«День семьи, любви и верности» 8 июля 2015 года в восьмой раз будет праздноваться по всей России Москва, 3 июля 2015 г.      В России в течение многих веков 8 июля празднуется День памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Светский праздник Дня семьи, любви и верности, отмечаемый в наше время многими россиянами разных вероисповеданий, произошел именно от этого православного праздника. В 13 веке городом Муромом правили князь Петр и княгиня Феврония, дочь пасечника, вылечившая князя от серьезной болезни. Петр полюбил и взял в жены простолюдинку, преодолев сопротивление боярского окружения, не пожелавшего подчиняться его жене. Супруги прожили жизнь в верности и любви и умерли в один день. Мощи святых покоятся в Свято-Троицком монастыре Мурома. Память о чудесах и подвигах этих святых передавалась из поколения в поколение. Петр и Феврония княжили в Муроме в XII-XIII веках, были образцом супружеской любви и верности, и умерли в один день. В XVI веке они были причислены к лику святых и считаются православными покровителями семьи. Инициатива появления нового общероссийского праздника принадлежала жителям Мурома. В 2008 году идею широкого празднования Дня семьи, любви и верности поддержали многие общественные организации и деятели, Русская Православная Церковь, а Оргкомитет празднования возглавила Светлана Владимировна Медведева. Символом праздника выбрана ромашка. Издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Из года в год география празднования Дня семьи, любви и верности неуклонно ширится. Праздничные мероприятия проходят в этот день от Калининграда до Камчатки, а также в ближнем и дальнем зарубежье. В 2014 году День семьи, любви и верности отмечался в 45 странах. Практически в каждом городе России в этот день происходят многочисленные бракосочетания. Во многих регионах 8 июля проводится акция «8 июля - День без разводов». Традиционным днем венчания для всех, соединяющих себя узами брака во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, стал дополнительный день празднования памяти святых, установленный Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2012 году - воскресный день, предшествующий 19 сентября, в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году. Летний день памяти Петра и Февронии, приходящийся на 8 июля, совпадает с Петровым постом, когда таинство венчания не совершается.

http://pravoslavie.ru/80392.html

Святые покровители любви — иконы Предлагаем вниманию читателей подборку икон наиболее известных и почитаемых покровителей любви и семейного счастья. 14 февраля, 2013 Предлагаем вниманию читателей подборку икон наиболее известных и почитаемых покровителей любви и семейного счастья. Предлагаем вниманию читателей подборку икон наиболее известных и почитаемых покровителей любви и семейного счастья. Святые Петр и Феврония Муромские Муромские чудотворцы Петр и Феврония издавна считаются покровителями семейного благополучия. Петр отказался от княжеской власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Супруги отправились в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре призвали их обратно. После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час. Вопреки воле усопших, их тела были положены  в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Памятник Петру и Февронии в Муроме Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев Фрагмент коптской иконы Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века. Святые мученики Гурий, Самон и Авив Эти святые почитаются как покровители замужних женщин. Им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою», а также о даровании счастливого супружества. Святые проповедники Гурий и Самон умерли мученической смертью во времена гонений на христиан в третьем веке нашей эры. Через много лет диакон едесской церкви Авив сам пришел к палачам, не желая, чтобы вместе с ним по приказу императора-язычника Ликиния (311-324) разыскали других христиан. Он был приговорен к сожжению и похоронен рядом со святыми Гурием и Самоном. Святитель Николай Чудотворец Святитель Николай — один из самых почитаемых на Руси святых. Он родился в 258 году в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии. Николай Угодник был епископом портового города Мир.

http://pravmir.ru/svyatye-pokroviteli-ly...

Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония Благоверные князь Петр и княгиня Феврония В историю жизни Петра и Февронии народная память внесла явно сказочные детали. Возможно, народ не мог иначе выразить красоту любви этих праведников. Записанное в XVI в. сказание о жизни Петра и Февронии начинается с того, что крылатый змей стал любовником жены муромского князя Павла, в котором историки по времени жизни узнают князя Владимира, скончавшегося в 1203 г. Желая освободиться от змея и его колдовства, жена князя выведала у змея, что тому суждено умереть «от Петрова плеча и Агрикова меча». Однажды незнакомый мальчик указал брату Павла Петру, где спрятан Агриков меч. Пётр зарубил змея, но от брызнувшей на него крови покрылся язвами, от которых никак не мог излечиться. Дальнейшая часть жития вполне правдоподобна. Некая девица Феврония в рязанской деревне Ласково взялась вылечить Петра, если он женится на ней. Вначале Пётр не поверил девице, но, загадав ей загадку, был удивлён мудрым ответом. Пётр помазал мазью Февронии свои язвы в бане и выздоровел. Но не женился на деве, а вернулся в Муром. После чего болезнь вернулась к нему. Тогда Пётр покаялся и взял Февронию в жёны. Когда Павел умер, Пётр стал муромским князем. Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку. Верный Пётр предпочёл оставить Муром вместе с Февронией. Из Мурома княжеская чета ушла по Оке. В одной лодке с Февронией находился человек, который смотрел на княгиню с блудными помыслами. Княгиня велела мужчине зачерпнуть и выпить воды сначала с одной стороны лодки, потом с другой. И спросила: – Одинакова вода или одна слаще другой? – Одинаковая, госпожа, вода. – Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь? Так, будучи целомудренна сама, прозорливая Феврония давала и другим уроки целомудрия. В Муроме началась борьба за власть. Никто из бояр её не добился, зато многие нашли смерть. Тогда бояре умолили Петра и Февронию вернуться на княжение. Долгая жизнь Петра и Февронии была украшена щедрым милосердием. Пётр был всем муромцам отцом, а Феврония – ласковой матерью. Незадолго до смерти Пётр принял монашеский постриг с именем Давида, а Феврония – с именем Евфросинии. Евфросиния поселилась в Крестовоздвиженском монастыре, который был поставлен на берегу Оки вблизи места первого крещения муромцев. Монастырь был полностью разрушен, сейчас на месте кельи св. Февронии-Евфросинии, по ул. Экземплярского, бывшей Воздвиженской, стоит памятный крест.

http://azbyka.ru/palomnik/Муром

Конференция «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония» прошла в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями 9 июля 2009 г. 16:35 8 июля в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями прошла конференция «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония — пример нравственности, чистоты и душевного тепла в семье» Конференция проводилась  в рамках праздничных мероприятий, посвященных Дню семьи, любви и верности. Организаторами праздника, который проводился при поддержке Префектуры ЦАО города Москвы и Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви , стали Содружество православных деятелей культуры, науки и образования и приход храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами при участии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Союза сторонников политической партии «Справедливая Россия». Праздник начался с молебна в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами перед иконой благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, с частицами их мощей, который совершил настоятель храма протоиерей Константин Татаринцев. Перед началом конференции было оглашено приветствие организаторам и участникам праздничных торжеств от председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы Федерального Собрания РФ Е.Б. Мизулиной. Затем многодетным родителям, являющим образец семейных отношений и воспитания детей, от имени Председателя Совета Федерации Федерального Собрания С.М. Миронова были вручены Приветствия-Поздравления. На конференции с докладами выступили специалисты по древнерусской культуре. Также своим опытом поделились народная артистка СССР Р.В. Маркова; Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации С.М. Крамаренко; Герой Российской Федерации, член отряда космонавтов С.И. Нефедов; президент фонда «Планета детей» М.В. Смирнова; руководитель фонда «Омофор», генерал-майор А.В. Черкасов и другие представители ветеранских и молодежных организаций. Праздничные мероприятия закончились концертом. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/690280.htm...

звавшийся Ярославлем (Рукоп. Рязанские достопамятности. Герберштейн, стр. 48). В 1123 году умер старший брат Ярослава Давид, князь Черниговский. Ярослав занял старший стол Черниговского княжества, а Муром предоставил племяннику своему Всеволоду Давидовичу, но вследствие княжеских междоусобий должен был возвратиться в прежний свой удел. Ум. в Муроме, в 1129 году родоначальником князей Муромских и Рязанских. Св. тело его положено было в Благовещенском, построенном им храме, при котором, в XVI веке, устроился монастырь, существующий доныне. Благочестивая княгиня Ирина скончалась во время княжения супруга ее в Чернигове. Князья – Михаил убиенный и Феодор почивают в Муроме подле родителя. На Соборе 1547 г. установлено праздновать в Муроме 21 мая св. кн. Константину с чадами его. В 1552 г. царь Иоанн на пути в Казань, быв в Муроме, поклонялся «благоверным князьям», испрашивая их помощи; а в следующем году открыты мощи их и освящен новый храм, построенный царем, по обету, для их мощей, с приделом во имя их. «Повесть о князе Константине и его чадах», в полном своем составе, содержит сказания о древнейшем состоянии города Мурома, о водворении в нем христианства Константином, о восстановлении города кн. Юрием, далее сказание о епископе Василии и рассказ о обретнии мощей Муромских просветителей» (Ключевский, стр. 281). Св. князь Константин изображен отроком на выходной картине «Сборника 1073 года», принадлежащего отцу его. В «Иконописном Подлиннике»: «Константин, подобием надсед, власы кудряв, брада аки Власиева поуже, на конце раздвоилась, на главе шапка красная и ризы на нем княжеския. Михаил и Феодор, оба млади, одеяние на них шубы княжеския; обретены быша мощи их в лето 7063» (Филимонов, стр. 350). 442. Святая и благоверная болярыня Иулиана яже бысть в селе Лазаревском чудотворица преставися в лето 7112 месяца января во 2 день Благочестивая и праведная помещица XVII века, дочь царского ключника Иустина Недюрева, осталась в детстве сиротою, воспитывалась у родной бабки своей Анастасии Васильевны Лукиной. Вступила на 17 году в брак с Юрием Осоргиным, владельцем села Лазаревского близ Мурома, человеком благородным и богатым,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

