Молитва должна быть не занятием известного времени, а состоянием духа всегдашним. Смотри, говорит святой Златоуст, не ограничивайся одним известным временем дня. Слышишь, что говорит? Во всякое время приступай к молитве, как и в другом месте сказано: Непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17). Третье — молитесь, говорит, духом, то есть молитва должна быть не внешняя только, но и внутренняя, умом в сердце совершаемая. В этом существо молитвы, которая есть возношение ума и сердца к Богу. Святые отцы различают умно-сердечную молитву от духовной. Первая творится сознательной самодеятельностью молящегося, а вторая находит и хотя сознается, но движется сама помимо усилий молящегося. Эта молитва духодвижная. Последнюю нельзя предписывать, ибо она не в нашей власти. Ее можно желать, искать и благодарно принимать, а не совершать, когда ни захочешь. Впрочем, у людей очищенных молитва большей частью бывает духодвижной. Надо потому полагать, что апостол предписывает умно-сердечную молитву, когда говорит: молитесь духом. Можно прибавить: молитесь умно-сердечно, с желанием достигнуть и духодвижной молитвы. Такая молитва держит душу сознательно пред лицом вездесущего Бога. Привлекая к себе и отражая от себя луч Божеский, она разгоняет врагов. Можно наверное положить, что душа в таком состоянии неприступна для бесов. Так только и можно молиться на всякое время и во всяком месте. Самое первое воздействие благодати Божией, обращающей к Богу грешника, обнаруживается устремлением его ума и сердца к Богу. Когда потом, по покаянии и посвящении жизни своей Богу, благодать Божия, действовавшая извне, через Таинства низойдет в него и пребудет в нем, тогда делается в нем неизменным и всегдашним и то устремление ума и сердца к Богу, в котором существо молитвы. Оно обнаруживается в разных степенях и, как всякий другой дар, должно быть возгреваемо (2 Тим. 1, 16). Возгревается же по роду своему: трудом молитвенным, и особенно терпеливым и целесообразным пребыванием в молитвах церковных. Непрестанно молись, трудись в молитве — приобретешь непрестанную молитву, которая сама уже станет совершаться в сердце без особых напряжений.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

