Сохранилось неск. памятников XVII - нач. XIX в. (МИХМ), где в числе др. Муромских святых изображена И. На них запечатлен образ праведницы, каким представляли его люди, знавшие о ней от своих родителей, но в то же время вписанный в рамки канона. Наиболее ранней в иконографии И. является икона «Муромские чудотворцы, с житием благоверных кн. Петра и кнг. Февронии» 1669 г. (МИХМ, см.: Иконы Мурома. 2004. С. 218-227. Кат. 39) - яркий и своеобразный памятник иконописи 2-й пол. XVII в., свидетельствующий об оригинальной местной традиции, сложившейся к этому времени. Образ был заказан и исполнен в Муроме для посадского храма вмч. Георгия в Кожевниках («7178 г[ода] октябр[я] в… ден[ь] написаны иконы Воскресение Х[ри]стово и муромских чудотворц[ев] и мучеников Х[ри]стовых Еоргия и Никиты и Бориса и Глеба въ стр[ас]тяхъ по обещанию Сидора Матвеева с[ын]а Лопатина»). В дореволюционных источниках И. обозначена как «неизвестное лицо» (Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов, в них находящихся, кон. XIX - нач. XX в.: Ркп//Науч. архив МИХМ. 29. Л. 50). Святые кн. Петр и кнг. Феврония, прав. Иулиания Лазаревская. Фрагмент иконы Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690? г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ) Святые кн. Петр и кнг. Феврония, прав. Иулиания Лазаревская. Фрагмент иконы Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690? г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ) В среднике иконы написаны наиболее известные местные чудотворцы: блгв. князья Константин, Михаил, Феодор, Петр, кнг. Феврония и И. (в наст. время это древнейшее из сохранившихся изображений Собора Муромских святых). Чудотворцы предстоят в молении образу Божией Матери «Знамение» в сегменте киноварного «неба», внизу - темно-зеленый позем с травами и цветами. И. показана крайней справа, в рост, вполоборота к центру, рядом с благоверными кн. Петром и кнг. Февронией, к-рой она уподобляется ростом и отчасти одеждой. Мирское одеяние И. почти не отличается от монашеских риз св. княгини, только более ярких тонов: на голове плат зеленоватого оттенка, верхняя одежда красно-оранжевого цвета с пунцовой подкладкой, нижнее одеяние светло-зеленое; правая рука поднята в молитвенном жесте (кисть сложена «горсточкой», как и у блгв.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАННУАРИЙ Прп. Ианнуарий Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, москва) Прп. Ианнуарий Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, москва) [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник, подвизавшийся в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , возможно, один из учеников прп. Зосимы Соловецкого (см. Зосима и Савватий , преподобные). Основанием для приблизительного установления времени жизни И. являются 2 памяти ему в месяцеслове Тропарника при Псалтири с восследованием 50-х гг. XVI в. (РГАДА. Ф. 181 (собр. МГАМИД). 716), обнаруженные в рукописи Л. В. Мошковой. Месяцеслов кодекса, имеющего севернорус. происхождение (но, вероятно, не связанного с Соловецким мон-рем), отражает ситуацию после канонизационных Соборов 1547 и 1549 гг., хотя и с нек-рыми архаическими чертами (так, св. кнг. Феврония Муромская названа здесь матерью св. князя Петра (Л. 375 об.- 376 об.) (см. ст. Петр (Давид) Георгиевич и Феврония (Евфросиния) , благоверные кн. и кнг.)). Под 16 июня в рукописи читается память «Аннуриа, пустынника Соловецъского манастыря» (Л. 373), указан тропарь 1-го гласа «Пустынныи житель» (отсылка к 29 сент.). Под 26 июня в Тропарнике указано «обретение честнаго телеси святаго преподобнаго отца нашего Аннуриа, пустынника Соловецъского манастыря» с тем же тропарем и кондаком 8-го гласа: «Свет мысленых въсприим, огнь мысленыи в сердци твоем вселився Христов, тя просветил есть, Аннурие, благодать с небеси прият, еже пети аллилуа» (Л. 376 об.- 377). Соловецкий пустынник Анурий упоминается в святцах XVII-XIX вв.: РНБ. Кир.-Бел. 493/750, XVII в. (2-я треть?), под 26 июня: «Преподобнаго отца Анурия, пустынника Соловецкого монастыря» (Л. 75 об.); в несохранившихся Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.), под 22 апр. и 26 июня (преставление); в рукописи «Описания о российских святых» XVIII в. из б-ки киевского Софийского собора ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549, 560); в старообрядческих Бабушкинских святцах 1-й четв. XIX в., под 21 апр. (БАН. Собр. Дружинина. 131 (164). Л. 177).

