Боже! Даруй сыну царя силу утвердить правду и мир, да будет его царствование благотворно, как благотворен дождь для земли (1–6). Царство его будет вечным и распространится по всему миру и над всеми народами, так как он будет защищать нищего от насилий (7–14). О нем будут непрестанно молиться; его царствование будет полно и внешних благ и все племена ублажат его (15–17). Благословен Господь во веки! (18–19). Пс.71:1 .  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, Пс.71:2 .  да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; «Суд», «правда» – выражения синонимические, означающие желание Соломона быть в судебных делах строго справедливым, составляющим свои решения в согласии с существом дела, а не по каким-либо внешним, случайным, хотя бы и сильно к себе подкупающим мотивам. Таково, напр., решение им спорного дела двух блудниц (см. 3Цар. 3:16–28 ). Его решения, как опирающиеся только на справедливость, должны быть, поэтому, и беспристрастны: они одинаковы для всех людей, как знатных и сильных, так слабых и бедных ( «нищих»). Пс.71:3 .  да принесут горы мир людям и холмы правду; Пс.71:4 .  да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, – «Да принесут горы мир людям и холмы правду» – пусть в жизни людей господствует мирная жизнь и правосудие, пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснитель», живущий обманом, неправдой – получит кару. «Горы» и «холмы» – местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду. По параллели с 6 гл. 1–2 ст. кн. пророка Михея ( Мих. 6:1–2 ) под горами и холмами можно разуметь знатные классы еврейского народа, в силу их преобладающего положения способные давить низших себя. Тогда означенное выражение будет значить – пусть чувства законности и справедливости будут усвоены и высшим классом. Пс.71:5 .  и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. Пс.71:6 .  Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ибо в нем Он взял их от края земли, и отдаленных пределов ее призвал Израиля из всех народов, собирая сперва народ иудейский, о котором и апостол Павел говорит: вам бо лепо первее глаголати слово; а понеже отвергосте е, обращаемся во языки ( Деян.13:46 ). Итак, тебе и рабу Моему, и избранному Моему, о котором будет проповедано среди народов и который подвергнется весьма многим преследованиям, Я говорю: не бойся, потому что Я с тобою, которому говорю в Евангелии: се Аз с вами есмь, во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Не заблуждайся и не отступай от истины, и не прельщайся ложным убеждением, что ты своими силами, будучи не опытен и наг, проникаешь в массу народов и самые неукротимые народы призываешь к кротости. Это Я укрепил тебя и помог тебе, и поддержал или защитил тебя правою рукою праведного Моего, то есть Господа Спасителя, или десницею Моею... Следующее же за тем: Я сделаю тебя молотильнею новою, имеющею острия зубчатые, означает то, что проповедь Евангельская сокрушит противные силы и духовную испорченность, восстающую на разум Божий, каковы по различию превозношения, называются горами н холмами... И когда они будут унесены и рассеяны как вихрем, то будет ликовать и радоваться Израиль о Господе Святом Израилевом. Мы можем также сказать, что служитель церкви, имея зубчатые острия евангельской проповеди на новой молотильне и действуя не по ветхой букве, а по новому духу, сокрушить жестокосердие неверующих, отделяя пшеницу от соломы и растирая холмы и горы, то есть всех иерархов, которые, быв сокрушены и разбиты, обращаются в пепел и научаются тому, что они ничто, чтобы бывшие худо соединившимися разделились ко благу своему» (ч. VIII, стр. 162–164); то же см. ч. VIII, стр. 184–186; ч. XI, стр. 361. и) В толк. на 6–7 ст. 62 гл. кн. пр. Исаии: «И на спинах твоих, Иерусалим, Я поставил стражей, которые весь день и всю ночь никогда не будут умолкать, напоминая о Господе. Ибо Он не подобен вам, если исправит и сделает Иерусалим славою на земли. Пророк говорит: ради Сиона не умолкну и ради Иерусалима не успокоюсь и прочее до того места, где теперь окончился отдел: будет радоваться Бог твой о тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Иеремия обвиняет город Иерусалим, сравнивая его с блудной накрашенной женщиной: «А ты, опустошенная, что станешь делать? Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя: презрели тебя любовники, они ищут души твоей». ( Иер.4, 30 ). Пророк Иезекииль осуждает Иерусалим, сравнивая его с блудницей, которая стремится ко всему, что есть у другого народа, умывается и красится: «И вот, они приходили, и ты для них умывалась, сурьмила глаза твои и украшалась нарядами... но приходили к ней, как приходят к жене блуднице» ( Иез.23:40, 44 ). Любопытные взгляды приводят к разврату Четвертое. Любопытные взгляды ведут к разврату и прелюбодеянию. Господь первый сказал об этом: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ). За Ним божественные апостолы, которые установили следующее: «Не сквернословь, не любопытствуй 65 , не упивайся, ибо от этого происходят блуд и прелюбодеяния» (Постановления апостольские. Кн. 7, гл. 6). Поняли ли вы теперь, братья мои христиане, почему наряды, украшения, благовония, духи, косметика и любопытные взгляды – это дела недостойные, свойственные людям малодушным, причина развратной жизни и прелюбодеяний и всякой иной нечистоты? Отвернитесь и возненавидьте все это по любви к Богу, а затем прекратите прибегать к таким вещам. Ведь они чужды и несвойственны христианам. Поскольку всем нам подобает украшать человека изнутри, а не снаружи, наряжать душу, а не тело, и не тлеющими и сиюминутными нарядами, а нетленными и вечными, и не телесными и земными, а духовными и небесными. Украшения должны сопутствовать многоценной одежде любви, чистоты, кротости, смиренномудрия и других добродетелей, сообразных божественным дарам Святого Духа, добрым и целомудренным нравам, подобающим христианам. Раз христиане – дети Отца Небесного, и наряды их должны соответствовать небесным, божественным, нетленным. Как говорил Соломон, «украшение юношей – мудрость» ( Притч. 20, 29 ) 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мк.13:24 .  Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, Мк.13:25 .  и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Мк.13:26 .  Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. Мк.13:27 .  И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. Мк.13:28 .  От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Мк.13:29 .  Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Мк.13:30 .  Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Мк.13:31 .  Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Мк.13:32 .  О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. «О дне же том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (стих 32; см. Мф.24:36 ). К словам, имеющимся у Матфея, евангелист Марк прибавляет выражение: «ни Сын». Это выражение издавна возбуждало среди толкователей серьезные споры. Смущало оно именно потому, что в нем Сыну приписывается неведение, которое, однако, не может быть приписано Ему, как Лицу Божества. Святитель Амвросий Медиоланский , не находя возможности примирить это выражение с высоким понятием о лице Сына Божия, полагал, что это выражение вставлено в текст Евангелия Марка арианами, чтобы показать православным, что Христос – не Бог («О вере», кн. 5, гл. VI). Но такое предположение нельзя принять уже потому, что отцы Церкви, боровшиеся с арианами, несомненно, обличили бы их в этом искажении евангельского текста. Притом, собственно говоря, и у евангелиста Матфея включается такая же мысль, какая и в этом выражении, потому что и он говорит, что о времени наступления последнего дня знает только один Отец, следовательно, Сын не знает этого и по Евангелию Матфея. Поэтому если даже допустить, что предположение святителя Амвросия правильно, то все равно пришлось бы останавливаться с недоумением на Мф.24:36 . Другие отцы Церкви, не прибегая к таким опасным предположениям, старались объяснить это загадочное выражение тем, что Христос приписывал Себе «незнание» по Своей человеческой природе, почему к слову «Сын» прибавляли прилагательное «Человеческий» (свтт. Григорий Богослов , Афанасий Великий , Кирилл Александрийский ). Но с этим толкованием нельзя согласиться потому, что оно разделяет Христа, тогда как оба естества в Нем – и божеское, и человеческое – нераздельны в своих обнаружениях. Св. Софроний, прп. Иоанн Дамаскин восставали против еретиков VI века – агноитов, которые учили, что Христос, как человек, «кое-чего не знает». По мнению святителя Василия Великого (Творения, ч. 7, с. 159), это выражение нужно передать так: «не знал бы и Сын, если бы не знал Отец, потому что от Отца дано Ему ведение». Но здесь, очевидно, уже изменяется через прибавления сам текст Евангелия...