…Святый Исаак явно показал, что ищущие в молитве сладостных ощущений духовных с чаянием, и особенно стремящиеся преждевременно к видению и созерцанию духовному, впадают в прелесть вражию и в область тьмы и помрачения смысла, будучи оставлены помощию Божиею и преданы бесам на поругание, за горделивое искание паче меры и достоинства своего… (II, 364). …При случающихся вам в церкви духовных утешениях не увлекайтесь, считая себя того будто достойными, а паче нисходите во глубину смирения, считая себя недостойными, да не впадете в мнение о себе и да не обольститесь ложными утешениями. Паче же не ищите того с чаянием, т. е. с ожиданием; прочтите о сем у св. Исаака во 2 Слове: «яже Божия, сама о себе приходят» и прочее, и в 55 Слове; и очень к этому же прилична преосвященного Филарета Московского беседа, говоренная на Благовещение Пресвятыя Богородицы 1858 года… (IV, 158,415). Жаль бедную девушку, что она впала в такое омрачение, считает ненужным молиться, потому что молится только устами, а сердце холодно; и никак ее не убедишь, а все находится в своем мнении; кажется, это прелесть. Она, верно, имела теплоту в молитве и увлеклась оною, что заметно из слов матери, ибо она говорила ей, что ничего бы так не желала, дабы только быть свободною и молиться Богу. Должно быть, наказательное попущение, но силен Господь и помиловать ее и дать ей чувство смирения… (V, 43, 84–85). …Вас более смущает то, что вы не можете в церкви при всех мирно молиться; выходя из оной, чувствуете, что совсем не были, а дома молитесь лучше и возносите умиленные молитвы. Вы не понимаете, что это есть сильная прелесть, лишающая вас спокойствия; когда вы, молясь уединенно, думаете, что хорошо молитесь, то будьте уверены, что оная молитва Богу неприятна, хотя бы были и слезы, и чувство умиления; когда все сие не имеет глубокого смирения, то есть прелесть. В церковной же молитве вы, ища такого ж чувства и не находя оного, считаете себя немолившеюся и смущаетесь; а это есть последствие или плоды домашних ваших молитв; враг возводит вас до небес и низводит до бездн; там возвышает, а здесь низвергает и причиняет смущение, что и доказывает о основании молитвы вашей на высокоумии. Вы молитесь просто, не ища в себе высоких дарований, считая себя недостойною оных, то будете и спокойны; и хотя видите хладность молитвы своей, тем паче имейте в чувстве смирение, что «я недостойна», но без смущения, то, верно, оная принята будет у Господа лучше той, о коей вы мните, что молитесь хорошо… Совет мой вам: не оставлять церковной молитвы, но смиренно во оной молиться и не смущаться о том, что будто бы «не молилась и не была», и сию мысль от себя отвергать, а о домашней не возноситься; то и будете мирны. Знайте, что плод гордости и возношения есть смущение и неустроение, а плод смирения есть мир и спокойствие; от гордости произошло все зло, а от смирения все благо… (1,55,125–126,127).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Значит, эти правила могут уточняться и изменяться? Конечно. Потому что собор епископов – это собрание преемников апостолов, а если они не таковы, тогда и Церкви нет, не за что и бороться, нечего охранять. Но Господь Свою Церковь не покидает, и благодать всегда действует в наших церковных таинствах через руки служителей алтаря и молитву народа Божия. Другой пример: 85-е апостольское правило содержит список канонических для Церкви книг Священного Писания, в числе которых вы найдете два послания святителя Климента и его правила для епископов. Скажите, в современном тексте нового Завета есть эти книги? Если нет, то не нарушаем ли мы тем самым апостольские правила? Прошли долгие столетия после апостольской эпохи, и святители Христовы внесли некоторые уточнения в древние каноны. Почему они дерзнули на такой шаг – поправить апостолов? Потому что Церковь водима Духом Святым, и Господь никогда не покидает детей Своих. Как говорил святитель Иоанн Златоуст : «Канонично то, что полезно для Церкви». Нашли святители Христовы полезными такие уточнения, вот и были они внесены в правила. А тем людям, которые так пристрастны к букве апостольских канонов, я бы посоветовал быть последовательными и вести жизнь апостольской общины: например, принести к ногам епископов всё свое имущество и жить единой семьей в посте и молитве, довольствуясь тем, что к трапезе и к другим потребностям отделят вашей семье учиненные дьяконы. Просто времена меняются, и на обед в столовой мы уже не смотрим как на пирушку в корчемнице. Кроме того, истолковывая сорок пятое апостольское правило, следует задаться вопросом: а что такое молитва, какая молитва имеется в виду? Вы едете в автобусе рано утром и читаете утренние молитвы – наизусть или по книжечке, а рядом – студент-араб или католик с розарием, которые тоже молятся – про себя, беззвучно. Вы вместе молитесь или по отдельности? Как это определить? А в тот момент, когда вы думаете, что молитесь, вы молитесь? Некрещеные послы князя Владимира – язычники-русичи, побывали в константинопольской Софии и были поражены красотой богослужения. Однако согласно древним канонам их даже на порог церкви нельзя было пустить, и уж точно не на литургию , на которой даже сейчас оглашаемым рекомендуется выйти. Если бы соблюдались эти правила в строгости, как вы думаете, смогли бы послы княжеские взволноваться благодатной красотой православного богослужения? Но сегодня мы не только разрешаем быть на наших службах всем желающим, но и ведем прямые трансляции даже из алтаря. И это хорошо и правильно, хоть и противоречит древним канонам.

http://pravmir.ru/molitva-s-inoslavnyimi...