http://pravenc.ru/text/200379.html

вел. кн. Владимира, а для образа М.- наличие бороды и усов, как у блгв. кн. Бориса. Такое решение, возможно, восходит к иконографическим деталям пелены «Благоверные князья Киевские и Черниговские», входящей в состав того же вклада (60-е гг. XVII в., СИХМ; см.: Там же. С. 340-342. Кат. 143). Важным памятником в этом ряду является большая икона «Муромские чудотворцы, с изображением кремля и 40 клеймами жития блгв. князей Петра и Февронии» (1669, МИХМ; см.: Иконы Мурома. 2006. С. 218-227. Кат. 39). Образ был исполнен в Муроме для посадского храма вмч. Георгия, согласно вкладной надписи на обороте: г[ода] октября в […] ден[ь] написаны иконы Воскр[е]сение Х[рис]т[о]во, и Муромских чюдотворцев, и мучеников Х[ри]ст[о]вых Георгия, и Никиты, и Бориса и Глеба въ жит[и]ях, по обещанию Сидора Матвеева с[ы]на Лопатина». В среднике в позах молитвенного предстояния образу Божией Матери «Знамение» изображены местные чудотворцы: блгв. князья К., М. и Ф., Петр, Феврония и прав. Иулиания Лазаревская. Средник этого образа - древнейшее из сохранившихся изображений Собора Муромских святых. К. с чадами находится слева, причем он почти вдвое выше сыновей, как и св. кн. Петр в правой части композиции, к-рый возвышается над св. женами. По-видимому, местный мастер таким способом подчеркнул иерархическое старшинство св. князей К. и Петра по сравнению с молодыми княжичами и женщинами. Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Фрагмент иконы Божией Матери «Звезда Пресветлая», с Муромскими чудотворцами. Ок. 1690 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ) Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Фрагмент иконы Божией Матери «Звезда Пресветлая», с Муромскими чудотворцами. Ок. 1690 г. Иконописец А. И. Казанцев (?) (МИХМ) Образ молящегося К. и сыновей запечатлен также на иконе Божией Матери «Звезда Пресветлая», с припадающими Муромскими чудотворцами, ок. 1690 г. (МИХМ; см.: Иконы Мурома. 2006. С. 284-287. Кат. 53). Эта редкая по иконографии икона, созданная под влиянием сб. «Звезда Пресветлая» (см.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича). В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора . В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится источник свт. Николая Чудотворца. Мощи прп. Космы Яхромского почивают под спудом в Космином Успенском мон-ре в с. Небылом Юрьев-Польского р-на. В Покровском храме в Юрьеве-Польском хранятся мощи блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В Стефановом Махрищском мон-ре под спудом почивают мощи прп. Стефана Махрищского и свт. Варлаама Суздальского. В киржачском Благовещенском мон-ре находятся мощи основателя мон-ря прп. Романа Киржачского. Мощи прп. Лукиана , основателя Рождество-Богородицкой пуст. и александровского Успенского мон-ря, почивают в Рождество-Богородицкой пуст. в г. Струнино. В александровском Успенском мон-ре покоятся мощи прп. Корнилия. Св. мощи прп. старца Алексия (Соловьёва) почивают в Смоленской Зосимовой пуст. Александровского р-на. Св. останки священноисп. Петра Чельцова почивают в Пятницком храме в с. Пятница, близ храма находится св. источник. Святые источники Казанской иконы Божией Матери во Владимире (ул. 50-летия Октября), близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лакинске, в с. Новом Юрьев-Польского р-на, в Волосовом Николаевском мон-ре (Собинский р-н), в Боголюбском мон-ре. Другие святыни В числе древнейших почитавшихся в епархии святынь - Боголюбовский поклонный белокаменный крест XII в., стоявший на отмели р. Нерли, затем у храма Покрова Пресв. Богородицы, ныне хранится в ГВСМЗ. Белокаменный Святославов крест с предстоящими 1234 г., сооруженный в память закладки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в наст. время является экспонатом Юрьев-Польского историко-художественного музея и выставлен в стенах Георгиевского храма. В муромском Троицком мон-ре почитался крест, принесенный в Муром в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. С. Микушиным после бывшего ему во сне откровения; Микушин нашел святыню в 1657 г. при взятии рус. войсками Вильно на «помосте» одной церкви. В Сретенской ц. Мурома хранится чудотворный деревянный большого размера десятиконечный крест с предстоящими.