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первая заповедь Десятисловия говорит о едином истинном Боге и запрещает поклонение идолам, «богам»: «Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим. Не делай себе кумира» ( Исх. 20:2–4 ; Втор. 5:6–8 ). Израильский народ, как свидетельствует Священная история, тогда не был духовно готов к откровению о Пресвятой Троице. Новый Завет поднимает человека на новую ступень богопознания: говорит о Том же едином Боге, но учит также о трех Его Лицах (Ипостасях): «идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). Прощается ли первородный грех при крещении? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По учению Церкви, в таинстве крещения изглаживается в человеке первородный грех, унаследованный от прародителей. Из этого следует необходимость крещения младенцев. Что такое душа человека? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Душа – сотворенное Богом бессмертное духовное начало. Человек, согласно Священному Писанию, двусоставен. Он соединяет в себе душу и тело: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ); «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10:28 ). Христианская антропология, берущая начало в священных библейских книгах, подробно разработана в патристике. В богословии святых отцов душа является важнейшей категорией. «Душа, – пишет преп. Иоанн Дамаскин , – есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой. Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу» (Точное изложение православной веры. Кн.2, гл.12). Есть ли в Св. Писании пророчества о Мухаммеде?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рим 9:4–5 ср. Еф 2:11–12 ), но как отдельные лица они будут судимы на последнем суде Божием без отношения к этим национальным преимуществам: судиться будет не нация, а отдельные ее члены. Там последние им не помогут. Они имели значение для земной, исторической жизни народа еврейского, и благо тем отдельным членам еврейской нации, какие воспользовались этими преимуществами для личного своего усовершенствования! – «Ибо мы уже доказали». К сожалению, большинство иудеев, как показал Апостол во II-oй гл. (ст. 17 и сл.), не воспользовались своим особым положением избранного Богом народа и вели такую же греховную жизнь, как и язычники. Рим.3:10 .  как написано: нет праведного ни одного; Рим.3:11 .  нет разумевающего; никто не ищет Бога; Рим.3:12 .  все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Рим.3:13 .  Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Рим.3:14 .  Уста их полны злословия и горечи. Рим.3:15 .  Ноги их быстры на пролитие крови; Рим.3:16 .  разрушение и пагуба на путях их; Рим.3:17 .  они не знают пути мира. Рим.3:18 .  Нет страха Божия перед глазами их. Обличения, какие высказаны против иудеев Апостолом, согласны с теми отзывами, какие еще ранее сделаны были об иудеях их собственными пророками. Сначала Апостол приводит обличения из псалмов ( Пс.13:1–3, 5:10, 139:3, 9:28 ), потом из кн. Притчей и Исаии ( Притч 1:16 ; Ис 59:7, 8 ) и потом опять из псалмов ( Пс 35:2 ). Заметно, что сначала он рисует развращение человеческое в самых общих чертах (ст. 10–12), а потом упоминает о двух особых проявлениях этого развращения – в области слова (13–14) и в области дела (15–17). Заключает он все изображение указанием на источник развращения – отсутствие в людях страха Божия (18). Рим.3:19 .  Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, Рим.3:20 .  потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8. Цит. по И. Клочков. Старовавилонская поэма из цикла сочинений о невинном страдальце. — ВДИ, 1978, с. 21. В этой работе рассмотрены сходство и различие между Кн. Иова и аналогичными произведениями древней литературы. См. также, свящ. А. Петровский. Книга Иова и вавилонская песнь страждущего праведника. ПР, 1916. «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии. Пер. с аккадского. М., 1918, с. 216—220. 