«И, выйдя, Иисус пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его». Христос входит в сражение с силами тьмы. Одиннадцать учеников — все, кроме Иуды, который растворился во тьме, последовали за Ним. Пройдя вместе с Ним весь путь, они ни за что не хотят оставить Его теперь. «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение». Невозможно избежать приближающихся испытаний, но они не должны впасть в искушение греха. «Молитесь» — это заповедь на все времена, а не только то, что относится к этому часу. Когда сатана испытывает терпение учеников Христовых, одна только горячая молитва может дать силы не уступить врагу и остаться верным Богу. Мы знаем, что Господь Сам молился во все великие моменты Своего служения. И теперь Он отошел от них «на вержение камня», и, преклонив колени, молился, что если будет на то воля Отчая, да минует Его и эта чаша Страданий. Обратим внимание — Господь не ведом желанием смерти, Он — не самоубийца! Но для Него дороже всего — принятие воли Отчей, то, чему все верные научаются от Него, повторяя третье прошение молитвы Господней. Существенно для нас так же понять: воля Божия — это Совет о спасении человечества, а не волевое решение Бога — вне зависимости от согласия человека. Потому Господь говорит: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Не воля Моего человеческого естества, но воля Божия! Молитва Господа во время Его Крещения и Преображения открывается Богоявлением, а здесь мы не слышим Отчего гласа и не видим Духа Святого в виде голубя или облака, сходящего на Него. «Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали». Но это не была печаль по Бозе, которой был томим Господь, а печаль мирская, выражение непонимания ими происходящего. «И сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь». Когда мы сознаем, что нас одолевает искушение, мы должны встать и молиться: «Господи, помоги нам». И вот, появляется народ, предводимый «одним из двенадцати». Знак любви Иуда превращает в знак предательства. «Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Иудино окаянство переходит все границы. Ученик предает своего Учителя и Бога. И запечатлевает предательство поцелуем. Бывает ли большее поругание святыни любви?

http://pravoslavie.ru/4059.html

2019/06/03, 13:04:39 Пресвятая Богородице Экономисса, моли Господа Бога о нас грешных о прощении грехов наших вольных и не вольных! Прошу помоги нам устройство нашу жизнь так как для нас лучше! Помоги нам улучшить наше финансовое состояние, чтобы были деньги на покрытие всех расходов необходимой важности! Чтобы мы могли вырастить и воспитать детей!Помоги рабе Божьей Юлии с работой, и рабу Божьему Анатолию найти хорошую работу! Управь нашу жизнь! Да не вопрос зло обратим благо потребное просимое! Пусть будет на то воля Божья! ВО Имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь. 2019/04/10, 22:53:54 Святые угодники Божии!Молите Господа Бога о нас грешных! Вы все мои мольбы знаете! Помогите мне грешной! Татьяна 2019/01/30, 01:16:42 Вси Святии горы Афонской! Просим ваших молитв за р.б. Елену, сына р.б.Иоана. Помогите в наших проблемах. Устройте по молитве мое скорое счастливое замужество, не оставите меня грешницу. 2018/05/18, 11:04:00 Святые угодники Божии!Молите Господа Бога и Матерь Божию о решении всех проблем нашей семьи, Вы все видите и знаете. Помоги нам и услушите наши молитвы пожалуйста.Аминь. 2018/04/06, 09:45:02 Пресвятая Богородица, святые угодники Божьи Афонские, молите Бога о прощении грехов, мне, рабе божией Елене и моих родных, об исцелении недугов телесных и душевных, окрестном сыне Павле и брате Вячеславе. Прошу Вашей помощи в сохранении мира и любви, здоровья и понимания, добра и благополучия в моей семье.Пусть Господь сохранит нас от всякого зла,защитит от всех врагов.Дай вам Бог здоровья и долголетия! Елена 2018/03/23, 16:19:35 Святые отцы наши!! Умоляю и прошу помогите моей мамочке р.б. Ираиде! В тяжелом состоянии в больнице! Помогите ей подняться на ноги! Даруйте ей улучшение здоровья, укрепите душевные и физические силы!! Мама в отчаянии. Умолите Господа нашего в помощи! Пусть простит ей грехи вольные и невольные. Помогите р.б.Ираиде стать такой, какая она была еще несколько дней назад!! Пусть в таком состоянии и станет, когда она могла ходить, говорить.. Я в отчаянии! На все воля Божия.