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Собор Успения Пресв. Богородицы Свияжского мон-ря. 1561 г. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Большое число икон «новых чудотворцев» - рус. святых, канонизированных на церковных Соборах 1547 и 1549 гг., часто написанных на золоте, поступали, вероятнее всего, из государевой казны. В алтаре свияжской ц. во имя святых Константина и Елены на посаде упомянуты иконы преподобных Пафнутия Боровского, Димитрия Прилуцкого (названного Вологодским), Зосимы и Савватия Соловецких ( Французова. 2002. С. 372; см. также: Яблоков. 1907. С. 25); преподобных Александра Свирского, Димитрия Прилуцкого и Варлаама Хутынского - в приделе во имя свт. Андрея Критского этой же церкви; иконы Соловецких чудотворцев, Макария Калязинского и Варлаама Хутынского,- в свияжском Успенском мон-ре ( Французова. 2002. С. 363, 374; см. также: Яблоков. 1907. С. 25). В казанском Спасо-Преображенском мон-ре в казне хранились иконы «на золоте» «Макария чудотворца… Варламия чудотворца Хутынскаго… три образы на золоте Соловецких чюдотворцов, да Ерославских чюдотворцов, да Димитрия Прилуцкаго» ( Невоструев. 1877. С. 25). Помимо икон рус. преподобных было много икон св. князей: «образ благоверный скимник Олексей» (икона кн. Александра Ярославича Невского), «ярославских чудотворцев» (кн. Феодора Ростиславича Чёрного и его сыновей Давида и Константина), «великого князя Владимера и чад его Бориса и Глеба», а также «князя Петра и княгини Февроньи Муромских» ( Французова. 2002. С. 372). Приделы кафедрального Благовещенского собора в Казани были посвящены св. княжеским «двоицам»: братьям-страстотерпцам Борису и Глебу и супружеской чете Петру и Февронии Муромским; здесь находились храмовые иконы с их образами ( Невоструев. 1877. С. 19); в ризнице свияжского Успенского монастыря была пядничная икона, написанная на золоте, с изображением гибели прав. кн. Глеба («Убьенье Глеба» - Французова. 2002. С. 363). Нек-рые иконы и иконные пелены того времени сохранялись достаточно долго. В нач. XX в. в кафедральном Благовещенском соборе Казани почитались иконы Спасителя, Божией Матери и свт.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь. В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского. В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность. Святыни Благовещенского монастыря: — Рака с мощами св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев — Икона св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора — Икона св. преп. Илии Муромца с частице св. мощей — Икона Иверской Божией Матери — Икона св. бл. кн. Петра и Февронии — Икона Знамения Божией Матери — Икона Николая Чудотворца Свято-Троицкий женский монастырь Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви. По преданию, где-то здесь, на «Старом Вышнем городище», кн. Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен первоначальный деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. В 1642 году на месте обветшалой деревянной Троицкой церкви закладывается каменная. Через год поднялся стройный собор во имя Живоначальной Троицы. В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от Епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь. В 1648 г. над Святыми воротами строится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложно шатровым завершением. В 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители.

http://patriarchia.ru/db/text/129343.htm...

