Быт. 49:8 Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Когда родился Иуда ( Быт. 29:35 ), то мать его Лия сказала: «Теперь-то я восхвалю Господа». Само имя Иуда значит «восхвальный», «прославленный». Уже в пустыне колено Иудино было во главе других колен ( Чис. 2:3; 10:14 ); впоследствии, при завоевании Ханаана ( Суд. 1:1–2 ), при войне с Вениамитами ( Суд. 20:18 ) колено Иуды Богом избирается вести другие колена на войну. Наконец, из колена Иудина, из Вифлеема помазуется на царство Давид, родоначальник царей иудейских, величие которых при нём и Соломоне известно. Таким образом, на нём, к которому перешло право первенства за устранением Рувима, Симеона и Левия, исполняется буквально пророчество отца его. Но в последующих стихах выступает ещё поразительнее значение колена Иудина, из которого должен произойти «Шилог» (см. объяснение ниже). Быт. 49:9 Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? В некоторых переводах вместо «львица» стоит «старый лев», но в переводах м. Филарета и О. Герлаха текст буквально тождествен с нашим текстом. Будущее племени Иуды рисуется образно: он подымается величественно, как молодой лев, насыщенный добычею, что относят ко времени покорения Ханаана; лёг он, как лев, настороже во времена Давида и страшен, как львица, берегущая детей своих, при Соломоне. Таков смысл, который давали этому пророчеству еврейские комментаторы. Колено Иудино имело на стяге изображение льва. Валаам ( Чис. 24:9 ) при описании могущества народа израильского рисует ту же картину. Быт. 49:10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Переводы м. Филарета, Англ. Библии, О. Герлаха и Остервальда одинаково переводят: «не отнимется скипетр от Иуды и законодатель от чресл (ног по-англ. и франц.) его, пока не придёт Шилог (у О. Герлаха – вождь, герой: Held) и ему покорность народов (у Остервальда: «и ему принадлежит собрать все народы»)».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Со смертью Авессалома, главного виновника возмущения против Давида, возмущение прекратилось. Израиль снова обратился к Давиду. Мысль о восстановлении Давида на царство явилась, прежде всего, у израильтян прежнего Иевосфеева царства. Иудеи оставались пока в стороне. Почему? Некоторые думают, что колено Иудино «стыдилось своего поступка (т. е. возмущения). Его представителям совестно было явиться на глаза Давиду с повинной, и с предложением верноподданства, сделавшегося столь сомнительным, и они медлили». 34 Другие думают, что оно боялось мести со стороны Давида зачинщикам мятежа, особенно главнокомандующему Амессаю. 35 Но возможно и иное объяснение. Колено Иудино подняло возмущение из недовольства тем, что Давид не оказывал ему предпочтения перед другими коленами. Причина эта оставалась и теперь. Недовольное прежде, оно и теперь не имело того, чем бы быть ему довольным. Очень возможно, что оно заняло выжидательное положение. Давид, узнавши о намерении северных колен возвратить его на престол, и не видя этого со стороны Иудина колена, и желая положить скорее конец смуте, сам обращается к нему через посредство Садока и Авиафара, с приглашением присоединиться к нему, и делает это, по-видимому, в том духе, которого оно давно желало. Он повелел сказать Иудеям: «Вы братья мои, кости мои и плоть моя, зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его? И Амессаю скажите: не кость ли моя, и плоть ты моя? Пусть то и то сделает со мною Бог , и еще больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава навсегда» ( 2Цар. 19:12–13 ). Такое нарочитое упоминание со стороны Давида о своей особенной близости к колену Иудину, и прямое обещание, бывшего в то время у них в почете Амессая, поставить своим военачальником, как бы доказательство фактическое этой близости, возымело свое действие. Старейшины Иудины послали приглашение Давиду возвратиться, а представители его, в своем усердии к Давиду, превзошли даже представителей северных колен. Кажется, было условлено всем ожидать царя на западной стороне Иордана в Галгале.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