http://isihazm.ru/1/?id=495&c_pid=1

Кроме этой своей поездки в Оптину Пустынь Гоголь был там в 1852-ом году, когда он вернулся после своего паломничества в Святую Землю и ездил в Калугу к друзьям своим Смирновым. На пути его лежала Оптина Пустынь. Сохранились два письма Гоголя, адресованные в Оптину Пустынь: первое – записочка к отцу Игумену Моисею: «Так как всякий дар и лепта вдовы приемлется, то приимите и от меня небольшое приношение по мере малых средств моих: двадцать пять рублей на строительство обители вашей, о которой приятное воспоминание храню всегда в сердце моем». Другое письмо от 25-го июля 1852-го года более значительное: «Ради Самого Христа – молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного Настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится – просите молитв обо мне. Путь мой труден, дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией, не может двинуться мое перо; и силы мои не только ничтожны, но их и нет без освежения Свыше. Говорю вам об этом не ложно. Ради Христа обо мне молитесь. Покажите эту мою записочку отцу Игумену и умоляйте его вознести свои молитвы обо мне грешном, чтобы удостоил Бог меня недостойного поведать славу Имени Его, несмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, Милосердный, сделать все: и меня черного, как уголь, убелить и вознести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради Самого Христа, молитесь: мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейских дрязг, и на всяком месте своего странствования быть как бы в Оптиной Пустыни. Бог да воздаст вам всем за ваше доброе дело. Ваш всей душой Николай Гоголь». Эти мысли Гоголя об ответственности писателя перед Богом возникли не без влияния бесед со старцем Макарием, перед прозорливым суждением которого он повергал свои сомнения. Еще до личного знакомства с Гоголем, старец Макарий прочел «Переписку с друзьями» и вложил свой письменный отзыв во внутрь этой книги, стоявшей на полке Оптинской библиотеки. Вот подлинные слова старца: «…Виден человек, обратившийся к Богу с горячностью сердца. Но для религии этого мало. Чтобы она была истинным светом для человека собственно и чтобы издавала из него неподдельный свет для ближних его, необходима и нужна в ней определительность. Определительность сия заключается в точном познании истины, в отделений ее от всего ложного, от всего лишь кажущегося истинным. Это сказал Сам Спаситель: «Истина освободит вас» ( Ин. 8:3 ). В другом месте Писания сказано: «Слово Твое истина есть» ( Ин. 17:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Конечно, он заслуживает, как святой, поминовения за здравие на молебнах. Тем более Русская Зарубежная Церковь признала его святым, канонизировала – после этого мы и стали ему молебны служить: как его за упокой его поминать, у меня не укладывается в голове, и в душе моей не укладывается, на заупокойных литиях я его не поминаю. Старцы Оптиной Пустыни ещё не были прославлены, а я их поминал на молитвекогда Великим Постом на Великом повечерии возглашают: «Вси святии, молите Бога о нас», я поминал храмовых святых и прямо говорил: «Старцы Оптиной Пустыни, молите Бога о нас», – и хор пел это на всю церковь . Я не называл их святыми, а просто обращался, чтобы они услышали нас и молились за нас, грешных. Придёт время, и о прославлении святителя Иоанна официально объявят наши духовные власти – я думаю так и жду, когда Патриархия его прославит: на церковных службах, когда перечисляются святые, я его пока не поминаю, только на молебнах. И я так считаю, что он святой, благодатный Владыка, ему молиться только надо. Мы в церкви служим ему молебны с акафистом, когда заказывают прихожане, моя матушка и некоторые другие, как местночтимому святому – это наше отношение к нему как к святому, за упокой мы уже его не поминаем – это величайший святитель нашего времени. Рассказывает Тамара Ивановна, матушка отца Леонтия Книгу «Блаженный Иоанн Чудотворец» первой у нас прочитала дочка Оля. Прочитала, и говорит: «Это чудная книга, это словами нельзя выразить – это надо чувствовать». Потом пришла к нам знакомая, Ирина Николаевна, – она в нашем храме поёт на клиросе, когда приезжает на свою дачу: «Дай, говорит, мне, Олечка, почитать». Для нас – то Владыка – всё – таки вроде и заграница, вроде мы его только узнали, но мы к нему прилепились ничуть не меньше, чем, скажем, к святителю Николаю. Так что на нашем уголочке святитель Иоанн – помощник наш, мы уже без него не можем. Стоит в святом углу его иконочка, и акафист ему читаем без конца – я скучаю, если не почитаю ему акафист. Нет возможности весь акафист прочесть – молитовку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