С нач. 1919 г. В. м. происходило повсеместно. 28 янв. 1919 г. состоялось В. м. свт. Тихона Задонского , 3 февр.- свт. Митрофана , еп. Воронежского и Елецкого. В февр. 1919 г. состоялось 25 публичных В. м., в основном в храмах Владимирской и Тверской губерний: св. блгв. кн. владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича , св. блгв. кн. Глеба Андреевича , св. блгв. кн. владимиро-суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского , св. блгв. кн. муромского Петра (Давида) и св. кнг. муромской Февронии , прп. Нила Столобенского и прп. Макария Калязинского и др. В апр. 1919 г. вскрытию подверглись 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 г. мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморина в честь Преображения Господня муж. мон-ря перевезены в Вологодский музей. В ответ на В. м. верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК: из Тверского епархиального совета - против В. м. прп. Нила Столобенского и передачи мощей в Музей религ. старины; из с. Б. Троицкое - об отмене постановления о передаче мощей в Музей церковной старины; от прот. Успенского собора Николая Любимова ходатайство об оставлении мощей группе верующих. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и «разъяснениями», что мощи не признаются богослужебными предметами и, следов., не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков». Надругательство над религ. чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, напр., в марте 1919 г. во время В. м. прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре близ Звенигорода и в др. местах. Возмущение и негодование верующих вызвало В. м. прп. Сергия Радонежского в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад) в апр. 1919 г. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон , Патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 г. Председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) Патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по В. м., к-рая сопровождалась закрытием мон-рей. Весной 1920 г. вскрытию подверглись мощи святых Ростова. Летом 1920 г. была национализирована Троице-Сергиева лавра.

http://pravenc.ru/text/155572.html

Убиение царевича Димитрия. Есть во всех. 20 . Обретение мощей митр. Алексия. Есть во всех. 23 . Обретение мощей епископа Ростовского Леонтия. Есть во всех. 24 . Память преп. Никиты, столпника Переяславского. Есть во всех. 28 . Преставление епископа Ростовского Игнатия. Есть во всех.  Июнь 1 . Преставление преп. Дионисия Глушицкого. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 9 . Преставление преп. Кирилла Белозерского. Есть во всех. 25 . Петра и Февронии Муромских. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. Июль 5 . Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 8 . Преставление преп. Прокопия, юродивого Устюжского. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 10 . Память преп. Антония Печерского. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг., перенесенная с 7 Мая 490 . 11 . Преставление вел. кн. Ольги. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 15 . Преставление вел. кн. Владимира, Есть во всех. 24 . Память князей Бориса и Глеба. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Макария Унженского. Есть во всех.  Август 2 . Преставление блаж. Василия, юродивого Московского. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Антония Римлянина. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 4 . Проявление мощей митр. Петра. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 21 . Преп. Аврамия Смоленского. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 24 . Перенесение мощей митр. Петра. Есть во всех. 30 . Преставление преп. Александра Свирского . Есть во всех. В служебнике 1655-го года находится 57 памятей. Б служебнике 1656-го года не достает против служебника 1655-го 27-ми памятей, а всех – 30 памятей. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг. против служебника 1656 г. лишних 18 памятей, а всех – 48 памятей. Из святых, канонизованных к общему празднованию, находятся не во всех святцах: 7 Сентября Иоанн, архиепископ Новгородский, 19 Сентября князья Ярославские Феодор, Давид и Константин, 27 Сентября Савватий Соловецкий, 23 Декабря митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