— Теперь давай перейдем на другую сторону. И с этой стороны зачерпни воды и попробуй. Человек так и сделал. — И что? — спросила мудрая Феврония. — Которая вода слаще? — Обе одинаковы, — ответил человек. — Да, вода одинакова, один вкус. Так и женская натура, она одинакова. А ты, забыв свою жену, о чужой думаешь. Человек понял всю силу прозорливости святой, перестал таить в своей душе грешные мысли. На быстрой ладье летели по Оке вестовые жителей Мурома, посланники крестьян и мастеровых. Крепко полюбились им князь Петр и княгиня Феврония. Не мыслили они жизни княжества без их управления. Воспротивились они боярам, которые навязали своего правителя. Начались даже в Муроме большая распря и кровопролитие. — Господин наш, княже! — умоляли послы. — Если и прогневали тебя и рассердили, не желая Февронии, не держи обиды. Бог нас вразумил. Многие вельможи погибли, передравшись из-за желания властвовать. Не хотим никого в князи, кроме тебя, и желаем, чтоб княгиня твоя царствовала над нашими женами. Тут же, на судне, был отслужен благодарственный молебен, судно развернулось, гребцы — будто кто вдохнул в них удесятеренные силы — налегали на весла. Как любящие мать и отец относились к своим людям князь Петр и его светлая княгинюшка Феврония. По евангельским заповедям они одевали убогих, призирали нищих, лечили больных, сирот устраивали в новые семьи, принимали странников, избавляли бедных от напасти. В трудах и согласии Это было самое счастливое и благоденственное время для Муромского княжества. По молитвам святых Февронии и Петра Господь был милостив к Муромской земле: вовремя приходила дружная весна, наступало лето красное, колосились хлеба, убиралось сено, приходила щедрая осень, сменявшаяся крепкой русской зимой. Колокола церквей сзывали народ на службу, деточки учились грамоте в воскресных школах, а малышей в дружных семьях было много. Еще при жизни в совместных молитвах святые супруги просили Бога, чтобы их кончина была в один день и час. Приготовили они себе один каменный гроб на двоих. В гробу было два ложа, разделенных каменной перегородкой.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи не показаны следующия: сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; октября 23 – Иаков Боровицкий; декабря 3 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; января 31 – Никита епископ Новгородский; февраля 12 – Алексий митрополит; июня 5 – Феодор Ярославич, великий князь; июня 15 – Иона митрополит Московский; июня 25 – Петр князь (во иноцех Давид) и Феврония княгиня (в иночестве Евфросиния) Муромские; июля 10 – Антоний Печерский; июля 15 – Владимир князь. В святцах нашей рукописи отмечены следующия памяти русских святых, которых нет в современном нам Церковном Уставе: сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприян митрополит; октября 5 – митрополиты: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; ноября 27 – Всеволод князь Псковской; ноября 28 – Феодор епископ Ростовский; декабря 23 – Филипп митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 26 – Варсанофий епископ Тверской; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 19 – Иоанн «князь Углецкий», во иноцех Игнатий; мая 26 – Макарий Калязинский; июня 3 – Димитрий царевич; июня 3 – Сретение образа Димитрия Прилуц; июня 8 – Василий и Константин, Ярославские князья; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андроник Московский; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 4 – Петр митрополит; августа 8 – Зосима и Савватий Соловецкие; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; августа 14 – Феодосий Печерский . Из славянских святых в святцах рукописи отмечены: октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; яяваря 14 – Савва Сербский ; февраля 14 – Кирилл епхискоигь Катанский; июня 2 – Иоанн Сочавский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внучка знаменитого святого Мстислава Ростиславича Храбраго, дочь праведного Мстислава Мстиславича Удалого, великая княгиня Ростислава (в крещении Феодосия) была супругой великого князя Ярослава Всеволодовича, первого великого князя, занявшего престол уже под игом татар. Вскормив большую семью и деля с супругом страшное общерусское горе, гибель родных князей, скорбь подневолья, она пережила еще ужасное горе: смерть старшего, любимого сына в цветущей молодости. Покорно приняла она этот крест, говоря: «Ты, Господи, дал; Ты и взял. Да будет благословенно имя Твое». В конце жизни постриглась она с именем Евфросинии и по кончине (4 мая 1244 г.) схоронена близ сына в соборной церкви Юрьевского новгородского монастыря. Князь Феодор Ярославич славился удивительною красотой внешнею и возвышенною душой. По воле отца, он уже должен был вступить в брак. Уже готова была невеста, созваны князья и вельможи, как вдруг напала на жениха внезапная болезнь и, вместо свадебного пира, пришлось положить его в гроб (5 июня 1233 г.). Народ плакал вместе с родителями. Летописец в таких словах отмечает это событие: «Преставился князь Феодор, сын Ярославль вящший, и положен бысть в монастыре святого Георгия (Юрьевъ), и еще млад, и кто не пожалует сего? Сватба пристроена, меды уварены, невеста приведена, князи позвани, и бысть в веселия место плач и сетование за грехи наши». Когда в 1614 г. шведы взяли Новгород, они вынули гроб святого князя Феодора из земли и открыли его. Митрополит новгородский Исидор перенес гроб в Софийский собор. Мощи оказались не только нетленными, но от них совершались и многие чудеса. Он почивают открыто в серебряной раке… Этот князь был старший брат св. Александра Невского. В Переяславском соборе почивают нетленные мощи св. Андрея, князя смоленского (XIII b.). Св. Петр и Феврония Муромские. Великий князь Константин Всеволодович Полна необыкновенных обстоятельств была жизнь святых супругов князей муромских. Младший брат удельного князя муромского, Давид, в молодых летах тяжело заболел: все его тело покрылось струпьями. В той стране славилась красотой и умом дочь пчельника, именем Евфросиния. Она вылечила его мазью. Князь в радости дал обещание жениться на ней. Но потом, как прошла первая радость, он раздумал, находя, что неприлично ему жениться на девушке столь незначительного происхождения. После такого решения болезнь снова напала на него, и Евфросиния опять излечила больного. Тогда Давид женился на ней. Пришло время — он стал после брата наследником престола Муромского. Но бояре муромские объявили ему: «Твоя жена оскорбляет своим происхождением наших боярынь; или отпусти ее, или уходи из Мурома». Хорошо поступил тут князь — он решил лучше остаться верным супруге, с которою был венчан пред алтарем и которая столько сделала для него, чем без нее пользоваться властью, и ушел из Мурома.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Истинным образцом христианского супружества являются святые Петр и Феврония. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак. Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, – муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. В настоящее время святые мощи угодников Божиих покоятся в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома. Богослужения у чтимой иконы благоверных Петра и Февронии совершаются в московском храме Вознесения Господня на Большой Никитской. Из молитвословий святым Петру и Февронии, Муромским чудотворцам Тропарь, глас 8 Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/tselom...