Помните же великие слова апостола Иоанна Богослова: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша». Да даст вам всем Господь эту горячую, крепкую, как скала, веру, которая победит мир! Аминь. О том, что Пресвятая Богородица была еврейкой 3 апреля 1947 г. Суббота 3-й недели Великого поста Моя задача – научить вас основам христианской веры – уже сама по себе трудна; она весьма затрудняется тем, что некоторые из вас, может быть, даже многие, совсем не подготовлены к восприятию слов моих, понимают их недолжным образом, нередко их искажают. Недавно с крайним удивлением я услышал, что слова мои о Пресвятой Богородице в одной из проповедей моих, в которой я сказал, что Она была Еврейкой, весьма неприятно поразили некоторых из вас. «Как, Еврейка – наша Пресвятая Богородица!?» Что же, вы хотите, чтобы Она была русской? Но ведь русского народа тогда еще не существовало. Если так, то и французы захотят, чтобы Она была француженкой, и немцы захотят, чтобы Она была немкой, итальянцы – чтобы была итальянкой. А ведь Она же была Еврейкой. Говорят они: «Как, и Иисус Христос был Евреем!? Что же, мы, значит, покланяемся распятому на Кресте Еврею!?» О, Господи Мой, Господи! Как поразили меня эти безумные слова, это полное незнание священной истории, это нечестивое рассуждение. Неужели вы не знаете, что праотец наш Авраам был родоначальником народа израильского, т.е. народа еврейского! Неужели не знаете вы, что все пророки святые были евреями? Неужели никогда не читали в послании святого апостола Павла к Евреям такие слова: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина»? Что такое колено Иудино? Колено Иудино – одно из 12 колен, из 12 родов, на которые делился народ израильский, народ еврейский. Так что же, что Христос был Еврей, некоторым неприятно. Почему это может быть неприятно? Почему может быть неприятен тот народ, который был избран Богом, отмечен Богом, почему? Потому, что у нас еще держатся застарелые антипатии к евреям. Так надо вырвать с корнем эту антипатию. Если это Богом избранный народ, то мы должны относиться к нему с глубоким уважением, с любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Нав.17:12 .  Сыны Манассиины не могли выгнать жителей городов сих, и хананеи остались жить в земле сей. Нав.17:13 .  Когда же сыны Израилевы пришли в силу, тогда хананеев сделали они данниками, но изгнать не изгнали их. Из названных здесь городов полуколено Манассиино в начале своего поселения в доставшемся ему уделе не в состоянии было своими силами изгнать живших в них ханаанитян, а впоследствии, когда собралось с силами, не сделало этого потому, что нашло более выгодным иметь живших в них ханаанитян своими данниками. Таким образом, эти города и оставались в течение долгого времени по своему населению ханаанскими, каким был, например, Вефсан в конце царствования Саула, тело которого вместе с троими его сыновьями повесили филистимляне после Гелвуйской битвы на стенах этого города ( 1Цар.31:10 ), уверенные в том, что позор израильского царя найдет полное сочувствие в жителях этого города. Нав.17:14 .  Сыны Иосифа говорили Иисусу и сказали: почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, тогда как я многолюден, потому что так благословил меня Господь? К повествованию о том, какой удел получили Ефремово колено и полуколено Манассиино и как они пользовались доставшимися им городами, библейский писатель присоединил изложение события, относящегося к этому последующему времени, и замечательного в том отношении, что в нем проявился особый характер потомков Иосифа. Таким событием было именно выражение пред Иисусом Навином с их стороны недовольства доставшимся им одним уделом как несоответствующим их многолюдству. По существу дела заявление это не имело основания и было несправедливо. На самом деле эти 1 1/2 колена не были так многолюдны, чтобы требовать большего удела. По последней переписи ( Чис.26:1–2 ) Ефремово колено имело взрослых мужеского пола 32 000, все Манассиино – 52 700, половина его, следовательно, могла иметь около 26 000, а в общей сложности они могли состоять из 58 000, между тем как Иудино колено имело 76 000, Даново – 64 400, притом полученный ими удел представлял хотя и гористую вообще, но весьма плодородную полосу земли благодаря тому, что находившиеся в нем горы не были очень высоки и скалисты, перемежались плоскогорьями и долинами, орошавшимися многочисленными источниками, а расстилавшаяся на западной стороне гор Саронская долина (от Кармила до Яффы) отличалась необычайным плодородием, которое эта местность сохранила и по настоящее время. При таком положении дела заявление указанных колен служило выражением только их самомнения и притязательности, которые неоднократно проявляли ефремляне и в последующие времена, ко вреду общенародной жизни ( Суд.8:1,12:1 и др.). На этот раз притязания дома Ефремова не привели к печальным последствиям благодаря мудрому отношению к ним Иисуса Навина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