328 По изданию Кушелева, «от создания мира 6731 (1123) году посла Бог Своего верного слугу – блаж. к. Константина». Это – год кончины кн. Давида, брата Ярославова. – После смерти Давидовой Ярослав во второй раз пришёл из Чернигова в Муром. 329 По раскопкам Мерянских курганов открывается, что кресты и разные привески с изображениями христианскими встречаются в курганах вместе с монетами XI в. и начала XII в. Записки археолог. общ. 8, 103. 330 На том месте, где лежало выброшенное тело св. к. Михаила, поныне стоит часовня; это при везде в Московскую заставу, перед мостом, переброшенным через овраг. Владимир. древн. стр. 84. 331 Это говорит писатель XVI в., когда городская крепость была уже при Рождественском соборе, где мощи кн. Петра и к. Февронии. Писцовая книга 1687 г.: «на посаде в осыпи, где бывал острог, монастырь Благовещенский». – Владимир. сборн. 155. Ц. Феодор в грамоте от 26 мая 1595 г. «пожаловал есми Благовещение Прес. Богород., что в Муроме на посаде старого городища, где лежат Муромские чудотворцы кн. Константин» и пр. муз. Рум. 99. 332 Житие: «невернии же людие, видяще сия, дивляхуся, еже не по их обычаю творимо бе погребение, яко погробаему сыну самодержцеву в зник, на восток лицем, могилы верх холмом не сыпаху, но равно с землею, ни тризнища, ни дани (по др. сп. дымы), ни битвы, ни кожекроения, ни лице-драния, ни плача безмерного не творяху. И о том безумвии ругающеся и смеющеся вопрошаху христианы: что не по их обычаю погребение?» – Ниже Муромский оратор, славя перемену, совершившуюся в Муроме по принятии христианства, говорит: «идеже древия дуплеватая почитаеми беху ту ныне реки Богословия; идеже сквером злосмрадия, там ныне ливанная благовония... Где рекам и озерам требы кладущий? Где дуплинам древянным ветви убрусцами обвешающии и сим поклоняющийся? Где кладезем и поникам поклоняющейся, очные ради немощи умывающейся и сребреницы в ня поверзающеи? Где кони закаляющей по мертвым и ременная плетения древолазная с ними в землю покоповающеи и битвы и кроения и лиц настрекания и драния творящей? Где свирелия и горкая согрешения восклицающей?.. Идеже бо в Муромстей стране пройдеши, нигде не услышишя проклятых многобожных имен, ни Перуна, ни Ждабога, ни Мокоша, им же погании требы творяху». – В Муромских курганах IX и X в., разрытых в недавнее время, находили непременно коня, изображения змей, сожжённые кости зверей и птиц, идола из глины. О курганах Владпмир. губ. в запис. археол. общ. 8. 102. 103. – О крещении Муромцев (см. 321 стр. текста) в житии говорится: «священницы мазаху их хризмою, чело, очи, уста, ноздри, уши. И надета на ня венцы червленые, на главы их объяваша; на них же крест и белы ризы и ногавицы и сапоги и даша всем свещи горящи в руце и повелеша ити в церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1239 г. Муром был захвачен и сожжен одним из монголо-татар. отрядов (ПСРЛ. Т. 1. С. 201). В 1351 г. говорится об «обновлении отчины», т. е. о возобновлении Мурома, что подразумевало и восстановление храмов (Там же. Т. 7. С. 244). Местное предание повествует об этих событиях: «Прииде из Киева благоверный кн. Георгий Ярославич в Муром и постави себе дом... первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и вторый храм страстотерпцев Бориса и Глеба такожде обновил, и епископа по-прежнему у той церкви устроил именем Василия» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 39). Возведение кирпичного собора связывают с деятельностью царя Иоанна IV Васильевича Грозного, к-рый посетил Муром в 1552 г., во время военного похода на Казань (ПСРЛ . Т. 29. С. 86). Ранее, в 1547 г., церковный Собор, возглавляемый митр. Московским свт. свт. Макарием , причислил местночтимых св. князей Константина, Михаила и Феодора, а также благоверных кн. Петра и кнг. Февронию к лику святых. Находясь в Муроме, царь молился новопрославленным святым, прося заступничества в предстоящем сражении, обещая построить кирпичный храм и учредить муж. мон-рь. Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли государевы каменщики для возведения кирпичной церкви. «И начаша копати под храм пошву и обретоша мощи благоверного кн. Константина и чады его... в лето 7061 (1553.- В. Ч.) году месяца иуня 6 день» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 46 об.). После сооружения нового храма муромские купцы Четвертак Сычёв и Семен Попяткин написали в Москву о завершении строительства и об обретении мощей. По приказу царя Иоанна IV Грозного в Муром для Благовещенской ц. отправили книги, иконы, колокола, церковные облачения, утварь и покров на мощи. В Муром прибыл Рязанский и Муромский еп. Гурий (Лужецкий) , к-рый совершил освящение храма и переложил мощи князей Константина, Михаила и Феодора в специально устроенную раку. 24 янв. (год не указан, не ранее 1567/77) посадский храм был преобразован в муж. обитель (Там же. Л. 48).

http://pravenc.ru/text/2564378.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010