Услышав такие лживые слова, София вывела Евфимию и в праведном гневе воскликнула: – Злодей, лукавый человек и убийца! Знаешь ли ты эту отроковицу? Знаешь ли, какой смерти предал ты ее, клятвопреступник?! Преступный готф затрепетал и сделался безгласным, как мертвый. Раздраженные эдессяне схватили его, заключили накрепко в комнате и о всем возвестили блаженному епископу Эдессы Евлогию. Не нужно было новых доказательств для удостоверения злодеяний варвара; чудо святых страстотерпцев было свежо в памяти у всех, да и варвар признался во всем. Преосвященный Евлогий донес обо всем воеводе, начальствовавшему над греческим войском. Немедленно назначен был суд, и готф, как нарушитель супружеской верности, губитель невинности, клятвопреступник и убийца, был приговорен к смерти. Просьбы боголюбивого епископа и Софии с дочерью пощадить по христианскому милосердию его жизнь не убедили воеводу: – Боюсь прогневить святых мучеников, если помилую столь ужасного злодея, – сказал он, и по его велению преступник был обезглавлен. 5 . Теперь несколько примеров святой целомудренной жизни из русской истории. Святой Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, до принятия правления Муромом после своего старшего брата заболел тяжелой болезнью – все его тело покрылось струпьями. Его вылечила дочь одного бортника (пчеловода) по имени Феврония. Это была очень умная и красивая девушка. По словам и поступкам Февронии князь узнал ее светлую и чистую душу и дал слово жениться на ней. Но выздоровев и, может быть, по навету окружающих, нашел неприличным иметь жену из простого народа. Болезнь возобновилась, и Феврония снова вылечила его. На этот раз князь решил, что такова воля Божия, и женился на Февронии. Когда после смерти брата Петр вступил в правление Муромским княжеством, то вскоре подвергся оскорблениям со стороны знатных лиц. Всем хорош Муромский князь, да вот молодая княгиня не нравится: не знатного рода, муромские боярыни гораздо знатнее родом, а должны ее почитать. И вот порешили муромцы, что не должны их знатные жены унижаться пред простолюдинкой, и стали просить князя заключить ее в монастырь, а себе взять другую жену, знатного рода. Пришли бояре в княжеский терем и сказали князю:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010