...И отдал Иисус завоеванную землю Ханаанскую в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны… В какое время и в каком месте произошел раздел земли Ханаанской. Он начат был в стане Галгальском, где получили свои уделы Халев Кенезеянин, так же колено Иудино, Ефремово и полуколено Манассиино 132 . Затем, когда скиния перенесена была в Силом, здесь розданы были уделы остальным коленам 133 . Что касается самого способа разделения земли Ханаанской на участки, то он состоял в том, что предварительно досылались нарочитые люди (по три из колена) для обозрения земли, и для разграничения ее на уделы – по числу колен Израильских 134 ; затем, в присутствии первосвященника Елеазара, Иисуса Навина и начальников поколений – вынимались жребии, по которым и назначались уже размежеванные участки земли, – какой доставался тому или другому колену 135 . Если случалось, что малолюдному колену доставался по жребию участок обширнейший и наоборот, – тогда малолюдное колено уступало, несколько, из своего участка в пользу колена более многолюдного. Так, мы видим, что иные колена владеют городами, находившимися в уделах других соседственных колен 136 , самые же границы уделов, распределявшиеся по жребию, так и оставались неприкосновенными, и никакого размена здесь не допускалось, ибо жребиями располагал сам Господь, дабы каждое колено получило свой удел, согласно пророчеству патриарха Иакова 137 и Моисея 138 . Глава 18. (Нав. 18:1). Поставлении скинии …Все общество сынов Израилевых собралось в Силом… Стан еврейский переносится с юга земли Ханаанской (т. е. из Галгал) почти в самую середину земли, дабы из этого центрального пункта удобнее было производить надел прочих колен Израильских, которые еще не получили своих участков. Силом находился, несколько, к югу от Сихема в колене Ефремовом, к которому принадлежал и сам Иисус Навин. Город сей отличался прекрасным местоположением и представлял, вероятно, много удобств для многолюдных народных собраний. ... и поставили там (в Силоме) скинию собрания, ибо земля была покорена ими… Это была скиния Моисеева, которой усвоилось также и название дома Господня 139 . Так как в скинии свидения должен был три раза в год собираться весь народ Израильский для богослужения, и так как из скинии Господь объявлял свои повеления по управлению народом Своим; то Силом сделался, так. обр., центром и гражданской, и религиозной жизни для всего Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ст. 11. …И сказал Господь Соломону... Я отторгну от тебя царство, и отдам его рабу твоему... Полагают, что на сей раз воля Божия объявлена была Соломону через посланника Божия; ибо непосредственных откровений он сделался уже недостоин. Может быть, сим вестником гнева Божия был тот же пророк Ахия, который вскоре затем облек Иеровоама царской властью над десятью коленами, отторгнутыми от царства Соломонова 496 . Грозный суд Божий на Соломона, некогда осыпанного милостями Господними, открывает нам непоколебимое правосудие и беспристрастие Господа Бога, воздающего каждому по делам его. Урок беспечным и коснеющим во грехах!.. Ст. 12. …Но во дни твои Я не сделаю этого ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его … (т. е. царство твое). Как отрадны и утешительны эти слова Господни должны быть людям благочестивым и святым! Они могут быть уверены, что милость Господня простирается не только на них, но и на чад их, и на отдаленное потомство. Непоколебимый и вечный в судьбах своих Господь благоволит, однако же, относиться к людям по-человечески, их желания и прошения выслушивает, и, вообще, их свободную, хотя и ограниченную, волю – щадит и сберегает рядом, так сказать, со Своей всесовершенной и неограниченной волей. Ст. 13. …И не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего... Т. е., колено Вениаминово Господь обещает сохранить за царственным родом Иуды. «И весьма справедливо, – рассуждает блаж. Феодорит, – Бог соединил два эти колена. Как колено Иудино имело в себе царский род, так Вениаминово – храм Божий; потому что Иерусалим был жребием колена Вениаминова» 497 . К сим двум коленам присоединились впоследствии левиты, как служители истинной религии, а также немалое число истинных Израильтян, которые решились остаться верными Иегове и отринули Иеровоамово служение золотым тельцам. Ст. 26–39. В стихах 26 – 39 излагается речь пророка Ахии (Силомлянина), от имени Божия, к некоему Иеровоаму Ефремлянину – о том, что царство еврейское при сыне и наследнике Соломоновом должно разделиться на две части, и большая из них (десять колен) должна достаться сему Иеровоаму (третьему противнику Соломона). Речь пророка Божия предваряется краткой историей Иеровоама.