исповедовал греко-римскую языческую религию. была расположена на восток от Сирии, с верхней, северной части Месопотамской равнины. церковная служительница. Служение диаконисс состояло в следующем: они приготовляли женщин к крещению, научая, как и что должны они отвечать на вопросы крещающего и как вести себя после крещения, помогали епископу при крещении женщин и вместо него делали помазание частей тела, за исключением лба; смотрели за дверью церковною, в которую входили женщины в церковь, расставляли женщин по местам и наблюдали, чтобы они вели себя благочинно, присутствовали при беседах епископов и пресвитеров с женщинами, заботились о благотворительности по отношению к женщинам. В первые века диакониссы причислялись к клиру, а потом они поставлялись на свою должность по особому рукоположению; впоследствии рукоположение было запрещено, а затем прекратилось и самое служение диаконисс. святой первомученицы Феклы совершается 24 сентября. ( < < back) состязания в борьбе и беге, происходившие чрез каждые 4 года в Олимпии, городе, находившемся на юге Греции. Состязания эти имели характер греческих национальных торжеств. ( < < back) значит отлучение. Это есть предание отлученного на суд Божий. дворец — дворец префекта, начальника провинции. Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев Петр — Давид, князь муромский, был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он стал княжить в Мурому после старшего брата своего Владимира Юрьевича, вступив в управление княжеством 18 декабря 1203 года. муромских князей, князь Константин Святославич причислен к лику святых; память его празднуется 21 мая. в древности был центром северной ростово-суздальской области, ныне уездный город владимирской губернии. предание, что святая княгиня Феврония по происхождению своему была простою поселянкою, дочерью «древолазца бортника» из деревни Ласковой, Рязанской губернии. князь Петр и княгиня Феврония скончались в один день, 25 июня 1228 года, а по мнению преосвященного Филарета кончина их падает на 25 апреля 1228 года, причем 25 день апреля признается им за день их кончины, а 25 июня — за день открытия мощей. Прославление их началось в начале XVI века, а на Московском соборе 1547 года положено было местно праздновать память их. Впоследствии (вероятно с 1552 года) это празднование стало повсеместным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преставися в лето 6987»; мая 2 – перенесение мощей Бориса и Глеба в лето 6580; мая 3 – Феодосий Печерский , «успе в лето 6582»; мая 7 – Антоний Печерский, «успе в лето 6582»; мая 11 – Мефодий, «епископ Моравский, брат святому Кириллу философу, составльшему словенскую грамоту в лето 6363»; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский, «родом бе от немецкия страны успе в лето 6982»; мая 15 – Исаия Ростовский, «в лето 6672» и Евфросин Псковской, «поживе лет 95, успе в лето 6909»; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 19 – Корнилий Комельский и Игнатий Вологодский новый чудотворец. «Сей святый Игнатий бе преж великий князь на Угличе нарицаем в мире великий князь Андрей и потом согнан быв с престола своего и много лет в темници затворен пребыв в ней же и по премногу Богу угодив успе и положено тело его святое во обители Всемилостиваго Спаса иже есть на Прилуце»; мая 20 – обретение мощей Алексия митрополита в лето 6947; мая 21 – Константин князь муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 24 – Никита столпник Переяславский, «бе в лето 6614»; мая 26 – обретение мощей Макария Колязинского; мая 26 – новоявленный страстотерпец Георгий, пострадавший в Средце граде в лето 7022; мая 27 – обретение мощей митрополитов: Киприяна, Фотия и Ионы; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий, «успе в лето 6920»; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Сретение иконы Димитрия Прилуцкаго в лето 7011; июня 8 – Феодор архиепископ Суздальский; июня 9 – Кирилл Белозерский, «успе в лето 6933»; июня 13 «успение Андроника, ученика Сергия Радонежского в лето 6983»; июня 15 – успение Симеона архиепископа Новгородского; июня 19 – Антоний Сийский; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июня 26 – « Дионисий Суздальский архиепископ, созда Печерский монастырь иже в Нижнем Новеграде. Преставижеся святый Дионисий в Киеве, тамо и погребен бысть в пещерах киевских; бяше же той в лето 6860»; июля 