- Наверное, только не надо человеку говорить, что он душевно больной? - Ну да, он может резко отреагировать на такие слова, но Библия вообще  относит неверие к разновидности безумия.  Сказано же  в Псалтири: «Рече безумен в сердце своем - несть Бог». - Относится ли к смягчающим вину обстоятельствам тот факт, что наши родственники не ходят в храм? - Постсоветское прошлое, без сомнения, относится к смягчающим вину обстоятельствам, потому что людям навязывали неверие, которое  несвойственно славянам. - Я вчера и сегодня читал в храме записки об усопших и подумал, насколько важна эта молитва. Скажите, если Господь снимает с них грехи, то они впрямую ложатся на меня? - Т.е. когда вы хотите сказать, что когда молитесь за усопших -  вы подставляете им плечо, чтобы поддержать их? - Да, можно ли думать, что  наследственность греха частью с меня снимается, если прощены мои прадеды, деды, отцы? - Нет, здесь надо понять сам факт, что если вы за кого-то молитесь -  то этот усопший оказал на вас положительное  нравственное влияние. Потому что желание помолиться за мертвого не может возникнуть спонтанно. Оно является результатом того, что этот человек на вас хорошо повлиял. И своей молитвой вы как бы констатируете, что это был неплохой человек. - Здравствуйте. Это раб Божий Александр. Батюшка, что пишут святые отцы относительно того, знают ли наши усопшие родственники, как мы живем здесь на земле? - Святые отцы такие детали не исследуют. И апостол Павел  в 13 главе Первого Послания к Коринфянам пишет: «Сейчас мы видим всё, даже в этой жизни, как сквозь тусклое стекло гадательно, а тогда познаем так, как мы познаны». Но без сомнения, если речь идет о членах Церкви, то существует некая органическая связь в духовном понимании между усопшими и живыми, потому что в Писании сказано, что Церковь есть тело Христово, Христос – глава Церкви, а мы - члены этого тела. И болит ли один член - страдает все тело, такая духовная, почти органическая связь, конечно, существует. Мы чувствуем торжество святых, когда совершаем праздники, посвященные этим святым, торжество, которые они обрели на небесах. Например, недавно был день святителя Николая, и когда мы собираемся на такие службы -  мы чувствуем, в какое небесное торжество вошли эти люди. Ведь богослужение – это как бы отражение Неба на Земле, и когда мы читаем славословие этим святым, то это как бы возможность рассмотреть то, что не видно физическими очами.  

http://radonezh.ru/text/kakovy-po-vashem...