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«И отверг селение Иосифа, и колено Ефремово не избрал» ( Пс.77:67 ). Так благочестивые отцы не приносят пользы нечестивым детям. " А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил» ( Пс.77:68 ). Сион и древний Иеру­салим принадлежал не Иудину колену, а колену Вениаминову. Под Иудой разумеется исповедующий (Бога); так толкуется Иуда, Иудино колено – Церковь . В ней-то покаянием и исповеданием сохраняется гора Сион, которую Бог и возлюбил. В противном случае, как называется Сионом тот, кто созерцает Бога? – потому что Сион означает смотрение с высоты. Если же ты скажешь, что Сион – местность, то не о нем писали Михей и Иеремия: «Сион распахан будет как поле» ( Мих.3:12 ; Иер.26:18 ), а о нашей горе, которую так воз­любил Бог, что вверил ей все таинства. К ней же явно относятся и далее следующие слова: «и по строил, как (жилище) единорога, святилище Свое, на земле основал его на век» ( Пс.77:69 ). Если это говорится о древнем Сионе, то пророчество оказывалось бы ложным: как мог он быть утвер­жден на веки, когда от него не сохранилось и следа? Но (Сион но­вый) Бог утвердил на веки и устроил как единорога, положив в основание его единообразный рог. В нем нет ни различных крещений, как у иудеев, ни многочисленных забот относительно новомесячий, очищений и суббот, ни множества богов, как у языч­ников, пребывающих в нечестии, но «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ), почему «и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ), под которыми разумеются еретики. «И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое» ( Пс.77:70–71 ). Ты непременно спросишь, почему пророк, упомянув о таинствах Церкви, говорит о Давиде, который жил гораздо раньше их? Это потому, что Давид был отцом и образом Христа. Потому взят он и " от стада овец, а не от стада, так как у Христа много стад – людей, ангелов, умных и видимых сил. Стада эти чреваты, т.е. рождают. Подлинно, у Христа нет бесплодного стада, но все, вследствие страха пред Ним, носят во чреве и рождают спасение. Вот почему и Исаия говорил: от страха твоего, «Господи, были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле» ( Ис.26:18 ). Вот откуда взят Христос. Для чего? «пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое», т.е. народ из язычников, потому что этот Иаков, запятав иудеев, получил их права первородства; он же и Израиль, потому что во время таинства он видит Бога лицом к лицу, подобно тому, как и Иаков видел Его лицом к лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иез.7:11 .  Восстает сила на жезл нечестия; ничего не останет­ся от них, и от богатства их, и от шума их, и от пышности их. «Сила» – Халдея, «жезл нечестия» – Иудея; первое требуется контекстом, а второе доказывается тем, что колено называется «жезлом» в Чис 1.43 ; Нав 13.29 . – Далее указывается, в чем проявится напор этой силы на нечестивое колено Иудино: «ничего не останется от них» (букв.: «нет из них», т. е. никого; слав.: «и не от них суть») и от богатства их (точнее с евр.: «от множества», т. е. густоты населения; слав.: «и не с плищем», θορυβον, с шумом, т. е. разрушение Иудеи халдеями произойдет без особого военного шума, легко) и от пышности их (неизвестное евр. слово ноаг так переводится на основании Феодотиона, Симмаха и раввинов; слав. «красы», ωραισμος). Иез.7:12 .  Пришло время, наступил день; купив­ший не радуйся, и про­дав­ший не плачь; ибо гнев над всем множе­с­т­вом их. Катастрофа вызовет совершенное извращение обычных отношений и прекращение промышленных предприятий, например, торговли. – «Купивший не радуйся». Обыкновенно продавец остается довольнее покупателя; если здесь наоборот, то имеется в виду продажа вынужденная, в убыток себе, как в Ис 5.5 ; Мих 2.2 . Как показывает продолжение этой мысли в ст. 13: «ибо продавший не возвратится к проданному», разумеется главным образом недвижимая собственность: земли, дома, и, думают, те, которые переселенные в Вавилонию с Иехонией и Иезекиилем аристократия должна была за бесценок сбыть оставшимся в Иудее (Сменд): пророк утешает этих продавцов в убытках тем, что, их имения погибли бы все равно при предстоящем окончательном завоевании Иудеи; они теперь выручили хотя что-нибудь за имеющее пропасть имение, между тем как воспользовавшиеся их бедой, чтобы дешево купить имение, потеряют скоро и его, и заплаченные деньги. Но может быть здесь вообще указывается на то, что при завоевании погибнет собственность самая дорогая, приобретение которой встречается радостью, а на отчуждение которой решаются со слезами и под влиянием крайней нужды (ср. Лев. 25.25 ). – «Ибо гнев над всем множеством их». Большое число обреченных на погибель не остановит кары; гнева Божия не пересилит милосердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