4 «обретение мощей Евфимия Суздальского в лето 7015»; июля 5 «обретение мощей Сергия Радонежскаго в лето 6466»; июля 8 – Прокопий Устюжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому они потребовали, чтобы князь «отпустил» незнатную жену. Местные предания говорят, что в тот раз бояре припомнили нелюбимой княгине не только низкое происхождение, но и обвиняли ее в связях с нечистой силой. В результате вступившийся за жену князь вместе с ней был изгнан из города. «Повесть» описывает изгнание князя и княгини более красочно; согласно этому описанию князь Петр предлагает сделать выбор самой Февронии. Она же, подобно сказочным героиням, устраивает боярам игру в загадки, не желая никаких сокровищ, но только своего супруга. Узнав об этом, князь соглашается с выбором мудрой жены. Далее «Повесть» говорит о том, что святые князь и княгиня вместе с сопровождающей их свитой были посажены в ладьи и отправились по Оке. Местные муромские предания уточняют подробности путешествия святых Петра и Февронии. Согласно этим муромским преданиям, супруги с несколькими сопровождающими на небольшой ладье поплыли по Оке к Перемиловским горам. Здесь изгнанники сошли на берег и устроили несколько шалашей. В одном из них и поселились святые Петр и Феврония. Согласно «Повести», князь, оказавшийся в таких незавидных обстоятельствах, очень переживал и недоумевал, что же ему делать и как жить дальше. И лишь увещевание и утешение верной супруги не давали ему окончательно упасть духом. Местные же предания добавляют «чудесных» подробностей в рассказ об изгнанническом бытии святых Петра и Февронии. Например, источник, внезапно забивший из земли для утешения князя и княгини. Или имя, данное княгиней горам, приютившим изгнанников. Поэтому, согласно местным преданиям, изгнание святых Петра и Февронии не выглядит тягостным. Напротив, время, проведенное любящими людьми в единении с окружающим миром, представляется своего рода «раем в шалаше». Но изгнание продолжается недолго. В Муроме, как и в любом городе с сильным влиянием народного веча, сразу же начинаются нестроения. Выплеснулась наружу и вражда бояр. Так что волей-неволей пришлось звать князя Петра с княгиней Февронией обратно в Муром. Дети

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Припев: Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас. От сердца приносимое вам хваление,/ хотя и рукою недостойною,/примите, блаженные, и сотворите о нас/мольбу ко Христу Богу. Слава, Троичен: Певцам, Тебе поющим, Пресвятая Троица,/согрешения прости, как Преблагая,/молитв ради Петра и Февронии,/дабы нам воспевать Тебя вовеки. И ныне: Ставшая сосудом Божества,/просвети меня, Чистая, да поступаю по воле Света,/воссиявшего от чрева Твоего, Пречистая,/и просветившего верных сердца. Песнь 9 Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем/мы, спасенные Тобою, Дева чистая,/с сонмами бесплотных Тебя величая. Припев: Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас. С юности вашей вы имели/совесть чистую пред Богом,/потому, пожив во благочестии,/к селениям вышним перешли./Молите же Христа о нас,/дабы мы вас с любовью почитали. Как предстоящие Святой Троице/с преподобными и праведными,/молитесь, блаженные, об избавлении нас/от всякой грозы и гнева,/дабы мы вас непрестанно величали. Слава: Люди твои молят тебя, богоблаженный Петр:/моли Христа вместе с премудрою Февронией,/с которой ты в мире богоугодно пожил,/об избавлении нас от всяких зол. И ныне: О, чудо великое!/Как вместился во чрево Твое Христос Бог,/ни в чем не вмещаемый?/Его о восхваляющих Тебя, Дева, моли,/да от бед и от людей беззаконных/избавляет нас всегда. Светилен Благоговейно празднующим память вашу,/богоблаженные Петр и Феврония,/вместе пожившие мирно и благочестиво,/молите Христа грехов отпущение даровать/рабам вашим. Слава, и ныне, Богородичен: Пресвятая Богородица, упование наше и похвала,/Тебя единую зная,/мы поклоняясь с верою, молим:/«Брака не познавшая святая Мария,/покров и ограждение наше,/и Помощница находящимся в бедах!/Моли Христа, Сына Твоего, за рабов Твоих,/ибо мы на Тебя надеемся». Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским О великие угодники Божии и предивные чудотворцы благоверные князь Петр и княгиня Феврония, града Мурома покровители и хранители, и о всех нас усердные ко Господу молитвенники! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святые молитвы ваши ко Господу Богу и испросите нам у благости Его все потребное для душ и телес наших: веру правую, надежду благую, любовь нелицемерную, благочестие непоколебимое, в добрых делах успех, миру умиротворение, земле плодородие, воздуха благорастворение, душе и телу здравие и вечное спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