9. Элифаз родом из Темана — области в Идумее (Быт 36, 34; Иер 49, 20; Иез 25, 13; Ам 1, 12), Шуах — из Наама, как полагают, города на востоке Палестины. Идумейские мудрецы издревле славились на Востоке (Авдий 1, 8; Иер 49, 7). Эдом граничил с аравийской степью, поэтому мудрость его можно назвать еврейско-арабской (не с этим ли связаны арабизмы в Кн. Иова?). 10. Известное сходство с диалогической частью «Иова» имеет вавилонская поэма (ок. XI b. до н. э.), в которой изображена беседа Страдальца с его Другом (см.: Я скажу тебе сокровенное слово, с. 235-241). Но там вопрос, поставленный автором «Иова», не имеет всей глубины библейской книги. Композиция диалогического раздела книги достаточно стройна. 1-й цикл речей: а) вступительная речь Иова гл. 3, б) речь Элифаза — гл. 4—5, в) ответ Иова — гл. 6—7; г) речь Билдада — гл. 8; д) ответ Иова — гл. 9—10; е) речь Софара — гл. 11; ж) ответ Иова — гл. 12-14. 2-й цикл речей: а) речь Элифаза — гл. 15, б) ответ Иова — гл. 16—17; в) речь Билдада гл. 18; г) ответ Иова — гл. 19; д) речь Софара — гл. 20; е) ответ Иова — гл. 21. 3-й цикл речей несет на себе следы редакции. Вставками в цикл являются: гимн в честь Премудрости (гл. 28), обычно приписываемый автору книги, и речи Элиу (гл. 32 — 37), которые библеисты относят к позднейшему редактору. Есть мнение, что и в речах Ягве есть вставки. Как полагают исследователи книги, первоначальный порядок 3-го цикла мог быть примерно таким: а) речь Элифаза гл. 22, б) ответ Иова — гл.23—24, 1—17; в) речь Билдада — гл. 25; г) ответ Иова — гл. 26, 1—4; 27, 1—12; д) речь Софара — гл. 27, 13-23, 24, 18, 24, е) ответ Иова гл. 29—31 IV часть, речи Ягве — гл 38—42.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Прежде всего, говорит ли против существования дня очищения неупоминание этого дня в Пятикнижии в тех местах, где естественно ожидать этого упоминания? Нисколько. И в самом деле, в кн. Исх. (23:12, 14:17, 34:21−3) рядом с субботой поставлены только праздники: опресноков, жатвы, собирания плодов и праздник седмиц. О дне очищения здесь не упоминается. Но ведь не упоминаются здесь и праздники Пасхи и Кущей. А кто может отрицать существование и празднование этих праздников у евреев? Равным образом и в 16 гл. кн. Второзакония не один только день очищения не упоминается, но не упоминаются также праздники Жатвы и Собирания плодов, которые как видно из других мест Пятикнижия, были учреждены Богом, и праздновались евреями. Нисколько не говорит также против существования дня очищения, и неупоминание жертв и церемоний этого дня в 28 и 29 гл. кн. Чисел, где делается описание ежедневных и праздничных жертвоприношений. В этих главах содержится собственно описание только общих жертвоприношений, как ежедневных, так и праздничных. Особенных жертвоприношений разных праздников автор совершенно не касается. Поэтому не касается он весьма своеобразных, только в день очищения совершавшихся жертв и церемоний. Но что обряды и жертвоприношения дня очищения известны автору этих глав, на это указывают 7-й и 29-й стихи 29 главы, где упоминается как пост, так и примирительная жертва за грех , согласно с 16 гл. кн. Левит. 12 А что касается, наконец, 30:10 кн. Исход, где устанавливается ежегодное очищение кадильного жертвенника, то относительно этого места нужно сказать, что оно вовсе не стоит в противоречии с 16 гл., не «говорит совершенно иначе о ежегодной жертве примирения», 13 чем 16 глава. Здесь, напротив, вполне согласно с 16 гл., говорится об очищении кадильного жертвенника. В 16 гл. предписывается совершать очищение Святого Святых, Скинии собрания и жертвенника кровью жертвы за грех . Точно также в 30:10 кн. Исход предписывается «совершать очищение над рогами кадильного жертвенника однажды в год кровью очистительной за грех». И как в день очищения жертвенник очищался через возложение крови на рога его, точно так же и здесь, очищение кадильного жертвенника совершается через возложение на рога его крови очистительной жертвы за грех. Таким образом, 30:10 кн. Исход не говорит об особенной жертве примирения, но касается того же закона о дне очищения, о котором говорится в 16 гл. кн. Левит. Автор 16 гл. кн. Левит опустил подробное описание очищения кадильного жертвенника, потому что он говорил об этом очищении в 30 гл. кн. Исход, где он изложил постановления о жертвеннике курений. Поэтому 30:10 кн. Исход предписанием, чтобы первосвященник очищал также и кадильный жертвенник, восполняет это, намеренно сделанное опущение. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Гл. 20. Маркионитское сопоставление закона и Евангелия. Гл. 21. Сущность вещей и предание запрещает подобное сопоставление. Гл 22. Божественное благо, которое не явлено, не может быть узнано человеком, а поэтому для него и не существует. Гл. 23. Когда благой Бог желает разрешить людей от страданий, то Он направляет свою деятельность в чуждую ему область, так как, по учению Маркиона, люди созданы Демиургом, Гл. 24. Понятие об искуплении Богом только благим, но не всеправедным и правосудным, не верно. Гл. 25. Бог познается не по одной Своей благости, но и по другим Своим свойствам. Гл. 26. Например, по Своему правосудию, карающему за грех. Гл. 27. В противном случае сознание добра и зла представлялось бы человеку лишь только кажущимся. Гл. 28. Все исцеления, все спасительные установления, все заповеди в системе учения Маркиона теряют свой смысл и значение. Гл. 29. Запрещение Маркионом брака, в котором будто бы заключается что-то нечистое, несправедливо. Кн. II. Argumentum: Гл. 1. Так как Бог Маркиона, так называемый Бог чистого блага, не может быть признан, то нет никакого другого Бога, кроме Творца вселенной, Которого и нужно всем признавать. Гл. 2. Познать в совершенстве Бога для человеческих сил недостижимо. Гл. 3. То же, что Бог Сам Себя проявляет Своим творением, уже само по себе есть благо. Благо в свою очередь есть вечное свойство Боги, Гл. 4. Божеская благость в начале создала для людей местожительство – место их пребывания. Затем, по благости Своей, Бог дал людям закон. Гл. 5. Маркиониты говорят, что действительное существование зла в мире не может сочетаться с сущей благостью, предведением и всемогуществом Божиим. Гл. 6. О свободной воле человека по отношению к добру и злу. Гл. 7. Бог не мог препятствовать человеку злоупотреблять свободной волей, раз он человека одарил таковой. Гл. 8. Бог предназначил человека и сделал его способным к хорошей, добродетельной жизни. Это следует из того, что и до сих пор, следуя законам своей свободной воли, люди могут приходить к этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

7: твор. ч. 1, стр. 154. 155. Спб. 1847 г. О воскрес. плоти гл. 3: твор. ч. 3, стр. 59. Спб. 1850 г. Евсев. Церк. истор. кн. 5, гл. 28, стр. 317. Спб. 1848 г. Заблуждения эти были неодинаковы; но все они сходствовали в том, что или заимствованы были из философии языческой или образованы под ее влиянием. Так, «глубина», которую выдавал Валентин на начало всего, есть не что иное, как «вода», выдуманная Фалесом милетским (св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 1 и кн. 2, гл. 14: твор. стр. 5. 133. Париж, 1710 г.); глаголемые у последователей Марка «силы»: семь небес, свод небесный или осьмое небо, солнце и луна, которые почитали они образами невидимой десятерицы Валентина, произведенное им от слова и жизни, суть порождения Демокрита, утверждавшего, что от беспрерывного движения тел отделяются в мир сей известные «образы» (св. Ирин. там же: стр. 6. 84. 85. 133); а Валентинова «тень» и «пустота» заимствованы у Демокрита и Епикура, которые также разглагольствовали о «пустоте», называвшейся у них небытием, и об «атомах», слывших у них под именем бытия, подобно как и валентиниане называли небытием существовавшее вне их «плирома», а бытием – существовавшее внутри его (св. Ирин. там же, кн. 2, гл. 14: стр. 133). Маркион, Валентин, Апеллес и другие еретики отвергали воскресение мертвых (Тертулл. Прещ. прот. ерет. гл. 33: твор. ч. 1, стр. 179. Спб. 1847 г.); и то же самое делали последователи Епикура, Сенека, Пифагор и Емпедокл (Тертулл. О воскр. плоти, гл. 1: твор. ч. 3, стр. 54–55. Спб. 1850 г.). Гностики суесловили, якобы Спаситель есть извержение выдуманного ими плирома, составившееся из того, что только было в каждом эоне лучшего и благообразнейшего; а подобное разглагольствовал о своей пандоре Гезиод (св. Ирин. Прот. ерес. кн. 1, гл. 2 и кн. 2, гл. 14: стр. 12. 13. 134. Париж, 1710 г.). Гермоген утверждал, будто мир образован из готовой материи, содержавшей в себе сущность каждой вещи необходимо, так что Бог не мог сообщить смертному бессмертия или тленному нетления; а подобным образом учили стоики и все неведущие Бога поэты и писатели (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010