Когда последовал указ, чтобы «отшельникам не быть нигде» (это были времена правления Екатерины II, когда монастыри закрывались, подвижники подвергались гонениям), лаврские старцы предложили преподобному Досифею переселиться в лавру. Старец избрал себе место на Дальних пещерах, где жил затворником. Преподобный Досифей был духовно связан с преподобным Паисием Величковским . Он послал в Молдавию, в Нямецкий монастырь, которым руководил преподобный Паисий, своего келейника, инока Феофана. Незадолго до кончины затворника Досифея преподобный Паисий отослал Феофана опять в Россию, послужить старцу Досифею. Из жития преподобного Досифея известно о чудесном спасении киевлян во время эпидемии. Незадолго до ее начала старец стал раздавать каждому из приходящих к нему за благословением по кусочку ладана. – На, возьми, – говорил он, – да покури хорошенько у себя на дворе... Скоро будет страшное несчастье... Люди станут падать на дороге и умирать, как мухи... Но вы не унывайте... Не падайте духом, дети... А молитесь, молитесь... И действительно, в конце 1770 года на Украине вспыхнула эпидемия и быстро распространялась по Украине, вскоре первые больные появились и в Киеве. Пострадала от нее и Киево-Печерская лавра, где тогда немало вымерло иноков и паломников. Но те, кто получил от Досифея ладан, остались невредимыми. Существует предание, что старец Досифей, в последнее время своего пребывания в лавре, был лекарем. Старцу стали предлагать сан иеродиакона, но он отказывался, и чтобы его не посвятили насильно, принял на себя подвиг юродства. Он начал бегать по городским улицам, обличал народ, тогда лаврское начальство предложило старцу снова переселиться в Китаевскую пустынь. С благословения митрополита Киевского Гавриила старец поселился в уединенной келейке, при пруде. Целый год провел там старец Досифей в великом воздержании, молитве и посте. Чувствуя ослабление сил и приближение смерти, Досифей вышел из затвора и, опираясь на палку, пошел по всем кельям прощаться с братией. Обойдя всех, он возвратился в свою келейку и снова затворился. До самого утра пел Досифей псалмы и, в ожидании предсмертного исхода, читал каноны – и, так, с молитвою на устах, предал, на рассвете, свой дух в руки Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О . Дмитрий - Бог призывает! - И матери это надо принять как посланное от Бога. О. Дмитрий - А тут ничего не сделаешь, тем более, как я понимаю, детей у нее не будет, по возрасту. Я понимаю, как это трудно. Сейчас мы все переживаем трагедию с самолетом. Никого это не оставило равнодушным, кроме  наших бывших братьев по разуму – французов. А так, как сейчас принято говорить, все мы в шоке. Вообще -  смерть дана для того, чтоб задуматься. Если она преждевременна, если умирают детки…. У нас в стране от абортов ежегодно  умирают миллионы детей, может, кто - то задумается?  - Это надо еще связать. О. Дмитрий - Я специально говорю, чтоб это связалось, для тех, кто нас слушает, а тем, кто не слушает, чтоб передали те, кто нас слушает. Почему когда умирают миллионы детей - мы не в шоке, а когда  умирает двадцать пять -  мы в шоке? - Добрый вечер отец Дмитрий, добрый вечер, отец Александр. Меня зовут Татьяна. У меня вопрос: в Евангелии Иисус Христос говорит:  Молясь, будьте кратки и не многословны, как язычники. Как известно, у нас молитв много, и они бывают длинными. Не противоречит ли это тому, что сказал Господь в Евангелии? О. Дмитрий – Нет, конечно, в этом нет никакого противоречия. Наверное, до того, как Вы читали, я читал, а до нас с вами - Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Тут вот в чем дело. Апостол Павел говорит: непрестанно молитесь - не много или мало молитесь, а непрестанно. Вы просто путаете многословие с молитвой. Дело в том, что  язычники творили молитвы напоказ, делали из молитв, обращенных к своим ложным богам, целое поэтическое произведение. Украшенное всякой витиеватой   словесной архитектурой.  Они  думали, что так можно угодить своим богам. Об этом Господь и говорит, что этого не нужно. Также поступали и фарисеи: принимали различные позы, снабжали молитву жестами. Это было некоторое представление, рассчитанное на людей, а не молитва к Богу. В нашей среде это тоже проскакивает, хотя бы мысленно. Ловлю себя иногда на молитве, что как бы наблюдаю за собой, это Богу совсем не нужно.

http://radonezh.ru/text/iisus-khristos-g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010