В Муроме правление князя Давида было справедливым и милостивым. Благочестивая и разумная княгиня весьма помогала князю своими советами и делами благотворительности. Своей добротой и обходительностью она решительно покорила сердца муромских бояр и подчинила их своему влиянию. Оба супруга жили по заповедям Господним. Покоили странников и облегчали участь всяких несчастных. Чтили священнический и иноческий чин, ограждая их от нужды. Вели жизнь постническую, чистую. Были у них дети, которых они воспитывали в страхе Господнем. Такая благочестивая супружеская жизнь и управление Муромским княжеством без перерыва продолжались у них четверть века. Достигши преклонной старости и чувствуя приближение кончины, они облеклись в иноческие одеяния и приняли монашеские обеты: Давид с именем Петра, Евфросиния с именем Февронии. На пасхальной неделе 1228 года скончался сначала младший из их сыновей, Святослав, а потом они оба почили в один день: сначала Петр, потом Феврония. Согласно их завещанию, они положены были в один гроб. После разных чудес торжественное прославление их последовало в XVI веке. Святые мощи их почивают в муромском соборе. Являя собой образец доброго христианского супружества, они на месте почитаются покровителями христианских супругов. Прекрасные иконно-художественные изображения святых Петра и Февронии кисти известного художника П. Сведомского имеются в киево-владимирском соборе на столбах с правой стороны. Весьма интересна в своей многосложности жизнь святого Феодора Ростиславича, князя Смоленского и Ярославского, по прозванию Черный. Он жил во второй половине XIII века, в первое время татарского ига. Он был сын смоленского князя Ростислава Мстиславича, имел двух братьев. Воспитанный в страхе Божием, он издетства был боголюбив, но вместе с тем отличался воинской отвагой и мужеством. После смерти отца при разделе наследного удела братья обидели его, предоставив ему один незначительный город Можайск. Однако он не гневался на несправедливых братьев. Умный и добрый князь Можайский сумел так устроить городок свой, что он скоро стал и людным, и небедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Святые канонизованные собором к всецерковному празднованию, общие всем трем спискам, суть 170 : 1 . митрополит Иона 171 , 30-го Марта, 2 . архиепископ Новгородский Иоанн, 7-го Сентября, 3 . Пафнутий Боровский, 1-го Мая, 4 . Никон Радонежский, 17-го Ноября, 5 . Макарий Колязинский, 17-го Марта, 6 . Михаил Клопский, 11-го Января, 7 и 8. Зосима и Савватий Соловецкие 172 , 17-го Апреля, 9 . Павел Обнорский, 10-го Января, 10 . Дионисий Глушицкий, 1-го Июня, 11 . Александр Свирский , 30-го Августа. 173 По списку, в котором предназначенных к общецерковному празднованию святых 12-ть, лишний противу предшествующих есть: 12 . великий князь Александр Ярославич Невский, 23-го Ноября, В третьем списке двое лишних против второго списка суть: 13 . епископ Новгородский Никита, 26-го Апреля, и 14 . Савва Сторожевский, 3-го Декабря 174 . При имени каждого, предназначенного к всецерковному празднованию, святого в указе собора прибавляется: «пети и праздновати повсюду», и потом в заключение всего списка святых предписывается относительно их: «и которым святым повелево праздновати повсюду, и вы бы тем святым праздновали по прежеуложенному (вар. преждеписанному) уставу святых отец и по сей нашей соборной грамоте». Перечисленные святые различаются в указе, конечно, не без намерения, прилагаемым к их именам эпитетом, который есть – или «великий чудотворец», или «новый чудотворец». Великими чудотворцами называются: митр. Иона, Иоанн, архиепископ Новгородский, Пафнутий Боровский и Макарий Колязинский; все прочие называются новыми чудотворцами. Святые предназначенные собором к местному празднованию во всех трех списках одни и те же 9-ть, именно: 1 . Максим юродивый Московский 175 , 13-го Августа, относительно празднования которому говорится: «пети и праздновати на Москве», 2–4. князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские, 