интерес к национальному благосостоянию, и его громадные владения и многочисленность и сделали его столь могущественным». В то время Вениаминово колено также включалось в название иудино, между тем как в настоящее время оно считалось среди израильских колен. Аса. мог собирать 300,000 воинов, принадлежавших к своему собственному колену, и 280,000 – принадлежавших Вениаминову, и даже в лучшие времена благосостояния северного царства Израиль никогда не превосходил Иудино колено больше, как вдвое 29 . Собрать такое громадное ополчение, одушевленное общим рвением встретить общую опасность и наказать врага, угрожавшего оскорблением всему народу, было еще сравнительно легким делом; но гораздо труднее была задача устроить это громадное ополчение и превратить его в нечто похожее на регулярную армию. Оружия, вероятно, у них было не особенно много. Филистимляне, как известно, не раз лишали страну не только всякого оружия, но даже и способов его приготовления, уводя в плен слесарей и кузнецов. При настоящем случае каждый из явившихся мог вооружиться лишь тем, что у него было под руками, и можно думать, что большинство из них были вооружены лишь такими земледельческими орудьями, как косы, воловьи рожны, колья и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В Талмуде Вавилонском объясняется почти также. Рабби Иойхинон спросил о Мессии, как имя Ему? Ученики Рабби и Иллил отвечали: « Шило имя Ему; потому что в книге Бытия 49, ст. 10, сказано: дóндеже приидет Шило ; а слово Шило , по его объяснению, значит: ему же, по смыслу Пророчества, достоит скипетр, подобно тому как сказано о Мессии у Иезекииля: сними кидар, и отложи венец, дóндеже приидет, ему же достоит, т. е. венец, и предам ему (Иезек. 21, 26–27). Теперь спрашиваю тебя: к кому же, кроме Мессии, могут быть приложены все эти выражения? О ком из обыкновенных потомков Иуды можно было предвозвещать, что Он будет чаяние народов, что к Нему придут народы, что Ему покорятся народы и все Цари земные? – Мессии же все это приличествует, тем более что о Нем еще прежде упомянутого пророчества Иакова подобное же возвещено было в обетованиях Божиих Аврааму, Исааку и самому Иакову: о семени твоем благословятся вся колена земная ( Быт. 18, 18 ). Многие подобные предсказания можно видеть у других Пророков, особенно у Исаии; например: И будете в день оный корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут ( Ис. 11, 10 ст.; 49, 6). Теперь приложим приведенное пророчество к событию, и тогда вполне убедимся, что Христос есть чаяние народов и Спаситель Израилев. Колено Иудино начало иметь своих старейшин или частных князей из среды себя, по изшествии из Египта ( Числ. 1, 4 . и 17.), и управлялось собственным отечественным законодательством, подобно прочим, до времен Ровоама. Со времен Ровоама, сына Соломонова, при котором последовало разделение Царства на две части, колено Иудино, согласно исполнению пророчества, начинает уже отличаться от прочих колен. Ибо Царство израильское, состоящее из десяти колен было управляемо Царями из разных колен. Одно колено Иудово, соединившись и с небольшим коленом Вениаминовым, составляло одно Царство, и называлось Царством иудейским, а иногда даже коленом Иудовым ( 4Цар. 17,18 ), и не переставало иметь собственных Царей из дома Давидова. Царство же израильское разрушено Царем Салманасаром, и разрушение это было окончательное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

– А это ничего не значит: тут никакого противоречия нет... Ведь Дарвин доказал, что всё произошло от одной только первичной клеточки; стало быть, и орел, и пчела, и человек – все произошло от нее. – Вы еще указываете в пример на гербы колен Иудина, Даниилова и Вениаминова. Позвольте вас спросить, откуда вы взяли колено Даниилово? – А это, должно быть, колено пророка Даниила. – Прекрасно! Вы даже и того не знаете, что было колено Даново, а не Даниилово! Но суть дела не в этом, а в гербах этих колен. Неужели, по вашему мнению, гербы этих колен в самом деле указывают на веру евреев в то, что колено Иудино произошло от льва, Даново – от змеи, а Вениаминово – от волка? – Да, так думают Леббок, Бастиан, Тэйлор, Каспари и даже Буслаев. – Помилуйте! Что за нелепость вы с вашими учеными городите? Все двенадцать колен считали своим родоначальником Иакова и в то же время, по словами вашим и ваших ученых, верили, будто каждое из этих колен в частности произошло не от одного из сыновей Иакова, а от льва, змеи, волка и т. д.? Стало быть, Иаков-то, по их понятию, родил двенадцать не сыновей, а зверей и гадов? – Нет. Это вообще указывает на веру евреев в первоначальное происхождение их самих и всего человечества от зверей. А если не так, то как же объяснить происхождение таких гербов? – Вы, господа дарвинисты, или намеренно игнорируете всё несомненно известное, или действительно ничего не знаете и лишь хватаете всё с чужих слов, или же насмехаетесь над самою наукою, которую хотите разработать, и морочите людей своим напускным, взятым у