19 двенадцать частей. Существует явная параллель между поступком левита и действиями Саула, разрезавшего быка на двенадцать частей, дабы призвать вес народ Израиля на борьбу против аммонитян ( 1Цар. 11,6–8 ). В свете этой истории Саул выглядел крайне негативно. Глава 20 20:1–48 Посягательство на левита и насилие над его наложницей привели к гражданской войне, в которой весь Израиль воевал против колена Вениаминова (гл. 19). Впервые в Книге Судей израилевых говорится о том, что Израиль был объединен (ст. 1,2,8,11). По иронии он объединился, чтобы наказать за грех одно из своих колен, но не смог заметить «бревна в своем глазу», потому что каждый делал то, что ему казалось справедливым. Колено Вениаминово понесло заслуженное наказание за свой грех (ст. 23–28; ком. к 19,1 21,25 и 19,14 20,48). Колено Иудино должно было главенствовать в борьбе против колена Вениаминова (ст. 18), как оно прежде возглавляло борьбу против хананеев (1,1.2). 20 собралось все общество, как один человек. Впервые Израиль объединился, но целью этого объединения была война со своими братьями. от Дана до Вирсавии. Т.е. от самой северной до самой южной точки Израиля. пред Господа в Массифу. См. 11,11 и ком. 20 народа Божия. Бог карал Свой народ, но не переставал считать его Своим народом, а Себя его Богом. 20 наложницу мою замучили. Левит умолчал о том, что сам выдал наложницу насильникам (19,23–25). 20 как один человек. См. ст. 1,11 и ком. к 20,1–48. Израильтяне поклялись довести это дело до конца. 20 искореним зло. Израильтяне не понимали, что зло полностью пропитало их общество. 20 были левши. См. 3,15 и ком. 20 в дом Божий. Ковчег Господень и священник с ефодом в это время находились в Вефиле (ст. 27). кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина? В самом начале Книги Судей израилевых прозвучал вопрос: «кто из нас прежде пойдет на Хананеев воевать с ними?» (1,1). Иуда. Господь дал тот же ответ, что и в 1,2, но уже в иной ситуации. 20 плакали. Неудача, постигшая израильтян в первый день войны с вениаминитянами, должна была напомнить им, что они сами были не без греха (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И мы читаем, как восклицает Иоанн Богослов: «И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее» ( Откр.5:4 ). Он плакал, потому что он тоже считал себя грешником, и он знал, что в этой памятной книге Божьей записаны и его преступления. Он много плакал. И далее говорится: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» ( Откр.5:5 ). Лев от колена Иудина. Иудино колено – это царское колено дома Давидова. Иисус Христос в Евангелии от Матфея называется сын Давидов, сын Аврамов. Вот Он – лев от колена Давидова, вот один, Кто может снять печати, – это Сын Божий. Как сказано: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ) – это имя Господа нашего Иисуса Христа. Никакой святой, никакой Ангел, никто ничего не сделает, они могут только умолять Сына Божия, и если Он что-то предпримет, только тогда ситуация может измениться. Мы ничего не можем исправить в судьбах наших родных и близких, мы можем молиться за них, и если Агнец Божий примет наши молитвы, тогда что-то может измениться в лучшую сторону. И вот, какие радостные слова, что есть «лев от колена Иудина, корень Давидов» , то есть смысл дома Давидова, Он «победил, и может раскрыть сию книгу» ! Где Господь одержал победу? Где Агнец Божий, Сын Божий совершил победу, такую победу, которая дает Ему право снять печати с памятной Божьей книги и полностью пересмотреть «дело» каждого из нас. Эту победу Он одержал на Голгофском Кресте, когда в страшных страданиях, в страшных муках на Кресте Он, принявший на Себя грехи всего мира, воскликнул: «совершилось!» ( Ин.19:30 ). Свершилась победа, и оказался скованным грех. Он рукописание нашего греха, как сказано в одном из посланий апостола Павла, «пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ). Вы слышите, где теперь страницы из этой памятной книги? Они прибиты крепко гвоздями к Голгофскому Кресту. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Если бы ты один жил грешник на земле, – вы знаете, как я люблю повторять эти слова, – ради тебя одного Сын Божий пришел бы и умер». Поэтому тебе не надо сейчас гадать, если ты истинный христианин, добрый христианин, как решается твоя судьба на Небесах. Если ты крещеный православный человек, это значит, что ты омыт Кровью Иисуса Христа. Если ты миропомазанный православный человек, это значит, что ты запечатлен Духом Святым, ты уже имеешь печати Духа Святого, не те печати, которые на памятной книге Божьей, которые для того, чтобы ничего в ней нельзя было исправить, но те печати, которые исправляют жизнь каждого из нас, дают возможность каждому из нас жить так, чтобы мы стяжали благодать Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010