21-го Мая, – «пети и праздновати в Муроме», 5 и 6. князь Петр и княгиня Феврония Муромские, 25-го Июня, – «пети и праздновати в Муроме ж 176 , 7 . епископ Тверской Арсений, 2-го Марта, – «пега и праздновати в Твери», 8 и 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рязанские свв. - житие Собор Рязанских святых - празднование Русской Православной Церкви. Празднуется 10 июня Установлен 12 января 1987 года по инициативе архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . День празднования был приурочен ко дню обретения мощей святителя Василия Рязанского. В Собор Рязанских святых входят: Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля) Блгв. Глеб, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) Блгв. Михаил Муромский, князь (+ XII; память 21 мая) Блгв. Феодор Муромский, князь (+ XII; память 21 мая) Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ после 1114, память 27 августа) Блгв. Ирина Муромская, княгиня, супруга св. Константина Муромского (+ ок. 1129) Блгв. Константин Святославич Муромский, князь (+ 1129; память 21 мая) Прп. Илия Муромец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1188; память 19 декабря) Блгвв. кнн. Петр и Феврония Муромские (+ 1228; память 25 июня) Блгв. Роман Рязанский, князь (+ 1270; память 19 июля) Свт. Василий Рязанский, еп. (+ 1295; память 12 апреля, 21 мая, 10 июня, 3 июля, 10 июля, Неделя всех святых) Свт. Иона Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня) Прп. Матфей Чернеево-Шацкий, игумен (+ 1573; память 5 октября) Прав. Иулиания Лазаревская (+ 1604; память 2 января) Свт. Феодорит Рязанский, архиепископ (+ 1617; память 10 сентября) Прп. Феодул Соловецкий, Рязанец, пустынник (+ сер. XVII) Сщмч. Мисаил Рязанский, Шацкий, архиеп. (+ 1655; память 9 апреля) Прп. Досифея (Тяпкина), Киевская (+ 1777; память 25 сентября) Блж. Василий Рязанский (Кадомский) (+ 1848; память 2 мая) Прп. Иларион Затворник, Троекуровский (Тамбовский) (+ 1853; память 5 октября) Свт. Филарет (в схиме Феодосий, Амфитеатров) Киевский, митр. (+ 1857; память 21 декабря)

http://pravicon.com/info-3296

Благоверный князь Петр княжил в Муроме в XIII столетии. Когда в молодых летах страдал он тяжкой болезнью, и вылечила его дочь крестьянина-пчеловода Феврония, девица очень умная и красивая, то он женился на этой девице. При вступлении на великокняжеский престол, муромская знать объявила князю, что он должен или оставить Муром, или отпустить жену, потому что она оскорбляет знатных боярынь своим происхождением. Тогда князь, верный долгу христианского супруга, лучше согласился отказаться от великокняжеского престола и жить в скудости, чем разойтись с женой. Феврония со своей стороны утешала мужа, говоря, что Бог не оставит их в бедности. И скоро бояре муромские, вынужденные раздорами, пригласили князя на престол. Князь Петр правил княжеством правдиво, милостиво, без суровой строгости, но и без слабости. И супруга его Феврония была очень благочестивая и любила благотворительность. Оба они чуждались как гордости, так и корысти, очень заботились о несчастных, почитали священнический и монашеский чин, вели жизнь постническую и целомудренную. Весьма поучителен следующий случай из жизни княгини Февронии. Однажды, во время катания на реке, некто из вельмож, женатый человек, смотря на прекрасную княгиню, имел худые помыслы. Княгиня, заметив это, приказала ему почерпнуть воды с одной стороны судна, а затем с другой и хлебнуть той и другой. Вельможа сделал это. Тогда Феврония спросила его: «Есть ли разница между той и другой водой?» и, когда тот отвечал, что нет, сказала: «Точно так одинаково естество женское, поэтому напрасно, оставляя жену свою, ты думаешь о другой». В старости святые князья приняли иноческое пострижение с именами Давида и Ефросинии, оба почили в один день в 1228 г. и, по завещанию, погребены были в одном гробе. Мощи их почивают в Муроме, в соборном храме. Святые Петр и Феврония сами были примерными супругами, поэтому прибегают к ним супруги с молитвами о своем счастье. 