других напрокат философствованием. Неужели вы в самом деле воображаете, что говорите истину, указывая на гербы израильского народа? Читали ли вы когда-нибудь пророческое благословение Иаковом своих двенадцати сыновей? Нет? Это очень понятно. Зачем читать то, что вы почитаете за сказки и басни и считаете достоянием младенчествовавшего рода человеческого?! Это для вас и унизительно, и скучно! А между тем, когда бы вы, если не для своего назидания, то хоть для того, чтобы проверить, справедливо ли говорят ваши ученые о веровании израильтян в их мнимое происхождение от зверей, прочли в Библии это пророческое благословение, без сомнения, сейчас же поняли бы, почему то или другое колено Израильское имело тот или другой герб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

В состав южной группы входили колена иудино, симеоново и даново. Вениаминово колено своими симпатиями сперва примыкало к более родственному для него колену ефремову: в благословении Иакова и Моисея они упоминаются рядом и даже во время странствования вениаминово колено составляло авангард ефремова. Но потом симпатии его перешли к колену иудину, с которым его связывали близкое положение, одинаково воинственный характер и одинаковые условия жизни, так что во всей позднейшей истории оно является в связи с этим коленом. Поэтому гораздо правильнее будет относить его к южной группе колен, вместе с которыми оно впоследствии вошло в состав иудейского царства. Северную группу составляли колена: ефремово, манассиино (зап. половина), иссахарово, завулоново, ассирово, неффалимово и северная часть данова. Восточную – рувимово, гадово и манассиино (восточная половина). Политическое значение и жизнь каждой из этих групп были неодинаковы. Самой сильной из них была южная группа. Благодаря частию условиям занимаемой территории, частию племенному характеру, составлявшее эту группу население отличалось воинственным характером, чистотой нравов и сравнительно более крепкой внутренней организацией. Прекрасную картину семейной, общественной и религиозной жизни этой группы представляет нам книга Руфь. Здесь почти не было инородческого элемента ( Суд. 1:1–22 ), а это не мало способствовало единству народного сознания и сохранению древних народных преданий, которые и были собраны и записаны по преимуществу среди этого населения. В частности, иудино колено принимало весьма слабое участие в политической жизни всего народа. Его имя упоминается лишь трижды в истории судей: в борьбе с хананеями ( Суд. 1:2 ), вениамитянами (20:18), и в борьбе с филистимлянами (10:9; 15:8–20). Первые два упоминания относятся к самому началу, последнее – к концу времени судей. Было бы несправедливо причину такого молчания исторических источников полагать в том, что-де-писатель книги Судей происходил не из иудина колена, а потому и не знал его истории или не обращал на нее внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Хананеев. Хананеи были одним из племен, населявших Ханаан. Израильтяне, во исполнение Божиего суда, должны были уничтожить их ( Втор. 7,1.2; 20,16–20 ) этого требовала верность завету. 1 Иуда. Бог изберет колено Иудино и тогда, когда израильтяне попросят Его дать им вождя для борьбы против колена Вениаминова ( 1 мечом. Воины колена Иудина, верные завету, истребили всех хананеев ( Втор. 7,1.2; 20,16–20 ). К тому времени колено Иудино еще не овладело Иерусалимом (ст. 21). 1:10–15 Эти стихи, описывающие победы Халева и Гофониила, почти дословно повторяют Нав. 15,13–19 . 1 Халев. Халева называли «Кенезеянином» ( Быт. 15,19 ; Чис. 32,12 ); тем не менее, он принадлежал к колену Иудину и в качестве представителя этого колена вошел в число двенадцати соглядатаев, посланных разведать землю Ханаан ( Чис. 13,7 ). 1 Гофониил... младшего брата Халевова. См. Нав. 15,17–19 . 1 Господь был с Иудою. Господь остался верен завету, выполнив Свое обетование (ст. 2). железные колесницы. Железные колесницы являли грозную боевую силу, особенно на равнинной местности. В действительности колену Иудину прощается его неудачная попытка «прогнать жителей долины». 1 Халеву. Преисполненный веры в обетование Божие, Халев из колена Иудина являет собой пример достойного вождя народа Израилева. Во Втор. 1,36.37 рассказывается о том, как за верность завету Халев был вознагражден Господом, обещавшим даровать ему землю, «по которой он проходил». 1 сыны Вениаминовы. Колено Вениаминово не исполнило завет и не изгнало иевусеев. Автор противопоставляет царя Давида, происходившего из рода Иудина, царю Саулу, принадлежавшему к роду Вениаминову. В Нав. 15,63 говорилось, что «сыны Иудины» (а не «сыны Вениаминовы», как здесь) не смогли изгнать иевусеев из Иерусалима. Иерусалим находился на границе территорий, принадлежавших этим коленам ( Нав. 15,63; 18,28 ), поэтому одному из колен надлежало взять город. 1 Господь был с ними. Кроме «сынов Иудиных» (ст. 19), только о доме Иосифа говорится, что «Господь был с ними».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010