26-е число Преподобный Давид подвизался в Фессалии. С молодых лет он возлюбил Бога и, оставив мир, построил себе шалаш под миндальным деревом, в 3 верстах от города, и здесь прожил 79 лет, терпя холод и зной и соблюдая строгий пост. Приходивших к нему он учил благочестию и таким образом делал много добра. Бог прославил его еще при жизни: всякую ночь граждане видели, что из его шалаша исходил свет. Скончался преподобный в 540 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Обнаженные мощи преподобного Феодосия Тотемского выставлены в Спасо-Преображенском соборе для обозрения публики с 12 до 17 часов. С первой попытки превратить тотемских православных в любознательных экскурсантов не удается. Прихожане, паломники, горожане, оскорбленные неслыханным поруганием, срывают исполкомовскую печать. Игумен Кирилл снимает стеклянный колпак со святых мощей и возвращает преподобного в гроб. Ему и его прихожанам уездные власти предъявляют обвинение в контрреволюции; убоявшись, однако, волнений, которые могут устроить «врожденные фанатики», «жалкие остатки трупа гражданина Феодосия Суморина» переносят из Тотьмы в Вологду, в областной краеведческий музей. В подвале, в деревянной колоде – выдолбленном из цельного куска гробу, укрытом пожелтевшими листами бумаги, – и почивали святые мощи до 1988 года. В феврале 1919 года Наркомюст провозгласил кампанию по вскрытию мощей православных святых. Красноармейцы громят монастырь Святой Троицы на реке Свирь под Петроградом. Пораженные, стоят над разверстым саркофагом с нетленными мощами преподобного Александра Свирского монахи; «восковой куклой» объявляют святого безбожники и изымают серебряную раку. Публичное глумление происходит повсеместно. Святой Тихон Задонский , святой Митрофан, епископ Воронежский и Елецкий; 25 вскрытий в храмах Владимирской и Тверской губернии: святой благоверный князь владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, святой благоверный князь Глеб Андреевич, святой благоверный князь владимиро-суздальский Андрей Юрьевич Боголюбский, святой благоверный князь муромский Петр и святая княгиня муромская Феврония, преподобный Нил Столобенский и преподобный Макарий Калязинский… 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. В марте 1919 года Святейший Патриарх Тихон обратился к Ленину: «.Вскрытие мощей нас обязывает стать на защиту поруганной святыни и вещать народу: Должно повиноваться более Богу, нежели человеку…» Ответом было нанесение Святейшему ножевых ран некой дамочкой, ранее прославившейся покушением на Распутина. 13 Река Кубань

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Из века в век русские книжники переписывали следующую схему христианского неоплатоника, находя в ней неисчерпаемый источник вдохновения в идее иерархии. Таблица 5 Девять чинов ангельских и земных Девять чинов ангельских и земных В эту византийскую схему Древняя Русь сумела привнести одно важное новшество, которое можно считать древнерусским изобретением. У Дионисия Ареопагита в схему чинов не вписаны миряне, т. е. они как будто вне Церкви, прикладное, обслуживающее Церковь сословие, не достойное святого иерархического места. Миряне в Древней Руси в бытовой организации довольно рано начинают мало чем отличаться от монашества. Святцы ранней Русской Церкви буквально пестрят святыми мирянами, начиная от равноапостольных Владимира и Ольги, св. благоверных князей Бориса и Глеба и других, почитаемых наряду с подвижниками и иноками, прославившимися аскетическими подвигами. Святые миряне, благоверные князья, крестьяне и духовенство, живущие по иноческому уставу, – это явление вызывало недоумение и восхищение иностранцев (например, у инока Павла Алеппского, прибывшего в Россию в середине XVII b. 45 ). Канонизация святых мирян была привычной практикой уже в Киевской Руси (по преимуществу канонизировали святых князей, заступников и покровителей русской земли), ко времени возвышения Москвы в святцы попадали благочестивые жены, святые дети и отроки, юродивые и нищелюбцы. Получила распространение тенденция канонизации семейных пар (Владимир и Агрипина Ржевские, благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, праведные Иоанн Устюжский и Мария, преподобные Кирилл и Мария Радонежские и др.). Во множестве были прославлены жены-мирянки (Феодосия – Евфросиния, мать благоверного князя Александра Невского, Евфросиния Полоцкая, княгиня Иулиания Тверская и преподобная Иулиания Лазаревская, праведная Гликерия Новгородская и др.), в подвиге которых особенно подчеркивалось милосердие, нищелюбие, трудолюбие, супружеская верность, рассудительность и любовь к Церкви. Брак на Руси рассматривался не просто как, по выражению ап.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010